ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-186/18КОПИ от 26.11.2018 Косинского районного суда (Пермский край)

Дело 2а-186/2018 копия

Решение

Именем Российской Федерации

26 ноября 2018 года с.Коса

Косинский районный суд Пермского края в составе:

председательствующего судьи Зубовой Е.А.

при секретаре Кочкуровой Л.Г.

с участием административного истца – заместителя прокурора Косинского района Якимова М.А.

административного ответчика – председателя Земского Собрания Косинского муниципального района Ф

рассмотрев в открытом судебном заседании материалы дела по административному исковому заявлению заместителя прокурора <адрес> в интересах Российской Федерации, Косинского муниципального района к Земскому Собранию Косинского муниципального района о признании незаконными действий по неисполнению требований федерального законодательства (ч.7.1 ст.40 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации») о досрочном прекращении полномочий депутата М, решения Земского Собрания Косинского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ, о возложении обязанности повторно рассмотреть вопрос и принять решение о досрочном прекращении полномочий депутата М

установил:

Заместитель прокурора <адрес> обратился в суд с вышеуказанным административным исковым заявлением в защиту интересов Российской Федерации, муниципального образования Косинского муниципального района. В обоснование административных исковых требований указано на то, что в результате проверки исполнения депутатами Земского Собрания Косинского муниципального района законодательства о противодействии коррупции при предоставлении сведений об их доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и членов их семей, установлено, что депутатом Земского Собрания Косинского муниципального района М не представлены сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера на себя и членов семьи за 2017 год.

ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой в адрес Земского Собрания направлено представление об устранении нарушений требований законодательства в сфере противодействия коррупции, решении вопроса о досрочном прекращении полномочий депутата Земского Собрания Косинского муниципального района М в связи с несоблюдением ограничений, запретов, неисполнения обязанностей, установленных ФЗ «О противодействии коррупции», ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам».

По итогам рассмотрения представления ДД.ММ.ГГГГ Земским Собранием Косинского муниципального района принято решение об отказе в досрочном прекращении полномочий депутата М.

Нарушение законодательства о противодействии коррупции, несоблюдение мер по профилактике коррупции подрывает авторитет Земского Собрания Косинского муниципального района, нарушая тем самым интересы Российской Федерации и органов местного самоуправления Косинского муниципального района. В связи с чем прокурор просит признать незаконными действия Земского Собрания по неисполнению требований федерального законодательства (ч.7.1 ст.40 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации») о досрочном прекращении полномочий депутата М, решение Земского Собрания Косинского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ, возложить на Земское Собрание обязанность повторно рассмотреть вопрос и принять решение о досрочном прекращении полномочий депутата М не позднее чем через 30 дней со дня вступления решения суда в законную силу.

В судебном заседании представитель административного истца Якимов М.А. исковые требования поддержал по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении.

Представитель заинтересованного лица Администрации Косинского муниципального района М в судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ исковые требования поддержала.

Представитель административного ответчика Земского Собрания Косинского муниципального района Ф согласилась с исковыми требованиями, суду пояснила, что после получения ДД.ММ.ГГГГ информации из администрации Губернатора Пермского края проводилось два заседания: первое заседание было отложено по причине неявки депутата М, на втором заседании после голосования депутатами было принято решение об отказе в досрочном прекращении полномочий депутата М, поскольку депутаты решили, что если есть закон, то по закону и так можно отстранить депутата от должности. Она считает данное решение незаконным, но за него проголосовало большинство депутатов.

Заинтересованное лицо М в судебное заседание не явилась, представила заявление о рассмотрении дела без своего участия. Административные исковые требования не признала.

Суд, согласно ч.6 ст.226 КАС РФ, находит возможным рассмотреть административное дело в отсутствие неявившихся участников процесса.

Выслушав стороны, исследовав в судебном заседании обстоятельства административного дела по представленным доказательствам, суд приходит к следующему выводу.

В силу части 4 статьи 218 КАС РФ прокурор в пределах своей компетенции может обратиться в суд с административным исковым заявлением о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагает, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Трехмесячный срок обращения в суд с административным исковым заявлением об оспаривании ненормативного правового акта, установленный статьей 219 КАС РФ, прокурором не пропущен.

Статьей 2 Федерального закона от 06.10.2003года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусмотрено, что лицом, замещающим муниципальную должность, является, в том числе, депутат, член выборного органа местного самоуправления.

Исходя из содержания статьи 3 Федерального закона от 25 декабря 2008 года №273-ФЗ «О противодействии коррупции», противодействие коррупции в Российской Федерации основывается, в том числе, на принципах публичности и открытости деятельности государственных органов и органов местного самоуправления и неотвратимости ответственности за совершение коррупционных правонарушений.

В соответствии с частью 4 статьи 12.1 Федерального закона от 25 декабря 2008 года №273-ФЗ «О противодействии коррупции», лица, замещающие государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, муниципальные должности, обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруг (супругов) и несовершеннолетних детей в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Статья 40 Федерального закона от 06 октября 2003 года №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусматривает, что депутат, член выборного органа местного самоуправления, выборное должностное лицо местного самоуправления, иное лицо, замещающее муниципальную должность, должны соблюдать ограничения, запреты, исполнять обязанности, которые установлены Федеральным законом от 25 декабря 2008 года №273-ФЗ «О противодействии коррупции» и другими федеральными законами.

В соответствии с ч.7.1 ст.40 указанного закона полномочия депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, иного лица, замещающего муниципальную должность, прекращаются досрочно в случае несоблюдения ограничений, запретов, неисполнения обязанностей, установленных Федеральным законом от 25 декабря 2008года №273-ФЗ «О противодействии коррупции», Федеральным законом от 03 декабря 2012года №230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам», Федеральным законом от 07 мая 2013года №79-ФЗ «О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами».

Указом Президента Российской Федерации от 18 мая 2009 года N 559, утвердившим Положение о представлении гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера (далее - Положение), органам местного самоуправления рекомендовано руководствоваться названным указом при разработке и утверждении положений о представлении гражданами, претендующими на замещение должностей муниципальной службы, муниципальными служащими сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера.

Пунктом 3 названного Положения установлен срок предоставления указанных сведений - ежегодно, не позднее 30 апреля года, следующего за отчетным.

Этот же срок установлен и законом Пермского края от 10 октября 2017 года №130-ПК.

Из системного толкования приведенных норм в их совокупности следует, что обязанность лица, замещающего муниципальную должность, по предоставлению сведений о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей считается выполненной надлежащим образом при предоставлении указанными лицами полных и достоверных сведений в порядке и сроки, установленные нормативными правовыми актами.

Следовательно, непредставление лицами, замещающими муниципальные должности, сведений о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, либо представление заведомо недостоверных или неполных сведений является основанием для досрочного прекращения полномочий лица, замещающего муниципальную должность.

Частью 11 статьи 40 Федерального закона N 131-ФЗ предусмотрено, что решение представительного органа муниципального образования о досрочном прекращении полномочий депутата представительного органа муниципального образования принимается не позднее чем через 30 дней со дня появления основания для досрочного прекращения полномочий, а если это основание появилось в период между сессиями представительного органа муниципального образования, - не позднее чем через три месяца со дня появления такого основания.

Таким образом, решение о досрочном прекращении полномочий депутата принимает представительный орган муниципального образования. Основанием для прекращения полномочий является получение представительным органом сведений о нарушении депутатом ограничений, установленных законом.

В судебном заседании установлено, что МДД.ММ.ГГГГ избрана депутатом Земского Собрания Косинского муниципального района по многомандатному избирательному округу .

<адрес> в рамках проверки исполнения законодательства о противодействии коррупции выявлен факт непредоставления депутатом М сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера на себя и членов своей семьи за 2017 год.

ДД.ММ.ГГГГ прокурором <адрес> в адрес Земского Собрания Косинского муниципального района внесено представление об устранении нарушений требований законодательства в сфере противодействия коррупции, в котором предложено безотлагательно рассмотреть данное представление и принять меры к устранению указанных нарушений закона путем принятия на заседании решения о досрочном прекращении полномочий депутата М.

ДД.ММ.ГГГГ на заседании Земского Собрания Косинского муниципального района было рассмотрено представление прокурора и принято решение: отказать в удовлетворении преставления прокурора о досрочном прекращении полномочий депутата М (л.д.14).

Административный истец просит признать незаконными действия Земского Собрания Косинского муниципального района по неисполнению требований федерального законодательства (ч.7.1 ст.40 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации») о досрочном прекращении полномочий депутата М. Исходя из доводов, изложенных в административном исковом заявлении, данные действия выражены в принятии Земским Собранием Косинского муниципального района решения от ДД.ММ.ГГГГ, которым отказано в досрочном прекращении полномочий депутата М. Это решение административный истец также просит признать незаконным.

Таким образом, в данном случае оба исковых требования имеют общий предмет спора, а именно решение Земского Собрания Косинского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ.

Суд приходит к выводу, что при принятии Земским Собранием Косинского муниципального района решения об отказе в досрочном прекращении полномочий депутата М нарушены требования ФЗ № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» и ФЗ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», несмотря на то, что только своевременное и в полном объеме предоставление достоверной информации о полученных депутатами доходах и приобретенном ими имуществе является одним из эффективных средств контроля за законностью осуществления своей профессиональной деятельности, а также законностью получения указанных доходов или имущества.

Установление таких обязанностей и ответственности в полной мере соответствует принципам государственной политики в сфере противодействия коррупции.

Учитывая, что деятельность депутатов носит публичный характер и связана с представительством интересов граждан, соответствие антикоррупционным требованиям реализации полномочий является неотъемлемым условием их особого статуса. Неисполнение требований антикоррупционного законодательства следует рассматривать как основание для невозможности дальнейшего исполнения полномочий депутата.

Нарушение законодательства о противодействии коррупции, несоблюдение мер по профилактике коррупции подрывает авторитет Земского Собрания Косинского муниципального района, нарушая тем самым интересы Российской Федерации и органов местного самоуправления Косинского муниципального района.

Исходя из положений части 2 статьи 227 КАС РФ, суд удовлетворяет заявленные требования об оспаривании решения, действия (бездействия) органа местного самоуправления, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействия) нарушает права и свободы административного истца, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.

Таким образом, исходя из установленных обстоятельств и изложенных выше положений нормативных правовых актов, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных прокурором требований.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

Административное исковое заявление заместителя прокурора <адрес> в интересах Российской Федерации, Косинского муниципального района - удовлетворить.

Признать решение Земского Собрания Косинского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ не соответствующим Федеральному закону от ДД.ММ.ГГГГ №273-ФЗ «О противодействии коррупции», Федеральному закону от ДД.ММ.ГГГГ №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», нарушающим интересы Российской Федерации, муниципального образования - Косинского муниципального района.

На Земское Собрание Косинского муниципального района <адрес> возложить обязанность устранить нарушения законодательства о противодействии коррупции путем принятия решения о досрочном прекращении полномочий депутата Земского Собрания по многомандатному округу М не позднее чем через 30 дней со дня вступления решения суда в законную силу.

Земскому Собранию Косинского муниципального района Пермского края необходимо сообщить об исполнении решения по настоящему административному делу в Косинский районный суд и прокурору Косинского района в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд в течение месяца путем подачи апелляционной жалобы или принесения представления через Косинский районный суд.

Председательствующий подпись

Верно.

Судья Е.А.Зубова