Дело № 2а-1866/2023 УИД 12RS0001-01-2023-002298-45РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Волжск 18 декабря 2023 года
Волжский городской суд Республики Марий Эл в составе судьи Малышевой Л.Н., при помощнике судьи Рассабиной А.А. рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Волжского межрайонного прокурора Республики Марий Эл в защиту прав, свобод и законных интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц к администрации городского округа «<адрес>» о признании бездействия незаконным и возложении обязанности совершить действие
установил:
Волжский межрайонный прокурор Республики Марий Эл обратился в суд с вышеуказанным иском, в котором просил признать неазконным бездействие администрации городского округа «<адрес>», выразившееся в непринятии мер по разработке и утверждению технического паспорта на автомобильную дорогу местного значения по <адрес> Республики Марий Эл и возложить на администрацию городского округа «<адрес>» обязанность в срок до ДД.ММ.ГГГГ принять меры по разработке и утверждению технического паспорта на автомобильную дорогу местного значения по <адрес> Республики Марий Эл.
В обоснование иска указано, что Волжской межрайонной прокуратурой в августе 2023 года проведена проверка по обращению Мельниковой Е.А., в ходе которой в деятельности администрации городского округа «<адрес>» выявлены нарушения законодательства о безопасности дорожного движения.
В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, включая организацию дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Установлено, что автомобильная дорога местного значения по <адрес> включена в перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения городского округа «<адрес>».
Общие требования к документации по организации дорожного движения предусмотрены ст. 16 Федерального закона от 29.12.2017 № 443-ФЗ «Об организации дорожного движения в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 443-ФЗ). В состав документации по организации дорожного движения включаются, в том числе, проекты организации дорожного движения.
В соответствии с п. 4.2.1 ГОСТ 33388-2015. Межгосударственный стандарт. Дороги автомобильные общего пользования. Требования к проведению диагностики и паспортизации» паспортизация автомобильных дорог выполняется на основе технического учета, по результатам которого предусматривается получение полной информации о наличии автомобильных дорог, их протяженности, техническом состоянии, качестве, степени износа отдельных конструктивных элементов, информации о наличии и состоянии инженерного оборудования, обустройства и обстановки дорог, линейных зданий и сооружений. Данные паспортизации используются для учета дорог, оценки их состояния и рационального планирования работ по дальнейшему развитию дорожной сети. Они могут являться исходной информацией для диагностики автомобильных дорог.
Техническому учету и паспортизации подлежат все автомобильные дороги независимо от принадлежности, состояния и вида покрытия (п. 4.2.2 ГОСТ 33388-2015).
Согласно п. 9.1 ГОСТ 33388-2015 результатом технического учета и паспортизации является технический паспорт автомобильной дороги, который составляется на бумажном и электронном носителях. Технический паспорт автомобильной дороги представляет собой документ, содержащий данные о техническом уровне и эксплуатационном состоянии автомобильной дороги, полученные в результате проведения ее технического учета. Паспорт дороги (участка) должен ежегодно обновляться по результатам обследований.
Подпунктом 9.2 ГОСТ 33388-2015 установлено из каких разделов должен состоять технический паспорт автомобильной дороги, а пунктами 9.3 - 9.9 ГОСТ 33388-2015 определены конкретные требования к каждому разделу паспорта.
В частности, технический паспорт автомобильной дороги должен содержать категорию дороги (участка) (п. 9.5 ГОСТ 33388-2015).
Сведения о категории дороги необходимы для определения типа дорожной одежды (таблицы № 1 и № 2 ГОСТ Р 59120-2021 Дороги автомобильные общего пользования. Дорожная одежда. Общие требования. Применяется с 01.05.2021).
Так, согласно таблице № 2 ГОСТ Р 59120-2021 для облегченных дорог применяется покрытие: асфальтобетонное; из щебня, гравия и песка, обработанных вяжущими.
В нарушение вышеуказанных требований законодательства администрацией городского округа «<адрес>» не обеспечено наличие технического паспорта автомобильной дороги по <адрес>, составленного в соответствии с ГОСТ 33388-2015.
Отсутствие технического паспорта автомобильной дороги не позволяет обеспечить надлежащее содержание автомобильной дороги, в том числе, определить тип дорожной одежды.
Бездействие администрации городского округа «<адрес>», выразившееся в непринятии надлежащих мер к разработке и утверждению технического паспорта на автомобильную дорогу местного значения по <адрес>, влечет ее ненадлежащее содержание и нарушает права неопределенного круга лиц.
В судебном заседании помощник Волжского межрайонного прокурора РМЭ Юрин А.А. полностью поддержал исковые требования.
Представитель администрации городского округа «<адрес>» Пуртова Д.А. иск не признала и суду пояснила, что денежные средства в 2023 году не были заложены для составления технического паспорта автомобильных дорог. В случае удовлетворения иска просит предоставить отсрочку исполнения решения суда до ДД.ММ.ГГГГ.
Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд пришел к следующему выводу.
В соответствии со статьей 360 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации постановления главного судебного пристава Российской Федерации, главного судебного пристава субъекта Российской Федерации, старшего судебного пристава, их заместителей, судебного пристава-исполнителя, их действия (бездействие) могут быть оспорены в суде в порядке, установленном главой 22 названного Кодекса.
Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
В силу части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными полностью или в части, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и возлагает на административного ответчика обязанность устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, включая организацию дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно выписки из реестра муниципальной собственности городского округа «<адрес>» автомобильная дорога местного значения по <адрес> протяженностью 0,972 км., индивидуальный учетный № является муниципальной собственностью.
Общие требования к документации по организации дорожного движения предусмотрены ст. 16 Федерального закона от 29.12.2017 № 443-ФЗ«Об организации дорожного движения в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 443-ФЗ). В состав документации по организации дорожного движения включаются, в том числе, проекты организации дорожного движения.
В соответствии с п. 4.2.1 ГОСТ 33388-2015. Межгосударственный стандарт. Дороги автомобильные общего пользования. Требования к проведению диагностики и паспортизации» паспортизация автомобильных дорог выполняется на основе технического учета, по результатам которого предусматривается получение полной информации о наличии автомобильных дорог, их протяженности, техническом состоянии, качестве, степени износа отдельных конструктивных элементов, информации о наличии и состоянии инженерного оборудования, обустройства и обстановки дорог, линейных зданий и сооружений. Данные паспортизации используются для учета дорог, оценки их состояния и рационального планирования работ по дальнейшему развитию дорожной сети. Они могут являться исходной информацией для диагностики автомобильных дорог.
Техническому учету и паспортизации подлежат все автомобильные дороги независимо от принадлежности, состояния и вида покрытия (п. 4.2.2 ГОСТ 33388-2015).
Согласно п. 9.1 ГОСТ 33388-2015 результатом технического учета и паспортизации является технический паспорт автомобильной дороги, который составляется на бумажном и электронном носителях. Технический паспорт автомобильной дороги представляет собой документ, содержащий данные о техническом уровне и эксплуатационном состоянии автомобильной дороги, полученные в результате проведения ее технического учета. Паспорт дороги (участка) должен ежегодно обновляться по результатам обследований.
Подпунктом 9.2 ГОСТ 33388-2015 установлено из каких разделов должен состоять технический паспорт автомобильной дороги, а пунктами 9.3 - 9.9 ГОСТ 33388-2015 определены конкретные требования к каждому разделу паспорта.
В частности, технический паспорт автомобильной дороги должен содержать категорию дороги (участка) (п. 9.5 ГОСТ 33388-2015).
Сведения о категории дороги необходимы для определения типа дорожной одежды (таблицы № 1 и № 2 ГОСТ Р 59120-2021 Дороги автомобильные общего пользования. Дорожная одежда. Общие требования. Применяется с 01.05.2021).
Так, согласно таблице № 2 ГОСТ Р 59120-2021 для облегченных дорог применяется покрытие: асфальтобетонное; из щебня, гравия и песка, обработанных вяжущими.
В нарушение вышеуказанных требований законодательства администрацией городского округа «<адрес>» не обеспечено наличие технического паспорта автомобильной дороги по <адрес>, составленного в соответствии с ГОСТ 33388-2015.
Отсутствие технического паспорта автомобильной дороги не позволяет обеспечить надлежащее содержание автомобильной дороги, в том числе, определить тип дорожной одежды.
В связи с выявленными нарушениями ДД.ММ.ГГГГ в адрес администрации городского округа «<адрес>» внесено представление об устранении нарушений законодательства о безопасности дорожного движения.
Согласно информации администрации городского округа «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ о результатах рассмотрения представления, в текущем году денежные средства на разработку технического паспорта на автомобильную дорогу по <адрес> не запланированы. Данный вопрос будет рассмотрен при формировании бюджета на 2024 год.
Статьей 65 Бюджетного кодекса РФ установлено, что формирование расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, в том числе местных бюджетов, осуществляется в соответствии с расходными обязательствами, обусловленными установленным законодательством Российской Федерации разграничением полномочий федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, исполнение которых согласно законодательству Российской Федерации, международным и иным договорам и соглашениям должно происходить в очередном финансовом году (очередном финансовом году и плановом периоде) за счет средств соответствующих бюджетов.
В силу п. 1 ст. 154 Бюджетного кодекса РФ исполнительно-распорядительные органы муниципальных образований обеспечивают составление проекта бюджета (проекта бюджета и среднесрочного финансового плана), вносят его с необходимыми документами и материалами на утверждение законодательных (представительных) органов, разрабатывают и утверждают методики распределения и (или) порядки предоставления межбюджетных трансфертов, обеспечивают исполнение бюджета и составление бюджетной отчетности, представляют отчет об исполнении бюджета на утверждение законодательных (представительных) органов, обеспечивают управление государственным (муниципальным) долгом, осуществляют иные полномочия, определенные настоящим Кодексом и (или) принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами (муниципальными правовыми актами), регулирующими бюджетные правоотношения.
В соответствии со статьей 215.1 Бюджетного кодекса РФ исполнение местного бюджета обеспечивается местной администрацией муниципального образования.
Таким образом, к полномочиям исполнительно-распорядительных органов муниципального образования отнесены составление проекта бюджета муниципального образования, а также исполнение утвержденного представительным органом бюджета.
Бездействие администрации городского округа «<адрес>», выразившееся в непринятии надлежащих мер к разработке и утверждению технического паспорта на автомобильную дорогу местного значения по <адрес>, влечет ее ненадлежащее содержание и нарушает права неопределенного круга лиц.
Таким образом, административные исковые требования Волжского межрайонного прокурора подлежат удовлетворению.
Ответчиком администрацией городского округа «<адрес>» заявлено ходатайство об отсрочке исполнения решения суда до ДД.ММ.ГГГГ.
Прокурор не возражал удовлетворению ходатайства ответчика о предоставлении отсрочки исполнения решения суда до ДД.ММ.ГГГГ, как указано в иске.
На основании ч.1 ст.203 ГПК РФ суд, рассмотревший дело, по заявлениям лиц, участвующих в деле, судебного пристава-исполнителя либо исходя из имущественного положения сторон или других обстоятельств вправе отсрочить или рассрочить исполнение решения суда, изменить способ и порядок его исполнения.
Принимая во внимание позицию истца, суд приходит к выводу об удовлетворении ходатайства ответчика о предоставлении отсрочки исполнения решения суда до ДД.ММ.ГГГГ, как просит прокурор в иске.
Руководствуясь ст.175-180 КАС РФ суд
решил:
Административное исковое заявление Волжского межрайонного прокурора Республики Марий Эл в защиту прав, свобод и законных интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц к администрации городского округа «<адрес>» о признании бездействия незаконным и возложении обязанности совершить действие удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации городского округа «<адрес>», выразившееся в непринятии мер по разработке и утверждению технического паспорта на автомобильную дорогу местного значения по <адрес> Республики Марий Эл.
Возложить на администрацию городского округа «<адрес>» обязанность в срок до 01.11.2024г. принять меры по разработке и утверждению технического паспорта на автомобильную дорогу местного значения по <адрес> Республики Марий Эл.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Марий Эл через Волжский городской суд Республики Марий Эл в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья Малышева Л.Н.
Решение в окончательной форме
составлено 29 декабря 2023 года