ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-185/20 от 11.03.2020 Тотемского районного суда (Вологодская область)

№ 2а-185/2020

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г.Тотьма 11 марта 2020 г.

Тотемский районный суд Вологодской области в составе:

судьи Бердниковой Н.О.,

с прокурора: Запоржиной В.Н.,

при секретаре Баданиной С.Л.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Тотемского района Вологодской области к Департаменту лесного комплекса Вологодской области об исполнении обязанности по проведению лесоустройства в границах Тотемского лесничества Вологодской,

установил:

Прокурор Тотемского района Вологодской области обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с административным исковым заявлением к Департаменту лесного комплекса Вологодской области о возложении обязанности по проведению лесоустройства в границах Тотемского лесничества Вологодской области (за исключением участков, в отношении которых лесоустройство проведено) в срок до 31 декабря 2021 года в части: закрепления на местности местоположения границ лесничеств, лесопарков, эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, особо защитных участков лесов и лесных участков; таксации лесов; проектирования мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов.

В обоснование заявленных требований указано, что прокуратурой района проведена проверка соблюдения требований лесного законодательства в части проведения лесоустройства на территории Тотемского лесничества. Из представленной Департаментом лесного комплекса Вологодской области информации следует, что последнее лесоустройство на территории Тотемского лесничества проведено в 2003 году, то есть более 16 лет назад, что не соответствует требованиям п. 31 Лесоустроительной инструкции. В течение 2017 – 2018 г.г. на территории Тотемского лесничества за счет собственных средств арендаторов проведено лесоустройство на арендных участках: на площади 24526 га (Усть-Печенгское и Лучкинское участковые лесничества), на площади 48635 га (Лучкинское, Толшменское, Маныловское участковые лесничества, СПК «Никола»). В настоящее время проводится лесоустройство на площади 20558, 8 га (Погореловское участковое лесничество, Тотемское сельское, Калининское сельское участковые лесничества, ООО «Погореловский», СПК «Родина»). Отсутствие таксации лесов не позволяет надлежащим образом спроектировать мероприятия по их охране, защите и воспроизводству, равно как и выполнять требования правил пожарной безопасности в лесах, что нарушает права неопределённого круга лиц на благоприятную окружающую среду, экологическую безопасность и обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности. Не проведение лесоустройства создает реальную угрозу потери лесов как места отдыха и естественной защиты от загрязнения окружающей среды, что является нарушением прав неопределенного круга лиц граждан, поскольку препятствует надлежащему использованию и охране лесов.

В судебном заседании старший помощник прокурора Тотемского района Вологодской области Запоржина В.Н. исковые требования поддержала в части таксации лесов; проектирования мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов, установив срок исполнения на усмотрение суда.

Представитель административного ответчика Департамента лесного комплекса Вологодской области по доверенности Мартьянова Е.М. исковые требования не признала по основаниям, указанным в отзыве на административное исковое заявление, дополнительно пояснила, что Тотемское лесничество является третьим по площади в области, поэтому затраты, которые требуются на лесоустройство значительные. Департамент лесного комплекса Вологодской области исполняет переданные полномочия, в том числе и по лесоустройству, за счет субвенций, которые перечисляются из федерального бюджета и имеют строго целевое назначение. За последние десять лет федеральные субвенции не перечисляются в необходимом объеме для осуществления лесоустройства на территории Тотемского лесничества. В 2003 году проводилось лесоустройство, были закреплены на местности границы, была сделана квартальная сеть, установлены межевые столбы. Много лесов передано в аренду, арендаторы каждый год проводят лесоустроительные работы, производят расчистку просек, устанавливают столбы. На участках, не переданных в аренду по госзаданию, Тотемский лесхоз производит расчистку квартальных просек и установку столбов. Без субвенций из Рослесхоза исполнение решения суда, в случае удовлетворения исковых требований, будет невозможным.

Из отзыва, предоставленного Департаментом лесного комплекса Вологодской области, следует, что по состоянию на 01.01. 2019 года площадь Тотемского лесничества Вологодской области составляет 736192 га. Последнее лесоустройство было проведено в лесничестве в 2003 году на площади 736192 га. На территории Тотемского лесничества лесоустройство проведено в 2003 году. Лесоустройство было проведено на всей территории Тотемского лесничества Вологодской области, в том числе с закреплением на местности местоположения границ лесничества (осуществлена прорубка границ, квартальных просек, изготовлены и установлены квартальные и граничные столбы), а также с распределением лесов на защитные и эксплуатационные леса, особо защитные участки лесов, поэтому в настоящее время не требуется выполнение таких лесоустроительных работ, как работы по закреплению на местности местоположения границ Тотемского лесничества, эксплуатационных лесов, защитных лесов, а также особо защитных участков лесов. В период с 2011 года по 2015 год таксация лесов, расположенных на арендуемых лесных участках, была осуществлена силами арендаторов на общей площади 93719, 8 га, Лесоустройство в части таксации лесов с учетом периодичности, установленной п. 31 Лесоустроительной инструкции, необходимо провести на территории Тотемского лесничества Вологодской области лишь на площади 642472, 2 га. В соответствии с п. 32, 33 Лесоустроительной инструкции, таксация лесов выполняется в течение двух лет и состоит из подготовительных работ, полевых работ и составления лесоустроительной документации. В соответствии со ст. 70 Лесного кодекса РФ выполнение работ, оказание услуг по лесоустройству осуществляется в соответствии с гражданским законодательством. Органы государственной власти или органы местного самоуправления осуществляют закупки работ, услуг по лесоустройству в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Помимо времени на проведение самих лесоустроительных работ не учтены необходимые временные затраты, предшествующие заключению государственного контракта на проведение лесоустройства: время, необходимое Рослесхозу не выделение из федерального бюджета Департаменту в соответствии с бюджетным законодательством финансирования в виде субвенций на осуществление переданных полномочий по проведению лесоустройства (4-5 месяцев); время, в течение которого в связи с выделенными Рослесхозом субвенциями из федерального бюджета бюджету Вологодской области, необходимо внести изменения в нормативные правовые акты области для осуществления Департаментом процедур закупки (5-6 месяцев); время на организацию и проведение закупок с целью заключения государственного контракта на проведение лесоустройства. С учетом требований действующего законодательства и областного законодательства в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд срок для проведения всех необходимых процедур составляет 2-3 месяца. На основании вышеизложенного до одного года потребуется на выделение Рослесхозом финансирования в виде субвенций из федерального бюджета, закрепления их в законе об областном бюджете за Департаментом на осуществление мероприятий по лесоустройству и внесения изменений в государственную программу, а также на организацию и проведение процедур по закупке работ на проведение лесоустройства в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Таким образом, на исполнение решения суда Департаменту потребуется не менее трех лет со дня вступления в законную силу судебного решения.

Представитель заинтересованного лица Федерального агентства лесного хозяйства просил рассмотреть дело без участия представителя в удовлетворении исковых требований прокурору отказать. Направили возражения на исковое заявление прокурора, в котором указано о том, что реализовать лесоустроительные работы в указанные прокурором в иске сроки невозможно. Средства субвенций из федерального бюджета на исполнение переданных полномочий в области лесных отношений предоставляются субъектам РФ в соответствии со ст.83 ЛК РФ на весь комплекс переданных полномочий и ежегодно утверждаются в разрезе субъектов РФ федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год. Субвенции из федерального бюджета распределяются исходя из площади эксплуатационных лесов, защитных лесов, интенсивности их использования, численности проживающего на территориях соответствующих субъектов РФ населения, показателей пожарной опасности лесов по методике, утвержденной Правительством РФ. Органы государственной власти субъектов РФ имеют право дополнительно использовать собственные материальные ресурсы и финансовые средства для осуществления переданных полномочий в порядке, установленном законом субъекта РФ.

Заслушав прокурора, представителя административного ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу о том, что административное исковое заявление подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно ч. 1 ст. 39 Кодекса административного судопроизводства РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

Статьей 42 Конституции РФ предусмотрено, что каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

В соответствии со ст. 68 Лесного кодекса РФ лесоустройство включает в себя: проектирование лесничеств; проектирование эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, а также особо защитных участков лесов; закрепление на местности местоположения границ лесничеств, участковых лесничеств, лесных участков и земель, на которых расположены эксплуатационные леса, защитные леса, резервные леса, особо защитные участки лесов; таксацию лесов; проектирование мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов.

Согласно ч. 2 ст. 67 Лесного кодекса РФ правила проведения лесоустройства устанавливаются лесоустроительной инструкцией, утвержденной уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Согласно п.7 ч. 1 ст. 83 Лесного кодекса РФ Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации осуществление полномочий в области лесных отношений, в том числе проведение на землях лесного фонда лесоустройства, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 1 и 2 части 1 статьи 68 настоящего Кодекса.

В соответствии с п. 1.1 Положения о Департаменте лесного комплекса Вологодской области, утвержденного постановлением правительства Вологодской области от 24 сентября 2012 года № 1108, Департамент лесного комплекса Вологодской области является постоянно действующим органом исполнительной государственной власти области в сфере организации и обеспечения использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов на землях лесного фонда, ведения государственного лесного реестра, осуществления федерального государственного лесного надзора (лесной охраны), федерального государственного пожарного надзора в лесах, обеспечения инвестиционного и инновационного развития лесопромышленного комплекса области.

Пунктом 2.2.9 указанного Положения предусмотрено, что Департамент лесного комплекса Вологодской области осуществляет на землях лесного фонда в границах Вологодской области федеральный государственный лесной надзор (лесную охрану), федеральный государственный пожарный надзор в лесах, за исключением случаев, предусмотренных п. 36 и 37 ст. 81 Лесного кодекса Российской Федерации, а также проводит на землях лесного фонда в границах Вологодской области лесоустройство, за исключением случаев, предусмотренных п. 1 и 2 ч. 1 ст. 68 Лесного кодекса Российской Федерации.

Правила проведения лесоустройства в границах лесных участков, лесничеств и лесопарков закреплены в Лесоустроительной инструкции, утвержденной Приказом Минприроды России от 29 марта 2018 года № 122.

Из п. 29 Лесоустроительной инструкции следует, что таксация лесов проводится в границах лесных участков, лесничеств и лесопарков для выявления, учета и оценки количественных и качественных характеристик лесных ресурсов.

В соответствии с п. 116 Лесоустроительной инструкции проектирование мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов осуществляется для лесотаксационных выделов одновременно с наземной таксацией лесов на основе оценки комплекса воздействующих факторов и анализа эффективности выполнения мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов. Все расчеты, связанные с проектированием мероприятий по уходу за лесами, осуществляются на основе итогов распределения площадей и запасов лесных насаждений хозяйственных секций по классам возраста, полноте, классам бонитета, типам леса и данным таксации лесов.

Согласно п. 31 Лесоустроительной инструкции периодичность проведения таксации лесов составляет: а) для объектов работ, на которых использование расчетной лесосеки превышает 50%, а также на которых таксация лесов выполнена по первому таксационному разряду лесов - 10 лет; б) для объектов работ, на которых таксация лесов выполнена по второму и третьему таксационным разрядам лесов - 15 лет; в) для резервных лесов - 20 лет.

Пунктом 32 Лесоустроительной инструкции определено, что таксация лесов выполняется в течение двух лет и состоит из подготовительных работ, полевых работ и составления лесоустроительной документации.

Представленными в материалах дела доказательствами подтверждается тот факт, что последнее лесоустройство на территории Тотемского лесничества проведено в 2003 году, что не соответствует требованиям п. 31 Лесоустроительной инструкции и не позволяет надлежащим образом спроектировать мероприятия по охране, защите и воспроизводству лесов, равно как и выполнять требования Правил пожарной безопасности, что нарушает права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, экологическую безопасность и обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности. Не проведение лесоустройства создает реальную угрозу потери лесов как места отдыха и естественной защиты от загрязнения окружающей среды.

По данным государственного лесного реестра по состоянию на 01 января 2019 года площадь Тотемского лесничества Вологодской области составляет 736192 га. В период с 2011 года по 2015 год таксация лесов, расположенных на арендуемых лесных участках, была осуществлена силами арендаторов на общей площади 93719, 8 га. Таким образом, лесоустройство в части таксации лесов с учетом периодичности, установленной п. 31 Лесоустроительной инструкции, необходимо провести на территории Тотемского лесничества Вологодской области на площади 642472, 2 га.

Поскольку Департамент лесного комплекс Вологодской области является уполномоченным органом, обеспечивающим проведение лесоустройства в виде таксации лесов, проектирования мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов, заявленные административные исковые требования являются обоснованными и подлежат удовлетворению.

Доводы административного ответчика Департамента лесного комплекса Вологодской области о недостаточности средств на проведение лесоустроительных работ не являются основаниями для освобождения уполномоченного государственного исполнительного органа от реализации им обязанности, возложенной законом, поскольку вопросы достаточности финансирования имеют несудебный порядок разрешения.

Вместе с тем, принимая во внимание положения п.п. 32, 33 Лесоустроительной инструкции о выполнении таксации лесов в течение двух лет, объема лесоустроительных работ, который необходимо провести, временные затраты на выделение финансирования из федерального бюджета в виде субвенций бюджету Вологодской области на осуществление переданных полномочий по проведению лесоустройства, организации и проведении закупок с целью заключения государственного контракта на проведение лесоустройства, суд считает необходимым установить срок исполнения решения суда до 31 декабря 2023 года.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

административные исковые требования прокурора Тотемского района Вологодской области - удовлетворить.

Обязать Департамент лесного комплекса Вологодской области в срок до 31 декабря 2023 года исполнить обязанность по проведению лесоустройства в границах Тотемского лесничества Вологодской области на площади 642472, 2 га в части таксации лесов и проектирования мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Вологодский областной суд в течение месяца с момента принятия его в окончательной форме с подачей жалобы через Тотемский районный суд.

Решение принято в окончательной форме 13 марта 2020 года.

Судья: Н.О.Бердникова