ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-186/20 от 19.03.2020 Братского районного суда (Иркутская область)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

19 марта 2020 года Братский районный суд Иркутской области в составе: председательствующего судьи Старниковой Ю.Ю.,

при секретаре Высоких О.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-186/2020 по административному исковому заявлению прокурора Братского района в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Администрации Вихоревского городского поселения о признании бездействия незаконным, возложении обязанности устранить нарушения требований лесного законодательства, земельного законодательства,

УСТАНОВИЛ:

Административный истец прокурор Братского района обратился в Братский районный суд Иркутской области в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Администрации Вихоревского городского поселения о признании бездействия незаконным, возложении обязанности устранить нарушения требований лесного законодательства, земельного законодательства.

В обоснование иска указал, что прокуратурой района при осуществлении надзора в деятельности администрации Вихоревского городского поселения выявлены нарушения лесного законодательства при реализации полномочий, предусмотренных ст.84 Лесного Кодекса РФ, ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», а также требований земельного законодательства в отношении городских лесов.

Так, решением Думы Вихоревского муниципального образования № 73 от 20.12.2013 утверждены Правила землепользования и застройки Вихоревского муниципального образования (в ред. от 02.06.2017 № 240), которыми предусмотрено градостроительное зонирование, установлены территориальные зоны, градостроительные регламенты.

Правила включают в себя Генеральный план Вихоревского муниципального образования, Положение о территориальном планировании (приложение № 1), изложенные в текстовой и табличной формах, а также чертежи (картографический материал), среди которых карты, генеральный план, совмещенный с проектом планировки, регламентное зонирование территории, план красных линий, эскиз застройки.

В п.7.1 Правил в таблице представлены территориальные зоны. В составе зоны рекреационного значения (п.6 таблицы) выделена самостоятельная зона - зона природного ландшафта 6.2/ Р-2.

Пунктом 8.6.2 Правил предусмотрено, что градостроительным регламентом устанавливается правовой режим земельных участков в границах зоны природного ландшафта зеленого фона города в целях сохранения санитарно-гигиенической, оздоровительной ценности природных ландшафтов, отдыха населения, проведения культурно-оздоровительных и спортивных мероприятий. В таблице 1, являющейся приложением к указанному пункту Правил, в качестве наименования вида использования земельных участков отражена охрана природных территорий (9.1), в качестве вида разрешенного использования земельного участка – сохранение отдельных естественных качеств окружающей природной среды путем ограничения хозяйственной деятельности в данной зоне, в частности: создание и уход за запретными полосами, создание и уход за защитными лесами, в том числе городскими лесами, лесами в лесопарках, и иная хозяйственная деятельность, разрешенная в защитных лесах, соблюдение режима использования природных ресурсов в заказниках, сохранение свойств земель, являющихся особо ценными.

На официальном сайте администрации Вихоревского муниципального образования во вкладке «Градостроительное зонирование» разделе «Генеральный план Вихоревского муниципального образования» размещены материалы по обоснованию генерального плана «Генеральный план. Пояснительная записка», выполненные ООО «Институт территориального планирования «Град» в рамках исполнения муниципального контракта № 43 от 20.09.2012. Материалы по обоснованию генерального плана представлены в текстовом и табличном виде.

В Разделе 4 указанного документа имеется таблица 4.2 «г.Вихоревка» с указанием следующих параметров: наименование показателя, единица измерения, современное состояние (2012 год), расчетный срок (2032 год).

В п.1.12 таблицы 4.2 указана зона природного ландшафта площадью 628,1 га или 28,91 % по состоянию на 2012 год, в том числе территорий, покрытых лесом и кустарником площадью 230,3 га или 10,6 % по состоянию на 2012 год (п.1.10.2).

Таким образом, из указанных выше документов и материалов следует, что в черте Вихоревского городского поселения имеются земельные участки, покрытые лесом и кустарником – городские леса. Земельные участки, покрытые лесом и кустарником, расположены на земельных участках с категорией - земли населенных пунктов, не относятся к государственному лесному фонду, обозначены на карте градостроительного зонирования, в генеральном плане, проекте планировки.

При этом муниципальное образование, фактически признавая наличие городских лесов, владея и пользуясь ими, мер к оформлению городских лесов в муниципальную собственность, созданию и организации городского лесничества (лесопарка), разработке и утверждению лесохозяйственного регламента, организации муниципального лесного контроля в отношении городских лесов, установлению ставок платы за единицу объема лесных ресурсов и ставок платы за единицу площади земельных участков в целях их аренды не принимает.

В связи с чем, последним не исполняются предусмотренные законодательством полномочия в сфере охраны и использования лесов, не обеспечены условия для рационального использования лесов, их охраны, защиты и воспроизводства.

Ранее прокуратурой в адрес главы Вихоревского муниципального образования вносилось представление об устранении указанных нарушений.

Однако, до настоящего времени конкретные меры по их устранению органом местного самоуправления не приняты, в связи с чем, у административного истца имеются основания для обращения в суд с настоящим иском.

Земельные участки, занятые городскими лесами, администрацией Вихоревского городского поселения до настоящего времени на кадастровый учет не поставлены, работы по созданию и организации городского лесничества (лесопарка), установлению его границ не проведены.

Кроме того, в соответствии с ч. 1.1 ст. 84 Лесного кодекса РФ, органы местного самоуправления осуществляют разработку и утверждение лесохозяйственных регламентов лесничеств, лесопарков, расположенных на землях населенных пунктов, на которых расположены городские леса.

Лесохозяйственный регламент лесничества, лесопарка, в силу ч. 1 ст. 87 Лесного кодекса РФ, является основой осуществления использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных в границах лесничества, лесопарка.

Лесохозяйственные регламенты лесничеств, расположенных на землях, находящихся в муниципальной собственности, и землях населенных пунктов, на которых расположены городские леса, утверждаются органами местного самоуправления (ч. 3 ст. 87 Лесного кодекса РФ).

В нарушение указанных норм лесного законодательства до настоящего времени конкретные меры по разработке требуемой лесоустроительной документации органом местного самоуправления не приняты.

В том числе в нарушение ч.1 ст. 84 Лесного кодекса РФ органом местного самоуправления не осуществляются такие полномочия в отношении городских лесов, как установление ставок платы за единицу объема лесных ресурсов и ставок платы за единицу площади такого лесного участка в целях его аренды (п.2); установление ставок платы за единицу объема древесины (п.3); проведение муниципальной экспертизы проектов освоения лесов (п.4); осуществление муниципального лесного контроля в отношении таких лесных участков (п.5); организация осуществления мер пожарной безопасности в лесах (п.6); учет древесины, заготовленной гражданами для собственных нужд в лесах, расположенных на лесных участках, находящихся в муниципальной собственности (п.7); представление информации в единую государственную автоматизированную информационную систему учета древесины и сделок с ней (п.8).

При этом закон не связывает осуществление данных полномочий с нахождением соответствующих лесов на землях населенных пунктов, находящихся исключительно в муниципальной собственности, следовательно, органы местного самоуправления вправе осуществлять указанные полномочия в отношении городских лесов, расположенных на землях населенных пунктов, в отношении которых орган местного самоуправления обладает полномочиями по распоряжению ими.

Невыполнение органом местного самоуправления предусмотренной законом обязанности в отношении городских (защитных) лесов, в том числе создает реальную угрозу их потери, как места отдыха и естественной защиты от загрязнения окружающей среды, приводит к невозможности осуществления надлежащего контроля, обеспечению рационального использования городских лесов, организации мер пожарной безопасности, может способствовать ведению запрещенных видов деятельности на их территории.

В соответствии со ст.22 Устава Вихоревского муниципального образования в структуру органом местного самоуправления входит, в том числе администрация муниципального образования – администрация городского поселения, к полномочиям которой в силу, пп. 1 п.4 ст.39 Устава, отнесено обеспечение исполнительно-распорядительных и контрольных функций по решению вопросов местного значения в интересах населения муниципального образования, в пределах полномочий.

Таким образом, администрация Вихоревского городского поселения является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления, к полномочиям которой отнесены вопросы использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, расположенных в границах городского поселения.

Администрация Вихоревского городского поселения является юридическим лицом, в отношении которого 22.12.2005 в Единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ) внесена запись о создании за основным государственным номером (ОГРН) 1053847044602.

Согласно сведениям о юридическом лице, содержащимся в ЕГРЮЛ, местонахождением администрации Вихоревского городского поселения является: 665737, Иркутская область, Братский район, г.Вихоревка, ул.Дзержинского, д.105.

В соответствии с ч.1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства РФ (далее по тексту – КАС РФ) гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Основными принципами охраны окружающей среды, установленными статьей 3 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» являются, в том числе: соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; ответственность органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующей территории; обязательность участия в деятельности по охране окружающей среды органов местного самоуправления, юридических лиц.

Статьей 5 Лесного кодекса РФ предусмотрена обязанность использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов исходя из понятия о лесе как об экологической системе или как о природном ресурсе.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ лесной фонд ввиду его жизненно важной многофункциональной роли и значимости для общества в целом, необходимости обеспечения устойчивого развития и рационального использования этого природного ресурса в интересах Российской Федерации и ее субъектов представляет собой публичное достояние многонационального народа России, является федеральной собственностью особого рода и имеет специальный правовой статус.

Несоблюдение требований законодательства приводит к нарушению интересов Российской Федерации, которые заключаются в неисполнении требования о соблюдении всеми без исключения Конституции РФ и законов, действующих на ее территории, что предусмотрено ст.4, ст.15 Конституции РФ.

Просит суд с учетом уточнений обязать администрацию Вихоревского городского поселения в течение 24 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу определить границы земельных участков, на которых расположены городские леса, провести лесоустройство в отношении городских лесов, поставить на кадастровый учет земельные участки с городскими лесами Вихоревского городского поселения, обратившись в орган кадастрового учета с заявлением и документами, предусмотренными Федеральным законом от 13.07.2015№ 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», принять их в муниципальную собственность, оформив в органе, осуществляющем государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, соответствующее право.

Обязать администрацию Вихоревского городского поселения в течение 24 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу разработать лесохозяйственные регламенты городских лесов Вихоревского городского поселения, провести муниципальную экспертизу проекта освоения лесов.

Обязать администрацию Вихоревского городского поселения в течение 24 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу принять меры к организации осуществления муниципального лесного контроля в отношении участков городских лесов, расположенных на территории Вихоревского городского поселения; определить орган, уполномоченный на осуществление муниципального контроля; утвердить положение об осуществлении муниципального лесного контроля; разработать и принять административный регламент.

Обязать администрацию Вихоревского городского поселения в течение 24 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу принять меры к организации осуществления мер пожарной безопасности в отношении городских лесов в соответствии с проектом освоения лесов.

Обязать администрацию Вихоревского городского поселения в течение 24 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу разработать проект нормативно-правового акта, устанавливающий ставки платы за единицу объема лесных ресурсов, ставки платы за единицу площади такого лесного участка в целях его аренды; ставки платы за единицу объема древесины.

Обязать администрацию Вихоревского городского поселения в течение 24 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу принять меры по организации учета древесины, заготовленной гражданами для собственных нужд в лесах, расположенных на лесных участках, находящихся в муниципальной собственности.

Обязать администрацию Вихоревского городского поселения в течение 24 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу принять меры по организации представления информации в единую государственную автоматизированную информационную систему учета древесины и сделок с ней.

В судебном заседании представитель административного истца, помощник прокурора Братского района, Крашковец О.А., действующая на основании прав по должности, административные исковые требования поддержала, просила иск с учетом уточнений удовлетворить.

Представитель административного ответчика, Администрации Вихоревского городского поселения, Ведерникова М.А., действующая на основании доверенности, исковые требования с учетом уточнения признала, о чем подано письменное заявление о признании иска.

Представитель заинтересованного лица, Министерства лесного комплекса Иркутской области, в судебное заседание не явился, извещены о дате, времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом.

Суд, с учетом мнения представителя истца, представителя ответчика, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося представителя заинтересованного лица, Министерства лесного комплекса Иркутской области, надлежащим образом извещенного о дате, времени и месте судебного заседания, в порядке ч.6 ст. 226 КАС РФ, участие которого в судебном заседании обязательным судом не признавалось.

Выслушав пояснения представителя административного истца, представителя административного ответчика, допросив свидетелей по делу, изучив письменные доказательства, суд приходит к выводу, что заявленные требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Статья 46 Конституции Российской Федерации гарантирует каждому судебную защиту прав и свобод.

Статьей 42 Конституции Российской Федерации предусмотрено право каждого гражданина на благоприятную окружающую среду.

Согласно ст.1 Лесного кодекса РФ, лесное законодательство и иные регулирующие лесные отношения нормативные правовые акты основываются на принципах сохранения средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов в интересах обеспечения права каждого на благоприятную окружающую среду; использования лесов с учетом их глобального экологического значения, а также с учетом длительности их выращивания и иных природных свойств лесов; обеспечения охраны и защиты лесов.

Понятие леса определено ст.5 Лесного кодекса РФ, согласно которой использование, охрана, защита, воспроизводство лесов осуществляются исходя из понятия о лесе как об экологической системе или как о природном ресурсе.

В силу ст.1 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды», естественная экологическая система - объективно существующая часть природной среды, которая имеет пространственно-территориальные границы и в которой живые (растения, животные и другие организмы) и неживые ее элементы взаимодействуют как единое функциональное целое и связаны между собой обменом веществом и энергией.

Согласно ст.7 Лесного кодекса РФ лесным участком является земельный участок, который расположен в границах лесничеств и образован в соответствии с требованиями земельного законодательства и настоящего Кодекса.

Частью 1 статьи 6 Лесного кодекса РФ установлено, что леса располагаются на землях сельскохозяйственного назначения и иных землях, установленных в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации.

Согласно ст.116 Лесного Кодекса РФ к городским лесам относятся леса, расположенные на землях населенных пунктов. В городских лесах запрещаются: использование токсичных химических препаратов; осуществление видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства; ведение сельского хозяйства; разведка и добыча полезных ископаемых; строительство и эксплуатация объектов капитального строительства, за исключением гидротехнических сооружений.

Изменение границ земель, на которых располагаются городские леса, которое может привести к уменьшению их площади, не допускается.

В соответствии с п.19 ч.1 ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» организация благоустройства и озеленения территорий поселений, использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, расположенных в границах населенных пунктов поселения отнесена к вопросам местного значения городского поселения.

Согласно ч.2 ст.4 Лесного кодекса РФ от имени муниципальных образований в лесных отношениях участвуют органы местного самоуправления в пределах своих полномочий, установленных нормативными правовыми актами.

Полномочия органов местного самоуправления в области лесных отношений определены в ч.1 ст. 84 Лесного кодекса РФ.

В соответствии с указанной статьей к таковым относятся: владение, пользование, распоряжение такими лесными участками (п.1); установление ставок платы за единицу объема лесных ресурсов и ставок платы за единицу площади такого лесного участка в целях его аренды (п.2); установление ставок платы за единицу объема древесины (п.3); разработка и утверждение лесохозяйственных регламентов, а также проведение муниципальной экспертизы проектов освоения лесов (п.4); осуществление муниципального лесного контроля в отношении таких лесных участков (п.5); организация осуществления мер пожарной безопасности в лесах (п.6); учет древесины, заготовленной гражданами для собственных нужд в лесах, расположенных на лесных участках, находящихся в муниципальной собственности (п.7); представление информации в единую государственную автоматизированную информационную систему учета древесины и сделок с ней (п.8).

В Генеральном плане Вихоревского муниципального образования», а также Материалах по обоснованию генерального плана представленных в текстовом и табличном виде, размещенных официальном сайте администрации Вихоревского муниципального образования во вкладке «Градостроительное зонирование», в Разделе 4 имеется таблица 4.2 «г.Вихоревка» с указанием следующих параметров: наименование показателя, единица измерения, современное состояние (2012 год), расчетный срок (2032 год).

В п.1.12 таблицы 4.2 указана зона природного ландшафта площадью 628,1 га или 28,91 % по состоянию на 2012 год, в том числе территорий, покрытых лесом и кустарником площадью 230,3 га или 10,6 % по состоянию на 2012 год (п.1.10.2).

Таким образом, в судебном заседании нашло свое подтверждение, что в черте Вихоревского городского поселения имеются земельные участки, покрытые лесом и кустарником – городские леса. Земельные участки, покрытые лесом и кустарником, расположены на земельных участках с категорией - земли населенных пунктов, не относятся к государственному лесному фонду, обозначены на карте градостроительного зонирования, в генеральном плане, проекте планировки.

В судебном заседании из пояснений свидетелей Свидетель №1, Свидетель №2 следует, что на территории Вихоревского городского поселения имеются земельные участки, покрытые лесом и кустарником, которые не входят в Вихоревское лесничество, и не отражены в генеральном плане Вихоревского муниципального образования, как городские леса.

Из показаний свидетеля Свидетель №2 также следует, что при возникновении пожара на указанных территориях лесных участков, лесничество не может принять меры к его тушению, поскольку эти земельные участки не отнесены к лесному фонду, в свою очередь, администрация Вихоревского городского поселения обращается по этому вопросу к лесничеству, так как, по сути, возгорание на указанных участках - это лесной пожар. Вопрос о включении указанных земельных участков в земли лесного фонда, либо в генеральный план Вихоревского городского поселения, как территорий, относящихся к городским лесам, до настоящего времени не решен.

Согласно копии представления заместителя прокурора Братского района от 13.12.2019 №07-20а-2019, внесенного в адрес главы Вихоревского муниципального образования, прокурор указал на отсутствие нормативного правового акта, регламентирующего порядок осуществления муниципального лесного контроля, а также устанавливающего ставки платы за единицу объема лесных ресурсов, а также на необходимость оформления права муниципальной собственности на земельные участки, занятые городскими лесами, прошедшими государственный кадастровый учет.

Из копии ответа на представление главы администрации Вихоревского городского поселения Дружинина Н.Ю. от 17.01.2020 исх. 172, следует, что для устранения указанных в нем нарушений необходимо внести изменения в генеральный план Вихоревского муниципального образования, в связи с тем, что земли лесного фонда находятся в границах населенного пункта. Работы по внесению изменений планируется выполнить в течение 2020 года.

Земельные участки, покрытые лесом и кустарником, площадью 230,3га не могут быть оформлены в муниципальную собственность как городские леса ввиду того, что границы населенного пункта на текущий момент не установлены.

В судебном заседании представитель административного ответчика, Администрации Вихоревского городского поселения, Ведерникова М.А., действующая на основании доверенности, иск признала, не оспаривая установленных прокурором фактов, изложенных в иске.

Уставом Вихоревского муниципального образования закреплены вопросы местного значения Вихоревского городского поселения. Так, п.19 ч.1 ст.7 Устава к вопросам местного значения отнесены, в том числе вопросы организации использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах поселения.

В соответствии с ч.ч. 1,9 ст. 85 Земельного кодекса Российской Федерации в состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами к различным территориальным зонам, в том числе рекреационным. Земельные участки в составе рекреационных зон, в том числе земельные участки, занятые городскими лесами, скверами, парками, городскими садами, прудами, озерами, водохранилищами, используются для отдыха граждан и туризма.

Таким образом, для использования городских лесов в соответствии с их целевым назначением, земельные участки, на которых они расположены, должны быть сформированы и индивидуализированы.

Субъектом, обладающим полномочиями по инициированию государственного кадастрового учета в отношении лесов, расположенных в границах муниципального образования, является орган местного самоуправления.

В статье 1 Федерального закона №218-ФЗ государственный кадастровый учет недвижимого имущества определен как действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи.

В кадастр недвижимости вносятся основные и дополнительные сведения об объекте недвижимости (ч.1 ст.8 Федерального закона №218-ФЗ).

В соответствии с ч.5 ст.8 Федерального закона №218-ФЗ в кадастр недвижимости вносятся, в том числе следующие дополнительные сведения об объекте недвижимого имущества: сведения о лесах, иных природных объектах, расположенных в пределах земельного участка, если объектом недвижимости является земельный участок (п.2); категория земель, к которой отнесен земельный участок, если объектом недвижимости является земельный участок (п.3); вид или виды разрешенного использования земельного участка (п.4); сведения о том, что земельный участок полностью или частично расположен в границах зоны с особыми условиями использования территории (п.5); сведения о том, что земельный участок расположен в границах особо охраняемой природной территории, охотничьих угодий, лесничеств (п.6); сведения о расположении земельного участка в границах территории, в отношении которой утвержден проект межевания территории (п.16); условный номер земельного участка, образованного в соответствии с утвержденным проектом межевания территории, проектом межевания земельного участка или земельных участков либо схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, и реквизиты решения об утверждении этого проекта межевания территории или решения, которым предусматривается утверждение данной схемы (п.19); сведения о том, что земельный участок образован из земель или земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена, а также сведения об органе, уполномоченном в соответствии с Федеральным законом от 25.10.2001 №137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» на распоряжение таким земельным участком (п.23);

Из анализа норм Федерального закона Федерального закона №218-ФЗ следует, что субъектом, обладающим полномочиями по инициированию государственного кадастрового учета в отношении лесов, расположенных в границах муниципального образования, является орган местного самоуправления.

Определение границ лесного участка категории земель лесного фонда, обороны и безопасности, поселений (населенных пунктов), особо охраняемых природных территорий, осуществляется в ходе проведения работ по лесоустройству (ст.67, ч.3 ст. 23 Лесного кодекса РФ) и землеустройству (п.3 ст.69, ст.92 Лесного кодекса РФ)

Вместе с тем, земельные участки, занятые городскими лесами, администрацией Вихоревского городского поселения до настоящего времени на кадастровый учет не поставлены, работы по созданию и организации городского лесничества (лесопарка), установлению его границ не проведены.

В соответствии с ч. 1.1 ст. 84 Лесного кодекса РФ, органы местного самоуправления осуществляют разработку и утверждение лесохозяйственных регламентов лесничеств, лесопарков, расположенных на землях населенных пунктов, на которых расположены городские леса.

Лесохозяйственный регламент лесничества, лесопарка, в силу ч. 1 ст. 87 Лесного кодекса РФ, является основой осуществления использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных в границах лесничества, лесопарка.

Лесохозяйственные регламенты лесничеств, расположенных на землях, находящихся в муниципальной собственности, и землях населенных пунктов, на которых расположены городские леса, утверждаются органами местного самоуправления (ч.3 ст. 87 Лесного кодекса РФ).

Также административным ответчиком не приняты меры по разработке лесоустроительной документации.

Кроме того, в нарушение ч.1 ст. 84 Лесного кодекса РФ органом местного самоуправления не осуществляются такие полномочия в отношении городских лесов, как установление ставок платы за единицу объема лесных ресурсов и ставок платы за единицу площади такого лесного участка в целях его аренды (п.2); установление ставок платы за единицу объема древесины (п.3); проведение муниципальной экспертизы проектов освоения лесов (п.4); осуществление муниципального лесного контроля в отношении таких лесных участков (п.5); организация осуществления мер пожарной безопасности в лесах (п.6); учет древесины, заготовленной гражданами для собственных нужд в лесах, расположенных на лесных участках, находящихся в муниципальной собственности (п.7); представление информации в единую государственную автоматизированную информационную систему учета древесины и сделок с ней (п.8).

При этом закон не связывает осуществление данных полномочий с нахождением соответствующих лесов на землях населенных пунктов, находящихся исключительно в муниципальной собственности, следовательно, органы местного самоуправления вправе осуществлять указанные полномочия в отношении городских лесов, расположенных на землях населенных пунктов, в отношении которых орган местного самоуправления обладает полномочиями по распоряжению ими.

Невыполнение органом местного самоуправления предусмотренной законом обязанности в отношении городских лесов, в том числе создает реальную угрозу их потери, как места отдыха и естественной защиты от загрязнения окружающей среды, приводит к невозможности осуществления надлежащего контроля, обеспечению рационального использования городских лесов, организации мер пожарной безопасности, может способствовать ведению запрещенных видов деятельности на их территории.

При этом суд находит установленным, что муниципальное образование, фактически признавая наличие городских лесов, владея и пользуясь ими, мер к оформлению городских лесов в муниципальную собственность, созданию и организации городского лесничества (лесопарка), разработке и утверждению лесохозяйственного регламента, организации муниципального лесного контроля в отношении городских лесов, установлению ставок платы за единицу объема лесных ресурсов и ставок платы за единицу площади земельных участков в целях их аренды не принимает.

В связи с чем, административным ответчиком не выполняются предусмотренные законодательством полномочия в сфере охраны и использования лесов, не обеспечены условия для рационального использования лесов, их охраны, защиты и воспроизводства.

Частью 1 ст.1 ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации» от 17.01.1992 № 2202-1 закреплено, что прокуратура Российской Федерации – единая федеральная и централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории РФ.

Таким образом, законодателем на прокурора возложена обязанность от имени Российской Федерации требовать исполнения Конституции РФ, федеральных законов, установленных ими гражданских прав всеми организациями, предприятиями, гражданами, применяя весь комплекс способов защиты этих прав.

В соответствии с ч.1 ст.39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

Прокурор обращается с настоящим в суд с исковым заявлением в интересах Российской Федерации, а также в интересах неопределенного круга лиц, поскольку индивидуализировать круг лиц, права которых на благоприятную окружающую среду нарушаются, не представляется возможным.

Невыполнение органом местного самоуправления предусмотренной законом обязанности в отношении городских лесов, создает реальную угрозу их потери, как места отдыха и естественной защиты от загрязнения окружающей среды, приводит к невозможности осуществления надлежащего контроля, обеспечению рационального использования городских лесов, организации мер пожарной безопасности, может способствовать ведению запрещенных видов деятельности на их территории.

При таких обстоятельствах административные исковые требования прокурора Братского района в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Администрации Вихоревского городского поселения о возложении обязанности устранить нарушения требований лесного законодательства, земельного законодательства подлежат удовлетворению.

В соответствии с ч. 2 ст. 178 КАС РФ при принятии решения суд при необходимости устанавливает порядок и срок исполнения решения.

Суд, принимая во внимание характер и объем работ, которые необходимо произвести, значимость проведения установленных судом мероприятий, находит возможным, установить срок исполнения возложенной на ответчика обязанности, указанный прокурором, - в течение 24 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

Руководствуясь ст. 175-177, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Административные исковые требования прокурора Братского района в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Администрации Вихоревского городского поселения о признании бездействия незаконным, возложении обязанности устранить нарушения требований лесного законодательства, земельного законодательства, удовлетворить.

Обязать администрацию Вихоревского городского поселения в течение 24 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу определить границы земельных участков, на которых расположены городские леса, провести лесоустройство в отношении городских лесов, поставить на кадастровый учет земельные участки с городскими лесами Вихоревского городского поселения, обратившись в орган кадастрового учета с заявлением и документами, предусмотренными Федеральным законом от 13.07.2015№ 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», принять их в муниципальную собственность, оформив в органе, осуществляющем государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, соответствующее право.

Обязать администрацию Вихоревского городского поселения в течение 24 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу разработать лесохозяйственные регламенты городских лесов Вихоревского городского поселения, провести муниципальную экспертизу проекта освоения лесов.

Обязать администрацию Вихоревского городского поселения в течение 24 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу принять меры к организации осуществления муниципального лесного контроля в отношении участков городских лесов, расположенных на территории Вихоревского городского поселения; определить орган, уполномоченный на осуществление муниципального контроля; утвердить положение об осуществлении муниципального лесного контроля; разработать и принять административный регламент;

Обязать администрацию Вихоревского городского поселения в течение 24 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу выполнить мероприятия в сфере обеспечения пожарной безопасности в лесах в отношении городских лесов в соответствии с проектом освоения лесов;

Обязать администрацию Вихоревского городского поселения в течение 24 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу разработать проект нормативно-правового акта, устанавливающий ставки платы за единицу объема лесных ресурсов, ставки платы за единицу площади такого лесного участка в целях его аренды; ставки платы за единицу объема древесины;

Обязать администрацию Вихоревского городского поселения в течение 24 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу принять меры по организации учета древесины, заготовленной гражданами для собственных нужд в лесах, расположенных на лесных участках, находящихся в муниципальной собственности;

Обязать администрацию Вихоревского городского поселения в течение 24 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу принять меры по организации представления информации в единую государственную автоматизированную информационную систему учета древесины и сделок с ней.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Иркутский областной суд через Братский районный суд Иркутской области в течение месяца со дня его вынесения в окончательной форме.

Судья Ю.Ю. Старникова