ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-186/15 от 09.11.2015 Хомутовского районного суда (Курская область)

Дело №2а-186/2015

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

п.Хомутовка «09» ноября 2015 г.

Хомутовский районный суд Курской области

в составе председательствующего судьи Федорова К.В.

при секретаре Витковой С.В.

с участием административного истца Фаёзова М.Т., представителя административного ответчика Администрации <данные изъяты>ФИО1 и представителя административного ответчика уполномоченного органа по координации работы Администрации <данные изъяты> с органами исполнительной власти Курской области и с участниками государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в РФ соотечественников, проживающих за рубежом, ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело №2а-186/2015 г. по иску Фаёзова М.Т. к Администрации <данные изъяты> и уполномоченному органу по координации работы Администрации <данные изъяты> с органами исполнительной власти Курской области и с участниками государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в РФ соотечественников, проживающих за рубежом, о признании незаконным решения от ДД.ММ.ГГГГ,

У С Т А Н О В И Л :

Фаёзов М.Т. обратился в Хомутовский районный суд Курской области с иском к Администрации <данные изъяты> о признании незаконным решения межведомственной комиссии <данные изъяты> района Курской области от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в выдаче свидетельства участника Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в РФ соотечественников, проживающих за рубежом.

Определением судьи Хомутовского районного суда Курской области от 20.10.2015 г. к участию в административном деле в качестве административного соответчика был привлечен уполномоченный орган по координации работы Администрации <данные изъяты> с органами исполнительной власти Курской области и с участниками государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в РФ соотечественников, проживающих за рубежом.

В судебном заседании административный истец заявленные исковые требования уточнил, просив признать незаконным решение уполномоченного органа по координации работы Администрации <данные изъяты> с органами исполнительной власти Курской области и с участниками государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в РФ соотечественников, проживающих за рубежом, от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в согласовании его кандидатуры на включение в участие в Государственной программе по оказанию содействия добровольному переселению в РФ соотечественников, проживающих за рубежом. Свои требования мотивировал тем, что является гражданином Республики <Н.>, но проживает в <данные изъяты> районе Курской области РФ, положительно характеризуется, является главой КФХ и занимается развитием сельского хозяйства. Административный истец желает приобрести гражданство РФ, в связи с чем обратился с заявлением о включении его в программу Курской области по оказанию содействия добровольному переселению в РФ соотечественников. Однако решением уполномоченного органа по координации работы Администрации <данные изъяты> с органами исполнительной власти Курской области и с участниками государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в РФ соотечественников, проживающих за рубежом, было отказано в согласовании его кандидатуры на включение в программу, поскольку в банке данных отсутствует вакансия должности главы КФХ. На основании данного решения УФМС России по Курской области Фаёзову М.Т. было отказано в выдаче свидетельства участника Государственной программы. Административный истец также показал, что не имеет данных о нарушении процедуры при принятии оспариваемого решения или о его несоответствии действующему законодательству, признает отсутствие должности главы КФХ в банке вакансий. Однако он полагает, что отсутствие в банке вакансий указанной программы должности главы КФХ замедляет социально-экономическое развитие Курской области. Так, он как гражданин <Н.> не может приобрести в собственность обрабатываемые им земельные участки, поскольку они расположены в пограничном районе. Данные доводы, по мнению административного истца, подтверждаются письменным согласием заместителя Главы администрации <данные изъяты> на участие Фаёзова М.Т. в программе Курской области по оказанию содействия добровольному переселению в РФ соотечественников. Также административный истец пояснил, что он в графе 24 заявления об участии в программе по переселению соотечественников в Россию действительно указал должность – глава КФХ.

Представители административных ответчиков Администрации <данные изъяты>ФИО1 и уполномоченного органа по координации работы Администрации <данные изъяты> с органами исполнительной власти Курской области и с участниками государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в РФ соотечественников, проживающих за рубежом, ФИО2 административные исковые требования не признали и полагали необходимым отказать в удовлетворении административного иска, поскольку уполномоченный орган по координации работы Администрации <данные изъяты> с органами исполнительной власти Курской области и с участниками государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в РФ соотечественников вынес оспариваемое решение в соответствии с действующим законодательством. Так, указом Президента РФ была принята Государственная программа по оказанию содействия добровольному переселению в РФ соотечественников. В соответствии с данной программой и выделяемым на ее реализацию финансированием принята программа Курской области по оказанию содействия добровольному переселению в РФ соотечественников, согласно которой создан банк вакансий и все кандидаты на участие в программе должны быть согласованы на конкретные вакансии, имеющиеся в данном банке. Вакансии должности главы КФХ, о которой указал в своем заявлении административный истец, в банке не имелось, в связи с чем было отказано в согласовании. Кроме того, оспариваемое решение не препятствует административному истцу получить гражданство РФ в ином порядке либо повторно обратиться с заявлением об участии в программе по переселению соотечественников в Россию. Представитель уполномоченного органа по координации работы Администрации <данные изъяты> с органами исполнительной власти Курской области и с участниками государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в РФ соотечественников, проживающих за рубежом, ФИО2 также пояснил, что банк вакансий утверждается на год, в него также вносятся изменения. Кроме того, представитель уполномоченного органа по координации работы Администрации <данные изъяты> с органами исполнительной власти Курской области и с участниками государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в РФ соотечественников, проживающих за рубежом, пояснил, что все указанные в протоколе №<данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ члены уполномоченного органа присутствовали на заседании и проголосовали единогласно.

Выслушав административного истца, представителей административных ответчиков и исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Частью 1 ст.218 КАС РФ предусмотрено, что гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Статьей 227 КАС РФ предусмотрено, что по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений: об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление (п.1 ч.2); об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными (п.2 ч.2).

Часть 3 ст.1 Федерального закона от 24.05.1999 г. №99-ФЗ «О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом» относит к соотечественникам лиц, состоявших в гражданстве СССР, проживающих в государствах, входивших в состав СССР, получивших гражданство этих государств или ставших лицами без гражданства.

В соответствии с Государственной программой по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 22.06.2006 г. №637 (в редакции от 19.12.2014 г. №792) «О мерах по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом» (далее - Государственная программа) соотечественник, являющийся иностранным гражданином, постоянно или временно проживающий на законном основании на территории Российской Федерации либо получивший временное убежище в Российской Федерации, вправе подать заявление об участии в Государственной программе и получить на территории Российской Федерации свидетельство участника Государственной программы (п.16). Решения о выдаче, отказе в выдаче или аннулировании свидетельства участника Государственной программы принимаются территориальными органами Федеральной миграционной службы по субъектам Российской Федерации, в которых реализуется соответствующая региональная программа переселения, с учетом решения уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, ответственного за реализацию соответствующей региональной программы переселения (п.17). Соотечественнику, не соответствующему требованиям региональной программы переселения субъекта Российской Федерации, избранного соотечественником для переселения, свидетельство участника Государственной программы не выдается и ранее выданное свидетельство участника Государственной программы аннулируется (п.27).

Постановлением Администрации Курской области от 29.08.2013 г. №570-па утверждена программа Курской области по оказанию содействия добровольному переселению в РФ соотечественников, проживающих за рубежом, на 2013 - 2021 годы (далее - Региональная программа), предусматривающая в п.1.3 раздела IV «Основные мероприятия по реализации Программы» согласование кандидатуры соотечественника на участие в Программе и его трудоустройство осуществляется на конкретную вакансию из Банка вакансий, сформированного Уполномоченным органом Курской области на основании сведений уполномоченного органа муниципального района или городского округа Курской области. Согласование кандидатуры соотечественника на участие в Программе, постоянно или временно проживающего на законном основании на территории Российской Федерации, возможно на то рабочее место, на котором он осуществляет трудовую деятельность, при условии, что он работает не менее 1 года в организации Курской области, представившей в уполномоченный орган муниципального района или городского округа документы, подтверждающие предоставление в налоговые органы отчетности об отчислении налога на доходы с физического лица, которое работает у данного работодателя.

Кроме того, положения Региональной программы предусматривают, что уполномоченным органом исполнительной власти, ответственным за реализацию Государственной программы, является комитет по труду и занятости населения Курской области (п.3.2.3). При этом в каждом муниципальном районе и городском округе Курской области устанавливается структура управления реализацией Программы, предусматривающая в т.ч. наличие уполномоченного межведомственного органа – межведомственной комиссии, возглавляемой заместителем руководителя муниципального района (городского округа) Курской области, утвержденного нормативным актом Главы муниципального района (городского округа) Курской области, к основным функциям которого относятся: рассмотрение полученных из Уполномоченного органа Курской области сведений о потенциальных участниках Государственной программы и согласование их кандидатур на участие в Программе, обеспечение встречи, обустройство, временное размещение, обеспечение необходимыми справочными материалами, оказание содействия в трудоустройстве переселенцев, предоставление контактов ответственных лиц, информирование о порядке действий при получении правового статуса переселенцами (п.3.3).

Во исполнение постановления Администрации Курской области №570-па от 29.08.2013 г. постановлением Администрации <данные изъяты><данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ «О реализации программы Курской области по оказанию содействия добровольному переселению в РФ соотечественников, проживающих за рубежом, на 2013-2021 годы» образован уполномоченный орган по координации работы Администрации <данные изъяты> с органами исполнительной власти Курской области и с участниками государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в РФ соотечественников, проживающих за рубежом.

В ходе судебного разбирательства по настоящему делу установлено, что Фаёзов М.Т. является гражданином Республики <Н.>, имеет разрешение на временное проживание №<данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ, действительное до ДД.ММ.ГГГГ, и обратился с заявлением об участии в Государственной программе по оказанию содействия добровольному переселению в РФ соотечественников, проживающих за рубежом. Решением уполномоченного органа по координации работы Администрации <данные изъяты> с органами исполнительной власти Курской области и с участниками государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в РФ соотечественников, проживающих за рубежом, от ДД.ММ.ГГГГ (протокол №<данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ), административному истцу было отказано в согласовании его кандидатуры на участие в Региональной программе. При этом уполномоченный орган пришел к выводу о несоответствии Фаёзова М.Т. Региональной программе ввиду отсутствия вакансии «глава фермерского хозяйства», указанной в п.24 заявления Фаёзова М.Т. на участие в Региональной программе, и работодателя из банка вакансий Курской области, т.к. Региональной программой предусматривается согласование кандидатур на конкретные вакансии из банка вакансий Курской области. ДД.ММ.ГГГГ решением УФМС РФ по Курской области Фаёзову М.Т. было отказано в выдаче свидетельства участника Государственной программы, поскольку он не соответствует требованиям Программы Курской области по оказанию содействия добровольному переселению в РФ соотечественников, проживающих за рубежом, на 2013 - 2021 годы, (отсутствие согласования кандидатуры на конкретную вакансию из банка вакансий Курской области).

Данные обстоятельства не оспариваются сторонами и подтверждаются приложенными административным истцом в обоснование своих требований документами, как то: паспортом гражданина Республики <Н.> Фаёзова М.Т.<данные изъяты>, выданным <данные изъяты>ДД.ММ.ГГГГ; отрывными частями бланков уведомлений о подтверждении проживания иностранного гражданина в Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ, из которых следует, что Фаёзов М.Т. имеет разрешение на временное проживание №<данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ; уведомлением УФМС России по Курской области №<данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ, а также протоколом заседания уполномоченного органа по координации работы Администрации <данные изъяты> с органами исполнительной власти Курской области и с участниками государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в РФ соотечественников, проживающих за рубежом, №<данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ.

Довод ответчиков по настоящему делу об отсутствии в банке вакансий Курской области вакансии главы фермерского хозяйства, на которую претендует Фаёзов М.Т. в качестве потенциального участника Региональной программы, не оспаривается самим административным истцом и подтверждается исследованными в ходе судебного разбирательства Банком вакансий в <данные изъяты> районе и Банком вакансий Курской области, из которых следует, что вакансия главы КФХ отсутствует как в банке вакансий <данные изъяты> района, так и в банке вакансий Курской области. При этом суд учитывает, что согласно свидетельству о государственной регистрации крестьянского (фермерского) хозяйства КФХ Фаёзов М.Т. зарегистрировано ДД.ММ.ГГГГ.

На основании изложенного суд приходит к выводу, что оспариваемое решение уполномоченного органа по координации работы Администрации <данные изъяты> с органами исполнительной власти Курской области и с участниками государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в РФ соотечественников, проживающих за рубежом, от ДД.ММ.ГГГГ вынесено в соответствии с действующим законодательством, нарушений процедуры его принятия в суде не установлено. При этом суд также принимает во внимание, что административный истец ни в административном иске, ни в судебном заседании не заявлял доводов о не соответствии оспариваемого решения действующему законодательству либо нарушении процедуры его принятия, а в качестве основания признания оспариваемого решения незаконным выразил свое несогласие с действующим законодательством – Программой Курской области по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, на 2013 - 2021 годы, утвержденной постановлением Администрации Курской области от 29.08.2013 №570-па. Однако сам факт несогласия административного истца с указанным нормативным актом не является основанием для признания оспариваемого решения уполномоченного органа незаконным.

Доводы административного истца о том, что он занимается развитием сельского хозяйства на территории Курской области, и заместитель Главы администрации <данные изъяты> дал письменное согласие на подачу им заявления на участие в Региональной программе как главы фермерского хозяйства, как и положительные характеристики административного истца не являются основаниями для признания его участником Программы Курской области по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, на 2013 - 2021 годы, и не свидетельствуют о незаконности оспариваемого решения уполномоченного органа по координации работы Администрации <данные изъяты> с органами исполнительной власти Курской области и с участниками государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в РФ соотечественников, проживающих за рубежом, от ДД.ММ.ГГГГ, поскольку Региональная программа направлена на содействие обеспечению потребности Курской области квалифицированными кадрами, согласно потребностям конкретного муниципального образования в конкретных вакансиях, сведения о которых формируются уполномоченным органом.

На основании вышеизложенного суд приходит к выводу о законности и обоснованности оспариваемого административным истцом решения об отказе в согласовании кандидатуры административного истца на участие в Региональной программе, в связи с чем в удовлетворении административных исковых требований надлежит отказать.

Руководствуясь ст.ст.175, 177-180 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Отказать в удовлетворении административного иска Фаёзова М.Т. к Администрации <данные изъяты> и уполномоченному органу по координации работы Администрации <данные изъяты> с органами исполнительной власти Курской области и с участниками государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в РФ соотечественников, проживающих за рубежом, о признании незаконным решения от ДД.ММ.ГГГГ

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Курский областной суд через Хомутовский районный суд Курской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, т.е. с 13 ноября 2015 г.

Председательствующий