ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1869/2017Г от 26.07.2017 Элистинского городского суда (Республика Калмыкия)

Дело № 2а-1869/2017г.

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

26 июля 2017 года г. Элиста

Элистинский городской суд Республики Калмыкия в составе:

председательствующего судьи Мучкинова М.Н.,

при секретаре Мукабенове Ю.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к администрации г.Элисты о признании незаконным отказа в выдаче разрешения на строительство и возложении обязанности выдать разрешение на строительство,

у с т а н о в и л :

ФИО1 обратилась в суд с административным иском к администрации г.Элисты о признании незаконным отказа в выдаче разрешения на строительство и возложении обязанности выдать разрешение на строительство, мотивируя следующим.

С ДД.ММ.ГГГГ года у неё находится на праве собственности земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>ДД.ММ.ГГГГ года она обратилась к ответчику с заявлением о выдаче разрешения на строительство индивидуального жилого дома. Письмом от ДД.ММ.ГГГГ года в разрешении отказано по причине нахождения земельного участка в территориальной зоне Ж.2-08 «Зона жилой застройки второго типа», где не предусмотрено размещение объектов индивидуального жилищного строительства. Полагает отказ незаконным, поскольку земельный участок поставлен на государственный кадастровый учет с целевым назначением «для индивидуального жилищного строительства» ДД.ММ.ГГГГ года, то есть до принятия указанных в отказе ответчика Правил землепользования и застройки г.Элисты.

Просит суд признать незаконным отказ администрации г.Элисты от ДД.ММ.ГГГГ года №<данные изъяты> в выдаче разрешения на строительство индивидуального жилого дома на земельном участке с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенном по адресу: <адрес> Обязать ответчика устранить нарушение и выдать разрешение на строительство индивидуального жилого дома на земельном участке с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенном по адресу: <адрес>

В судебное заседание административный истец, извещенный о времени и месте рассмотрения дела, не явился, направив своего представителя.

Представитель административного истца ФИО2, действующий на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования поддержал по доводам, указанным в иске.

Представитель административного ответчика ФИО3, действующий на основании доверенности, возражала против удовлетворения административного иска.

В соответствии с положениями ст.150 Кодекса административного судопроизводства РФ, мнениями участников процесса, суд полагает возможным рассмотрение дела в отсутствие не явившегося истца.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд находит заявленные административные исковые требования, подлежащими частичному удовлетворению.

Согласно ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

В соответствии с ч. 9 ст. 227 КАС РФ, в случае признания решения, действия (бездействия) незаконными орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспоренное решение или совершившие оспоренное действие (бездействие), обязаны устранить допущенные нарушения или препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов административного истца либо прав, свобод и законных интересов лиц, в интересах которых было подано: соответствующее административное исковое заявление, и восстановить данные права, свободы и законные интересы указанным судом способом в установленный им срок, а также сообщить об этом в течение одного месяца со дня вступления в законную силу решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд, гражданину, в организацию, иному лицу, в отношении которых соответственно допущены нарушения, созданы препятствия.

Судом установлено, что ФИО4 на праве собственности принадлежит земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>. Данное обстоятельство подтверждается свидетельством о государственной регистрации права <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ года.

Из свидетельства о государственной регистрации права и выписки из Единого государственного реестра недвижимости по состоянию на 15 марта 2017 года следует, что вид разрешенного использования земельного участка, принадлежащего на праве собственности административному истцу – для индивидуального жилищного строительства. Каких-либо ограничений (обременений) права не зарегистрировано.

Административный истец обратилась в Администрацию г.Элисты с заявлением от ДД.ММ.ГГГГ года о выдаче разрешения на строительство индивидуального жилого дома на вышеуказанном земельном участке.

Однако административный ответчик в выдаче разрешения на строительство на основании ч.13 ст.51 ГрК РФ отказал на том основании, что земельный участок находится в территориальной зоне Ж.2-08 «Зона жилой застройки второго типа». Градостроительным регламентом в зоне жилой застройки второго типа, определённым Правилами землепользования и застройки г.Элисты, утвержденными решением Элистинского городского Собрания от 27 декабря 2010 года №1, в Перечне основных видов разрешенного использования объектов капитального строительства и земельных участков не предусмотрено размещение объектов индивидуального жилищного строительства.

Согласно статье 44 ГрК РФ (действующей на момент отказа в выдаче разрешения на строительство) градостроительный план является документом по планировке территорий, составляемым применительно к застроенным или предназначенным для строительства, реконструкции объектов капитального строительства земельным участкам. Подготовка градостроительного плана земельного участка осуществляется в составе проекта межевания территории или в виде отдельного документа.

Также в статье 44 ГрК РФ (действующей на момент отказа в выдаче разрешения на строительство) указано, что в составе градостроительного плана земельного участка указывается, в числе прочего, информация о разрешенном использовании земельного участка, требованиях к назначению, параметрам и размещению объекта капитального строительства на указанном земельном участке, минимальные отступы от границ земельного участка в целях определения мест допустимого размещения зданий, строений, сооружений, за пределами которых запрещено строительство зданий, строений, сооружений.

По смыслу статей 41 - 46 ГрК РФ (действующей на момент отказа в выдаче разрешения на строительство) градостроительный план земельного участка по существу представляет собой выписку из правил землепользования и застройки, проекта планировки и проекта межевания территории квартала (микрорайона) применительно к конкретному земельному участку, в которой указывается информация о строительных характеристиках предназначенного для застройки участка и имеющихся в отношении него строительных ограничениях. При этом градостроительный план не устанавливает соответствующие характеристики, а лишь воспроизводит те из них, которые установлены в перечисленных актах в отношении территории, на которой расположен данный конкретный участок.

Действительно, согласно Правилам землепользования и застройки г.Элисты земельный участок, на котором предполагается строительство, расположен в территориальной зоне Ж.2 - Зона жилой застройки второго типа.

В качестве основных видов разрешенного использования земельного участка не установлен такой вид использования как индивидуальное жилищное строительство.

Между тем, право собственности административного истца ФИО1 на земельный участок возникло на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ года, свидетельство о регистрации права собственности на этот участок получено ДД.ММ.ГГГГ года. То есть ФИО1 приобрела право собственности на земельный участок за полтора года до утверждения Элистинским городским Собранием Правил землепользования и застройки г.Элисты.

Более того, ДД.ММ.ГГГГ года Главой Администрации г.Элисты утвержден градостроительный план земельного участка из земель населенных пунктов с кадастровым номером <данные изъяты> площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, с разрешенным видом использования – для индивидуального жилищного строительства.

Согласно ч.5 ст.85 Земельного кодекса РФ земельные участки в составе жилых зон предназначены для застройки жилыми зданиями, а также объектами культурно-бытового и иного назначения. Жилые зоны могут предназначаться для индивидуальной жилой застройки, малоэтажной смешанной жилой застройки, средне этажной смешанной жилой застройки и многоэтажной жилой застройки, а также иных видов застройки согласно градостроительным регламентам.

В то же время, на основании свидетельства о государственной регистрации права, земельный участок принадлежащий истцу имеет вид разрешенного использования - для индивидуального жилищного строительства.

В силу ч.2 ст.7 Земельного кодекса РФ земли в Российской Федерации земли в Российской Федерации, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов. Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.

Таким образом, основой правового режима земельного участка в силу Земельного кодекса РФ является его целевое назначение и вид разрешенного использования.

Из материалов дела следует, что принадлежащий административному истцу земельный участок, за разрешением на строительство на котором ФИО1 обращалась к административному ответчику, имеет вид разрешенного использования – индивидуальное жилищное строительство.

В соответствии с ч.12 ст.9 ГрК РФ утверждение в документах территориального планирования границ функциональных зон не влечет за собой изменение правового режима земель, находящихся в границах указанных зон.

Таким образом, утверждение границ функциональных зон Генеральным планом не влечет изменения правового режима земельного участка принадлежащего истцу, который изначально при включении в границы города Элисты имел вид разрешенного использования - для индивидуального жилищного строительства, а в настоящее время относится к зоне жилой застройки второго типа, не предусматривающей размещение объектов индивидуального жилищного строительства.

Согласно ч.2. ст.62 КАС РФ обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, актов; содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений. По таким административным делам административный истец, прокурор, органы, организации и граждане, обратившиеся в суд в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц или неопределенного круга лиц, не обязаны доказывать незаконность оспариваемых ими нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия).

В силу ч. 1 ст. 51 ГрК РФ разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории (в случае строительства, реконструкции линейных объектов) и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.

В соответствии с п.16 ст.1 ГрК РФ застройщиком признается физическое или юридическое лицо, обеспечившее на принадлежащем ему земельном участке строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства, а также выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации для их строительства, реконструкции, капитального ремонта.

Принимая во внимание вышеизложенные обстоятельства, учитывая, что отказ ответчика в выдаче разрешения на строительство препятствует истцу использовать земельный участок в соответствии с видом его разрешенного использования - для индивидуального жилищного строительства, тем самым лишает его права на улучшение жилищных условий путем строительства жилого дома и возможности быть обеспеченным жильем, суд приходит к выводу, что отказ в выдаче разрешения на строительство индивидуального жилого дома является незаконным, в связи с чем, административные исковые требования в этой части подлежат удовлетворению.

Вместе с тем, требование административного истца о возложении обязанности на администрацию г.Элисты устранить нарушения и выдать разрешение на строительство индивидуального жилого дома, суд находит преждевременными, поскольку вопросы выдачи разрешения на строительство относятся к полномочиям органа местного самоуправления г.Элисты. При этом суд не может подменять орган местного самоуправления, в чью компетенцию входит разрешение указанного вопроса.

В связи с изложенным, суд считает необходимым возложить на администрацию г.Элисты повторно рассмотреть вопрос по заявлению ФИО1 о выдаче разрешения на строительство.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-180 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд

Р е ш и л :

административное исковое заявление ФИО1 к администрации г.Элисты о признании незаконным отказа в выдаче разрешения на строительство и возложении обязанности выдать разрешение на строительство удовлетворить частично.

Признать незаконным отказ администрации г.Элисты в выдаче ФИО1 разрешения на строительство индивидуального жилого дома на земельном участке с кадастровым номером <данные изъяты> по адресу: <адрес>

Возложить на администрацию г.Элисты обязанность рассмотреть заявление ФИО1 о выдаче разрешения на строительство объекта капитального строительства «Индивидуальный жилой дом» по адресу: <адрес>

В остальной части административного иска отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Калмыкия, в течение месяца со дня принятия в окончательной форме, через Элистинский городской суд Республики Калмыкия.

Председательствующий М.Н. Мучкинов