ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1864/19 от 07.02.2020 Северского городского суда (Томская область)

Дело № 2а-187/2020

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

07 февраля 2020 года Северский городской суд Томской области в составе: председательствующего Панковой С.В.

при секретаре Корнюшка Е.В.

помощник судьи Высотская О.А.,

с участием представителя административного истца Управления жилищно-коммунального хозяйства, транспорта и связи Администрации ЗАТО Северск ФИО1, административного ответчика старшего государственного инспектора дорожного надзора ОГИБДД УМВД России по ЗАТО Северск ФИО2, представителя административного ответчика УМВД России по ЗАТО Северск Томской области ФИО3, представителя третьего лица Управления капитального строительства Администрации ЗАТО Северск ФИО4,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Северск гражданское дело по административному исковому заявлению Управления жилищно-коммунального хозяйства, транспорта и связи Администрации ЗАТО Северск Томской области к старшему государственному инспектору дорожного надзора ОГИБДД УМВД России по ЗАТО Северск ФИО2, ОГИБДД УМВД России по ЗАТО Северск Томской области, УМВД России по ЗАТО Северск Томской области об оспаривании в части предписания по результатам проведения органом государственного контроля (надзора) плановой, документарной и выездной проверки деятельности УЖКХ ТиС от 07.10.2019, признании действий старшего государственного инспектора безопасности дорожного движения ОГИБДД УМВД России по ЗАТО Северск Томской области по вынесению в части предписания по результатам проведения органом государственного контроля (надзора) плановой, документарной и выездной проверки деятельности УЖКХ ТиС от 07.10.2019 незаконными,

установил:

Управление жилищно-коммунального хозяйства, транспорта и связи Администрации ЗАТО Северск (далее – УЖКХ ТиС) обратилось в суд с административным иском к старшему государственному инспектору дорожного надзора ОГИБДД УМВД России по ЗАТО Северск ФИО2, ОГИБДД УМВД России по ЗАТО Северск Томской области, УМВД России по ЗАТО Северск Томской области об оспаривании в части предписания по результатам проведения органом государственного контроля (надзора) плановой, документарной и выездной проверки деятельности УЖКХ ТиС от 07.10.2019, признании действий старшего государственного инспектора безопасности дорожного движения ОГИБДД УМВД России по ЗАТО Северск Томской области по вынесению в части предписания по результатам проведения органом государственного контроля (надзора) плановой, документарной и выездной проверки деятельности УЖКХ ТиС от 07.10.2019 незаконными.

В обоснование указало, что в период с 17 сентября по 07 октября 2019 года УМВД РФ по ЗАТО Северск Томской области в лице старшего государственного инспектора дорожного надзора ОГИБДД УМВД России по ЗАТО Северск ФИО2, на основании сводного плана проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей ЕРП № ** от 05.09.2018, распоряжения (приказа) руководителя органа государственного контроля (надзора) о проведении плановой, документарной и выездной проверки юридического лица от 05.09.2019 № ** проводилась плановая, документарная и выездная проверка в отношении УЖКХ ТиС. По окончании мероприятия 07.10.2019 должностным лицом составлен Акт проверки № **, и Предписание, которое является незаконным и подлежит отмене в части. Действующие проекты организации дорожного движения на улично-дорожную сеть ЗАТО Северск Томской области (далее – ПОДД) были разработаны и утверждены УЖКХ ТиС во исполнение требований Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», а также приказа Минтранса России от 17.03.2015 № 43 «Об утверждении правил подготовки проектов и схем организации дорожного движения» (далее – Правила № 43). Правилами № 43 были определены требования к ПОДД, включая требования по оформлению ПОДД. Представленные в период проведенной плановой проверки ПОДД на улично-дорожную сеть ЗАТО Северск Томской области соответствовали вышеуказанным требованиям правил № 43 по оформлению ПОДД. В период 2014-2018гг. отдел ГИБДД УМВД РФ по ЗАТО Северск томской области, отсылая к нормам действовавшего федерального законодательства, не осуществлял согласование проектов организации дорожного движения, разрабатываемых для автомобильных дорог местного значения, расположенных в границах городского округа ЗАТО Северск Томской области. Приказ Минтранса России от 17.03.2015 № 43 «Об утверждении правил подготовки проектов и схем организации дорожного движения», соблюдение требований которого включено в проверочный лист и оценивалось должностным лицом в ходе плановой проверки УЖКХ ТиС, фактически утратил силу с 09.06.2019. Положения новых Правил подготовки документации по организации дорожного движения, утвержденные приказом Минтранса России от 26.12.2018 № 480 (вступил в действие 10.06.2019) не включены в список контрольных вопросов и не являются предметом оценки соблюдения законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения юридическим лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность по эксплуатации автомобильных дорог (их участков). Вопрос наличия (отсутствия) у проверяемого юридического лица комплексной схемы организации дорожного движения муниципального образования не содержится в списке контрольных вопросов, используемых должностными лицами МВД России при осуществлении федерального надзора в области безопасности дорожного движения в целях оценки соблюдения законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения при проведении плановой проверки юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность по эксплуатации автомобильных дорог (их участков), утвержденном Приказом МВД России от 31.12.2018 № 878, данный вопрос предметом проверки и оценки деятельности УЖКХ ТиС не являлся. В 2018 году УЖКХ ТиС был заключен муниципальный контракт № ** 19.11.2018 с Федеральным автономным учреждением «Российский дорожный научно-исследовательский институт» на выполнение научно-исследовательских работ по проекту «разработка комплексных схем организации дорожного движения для муниципального образования, расположенного в границах Томской агломерации, на период до 2023г.», по условиям которого работы по контракту осуществляются в 4 этапа: 1 и 2 этап – 2018 год, 3 и 4 этап – 2019 год. В настоящее время 1 и 2 этапы выполнены, по результатам работ 3 и 4 этапов выявлены замечания. Изучение комплексной схемы организации дорожного движения на уличную сеть в предмет проверки не входило. Сведения о нарушении пункта 5.1.17 ГОСТ Р неправомерно включены в акт и отражены в предписании. Выявленное в ходе выездной выборочной проверки улично-дорожной сети ЗАТО Северск 27.09.2019 нарушение подлежало устранению в плановом порядке силами подрядной организации ООО «Дорнадзор» в этот же день. Действия должностного лица 07.10.2019 по включению в акт проверки сведений о нарушении пункта 6.2.14 ГОСТ Р 52289-2004 без отражения информации об устранении нарушения 27.09.2019 являются неправомерными. Строительство новых объектов капитального строительства – сооружений стационарного электрического освещения не входит в компетенцию УЖКХ ТиС, а является одним их основных направлений деятельности Управления капитального строительства Администрации ЗАТО Северск. Проектом капитального ремонта автодороги ул. Северная установка удерживающих ограждений учтена. Инспектор дорожного движения ФИО2 располагает сведениями о проведенном в 2019 году на первом этапе капитального ремонта ул. Северная, заказчиком которого выступало УКС, где должностное лицо непрерывно непосредственно осуществляло дорожный надзор за соблюдением обязательных требований в области обеспечения безопасности дорожного движения при строительстве и эксплуатации автомобильной дороги. Предложения предписания по результатам плановой проверки не содержит перечень конкретных мероприятий. Предписание УЖКХ ТиС является неопределенным и неясным документом, в том числе подписано неуполномоченным на то должностным лицом. Старший государственный инспектор дорожного надзора ОГИБДД УМВД России по ЗАТО Северск Томской области капитан полиции ФИО2 выдав предписание, незаконно возложил на УЖКХ ТиС обязанность организовать и произвести работы по приведению в соответствие с требованиями действующего законодательства Российской Федерации участков улично-дорожной сети ЗАТО Северск о безопасности дорожного движения (ГОСТ Р 52766), в части обустройства стационарным электрическим освещением автомобильных дорог по адресам: автомобильная дорога № 50, д. Чернильщиково, а также на подъездах к данному населенному пункту со стороны г. Северск и со стороны НСТСЛ «Спутник», на участке ул. Транспортная от ул. Свердлова до ул. Спортивная, и установки дорожных ограждений на Северной автомобильной дороги в г. Северск.

Определением Северского городского суда Томской области от 10.01.2020 к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено Управление капитального строительства Администрации ЗАТО Северск.

В судебном заседании представитель административного истца УЖКХ ТиС ФИО1, действующая на основании доверенности от 09.01.2019 № ** (л.д. 94-95) административные исковые требования поддержала, по основаниям, изложенным в иске, пояснила, что они не могут произвести опорную установку, поскольку они не занимаются организацией работ по строительству. Комплексная схема разработана и утверждена, не была представлена, поскольку никто не запрашивал. Как следует из фототаблицы к акту проверки по адресу: <...> дорожные знаки 5.19.1 и 5.19.2 фактически изготовлены на щитах со световозвращающей флуоресцентной пленкой желто-зеленого цвета. Действия должностного лица 07.10.2019 по включению в акт проверки сведений о нарушении пункта 6.2.14 ГОСТ Р 52289-2004 без отражения информации об устранении нарушения 27.09.2019 являются неправомерными. Проектом капитального ремонта автодороги ул. Северная (от переезда Парусинка до переезда Предзаводская) установка удерживающих ограждений учтена. Данный проект является объектом муниципальной собственности и находится в распоряжении уполномоченного отраслевого органа Администрации ЗАТО Северск -УКС.

Административный ответчик старший государственный инспектор дорожного надзора ОГИБДД УМВД России по ЗАТО Северск ФИО2 в судебном заседании требования не признал, пояснил, что комплексная схема организации дорожного движения на улично-дорожную сеть ЗАТО Северск в соответствии с требованиями Федерального законодательства от 29.12.2017 № 443-ФЗ УЖКХ ТиС не предъявлялась в виду ее отсутствия. Ведущий специалист консультант УЖКХ ТиС С. сообщил, что схема находится на разработке. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств» в части эксплуатации дорожного знака 1.22 «Пешеходный переход» не на щите с применением световозвращающей флуоресцентной пленки желто-зеленого цвета на подъезде к пешеходному переходу между жилыми домами № 151 и № 120 по пр. Коммунистическому в г. Северск со стороны кольца на въезде в город. Фотография № 16 приложения к акту проверки № 1 от 07.10.2019 устанавливает нарушение п. 5.1.6 ГОСТ Р 52289-2004. Нарушение п. 6.2.14 ГОСТ Р 52289-2004, согласно которого разметку 1.12 (стоп-линия) применяют перед перекрестком при наличии знака 2.5 «Движение без остановки запрещено» напротив жилого дома № 18 по ул. Транспортная в г. Северск в ходе выездной проверки совместно с уполномоченным должностным лицом УЖКХ ТиС выявлено 24.09.2019 в 15 час. 17 мин. В настоящее время разметка была нанесена. В декабре 2019 года комплексная схема утверждена. УЖКХ ТиС не обязано строить линии станции освещения, однако организовать работу это их обязанность.

Представил возражения на административное исковое заявление, в которых указал, что в соответствии с ежегодным сводным планом проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, утвержденным прокуратурой Томской области в 2018 году в период с 17 сентября по 7 октября 2019 года УМВД России по ЗАТО Северск Томской области проведена плановая, документарная и выездная проверка деятельности УЖКХ ТиС. По результатам проведения проверки должностным лицом, осуществляющим проверку составлен акт № ** от 7 октября 2019 года, на основании которого в адрес УЖКХ ТиС выдано обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений обязательных требований действующего законодательств Российской Федерации в области обеспечения безопасности дорожного движения, выявленных в ходе проверки. В ходе проведения проверки УЖКХ ТиС, должностному лицу ОГИБДД УМВД России по ЗАТО Северск, проводившему проверку, предоставлены проекты организации дорожного движения на улично-дорожную сеть ЗАТО Северск, которые разработаны и утверждены до вступления в силу Федерального закона от 29 декабря 2017 года № 443-ФЗ «Об организации дорожного движения в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Комплексная схема организации дорожного движения на улично-дорожную сеть ЗАТО Северск в соответствии с требованиями Федерального законодательства от 29.12.2017 № 443-ФЗ УЖКХ ТиС не предъявлялась в виду ее отсутствия. Уполномоченное должностное лицо УЖКХ ТиС, присутствовавшее при проведении проверки пояснило. Что на момент проведения проверки УЖКХ ТиС реализуются мероприятия по разработке комплексной схемы организации дорожного движения. Исследование в ходе проверки проверяющим должностным лицом документации по организации дорожного движения (комплексные схемы и (или) проекты организации дорожного движения) осуществлялись в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации в период проведения проверки. Нарушения пункта 5.1.17 ГОСТ Р 52289-2004 «Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств» в части эксплуатации дорожного знака 1.22 «Пешеходный переход» не на щите с применением световозвращающей флуоресцентной пленки желто-зеленого цвета на подъезде к пешеходному переходу между жилыми домами № 151 и № 120 по пр. Коммунистическому в г. Северск со стороны кольца на въезде в город. Фотография № 16 приложения к акту проверки № 1 от 07.10.2019 устанавливает нарушение п. 5.1.6 ГОСТ Р 52289-2004. Административный истец неправильно растолковал предъявленное нарушение обязательного требования законодательства Российской Федерации в области безопасности дорожного движения. Нарушение п. 6.2.14 ГОСТ Р 52289-2004, согласно которого разметку 1.12 (стоп-линия) применяют перед перекрестком при наличии знака 2.5 «Движение без остановки запрещено» напротив жилого дома № 18 по ул. Транспортная в г. Северск в ходе выездной проверки совместно с уполномоченным должностным лицом УЖКХ ТиС выявлено 24.09.2019 в 15 час. 17 мин. Нарушения п. 4.6.1.1 ГОСТ Р 52766-2007 установлены на автомобильной дороге № 50 в ЗАТО Северск и участка ул. Транспортная от ул. Свердлова до ул. Спортивная. Нарушения п. 4.6.1.11 ГОСТ Р 52766-2007 установлены на Северной автомобильной дороге в г. Северск. С учетом того, что одними из основных задач и полномочий УЖКХ ТиС является реализация полномочий Администрации ЗАТО Северск в области использовании автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности, в части содержания и текущего ремонта автомобильных дорог общего пользования местного значения, то соблюдение обязательных требований законодательства Российской Федерации в области безопасности дорожного движения на улично-дорожной сети г. Северск, в частности требований пп. 4.6.1.1, 4.6.1.11 ГОСТ Р 52766-2007, возлагается на УЖКХ ТиС. Административный ответчик ФИО2 является должностным лицом ОГИБДД УМВД России по ЗАТО Северск Томской области, имеет специальное звание капитан полиции, состоит в должности старшего государственного инспектора дорожного надзора и вправе осуществлять действия, предусмотренные п. 21 ч. 1 ст. 13 Закона «О полиции», в данном случае по окончанию проведения плановой, документарной и выездной проверки деятельности УЖКХ ТиС, выдавать должностным лицам этой организации предписания об устранении выявленных нарушений, в том числе нарушений требований нормативных правовых актов в области обеспечения безопасности дорожного движения при строительстве, ремонте, реконструкции и содержании дорог. Предписание от 07.10.2019 по результатам проведенной плановой, документарной и выездной проверки, выдано в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в области безопасности дорожного движения, уполномоченным должностным лицом в орган (УЖКХ ТиС), осуществляющим дорожную деятельность на территории ЗАТО Северск Томской области.

Представитель административного ответчика УМВД России по ЗАТО Северск Томской области ФИО3, действующая на основании доверенности от 09.01.2020 № 3 (л.д. 98) в судебном заседании требования не признала, представила письменные пояснения, в которых указала, что на момент проведения проверки проекты организации дорожного движения должны соответствовать требованиям Федерального закона от 29.12.2017 № 443-ФЗ «Об организации дорожного движения в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Период 2014-2018 годов не является предметом рассмотрения настоящего административного дела. Исследование в ходе проверки проверяющим должностным лицом документации по организации дорожного движения (комплексные схемы и (или) проекты организации дорожного движения) осуществлялось в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации в период проведения проверки. У уполномоченного должностного лица при проведении проверки запрошена документация по организации дорожного движения в ее совокупности, в том числе и комплексные схемы организации дорожного движения. Нарушение подпункта 5.1.17 ГОСТ Р 52289-2004 изначально не было зафиксировано на фотографии, но включено в акт проверки и предписание. Данное нарушение не устранено и в настоящий момент. Одними из основных задач и полномочий УЖКХ ТиС является реализация полномочий Администрации ЗАТО Северск в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности, в части содержания и текущего ремонта автомобильных дорог общего пользования местного значения, соблюдение обязательных требований законодательства Российской Федерации в области безопасности дорожного движения на улично-дорожной сети г. Северск, в частности требований пунктов 4.6.1.1, 4.6.1.11 ГОСТ Р 52766-2007, возлагается на УЖКХ ТиС. Предписания даются главными государственными инспекторами безопасности дорожного движения, старшими государственными инспекторами безопасности дорожного движения, государственными инспекторами безопасности дорожного движения, старшими государственными инспекторами дорожного надзора, государственными инспекторами дорожного надзора в соответствии с их компетенцией в письменной форме с указанием сроков представления информации о принимаемых мерах. Представила возражения на административное исковое заявление, в которых указала, что исследование в ходе проверки проверяющим должностным лицом документации по организации дорожного движения (комплексные схемы и (или) проекты организации дорожного движения) осуществлялись с соответствии с действующим законодательством Российской Федерации в период проведения проверки. Административный истец неправильно растолковал предъявленное нарушение обязательного требования законодательства Российской Федерации в области безопасности дорожного движения. Нарушение п. 6.2.14 ГОСТ Р 52289-2004, согласно которого разметку 1.12 (стоп-линия) применяют перед перекрестком при наличии знака 2.5 «Движение без остановки запрещено» напротив жилого дома № 18 по ул. Транспортная в г. Северск в ходе выездной проверки совместно с уполномоченным должностным лицом УЖКХ ТиС выявлено 24.09.2019 в 15 час. 17 мин. нарушения п. 4.6.1.1 ГОСТ Р 52766-2007 установлены на автомобильной дороге № 50 в ЗАТО Северск и участка ул. Транспортная от ул. Свердлова до ул. Спортивная. Нарушения п. 4.6.1.11 ГОСТ Р 52766-2007 установлены на Северной автомобильной дороге в г. Северск. Соблюдение обязательных требований законодательства Российской Федерации в области безопасности дорожного движения на улично-дорожной сети г. Северск, в частности требований пп. 4.6.1.1, 4.6.1.11 ГОСТ Р 52766-2007, возлагается на УЖКХ ТиС. Административный ответчик ФИО2 является должностным лицом ОГИБДД УМВД России по ЗАТО Северск Томской области, состоит в должности старшего государственного инспектора дорожного надзора и вправе в данном случае по окончании проведении плановой документарной и выездной проверки деятельности УЖКХ ТиС выдавать должностным лицам этой организации предписания об устранении выявленных нарушений. Предписание от 07.10.2019 по результатам проведенной плановой, документарной и выездной проверки, выдано в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в области безопасности дорожного движения, уполномоченным должностным лицом в орган (УЖКХ ТиС), осуществляющим дорожную деятельность на территории ЗАТО Северск Томской области (л.д. 102-113).

Представитель заинтересованного лица Управления капитального строительства Администрации ЗАТО Северск ФИО4, действующая на основании доверенности от 09.01.2020 № ** (л.д. 131) в судебном заседании требования не признала, представила возражения относительно заявленных требований, в которых указала, что для выполнения работ по капитальному ремонту автодороги ул. Северная (от переезда Парусинка до переезда Предзаводская) Управлением были получены бюджетные средства. Управление заключило с ООО «КУЗБАССДОРСТРОЙ» муниципальный контракт от 07.05.2019 на выполнение работ по капитальному ремонту автодороги ул. Северная (от переезда Парусинка до переезда Предзаводвская) на участке (от здания по адресу: ул. Северная, 16 до переезда Предзавовдская в г. Северске). Сроки выполнения работ: начало выполнения работ - с момента размещения в единой информационной системе и на электронной площадке с использованием единой информационной системы контракта, подписанного усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, окончание работ - 02.10.2019 (пункт 5 контракта). В соответствии с условиями муниципального контракта от 07.05.2019 Подрядчиком выполнен комплекс работ согласно проектно-сметной документации № **; № **; **; **; локальным сметным расчетам №**; № **; №**; № **; № **; №**. Подрядчиком были выполнены том числе следующие работы по капитальному ремонту: расчистка от кустарника; демонтаж существующей обстановки и обустройства; организация дорожного движения; устройство дорожной одежды; укрепление обочин; установка дорожных знаков; нанесение дорожной разметки; устройство металлических пешеходных ограждений. Работы по капитальному ремонту были приняты и оплачены Управлением 30.08.2019. Управление заключило с ООО «КУЗБАССДОРСТРОЙ» муниципальный контракт от 01.10.2019 **_222524 на выполнение работ по капитальному ремонту автодороги ул. Северная (от переезда Парусинка до переезда Предзаводская), продолжение работ. Сроки выполнения работ: начало выполнения работ - 25.04.2020, окончание работ - 31.08.2020. Подрядной организацией будет выполнен комплекс работ согласно проектно-сметной документации № **, № **, № **,**, № **, № **,№ **, № **, № **. Подрядчиком будут выполнены том числе следующие работы по капитальному ремонту: расчистка кустарника и мелколесья в грунтах естественного залегания; валка деревьев; демонтаж существующей обстановки и обустройства; организация дорожного движения; установка и демонтаж временных дорожных знаков; устройство дорожной одежды; отвод воды с проезжей части; устройство пересечения и примыкания; установка дорожных знаков; установка барьерных ограждений; устройство металлических пешеходных ограждений; устройство наружного электроосвещения. Таким образом, при проведении капитального ремонта участка автомобильной дороги ул. Северная (от переезда Парусинка до переезда Предзаводская), выполняются отдельные работы по ремонту и содержанию элементов обустройства автомобильной дороги, так как они необходимы для приведения ремонтируемого участка в надлежащее техническое состояние. Уполномоченными органами на организацию работ по ремонту и содержанию автомобильных дорог является УЖКХ ТиС на территории г. Северска. Перечень мероприятий по ремонту автомобильных дорог формируется УЖКХ ТиС по итогам обследования состояния дорожного покрытия не реже одного раза в год, в начале осеннего или в конце весеннего периодов и с учетом решения первостепенных проблемных ситуаций, в том числе указанных в поступивших обращениях (жалобах) граждан. Перечень и виды работ по содержанию и текущему ремонту автомобильных дорог и искусственных сооружений на них определяются муниципальным контрактом (договором) в соответствии с классификацией, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативному правовому регулированию в сфере дорожного хозяйства, а также в случае капитального ремонта, реконструкции и строительства проектно-сметной документацией, разработанной на конкретный участок автомобильной дороги. УЖКХ ТиС обязано организовать выполнение работ по оборудованию стационарного электрического освещения на участках автодороги от д. Чернилыциково до HCTCЛ «Спутник», автодороги № 50, автодорога «ул. Транспортная» в соответствии с ГОСТ Р 52766-2007. Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования». Таким образом, стационарное электрическое освещение на указанных участках автомобильных дорог не являются объектами капитального строительства и содержание автомобильных дорог не входит в основную деятельность Управления капитального строительства Администрации ЗАТО Северск.

Изучив материалы дела, заслушав пояснения участников процесса, суд приходит к следующему.

В силу положений ст. 46 Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

На основании ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

В силу части 1 ст. 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений.

По смыслу положений ст. 227 КАС РФ для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.

При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.

В соответствии с п. 10 ч. 4 ст. 1 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», регулирующего отношения в области организации и осуществления государственного контроля (надзора), особенности организации и проведения проверок при осуществлении федерального государственного надзора в области безопасности дорожного движения в части, касающейся вида, предмета, оснований проведения проверок, сроков и периодичности их проведения, уведомлений о проведении внеплановых выездных проверок и согласования проведения внеплановых выездных проверок с органами прокуратуры, могут устанавливаться другими федеральными законами.

Согласно п. 2 ст. 30 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» федеральный государственный надзор в области безопасности дорожного движения осуществляется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти согласно их компетенции в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

В силу п. 2, 3 Положения о федеральном государственном надзоре в области безопасности дорожного движения, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 19.08.2013 № 716, федеральный надзор осуществляется Министерством внутренних дел Российской Федерации и его территориальными органами, а сотрудники Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, имеющие специальное звание, государственные инспектора безопасности дорожного движения являются должностными лицами, уполномоченными осуществлять федеральный надзор.

Указом Президента Российской Федерации "О дополнительных мерах по обеспечению безопасности дорожного движения" от 15.06.1998 N 711 утверждено Положение о Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации.

На основании подпунктов «а, с, т» пункта 11 Положения о Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 15.06.1998 № 171 (далее - Положение), на Госавтоинспекцию возложены обязанности по осуществлению государственного контроля и надзора за соблюдением нормативных правовых актов в области обеспечения безопасности дорожного движения, которыми устанавливаются требования к строительству и реконструкции дорог, дорожных сооружений, железнодорожных переездов, линий городского электрического транспорта; к эксплуатационному состоянию и ремонту дорог, дорожных сооружений, железнодорожных переездов, а также к установке и эксплуатации технических средств организации дорожного движения; разработка предложений по повышению безопасности дорожного движения, в том числе совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления муниципальных образований, юридическими лицами и общественными объединениями.

Согласно подп. «б» п. 12 Положения Госавтоинспекция для выполнения возложенных на нее обязанностей имеет право: а) запрашивать и получать в установленном порядке от органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления муниципальных образований, организаций и должностных лиц сведения о соблюдении ими законодательства Российской Федерации в области обеспечения безопасности дорожного движения; б) давать юридическим лицам и должностным лицам обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений нормативных правовых актов в области обеспечения безопасности дорожного движения, а в случае непринятия по таким предписаниям необходимых мер привлекать виновных лиц к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации. Предписания даются главными государственными инспекторами безопасности дорожного движения, старшими государственными инспекторами безопасности дорожного движения, государственными инспекторами безопасности дорожного движения, старшими государственными инспекторами дорожного надзора, государственными инспекторами дорожного надзора в соответствии с их компетенцией в письменной форме с указанием сроков представления информации о принимаемых мерах.

В силу п. 6 Положения о федеральном государственном надзоре в области безопасности дорожного движения, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 19.08.2013 № 716, федеральный надзор осуществляется не только посредством организации и проведения плановых и внеплановых документарных и выездных проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в соответствии со статьями 9 - 13 и 14 Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», но и посредством осуществления иных полномочий, возложенных на органы внутренних дел для осуществления специальных контрольных, надзорных и разрешительных функций в области обеспечения безопасности дорожного движения в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Как следует из пунктов 4, 5 Административного регламента, исполнение государственной функции на территории Российской Федерации осуществляется Главным управлением по обеспечению безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел РФ; Центром специального назначения в области обеспечения безопасности дорожного движения МВД России; в пределах соответствующих субъектов РФ - подразделениями Госавтоинспекции территориальных органов РФ; специализированными подразделениями Госавтоинспекции территориальных органов МВД России по субъектам РФ; в пределах территории обслуживания - подразделениями Госавтоинспекции управлений, отделов МВД России по районам, городам и иным муниципальным образованиям, в том числе по нескольким муниципальным образованиям, по закрытым административно-территориальным образованиям, подразделениями Госавтоинспекции Управления МВД России на комплексе «Байконур».

Должностными лицами, уполномоченными исполнять государственную функцию являются: руководители (начальники) подразделений Госавтоинспекции на федеральном, региональном и районном уровнях (их заместители) (далее - главные государственные инспектора безопасности дорожного движения); руководитель (начальник) ЦСН БДД МВД России (его заместители); руководители (командиры) специализированных подразделений Госавтоинспекции (их заместители); командир полка (батальона, роты, взвода) дорожно-патрульной службы (его заместители); сотрудники Госавтоинспекции, имеющие специальное звание; старшие государственные инспектора безопасности дорожного движения, государственные инспектора безопасности дорожного движения; старшие государственные инспектора дорожного надзора, государственные инспектора дорожного надзора.

В силу пункта 32 Административного регламента федеральный государственный надзор осуществляется посредством организации и проведения плановых и внеплановых документарных и выездных проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в соответствии со статьями 9 - 14 Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений, систематического наблюдения за исполнением обязательных требований безопасности, анализа и прогнозирования состояния исполнения обязательных требований безопасности при осуществлении юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами своей деятельности, а также посредством осуществления специальных контрольных, надзорных и разрешительных функций (полномочий) в области обеспечения безопасности дорожного движения в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно п. 33.6 Административного регламента исполнение государственной функции включает в себя, в том числе надзор за дорожным движением, а также с использованием технических средств и специальных технических средств, работающих в автоматическом режиме.

В соответствии с п. 9.7 Административного регламента сотрудники при исполнении государственной функции имеют право давать юридическим лицам и должностным лицам обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений нормативных правовых актов в области обеспечения безопасности дорожного движения при строительстве, ремонте, реконструкции и содержании автомобильных дорог, а в случае непринятия по таким предписаниям необходимых мер привлекать виновных лиц к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации.

В силу п. 81. Административного регламента основанием для начала осуществления административной процедуры является решение руководителя подразделения о заступлении сотрудников на службу. Надзор за дорожным движением осуществляется непрерывно, в целях контроля за эксплуатационным состоянием автомобильных дорог, дорожных сооружений, железнодорожных переездов и линий городского электрического транспорта, соблюдением обязательных требований безопасности при проведении ремонтно-строительных и других работ на автомобильных дорогах; принятия мер по устранению угроз безопасности дорожного движения и нарушений обязательных требований безопасности при строительстве, реконструкции, ремонте и эксплуатации автомобильных дорог, а также совершенствованию организации дорожного движения.

Из п. 82 Административного регламента следует, что при надзоре за дорожным движением осуществляется: выявление, пресечение и предупреждение нарушений обязательных требований безопасности при строительстве, реконструкции, ремонте и эксплуатации автомобильных дорог; получение информации о выполнении требований о прекращении противоправных действий, выданных предписаний об устранении нарушений обязательных требований безопасности, внесенных в соответствии с федеральным законом представлений об устранении причин и условий, способствующих реализации угроз безопасности граждан и общественной безопасности, совершению административных правонарушений, о проведении мероприятий, предусмотренных законодательством о безопасности дорожного движения, а также о проведении или завершении работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту или ремонту автомобильных дорог и вводе в эксплуатацию.

На основании п. 86 Административного регламента в случае выявления при осуществлении надзора за дорожным движением нарушений обязательных требований безопасности оформляется акт о выявленных недостатках в эксплуатационном состоянии автомобильной дороги (улицы), железнодорожного переезда (приложение N 4 к настоящему Административному регламенту).

Из п. 87, абз. 4 п. 87.1. Административного регламента следует, что при выявлении нарушений обязательных требований безопасности принимаются решения, предусмотренные п. 17 настоящего Административного регламента. Лицу, осуществляющему содержание автомобильных дорог, выдается предписание об устранении нарушений обязательных требований безопасности при строительстве, реконструкции, ремонте и эксплуатации автомобильных дорог с указанием мероприятий, необходимых для введения временного ограничения или прекращения движения транспортных средств по автомобильным дорогам.

Согласно п. 87.3. Административного регламента, обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений обязательных требований безопасности при строительстве, реконструкции, ремонте и эксплуатации автомобильных дорог даются главными государственными инспекторами безопасности дорожного движения в соответствии с их компетенцией в письменной форме с указанием сроков представления информации о принимаемых мерах.

Как следует из п. 17, 17.4 Административного регламента, по результатам исполнения государственной функции принимаются решения, в том числе о выдаче обязательного для исполнения предписания об устранении нарушений обязательных требований безопасности при строительстве, реконструкции, ремонте и эксплуатации автомобильных дорог (приложение № 2 к Административному регламенту.).

В судебном заседании установлено и сторонами не оспаривалось, что в период с 17 октября 2019 года в соответствии с ежегодным планом проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и распоряжением (приказом) от 05.09.2019 № ** руководителя органа государственного контроля (надзора) Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по ЗАТО Северск Томской области проведена плановая, документарная и выездная проверка в отношении юридического лица УЖКХ ТиС. Предметом проверки являлось соблюдение обязательных требований законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения, включенных в список контрольных вопросов проверочного листа.

В ходе проведения проверки выявлены нарушения следующих обязательных требований:

1) представленные УЖКХ ТиС, действующие и утвержденные проекты организации дорожного движения на улично-дорожную сеть ЗАТО Северск Томской области разработаны и утверждены до даты вступления в законную силу Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2017 года № 443-Ф3 «Об организации дорожного движения в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»; комплексная схема организации дорожного движения на улично-дорожную сеть ЗАТО Северск в соответствии с требованиями Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2017 года № 443-Ф3 в УЖКХ ТиС, отсутствует, не разрабатывалась. Однако, Постановлением Главы Администрации ЗАТО Северск от 3 июня 2019 года № 1037 в соответствии с требованиями ч. 9 ст. 18 Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2017 года № 443-ФЗ определены органы, уполномоченные на утверждение и согласование проектов организации дорожного движения на территории ЗАТО Северск Томской области (УЖКХ ТиС и ОГИБДД УМВД России по ЗАТО Северск). Нарушение ст. 21 Федерального закона Российской Федерации от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения»;

2) в ходе выездной выборочной проверки улично-дорожной сети ЗАТО Северск выявлены следующие нарушения обязательных требований при осуществлении УЖКХ ТиС своей деятельности по реализации полномочий Администрации ЗАТО Северск в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности, предусмотренных требованиями ст. 13 Федерального закона Российской Федерации от 8 ноября 2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», в части содержания автомобильных дорог общего пользования местного значения, утвержденных Постановлением Администрации ЗАТО Северск от 30 декабря 2013 года № 3569 «Об утверждении перечня автомобильных дорог общего пользования местного значения и перечня внутриквартальных проездов городского округа ЗАТО Северск Томской области» (нарушение ч. 2 ст. 12 Федерального закона Российской Федерации от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ «О безопасности порожного движения»):

а) пункт 5.1.6 ГОСТ Р 52289-2004 «Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств» согласно которого на дорогах с двухсторонним движением с двумя и более полосами движения в данном направлении, а также на дорогах с односторонним движением с тремя и более полосами знак 5.19.1 «Пешеходный переход» дублируют над проезжей частью. Нарушения данного пункта ГОСТа выявлены по следующим адресам: пр. Коммунистический, <...>, <...>, пр. Коммунистический – ул. Пушкина, пр. Коммунистический - ул. Первомайская, пр. Коммунистический - ул. Крупской, ул. ФИО5, <...>, ул. Трудовая - ул. Лесная, ул. Транспортная - ул. Свердлова, ул. Транспортная - ул. Советская, ул. Славского, д. 52, ул. Транспортная - ул. Спортивная;

б) пункт 5.1.17 ГОСТ Р 52289-2004, согласно которого на щитах со световозвращающей флуоресцентной пленкой желто-зеленого цвета применяют знаки 1.22 «Пешеходный переход», 1.23 «Дети», 5.19.1 и 5.19.2 «Пешеходный переход». Нарушения данного пункта ГОСТа выявлены по следующим адресам: пр. Коммунистический, <...>, <...>, <...> по ул. Солнечная, ул. Победы, <...>, ул. Ленинградская - пер. Чекист, ул. ФИО5, <...> автомобильная дорога № 2 перед пересечением с автомобильной дорогой № 14, автомобильная дорога № 50 в д. Чернильщиково ЗАТО Северск, автомобильная дорога № 50 КПП «Чернилыциково», ул. Транспортная - ул. Советская, ул. Транспортная - : Строителей, ул. Калинина - ул. Строителей, ул. Строителей - ул. 40 лет Октября, пр. Коммунистический - ул. Строителей, ул. Калинина, <...>, ул. Калинина - ул. ФИО5 нерегулируемый перекресток, ФИО5, <...>, <...>, <...> напротив дома пр. Коммунистический 119, ул. Ленина, <...>, <...>, ул. Калинина - ул. Транспортная, ул. Транспортная - : л. Московская, ул. Транспортная - ул. Спортивная, ул. Мира - ул. Первомайская, ул. Первомайская - ул. Горького, ул. Первомайская - ул. Пионерская, ул. Транспортная, <...>, ул. Калинина - ул. Спортивная;

в) пункт 6.2.14 ГОСТ Р 52289-2004 согласно которого разметку 1.12 (стоп- линия) применяют перед перекрестком при наличии знака 2.5 «Движение без остановки запрещено». Нарушение данного пункта ГОСТа выявлено по адресу: ул. Транспортная, д. 18;

г) пункт 8.1.27 ГОСТ Р 52289-2004 согласно которого ограничивающие пешеходные ограждения перильного типа применяют у всех регулируемых наземных пешеходных переходов и нерегулируемых наземных пешеходных переходов, расположенных на участках дорог или улиц, проходящих вдоль детских учреждений, с обеих сторон дороги или улицы на протяжении не менее 50 метров в каждую сторону от наземного пешеходного перехода. Нарушения данного пункта ГОСТа выявлены по адресам: ул. Свердлова - ул. Транспортная, ул. Лесная - ул. Трудовая, ул. Транспортная - ул. Советская, ул. Мира, д. 18-6;

д) пункт 4.6.1.1 ГОСТ Р 52766-2007 «Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования» в соответствии, с которым, стационарное электрическое освещение на автомобильных дорогах предусматривают на участках, проходящих по населенным пунктам и за их пределами на расстоянии от них не менее 100 метров. Нарушения данного пункта ГОСТа выявлены по адресам: автомобильная дорога № 50, д. Чернилыциково, а также подъезды к данному населенному пункту со стороны г. Северск и со стороны НСТСЛ «Спутник», участок ул. Транспортная от ул. Свердлова до ул. Спортивная;

е) пункт 4.6.1.11 ГОСТ Р 52766-2007 в соответствии, с которым, при установке опор на расстоянии менее 4,0 метров от кромки проезжей части их защищают от наездов транспортных средств дорожными ограждениями. Нарушения данного пункта ГОСТа выявлены на Северной автомобильной дороге в г. Северск, где на участке от ул. Кирова в сторону ул. Солнечная произведены замеры расстояний от кромки проезжей части до опор с осветительными установками (опора № 1 - 2,22 м., опора № 3 - 2,18 м., опора № 5 - 2,20 м., опора № 7 - 2,29 м., опора № 9 - 2,4 м.), а также на участке от ул. Кирова в сторону ул. Советская (опора № 47 - 2,04 м., опора № 48 - 2,135 м., опора № 49 - 2,122 м., опора № 50 - 2,178 м., опора № 51-2,35 м.).

В целях устранения выявленных нарушений требований действующего законодательства Российской Федерации в области обеспечения безопасности дорожного движения, при проведении плановой, документарной и выездной проверки в отношении юридического лица УЖКХ ТиС было предложено в срок до 07.10.2020 организовать выполнение следующих мероприятий: организовать и провести работу по приведению в соответствие с требованиями действующего законодательства Российской Федерации участков улично-дорожной сети ЗАТО Северск на которых выявлены нарушения обязательных требований законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения (ГОСТ Р 52289, 52766); привести в соответствие с требованиями Федерального законодательства Российской Федерации от 29.12.2017 № 443-ФЗ проекты организации дорожного движения на улично-дорожную сеть ЗАТО Северск, разработать и утвердить комплексную схему организации дорожного движения.

Данные обстоятельства подтверждаются распоряжением (приказом) от 05.09.2019 № ** руководителя органа государственного контроля (надзора) Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по ЗАТО Северск Томской области (л.д. 11-12), актом проверки № 1 от 07.10.2019 (л.д. 13-15), предписанием от 07.10.2019 (л.д. 16-19), письмом Врио начальника УМВД России по ЗАТО Северск Томской области № 39-18-1/25177 (л.д. 61-64).

В судебном заседании установлено, что 20.12.2018, 22.04.2019 генеральным директором ФАУ «РОСДОРНИИ» (заказчик) и начальником УЖКХ ТиС (исполнитель) составлен акт о том, что в соответствии с муниципальным контрактом № ** от 19.11.2018 на выполнение научно-исследовательских работ по проекту «разработка комплексных схем организации дорожного движения для муниципального образования, расположенного в границах Томской агломерации на период до 2033г., ФАУ «РОСДОРНИИ» в полном объеме и срок выполнены работы по этапу 1, 2: сбор и обработка исходной информации по организации дорожного движения, формирование базы данных о нормативно-правовой основе управления, существующем состоянии, прогнозируемых изменениях и перспективах развития ОДД муниципального образования, расположенного в пределах Томской городской агломерации; составление оптимизированного набора мероприятий краткосрочной перспективы по развитию улично-дорожной сети и организации дорожного движения на территории муниципального образования, расположенного в границах Томской городской агломерации, составление набора подлежащих выполнению капиталоемких мероприятий по развитию улично-дорожной сети, уже находящихся на различной стадии проработки и реализации (л.д. 148, 149-150).

16.12.2019 между УЖКХ ТиС (заказчик) и ФАУ «Российский дорожный научно-исследовательский институт» (исполнитель) составлены акты сдачи-приемки результата 3 и 4 этапов выполнения научно-исследовательской работы по проекту «Разработка комплексных схем организации дорожного движения для муниципального образования, расположенного в границах Томской агломерации, на период до 2033г.» по контракту (л.д. 151, 152).

В судебном заседании установлено, что 01.11.2019 между Управлением капитального строительства Администрации ЗАТО Северск (заказчик) и ООО «КУЗБАССДОРСТРОЙ» (подрядчик) заключен муниципальный контракт № ** на выполнение работ по капитальному ремонту автодороги ул. Северная (от переезда Парусинка до переезда Предзаводская), сроки выполнения работ определены с 25.04.2020 по 31.08.2020.

Судом также приняты во внимание представленные административным истцом документы – локальный сметный расчет № **, письмо на имя прокурора от 25.07.2018, из указанного письма следует, что в рамках программы в 2018 году планируется провести работы по обустройству пешеходных переходов вблизи образовательных учреждений, мероприятия по приведению пешеходных переходов, расположенных на перекрестке ул. Транспортной и ул. Свердлова планируется осуществить в 2019 году.

Из письма от 17.01.2020 следует, что Управлением капитального строительства Администрации ЗАТО Северск ведется работа по составлению сметно-финансовой документации на искусственное освещение ул. Транспортной в г. Северске, от перекрестка с ул. Свердлова до перекрестка с ул. Спортивной, после прохождения проверки достоверности сметной стоимости и получения положительного заключения о достоверности определения сметной стоимости, по результатам электронного аукциона будет заключен муниципальный контракт на выполнение работ со сроком исполнения до 31.12.2020.

На основании положений Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» органы местного самоуправления в соответствии с законодательством РФ, законодательством субъектов РФ в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения, при этом полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований (ч. 4 ст. 6); ремонт и содержание дорог на территории РФ должны обеспечивать безопасность дорожного движения; обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог (ч. 1, 2 ст. 12).

В п. 5 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" указано, что к вопросам местного значения городского округа относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог и осуществлением дорожной деятельности в Российской Федерации, регулируются Федеральным законом от 08.11.2007 N 257-ФЗ (ред. от 04.08.2018) "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон № 257-ФЗ), в частности п. 6. ч. 1 ст. 13 закона предусматривает, что к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, муниципальных районов, городских округов в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относится, в том числе, осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения.

В соответствии с пунктом 6 статьи 3 указанного Федерального закона под дорожной деятельностью понимается деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.

Содержание автомобильной дороги - это комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения (п. 12 ст. 3 Закона).

Обеспечение сохранности автомобильных дорог - комплекс мероприятий, направленных на обеспечение соблюдения требований, установленных международными договорами Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, владельцами таких автомобильных дорог (в области ремонта и содержания автомобильных дорог), пользователями таких автомобильных дорог (в области использования автомобильных дорог), должностными лицами, юридическими и физическими лицами (в области использования полос отвода и (или) придорожных полос автомобильных дорог) (п. 21 ст. 3 Федерального закона N 257-ФЗ).

В силу ст. 2 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" обеспечение безопасности дорожного движения - деятельность, направленная на предупреждение причин возникновения дорожно-транспортных происшествий, снижение тяжести их последствий.

При этом, к полномочиям органов местного самоуправления городского поселения в области обеспечения безопасности дорожного движения, в том числе на объектах улично-дорожной сети, в границах населенных пунктов городского поселения при осуществлении дорожной деятельности (п. 4 ст. 6 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения").

Владельцами автомобильных дорог в силу п. 7 ст. 3 Федерального закона N 257-ФЗ являются исполнительные органы государственной власти, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), физические или юридические лица, владеющие автомобильными дорогами на вещном праве в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В силу статьи 15 Федерального закона N 257-ФЗ осуществление дорожной деятельности обеспечивается федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, а также физическими или юридическими лицами, являющимися собственниками таких автомобильных дорог или правообладателями земельных участков, предоставленных для размещения таких автомобильных дорог.

Согласно п. 5 ст. 10 Устава городского округа закрытого административно-территориального образования Северск Томской области (принят Решением Собрания народных представителей ЗАТО Северскот 12.04.2005 № 69/1«О принятии Устава городского округа – закрытого административно-территориального образования Северск Томской области») дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах ЗАТО Северск и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах ЗАТО Северск, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации относится к вопросам местного значения ЗАТО Северск Томской области.

В силу п. 2, 3, 5 статьи 41 Устава ЗАТО Северск структура Администрации утверждается Думой по представлению Главы Администрации. В структуру Администрации могут входить отраслевые (функциональные) и территориальные органы. Отраслевые (функциональные) и территориальные органы Администрации наделяются при их учреждении правами юридического лица. Положения об органах Администрации, наделенных правами юридического лица, утверждаются Думой.

Согласно Положению об УЖКХ ТиС Администрации ЗАТО Северск, утвержденному Решением Думы ЗАТО Северск от 24.04.2008 № 51/5, УЖКХ ТиС является отраслевым органом Администрации ЗАТО Северск. Основными направлениями деятельности и задачами УЖКХ ТиС являются, в том числе реализация полномочий Администрации ЗАТО Северск в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности, предусмотренных ст. 13 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ», в части содержания и текущего ремонта автомобильных дорог общего пользования местного значения (пп. 10.1 п. 8.) (л.д. 82-88).

В соответствии с постановлением Администрации ЗАТО Северск Томской области от 30.12.2013 № 3569 «Об утверждении перечня автомобильных дорог общего пользования местного значения и перечня внутриквартальных проездов городского округа ЗАТО Северск» утвержден перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения городского округа, согласно которому на территории городского округа ЗАТО Северск имеется автодорога - «пр. Коммунистический, ул. Транспортная, ул. Лесная, ул. Солнечная, ул. Калинина, ул. Ленина, ул. Мира, ул. Победы, ул. ФИО5, ул. Царевского, ул. Свердлова, ул. Трудовая, автомобильная дорога № 50, № 2, Северная автомобильная дорога, ул. Славского, ул. Строителей, ул. Первомайская, ул. Спортивная».

С учетом изложенного, суд приходит к выводу о том, что в ЗАТО Северске владельцем дорог по пр. Коммунистический, ул. Транспортная, ул. Лесная, ул. Солнечная, ул. Калинина, ул. Ленина, ул. Мира, ул. Победы, ул. ФИО5, ул. Царевского, ул. Свердлова, ул. Трудовая, автомобильная дорога № 50, № 2, Северная автомобильная дорога, ул. Славского, ул. Строителей, ул. Первомайская, ул. Спортивнаяявляется уполномоченный орган муниципального образования городской округ ЗАТО Северск - УЖКХ ТиС Администрации ЗАТО Северск, на которое возложена обязанность по обеспечению эффективного использованию автомобильных дорог в ЗАТО Северске и обеспечение безопасности дорожного движения на них.

При этом суд учитывает, что участки территории (пешеходных зон и их пересечения с автомобильными дорогами) по пр. Коммунистический, ул. Транспортная, ул. Лесная, ул. Солнечная, ул. Калинина, ул. Ленина, ул. Мира, ул. Победы, ул. ФИО5, ул. Царевского, ул. Свердлова, ул. Трудовая, автомобильная дорога № 50, № 2, Северная автомобильная дорога, ул. Славского, ул. Строителей, ул. Первомайская, ул. Спортивная находятся в муниципальной собственности, при этом каких-либо доказательств передачи данных автомобильных дорог и прилегающих к ним участков территории (пешеходных зон) на праве оперативного управления или на ином вещном праве какой-либо организации суду не представлено.

С учетом изложенных обстоятельств, положений нормативных правовых актов, исследованных в судебном заседании доказательств, суд приходит к выводу о том, что старшим государственным инспектором дорожного надзора капитаном полиции ФИО2 при несении им службы составлен акт о выявленных недостатках в обустройстве и эксплуатации пешеходного перехода от 07.10.2019 в рамках реализации государственной функции по надзору за дорожным движением, на основании этого акта главным государственным инспектором безопасности дорожного движения ФИО2 в пределах предоставленных ему полномочий выдано предписание от 07.10.2019 в адрес уполномоченного лица, осуществляющего организацию дорожного движения, - УЖКХ ТиС, которые в полной мере соответствуют требованиям действующего законодательства.

Доводы представителя административного истца о том, что выводы предписания о нарушении УЖКХ ТиС статьи 21 Федерального закона от 10.12.1995 № 196 «О безопасности дорожного движения» являются незаконными и необоснованными опровергаются положениями части 2 статьи 21 Федерального закона от 10.12.1995 № 196 «О безопасности дорожного движения», устанавливающими, что разработка и проведение указанных мероприятий (по организации дорожного движения) осуществляются в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации на основе документации по организации дорожного движения, разработанной в соответствии с Федеральным законом "Об организации дорожного движения в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".

Федеральный закон от 29.12.2017 № 443-Ф3 «Об организации дорожного движения в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» вступил в законную силу 30 декабря 2018 года. Плановая, документарная и выездная проверка юридического лица УЖКХ ТиС проведена в период с 17 сентября 2019 года по 7 октября 2019 года.

Таким образом, на момент проведения поверки проекты организации дорожного движения должны соответствовать требованиям Федерального закона от 29.12.2017 № 443-ФЗ «Об организации дорожного движения в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Доводы представителя административного истца о том, что в период 2014-2018 года ОГИБДД УМВД России по ЗАТО Северск Томской области, отсылая к нормам действующего федерального законодательства, не осуществлял согласование проектов организации дорожного движения опровергаются положениями части 9 статьи 18 Федерального закона от 29.12.2017 № 443-Ф3 «Об организации дорожного движения в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», определяющими органы, уполномоченные на утверждение и согласование проектов организации дорожного движения (федеральный закон вступил в законную силу 30 декабря 2018 года). Более того, период 2014-2018 годов не является предметом рассмотрения настоящего административного дела.

Суд также не может согласиться с доводами представителя административного истца о том, что вывод о разработке и утверждении проектов организации дорожного движения до даты вступления в законную силу Федерального закона от 29.12.2017 № 443-Ф3 «Об организации дорожного движения в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» сделан на основании исследования вопроса, не включенного в список контрольных вопросов проверочного листа, опровергаются положениями пункта 1 проверочного листа (списка контрольных вопросов), используемого должностными лицами МВД России при осуществлении федерального государственного надзора в области безопасности дорожного движения в целях оценки соблюдения законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения при проведении плановой проверки юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность по эксплуатации автомобильных дорог (их участков), утвержденного приказом МВД России от 31 декабря 2018 года № 878, согласно которому поставлен вопрос «Осуществляется ли юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (далее - проверяемое лицо) деятельность (мероприятия) по организации дорожного движения на основе проектов и (или) схем организации дорожного движения?». При этом ссылка в пункте 1 списка контрольных вопросов (типовая форма которого утверждена приказом МВД России от 31 декабря 2018 года № 878) на реквизит нормативного правового акта, а именно подпункт 1 пункта 20 раздела III Правил подготовки проектов и схем организации дорожного движения, утвержденных приказом Минтранса России от 17.03.2015 № 43, который утратил силу с 09.06.2019, не является основанием для признания вывода о разработке и утверждении проектов организации дорожного движения до даты вступления в законную силу Федерального закона от 29.12.2017 № 443-ФЭ «Об организации дорожного движения в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» необоснованным в связи с тем, что аналогичная норма права, содержавшаяся в подпункте 1 пункта 20 раздела III Правил подготовки проектов и схем организации дорожного движения, утвержденных приказом Минтранса России от 17.03.2015 № 43, о том, что ПОДД разрабатываются на период эксплуатации дорог или их участков содержится в нормативном правовом акте, имеющем большую юридическую силу - подпункте 1 части 2 статьи 18 Федерального закона от 29.12.2017 № 443-ФЭ «Об организации дорожного движения в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Таким образом, исследование в ходе проверки проверяющим должностным лицом документации по организации дорожного движения (комплексные схемы и (или) проекты организации дорожного движения) осуществлялось в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации в период проведения проверки.

Доводы представителя административного истца о том, что вопрос наличия (отсутствия) у проверяемого юридического лица комплексной схемы организации дорожного движения (далее - КСОДД) предметом проверки о оценки деятельности УЖКХ ТиС не являлся опровергаются положениями пункта 1 проверочного листа (списка контрольных вопросов), используемой должностными лицами МВД России при осуществлении федерального государственного надзора в области безопасности дорожного движения в целях оценки соблюдения законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения при проведении плановой проверки юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность по эксплуатации автомобильных дорог (их участков), утвержденного приказом МВД России от 31 декабря 2018 года № 878, согласно которому поставлен вопрос «Осуществляется ли юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (далее - проверяемое лицо) деятельность (мероприятия) по организации дорожного движения на основе проектов и (или) схем организации дорожного движения?», а также положениями части 4 статьи 16 Федерального закона от 29.12.2017 № 443-Ф3 «Об организации дорожного движения в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», согласно которой в состав документации по организации дорожного движения включаются комплексные схемы организации дорожного движения и (или) проекты организации дорожного движения.

У уполномоченного должностного лица при проведении проверки запрошена документация по организации дорожного движения в её совокупности, в том числе и комплексные схемы организации дорожного движения. При этом должностное лицо УЖКХ ТиС пояснило, что комплексные схемы организации дорожного движения не разработаны.

При этом вопрос относительно того, какие меры предпринимаются юридическим лицом для разработки недостающей документации по организации дорожного движения, в том числе и комплексных схем организации дорожного движения, не входит в Проверочный лист (список контрольных вопросов утвержденный приказом МВД России от 31 декабря 2018 года № 878) (л.д. 20-39).

Таким образом, суд приходит к выводу, что включение в предписание, выданное должностным лицом ОГИБДД УМВД России по ЗАТО Северск Томской области, нарушений требований статьи 21 Федерального закона от 10.12.1995 № 196 «О безопасности дорожного движения» в части отсутствия комплексной схемы организации дорожного движения, является законным и обоснованным.

В соответствии с пунктом 5.1.6 ГОСТ Р 52289-2004 «Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств» на дорогах с двухсторонним движением с двумя и более полосами движения в данном направлении, а также на дорогах с односторонним движением с тремя и более полосами знак 5.19.1 «Пешеходный переход» дублируют над проезжей частью.

Согласно пункту 5.1.17 ГОСТ Р 52289-2004, на щитах со световозвращающей флуоресцентной пленкой желто-зеленого цвета применяют знаки 1.22 «Пешеходный переход», 1.23 «Дети», 5.19.1 и 5.19.2 «Пешеходный переход».

В силу пункта 6.2.14 ГОСТ Р 52289-2004 разметку 1.12 (стоп- линия) применяют перед перекрестком при наличии знака 2.5 «Движение без остановки запрещено».

Пункт 8.1.27 ГОСТ Р 52289-2004 предусматривает, что ограничивающие пешеходные ограждения перильного типа применяют у всех регулируемых наземных пешеходных переходов и нерегулируемых наземных пешеходных переходов, расположенных на участках дорог или улиц, проходящих вдоль детских учреждений, с обеих сторон дороги или улицы на протяжении не менее 50 метров в каждую сторону от наземного пешеходного перехода.

Согласно пункту 4.6.1.1 ГОСТ Р 52766-2007 «Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования», стационарное электрическое освещение на автомобильных дорогах предусматривают на участках, проходящих по населенным пунктам и за их пределами на расстоянии от них не менее 100 метров.

Пункт 4.6.1.11 ГОСТ Р 52766-2007 предусматривает, что при установке опор на расстоянии менее 4,0 метров от кромки проезжей части их защищают от наездов транспортных средств дорожными ограждениями.

Доводы представителя административного истца о том, что сведения о нарушении подпункта 5.1.17 ГОСТ Р 52289-2004 включены в акт проверки и отражены в предписании должностным лицом неправомерно опровергаются представленной в ходе судебного разбирательства фотографией нарушения по адресу: <...>, со стороны кольца на въезде в город, а именно в нарушение требований подпункта 5.1.17 ГОСТ Р 52289-2004 предупреждающий знак 1.22 «Пешеходный переход» выполнен не на щите с применением световозвращающей флуоресцентной пленки желто-зеленого цвета.

Юридическим лицом ошибочно истолковано нарушение подпункта 5.1.6 ГОСТ Р 52289-2004, запечатленное на фотографии № 16 приложенной к акту фототаблицы, которое также вменено в нарушение (отсутствие дублирующего дорожного знака 5.19.1 «Пешеходный переход»), принятое, как следует из административного искового заявления, за нарушение подпункта 5.1.17 ГОСТ Р 52289-2004.

Нарушение подпункта 5.1.17 ГОСТ Р 52289-2004 изначально не было зафиксировано на фотографии, но включено в акт проверки и предписание соответственно. Данное нарушение не устранено и в настоящий момент.

Таким образом, административный истец неправильно растолковал предъявленное нарушение обязательного требования законодательства Российской Федерации в области безопасности дорожного движения.

Доводы представителя административного истца о том, что сведения о нарушении подпункта 6.2.14 ГОСТ Р 52289-2004 включены в акт проверки и отражены в предписании должностным лицом неправомерно опровергаются объяснениями должностного лица ОГИБДД о том, что на момент составления акта и вынесения предписания должностное лицо не располагало сведениями об устранении нарушений подпункта 6.2.14 ГОСТ Р 52289-2004, в части нанесения разметки по адресу: <...>. О выполнении требований подпункта 6.2.14 ГОСТ Р 52289-2004 должностному лицу стало известно при поступлении письменных возражений юридического лица относительно акта проверки 21 октября 2019 года.

Доводы представителя административного истца о том, что предписание в части нарушения требований подпункта 4.6.1.1. ГОСТ Р 52766- 2007 в части отсутствия стационарного электрического освещения на автомобильных дорогах, выдано в адрес юридического лица, неуполномоченного на организацию работ по установке опор стационарного электрического освещения опровергаются положениями пунктов 2, подпункта 5 пункта 8, подпунктов 1,2, 10.1, 11 пункта 8, подпунктов 1, 2, 6, 10, 31 пункта 10. Положения об УЖКХ ТиС, согласно которым одними из основных задач и полномочий УЖКХ ТиС является реализация полномочий Администрации ЗАТО Северск в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности, предусмотренных статьей 13 Федерального закона от 8 ноября 2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», в части содержания и текущего ремонта автомобильных дорог общего пользования местного значения, соблюдение обязательных требований законодательства Российской Федерации в области безопасности дорожного движения на улично-дорожной сети г. Северск, в частности требований пунктов 4.6.1.1, 4.6.1.11 ГОСТ Р 52766-2007, возлагается на УЖКХ ТиС.

Доводы представителя административного истца о том, что предписание подписано неуполномоченным на то должностным лицом опровергаются положениями подпункта «б» пункта 12 Положения о Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Указом Президента РФ от 15 июня 1998 г. № 711 (с изменениями и дополнениями от 15.09.2018 г.), гласящего, что предписания даются главными государственными инспекторами безопасности дорожного движения, старшими государственными инспекторами безопасности дорожного движения, государственными инспекторами безопасности дорожного движения, старшими государственными инспекторами дорожного надзора, государственными инспекторами дорожного надзора в соответствии с их компетенцией в письменной форме с указанием сроков представления информации о принимаемых мерах.

Совокупность исследованных в судебном заседании доказательств позволяет суду сделать вывод о том, что предписание от 07.10.2019 является законным и обоснованным, не подлежащим отмене, поскольку соответствует нормативным правовым актам, регулирующим спорные правоотношения, составлено уполномоченным на это лицом, который действовал в пределах своей компетенции и предоставленных полномочий, предписание выдано в адрес уполномоченного лица, ответственного за надлежащее содержание дорог в ЗАТО Северск, незаконных действий или бездействия старшим государственным инспектором безопасности дорожного движения ОГИБДД УМВД России по ЗАТО Северск капитаном полиции ФИО2 не допущено.

Таким образом, поскольку в ходе рассмотрения судом административного дела факт нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца не установлен, препятствий к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов административными ответчиками не создано, каких-либо незаконных обязанностей не возложено, а действия по составлению оспариваемого акта соответствуют нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения, то оснований для удовлетворения административных исковых требований Управления жилищно-коммунального хозяйства, транспорта и связи Администрации ЗАТО Северск Томской области к старшему государственному инспектору дорожного надзора ОГИБДД УМВД России по ЗАТО Северск ФИО2, ОГИБДД УМВД России по ЗАТО Северск Томской области, УМВД России по ЗАТО Северск Томской области об оспаривании в части предписания по результатам проведения органом государственного контроля (надзора) плановой, документарной и выездной проверки деятельности УЖКХ ТиС от 07.10.2019, признании действий старшего государственного инспектора безопасности дорожного движения ОГИБДД УМВД России по ЗАТО Северск Томской области по вынесению в части предписания по результатам проведения органом государственного контроля (надзора) плановой, документарной и выездной проверки деятельности УЖКХ ТиС от 07.10.2019 незаконными, не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 290 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

административное исковое заявление Управления жилищно-коммунального хозяйства, транспорта и связи Администрации ЗАТО Северск Томской области к старшему государственному инспектору дорожного надзора ОГИБДД УМВД России по ЗАТО Северск ФИО2, ОГИБДД УМВД России по ЗАТО Северск Томской области, УМВД России по ЗАТО Северск Томской области об оспаривании в части предписания по результатам проведения органом государственного контроля (надзора) плановой, документарной и выездной проверки деятельности УЖКХ ТиС от 07.10.2019, признании действий старшего государственного инспектора безопасности дорожного движения ОГИБДД УМВД России по ЗАТО Северск Томской области по вынесению в части предписания по результатам проведения органом государственного контроля (надзора) плановой, документарной и выездной проверки деятельности УЖКХ ТиС от 07.10.2019 незаконными, оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Томский областной суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Северский городской суд Томской области.

Председательствующий С.В. Панкова

УИД 70RS0009-01-2019-003894-12