ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1864/2017 от 02.06.2017 Дзержинского районного суда г. Оренбурга (Оренбургская область)

РЕШЕНИЕ <данные изъяты>

Именем Российской Федерации

Дзержинский районный суд г. Оренбурга в составе председательствующего судьи Урбаш С.В., при секретаре Тлеужановой Б.Е., с участием:

представителя административного истца (заявл. и прот. с/з от 11.05.2017) Мунянова М.Г., представителя административного ответчика (дов-ть от 24.04.2017) Коробкина И.Д., заинтересованного лица Гудковой Н.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Лариончевой <данные изъяты> к Департаменту градостроительства и земельных отношений администрации <...> о признании незаконным отказа в предоставлении земельного участка, возложении обязанности предоставить участок в собственность бесплатно,

УСТАНОВИЛ:

Лариончева Т.В. обратилась в суд с иском к ДГиЗО администрации <...> указав, что ответом Департамента от <Дата обезличена> ей было отказано в удовлетворении заявления о предоставлении земельного участка с кадастровым номером <Номер обезличен> для индивидуального жилищного строительства. Она является ветераном ВОВ и труда. Ранее данный участок ей предоставлялся. Сведения о данном участке - 30492 м2 с разрешенным использованием: земельные участки, предназначенные для размещения гаражей, автостоянок, были внесены в кадастр недвижимости. Согласно Правилам землепользования и застройки <...>, утвержденным решением Оренбургского Горсовета от <Дата обезличена>, земельный участок с кадастровым номером <Номер обезличен> расположен в территориальной зоне Ж1: малоэтажной застройки домами усадебного типа. Считает, что ответчик должен изменить разрешенное использование земельного участка и передать участок истцу в собственность. Ссылается на письмо Минэкономразвития РФ от <Дата обезличена><...>, поправки к проекту Федерального закона <Номер обезличен>, п.3 ст.39 Федерального закона от <Дата обезличена> №171-ФЗ и п.п.9 п.1 ст.15 Федерального закона от <Дата обезличена> №5-ФЗ «О ветеранах», которыми предусмотрена возможность бесплатного предоставления земельных участков ветеранам. Ссылается, что на участке отсутствуют строения и гаражи, участок пригоден к для строительства индивидуального жилого дома, участок не изъят из оборота. Не согласна, что предоставление участка будет осуществляться в соответствии с со ст. 39.18 ЗК РФ. Просит признать незаконным отказ Департамента в предоставлении земельного участка с кадастровым номером <Номер обезличен>, возложить обязанность предоставить участок с кадастровым номером <Номер обезличен> в собственность истцу бесплатно.

В судебное заседание Лариончева Т.В. не явилась, была извещена надлежащим образом, ее представитель Мунянов М.Г. поддержал заявленные требования в полном объеме. По факту пропуска срока обжалования отказа от 30.07.2015 года пояснил, что Лариончева Т.В. не знала о существовании срока для обжалования.

Представитель административного ответчика Коробкин И.Д. в судебном заседании возражал против удовлетворения требований Лариончевой Т.В., ссылаясь на то, что земельного участка, который просит предоставить истец не существует, Законом «О ветеранах» не предусматривает предоставления участков бесплатно и пропуск срока обжалования отказа.

Заинтересованное лицо Гудкова Н.М. в судебном заседании возражений и пояснений не представила.

Заслушав лиц, участвующих в деле, представителей, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему:

В соответствии со ст. 218 КАС РФ «1. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров».

Согласно ст. 226 КАС РФ «9. Если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения».

Согласно копии паспорта, Лариончева Т.В. родилась <Дата обезличена> в <...>. <Дата обезличена> Лариончевой Т.В. было выдано удостоверение <данные изъяты><Номер обезличен>.

<Дата обезличена>, Департаментом градостроительства и земельных отношений администрации <...>, на обращение Лариончевой Т.В. по вопросу предоставления земельного участка с кадастровым номером <Номер обезличен> для индивидуального жилищного строительства ветерану труда и ветерану тыла ВОВ. Указано, что при рассмотрении обращения было установлено расположение на участке ветхих строений и гаражей и отсутствие правоустанавливающих документов. По сведениям государственного кадастра недвижимости, назначением земельного участка площадью 30492 м2, является размещение гаражей и автостоянок, из чего следует, что разрешенное использование земельного участка, не соответствует запрашиваемому (для индивидуального жилищного строительства). Согласно Правилам землепользования и застройки <...>, утвержденным решением Оренбургского Горсовета от <Дата обезличена>, земельный участок с кадастровым номером 56:44:0101007:153 расположен в территориальной зоне Ж-1: малоэтажной застройки домами усадебного типа. Соответственно, предоставление земельного участка возможно только при изменении разрешенного использования и освобождении от построек. Заявитель вправе обратиться в ГАУ «МФЦ» с заявлением о предоставлении муниципальной услуги: «Заключение о функциональном назначении земельного участка» с приложением схемы размещения и адресом ориентира, при этом, в соответствии с местными нормативами градостроительного проектирования МО «<...>», утвержденными решением Оренбургского Горсовета от <Дата обезличена><Номер обезличен>, площадь земельного участка под ИЖС должна быть не менее 200 и не более 1500 м2. В случае, если участок будет пригоден под ИЖС, его предоставление будет осуществляться в порядке ст.39.18 ЗК РФ.

В обоснование требований Лариончевой Т.В. представлены:

Копия свидетельства о государственной регистрации права на <данные изъяты> в праве собственности на квартиру <...>, выданного <Дата обезличена>, на имя <ФИО>2, на основании договора дарения от <Дата обезличена>.

Копия свидетельства о государственной регистрации права собственности на <...>, выданного <Дата обезличена>, на имя <ФИО>2, на основании договора дарения от <Дата обезличена>.

Копия свидетельства о государственной регистрации права на 2/5 доли в праве собственности на квартиру <...>, выданного <Дата обезличена>, на имя <ФИО>2, на основании договора дарения от <Дата обезличена>.

Копия договора дарения от <Дата обезличена>, по которому <ФИО>2 подарила <данные изъяты> в праве собственности на квартиру <...><ФИО>7 и <ФИО>7 - по <данные изъяты>.

Скрин-копия изображения «Google/maps» участка местности <Номер обезличен>, с указанными наименованиями: <...>.

Схема расположения земельного участка в кадастровом квартале <Номер обезличен>

Копия письма МУ «Архитектура и градостроительство» от <Дата обезличена>, в котором учреждение сообщило <ФИО>8, что генпланом <...> предусматривалась территория под строительство сараев для ведения личного подсобного хозяйства. Сараи, построенные по красной линии и выходящие на въездную магистраль, возможно будут снесены. Решение о строительстве домов не принималось.

Представителем ответчика Коробкиным И.Д., в свою очередь, представлены:

Кадастровая выписка о земельном участке с кадастровым номером <данные изъяты>, площадью 30492 м2, кадастровой стоимостью <данные изъяты>., согласно которой объект снят с кадастрового учета <Дата обезличена>. Кадастровые номера участков, образованных из земельного участка <данные изъяты>

Кроме того, из ответа ГБУ «<...>» следует, что, без предоставления сведений об органе, принимавшем решение, поиск документов о предоставлении земельного участка Лариончевой Т.В. невозможен.

Из содержания ст.227 КАС РФ следует, что требования административного истца о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными могут быть удовлетворены, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и, в случае признания таких требований обоснованными, возложить на административного ответчика обязанность устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению».

В соответствии со ст. 39.5 ЗК РФ: «Предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину или юридическому лицу в собственность бесплатно на основании решения уполномоченного органа осуществляется в случае предоставления: 1) земельного участка, образованного в границах застроенной территории, в отношении которой заключен договор о ее развитии, лицу, с которым заключен этот договор; 2) земельного участка религиозной организации, имеющей в собственности здания или сооружения религиозного или благотворительного назначения, расположенные на таком земельном участке; 3) земельного участка, образованного в результате раздела земельного участка, предоставленного некоммерческой организации, созданной гражданами, для ведения садоводства, огородничества и относящегося к имуществу общего пользования, данной некоммерческой организации или в случаях, предусмотренных федеральным законом, в общую собственность членов данной некоммерческой организации; 4) земельного участка гражданину по истечении пяти лет со дня предоставления ему земельного участка в безвозмездное пользование в соответствии с подпунктом 6 пункта 2 статьи 39.10 настоящего Кодекса при условии, что этот гражданин использовал такой земельный участок в указанный период в соответствии с установленным разрешенным использованием; 5) земельного участка гражданину по истечении пяти лет со дня предоставления ему земельного участка в безвозмездное пользование в соответствии с подпунктом 7 пункта 2 статьи 39.10 настоящего Кодекса при условии, что этот гражданин использовал такой земельный участок в указанный период в соответствии с установленным разрешенным использованием и работал по основному месту работы в муниципальном образовании и по специальности, которые определены законом субъекта Российской Федерации; 6) земельного участка гражданам, имеющим трех и более детей, в случае и в порядке, которые установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Органами государственной власти субъектов Российской Федерации может быть предусмотрено требование о том, что такие граждане должны состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях или у таких граждан имеются основания для постановки их на данный учет, а также установлена возможность предоставления таким гражданам с их согласия иных мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями взамен предоставления им земельного участка в собственность бесплатно; 7) земельного участка иным не указанным в подпункте 6 настоящей статьи отдельным категориям граждан и (или) некоммерческим организациям, созданным гражданами, в случаях, предусмотренных федеральными законами, отдельным категориям граждан в случаях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации; 8) земельного участка, предоставленного религиозной организации на праве постоянного (бессрочного) пользования и предназначенного для сельскохозяйственного производства, этой организации в случаях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации; 9) земельного участка гражданину в соответствии с Федеральным законом "Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"; 10) земельного участка в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2008 года N 161-ФЗ "О содействии развитию жилищного строительства".

Закон «О ветеранах» от 12.01.1995 года №5-ФЗ, так же не предусматривает возможности бесплатного предоставления земельных участков.

Кроме того, в соответствии с Местными нормативами градостроительного проектирования МО «<...>», утвержденными решением Оренбургского Горсовета от <Дата обезличена><Номер обезличен>, в редакции на момент рассмотрения обращения Лариончевой Т.В., было установлено, что площадь предоставляемого под ИЖС земельного участка, должна быть не менее 200 и не более 1500 м2, тогда как площадь испрашиваемого земельного участка с кадастровым номером <Номер обезличен>, составляла 30492 м2. При этом, из системного толкования Земельного кодекса Российской Федерации, следует, что для ИЖС предоставляются незастроенные (свободные) земельные участки, тогда как на испрашиваемом участке, выявлены ветхие строения и гаражи.

Таким образом, Департамент градостроительства и земельных отношений администрации <...> законно и обоснованно отказал Лариончевой Т.В. в предоставлении бесплатно в собственность земельного участка с кадастровым номером <Номер обезличен>, площадью 30492 м2, в связи с чем, оснований для удовлетворения требований о признании незаконным отказа Департамента в предоставлении земельного участка с кадастровым номером <Номер обезличен>, возложении обязанности предоставить участок с кадастровым номером <Номер обезличен> в собственность истцу бесплатно, не имеется.

Помимо этого, согласно ст. 219 КАС РФ: «1. Если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов. 5. Пропуск установленного срока обращения в суд не является основанием для отказа в принятии административного искового заявления к производству суда. Причины пропуска срока обращения в суд выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании. 6. Несвоевременное рассмотрение или нерассмотрение жалобы вышестоящим органом, вышестоящим должностным лицом свидетельствует о наличии уважительной причины пропуска срока обращения в суд. 7. Пропущенный по указанной в части 6 настоящей статьи или иной уважительной причине срок подачи административного искового заявления может быть восстановлен судом, за исключением случаев, если его восстановление не предусмотрено настоящим Кодексом. 8. Пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска».

Лариончевой Т.В. обжалуется отказ от <Дата обезличена>, доказательств уважительности причин пропуска суду не представлено, в связи с чем, указанное обстоятельство так же является основанием для отказа в удовлетворении требований Лариончевой Т.В.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении административного иска Лариончевой <данные изъяты> к Департаменту градостроительства и земельных отношений администрации <...> о признании незаконным отказа в предоставлении земельного участка, возложении обязанности предоставить участок в собственность бесплатно, отказать.

Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд через суд <...> в течение одного месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.

Судья: <данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>