57RS0023-01-2021-001599-13
2а-1867/2021
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
26 июля 2021 года г. Орел
Советский районный суд г. Орла в составе:
председательствующего судьи Горбачевой Т.Н.,
при секретаре Ступниковой А.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к прокуратуре Орловской области, начальнику отдела по надзору за уголовно- процессуальной и оперативно- розыскной деятельностью ФИО4 об оспаривании решения
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратился в суд с административным иском к прокуратуре Орловской области, начальнику отдела по надзору за уголовно- процессуальной и оперативно- розыскной деятельностью прокуратуры Орловской области ФИО2 об оспаривании решения. В обоснование административного иска указал, что ДД.ММ.ГГ им подано через портал государственных услуг заявление об ознакомлении с материалами прокурорской проверки и представлением от ДД.ММ.ГГ, адресованное прокуратуре Северного района г. Орла, направленное через прокуратуру Орловской области.
Считает, что оспариваемый ответ начальника отдела по надзору за уголовно- процессуальной и оперативно- розыскной деятельностью прокуратуры Орловской области ФИО2 от ДД.ММ.ГГ свидетельствует об отказе в предоставлении возможности заявителю ознакомиться с актом прокурорского реагирования.
ФИО1 считает данный административным ответчиком ответ незаконным, нарушающим положения части 2 статьи 29 Конституции РФ, поскольку не входит в перечень сведения, составляющих государственную тайну, и при этом затрагивает интересы административного истца как стороны защиты в уголовном судопроизводстве. Также считает данный ответ не соответствующим и пункту 4.15 Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации, утвержденной приказом Генеральной прокуратуры РФ от ДД.ММ.ГГ№*** «Об утверждении и введении в действие Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации» (далее- Инструкция о порядке рассмотрения обращений граждан).
Кроме того, ссылается на нарушение административным ответчиком пункта 4.16 Инструкции о порядке рассмотрения обращений граждан, предусматривающего, что решение об ознакомлении гражданина с материалами проверки либо мотивированное решение об отказе в ознакомлении с материалами проверки принимается в десятидневный срок со дня подачи обращения гражданина, поскольку ответ начальником отдела по надзору за уголовно- процессуальной и оперативно- розыскной деятельностью прокуратуры Орловской области ФИО2 на его обращение от ДД.ММ.ГГ дан только ДД.ММ.ГГ
Также считает, что административный ответчик нарушил пункт 3.4 Инструкции о порядке рассмотрения обращений граждан, в соответствии с которым обращение, разрешение которого не входит в компетенцию данной прокуратуры, в течение 7 дней со дня регистрации направляется соответствующему прокурору с одновременным уведомлением об этом заявителя, поскольку оно адресовано прокурору Северного района г. Орла.
На основании изложенного просит суд признать незаконным ответ и отказ начальника отдела по надзору за уголовно- процессуальной и оперативно- розыскной деятельностью прокуратуры Орловской области ФИО2 от ДД.ММ.ГГ в связи с их несоответствием пунктам 3.4, 4.15, 4.16 Инструкции о порядке рассмотрения обращений граждан, обязать ответственное должностное лицо прокуратуры Орловской области устранить допущенное нарушение в течении суток с момента вступления в законную силу решения суда.
В судебное заседание ФИО1 не явился, представил заявление в которого просил рассмотреть административное дело в его отсутствие.
Представитель административного ответчика прокуратуры Орловской области ФИО6 в судебном заседании возражала против удовлетворения административных исковых требований ФИО1, представила письменный отзыв.
Административный соответчик начальник отдела по надзору за уголовно- процессуальной и оперативно- розыскной деятельностью прокуратуры Орловской области ФИО2 в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения административного дела извещен.
Суд, выслушав участников процесса, исследовав письменные материалы административного дела, приходит к выводу об отказе в удовлетворении административных исковых требований ФИО1 по следующим основаниям.
В соответствии с частью 2 статьи 46 Конституции РФ решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства РФ (далее - КАС РФ), гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно статье 10 Федерального закона от ДД.ММ.ГГ№*** «О прокуратуре Российской Федерации» (далее- Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации») в органах прокуратуры в соответствии с их полномочиями разрешаются заявления, жалобы и иные обращения, содержащие сведения о нарушении законов. Решение, принятое прокурором, не препятствует обращению лица за защитой своих прав в суд (пункт 1). Поступающие в органы прокуратуры заявления и жалобы, иные обращения рассматриваются в порядке и сроки, которые установлены федеральным законодательством (пункт 2). Ответ на заявление, жалобу и иное обращение должен быть мотивированным. Если в удовлетворении заявления или жалобы отказано, заявителю должны быть разъяснены порядок обжалования принятого решения, а также право обращения в суд, если таковое предусмотрено законом (пункт 3).
Порядок рассмотрения заявлений и жалоб и иных обращений в органах прокуратуры регулируется Федеральным законом от ДД.ММ.ГГ № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» (далее- Федеральный закон от ДД.ММ.ГГ № 59-ФЗ) и Инструкцией «О порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации», утвержденной Приказом Генерального прокурора РФ от ДД.ММ.ГГ№***.
В силу части 1 статьи 2 данного Федерального закона граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные и муниципальные учреждения и иные организации, на которые возложено осуществление публично значимых функций, и их должностным лицам.
Обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, подлежит обязательному рассмотрению (часть 1 статьи 9 Федерального закона от ДД.ММ.ГГ № 59-ФЗ).
Согласно части 1 статьи 10 названного Федерального закона государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения, в случае необходимости - с участием гражданина, направившего обращение; дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 названного Федерального закона.
В силу части 3 статьи 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГ № 59-ФЗ письменное обращение, содержащее вопросы, решение которых не входит в компетенцию данных государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица, направляется в течение семи дней со дня регистрации в соответствующий орган или соответствующему должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов, с уведомлением гражданина, направившего обращение, о переадресации обращения, за исключением случая, указанного в части 4 статьи 11 настоящего Федерального закона.
В соответствии с пунктом 3.1 Инструкции о порядке рассмотрения обращений граждан по результатам предварительного рассмотрения должно быть принято одно из следующих решений: о принятии к разрешению; об оставлении без разрешения; о передаче на разрешение в нижестоящие органы прокуратуры; о направлении в другие органы; о прекращении рассмотрения обращения; о приобщении к ранее поступившему обращению; о возврате заявителю.
В соответствии с пунктом 3.4 Инструкции о порядке рассмотрения обращений граждан обращение, разрешение которого не входит в компетенцию данной прокуратуры, в течение 7 дней со дня регистрации направляется соответствующему прокурору с одновременным уведомлением об этом заявителя.
Согласно пункту 4 статьи 5 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» ознакомление гражданина с материалами проверки осуществляется по решению прокурора, в производстве которого находятся соответствующие материалы, либо вышестоящего прокурора, принятому по результатам рассмотрения обращения гражданина, если материалы непосредственно затрагивают его права и свободы. При этом не могут быть предоставлены гражданину для ознакомления документы, имеющиеся в материалах проверки и содержащие сведения, составляющие государственную или иную охраняемую законом тайну.
Решение об ознакомлении гражданина с материалами проверки либо мотивированное решение об отказе в ознакомлении с материалами проверки принимается в десятидневный срок со дня подачи обращения гражданина. В случае принятия решения об отказе в ознакомлении с материалами проверки гражданину разъясняется право обжаловать принятое решение вышестоящему прокурору и (или) в суд.
Аналогичные положения содержатся и в Инструкции о порядке рассмотрения обращений граждан, согласно которому заявитель либо его представитель по письменному заявлению имеет возможность знакомиться с документами и материалами, касающимися рассмотрения обращения, снимать копии документов, находящихся в надзорном (наблюдательном) производстве, с использованием собственных технических средств, если это не затрагивает права, свободы и законные интересы других лиц и если в указанных документах и материалах не содержатся сведения, составляющие государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну (пункт 4.15).
Решение об ознакомлении гражданина с материалами проверки либо мотивированное решение об отказе в ознакомлении с материалами проверки принимается в десятидневный срок со дня подачи обращения гражданина. В случае принятия решения об отказе в ознакомлении с материалами проверки гражданину разъясняется право на обжалование принятого решения вышестоящему прокурору и (или) в суд.
Письменное решение о предоставлении заявителю либо его представителю возможности ознакомиться с документами, об изготовлении копий документов принимают: в Генеральной прокуратуре Российской Федерации - Генеральный прокурор Российской Федерации, его заместители, начальники главных управлений и управлений; в Главной военной прокуратуре - заместитель Генерального прокурора Российской Федерации - Главный военный прокурор, его заместители, начальники управлений; в прокуратурах субъектов Российской Федерации - прокуроры и их заместители, начальники управлений (отделов); в нижестоящих прокуратурах - прокуроры и их заместители (пункт 4.16 Инструкции о порядке рассмотрения обращений граждан).
Из материалов административного дела следует, что ДД.ММ.ГГ ФИО1 исполняющим обязанности начальника отдела по надзору на уголовно- процессуальной и оперативно- розыскной деятельностью прокуратуры Орловской области ФИО7 дан ответ, в котором содержалась ссылка на представление, внесенное ДД.ММ.ГГ в порядке надзора начальнику отдела полиции №*** УМВД России по г. Орлу заместителем прокурора Северного района г. Орла.
ДД.ММ.ГГФИО3 посредством Единого портала прокуратуры Российской Федерации обратился в прокуратуру Северного района г. Орла с заявлением №***, в котором просил предоставить возможность ознакомиться с представлением от ДД.ММ.ГГ, материалами и результатами прокурорской проверки, а также принятыми по нему мерами начальником отдела полиции, сообщив о дате и времени ознакомления.
ДД.ММ.ГГ данное обращение поступило в прокуратуру Орловской области.
Поскольку обращение ФИО1 основано на предыдущем ответе исполняющей обязанности начальника отдела по надзору на уголовно- процессуальной и оперативно- розыскной деятельностью прокуратуры Орловской области ФИО7 и касалось материалов проверки, проводимой должностными лицами прокуратуры Орловской области, его рассмотрение было организовано начальником отдела по надзору на уголовно- процессуальной и оперативно- розыскной деятельностью прокуратуры Орловской области ФИО2
ДД.ММ.ГГ ФИО1 начальником отдела по надзору на уголовно- процессуальной и оперативно- розыскной деятельностью прокуратуры Орловской области ФИО2 дан ответ №***, в котором заявителю разъяснено, что Инструкцией о порядке рассмотрения обращений граждан не предусмотрен порядок ознакомлении с содержанием актов прокурорского реагирования, а с документами и материалами, касающимися рассмотрения его обращений он имеет возможность ознакомиться в рабочие дни по адресу: <...>. Также разъяснено право на обжалование ответа в случае несогласия с ним.
По смыслу положений статьи 227 КАС РФ для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.
Между тем, совокупность названных условий для удовлетворения требований ФИО1 при рассмотрении его административных исковых требований, судом не установлена.
Согласно утверждениям административного истца, оспариваемым ответом, отказано заявителю в ознакомлении с актом прокурорского реагирования (представлением от ДД.ММ.ГГ), чем нарушается его право на поиск, получение, передачу, производство и распространение информации, предусмотренное частью 4 статьи 29 Конституции Российской Федерации.
Данное утверждение административного истца о нарушении административным ответчиком конституционных норм, суд считает несостоятельным, поскольку приведенное нормативное положение не регулируют вопросы установления порядка рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации.
При этом, согласно пункту 6.2 Инструкции о порядке рассмотрения обращений граждан, если по обращению (запросу) принесен протест (внесено представление), предъявлен иск или приняты иные меры прокурорского реагирования, заявителю сообщается об этом, а также он уведомляется, где впоследствии может получить информацию о результатах их рассмотрения. Ответ заявителю направляется разрешавшим обращение прокурором.
Пунктом 4.15 Инструкции о порядке рассмотрения обращений граждан также закреплено право заявителя письменному заявлению имеет право знакомиться с документами и материалами, касающимися именно рассмотрения его обращения.
Из указанных требований данной Инструкции следует обязанность должностного лица органа прокуратуры информировать заявителя о принятых мерах прокурорского реагирования и возможности ознакомиться с результатами рассмотрения протеста (представления), документами, материалами, только в случае, если протест (представление) принесены прокурором по обращению или запросу этого гражданина.
Как следует из самого представления №*** от ДД.ММ.ГГ об устранении нарушений уголовно- процессуального законодательства при рассмотрении и разрешении заявлений и сообщении о преступлениях, оно внесено прокурором района в рамках осуществления прокурорского надзора за законностью принимаемых решений при разрешении сообщений о преступлениях, в соответствии с положениями Приказа Генеральной прокуратуры РФ, МВД России, ФСБ России, Следственного комитета РФ, Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков, Федеральной таможенной службы, Федеральной службы исполнения наказаний, Министерства обороны РФ, Федеральной службы судебных приставов, МЧС России от ДД.ММ.ГГ№*** «Об усилении прокурорского надзора и ведомственного контроля за законностью процессуальных действий и принимаемых решений об отказе в возбуждении уголовного дела при разрешении сообщений о преступлениях», а не по результатам рассмотрения обращения (запроса) самого ФИО1
Никакие иные нормы Инструкции о порядке рассмотрения обращений граждан не содержат обязанность должностных лиц органов прокуратуры осуществлять ознакомление граждан с актами прокурорского реагирования, вынесенными по результатам прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов следствия и дознания.
Таким образом, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении административных исковых требований, поскольку оспариваемый ответ должностного лица прокуратуры Орловской области соответствует действующим правовым нормам. Права, свободы и законные интересы ФИО1 ответом начальника отдела по надзору на уголовно- процессуальной и оперативно- розыскной деятельностью прокуратуры Орловской области ФИО2 от ДД.ММ.ГГ не нарушаются.
Довод ФИО1 о фактическом направлении ему ответа с нарушением установленного пунктом 4.16 Инструкции о порядке рассмотрения обращений граждан срока, не опровергает указанные выводы суда, и сам по себе не является достаточным основанием для удовлетворения рассматриваемых исковых требований, поскольку, как указано выше, данный ответ прав и законных интересов административного истца не нарушает.
То обстоятельство, что адресованное прокурору Северного района г. Орла обращение ФИО1 рассмотрено вышестоящим должностным лицом, также не свидетельствует о наличии правовых оснований для признания незаконным ответа административного ответчика, так как обращение заявителя от ДД.ММ.ГГ входит в компетенцию прокуратуры Орловской области, следовательно и не подлежит направлению в соответствии с пунктом 3.4 Инструкции о порядке рассмотрения обращений граждан в прокуратуру района.
При изложенных обстоятельствах суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении административных исковых требований ФИО1
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС, суд
РЕШИЛ:
административное исковое заявление ФИО1 к прокуратуре Орловской области, начальнику отдела по надзору за уголовно- процессуальной и оперативно- розыскной деятельностью ФИО2 об оспаривании решения оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Орловский областной суд в течение месяца со дня изготовления мотивированного текста решения суда.
Мотивированный текст решения суда изготовлен ДД.ММ.ГГ
Председательствующий Т.Н.Горбачева