ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1861/2022 от 19.08.2022 Серпуховского городского суда (Московская область)

Дело №2а-1861/2022

УИД 50RS0044-01-2022-002365-91

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Серпуховский городской суд Московской области в составе: председательствующего судьи Мусатовой С.Ю.,

при секретаре судебного заседания Лисовой В.В.,

с участием:

представителя административных истцов - адвоката Московской межрегиональной коллегии адвокатов «Правовой советник» Мурашова С.Е., действующего на основании ордера №000679 от 21.04.2022,

представителя административного ответчика Администрации городского округа Серпухов Московской области, заинтересованного лица Комитета по управлению имуществом городского округа Серпухов – Барташевич М.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Сафулкиной Оксаны Николаевны (действующей в своих интересах, а также в интересах несовершеннолетнего Сафулкина Петра Валерьевича), Сафулкиной Валерии Валерьевны, Сафулкина Валерия Петровича, Сафулкина Сергея Валерьевича о признании незаконным решения Администрации городского округа Серпухов Московской области об отказе в предоставлении государственной услуги,

У С Т А Н О В И Л :

Административные истцы Сафулкина Оксана Николаевна, действующая в своих интересах и в интересах несовершеннолетнего Сафулкина Петра Валерьевича; Сафулкина Валерия Валерьевна, Сафулкин Валерий Петрович, Сафулкин Сергей Валерьевич обратились в суд с иском и просят признать незаконным решение Администрации городского округа Серпухов Московской области от 15.03.2022 № Р001-1068868841-56801744 об отказе в предоставлении государственной услуги «Перераспределение земель и (или) земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и земельных участков, находящихся в частной собственности»; обязании Администрации городского округа Серпухов Московской области в течение 10 рабочих дней со дня вступления в законную силу судебного акта принять решение об утверждении схемы расположения земельного участка площадью 1845 кв.м. категория земель «земли населенных пунктов», вид разрешенного использования «для индивидуального жилищного строительства» и направить это решение с приложением указанной схемы в адрес Сафулкиной Оксаны Николаевны, Сафулкиной Валерии Валерьевны, Сафулкина Сергея Валерьевича, Сафулкина Валерия Петровича.

Свои требования административные истцы основывают на том, что им на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым , площадью 1500 кв.м.

05.02.2020 административные истцы обратились в администрацию г.о. Серпухов с заявлением о перераспределении земель государственная собственность, на которые не разграничена площадью 345 кв.м, и земельного участка площадью 1500 кв.м, находящихся у них в долевой собственности.

Решением от 28.02.2020 № Р001-1088868841-33375806 заявителям было отказано в предоставлении муниципальной услуги.

Основанием для отказа послужило то обстоятельство, что, якобы, испрашиваемый земельный участок и земельный участок с кадастровым полностью расположены в санитарно-защитной зоне и данные ограничения не допускают использования земельного участка в соответствии с целями использования такого земельного участка, указанными в заявлении о предоставлении земельного участка.

Решением Серпуховского городского суда от 29.06.2021 по делу № 2а-2005/2021, оставленным без изменения Апелляционным определением Московского областного суда от 04.10.2021 Решение администрации городского округа Серпухов от 28.02.2020 № Р001-1088868841-33375806 было признано незаконным, на Администрацию возложена обязанность повторно рассмотреть обращение заявителей.

При повторном рассмотрении заявления администрацией городского округа Серпухов также принято решение об отказе в предоставлении муниципальной услуги от 15.03.2022 № Р001-106888841-56801744. В этот раз основанием для принятия решения послужило то обстоятельство, что вид разрешенного использования земельного участка «для индивидуального жилищного строительства» отсутствует в градостроительном регламенте территориальной зоны.

Указанное Администрацией городского округа Серпухов основание возникло в связи с тем обстоятельством, что Решением Совета депутатов городского округа Серпухов от 05.11.2020 №218/27 были внесены изменения в Правила землепользования и застройки городского округа Серпухов, в результате которых, земельный участок с кадастровым и прилегающие к нему земли площадью 345 кв.м, стали отнесены к территориальной зоне О-1 «Многофункциональная общественно-деловая зона» вместо зоны Ж-2 «Зона индивидуальной и блокированной жилой застройки».

Административные истцы считают, принятое администрацией городского округа Серпухов решение незаконным, ссылаясь на то, что поскольку земельное законодательство не содержит норм о действии во времени норм земельного законодательства, в связи с чем действует общий принцип права, согласно которому применение закона с обратной силой может иметь место только в исключительных случаях и такое применение допускается только в силу прямого указания закона. В частности, данный принцип реализован в пункте 1 статьи 4 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которому акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом. Указанный принцип может быть также применен и к земельному законодательству.

В данном случае в результате применения закона с обратной силой в отношениях между публично-правовым образованием и индивидом положение индивида не улучшается, а ухудшается, то есть обратная сила придается не в интересах индивида, а в интересах публично-правового образования. Соответственно, даже в случае, если бы закон непосредственно содержал положения о применении его норм с обратной силой, это бы противоречило неоднократно высказывавшейся позиции Конституционного Суда Российской Федерации.

На момент обращения административных истцов в Администрацию - 05.02.2020 и земельный участок с кадастровым и прилегающие к нему земли площадью 345 кв.м. находились в территориальной зоне Ж-2 «Зона индивидуальной и блокированной жилой застройки», что подтверждается сведениями из ИСОГД и заключением об оборотоспособности, градостроительных ограничениях, о соответствии параметров земельных участков, градостроительным документам территориального планирования и градостроительного зонирования.

При разрешении административного дела суд применяет нормы материального права, которые действовали на момент возникновения правоотношения с участием административного истца, если из федерального закона не вытекает иное (ч. 2,5 ст. 15 КАС РФ).

Правила землепользования и застройки городского округа Серпухов, в редакции Решения Совета депутатов городского округа Серпухов от 05.11.2020 № 218/27, не содержат положений, распространяющих их действие на ранее возникшие правоотношения, а, следовательно, не могут быть применены с обратной силой ни при каких обстоятельствах.

Следовательно, Администрация городского округа Серпухов обязана была рассмотреть заявление административных истцов в соответствии с Правилами землепользования и застройки действовавшими по состоянию на 05.02.2020.

Указанное административным ответчиком основание принятого решения: «Цель, для которой испрашивается земельный участок, не соответствует виду разрешенного использования, установленному в градостроительном регламенте для соответствующей территориальной зоны в документах градостроительного зонирования» не содержится в закрытом перечне оснований для отказа в заключении соглашения о перераспределении земельного участка, установленном п. 9 ст. 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации, а следовательно, оспариваемое решение противоречит данной норме.

В соответствии с п. 10 ст. 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков должно быть обоснованным и содержать указание на все основания отказа.

Таким образом, суд вправе возложить на административного ответчика обязанность по принятию решения о об утверждении схемы расположения земельного участка площадью 1845 кв.м, и направить данное решение в адрес административных истцов.

Административные истцы указывают, что обжалуемое решение нарушает право административных истцов на перераспределение земель, государственная собственность на которые не разграничена и земельного участка находящегося у них в долевой собственности.

Административные истцы Сафулкина О.Н., действующая в своих интересах и в интересах несовершеннолетнего Сафулкина П.В.; Сафулкина В.В., Сафулкин В.П., Сафулкин С.В. в судебное заседание не явились, о дате рассмотрения дела извещены надлежащим образом, обеспечили явку представителя – адвоката Мурашова С.Е., который на удовлетворении заявленных требований настаивал.

Представитель административного ответчика Администрации городского округа Серпухов Московской области, заинтересованного лица Комитета по управлению имуществом городского округа Серпухов – по доверенности Барташевич М.А. в судебном заседании возражала против заявленных административными истцами требований, поддержала доводы, указанные в письменном отзыве, из которого усматривается, что отказ Администрации г.о.Серпухов № Р001-1068868841-56801744 в предоставлении государственной услуги «Перераспределение земель и (или) земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и земельных участков, находящихся в частной собственности» является законным и обоснованным. Данный отказ был согласован с Министерством имущественных отношений, что подтверждается Сводным заключением по согласованию отрицательных решений №43-О от 11.03.2022. при этом административный ответчик ссылается на положения Закона Московской области от 24.07.2014 № 107/2014-03 «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Московской области отдельными государственными полномочиями Московской области», в соответствии с которыми реализация полномочий органами местного самоуправления, осуществляется при наличии согласования с Министерством имущественных отношений, Распоряжение Министерства имущественных отношений Московской области от 19.01.2017 № 13ВР-44, которым утвержден «Временный порядок направления на согласование в Министерство имущественных отношений Московской области проектов решений, принимаемых органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов муниципальных образований Московской области в рамках реализации исполнения отдельных государственных полномочий в области земельных отношений по предоставлению земельных участков, об установлении или изменении одного вида разрешенного использования земельного участка на другой вид такого использования, в том числе установлении соответствия между разрешенным использованием земельного участка и видом разрешенного использования земельных участков, установленным классификатором видов разрешенного использования земельных участков, и переводу земель из одной категории в другую, и признании утратившими силу отдельных правовых актов».

Указывает, что согласно заключению Комитета по архитектуре и градостроительству Московской области испрашиваемый земельный участок полностью расположен в зоне О-1 (многофункциональная общественно-деловая зона). Вид разрешенного использования «для индивидуального жилищного строительства» отсутствует в градостроительном регламенте территориальных зон.

Полагает, что административными истцами избран неправильный способ защиты нарушенного права, поскольку доводы изложенные в административном иске сводятся к оспариванию наличия территориальной зоны О-1, в которой находится испрашиваемый земельный участок. На момент принятия оспариваемого решения территориальная зона О-1 была отражена в правилах землепользования и застройки территории (части территории) городского округа Серпухов Московской области, утвержденных постановлением Администрации городского округа Серпухов Московской области от 18.08.2021 №4182-П.

Правила землепользования принимаются советом депутатов после утверждения проекта, подготовленного Мособлархитектурой (л.д. 113-115).

Представители заинтересованных лиц Комитета по архитектуре и градостроительству Московской области, Совета депутатов городского округа Серпухов в судебное заседание не явились, о дате рассмотрения дела извещены надлежащим образом, письменный отзыв не представили.

При таких обстоятельствах суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц в соответствии со ст.150 КАС РФ.

Выслушав представителя административных истцов – адвоката Мурашова С.Е., представителя административного ответчика Администрации городского округа Серпухов Московской области, заинтересованного лица Комитета по управлению имуществом городского округа Серпухов – по доверенности Барташевич М.А., оценив в совокупности представленные сторонами доказательства, суд приходит к следующим выводам.

Согласно ч.2 ст.46 Конституции РФ решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

В соответствии с ч.1 ст.4 КАС РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.

Согласно ч.1 ст.218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Основанием для удовлетворения заявления об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, является установление судом наличия одновременно двух обстоятельств: того, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.

Из материалов дела усматривается, что земельный участок с кадастровым по адресу: Московская область, Серпуховский район, д.Лукъяново, принадлежит на праве собственности Сафулкиной В.П., Сафулкиной О.Н., Сафулкинй П.В., Сафулкину С.В., Сафулкиной В.В., доля в праве – по 1/5 (л.д. 14-19).

21.02.2022 административные истцы посредством портала государственных и муниципальных услуг Московской области обратились с заявлением которому присвоен номер Р001-1068868841-56801744 об образовании земельного участка в целях заключения соглашения о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в собственности граждан и предназначенных для ведения ЛПХ, садоводства, ИЖС (л.д. 48-52).

Решением Администрации городского округа Серпухов Московской области № 43-О от 11.03.2022 (№ Р001-1068868841-56801744 от 15.03.2022) административным истцам отказано в предоставлении государственной услуги «Перераспределение земель и (или) земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и земельных участков, находящихся в частной собственности» по заявке № Р001-1068868841-56801744 от 21.02.2022 на основании п.13.1.15 Административного регламента, поскольку цель, для которой испрашивается земельный участок, не соответствует основному виду разрешенного использования, установленному в градостроительном регламенте для соответствующей территориальной зоны в документах градостроительного зонирования. В разъяснении причин отказа в предоставлении государственной услуги указано: Согласно заключению Комитета по архитектуре и градостроительству Московской области ГЗ-СМЭВЗ-200045513 образуемый земельный участок полностью расположен в зоне О-1. Вид разрешенного использования «для индивидуального жилищного строительства» отсутствует в градостроительном регламенте территориальной зоны. Дополнительно указано, что перераспределение испрашиваемого земельного участка возможно после внесения изменений в Правила землепользования и застройки территории (части территории) городского округа Серпухов Московской области и повторного обращения. Также указано, что основной и перераспределяемый земельные участки должны находиться в одной территориальной зоне, в которой предусмотрен вид разрешенного использования «для индивидуального жилищного строительства». При заполнении полей интерактивного заявления, необходимо указывать всех собственников земельного участка. В поданном заявлении не указан собственник 1/5 доли земельного участка; кадастровым Сафулкин П.В. (л.д. 29, 53-54).

Представлена выписка из Сводного заключения Министерства имущественных отношений Московской области по согласованию проектов отрицательных решений №43-О от 11.03.2022, где под номером 119 указаны административные истцы, в отношении которых согласован отказ в предоставлении услуги, кадастровый номер земельного участка , общей площадью 1845 кв.м, вид разрешенного использования – для индивидуального жилищного строительства, категория земельного участка – земли населенных пунктов (л.д. 64-65).

Из заключения об ограничении оборотоспособности, градостроительных ограничениях, о соответствии параметров земельных участков, градостроительным документам территориального планирования и градостроительного зонирования, земельный участок с кадастровым , площадью 1845 кв.м расположен в зоне О-1 – многофункциональная общественно-делова зона (Генеральный план г.о.Серпухов Московской области, утвержденный решением Совета депутатов г.о.Серпухов Московской области от 20.12.2017 №242/28 (ред. от 30.09.2020 №203/25) (л.д. 66-75).

Из акта осмотра земельного участка от 22.02.2022, составленного главным специалистом отдела землепользования Комитета по управлению имуществом г.о.Серпухов усматривается, что земельный участок с кадастровым не используется в соответствии с установленным видом разрешенного использования «для индивидуального жилищного строительства», перераспределяемый земельный участок площадью 345 кв.м примыкает к земельному участку с кадастровым с левой стороны; на перераспределяемом земельном участке частично расположено нежилое строение, рядом со строением навал строительного мусора (л.д. 76-79).

Постановлением Администрации г.о.Серпухов Московской области от 18.08.2021 №4182-П утверждены правила землепользования и застройки территории (части территории) городского округа Серпухов Московской области (л.д. 138), постановлением Администрации г.о.Серпухов Московской области от 27.12.20241 № 6466-П внесены изменения в Постановление Администрации г.о.Серпухов Московской области от 18.08.2021 №4182-П «Об утверждении правил землепользования и застройки территории (части территории) г.о.Серпухов Московской области» (л.д. 139).

Согласно сведениям из автоматизированной информационной системы обеспечения градостроительной деятельности (ИСОГД) принадлежащий административным истцам земельный участок и прилегающая к нему территория расположены в территориальной зоне О-1 – многофункциональная общественно-деловая зона. В соответствии с градостроительным регламентом для данной зоны вид разрешенного использования для индивидуального жилищного строительства отсутствует (л.д.140-170).

Из сообщения Управления архитектуры и строительства Администрации г.о.Серпухов Московской области от 19.08.2022 в соответствии со статьей 31 Градостроительного кодекса Российской Федерации подготовка проекта правил землепользования и застройки осуществляется с учетом положений о территориальном планировании, содержащихся в документах территориального планирования, с учетом требований технических регламентов, сведений Единого государственного реестра недвижимости, сведений, документов, материалов, содержащихся в государственных информационных системах обеспечения градостроительной деятельности, заключения о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний и предложений заинтересованных лиц. Так же учитывается фактическое использование земельных участков и предложения и замечания собственников земельных участков при рассмотрении проекта внесения изменений в Правила землепользования и застройки. Проект внесения изменений в Правила землепользования и застройки территории (части территории) городского округа Серпухов рассматривался на публичных слушаниях, которые проходили с 11.11.2019 по 27.12.2019 в соответствии с Постановлением Главы городского округа Серпухов от 08.11.2019 № 5858. За период проведения публичных слушаний замечаний и предложений по вышеуказанному земельному участку не поступило. Учитывая то, что на момент разработки проекта Правил землепользования и застройки земельный участок с кадастровым фактически использовался для осуществления торговой деятельности, он был отнесен к территориальной зоне О-1 (Многофункциональная общественно-деловая зона), основными видами разрешенного использования которой предусмотрено размещение магазинов. Собственнику земельного участка необходимо изменить вид разрешенного использования в соответствии с его фактическим использованием (л.д. 206-207). Представлен протокол публичных слушании № 34-г от 16.12.2019 (л.д. 208-209), копия постановления от 08.11.2019 №5958 «О назначении публичных слушаний по проекту «Внесение изменений в Правила землепользования и застройки территории (части территории) г.о.Серпухов Московской области (л.д. 210-225).

Стороной административных истцов заявлено требование о признании незаконным оспариваемого решения, поскольку оно основано на Правилах землепользования и застройки территории в редакции решения Совета депутатов от 05.11.2020 №218/27. Однако, по мнению стороны административных истцов применению подлежали нормы и правила, действовавшие на момент первоначального обращения за предоставлением услуги по перераспределению земельных участков, а именно 05.02.2020, поскольку вступившим в законную силу решением Серпуховского городского суда признано незаконным решение Администрации городского округа Серпухов Московской области 28.02.2020 об отказе в предоставлении такой государственной услуги, на административного ответчика возложена обязанность повторно рассмотреть заявление административных истцов № Р001-1068868841-33375806 от 05.02.2020.

Из представленной в материалы дела стороной административных истцов копии заключения об ограничении оборотоспособности, градостроительных ограничениях, о соответствии параметров земельных участков, градостроительным документам территориального планирования и градостроительного зонирования, земельный участок с кадастровым , площадью 1845 кв.м расположен в коммунальной зоне К в соответствии с генеральным планом сельского поседения «Липицкое» Серпуховского муниципального района Московской области, утвержденного решением Совета депутатов Серпуховского муниципального района Московской области от 10.05.2018 №5/53; а также в зоне Ж-2 (1844,97 кв.м) в соответствии с Правилами землепользования и застройки территории (части территории) сельского поселения «Липицкое» Серпуховского муниципального района Московской области, утвержденного решением Совета депутатов Серпуховского муниципального района Московской области от 10.05.2018 №6/53 (л.д. 20-24).

Из сведений из муниципальной автоматизированной информационной системы обеспечения градостроительной деятельности (ИСОГД), выписки из Правил землепользования и застройки территории (части территории) сельского поселения Липицкое Серпуховского муниципального района Московской области, утвержденных решением Совета депутатом городского округа Серпухов Московской области от 10.05.2018 №6/53, по состоянию на 02.07.2020, усматривается, что земельный участок с кадастровым расположен в зоне Ж-2 (л.д. 31-36).

В материалы дела представлена схема расположения земельного участка площадью 1845 кв.м (л.д. 37).

Решением Серпуховского городского суда Московской области от 29.06.2021 был удовлетворен административный иск Сафулкиной Оксаны Николаевны, Сафулкина Валерия Петровича (действующего в своих интересах и в интересах несовершеннолетнего Сафулкина Петра Валерьевича), Сафулкиной Валерии Валерьевны, Сафулкина Сергея Валерьевича, признано незаконным решение Администрации городского округа Серпухов Московской области №Р001-1068868841-33375806 от 28.02.2020 об отказе в предоставлении государственной услуги «Перераспределение земель и (или) земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и земельных участков, находящихся в частной собственности»; суд обязал Администрацию городского округа Серпухов Московской области повторно в установленный законом срок рассмотреть заявление Сафулкиной Оксаны Николаевны, Сафулкина Валерия Петровича (действующего в своих интересах и в интересах несовершеннолетнего Сафулкина Петра Валерьевича), Сафулкиной Валерии Валерьевны, Сафулкина Сергея Валерьевича № Р001-1068868841-33375806 о предоставлении государственной услуги «Перераспределение земель и (или) земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и земельных участков, находящихся в частной собственности». Решение вступило в законную силу (л.д. 38-42, 80-97).

Судебным приставом-исполнителем СМО по ИОИД и РЗ ГУФССП России по Московской области от 03.12.2021 вынесено постановление о возбуждении исполнительного производства в отношении Администрации г.о.Серпухов об обязании рассмотреть заявление Сафулкиных Р001-1068868841-33375806 о предоставлении государственной услуги «Перераспределение земель и (или) земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и земельных участков, находящихся в частной собственности» (л.д. 136), из представленной распечатки с сайта ФССП России усматривается, что в банке данных исполнительных производств не найдено информации по исполнительному производству -ИП (л.д. 137).

24.12.2021 во исполнение постановления о возбуждении исполнительного производства от 06.12.2021 Администрацией г.о.Серпухов Московской области повторно направлено на рассмотрение заявление административных истцов Р001-1068868841-33375806 о предоставлении государственной услуги «Перераспределение земель и (или) земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и земельных участков, находящихся в частной собственности». Указано, что новых документов заявителями не подано, нового заявления не подано. Согласно заключению Комитета по архитектуре и градостроительству Московской области земельный участок полностью расположен в санитарно-защитной зоне. Источник информации СанПиН 2.2 1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов». В связи с тем, что земельный участок с кадастровым площадью 1500 кв.м., расположенный в границах муниципального образования «Городской округ Серпухов Московской области» по адресу: Московская область, Серпуховский район, д.Лукъяново, с видом разрешенного использования «для индивидуального жилищного строительства» свободный, не застроенный, установленные ограничения использования земельного участка не допускают использования земельного участка в соответствии с целями использования такого земельного участка, указанные в заявлении о предоставлении земельного участка. 12/01 постановление о постановке на учет чего/кого необходимо приложить? Вопрос о перераспределении земельного участка, а не предоставлении участка многодетной семье (л.д. 117-119).

Из сводного заключения Министерства имущественных отношений Московской области по согласованию проектов отрицательных решений №4-О от 13.01.2022, где под номером 9 указаны административные истцы, в отношении которых согласован отказ в предоставлении услуги, кадастровый номер земельного участка , общей площадью 1845 кв.м, вид разрешенного использования – для индивидуального жилищного строительства, категория земельного участка – земли населенных пунктов (л.д. 116).

Решением Администрации г.о.Серпухов Московской области от 13.01.2022 №4-О административным истцам было отказано в предоставлении государственной услуги «Перераспределение земель и (или) земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и земельных участков, находящихся в частной собственности» по заявлению Р001-1068868841-33375806 на основании п. 13.1.19 Административного регламента, поскольку испрашиваемый земельный участок полностью расположен в границах зоны с особыми условиями использования территории, установленные ограничения использования земельных участков в которой не допускают использования земельного участка в соответствии с целями использования такого земельного участка, указанными в заявлении о предоставлении земельного участка. В разъяснении причин отказа в предоставлении государственной услуги указано, что согласно заключению Комитета по архитектуре и градостроительству Московской области образуемый земельный участок полностью расположен в санитарно-защитной зоне. Источник информации СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов». В связи с тем, что земельный участок с кадастровым площадью 1500 кв.м, расположенный в границах муниципального образования «Городской округ Серпухов Московской области» по адресу: Московская область, Серпуховский район, д.Лукъяново, с видом разрешенного использования «для индивидуального жилищного строительства» свободный, не застроенный, установленные ограничения использования земельного участка не допускают использования земельного участка в соответствии с целями использования такого земельного участка, указанные в заявлении о предоставлении земельного участка. Также указано, что согласование схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории согласно нормам действующего законодательства, не представляется возможным (л.д. 177-178).

Таким образом, Администрацией городского округа Серпухов исполнена возложенная решением Серпуховского городского суда от 29.06.2021 обязанность, обращение административных истцов от 05.02.2020 № Р001-1068868841-33375806 повторно рассмотрено, по результатам его рассмотрения вынесено решение, которое до обращения в суд с настоящим иском не оспорено.

Административными истцами 22.07.2022 в Серпуховский городской суд подано административное исковое заявление о признании незаконным решения администрации г.о.Серпухов от 13.01.2022 №4-О об отказе в предоставлении государственной услуги, обязании администрацию г.о.Серпухов в течение 10 рабочих дней со дня вступления в законную силу судебного акта, принять решение об утверждении схемы расположения земельного участка площадью 1845 кв.м, категория земель «земли населенных пунктов», вид разрешенного использования «для индивидуального жилищного строительства» и направить это решение в приложением в адрес административных истцом (л.д. 187-189), которое было принято к производству Серпуховского городского суда с присвоением административному делу номера 2а-2774/2022 (л.д. 190-191, 204-205).

Исходя из вышеизложенных обстоятельств, суд приходит к выводу, что административным ответчиком при вынесении оспариваемого решения правомерно применены правила, регламентирующие территориальное зонирование в редакции, действующей на момент обращения административных истцов с заявлением о предоставлении государственной услуги 21.02.2022, поскольку обращаясь с данным заявлением, административные истцы вступили с административным ответчиком в новые правоотношения.

В соответствии с ч.1 ст.11.2 Земельного кодекса РФ земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

В силу ч.3 указанной статьи целевым назначением и разрешенным использованием образуемых земельных участков признаются целевое назначение и разрешенное использование земельных участков, из которых при перераспределении образуются земельные участки, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

По смыслу приведенного положения, образуемые в результате перераспределения земельные участки, имеют то же целевое назначение и разрешенное использование, что и исходные земельные участки, то есть из земельного участка, поставленного на государственный кадастровый учет с определенным видом разрешенного использования, может быть образован земельный участок только с тем же видом разрешенного использования.

Порядок, случаи и основания заключения соглашения о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, предусмотрены статьями 39.28, 39.29 Земельного кодекса РФ.

В частности, согласно п.3 ч.1 ст.39.28 Земельного кодекса РФ (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений) допускается перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в собственности граждан и предназначенных для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального жилищного строительства, при условии, что площадь земельных участков, находящихся в собственности граждан, увеличивается в результате этого перераспределения не более чем до установленных предельных максимальных размеров земельных участков.

В соответствии с положениями ст.39.29 Земельного кодекса Российской Федерации в целях заключения соглашения о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, гражданин или юридическое лицо - собственники таких земельных участков обращаются с заявлением о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, в уполномоченный орган (ч.1).

К заявлению о перераспределении земельных участков прилагается, в том числе, схема расположения земельного участка в случае, если отсутствует проект межевания территории, в границах которой осуществляется перераспределение земельных участков (п.2 ч.3).

Одним из оснований для принятия решения об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков является то обстоятельство, если приложенная к заявлению о перераспределении земельных участков схема расположения земельного участка разработана с нарушением требований к образуемым земельным участкам или не соответствует утвержденным проекту планировки территории, землеустроительной документации, положению об особо охраняемой природной территории (п.12 ч.9).

Требования к образуемым и измененным участкам закреплены в статье 11.9 Земельного кодекса РФ.

В соответствии с п.3 ч.16 ст.11.10 Земельного кодекса РФ сснованием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 Земельного кодекса РФ требований к образуемым земельным участкам.

Согласно ч.7 ст.11.9 Земельного кодекса РФ не допускается образование земельного участка, границы которого пересекают границы территориальных зон, лесничеств, лесопарков, за исключением земельного участка, образуемого для проведения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых, размещения линейных объектов, гидротехнических сооружений, а также водохранилищ, иных искусственных водных объектов.

Частью 2 ст.85 Земельного кодекса РФ предусматрено, что границы территориальных зон должны отвечать требованиям принадлежности каждого земельного участка только к одной зоне.

По смыслу приведенных правовых норм право собственников земельных участков на их перераспределение не является безусловным, реализуется в соответствии с требованиями земельного законодательства и в установленных им случаях.

В силу п.12 ч.9 статьи 39.29 Земельного кодекса РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков при наличии хотя бы одного из следующих оснований: приложенная к заявлению о перераспределении земельных участков схема расположения земельного участка разработана с нарушением требований к образуемым земельным участкам или не соответствует утвержденным проекту планировки территории, землеустроительной документации, положению об особо охраняемой природной территории.

Согласно ст. 11 Земельного кодекса РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся резервирование земель, изъятие земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель.

Органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.

Постановлением Главы городского округа Серпухов Московской области от 06.02.2019 № 429 «Об утверждении Порядка предоставления государственной услуги «Перераспределение земель и (или) земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, и земельных участков, находящихся в частной собственности» на территории городского округа Серпухов Московской области и признании утратившим силу постановления Главы городского округа Серпухов Московской области от 13.12.2017 № 2735» утвержден Порядок предоставления государственной услуги «Перераспределение земель и (или) земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, и земельных участков, находящихся в частной собственности» на территории городского округа Серпухов Московской области.

В соответствии с п.1 Постановления предоставление государственной услуги «Перераспределение земель и (или) земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, и земельных участков, находящихся в частной собственности» на территории городского округа Серпухов Московской области осуществляется администрацией городского округа Серпухов Московской области (далее - Администрация) в соответствии с административным Регламентом предоставления государственной услуги «Перераспределение земель и (или) земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, и земельных участков, находящихся в частной собственности», утвержденным распоряжением Министерства имущественных отношений Московской области от 26 декабря 2018 года № 15ВР-1816.

Распоряжением Министерства имущественных отношений Московской области от 26 декабря 2018 года № 15ВР-1816 (действовало до 01.09.2022) был утвержден Регламент предоставления государственной услуги «Перераспределение земель и (или) земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, и земельных участков, находящихся в частной собственности», в соответствии с п.5.1 которого органом местного самоуправления, ответственным за предоставление Государственной услуги, является Администрация городского округа или муниципального района, на территории которого расположен земельный участок.

В целях предоставления Государственной услуги Администрация взаимодействует с: Министерством имущественных отношений Московской области в целях получения сводного заключения о наличии/отсутствии оснований для перераспределения земельного участка (п.5.7.1 Регламента); Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области для получения сведений о земельном и/или расположенном на земельном участке объекте из Единого государственно реестра недвижимости (п.5.7.2 Регламента); Управлением Федеральной налоговой службы для получения сведений из Единого государственного реестра юридических лиц и Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей (п.5.7.3 Регламента); Комитетом по архитектуре и градостроительству Московской области, по вопросу получения сведений об оборотоспособности земельного участка (п.5.7.4 Регламента).

Согласно пункта 6.2.4 Административного регламента при наличии оснований, указанных в пункте 13 настоящего Административного регламента, результатом предоставления Государственной услуги является решение об отказе в предоставлении Государственной услуги, которое оформляется на официальном бланке Администрации в виде письма.

Пункт 13 Административного регламента содержит исчерпывающий перечень оснований для отказа в предоставлении Государственной услуги.

Согласно подпункта 13.1.15 такими основаниями для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, являются: «Цель, для которой испрашивается земельный участок, не соответствует основному виду разрешенного использования, установленному в градостроительном регламенте для соответствующей территориальной зоны в документах градостроительного зонирования».

Пунктом 23.1 Административного регламента предусмотрен перечень административных процедур при предоставлению Государственной услуги: 1) прием заявления и документов; 2) обработка и предварительное рассмотрение документов; 3) формирование и направление межведомственных запросов в органы (организации), участвующие в предоставлении Государственной услуги; 4) подготовка проекта решения; 5) сводное заключение Министерства имущественных отношений Московской области; 6) принятие решения; 8) выдача результата.

Решением Администрации городского округа Серпухов Московской области № Р001-1068868841-56801744 административным истцам отказано в предоставлении государственной услуги «Перераспределение земель и (или) земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и земельных участков, находящихся в частной собственности по заявке № Р001-1068868841-56801744 об утверждении схемы расположения земельного участка площадью 1845 кв.м. категория земель «земли населенных пунктов», вид разрешенного использования «для индивидуального жилищного строительства», поскольку цель, для которой испрашивается земельный участок, не соответствует виду разрешенного использования, установленному в градостроительном регламенте для соответствующей территориальной зоны в документах градостроительного зонирования.

В оспариваемом решении содержится разъяснение причин отказа в предоставлении государственной услуги: Согласно заключению Комитета по архитектуре и градостроительству Московской области ГЗ-СМЭВЗ-200045513 образуемый земельный участок полностью расположен в зоне О-1. Вид разрешенного использования «для индивидуального жилищного строительства» отсутствует в градостроительном регламенте территориальной зоны.

В соответствии с частью 9 статьи 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие) (часть 11 статьи 226 КАС РФ).

Анализируя представленные сторонами доказательства, оценивая их в совокупности и взаимосвязи, суд полагает, что оспариваемое решение № Р001-1068868841-56801744 об отказе в предоставлении государственной услуги «Перераспределение земель и (или) земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и земельных участков, находящихся в частной собственности» соответствует положениям действующего законодательства и не нарушает права и законные интересы административных истцов.

В Едином государственном реестре недвижимости в отношении земельного участка с кадастровым , площадью 1500 кв.м., расположенного по адресу: Московская область, г.о. Серпухов, деревня Лукьяново, указана категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для индивидуального жилищного строительства.

Основанием для принятия административным ответчиком оспариваемого решения явился вывод о несоответствии цели, для которой испрашивается земельный участок, не соответствует виду разрешенного использования, установленному в градостроительном регламенте для соответствующей территориальной зоны в документах градостроительного зонирования.

Из Правил землепользования и застройки территории (части территории) городского округа Серпухов Московской области по состоянию на 14.06.2022, градостроительного регламента следует, что образуемый земельный участок находится в территориальной зоне О-1 – многофункциональная зона, вид разрешенного использования – «для индивидуального жилищного строительства» в данной территориальной зоне не предусмотрен.

Ввиду установленных в ходе рассмотрения дела обстоятельств суд полагает обоснованным вывод административного ответчика о несоответствии цели, для которой испрашивается земельный участок, виду разрешенного использования, установленному в градостроительном регламенте для соответствующей территориальной зоны в документах градостроительного зонирования.

Исходя из вышеизложенного, суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для признания оспариваемого решения незаконным, поскольку данное решение принято административным ответчиком в пределах его полномочий, соответствует требованиям действующего законодательства, регулирующего спорные правоотношения, процедура принятия данного решения соблюдена.

Таким образом, требования о признании незаконным решения Администрации городского округа Серпухов Московской области от 15.03.2022 № Р001-1068868841-56801744 об отказе в предоставлении государственной услуги «Перераспределение земель и (или) земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и земельных участков, находящихся в частной собственности», а соответственно и требования о возложении на административного ответчика обязанности по устранению нарушений прав и законных интересов административных истцов, удовлетворению не подлежат.

Руководствуясь ст.ст.175-180, 227 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Административный иск Сафулкиной Оксаны Николаевны (действующей в своих интересах, а также в интересах несовершеннолетнего Сафулкина Петра Валерьевича), Сафулкиной Валерии Валерьевны, Сафулкина Валерия Петровича, Сафулкина Сергея Валерьевича о признании незаконным решения Администрации городского округа Серпухов Московской области от 15.03.2022 № Р001-1068868841-56801744 об отказе в предоставлении государственной услуги «Перераспределение земель и (или) земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и земельных участков, находящихся в частной собственности»; обязании Администрации городского округа Серпухов Московской области в течение 10 рабочих дней со дня вступления в законную силу судебного акта принять решение об утверждении схемы расположения земельного участка площадью 1845 кв.м. категория земель «земли населенных пунктов», вид разрешенного использования «для индивидуального жилищного строительства» и направить это решение с приложением указанной схемы в адрес Сафулкиной Оксаны Николаевны, Сафулкиной Валерии Валерьевны, Сафулкина Сергея Валерьевича, Сафулкина Валерия Петровича – оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский областной суд через Серпуховский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий судья: С.Ю.Мусатова

Мотивированное решение составлено 30.09.2022.