ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-185/19 от 22.04.2019 Ногликского районного суда (Сахалинская область)

Дело № 2а-185/2019

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

22 апреля 2019 года пгт. Ноглики Сахалинской области

Ногликский районный суд Сахалинской области в составе председательствующего судьи Кучук Н.Ю., при секретаре Спириной Т.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к Управлению Министерства юстиции Российской Федерации по Сахалинской области о признании незаконным решения об отказе в государственной регистрации некоммерческой организации в качестве юридического лица и возложении обязанности осуществить государственную регистрацию некоммерческой организации в качестве юридического лица,

УСТАНОВИЛ:

ДД.ММ.ГГГГФИО1 обратилась в суд с административным иском к Управлению Министерства юстиции Российской Федерации по Сахалинской области (далее – Управление), в котором указала, что является учредителем Семейно-родовой общины коренных малочисленных народов Севера «<данные изъяты>. ДД.ММ.ГГГГ административный истец обратилась в Управление с заявлением о государственной регистрации указанной некоммерческой организации в качестве юридического лица, приложив документы, предусмотренные пунктом 5 статьи 13.1 Федерального закона от 12 января 1996 года №7-ФЗ «О некоммерческих организациях» и пунктом 28 Административного регламента предоставления Министерством юстиции Российской Федерации государственной услуги по принятию решения о государственной регистрации некоммерческих организаций, утвержденного Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ в адрес административного истца поступило уведомление об отказе в государственной регистрации от ДД.ММ.ГГГГ, в связи с тем, что в подпункте 2.4 пункта 2 Устава организации не определены виды предпринимательской деятельности, кроме того, в Уставе не определен порядок распределения доходов от реализации излишков продуктов традиционной хозяйственной деятельности и изделий традиционных промыслов. Административный истец считает отказ в государственной регистрации незаконным, поскольку в учредительных документах организации содержатся все необходимые сведения, об отсутствии которых утверждает административный ответчик в обоснование принятого решения. Так, сведения о видах предпринимательской деятельности изложены в подпункте 2.2 Устава организации в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности, а порядок распределения доходов от реализации излишков продуктов традиционной хозяйственной деятельности и изделий традиционных промыслов определен пунктом 9 Устава «Распределение прибыли и убытков общины».

Административный истец просит признать незаконным решение Управления об отказе в государственной регистрации Семейно-родовой общины коренных малочисленных народов Севера «<данные изъяты> в качестве юридического лица и возложить на административного ответчика обязанность осуществить государственную регистрацию указанной некоммерческой организации в качестве юридического лица.

В возражениях относительно административного иска представитель Управления просит в его удовлетворении отказать, указывая, что ДД.ММ.ГГГГ в Управление поступило заявление о государственной регистрации создания Семейно-родовой общины коренных малочисленных народов Севера «<данные изъяты> По результатам рассмотрения представленных документов было установлено, что учредительные и иные документы противоречат законодательству Российской Федерации. Предоставление государственной услуги было прекращено по инициативе заявителя ФИО1 на основании заявления от ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ в Управление повторно поступило заявление о государственной регистрации создания указанной некоммерческой организации. По результатам рассмотрения представленных документов были выявлены противоречия учредительных и иных документов законодательству Российской Федерации. Предоставление государственной услуги было также прекращено по инициативе заявителя ФИО1 на основании заявления от ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ в Управление вновь поступило заявление ФИО1 о государственной регистрации создания некоммерческой организации. В подпункте 6.2 пункта 6 Устава организации указано, что имущество организации формируется, в том числе, на основе доходов от предпринимательской деятельности организации, вместе с тем, в подпункте 2.4 пункта 2 Устава организации виды предпринимательской деятельности, соответствующие целям организации, не определены, кроме того, подпункт 9.1 пункта 9 Устава организации содержит положения о распределении прибыли и убытков организации, а порядок распределения доходов от реализации излишков продуктов традиционной хозяйственной деятельности и изделий традиционных промыслов не определён.

Представитель административного истца адвокат Кондуфор А.Э. в судебном заседании на удовлетворении заявленных требований настаивал.

Представитель административного ответчика Управления ФИО6 в судебном заседании в удовлетворении административного иска просила отказать по изложенным в возражениях основаниям, дополнительно пояснила, что иных, помимо приведенных в уведомлении от ДД.ММ.ГГГГ, оснований для отказа в государственной регистрации Семейно-родовой общины коренных малочисленных народов Севера «<данные изъяты> в качестве юридического лица, не имеется.

Выслушав объяснения представителей сторон, исследовав письменные материалы дела, оценив все представленные доказательства в совокупности, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с положениями части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В силу пунктов 1 и 2 статьи 13 Федерального закона от 12 января 1996 года №7-ФЗ «О некоммерческих организациях» некоммерческая организация может быть создана в результате ее учреждения. Решение о создании некоммерческой организации в результате ее учреждения принимается ее учредителями (учредителем).

В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 13.1 названного Федерального закона некоммерческая организация подлежит государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом от 8 августа 2001 года № 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" с учетом установленного настоящим Федеральным законом порядка государственной регистрации некоммерческих организаций.

Частью 5 указанной статьи определен перечень документов, подлежащих представлению для государственной регистрации некоммерческой организации при ее создании в уполномоченный орган или его территориальный орган.

В силу подпункта 1 пункта 1 статьи 23.1 Федерального закона от 12 января 1996 года №7-ФЗ «О некоммерческих организациях» в государственной регистрации некоммерческой организации может быть отказано, если учредительные и иные представленные для государственной регистрации документы некоммерческой организации противоречат Конституции Российской Федерации и законодательству Российской Федерации.

Как установлено судом, ФИО1, являясь учредителем Семейно-родовой общины коренных малочисленных народов Севера «<данные изъяты>, ДД.ММ.ГГГГ обратилась в Управление с заявлением о государственной регистрации создания указанной некоммерческой организации, представив документы, предусмотренные частью 5 статьи 13.1 Федерального закона от 12 января 1996 года №7-ФЗ «О некоммерческих организациях», а также пунктом 28 Административного регламента предоставления Министерством юстиции Российской Федерации государственной услуги по принятию решения о государственной регистрации некоммерческих организаций, утвержденного Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ.

Как следует из направленного в адрес административного истца уведомления от ДД.ММ.ГГГГ, по результатам рассмотрения представленных ею ДД.ММ.ГГГГ документов Управлением принято решение об отказе в государственной регистрации на основании подпункта 1 пункта 1 статьи 23.1 Федерального закона от 12 января 1996 года №7-ФЗ «О некоммерческих организациях».

В обоснование принятого решения Управлением указано, что в нарушение законодательства Российской Федерации в Уставе Семейно-родовой общины коренных малочисленных народов Севера «<данные изъяты> не определены виды предпринимательской деятельности, а также порядок распределения доходов от реализации излишков продуктов традиционной хозяйственной деятельности и изделий традиционных промыслов.

В соответствии с положениями статьи 24 Федерального закона от 12 января 1996 года №7-ФЗ «О некоммерческих организациях» некоммерческая организация может осуществлять один вид деятельности или несколько видов деятельности, не запрещенных законодательством Российской Федерации и соответствующих целям деятельности некоммерческой организации, которые предусмотрены ее учредительными документами. Законодательством Российской Федерации могут устанавливаться ограничения на виды деятельности, которыми вправе заниматься некоммерческие организации отдельных видов, а в части учреждений, в том числе, отдельных типов (пункт 1 ). Некоммерческая организация может осуществлять предпринимательскую и иную приносящую доход деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых она создана и соответствует указанным целям, при условии, что такая деятельность указана в его учредительных документах. Такой деятельностью признаются приносящее прибыль производство товаров и услуг, отвечающих целям создания некоммерческой организации, а также приобретение и реализация ценных бумаг, имущественных и неимущественных прав, участие в хозяйственных обществах и участие в товариществах на вере в качестве вкладчика. Законодательством Российской Федерации могут устанавливаться ограничения на предпринимательскую и иную приносящую доход деятельность некоммерческих организаций отдельных видов, а в части учреждений, в том числе, отдельных типов (пункт 2). Некоммерческая организация ведет учет доходов и расходов по предпринимательской и иной приносящей доходы деятельности (пункт 3).

В подпункте 2.4. пункта 2 Устава Семейно-родовой общины коренных малочисленных народов Севера «<данные изъяты> указано, что община вправе заниматься предпринимательской и внешнеэкономической деятельностью лишь постольку, поскольку это служит достижению ее уставных целей и соответствует им, однако в нарушение приведенных норм конкретные виды деятельности не определены, что исключает возможность их проверки на предмет соответствия целям, ради которых создана некоммерческая организация, и ограничениям, установленным законодательством Российской Федерации.

Указанные ограничения, предусматривающие содержание в Уставе закрытого перечня целей и видов деятельности некоммерческой организации, связаны, в частности, с специальной правосубъектностью некоммерческой организации, обусловленной ее статусом, отличающимся от статуса коммерческой организации.

В силу пункта 1 статьи 50 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическими лицами могут быть организации, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности (коммерческие организации) либо не имеющие извлечение прибыли в качестве такой цели и не распределяющие полученную прибыль между участниками (некоммерческие организации).

В соответствии с подпунктом 6 пункта 3 названной статьи юридические лица, являющиеся некоммерческими организациями, могут создаваться, в том числе, в организационно-правовой форме общины коренных малочисленных народов Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 1 статьи 10 Федерального закона от 20 июля 2000 года №104-ФЗ «Об общих принципах организац2ии общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации» устав общины малочисленных народов должен определять, в числе прочего, порядок распределения доходов от реализации излишков продуктов традиционной хозяйственной деятельности и изделий традиционных промыслов.

Вместе с тем, подпункт 9.1 пункта 9 Устава некоммерческой организации содержит положения о распределении прибыли и убытков организации, а порядок распределения доходов от реализации излишков продуктов традиционной хозяйственной деятельности и изделий традиционных промыслов в Уставе не определён.

Вопреки доводам административного истца, понятия «прибыль» и «доход» имеют различную смысловую нагрузку.

При таких данных, суд находит законным и обоснованным решение регистрирующего органа об отказе ФИО1 в государственной регистрации некоммерческой организации, поскольку учредительный документ, представленный на государственную регистрацию, по содержанию не соответствовал требованиям действующего законодательства.

Анализируя изложенное, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении административного иска ФИО1, поскольку оспариваемое решение принято административным ответчиком в соответствии с законом и в пределах предоставленных полномочий.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,

РЕШИЛ:

В удовлетворении административного искового заявления ФИО1 к Управлению Министерства юстиции Российской Федерации по Сахалинской области о признании незаконным решения об отказе в государственной регистрации некоммерческой организации в качестве юридического лица и возложении обязанности осуществить государственную регистрацию некоммерческой организации в качестве юридического лица - отказать.

Решение может быть обжаловано в Сахалинский областной суд через Ногликский районный суд в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме. Решение в окончательной форме принято 30 апреля 2019 года.

Председательствующий Н.Ю. Кучук

Копия верна: судья Кучук Н.Ю.