ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1859/2016 от 10.06.2016 Ленинскогого районного суда г. Костромы (Костромская область)

Дело № 2а-1859/2016

РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

«10» июня 2016 года

Ленинский районный суд г. Костромы в составе:

председательствующего судьи Коровкиной Ю.В.

при секретаре Серебряковой А.С.

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города Костромы «Средняя общеобразовательная школа № 13» об оспаривании предписания государственных инспекторов ТОНД г. Костромы ГУ МЧС по Костромской области об устранении нарушений требований пожарной безопасности,

установил:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города Костромы «Средняя общеобразовательная школа № 13», далее МБДОУ г. Костромы СОШ №13 обратилось в суд с административным иском к Территориальному отделу надзорной деятельности города Костромы УДН и ПР ГУ МЧС России по Костромской области о признании незаконным предписания от <данные изъяты> года по устранению нарушений требований пожарной безопасности, указывая, что с dd/mm/yy года государственными инспекторами города Костромы по пожарному надзору Ковшовым А.А., Шальновой А.Н., при участии эксперта сектора СЭ ФГБУ «СЭУ ФПС ИПЛ по Костромской области» Баева М.Н., проведена плановая выездная проверка соблюдения обязательных требований пожарной безопасности МБДОУ г. Костромы СОШ №13 при осуществлении уставной деятельности в здании, расположенном по адресу: .... В ходе проведенной проверки выявлены нарушения требований пожарной безопасности, установленных Правилами противопожарного режима, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации № 390 от 25 апреля 2012 года, СНиП 21-01-97 «Пожарная безопасность зданий и сооружений». Федеральным законом от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности». Федеральным законом от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», выразившиеся в следующем:

1) пожарная декларация, представленная на объект защиты, содержит недостоверные сведения в части принятых нормативных документов по пожарной безопасности, выполнение которых должно быть обеспечено на объекте защиты;

2) количество звуковых пожарных оповещателей, их расстановка и мощность не обеспечивают уровень звука во всех местах постоянного и временного пребывания людей в соответствии с требованиями норм, а именно: уровень звука системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре не соответствует нормативным показателям :- по местам замеров № в соответствии с таблицей протокола испытаний от dd/mm/yy; 3) заполнение дверного проема электрощитовой не соответствует требованиям по пределу огнестойкости конструкции. В помещение электрощитовой установлена деревянная дверь обитая железом, вместо противопожарной двери 2-го типа;

4) при эксплуатации эвакуационного выхода не обеспечивается соблюдение требований нормативных документов по пожарной безопасности. Ширина эвакуационного выхода в свету, ведущего непосредственно на улицу из помещения спальни Структурного подразделения «Дошкольное отделение» составляет 0,7 метра, вместо положенных 1,2 метра;

5) при эксплуатации эвакуационного выхода не обеспечивается соблюдение требований нормативных документов по пожарной безопасности. Ширина эвакуационного выхода в свету, ведущего непосредственно на улицу из помещения подготовительной группы Структурного подразделения «Дошкольное отделение» составляет 0,7 метра, вместо положенных 1,2 метра;

6) коридор на втором этаже, длина которого составляет 75,75 метра не разделен противопожарными перегородками 2-го типа на участки, длина которых не должна превышать 60 метров;

7) коридор на третьем этаже, длина которого составляет 70,1 метра не разделен противопожарными перегородками 2-го типа на участки, длина которых не должна превышать 60 метров;

8) не обеспечено устранение повреждений огнезащитного покрытия металлических косоуров лестничного марша с первого по третий этажи, расположенного в правом крыле здания школы. Огнезащитный слой косоуров имеет видимые повреждения в виде отслоений, трещин;

9) не обеспечивается содержание наружного ограждения на крыше основного здания в исправном состоянии, в части его частичного отсутствия в результате механических повреждений;

10) не организовано не реже 1 раза в пять лет проведение эксплуатационных испытаний ограждения на крыше с составлением соответствующего протокола испытаний;

11) на крыше пристройки к основному зданию (Лит А.1) с уклоном кровли свыше 12%, высотой 9,3 метра отсутствует ограждение;

12) для предотвращения распространения продуктов горения при пожаре в помещения различных этажей (помещение кухни расположенное на втором этаже, учебный кабинет на третьем этаже, помещение чердака) по воздуховодам систем общеобменной вентиляции не предусмотрена установка противопожарных нормально открытых клапанов;

13) вентиляционное оборудование общеобменной вентиляции размещенное на чердаке здания, не выделено в отдельное помещение, ограждающими конструкциями которое должны иметь пределы огнестойкости не менее Е1 45;

14) на основании пунктов 6.4.33 и 6.4.3.4 ГОСТ 53292-2009 следует считать поверхностную огнезащитную обработку стропил и обрешетки чердачного помещения здания - не качественной. Протокол испытаний № 4-2-2/16 от 29 февраля 2016 года.

В соответствии с предписанием от dd/mm/yy по устранению нарушений требований пожарной безопасности МБДОУ г. Костромы СОШ №13 часть выявленных нарушений (пункты 1, 2, 4 - 14 предписания) надлежит устранить в срок до dd/mm/yy. С данным сроком МБДОУ г. Костромы СОШ №13 не согласна в силу следующего. По результатам приемки образовательных организаций к новому учебному году Администрацией города Костромы совместно с ГУ МЧС России по Костромской области подготовлен План мероприятий по устранению нарушений требований пожарной безопасности. Указанный план утверждён и.о. главы Администрации города Костромы О. В.Болоховцом и согласован начальником ТОНД города Костромы управления надзорной деятельности ГУМЧС России по Костромской области М.А. Кравченко. Указанный План мероприятий не содержит указание на наличие выявленных нарушений и необходимость их устранения в определенные сроки. МБДОУ г. Костромы СОШ №13 выполняет все необходимые требования в пределах выделенных бюджетных ассигнований на 2016 год. Полагает, что План мероприятий, подписанный по результатам приёмки образовательных организаций, имеет решающее значение в определении сроков устранения замечаний, при планировании финансово-хозяйственной деятельности дошкольное образовательное учреждение придерживалась указанного Плана мероприятий. Считает недопустимым, что начальник ТОНД города Костромы управления УНД ГУ МЧС России по Костромской области М.А.Кравченко сначала составляет план, согласовывает сроки и при плановой проверке дошкольного образовательного учреждения, а впоследствии считает его недействительными. Проверку проводил государственные инспекторы города Костромы по пожарному надзору, работающие под руководством Кравченко М. А. Полагает, что у МБДОУ г. Костромы СОШ №13 не имелась возможность для соблюдения правовых норм (обязательства выполняются в пределах выделенных ассигнований, работа осуществляется по утверждённому плану устранения предписаний в пределах плана финансово - хозяйственной деятельности). Решением Думы города Костромы от 17 декабря 2015 года № 273 «О бюджете города Костромы на 2016 год» не предусмотрены расходы на выполнение работ по устранению нарушений, указанных в предписании по устранению нарушений требований пожарной безопасности от dd/mm/yy. Данные расходы будут предусмотрены в бюджете города Костромы на 2017 год. В связи с тем, что проведение ремонтных работ в дошкольном образовательном учреждении возможно только в период летнего останова, исполнение предписания по устранению нарушений требований пожарной безопасности от dd/mm/yy возможно только к dd/mm/yy. Кроме того, в соответствии с пунктом 1.1 СНиП 21-01-97 «Пожарная безопасность зданий и сооружений» настоящие нормы и правила устанавливают общие требования противопожарной защиты помещений, зданий других строительных сооружений на всех этапах их создания и эксплуатации. Следовательно, СНиП 21-01-97 подлежат применению как в процессе проектирования и строительства объекта, так и в ходе его эксплуатации. Согласно пункту 1.7 СНиП 21-01-97 необходимость приведения существующих зданий в соответствие с данными нормами определяется пунктом 8.5 СНиП 10-01-94 «Система нормативных документов в строительстве. Основные положения», которые утратили силу с 1 октября 2003 года. В соответствии с пунктом 8.5 СНиП 10-01-94, действовавших на момент введения в действие СНиП 21-01-97, на существующие здания и сооружения, запроектированные и построенные в соответствии с ранее действующими нормативными документами, вновь разрабатываемые документы не распространяются, за исключением случаев, когда дальнейшая эксплуатация таких зданий и сооружений приводит к недопустимому риску для безопасности жизни и здоровья людей. В таких случаях в силу приведенной нормы компетентные органы исполнительной власти или собственник объекта должны принять решение о реконструкции, ремонте или сносе существующих зданий и сооружений. Таким образом, при введении в действие СНиП 21-01-97 распространение их действия на ранее введенные в эксплуатацию здания и сооружения не предусматривалось, за исключением случаев недопустимого риса для безопасности жизни и здоровья людей. При этом соответствующие требования СНиП 21-01-97, по смыслу пункта 4.3 данных правил и пункта 8.5 СНиП 10-01-94, подлежал применению лишь в ходе реконструкции или ремонта здания. Системный анализ приведенных выше норм позволяет сделать вывод о том, что в отношении введенных в эксплуатацию до введения в действие СНиП 21-01-97 данные правила подлежат применению только в части установленных ими требований пожарной безопасности, предъявляемых к противопожарному режиму эксплуатации объекта. Содержащиеся в СНиП 21-01-97 требования пожарной безопасности, относящиеся не к противопожарному режиму эксплуатации здания (сооружения), а к его конструктивным, объемно-планировочньм и инженерно-техническим характеристикам, соблюдение которых применительно к конкретному эксплуатируемому зданию (сооружению) потребует их изменения, подлежат соблюдению только в случае реконструкции или капитального ремонта данного здания (сооружения), а не в процессе его текущей эксплуатации. Здание Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города Костромы «Средняя общеобразовательная школа № 13» принято в эксплуатацию в 1960 году. Устранение указанных в пунктах 3, 4, 5, 6, 7, 11 предписания нарушений связано с конструктивным изменением здания и его ремонтом. Таким образом, учреждение, использующее здание, построенное до введения в действие СНиП 21-01-97, не обязано вплоть до проведения реконструкции или капитального ремонта данного здания соблюдать требования СНиП 21-01-97. С учетом изложенного, руководствуясь статьями 175 - 180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, частью 2.9 статьи 77 Федерального закона от dd/mm/yy № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», просят суд

признать незаконным предписание от dd/mm/yy по устранению нарушений требований пожарной безопасности в части установления срока устранения выявленных недостатков до dd/mm/yy; и в части применения положений СНиП 21-01-97 «Пожарная безопасность зданий и сооружений».

В судебном заседании директор Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города Костромы «Средняя общеобразовательная школа № 13» Урюпина Г.А. уточнила исковые требования, просила суд признать незаконным предписание от dd/mm/yy по устранению нарушений требований пожарной безопасности в части установления срока устранения выявленных недостатков по пунктам 4-7 и 9-14 до dd/mm/yy, просила установить им срок до dd/mm/yy.

Представитель ТОНД г. Костромы УНД и ПР ГУ МЧС по Костромской области по доверенности Булатов А.Ю. требование о признании незаконным предписания не признал, поскольку срок устранения нарушений установлен МБОУ достаточный, при вынесении предписания ими учитывалось финансовое и имущественное положение МБОУ. Нарушения, указанные в пп. 4,5,6,7,12,13,14 представляют угрозу жизни и здоровью детей в случае пожара, соответственно, данные нарушения должны быть устранены до начала учебного года. Вместе с тем, с учетом характера нарушения и имущественного положения истца, считал возможным изменить срок выполнения пп. 9-11 предписания до dd/mm/yy.

Заинтересованное лицо главный специалист ТОНД г. Костромы УНД и ПР ГУ МЧС по Костромской области Ковшов А.А. в судебном заседании требования полагал необоснованными, согласился с пояснениями представителя ТОНД г. Костромы УНД и ПР ГУ МЧС по Костромской области Булатова А.Ю., доводы указанные истцом в иске о необоснованности применения СНиП 21-01-97 считал необоснованными, поскольку в 2011 году в школе проводился капитальный ремонт, во время проведения которого СНиП 21-01-97 уже действовал, и должен был применяться.

Заинтересованное лицо государственный инспектор города Костромы по пожарному надзору Шальнова А.Н. в судебное заседание не явилась, извещалась надлежащим образом, причина её неявки суду не известна.

Допрошенный в качестве специалиста представитель Управления финансов администрации города Костромы Молодцов А.В. в судебном заседании пояснил, что МБОУ города Костромы «Средняя общеобразовательная школа № 13» является бюджетным учреждением, его финансирование осуществляется из городского бюджета в пределах установленных решением Думы «О бюджете города Костромы» лимитов. На счету школы денежных средств не имеется и в бюджете города Костромы денежные средства на устранение требований пожарной безопасности не запланированы. Пояснил, что теоретически возможно внесение изменения в решение Думы О бюджете г. Костромы на текущий год, но как это будет на практике, он не знает, поскольку бюджет дефицитный.

Выслушав доводы участвующих в деле лиц, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующему.

В соответствии со статьей 46 ( частями 1 и 2) Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

Реализуя указанные конституционные предписания, статья 218 КАС РФ предоставляет гражданину, организации право оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Судом установлено, что dd/mm/yy государственными инспекторами города Костромы по пожарному надзору Ковшовым А.А. и Шальновой А.Н. была закончена плановая выездная проверка соблюдения требований пожарного законодательства в отношении МБОУ города Костромы «Средняя общеобразовательная школа № 13», расположенного по адресу ....

По результатам данной проверки dd/mm/yy государственными инспекторами ТОНД г. Костромы ГУ МЧС по Костромской области в адрес МБОУ города Костромы СОШ № 13 выдано Предписание об устранении следующих нарушений требований пожарной безопасности:

1) пожарная декларация, представленная на объект защиты, содержит недостоверные сведения в части принятых нормативных документов по пожарной безопасности, выполнение которых должно быть обеспечено на объекте защиты – срок устранения до dd/mm/yy;

2) количество звуковых пожарных оповещателей, их расстановка и мощность не обеспечивают уровень звука во всех местах постоянного и временного пребывания людей в соответствии с требованиями норм, а именно: уровень звука системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре не соответствует нормативным показателям :- по местам замеров № в соответствии с таблицей протокола испытаний от dd/mm/yy- срок устранения до dd/mm/yy;

3) заполнение дверного проема электрощитовой не соответствует требованиям по пределу огнестойкости конструкции. В помещение электрощитовой установлена деревянная дверь обитая железом, вместо противопожарной двери 2-го типа - срок устранения до dd/mm/yy;

4) при эксплуатации эвакуационного выхода не обеспечивается соблюдение требований нормативных документов по пожарной безопасности. Ширина эвакуационного выхода в свету, ведущего непосредственно на улицу из помещения спальни Структурного подразделения «Дошкольное отделение» составляет 0,7 метра, вместо положенных 1,2 метра- срок устранения до dd/mm/yy;

5) при эксплуатации эвакуационного выхода не обеспечивается соблюдение требований нормативных документов по пожарной безопасности. Ширина эвакуационного выхода в свету, ведущего непосредственно на улицу из помещения подготовительной группы Структурного подразделения «Дошкольное отделение» составляет 0,7 метра, вместо положенных 1,2 метра- срок устранения до dd/mm/yy;

6) коридор на втором этаже, длина которого составляет 75,75 метра не разделен противопожарными перегородками 2-го типа на участки, длина которых не должна превышать 60 метров- срок устранения до dd/mm/yy;

7) коридор на третьем этаже, длина которого составляет 70,1 метра не разделен противопожарными перегородками 2-го типа на участки, длина которых не должна превышать 60 метров- срок устранения до dd/mm/yy;

8) не обеспечено устранение повреждений огнезащитного покрытия металлических косоуров лестничного марша с первого по третий этажи, расположенного в правом крыле здания школы. Огнезащитный слой косоуров имеет видимые повреждения в виде отслоений, трещин- срок устранения до dd/mm/yy;

9) не обеспечивается содержание наружного ограждения на крыше основного здания в исправном состоянии, в части его частичного отсутствия в результате механических повреждений- срок устранения до dd/mm/yy;

10) не организовано не реже 1 раза в пять лет проведение эксплуатационных испытаний ограждения на крыше с составлением соответствующего протокола испытаний - срок устранения до dd/mm/yy;

11) на крыше пристройки к основному зданию (Лит А.1) с уклоном кровли свыше 12%, высотой 9,3 метра отсутствует ограждение- срок устранения до dd/mm/yy;

12) для предотвращения распространения продуктов горения при пожаре в помещения различных этажей (помещение кухни расположенное на втором этаже, учебный кабинет на третьем этаже, помещение чердака) по воздуховодам систем общеобменной вентиляции не предусмотрена установка противопожарных нормально открытых клапанов- срок устранения до dd/mm/yy;

13) вентиляционное оборудование общеобменной вентиляции размещенное на чердаке здания, не выделено в отдельное помещение, ограждающими конструкциями которое должны иметь пределы огнестойкости не менее Е1 45- срок устранения до dd/mm/yy;

14) на основании пунктов 6.4.33 и 6.4.3.4 ГОСТ 53292-2009 следует считать поверхностную огнезащитную обработку стропил и обрешетки чердачного помещения здания - не качественной. Протокол испытаний от dd/mm/yy- срок устранения до dd/mm/yy;

Полагая данное предписание незаконным в части установленных сроков выполнения Предписания, а также в части необходимости применения требований СНиП 21-01-97, МБОУ города Костромы СОШ № 13 обратилось в суд с настоящим административным иском в суд, с требованием о продлении установленного срока до dd/mm/yy.

Рассматривая доводы истца о незаконности предписания в части установленных сроков устранения нарушений, суд исходит из следующего.

В соответствии со ст. 1 ФЗ «О пожарной безопасности» пожарная безопасность - состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров.

Согласно ст. 34 названного Закона граждане имеют право на защиту их жизни, здоровья и имущества в случае пожара.

В силу статей 2, 20, 41 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства. Каждый имеет право на жизнь и охрану здоровья. Детство находится под защитой государства.

В пункте 3 статьи 3 "Конвенции о правах ребенка" указано, что государства - участники Конвенции обеспечивают, чтобы учреждения, службы и органы, ответственные за заботу о детях или их защиту, отвечали нормам, установленным компетентными органами, в частности в области безопасности и здравоохранения и с точки зрения численности и пригодности их персонала, а также компетентного надзора.

Согласно п.2 ч.ч. 6,7 ст.28 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации; соблюдать права и свободы обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, работников образовательной организации. Образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, за реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом, качество образования своих выпускников, а также за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.

Согласно Уставу Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города Костромы «Средняя общеобразовательная школа № 13» является некоммерческой организацией, не имеющей извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности

Директор Учреждения является единоличным исполнительным органом Учреждения, осуществляет текущее руководство и решает вопросы деятельности Учреждения, не отнесенные действующим законодательством к компетенции Учредителя, Комитета, в том числе: без доверенности действует от имени Учреждения, представляет интересы Учреждения в судах, органах государственной власти и органах местного самоуправления, а также в отечественных и зарубежных организациях; открывает счета в финансовых органах, пользуется правом распоряжения имуществом и средствами Учреждения в пределах, установленных законом и настоящим Уставом, обеспечивает рациональное использование финансовых средств; несет ответственность за жизнь и здоровье обучающихся и работников Учреждения во время образовательного процесса; и др.

В соответствии со статьей 37 Федерального закона Российской Федерации «О пожарной безопасности» от 21.12.1994 года № 69-ФЗ, руководитель организации обязан соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны, содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использование не по назначению.

В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» должностные лица органов государственного пожарного надзора в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право выдавать организациям и гражданам предписания об устранении выявленных нарушений требований пожарной безопасности, о проведении мероприятий по обеспечению пожарной безопасности на объектах защиты.

Предписание об устранении нарушений требований законодательства представляет собой ненормативный правовой акт должностного лица, уполномоченного на осуществление государственного контроля (надзора), выявившего соответствующие нарушения, возлагающий на лицо, в деятельности которого эти нарушения установлены, обязанности по их устранению в определенные сроки. При этом в силу положений пунктов 2, 8, 9 статьи 18 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» при применении к юридическим лицам мер государственного принуждения, направленных на устранение выявленных нарушений обязательных требований, должностные лица органов государственного контроля (надзора) обязаны соблюдать права и законные интересы проверенного лица, не допускать их необоснованного ограничения и обосновывать свои действия. В этой связи предписание должностного лица органа государственного контроля (надзора) об устранении нарушений требований, выявленных при проверке юридического лица, должно содержать законные требования, соблюдение которых обязательно в силу закона, быть обоснованным как с юридической, так и с фактической стороны и возлагать на лицо, которому оно выдается, реально исполнимые обязанности.

Согласно п. 59 Административного регламента Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий исполнения государственной функции по надзору за выполнением требований пожарной безопасности, утвержденного приказом МЧС России от 28.06.2012 № 375, сроки устранения выявленных нарушений требований пожарной безопасности устанавливаются должностным лицом органа ГПН с учетом характера нарушения, а также исходя из имущественного и финансового положения (для государственных, муниципальных учреждений), организационных и технических условий, влияющих на их устранение.

Как следует из пояснений ответчика, при вынесении предписания финансовое и имущественное положение МБДОУ учитывалось.

Оспаривая установленный в предписании срок, МБОУ фактически ссылается на отсутствие денежных средств необходимых для выполнения предписания в целом в 2016 году в связи с тем, что расходы на данные цели не заложены в бюджет.

Вместе с тем, отсутствие или недостаточность бюджетного финансирования не освобождает истца от исполнения возложенных на него обязанностей по устранению нарушений требований пожарной безопасности, так как действующее законодательство не ставит в зависимость выполнение данных требований от наличия либо от отсутствия необходимых для этого денежных средств и не может служить основанием для признания предписания надзорного органа незаконным, поскольку законодательно не закреплен порядок установления срока выполнения предписания.

Учитывая вышеизложенное, предписание ТОНД г. Костромы УНД и ПР ГУ МЧС России по Костромской области № от dd/mm/yy года выданное МБОУ города Костромы «Средняя общеобразовательная школа № 13» об устранении нарушений требований пожарной безопасности, суд считает законным.

Доводы истца о том, что расходы на выполнение работ по устранению нарушений, указанных в предписании не предусмотрены решением Думы г. Костромы «О бюджете г. Костромы на 2016 год», суд находит неубедительными, поскольку законодательством, в том числе Положением о бюджетном процессе в городе Костроме, утвержденном решением Думы г. Костромы от 29.08.2008 года № 133 предусмотрена возможность внесения изменений в решение Думы «О бюджете города Костромы», что подтверждается также пояснениями представителя Управления финансов администрации города Костромы.

Вместе с тем, принимая во внимание позицию административного ответчика в судебном заседании относительно возможности изменения срока исполнения предписания по пунктам 4, 5, 6, 7, 12, 13, 14 до начала учебного процесса, и по пунктам 9, 10, 11 до dd/mm/yy, суд, с учетом характера подлежащих устранению нарушений требований пожарной безопасности, с учетом проделанной МБОУ работы по устранению считает возможным требование истца об изменении сроков предписания частично удовлетворить, изменив срок выполнения данных пунктов предписания до указанной даты. Установление более длительного срока не будет отвечать целям пожарной безопасности.

Доводы административного истца, изложенные в иске о неправомерности возложения на МБОУ обязанности по устранению нарушений требований СНиП 21-01-97, здание которого введено в эксплуатацию в 1960 году, суд считает необоснованными.

Согласно пункту 1.7 СНиП 21-01-97 необходимость приведения существующих зданий в соответствие с данными нормами определяется пунктом 8.5 СНиП 10-01-94 «Система нормативных документов в строительстве. Основные положения», которые утратили силу с dd/mm/yy.

В соответствии с пунктом 8.5 СНиП 10-01-94, действовавших на момент введения в действие СНиП 21-01-97, на существующие здания и сооружения, запроектированные и построенные в соответствии с ранее действующими нормативными документами, вновь разрабатываемые документы не распространяются, за исключением случаев, когда дальнейшая эксплуатация таких зданий и сооружений приводит к недопустимому риску для безопасности жизни и здоровья людей. В таких случаях в силу приведенной нормы компетентные органы исполнительной власти или собственник объекта должны принять решение о реконструкции, ремонте или сносе существующих зданий и сооружений.

В судебном заседании установлено, что в 2011 году проводился капитальный ремонт школы, при проведении которого, соответственно, должны были соблюдаться требования СНиП 21-01-97, более того, нарушения требований СНиП 21-01-97 выявленные в МБОУ СОШ №13 в ходе проверки, касаются эвакуационных выходов, и представляют угрозу жизни и здоровью детей обучающихся в школе, в связи с чем, СНиП 21-01-97 подлежат применению как в процессе проектирования и строительства объекта, так и в ходе его эксплуатации.

На основании вышеизложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд

решил:

Административный иск Муниципального бюджетного образовательного учреждения г. Костромы «Средняя общеобразовательная школа № 13» к Территориальному отделу надзорной деятельности г. Костромы УНД и ПР ГУ МЧС по Костромской области об оспаривании предписания государственных инспекторов ТОНД г. Костромы ГУ МЧС по Костромской области об устранении нарушений требований пожарной безопасности, удовлетворить частично.

Изменить срок выполнения Предписания ТОНД г. Костромы ГУ МЧС по Костромской области от dd/mm/yy в части пунктов 4, 5, 6, 7, 12, 13, 14 до dd/mm/yy, в части пунктов 9, 10, 11 - до dd/mm/yy.

В удовлетворении остальной части исковых требований Муниципального бюджетного образовательного учреждения г. Костромы «Средняя общеобразовательная школа № 13» – отказать.

Решение может быть обжаловано в Костромской областной суд в течении месяца, со дня принятия судом решения в окончательной форме.

Судья - Коровкина Ю.В.

Мотивированное решение изготовлено dd/mm/yy.

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>