Дело №2а-1864/27-2021
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
29 июня 2021 года г. Курск
Ленинский районный суд г. Курска в составе:
председательствующего судьи Токмаковой Е.В.,
при секретаре Арепьеве Н.О.,
с участием:
представителя административного истца АО «Курский завод крупнопанельного домостроения имени А.Ф. Дериглазова» - ФИО1, действующей на основании доверенности №31 от 2010.2020 года, имеющей высшее юридическое образование,
представителя административного ответчика Администрации города Курска – ФИО2, действующей на основании доверенности №1725/01-03 от 11.11.2020 года, имеющей высшее юридическое образование,
представителя заинтересованного лица комитета архитектуры и градостроительства города Курска - ФИО3, действующей на основании доверенности №112/01-03 от 28.01.2021 года, имеющей высшее юридическое образование,
старшего помощника прокурора города Курска Пятницкой М.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению административного истца Акционерного общества «Курский завод крупнопанельного домостроения имени А.Ф. Дериглазова» к административному ответчику Администрации города Курска о признании незаконным постановления № 1834 от 05.10.2020 года «Об утверждении изменений в проекте планировки территории «поселка Северный» в части микрорайона №4» недействительным, возложении обязанности, устранить нарушения прав,
УСТАНОВИЛ:
Административный истец АО «Курский завод крупнопанельного домостроения имени А.Ф. Дериглазова» (далее АО «Курский завод КПД им. А.Ф. Дериглазова») обратился в суд с административным исковым заявлением к административному ответчику Администрации города Курска о признании незаконным постановления № 1834 от 05.10.2020 года «Об утверждении изменений в проекте планировки территории «поселка Северный» в части микрорайона №4» недействительным, возложении обязанности на Администрацию города Курска отменить изменения в проекте планировки «поселка Северный» и утвердить проект планировки «поселка Северный» в части микрорайона № 4» в соответствии с графической частью проекта, предложенной АО «Курский завод КПД им. А.Ф. Дериглазова», с целью более рационального использования оставшихся земельных участков. В обоснование административного иска указано, что постановлением Администрации Нижнемедведицкого сельсовета Курского района Курской области № 320-П от 24.12.2013 года был утвержден проект планировки территории поселка «Северный» Нижнемедведицкого сельсовета Курского района Курской области (корректировка проекта планировки территории жилого района ОАО «Курский завод КПД» в д. Татаренкова Нижнемедведицкого сельсовета Курского района Курской области). Постановление вступило в силу со дня его подписания. Постановлением Администрации города Курска №1378 от 14.05.2015 года «Об утверждении градостроительного плана земельного участка Курская область, город Курск, п. Северный» Главой администрации города Курска был утвержден градостроительный план земельного участка с кадастровым номером № площадью 46,4000 га Курская область, город Курск, п. Северный. Постановлением Администрации города Курска № 1834 от 05 октября 2020 года (далее - Постановление) были утверждены изменения в проекте планировки территории «поселка Северный», утвержденного постановлением Администрации Нижнемедведицкого сельсовета Курской области от 24.12.2013 № 320-П, в части микрорайона № 4 кварталов № определенных корректурой Генерального плана города Курска, утвержденной решением Курского городского собрания от 22.12.2016г. № 326-5-ОС, согласно приложению 1 и проекту межевания территории, согласно приложению 2 к постановлению. Постановление вступило в силу со дня его официального опубликования. Считают, что указанное Постановление Администрации города Курска является недействительным. Законодательство о градостроительной деятельности регулирует, в том числе правоотношения по планировке территории (часть 1 статьи 4, глава 5 ГрК РФ). Подготовка документации по планировке территории осуществляется в целях обеспечения устойчивого развития территорий, в том числе выделения элементов планировочной структуры, установления границ земельных участков, установления границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства (ч. 1 ст. 42 ГрК РФ). По предмету «Внесение изменений в проект планировки территории «поселка Северный» в части микрорайона № 4 кварталов 01:05:05, 01:05:06, 01:05:07, 01:05:08, 01:05:09, 01:05:10, определенных корректурой Генерального плана города Курска с выполнением проекта межевания территории» была проведена процедура публичных слушаний, по результатам которой было вынесено Заключение № 6ПС-20-ПП от 27.08.2020г. Организатором публичных слушаний выступила комиссия по проведению публичных слушаний по вопросам градостроительной деятельности в г. Курске, действующая на основании решения Курского городского Собрания от 01.10.2019г. № 150-6-ОС. В соответствии с ч. 11 ст. 5.1 ГрК РФ начальником комплексного проектного отдела АО «Курский завод КПД им. А.Ф. Дериглазова» (далее - Завод) с предоставлением графической части проекта планировки было внесено предложение откорректировать проектной группе размещение школы с целью более рационального использования оставшихся земельных участков. Данное предложение было отклонено организатором публичных слушаний как нецелесообразное, в связи с отсутствием предложений, предусматривающих иное размещение границ земельного участка под образовательное учреждение в границах кварталов, согласно постановлению Администрации города Курска от 08.04.2020г. № 650. Комиссия по проведению публичных слушаний по вопросам градостроительной деятельности в г. Курске, рассмотрев предложения по утверждению «Внесение изменений в проект планировки территории «поселка Северный» в части микрорайона № 4 кварталов № определенных корректурой Генерального плана города Курска с выполнением проекта межевания территории», признала публичные слушания, проведенные в соответствии с ГрК РФ, Порядком организации и проведения публичных слушаний по вопросам градостроительной деятельности на территории города Курска, утвержденным решением Курского городского Собрания от 15.08.2017г. № 226- 5-РС (в ред. от 02.04.2019г. № 67-6-РС), состоявшимися. По результатам вышеописанных публичных слушаний было вынесено обжалуемое Постановление Администрации города Курска № 1834 от 05.10.2020г., которое нарушает право собственности АО «Курский завод КПД им. А.Ф. Дериглазова» (ст. 209 ГК РФ) на распоряжение земельным участком, принадлежащим Заводу, а также нарушает законные права нашей организации на свободу экономической деятельности (а именно, - создание препятствий для осуществления предпринимательской деятельности, в которую было вложены значительные денежные средства, и, как следствие, отсутствие возможное получать запланированный доход (ст. 8, ст. 34 Конституции РФ). Соглашением № 9ю от 05 октября 2020 года о перераспределении земель, государственная собственность на которые не разграничена, и земельного участка, находящегося в частной собственности (далее - Соглашение), заключенного между Комитетом по управлению имуществом Курской области и АО «Курский завод КПД им. А.Ф. Дериглазова», Стороны перераспределили принадлежащий Заводу земельный участок площадью 185706 кв.м с кадастровым номером № месторасположением: Курская область, город Курск и смежные с ним земли, государственная собственность на которые не разграничена, площадью 3107 кв.м, месторасположением: Курская область, город Курск. В соответствии с пунктом 1.2.2. Соглашения образовался земельный участок с кадастровым номером № месторасположением: Курская область, город Курск. Земельный участок с кадастровым номером №, общей площадью 18813+/- 152 кв.м, расположенный по адресу: Курская область, г. Курск, на котором планируется размещение школы на 1000 мест микрорайона № 4 жилого района Северный города Курска, принадлежит Заводу на праве собственности. Как определено в ч. 3 ст. 5 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) правообладателями земельных участков признаются - собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков. В свою очередь, собственником земельных участков признаются лица, являющиеся собственниками земельных участков. Статьей 209 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) предусмотрено право собственника на владение, пользование и распоряжение своим имуществом, что дает ему право в соответствии со статьей 304 ГК РФ требовать устранения всяких нарушений его прав, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения. В силу статей 304, 305 ГК РФ иск об устранении нарушений права, не связанных с лишением владения, подлежит удовлетворению в случае, если истец докажет, что он является собственником или лицом, владеющим имуществом по основанию, предусмотренному законом или договором, и что действиями ответчика, не связанными с лишением владения, нарушается его право собственности или законное владение. Такой иск подлежит удовлетворению и в том случае, когда истец докажет, что имеется реальная угроза нарушения его права собственности или законного владения со стороны ответчика. Административный иск просили удовлетворить.
В судебном заседании представитель административного истца АО «Курский завод КПД им. А.Ф. Дериглазова» ФИО1 доводы административного иска полностью поддержала по изложенным основаниям, указав на нарушение прав Завода, как собственника перераспределенного земельного участка.
Представитель административного ответчика администрации города Курска ФИО2 в удовлетворении заявленных требований просила отказать, указав, что оспариваемое постановление от 05.04.2020 года №1834 «Об утверждении изменений в проект планировки территории «поселка Северный» в части микрорайона №4» принято Администрацией города Курска в пределах полномочий. Оспариваемый правовой акт принят в установленной действующим законодательством форме - постановление. Процедура принятия оспариваемого нормативного правового соблюдена, требования нормативных правовых актов, устанавливающих правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования и вступления их в силу соблюдены. постановление Администрации города Курска от 05.10.2020 года №1834 «Об утверждении изменений в проекте планировки территории «поселка Северный» в части микрорайона №4» соответствует нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу. Указала, что согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации, регламентация градостроительной деятельности направлена в первую очередь на обеспечение комфортной среды обитания, комплексного учета потребностей населения и территорий в развитии и необходима для согласования государственных, общественных и частных интересов в данной области в целях обеспечения благоприятных условий проживания. Поддержала правовую позицию, изложенную в отзыве на административное исковое заявление.
Представитель заинтересованного лица комитета архитектуры и градостроительства города Курска ФИО3 в судебном заседании поддержала правовую позицию представителя Администрации города Курска, указав, что доводы заявителя, изложенные в рассматриваемом административном иске, не свидетельствуют, что оспариваемое постановление Администрации города Курска от 05.10.2020 года №1834 «Об утверждении изменений в проекте планировки территории «поселка Северный» в части микрорайона №4» нарушает права, свободы и законные интересы АО «Курский завод крупнопанельного домостроения имени А.Ф.Дериглазова». Поданным заявлением Завод АО «Курский завод крупнопанельного домостроения имени А.Ф.Дериглазова» выражает свое несогласие с принятым постановлением Администрации города Курска не приводя конкретных обстоятельств нарушения его прав.
Представитель заинтересованного лица комитета по управлению муниципальным имуществом Курской области в судебное заседание не явился, о месте, дате и времени, извещен надлежащим образом.
Старший помощник прокурора города Курска Пятницкая М.А. в своем заключении полагала, что административное исковое заявление не подлежит удовлетворению. При этом указала, что в силу положений ч.4 ст. 7 Федерального закона №131-Ф3 муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации. Постановление принято исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления в рамках компетенции, определенной п.26 ч.1 ст.16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», п.6 ст.47 Устава города Курска, в форме, предусмотренной ст.5 Устава города Курска. Порядок вступления в силу оспариваемого нормативного акта не противоречит требованиям ст.47 Федерального закона №131-Ф3, ст.5 Устава города Курска. Нормативный акт, утверждающий изменения в проект планировки территории, принят в соответствии с требованиями ст.41, 41.1, 42, 45, 46 Градостроительного кодекса РФ, решений Курского городского Собрания от 22.12.2016 № 326-5-ОС «О корректуре Генерального плана города Курска», от 23.10.2007 № 388-3-РС (ред. от 17.11.2020) «О Правилах землепользования и застройки муниципального образования «Город Курск».
Выслушав лиц, участвующих в деле, заключение прокурора, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч.ч. 1 и 2 ст. 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения органов государственной власти и органов местного самоуправления могут быть обжалованы в суд.
Согласно п. 1 ч. 2 ст. 1 КАС РФ суды в порядке, предусмотренном данным Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части.
Одной из задач административного судопроизводства в соответствии с пунктом 2 статьи 3 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации является защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций в сфере административных и иных публичных правоотношений.
Частью 1 статьи 4 названного кодекса предусмотрено право каждого заинтересованного лица на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность.
Пунктом 2 части 1 статьи 20 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлено, что верховный суд республики, краевой, областной суд, суд города федерального значения, суд автономной области и суд автономного округа рассматривают в качестве суда первой инстанции административные дела, в том числе об оспаривании нормативных правовых актов, актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, представительных органов муниципальных образований.
В силу положений ч. 1 ст. 208 КАС РФ с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта недействующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
В силу пункта 4 статьи 213 КАС РФ административное дело об. оспаривании нормативного правового акта рассматривается с участием прокурора.
В силу правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации нормативный правовой акт - это акт общего действия, адресованный неопределенному кругу лиц, рассчитанный на многократное применение, который содержит конкретизирующие нормативные предписания, общие правила и является официальным государственным предписанием, обязательным для исполнения (постановление от 17.11.1997 года № 17-Пи от 31.03.2015 года № 6-П).
В пункте 2 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25.12.2018 года № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами» содержатся разъяснения, что признаками, характеризующими нормативный правовой акт, являются: издание его в установленном порядке управомоченным органом государственной власти, органом устного самоуправления, иным органом, уполномоченной организацией или должностным лицом; наличие в нем правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений. Так, следует учитывать, что акт может являться обязательным для неопределенного круга лиц, в частности, в случаях, когда он издается в целях установления правового режима конкретного объекта публичного права (например, правовой акт об установлении границы территории, на которой осуществляется территориальное общественное самоуправление, об установлении границ зон с особыми условиями использования территории, решение о резервировании земель для государственных и муниципальных нужд, об утверждении генеральных планов поселений, городских округов, схем территориального планирования муниципальных районов, субъектов Российской Федерации, двух и более субъектов Российской Федерации, Российской Федерации).
Согласно статье 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее также - ГрК РФ) деятельность по планировке территории является одним из видов градостроительной деятельности по развитию территорий.
Видами документации по планировке территории являются: проект планировки территории; проект межевания территории (статья 41 ГрК РФ).
Документацию по планировке территории, предусматривающую размещение объектов местного значения муниципального района и иных объектов капитального строительства, размещение которых планируется на территориях двух и более поселений и (или) межселенной территории в границах муниципального района, за исключением случаев, указанных в частях 2 - 3.2,4.1,4.2 статьи 45 ГрК РФ утверждают уполномоченные органы местного самоуправления муниципального района (часть 4 статьи 5 ГрК РФ).
Органы местного самоуправления поселения, органы местного самоуправления городского округа (глава местной администрации поселения или глава местной администрации городского округа) утверждают документацию по планировке территории в границах поселения, городского округа, за исключением случаев, указанных в частях 2 - 4.2, 5.2 статьи 45 ГрК РФ, с учетом особенностей, указанных в части 5.1 статьи 45 ГрК РФ (часть 5 статьи 45, часть 13 статьи 46 ГрК РФ).
Документация по планировке территории подлежат обязательному опубликованию, что предусмотрено частью 16 статьи 45 ГрК РФ. Законодательство о градостроительной деятельности и изданные в соответствии с ним нормативные правовые акты основываются на принципах, среди которых выделены принципы: обеспечения комплексного и устойчивого развития территории на основе территориального планирования, градостроительного зонирования и планировки территории; обеспечения сбалансированного учета экологических, экономических, социальных и иных факторов при осуществлении градостроительной деятельности (статья 3 ГрК РФ).
Как указано в статье 4 ГрК РФ, законодательство о градостроительной деятельности регулирует отношения в том числе по планировке территории.
Подготовка документации по планировке территории осуществляется в целях обеспечения устойчивого развития территорий, в том числе выделения элементов планировочной структуры, установления границ земельных участков, установления границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства (часть 1 статьи 41 ГрК РФ). Под устойчивым развитием территорий понимается обеспечение при осуществлении градостроительной деятельности безопасности и благоприятных условий жизнедеятельности человека, ограничение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и обеспечение охраны и рационального использования природных ресурсов в интересах настоящего и будущего поколений (пункт 3 статьи 1 ГрК РФ).
Подготовка проектов планировки территории осуществляется для выделения элементов планировочной структуры, установления границ территорий общего пользования, границ зон планируемого размещения объектов- капитального строительства, определения характеристик и очередности планируемого развития территории (часть 1 статьи 42 ГрК РФ).
Проект планировки территории включает положение о характеристиках планируемого развития территории, в том числе о плотности и параметрах застройки территории (в пределах, установленных градостроительным регламентом), о характеристиках объектов капитального строительства жилого, производственного, общественно-делового и иного назначения и необходимых для функционирования таких объектов и обеспечения жизнедеятельности граждан объектов коммунальной, транспортной, социальной инфраструктур, в том числе объектов, включенных в программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры, программы комплексного развития транспортной инфраструктуры, программы комплексного развития социальной инфраструктуры и необходимых для развития территории вмраницах элемента планировочной структуры (статья 42 ГрК РФ).
Подготовка проекта межевания территории осуществляется применительно к территории, расположенной в границах одного или нескольких смежных элементов планировочной структуры, границах, определенной правилами землепользования и застройки территориальной зоны, и (или) границах установленной схемой территориального планирования муниципального района, генеральным планом поселения, городского округа функциональной зоны. Подготовка проекта межевания территории осуществляется для определения местоположения границ образуемых и изменяемых земельных участков; установления, изменения, отмены красных линий для застроенных территорий, в границах которых не планируется размещение новых объектов капитального строительства, а также для установления, изменения, отмены красных линий в связи с образованием и (или) изменением земельного участка, расположенного в Границах территории, применительно к которой не предусматривается осуществление деятельности по комплексному и устойчивому развитию территории, при условии, что такие установление, изменение, отмена влекут за собой исключительно изменение границ территории общего пользования (части 1 и 2 статьи 43 ГрК РФ).
Анализ приведенных норм позволяет сделать вывод, что отношения, возникающие при подготовке и принятии документации по планировке территории, направлены на регулирование общественных отношений, так как градостроительная деятельность имеет целью обеспечение комфортных и благоприятных условий проживания, комплексный учет потребностей населения, устойчивое развитие территорий и необходима для согласования государственных, общественных и частных интересов в данной области, что отражено в положениях статей 41 - 46 ГрК РФ, регламентирующих вопросы подготовки и утверждения документации по планировке территории.
Из названных норм также следует вывод, что документация по планировке территории затрагивает интересы неопределенного круга лиц, поскольку распространяет свое действие не на индивидуально-определенные субъекты, а на круг лиц, объединенных общим признаком (в частности, граждан, проживающих на определенной территории), касаются соответствующего круга государственных органов, организаций, учреждений, должностных лиц.
О направленности документации по планировке территории на регулирование общественных отношений с участием неопределенного круга лиц свидетельствует и то обстоятельство, что документация по планировке территории подлежат обязательному рассмотрению на общественных обсуждениях или публичных слушаниях в целях соблюдения права человека на благоприятные условия жизнедеятельности, прав и законных интересов правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства (статья 5.1, части 4 и 6 статьи 46 ГрК РФ).
При определении документации по планировке территории как нормативного правового акта следует также учесть, что она рассчитана на неоднократное применение, так как не носит разовый характер, не теряет силу после однократного применения, а действует постоянно и рассчитана на реализацию всякий раз, когда возникают обстоятельства, предусмотренные данной документацией, не содержит указания на конкретное событие, с наступлением которого связано издание правового акта. Названная документация определяет правила поведения, является обязательной к исполнению участниками данных правоотношений (например, обязанность выкупа объектов недвижимости для государственных либо муниципальных нужд, определение местоположения объектов федерального, регионального, местного значения).
Таким образом, документация по планировке территории отвечает признакам нормативного правового акта, (данная позиция определена в Кассационном определении Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 05.06.2019 №7-КА19-1, Апелляционном определении Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 30.01.2019 №45-АПГ18-22).
Согласно пункту 26 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа отнесено утверждение подготовленной на основе генеральных планов муниципального, городского округа документации по планировке территории относит к вопросам местного значения городского округа (п. 26 ч. 1 ст. 16).
Органы местного самоуправления городского округа уполномочены утверждать документацию по планировке территории в случаях, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации (пункт 4 части 3 статьи 8 ГрК РФ), а именно согласно части 5 статьи 45 ГрК РФ принимают решение о подготовке документации по планировке территории, обеспечивают подготовку документации по планировке территории и утверждают документацию по планировке территории в границах поселения, городского округа, за исключением случаев, указанных в частях 2 - 4.2, 5.2 ГрК РФ, с учетом особенностей, изложенных части 5.1 ГрК РФ.
В силу статьи 34 Федерального закона от 06.10.2003 года №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольно-счетный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
Пункт 6 статьи 47 Устава города Курска, принятого решением Курского городского Собрания от 12.04.2007 года №332-3-РС, к полномочиям Администрации города Курска отнесено организация разработки и реализации подготовленной на основе генерального плана города Курска документации по планировке территории (в т.ч. районов^ микрорайонов, других градостроительных комплексов), утверждении документацию по планировке территории (в т.ч. районов, микрорайонов, других градостроительных комплексов).
Согласно части 6 статьи 43 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» Глава местной администрации в пределах своих полномочий, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, уставом муниципального образования, нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования, издает постановления местной администрации по вопросам местного значения и вопросам, связанным с осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, а также распоряжения местной администрации по вопросам организации работы местной администрации.
В силу пункта 6 статьи 5 Устава города Курска, принятого решением Курского городского Собрания от 12.04.2007 года №332-3-РС, Глава города Курска издает в пределах своих полномочий, установленных федеральными законами, законами Курской области, настоящим Уставом, нормативными правовыми актами Курского городского Собрания, постановления Администрации города Курска по вопросам местного значения и вопросам, связанным с осуществлением отдельных государственны?^ полномочий, переданных органам местного самоуправления города Курска федеральными законами и законами Курской области, а также распоряжения Администрации города Курска по вопросам организации работы Администрации города Курска. Глава города Курска издает постановления и распоряжения по иным вопросам, отнесенным к его компетенции Уставом города Курска в соответствии с Федеральным законом 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», другими федеральными законами.
Процедура принятия оспариваемого нормативного акта в части утверждении документации по планировке территории установлена статьей 46 Градостроительного кодекса РФ и предусматривает: принятие решение о подготовке документации по планировке территории; опубликование в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, такого решения; проверку документации на соответствие требованиям, указанным в части 10 статьи 45 настоящего Кодекса; рассмотрение документации по планировке территории на публичных слушаниях; с учетом результатов публичных слушаний утверждение документации по планировке территории или отклонении такой документацию и направлении ее на доработку; опубликование в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, утвержденной документации по планировке территории.
В судебном заседании установлено, что постановлением Администрации Нижнемедведицкого сельсовета Курского района Курской области № 320-П от 24.12.2013 года был утвержден проект планировки территории поселка «Северный» Нижнемедведицкого сельсовета Курского района Курской области (корректировка проекта планировки территории жилого района ОАО «Курский завод КПД» в д. Татаренкова Нижнемедведицкого сельсовета Курского района Курской области). Постановление вступило в силу со дня его подписания.
Постановлением Администрации города Курска №1378 от 14.05.2015 года «Об утверждении градостроительного плана земельного участка Курская область, город Курск, п. Северный» Главой администрации города Курска был утвержден градостроительный план земельного участка с кадастровым номером 46:11:111800:24, площадью 46,4000 га Курская область, город Курск, п. Северный.
Постановлением Администрации города Курска от 08.04.2020 №650 «О внесении изменений в проект планировки территории «поселка Северный» принято решение о разработки документации по планировке территории в части внесения изменений в документации по планировке территории поселка «Северный», утвержденной постановлением Администрации Нижнемедведицкого сельсовета Курской области, от 24.102.2013 №320-П, в части микрорайона №4 кварталов 01:05:05, 01:05:06, 01:05:07, 01:05:08, 01:05:09:01:05:10, определенных корректурой генерального плана города Курска.
Данное постановление было размещено на официальном сайте Администрации города Курска 08.04.2020 года и опубликовано в газете «Городские известия» 11.04.2020 года №44.
На основании пункта 1.7 Положения о порядке организации и проведения публичных слушаний по вопросам градостроительной деятельности на территории города Курска, утвержденного решением Курского городского Собрания от 15.08.20107 года №226-5-РС, комитет архитектуры и градостроительства города Курска проверил разработанную документацию по планировке территории на соответствие требованиям, указанным в части 10 статьи 45 ГрК РФ.
Сводное заключение №15ПП от 17.08.2020 года на проект внесения изменений в проект планировки территории «поселок Северный» в части микрорайона №4 подтвердил проверку документации на соответствие требованиям, указанным в части 10 статьи 45 ГрК РФ.
Распоряжением Администрации города Курска от 19.08.2020 №19-р «О назначении публичных слушаний по вопросам градостроительной деятельности в городе Курске» назначено собрание участников публичных слушаний по вопросам градостроительной деятельности по предмету «Внесение изменений в проект планировки территории поселка «Северный» с выполнением проекта межевания территории» на 26.08.2020 года.
Указанное выше распоряжение было размещено на официальном сайте Администрации города Курска 19.08.2020 года, опубликовано в газете «Городские известия» 22.08.2020 года №101.
Оповещение комиссии по проведению публичных слушаний по вопросам градостроительной деятельности о проведении публичных слушаний по предмету «Внесение изменений в проект планировки территории поселка «Северный» с выполнением проекта межевания территории» было опубликовано в газете «Городские известия» 22.08.2020 года №101 и на официальном сайте Администрации города Курска 21.08.2020 года, а так же размещено на стенде.
О предстоящих публичных слушаниях по предмету «Внесение изменений в проект планировки территории поселка «Северный» с выполнением проекта межевания территории» письмом комитета архитектуры и градостроительства города Курска от 24.08.2020 года №551/03.1.01- 11 был извещен генеральный директор АО «Курский завод КПД им. А.Ф.Дериглазова», копия письма имеется в деле.
В установленном порядке в комитете архитектуры и градостроительства города Курска была проведена экспозиция материалов по предмету публичных слушаний.
Проведение собрания участников публичных слушаний 26.08.2020 года подтверждает протокол №6ПС-20-ПП, копия которого имеется в деле.
В ходе собрания участников публичных слушаний поступило от представителя АО «Курский завод КПД им. А.Ф.Дериглазова» ФИО4 поступило предложение откорректировать размещение школы с целью более рационального использования оставшихся земельных участков.
На основании протокола публичных слушаний организатором публичных слушаний подготовлено заключение №6ПС-20-ПП «О результатах публичных слушаний по предмету «Внесение изменений в проект планировки территории «поселка Северный» в части микрорайона №4 кварталов № определенных корректурой генерального плана города Курска с выполнением проекта межевания». Заключение было опубликовано в газете «Городские известия» 22.09.2020 года №114 и в этот же день размещено на официальном сайте Администрации города Курска.
По результатам публичных слушаний Администрацией города Курска принято постановление от 05.10.2020 №1834 «Об утверждении изменений в проекте планировки территории «поселка Северный» в части микрорайона №4».
Согласно пункту 4 постановления Администрацией города Курска от 05.10.2020 года №1834 «Об утверждении изменений в проекте планировки территории «поселка Северный» в части микрорайона №4» постановление вступает в силу со дня его официального опубликования. Данное постановление было опубликовано в газете «Городские известия» 10.10.2020 года №122 и размещено на официальном сайте Администрации города Курска 05.10.2020 года.
Согласно действующим нормам ГрК РФ (статьи 2, 9, 18, 26, 42, 43,45) документы градостроительного планирования призваны обеспечить не только права и законные интересы собственников и обладателей иных прав на земельные участки, но и защищаемые законом права и интересы иных физических/юридических лиц, а также публичные интересы, связанные, в частности, с устойчивым развитием территорий муниципальных образований, улучшением инвестиционной привлекательности соответствующих территорий, которые могут вступать в объективное противоречие с интересами законных пользователей и собственников объектов недвижимости. В связи с этим, одной из основных задач органов муниципальных образований при разработке документации градостроительного планирования является не обеспечение приоритета прав законных землепользователей в ущерб иным интересам, а в согласовании этих прав и интересов, в установлении между ними разумного и справедливого баланса.
Следовательно, действующее законодательство прямо предусматривает возможность планировки уже застроенных территорий и не содержит запрета на совершение таких действий в отношении земельных участков со сложившимся правопорядком пользования.
Согласно решению Курского городского Собрания от 22.12.2016 № 326- 5-ОС «О корректуре Генерального плана города Курска» корректура Генерального плана города Курска на период до 2035 года, включает в себя в частности положение о территориальном планировании и карту планируемого размещения объектов местного значения.
Указанными документами предусмотрено в квартале 01:05:10 размещение общеобразовательной школы на 1000 учащихся.
Решением Курского городского Собрания от 15.08.2017 N 391-5-ОС утверждены местные нормативы градостроительного проектирования муниципального образования «Город Курск».
Согласно главе 1.5 расчетные показатели объектов относящихся к области образования обусловлены расчетом общеобразовательных организаций исходя из минимально допустимого уровня обеспеченности (99 учащихся на 1000 жителей) при максимально допустимом уровне территориальной доступности 500 метров.
С учетом перспективной застройки территории жилого района Северный планируется проживание 50 тыс. чел. Следовательно, с учетом нормативов градостроительного проектирования указанная территория должны быть обеспечена общеобразовательными организациями на 4950 учащихся. На территории микрорайон Северный документацией по планировке территории предусмотрено 4 школы, введено в эксплуатацию - 1 школа.
Согласно правилам землепользования и застройки, утвержденным решением Курского городского Собрания от 23.10.2007 №388-3-РС, границы зоны планируемого размещения объектов капитального строительства - общеобразовательной школы находится в территориальной зоне Ж-1 - для индивидуальной жилой застройки. Согласно градостроительному регламенту здания, предназначенные для просвещения, дошкольного, начального и среднего общего образования отнесены к основному виду разрешенного использования в данной территориальной зоне.
Таким образом, в ходе судебного заседания нарушения процедуры инициирования, процедуры внесения изменений в проект планировки территории, согласования проекта, проведения публичных слушаний, утверждения нормативного акта не установлено.
На основании вышеизложенного, суд приходит к выводу, что в удовлетворении заявленных требований АО «Курский завод крупнопанельного домостроения имени А.Ф. Дериглазова» к Администрации города Курска о признании незаконным постановления Администрации города Курска от 05.10.2020 №1834 «Об утверждении изменений в проекте планировки территории «поселка Северный» в части микрорайона №4», следует отказать.
Руководствуясь ст.ст. 175-180, 218 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении административного искового заявления административного истца Акционерного общества «Курский завод крупнопанельного домостроения имени А.Ф. Дериглазова» к административному ответчику Администрации города Курска о признании незаконным постановлениея№ 1834 от 05.10.2020 года «Об утверждении изменений в проекте планировки территории «поселка Северный» в части микрорайона №4» недействительным, возложении обязанности, устранить нарушения прав, отказать.
Решение может быть обжаловано в Курский областной суд через Ленинский районный суд г. Курска в течение месяца со дня принятия его в окончательной форме.
В окончательной форме решение изготовлено 08 июля 2021 года.
Судья: