ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-185/2023 от 25.07.2023 Нанайского районного суда (Хабаровский край)

Дело № 2а-185/2023

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

25 июля 2023 года с.Троицкое Нанайский район

Нанайский районный суд Хабаровского края в составе:

председательствующего судьи Карауловой Е.Л.,

при секретаре Рубцовой М.Н.,

с участием представителя административного истца - помощника прокурора Нанайского района Хабаровского края - Швейновой М.Ф., представителя административного ответчика администрации Нанайского муниципального района Хабаровского края по доверенности - Бельды В.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Хабаровского межрайонного природоохранного прокуратура в интересах неопределенного круга лиц к администрации Нанайского муниципального района Хабаровского края, министерству жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края, министерству природных ресурсов Хабаровского края о признании незаконным бездействия и возложении обязанностей,

УСТАНОВИЛ:

Хабаровский межрайонный природоохранный прокурор в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с указанным административным иском, ссылаясь на следующее. Хабаровской межрайонной природоохранной прокуратурой проведен анализ состояния законности в сфере обращения с отходами на территории Нанайского района, в ходе которого установлено следующее. На территории Нанайского муниципального района отсутствуют места размещения твердых коммунальных отходов, соответствующие требованиям действующего природоохранного, санитарно-эпидемиологического законодательства и внесенные в государственный реестр объектов размещения отходов. Согласно Приложению 11 к Территориальной схеме обращения с отходами Хабаровского края, утвержденной Правительством Хабаровского края от ДД.ММ.ГГГГ-пр, на территории Нанайского района Хабаровского края в 2020-2028 гг. планируется строительство 4 объектов обработки и (или) обезвреживания, и (или) захоронения твердых коммунальных отходов (далее - объекты ТКО) в <адрес>, <адрес>, <адрес>, <адрес>. Аналогичные положения содержатся и в программе Хабаровского края «Обращение с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, на территории Хабаровского края», утвержденной Распоряжением Правительства Хабаровского края от ДД.ММ.ГГГГ-рп. Положениями Программы, в том числе предусмотрено, что одним из исполнителей мероприятий по созданию объектов обработки твердых коммунальных отходов являются органы местного самоуправления края (по согласованию). Так, для строительства объектов администрацией Нанайского муниципального района (далее - администрация) подобраны земельные участки:

земельный участок с кадастровым номером , общей площадью <данные изъяты> кв. м., имеющий адресный ориентир: Хабаровский край, Нанайский район, примерно в <данные изъяты> м по направлению на северо-запад от <данные изъяты> км автодороги Хабаровск-Комсомольск-на-Амуре <данные изъяты> км., категория земель - «земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения» с видом разрешенного использования «специальная деятельность».

земельный участок с кадастровым номером , общей площадью <данные изъяты> кв. м., имеющий адресный ориентир: примерно в <данные изъяты> метрах на юг от ориентира, расположенного по адресу: <адрес>, категория земель - «земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения» с видом разрешенного использования «специальная деятельность». -

земельный участок с кадастровым номером , общей площадью <данные изъяты> кв. м., имеющий адресный ориентир: примерно <данные изъяты> метров по направлению на северо-запад от ориентира - здания ДЭС, расположенного за пределами участка, адрес ориентира: <адрес>, категория земель - «земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения» с видом разрешенного использования «предоставление коммунальных услуг».

земельный участок с кадастровым номером , общей площадью <данные изъяты> кв.м., имеющий адресный ориентир: <данные изъяты> метров по направлению на юго-запад от ориентира: <адрес>, категория земель - «земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения» с видом разрешенного использования «специальная деятельность».

Однако, из 4 выбранных земельных участков, требованиям к расположению объектов ТКО соответствует только земельный участок с кадастровым номером , земельные участки с кадастровыми номерами , , критериям к расположению объектов ТКО не соответствуют. Так, земельные участки с кадастровыми номерами и не соответствуют требованиям, установленным п. 5 ст. 12 Федерального закона № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», поскольку расположены вблизи жилой застройки, а земельный участок с кадастровым номером не соответствует требованиям, предусмотренным ст. 47 Воздушного кодекса РФ, поскольку находится на приаэродромной территории. Как следует из ответа Администрации Нанайского района от ДД.ММ.ГГГГ работа по выбору, формированию и постановке на кадастровый учет других, отвечающих требованиям законодательства, не проведена. Указанное нарушение послужило основанием для внесения ДД.ММ.ГГГГ и.о. Хабаровского межрайонного природоохранного прокурора представления в адрес Администрации Нанайского района. Как следует из ответов Администрации от ДД.ММ.ГГГГ, а также от ДД.ММ.ГГГГ, работа по выбору, формированию и постановке на кадастровый учет земельных участков, отвечающих требованиям законодательства, для строительства объектов ТКО до настоящего времени не проведена. При этом согласно ч. 1 Указа Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года» «комфортная и безопасная среда для жизни» является национальной целью в рамках достижения которой создание устойчивой системы обращения с твердыми коммунальными отходами, обеспечивающей сортировку отходов в объеме 100 процентов и снижение объема отходов, направляемых на полигоны, в два раза является одним из приоритетных направлений политики государства. Несвоевременное принятие административно-управленческих решений в рассматриваемой сфере приводит к затягиванию процесса проектирования и строительства объектов ТКО на территории Нанайского района, что ведет к вынужденной незаконной эксплуатации исторически сложившихся свалок и нарушению прав неопределённого круга лиц на благоприятную окружающую среду.

Просит:

- признать незаконным бездействие администрации Нанайского муниципального района Хабаровского края выразившееся в непринятии достаточных мер к выбору, формированию и постановке на государственный кадастровый учет земельных участков под строительство объектов обработки и (или) обезвреживанию, и (или) захоронения твердых коммунальных отходов, отвечающим требованиям законодательства.

- обязать администрацию Нанайского муниципального района Хабаровского края течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу организовать выбор, формирование и постановку на государственный кадастровый учет земельных участков под строительство объектов обработки и (или) обезвреживанию, и (или) захоронения твердых коммунальных отходов, отвечающим требованиям законодательства.

Определением судьи от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве соответчиков привлечены министерство жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края, министерство природных ресурсов Хабаровского края. В качестве заинтересованного лица привлечено министерство лесного хозяйства и лесопереработки Хабаровского края.

В судебном заседании представитель административного истца помощник прокурора Нанайского района Хабаровского края Швейнова М.Ф. поддержала заявленные административные требования, просила их удовлетворить.

Представитель административного ответчика - администрации Нанайского муниципального района Хабаровского края по доверенности Бельды В.А. в судебном заседании исковые требования не признал, ссылаясь на доводы, изложенные в отзыве на административное исковое заявление, согласно которым в настоящее время администрацией Нанайского муниципального района учтены требования федерального закона № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» от ДД.ММ.ГГГГ, а также требования предусмотренные ст. 47 Воздушного кодекса РФ, в связи с чем земельные участки с кадастровыми номерами , , , для размещения объектов ТКО больше не рассматривается. Администрацией муниципального района, для размещения объектов ТКО выбраны другие земельные участки расположенные по адресу: Хабаровский край, Нанайский район в районе <данные изъяты> километра справа по подъездной дороге <адрес>, в границах земельного участка с кадастровым номером ; <адрес> примерно в <данные изъяты> метре от начала автомобильной дороги «Подъезд к <адрес>» (кадастровый номер земельного участка, для размещения автомобильной дороги ) справа от дороги; <адрес> примерно в <данные изъяты> метрах по направлению на юго-восток от <данные изъяты> километра (поворот на <адрес>) автодороги Хабаровск-Лидога-Ванина с заездом в <адрес>; Хабаровский край, Нанайский район примерно в <данные изъяты> метрах по направлению на северо-восток от земельного участка с кадастровым номером . В настоящее время администрацией муниципального района в адрес министерства природных ресурсов Хабаровского края направлено письмо с указанием и описанием месторасположения выбранных земельных участков, для направления обращения в министерство лесного хозяйства и лесопереработки Хабаровского края, для определения относятся ли выбранные земельные участки к землям лесного фонда. После получения подтверждения, что данные участки не относятся к землям лесного фонда, администрацией муниципального района будет заключен договор на проведение кадастровых работ для: определения границ земельных участков; перевода категории земельных участков в земли земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики земель, для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения; постановки на кадастровый учет указанных земельных участков. Предложения о включении вновь выбранных земельных участков в территориальную схему обращения с отходами Хабаровского края направлено в адрес министерства ЖКХ. Представитель административного ответчика дополнительно суду пояснил, что ДД.ММ.ГГГГ администрацией района утверждены схемы расположения земельных участок вблизи населенных пунктов <адрес> и <адрес> с условными кадастровыми номерами и соответственно, земельный участок в районе <адрес> сформирован и поставлен на государственных кадастровый учет и включен в Территориальную схему обращения с отходами Хабаровского края, по земельным участкам в районе <адрес> и <адрес> работа по формированию и постановке на кадастровый учет продолжается.

В судебное заседание административный ответчик - министерство жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского каря своего представителя не направил, о рассмотрении дела был уведомлен надлежащим образом, просил рассмотреть дело без участия представителя, ссылаясь на доводы, изложенные в возражениях на исковое заявление, согласно которым полагает не подлежащим удовлетворению к министерству по следующим основаниям. В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" организация деятельности по накоплению (в том числе раздельно­му накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обез­вреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов относится к полномочиям субъектов Российской Федерации в области обращения с отхо­дами. Согласно пункту 1 статьи 24.6 Федерального закона № 89-ФЗ сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение ТКО на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональ­ной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами. В соответствии с п.3.106, постановления Правительства Хабаровского края от ДД.ММ.ГГГГ-пр "Об утверждении Положения о министерстве жи­лищно-коммунального хозяйства Хабаровского края" министерство обеспе­чивает реализацию полномочий края в области обращения с ТКО, за исклю­чением функций регионального государственного надзора и тарифного регу­лирования, в том числе: рассматривает и утверждает инвестиционные программы в области обращения с ТКО и осуществляет контроль за их реализацией; проводит конкурсный отбор регионального оператора по обращению с ТКО; заключает соглашение с региональным оператором по обращению с ТКО, выбранным по результатам конкурсного отбора; предварительно согласует условия проведения торгов на оказание услуг по транспортированию ТКО; организует работу по разработке и утверждению территориальной схемы обращения с отходами; осуществляет контроль за исполнением Правил осуществления дея­тельности регионального оператора по обращению с ТКО на территории Ха­баровского края, утвержденных постановлением Правительства Хабаровско­го края от ДД.ММ.ГГГГ-пр; устанавливает порядок присвоения статуса регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами без проведения кон­курсного отбора в случае признания конкурсного отбора несостоявшимся или в случае досрочного прекращения деятельности регионального операто­ра по обращению с твердыми коммунальными отходами, в том числе его от­каза от осуществления деятельности; утверждает план мероприятий по устранению причин, послуживших основанием для признания конкурсного отбора несостоявшимся или досроч­ного прекращения деятельности регионального оператора, в том числе его отказа от осуществления деятельности, и осуществляет его реализацию. Территориальная схема обращения с отходами Хабаровского края утверждена постановлением Правительства Хабаровского края от ДД.ММ.ГГГГ-пр. В соответствии с нормами Федерального закона на территории каждого субъекты Российской Федерации должны быть отобраны регио­нальные операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, к функциям которых относится сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов. Согласно приложению к территориальной схеме Нанайский му­ниципальный район входит в состав зоны деятельности регионального опе­ратора . Министерством были проведены неоднократные конкурсные отборы регионального оператора на территории Нанайского муниципального района, которые признаны несостоявшимися по причине отсутствия поданных за­явок. Одной из основных причин незаинтересованности организаций осу­ществлять деятельность в качестве регионального оператора на данной тер­ритории является отсутствие "законных" объектов обращения с твердыми коммунальными отходами. В этой связи, в целях отбора регионального оператора, в том числе на указанной территории, постановлением Правительства края от ДД.ММ.ГГГГ-пр внесены изменения в территориальную схему, в том числе в части установления мест накопления ТКО на территориях муни­ципальных образований края (на территории Нанайского района по предло­жениям администрации района определен земельный участок с кадастровым номером ), а также прогнозных значений предельных та­рифов с учетом транспортирования ТКО до мест накопления ТКО. В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Федерального закона № 89-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с ТКО относится, в том числе создание и содержание мест (площадок) накопления ТКО, за исключением установленных законода­тельством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах. Органы местного самоуправления муниципального района осуществ­ляют полномочия в области обращения с ТКО, предусмотренные пунктом 1 статьи 8 Федерального закона № 89-ФЗ, на территориях сельских поселений, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, а также на межселенной территории (пунктом 3 статьи 8 Федерального закона - ФЗ). Согласно положениям Федерального закона № 89-ФЗ полномочия по созданию и содержанию мест (площадок) накопления ТКО не относятся к полномочиям субъекта Российской Федерации. Согласно приложению к территориальной схеме на территории Нанайского муниципального района запланированы к строительству, рекон­струкции, выводу из эксплуатации объектов обработки, утилизации, обез­вреживания, размещения твердых коммунальных отходов следующие объек­ты:

Объект по обработке и (или) обезвреживанию и (или) захоронению ТКО, <адрес>

Объект по обработке и (или) обезвреживанию и (или) захоронению ТКО, <адрес>

Объект по обработке и (или) обезвреживанию и (или) захоронению ТКО, <адрес>

Объект по обработке, обезвреживанию и (или) захоронению ТКО, сельское поселение "<адрес>". Сроки строительства, реконструкции, вывода из эксплуатации объектов установлены 2020-2028 г. Порядок определения места строительства объектов размещения отхо­дов определен статьей 47 Градостроительного кодекса Российской Федера­ции.На основании изложенного, определение места строительства объектов размещения отходов, а равно строительство объектов капитального строи­тельства (объекта размещения отходов), осуществляется на основании ре­зультатов инженерных изысканий, полученных в соответствии с градострои­тельным законодательством, соответственно предоставление земельного участка на строительство комплекса по утилизации и обезвреживанию отхо­дов осуществляется, в том числе на основании результатов инженерных изысканий. Кроме того, согласно части 2 статьи 48 ГрК РФ, проектная документа­ция представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой форме и в виде карт (схем) и определяющую архитектурные, функциональ­но-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строи­тельства, их частей, капитального ремонта. Отсутствие проектной документации на строительство объекта разме­щения отходов является нарушением требований, установленных к объектам размещения отходов статьей 12 Закона об отходах.В связи с чем просят в удовлетворении исковых требований к министерству отказать.

В судебное заседание административный ответчик - министерство природных ресурсов Хабаровского края своего представителя не направил, о рассмотрении дела был уведомлен надлежащим образом, просил рассмотреть дело без участия представителя, ссылаясь на доводы, изложенные в отзыве на административное исковое заявление, согласно которым просит отказать в удовлетворении исковых требований к министерству по следующим основаниям. Положением о Министерстве, утвержденным постановлением Правительства Хабаровского края от ДД.ММ.ГГГГ-пр, к полномочиям Министерства отнесено участие в разработке и утверждении территориальной схемы обращения с отходами и региональной программы обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, на территории Хабаровского края (подпункт 3.3.50 пункта 3.3 раздела 3). Территориальная схема обращения с отходами Хабаровского края утверждена постановлением Правительства Хабаровского края от ДД.ММ.ГГГГ-пр. Территориальная схема обращения с отходами разрабатывается и утверждается уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с документами территориального планирования (часть 2 статьи 133 Федерального закона № 89-ФЗ). В силу части 1 статьи 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ-Ф3 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" органы местного самоуправления муниципальных районов наделены полномочиями по участию в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих муниципальных районов. Подготовка и утверждение документов территориального планирования муниципальных районов в соответствии с частью 2 статьи 8 Градостроительного кодекса Российской Федерации также относится к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов. В соответствии с приложением к Территориальной схеме на территории Нанайского муниципального района Хабаровского края до 2028 года планируются к размещению четыре объекта по обработке и (или) обезвреживанию, и (или) захоронению твердых коммунальных отходов (далее - Объекты ТКО). Региональная программа "Обращение с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, на территории Хабаровского края" утверждена распоряжением Правительства Хабаровского края от ДД.ММ.ГГГГ-рп (далее - Региональная программа). В соответствии с пунктом 1.1 раздела 1 приложения к Региональной программе органы местного самоуправления муниципальных образований Хабаровского края являются участниками мероприятий по созданию, реконструкции, перевооружению в период с 2020 по 2028 годы объектов обработки, утилизации, обезвреживания и захоронения твердых коммунальных отходов, а также по выполнению предпроектных, проектных и градостроительных работ в указанной области. Создание (строительство) объектов капитального строительства включает в себя, в том числе, оформление прав на земельные участки (статья 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации). Органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности (статья 11 Земельного кодекса Российской Федерации). К полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов также относятся полномочия по предоставлению земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и расположенных на межселенных территориях муниципального района (часть 2 статьи 3- Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации"). Таким образом, в рамках участия в мероприятиях по созданию, реконструкции, перевооружению объектов обработки, утилизации, обезвреживания и захоронения твердых коммунальных отходов, а также по выполнению предпроектных, проектных и градостроительных работ в указанной области органы местного самоуправления муниципальных районов края осуществляют подбор, формирование и постановку на государственный кадастровый учет земельных участков под строительство объектов обработки, обезвреживания, захоронения твердых коммунальных отходов. Согласно положениям Региональной программы Министерство является одним из ответственных ее исполнителей. Региональная программа предусматривает персональную ответственность ответственных исполнителей за реализацию закрепленных за ними мероприятий (раздел 7). При этом, указанным разделом Региональной программы также предусмотрено, что Министерство отвечает за результаты и показатели (индикаторы) Региональной программы только в части отходов производства, к которым твердые коммунальные отходы в силу статьи 1 Федерального закона № 89-ФЗ не относятся. Министерство в соответствии с действующим законодательством не уполномочено на осуществление подбора, формирования и постановки на государственный кадастровый учет земельных участков под строительство объектов обработки и (или) обезвреживания, и (или) захоронения твердых коммунальных отходов. Министерством ведется обработка предложений, поступивших от Администрации района (копии писем от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ прилагаются), на предмет наличия ограничений в использовании выбранных для размещения Объектов ТКО земельных участков, установленных, в том числе разделом 5 "СП 320.1325800.2017. Свод правил. Полигоны для твердых коммунальных отходов. Проектирование, эксплуатация и рекультивация", утвержденного приказом Министерства строительства строя России от ДД.ММ.ГГГГ/пр (в части их нахождения на особо охраняемых природных территориях, землях лесного фонда, нахождения в границах планируемых земельных участков месторождений полезных ископаемых, водоохранных зон, зон затопления, подтопления, приаэродромных территорий, жилой застройки). Также проводятся рабочие совещания с представителями администраций муниципальных образований края по вопросам организации подбора необходимых земельных участков. По результатам взаимодействия с администрацией района Министерство в настоящее время располагает следующей информацией о земельных участках для планируемого строительства Объектов ТКО на территории Нанайского муниципального района в соответствии с Территориальной схемой:

сельское поселение "<адрес>". Границы земельного участка не сформированы. Земельный участок расположен в районе <данные изъяты> км. слева по подъездной дороге к <адрес>. Категория земель - земли лесного фонда. Площадь 1 га;

<адрес> сельское поселение. Администрацией района в части соответствия природоохранным требованиям рассматриваются два земельных участка для размещения Объекта ТКО площадью <данные изъяты> и <данные изъяты> га, расположенных в окрестностях <адрес> вне земель лесного фонда;

сельское поселение "<адрес>". Границы земельного участка не сформированы. Земельный участок расположен примерно <данные изъяты> метров восточнее <адрес> на территории, прилегающей к автомобильной дороге, ведущей от <адрес> до трассы Хабаровск - Комсомольск-на-Амуре. Категория земель - земли запаса. Площадь участка <данные изъяты> га. Необходимо также отметить, что срок создания объектов ТКО, установленный Территориальной схемой, Региональной программой, - 2028 г. не истек.Таким образом, Министерством в реализацию распоряжения организовано взаимодействие с органами местного самоуправления муниципальных образований края, в том числе с администрацией района по вопросам подбора, формирования и постановки на кадастровый учет земельных участков под строительство объектов обращения с твердыми коммунальными отходами. В связи с чем, считаем необоснованным привлечение Министерства к участию в деле в качестве соответчика.

<адрес> сельское поселение. В связи с тем, что территории в окрестностях <адрес> заняты участками недр полезных ископаемых и землями лесного фонда, Администрации района рекомендовано проработать вопрос возможности строительства и совместного использования объекта ТКО для жителей <адрес> с ООО "<данные изъяты>».

В судебное заседание заинтересованное лицо - министерство лесного хозяйства и лесопереработки Хабаровского края своего представителя не направило, о рассмотрении дела был уведомлен надлежащим образом, просили рассмотреть дело без участия представителя, полагают, требования к администрации района подлежат удовлетворению.

Заслушав стороны, исследовав доказательства, суд приходит к следующему.

Из положений ст.46 Конституции РФ и ст.ст.218, 227 Кодекса административного судопроизводства РФ следует, что предъявление любого иска об оспаривании решений, действий (бездействия) должностных лиц должно иметь своей целью восстановление реально нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов обратившегося в суд лица, а способ защиты права должен соответствовать по содержанию нарушенному праву и характеру нарушения.

Таким образом, административный иск об оспаривании незаконных действий (бездействия) может быть удовлетворен лишь с целью восстановления нарушенных прав и свобод истца и с непременным указанием на способ восстановления такого права.

Согласно части 1 статьи 9 Конституции Российской Федерации земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.

Право граждан на благоприятную окружающую среду закреплено в ст. 42 Конституции Российской Федерации и ст. 11 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды".

В соответствии с п. 1 ст. 22 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Согласно ч. 2 ст. 2 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» органы государственной власти и органы местного самоуправления, организации всех форм собственности, индивидуальные предприниматели, граждане обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно- эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств.

Федеральный закон от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» определяет правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья.

В соответствии с п. 14 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003№ 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относится, в том числе владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального района, в частности, участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих муниципальных районов.

В соответствии с частью 2 статьи 8 Градостроительного кодекса Российской Федерации подготовка и утверждение документов территориального планирования муниципальных районов относится к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов.

При этом в силу статьи 19 Градостроительного кодекса Российской Федерации схема территориального планирования муниципального района содержит карту функциональных зон, установленных на межселенных территориях, в случае, если на межселенных территориях планируется размещение объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения (за исключением линейных объектов). На указанной карте отображаются планируемые для размещения объекты местного значения муниципального района, относящиеся к области обработки, утилизации, обезвреживания, размещения твердых коммунальных отходов (часть 3 статьи 19 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Постановлением Правительства Хабаровского края от ДД.ММ.ГГГГ-пр утверждена Территориальная схема обращения с отходами Хабаровского края.

В соответствии с приложением к Территориальной схеме на территории Нанайского муниципального района Хабаровского края до 2028 года планируются к размещению четыре объекта по обработке и (или) обезвреживанию, и (или) захоронению твердых коммунальных отходов (далее - Объекты ТКО).

Распоряжением Правительства Хабаровского края от ДД.ММ.ГГГГ- рп утверждена региональная программа "Обращение с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, на территории Хабаровского края".

В соответствии с пунктом 1.1 раздела 1 приложения № 2 к Региональной программе органы местного самоуправления муниципальных образований Хабаровского края являются участниками мероприятий по созданию, реконструкции, перевооружению в период с 2020 по 2028 годы объектов обработки, утилизации, обезвреживания и захоронения твердых коммунальных отходов, а также по выполнению предпроектных, проектных и градостроительных работ в указанной области.

Создание (строительство) объектов капитального строительства включает в себя, в том числе, оформление прав на земельные участки (статья 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации). Органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности (статья 11 Земельного кодекса Российской Федерации). К полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов также относятся полномочия по предоставлению земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и расположенных на межселенных территориях муниципального района (часть 2 статьи 3- Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации").

Согласно положениям Региональной программы министерство природных ресурсов Хабаровского края, а также министерство жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края являются одними из ответственных ее исполнителей. Региональная программа предусматривает персональную ответственность ответственных исполнителей за реализацию закрепленных за ними мероприятий, которые отвечает за результаты и показатели (индикаторы) Региональной программы только в части отходов производства, к которым твердые коммунальные отходы в силу статьи 1 Федерального закона № 89-ФЗ не относятся.

Распоряжением Губернатора Хабаровского края от ДД.ММ.ГГГГ-р "Об организации взаимодействия исполнительных органов Хабаровского края с органами местного самоуправления муниципальных образований Хабаровского края по вопросам обращения с твердыми коммунальными отходами на территории Хабаровского края" (далее - распоряжение -р) органам местного самоуправления муниципальных образований края рекомендовано осуществить в соответствии с установленными требованиями подбор и формирование земельных участков, необходимых для проектирования и строительства объектов обработки, утилизации, обезвреживания, размещения твердых коммунальных отходов, в том числе мусоросжигательных (инсинераторных) установок, объектов размещения золы и шлака от мусоросжигательных (инсинераторных) установок (пункт 3), а на Министерства возложена задача по обеспечению организации взаимодействия с органами местного самоуправления муниципальных образований края по вопросам подбора и формирования земельных участков, необходимых для проектирования и строительства объектов обработки, утилизации, обезвреживания, размещения твердых коммунальных отходов на территории края (пункт 1).

В соответствии с п.3.106, постановления Правительства Хабаровского края от ДД.ММ.ГГГГ-пр "Об утверждении Положения о министерстве жи­лищно-коммунального хозяйства Хабаровского края" министерство обеспе­чивает реализацию полномочий края в области обращения с ТКО, за исклю­чением функций регионального государственного надзора и тарифного регу­лирования, в том числе:

рассматривает и утверждает инвестиционные программы в области обращения с ТКО и осуществляет контроль за их реализацией;

проводит конкурсный отбор регионального оператора по обращению с ТКО;

заключает соглашение с региональным оператором по обращению с ТКО, выбранным по результатам конкурсного отбора;

предварительно согласует условия проведения торгов на оказание услуг по транспортированию ТКО;

организует работу по разработке и утверждению территориальной схемы обращения с отходами;

осуществляет контроль за исполнением Правил осуществления дея­тельности регионального оператора по обращению с ТКО на территории Ха­баровского края, утвержденных постановлением Правительства Хабаровско­го края от ДД.ММ.ГГГГ-пр;

устанавливает порядок присвоения статуса регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами без проведения кон­курсного отбора в случае признания конкурсного отбора несостоявшимся или в случае досрочного прекращения деятельности регионального операто­ра по обращению с твердыми коммунальными отходами, в том числе его от­каза от осуществления деятельности;

утверждает план мероприятий по устранению причин, послуживших основанием для признания конкурсного отбора несостоявшимся или досроч­ного прекращения деятельности регионального оператора, в том числе его отказа от осуществления деятельности, и осуществляет его реализацию.

В соответствии с п. ДД.ММ.ГГГГ постановления Правительства Хабаровского края от ДД.ММ.ГГГГ "Об утверждении Положения о министерстве природных ресурсов Хабаровского края" министерство участвует в разработке и утверждении территориальной схемы обращения с отходами и региональной программы обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, на территории Хабаровского края.

Согласно ч. 4 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) прокурор в пределах своей компетенции может обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Право прокурора на обращение в суд с административным иском в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами, регламентировано частью 1 статьи 39 КАС РФ.

Исходя из содержания п. 1 ч. 2 ст. 227 КАС решение, действия (бездействие) могут быть признаны незаконными при наличии одновременно двух условий: несоответствия решения, действий (бездействия) закону и нарушения таким решением, действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя.

Как установлено судом и следует из материалов дела, в ДД.ММ.ГГГГ министерство жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края запросила у глав муниципальных образований Хабаровского края, в том числе Нанайского муниципального района, реестры источников формирования ТКО (места накопления ТКО по району).

По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ информацию об источниках образования ТКО и местах накопления ТКО не предоставили некоторые муниципальные районы, в том числе Нанайский муниципальный район Хабаровского края.

ДД.ММ.ГГГГ в адрес глав муниципальных районов края направлен запрос министра природных ресурсов края о выборе земельных участок для размещения объектов по обращению с ТКО.

Из ответа администрации Нанайского муниципального района Хабаровского края от ДД.ММ.ГГГГ о направлении информации в связи с неисполнением пунктов протокола следует, что по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ определено место (площадка) накопления ТКО в районе <адрес>. Ведется работа в рамках актуализации перечня мест временного накопления (перегрузки) по внесению изменений в схему территориального планирования. Запланированы работы по переводу земель лесного фонда в земли промышленности в целях размещения объектов ТКО, в границах сельских поселений <адрес> и <адрес>. В <адрес> сельском поселении запланировано размещение объекта по обработке и захоронению ТКО. Ведется работа по внесению изменений в генеральный план <адрес> сельского поселения, утверждение которого запланировано на декабрь 2022 года.

Хабаровской межрайонной природоохранной прокуратурой во исполнение поручения Амурской бассейновой природоохранной прокуратуры от ДД.ММ.ГГГГ проведен анализ состояния законности в сфере обращения с отходами на территории Нанайского района.

ДД.ММ.ГГГГ в администрацию Нанайского района Хабаровского края направлено требование о предоставлении информации в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами.

Из ответа администрации от ДД.ММ.ГГГГ на указанное требование следует, что в соответствии с Территориальной схемой обращения с отходами Хабаровского края были проведены работы по формированию земельных участков в районе населенных пунктов <адрес>. Из данного перечня отвечает требованиям к расположению объектов ТКО земельный участок с кадастровым номером в районе <адрес>, остальные земельные участки не отвечают указанным требованиям, в связи с чем администрацией ведется работа по выбору новых земельных участков. После проведения работ по выбору земельных участков будет проведена работа по актуализации схем территориального планирования и градостроительного зонирования.

ДД.ММ.ГГГГ и.о. Хабаровского межрайонного природоохранного прокурора в отношении администрации Нанайского муниципального района Хабаровского края вынесено представление с требованием о принятии конкретных мер по устранению допущенных нарушений закона, а также причин и условий им способствующих.

Из сообщения администрации Нанайского муниципального района Хабаровского края от ДД.ММ.ГГГГ на представление от ДД.ММ.ГГГГ следует, что представление рассмотрено ДД.ММ.ГГГГ. Администрацией проводится работа по выбору новых земельных участков для строительства полигона в целях утилизации ТКО, которые будут основным точками для сбора ТКО с сельских поселений в районе. По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ для включения в региональную схему проведены работы по выбору трех земельных участков: в районе <адрес>. Планируемый срок завершения работ третий квартал 2023 года. В сельском поселении Троицкое, Верхненергенском и Арсеньевском сельских поселениях продолжается работа по выбору земельных участков. Одной из проблем поиска является то, что территории за пределами населенных пунктов расположены на землях лесного фонда.

Из сообщения администрации Нанайского муниципального района Хабаровского края от ДД.ММ.ГГГГ следует, что по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ для включения в региональную схему проведены работы по выбору трех земельных участков: в районе <адрес>. Планируемый срок завершения работ третий квартал 2023 года. Рассматриваемые вырианы земельных участков в районе <адрес> и <адрес> направлены в министерство природных ресурсов для рассмотрения возможности их формирования на землях лесного фонда. Если предложенные земельные участки будут согласованы, администрация муниципального района незамедлительно начнет работы по формированию указанных земельных участков. В Верхненергенском сельском поселении продолжается работа по выбору земельных участков, которые будут отвечать требованиям к размещению объектов ТКО.

Согласно ответу от ДД.ММ.ГГГГ на предложение министерства жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края о внесении изменений в территориальную схему администрация Нанайского муниципального района Хабаровского края предлагает внести изменения в приложение территориальной схемы «данные о планируемом строительстве, реконструкции, выведении из эксплуатации объектов, утилизации, обезвреживания, размещения ТКО» 5 объектов: <адрес>, <адрес>, <адрес>, <адрес>, <адрес> сельское поселение. Кроме того сообщает, что в соответствии с приказом Минприроды РФ от ДД.ММ.ГГГГ готовятся документы по переоформлению земельных участков объектов обращения ТКО в собственность муниципального района с переводом земель в категории земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, земли обороны, безопасности и специального назначения.

По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ администрацией Нанайского муниципального района Хабаровского края вынесены постановления за и об утверждении схемы расположения земельного участка в районе <адрес> и <адрес>, имеющие условные номера и соответственно в кадастровом плане на территории соответствующего кадастрового квартала с видом разрешенного использования - для специальной деятельности.

В соответствии с ч. 2 ст. 8 Федеральный закон от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с твердыми коммунальными отходами относятся создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах.

Согласно п.п. 6, 7 ст. 12 Федеральный закон от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» объекты размещения отходов вносятся в государственный реестр объектов размещения отходов. Ведение государственного реестра объектов размещения отходов осуществляется в порядке, определенном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Запрещается размещение отходов на объектах, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов.

Согласно ст. 6 Федеральный закон от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» к полномочиям субъектов Российской Федерации в области обращения с отходами относятся в том числе разработка, утверждение и реализация региональных программ в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, участие в разработке и выполнении федеральных программ в области обращения с отходами.

Исходя из вышеизложенного следует, что, обязанность по созданию, реконструкции, перевооружению объектов обработки, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов, а также по выполнению предпроектных, проектных и градостроительных работ в указанной области, подбор, формирование и постановка на государственный кадастровый учет земельных участков под строительство объектов ТКО возложена нормами закона на органы местного самоуправления муниципальных районов.

В судебном заседании установлено, что администрацией Нанайского муниципального района Хабаровского края проводятся работы по выбору земельных участков отвечающим требованиям законодательства под строительство объектов обработки и (или) обезвреживанию, и (или) захоронения ТКО, однако на дату судебного заседания выбраны и сформированы только 2 земельных участка в районе <адрес> и <адрес>, имеющие условные номера и соответственно в кадастровом плане на территории соответствующего кадастрового квартала с видом разрешенного использования - для специальной деятельности, из пяти планируемых и внесенный в Территориальную схему обращения с отходами Хабаровского края, однако ни один из участков не поставлен на государственный кадастровый учет. Не проведение, а также затягивание работы по определению земельного участка, необходимого для строительства на территории Нанайского муниципального района объектов обработки, обезвреживания, захоронения ТКО, создает угрозу несвоевременного выполнения мероприятий, предусмотренных региональной программой Хабаровского края «Обращение с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, на территории Хабаровского края», а также влечет нарушения конституционного права граждан на обеспечение экологического и санитарно-эпидемиологического благополучия населения и охрану окружающей среды.

Довод административного ответчика о том, что региональной программой установлен срок до 2028 является несостоятельным, поскольку, данный срок, установленный региональной программой, включает в себя выполнение множества действий, в том числе и первоначальные по выбору объектов накопления, обработки и захоронения ТКО, формированию и постановке на государственный кадастровый учет.

С учетом приведенных норм закона и установленных по делу обстоятельств, суд пришел к выводу, что требования Хабаровский межрайонный природоохранный прокурор подлежат удовлетворению. Судом установлено бездействие администрации Нанайского муниципального района, не соответствующее вышеуказанным нормам закона и нарушающих права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду.

Принимая во внимание, объем предстоящих работ, суд полагает необходимым установить административному ответчику срок выполнения указанных работ по выбору, формированию и постановке на государственный кадастровый учет земельных участков под строительство объектов обработки и (или) обезвреживанию, и (или) захоронения ТКО в течение 6 месяцев со дня вступления решения в законную силу.

В ходе рассмотрения дела, судом не установлено бездействие министерства жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края и министерства природных ресурсов Хабаровского края, поскольку представленными в материалы дела письменными доказательствами подтверждены проводимые мероприятия и взаимодействие указанных Министерств с органами местного самоуправления в соответствии с нормами действующего законодательства, в связи с чем в удовлетворении требований в данной части следует отказать.

руководствуясь статьями 175-180, 227, 298 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Административные исковые требования Хабаровского межрайонного природоохранного прокуратура в интересах неопределенного круга лиц к администрации Нанайского муниципального района Хабаровского края, министерству жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края, министерству природных ресурсов Хабаровского края о признании незаконным бездействия и возложении обязанностей - удовлетворить частично.

Признать бездействие администрации Нанайского муниципального района Хабаровского края выразившееся в непринятии достаточных мер к выбору, формированию и постановке на государственный кадастровый учет земельных участков под строительство объектов обработки и (или) обезвреживанию, и (или) захоронения твердых коммунальных отходов, отвечающим требованиям законодательства - незаконным.

Обязать администрацию Нанайского муниципального района Хабаровского края организовать выбор, формирование и постановку на государственный кадастровый учет земельных участков под строительство объектов обработки и (или) обезвреживанию, и (или) захоронения твердых коммунальных отходов, отвечающим требованиям законодательства в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

В остальной части отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Хабаровский краевой суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме, через Нанайский районный суд Хабаровского края.

Председательствующий судья /подпись/

Мотивированное решение составлено 28.07.2023.

Копия верна. Судья