57RS0023-01-2021-005027
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
04 марта 2022 года г. Орел
Советский районный суд г. Орла в составе:
председательствующего судьи Горбачевой Т.Н.,
при секретаре Ивахненко А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело по исковому заявлению Орловского природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Департаменту жилищно- коммунального хозяйства, топливно-энергетического комплекса и энергосбережения Орловской области о признании незаконным бездействия по организации деятельности по накоплению, сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов
УСТАНОВИЛ:
Орловский природоохранный прокурор обратился в суд с административным иском в интересах неопределенного круга лиц к Департаменту жилищно- коммунального хозяйства, топливно-энергетического комплекса и энергосбережения Орловской области (далее также- Департамент) о признании незаконным бездействия по организации деятельности по накоплению, сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов.
В обоснование заявленных административных исковых требований административный истец указал, что Департамент жилищно- коммунального хозяйства, топливно-энергетического комплекса и энергосбережения Орловской области осуществляет полномочия по организации деятельности по накоплению, сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов, разработке и утверждению Территориальной схемы обращения к отходами на территории Орловской области. Указанные полномочия административным ответчиком надлежащим образом не реализуются.
На основании пункта 1 Постановления Правительства Орловской области от 18 февраля 2016 г. № 49 «Об определении уполномоченных органов исполнительной государственной власти Орловской области на осуществление полномочий, предусмотренных Законом Орловской области от 24 декабря 2015 года № 1896-ОЗ «О регулировании отдельных отношений в сфере обращения с отходами производства и потребления на территории Орловской области» Департамент уполномочен на разработку и реализацию региональных программ в сфере обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами; утверждение инвестиционных программ в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами; организацию деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов; разработке и утверждению территориальных схем обращения с отходами; проведение конкурсного отбора региональных операторов в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Приказом от 16 сентября 2019 г. № 443 Департаментом утверждена территориальная схема обращения с отходами, в том числе твердыми коммунальными отходами в Орловской области (далее также- Территориальная схема обращения с ТКО).
По утверждению административного истца Территориальная схема обращения с ТКО требует адаптации к реальным условиям, в существующей форме не позволяет надлежащим образом организовать деятельность по обращению с твердыми коммунальными отходами, в том числе в связи с необходимостью: определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов исходя из расчета данных о массе накапливаемых отходов с учетом их сезонных изменений, общего количества твердых коммунальных отходов, образующихся на территории Орловской области в течение года; внесения графического отображения движения отходов в схему потоков отходов, в том числе твердых коммунальных отходов, от источников их образования до объектов обработки, утилизации, обезвреживания отходов, объектов размещения отходов, включенных в государственный реестр объектов размещения отходов; актуализации сведений о местах накопления твердых коммунальных отходов, в том числе крупногабаритных отходов; актуализации источников образования отходов, в том числе подобных твердым коммунальным отходам; внесения сведений о количестве, местах накопления, транспортировании, обработке и размещении отходов, образуемых на объектах, расположенных на территориях с особым режимом допуска; актуализации сведений об организациях, транспортирующих ТКО, сведений об автопарке организаций, транспортирующих твердые коммунальные отходы; внесения сведений о характеристиках объектов обработки и объектов по утилизации отходов; актуализации сведений об объектах размещения ТКО; определения альтернативных вариантов распределения потоков отходов на случаи остановки объектов обработки, размещения твердых коммунальных отходов; внесения сведений об источниках образования, объектах утилизации количестве образуемых на территории региона отходов животноводства; внесения сведений об источниках образования, местах накопления; транспортирования, размещения и обезвреживания ртутных ламп, элементов питания и других видов опасных коммунальных отходов; актуализации сведений о местах несанкционированного размещения отходов; внесения сведений о характеристиках объектов накопленного экологического вреда, в том числе подлежащих ликвидации.
В соответствии с Законом Орловской области от 24 декабря 2015 г. № 1896- ОЗ «О регулировании отдельных отношений в сфере обращения с отходами производства и потребления на территории Орловской области» утверждение нормативов накопления твердых коммунальных отходов отнесено к полномочиям Правительства Орловской области.
На момент утверждения Территориальной схемы обращения с ТКО на территории Орловской области действовали нормативы накопления ТКО, утвержденные постановлением Правительства Орловской области от 21 мая 2018 г. № 221, определенные только по объему (куб. м/год). Расчетные единицы в количественных показателях массы (кг/год) по каждой категории объектов Правительством Орловской области не утверждены.
Пункт 4.4 Территориальной схемы обращения с ТКО содержит таблицу 10 «Нормативы накопления ТКО на территории Орловской области», в графе 5 которой приведены расчетные нормативы накопления твердых коммунальных отходов по массе (кг/год) по всем категориям объектов. Нормативы накопления твердых коммунальных отходов по массе установлены в отсутствие у административного ответчика полномочий на их утверждение.
Также, сведения, указанные в таблице 10 раздела 4.4 Территориальной схемы обращения с ТКО (норматив накопления кг/год), показатель средней плотности ТКО- 129 кг. на куб.м., общее расчетное количество твердых коммунальных отходов, образующихся на территории Орловской области в течение года- 347115,98 тонн; таблица 11.1, приложения А1, Б2, БЗ Территориальной схемы обращения с ТКО в части количества образуемых твердых коммунальных отходов, определенные с применением норматива накопления ТКО по массе (кг/год) и показателя средней расчетной плотности ТКО, не соответствуют требованиям статьи 13.3 Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее- Федеральный закон «Об отхода производства и потребления»), а также подпункту «г» пункта 4 Правил разработки, общественного обсуждения, утверждения, корректировки территориальных схем в области обращения с отходами производства и потребления, в том числе с твердыми коммунальными отходами, а также требования к составу и содержанию таких схем, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации № 1130 от 22 сентября 2018 г.(далее- Правила № 1130).
На ряду с этим указывает, что раздел 10 Территориальной схемы обращения с ТКО «Схема потоков от источников их образования до объектов обработки, утилизации, обезвреживания отходов, включенных в государственный реестр объектов размещения отходов», Приложение В1 «Перспективная логистическая модель (схема потоков твердых коммунальных отходов на период 2019 - 2029 годов)» в нарушение требований статьи 13.3 Федерального закона «Об отхода производства и потребления», подпункта «а» пункта 12 Правил № 1130 не содержат графического отображения движения отходов от источников образования до объектов, используемых для их обработки, утилизации, обезвреживания.
Таким образом, административным ответчиком, по мнению Орловского природоохранного межрайонного прокурора, предъявляемые требования к разработке, составу и содержанию Территориальной схемы обращения с ТКО, соблюдены не в полном объеме.
Кроме того, административный истец ссылается на предусмотренную Территориальной схемой обращения с ТКО схему потоков твердых коммунальных отходов по трем технологическим зонам: Ливенская, Мценская, Орловская, услуги по сортировке ТКО по которым на основании заключенных договоров осуществляют ООО «Русресурс» (Мценская зона), ООО «Экопласт» (Ливенская зона), ООО «Экоград», и ООО «ЭкоСити» (Орловская зона).
Изменение региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами схемы потоков отходов, установленной Территориальной схемой обращения с ТКО, возможно по предварительному согласованию с Департаментом строительства, топливно-энергетического комплекса, жилищно- коммунального хозяйства, транспорта и дорожного хозяйства Орловской области в установленных случаях.
В период действия Территориальной схемы обращения с ТКО Департаментом неоднократно для предотвращения перенакопления отходов на селитебной территории применялась практика временного изменения схемы потоков отходов, но при этом, результаты принятых распорядительных решений с позиции оптимизации потоков отходов и основания для корректировки территориальной схемы обращения с ТКО административным ответчиком не оценивались, в установленном законом порядке нормативы накопления отходов по массе на основании сезонных замеров Департаментом не определены и на утверждение Правительству Орловской области не представлены, работы по разработке проекта корректировки Территориальной схемы обращения с ТКО, до настоящего времени ответчиком не начаты.
По мнению Орловского природоохранного межрайонного прокурора, отсутствие в Территориальной схеме обращения с ТКО обязательных сведений, ее неадаптированность к сложившейся ситуации при обращении с отходами не позволяет надлежащим образом организовать деятельность по накоплению, сбору, транспортиррванию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению отходов, обеспечить соответствие деятельности регионального оператора по обращению с ТКО установленным требованиям, что влечет нарушение прав неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, создает угрозу причинения вреда природным объектам, здоровью граждан.
На основании изложенного Орловский природоохранный межрайонный прокурор, с учетом уточнения, просит суд признать незаконным бездействие Департамента жилищно- коммунального хозяйства, топливно-энергетического комплекса и энергосбережения Орловской области по организации деятельности по накоплению, сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению ТКО, выразившееся в не разработке и утверждении корректировки Территориальной схемы обращения с отходами Орловской области, в том числе с твердыми коммунальными отходами, определении нормативов накопления ТКО;
обязать административного ответчика в срок до 30 декабря 2022 г. обеспечить определение нормативов накопления твердых коммунальных отходов по массе по категории объектов: многоквартирный дом, индивидуальный жилой дом, расположенный на территории городского округа или сельского поселения, являющегося административным центром муниципального района, индивидуальный жилой дом, расположенный на территории сельского поселения, не являющегося административным центом муниципального района в соответствии со статьей 24.10 Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», подпункта «г» пункта 4 Правил разработки, общественного обсуждения, утверждения, корректировки территориальных схем в области обращения с отходами производства и потребления, в том числе с твердыми коммунальными отходами, а также требованиями к составу и содержанию таких схем, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 22 сентября 2018 г. № 1130 «О разработке, общественном обсуждении, утверждении, корректировке территориальных схем в области обращения с отходами производства и потребления, в том числе с твердыми коммунальными отходами, а также о требованиях к составу и содержанию таких схем», Постановлением Правительства РФ от 04 апреля 2016 г. № 269 «Об определении нормативов накопления твердых коммунальных отходов», и направление их на утверждение Правительству Орловской области;
обязать административного ответчика в течении 5 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить разработку и утверждение корректировки Территориальной схемы обращения с отходами Орловской области, в том числе с твердыми коммунальными отходами, в соответствии с Федеральным законом «Об отходах производства и потребления», Постановлением Правительства РФ от 22 сентября 2018 г. № 1130 «О разработке, общественном обсуждении, утверждении, корректировке территориальных схем в области обращения с отходами производства и потребления, в том числе с твердыми коммунальными отходами, а также о требованиях к составу и содержанию таких схем».
В судебном заседании Орловский природоохранный межрайонный прокурор ФИО13 И.П. поддержала уточненные административные исковые требования по основаниям и доводам, указанным в административном иске.
Представитель административного ответчика Департамента жилищно- коммунального хозяйства, топливно-энергетического комплекса и энергосбережения Орловской области ФИО14 С.В. в судебном заседании рассматриваемые административные исковые требования не признала, представила письменные возражения согласно которым считает административные исковые требования Орловского природоохранного межрайонного прокурора незаконными и не подлежащими удовлетворению.
Полагает, что поскольку приказ Департамента жилищно- коммунального хозяйства, топливно-энергетического комплекса и энергосбережения Орловской области от 16 сентября 2019 г. № 443 «Об утверждении территориальной схемы обращения с отходами, в том числе, твердыми коммунальными отходами Орловской области», которым утверждена Территориальная схема обращения с ТКО, является нормативным правовым актом, суд не вправе вмешиваться в нормотворческую деятельность органа государственной власти, возлагать на него обязанности, в том числе, по внесению в него изменений и дополнений.
Также представитель административного ответчика указала, что согласно решения Орловского областного суда от 18 августа 2020 г. по делу № 3а-95/2020 для приведения в соответствие действующему законодательству признанных недействительными положений Территориальной схемы обращения с ТКО требуется проведение замеров в соответствии с положениями Постановления Правительства Российской Федерации от 04 апреля 2016 г. №269 «Об определении нормативов накопления твердых коммунальных отходов» и их последующее утверждение уполномоченным органом – Правительством Орловской области.
В силу действующего законодательства нормативы накопления ТКО устанавливаются органами исполнительной власти субъекта РФ или органами местного самоуправления, при этом разработка нормативов накопления ТКО не входит в полномочия административного ответчика.
Департамент является ответственным исполнителем Государственной программы Орловской области «Обращение с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, на территории Орловской области», утвержденной Постановлением Правительства Орловской области от 29 марта 2018 г. №117. Согласно паспорту подпрограммы 3 «Совершенствование системы управления в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, на территории Орловской области» корректировка нормативов накопления ТКО на территории Орловской области является одним из ее мероприятий. Организация проведения замеров будет осуществлена административным ответчиком в соответствии с вышеуказанной государственной программой в 2022 году. В связи с чем, считает отсутствующим факт бездействия административного ответчика, не соответствующего нормативным правовым актам.
Кроме того считает, что заявленный административным истцом срок исполнения требуемых мероприятий-5 месяцев не соответствует установленным срокам совершения ряда действий, а именно: поскольку в соответствии с пунктом 11 Постановления Правительства РФ от 04 апреля 2016 г. №269 «Об определении нормативов накопления твердых коммунальных отходов» замеры по объекту каждой категории осуществляются каждый сезон в течении 7 дней подряд независимо от периодичности вывоза отходов, только срок проведения непосредственно замеров составляет не менее 1 года; срок согласования проектов нормативных правовых актов составляет не менее 1 месяца при условии, что он не будет возвращен на доработку; срок общественных обсуждений территориальной схемы составляет не менее 1 и не более 3 месяцев, однако в случае если были приняты замечания и предложения, поступившие от заинтересованных лиц, проект подлежит доработке в 30-дневный срок. Соответственно, необходимый срок для внесения изменений в территориальную схему составит не менее 1 года 6 месяцев.
На основании изложенного, просит суд отказать в удовлетворении заявленных Орловским природоохранным межрайонным прокурором административных требований.
Представитель заинтересованного лица Правительства Орловской области ФИО1 в предыдущем судебном заседании поддержала позицию представителя административного ответчика.
Представитель заинтересованного лица ООО «Управляющая компания «Зеленая Роща» ФИО15 М.А. в судебное заседание не явился, в предыдущем судебном заседании при вынесении решения полагался на усмотрение суда. Представил письменный отзыв, в котором указал, что существует необходимость корректировки Территориальной схемы обращения с ТКО поскольку с 16 сентября 2021 г. созданы дополнительные места (площадки) накопления, не отраженные в действующей схеме. Установленные логистические потоки движения отходов не отвечают экономическим интересам операторов по обращению с отходами, поскольку не являются оптимальными с точки зрения расстояния от мест образования ТКО до объектов обработки и захоронения, объемов образования отходов, объемом образования остатков после сортировки отходов и т.п. В действующей Территориальной схемые обращения с ТКО отсутствует четко определенный порядок действий регионального оператора и (или) Департамента при возникновении ситуаций, связанных с прекращением или приостановкой деятельности объектов обработки или захоронения. В ней также не предусмотрены резервные объекты и альтернативные логистические потоки движения отходов, применение которых возможно в случае возникновения форс-мажорных ситуаций.
Представитель заинтересованного лица Приокского межрегионального управления Росприроднадзора ФИО16 А.С. в судебное заседание не явился, в предыдущем судебном заседании поддержал административные исковые требования Орловского природоохранного межрайонного прокурора.
Суд, выслушав представителей сторон, исследовав письменные материалы административного дела, приходит к выводу об удовлетворении уточненных административных исковых требований Орловского природоохранного межрайонного прокурора по следующим основаниям.
В соответствии с частью 2 статьи 46 Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства РФ (далее - КАС РФ), гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с частью 1 статьи 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Согласно статье 42 Конституции Российской Федерации, каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду.
В соответствии с пунктами «д» и «к» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации природопользование, охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности, законодательство о недрах, об охране окружающей среды находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Правовые основы обращения с отходами производства и потребления, а также вовлечение таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья определяются Федеральным законом от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее Федеральный закон «Об отходах производства и потребления»).
В целях организации и осуществления деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов утверждаются территориальные схемы обращения с отходами и федеральная схема обращения с твердыми коммунальными отходами (пункт 1 статьи 13.3 Федерального Закона «Об отходах производства и потребления»).
В соответствии с пунктом 1 статьи 24.6 Федерального Закона «Об отходах производства и потребления» сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами. Накопление, сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов осуществляются в соответствии с правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Правительством Российской Федерации (пункт 2).
В силу подпункта 7.1 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (далее- Федеральный закон от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ) к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов утверждения территориальной схемы в сфере обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами.
Полномочия субъектов Российской Федерации по разработке и утверждению территориальной схемы обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, закреплены и в абзаце девятнадцатом статьи 6 Федерального закона «Об отходах производства и потребления».
Пунктом 2 статьи 4 Закона Орловской области от 24 декабря 2015 г. № 1896-ОЗ «О регулировании отдельных отношений в сфере обращения с отходами производства и потребления на территории Орловской области» (далее- Закон Орловской области от 24 декабря 2015 г. № 1896-ОЗ) предусмотрено, что определение органа исполнительной государственной власти специальной компетенции Орловской области, уполномоченного в сфере обращения с отходами, который в силу пункта 8 статьи 5 названного закона разрабатывает и утверждает территориальные схемы обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, отнесено к полномочиям Правительства Орловской области.
В соответствии с пунктами 7, 7.1, 7.2 части 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), в том числе относится решение вопросов организации и осуществления региональных и межмуниципальных программ и проектов в области охраны окружающей среды и экологической безопасности, обращения с твердыми коммунальными отходами; установления нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, порядка их разработки и утверждения применительно к хозяйственной и (или) иной деятельности индивидуальных предпринимателей, юридических лиц (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства), в процессе которой образуются отходы на объектах, подлежащих региональному государственному экологическому надзору, утверждения порядка накопления (в том числе раздельного накопления) твердых коммунальных отходов, нормативов накопления твердых коммунальных отходов, предельных тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами, утверждения территориальной схемы в сфере обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами; организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов.
В соответствии с положениями статьи 5 Закона Орловской области от 24 декабря 2015 г. № 1896-ОЗ уполномоченный орган разрабатывает и реализует региональные программы в сфере обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами (пункт 2); утверждает инвестиционные программы в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами (пункт 3); организует деятельность по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов (пункт 7); разрабатывает и утверждает территориальные схемы обращения с отходами (пункт 8); осуществляет иные полномочия в сфере обращения с отходами в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Орловской области (пункт 11).
Согласно пункту 1 Постановления Правительства Орловской области от 18 февраля 2016 г. № 49 «Об определении уполномоченных органов исполнительной государственной власти Орловской области на осуществление полномочий, предусмотренных Законом Орловской области от 24 декабря 2015 г. № 1896-ОЗ «О регулировании отдельных отношений в сфере обращения с отходами производства и потребления на территории Орловской области» Департамент строительства, топливно-энергетического комплекса, жилищно-коммунального хозяйства, транспорта и дорожного хозяйства Орловской области органом исполнительной государственной власти специальной компетенции Орловской области, уполномоченным на осуществление полномочий, определенных пунктами 2, 3, 7 - 9, 11 статьи 5 Закона Орловской области от 24 декабря 2015 г. № 1896-ОЗ «О регулировании отдельных отношений в сфере обращения с отходами производства и потребления на территории Орловской области».
Указом Губернатора Орловской области от 10 февраля 2021 г. № 54 «Об оптимизации структуры исполнительных органов государственной власти Орловской области и внесении изменений в Указ Губернатора Орловской области от 28 сентября 2018 г. № 610 «О структуре исполнительных органов государственной власти Орловской области» Департамент строительства, топливно-энергетического комплекса, жилищно-коммунального хозяйства, транспорта и дорожного хозяйства Орловской области переименован в Департамент дорожного хозяйства, транспорта и реализации государственных строительных программ Орловской области.
На основании пункта 3 Указа Губернатора Орловской области от 10 февраля 2021 г. № 54 в Указ Губернатора Орловской области от 28 сентября 2018 г. № 610 «О структуре исполнительных органов государственной власти Орловской области» внесены изменения- Департамент жилищно-коммунального хозяйства, топливно-энергетического комплекса и энергосбережения Орловской области стал правопреемником Департамента строительства, топливно-энергетического комплекса, жилищно-коммунального хозяйства, транспорта и дорожного хозяйства Орловской области в сферах жилищно-коммунального хозяйства, электроэнергетики и энергосбережения, обращения с отходами.
Постановлением Правительства Орловской области от 14 мая 2021 г. № 270 утверждено Положение о Департаменте жилищно-коммунального хозяйства, топливно-энергетического комплекса и энергосбережения Орловской области, которое предусматривает, что Департамент реализует на территории Орловской области единую государственную политику в сферах жилищно-коммунального хозяйства, топливно-энергетического комплекса, электроэнергетики, энергосбережения, обращения с твердыми коммунальными отходами и благоустройства городской среды на территории Орловской области, обеспечения жильем отдельных категорий граждан, а также осуществляет следующие полномочия: разрабатывает предложения, проекты правовых актов, договоров, соглашений и других распорядительных документов по вопросам, входящим в компетенцию Департамента, и представляет их на рассмотрение Губернатору Орловской области, Правительству Орловской области в установленном порядке; организует деятельность по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов; разрабатывает и реализует региональные программы в сфере обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами; разрабатывает и утверждает территориальные схемы обращения с отходами (пункты 1,8,10,11 статьи 5 Положения).
Из анализа приведенных правовых норм следует, что административный ответчик Департамент жилищно- коммунального хозяйства, топливно-энергетического комплекса и энергосбережения Орловской области является уполномоченных органов исполнительной государственной власти Орловской области по реализации на территории Орловской области единой государственной политики в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами, в целях организации и осуществления деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов, разрабатывает и утверждает территориальные схемы обращения с отходами.
Кроме того, Департамент жилищно- коммунального хозяйства, топливно-энергетического комплекса и энергосбережения Орловской области является ответственным исполнителем утвержденной Постановлением Правительства Орловской области от 29 марта 2018 г. № 117 государственной программы Орловской области «Обращение с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, на территории Орловской области», одной из задай которой также является корректировка территориальной схемы обращения с отходами.
Требования к территориальным схемам обращения с отходами закреплены в пункте 3 статьи 13.3 Федерального закона «Об отходах производства и потребления», согласно которой территориальная схема должна включать в себя: данные о нахождении источников образования отходов на территории субъекта Российской Федерации (с нанесением источников их образования на карту субъекта Российской Федерации); данные о количестве образующихся отходов на территории субъекта Российской Федерации с разбивкой по видам и классам опасности отходов; данные о целевых показателях по обезвреживанию, утилизации и размещению отходов, установленных в субъекте Российской Федерации (с разбивкой по годам); данные о нахождении мест накопления отходов на территории субъекта Российской Федерации; данные о месте нахождения объектов обработки, утилизации, обезвреживания отходов; данные о месте нахождения объектов размещения отходов, включенных в государственный реестр объектов размещения отходов; баланс количественных характеристик образования, обработки, утилизации, обезвреживания, размещения отходов, в том числе твердых коммунальных отходов, на территории соответствующего субъекта Российской Федерации; схему потоков отходов, в том числе твердых коммунальных отходов, от источников их образования до объектов обработки, утилизации, обезвреживания отходов, объектов размещения отходов, включенных в государственный реестр объектов размещения отходов, которая включает в себя графические обозначения мест, количество образующихся отходов, количество объектов, используемых для обработки, утилизации, обезвреживания, размещения отходов; данные о планируемых строительстве, реконструкции, выведении из эксплуатации объектов обработки, утилизации, обезвреживания, размещения отходов, в том числе твердых коммунальных отходов; оценку объема соответствующих капитальных вложений в строительство, реконструкцию, выведение из эксплуатации объектов обработки, утилизации, обезвреживания, размещения отходов, в том числе твердых коммунальных отходов; прогнозные значения предельных тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами, рассчитанные в соответствии с требованиями к составу и содержанию территориальных схем; сведения о зонах деятельности регионального оператора; электронную модель территориальной схемы обращения с отходами.
Судом установлено, что приказом Департамента строительства, топливно-энергетического комплекса, жилищно-коммунального хозяйства, транспорта и дорожного хозяйства Орловской области от 16 сентября 2019 г. № 443 утверждена Территориальная схема обращения с отходами, в том числе твердыми коммунальными отходами, в Орловской области.
В силу пунктов 2 и 3 статьи 24.10 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» в случаях, определенных Правительством Российской Федерации, объем и (или) масса твердых коммунальных отходов определяются исходя из нормативов накопления твердых коммунальных отходов. Нормативы накопления твердых коммунальных отходов утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации либо органом местного самоуправления поселения или городского округа (в случае наделения его соответствующими полномочиями законом субъекта Российской Федерации).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 2018 г. № 1130 утверждены Правила разработки, общественного обсуждения, утверждения, корректировки территориальных схем в области обращения с отходами производства и потребления, в том числе с твердыми коммунальными отходами, а также требования к составу и содержанию таких схем.
В соответствии с подпунктом «г» пункта 4 Правил № 1130 при разработке территориальных схем используются, в том числе нормативы накопления твердых коммунальных отходов, установленные в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 04 апреля 2016 г. № 269 «Об определении нормативов накопления твердых коммунальных отходов».
В соответствии с подпунктом «а» пункта 12 Правил № 1130 раздел «Схема потоков отходов от источников их образования до объектов обработки, утилизации, обезвреживания отходов и объектов размещения отходов, включенных в государственный реестр объектов размещения отходов» территориальной схемы содержит графическое отображение движения отходов от источников образования отходов и мест накопления отходов до объектов обработки, утилизации, обезвреживания отходов, объектов размещения отходов, включенных в государственный реестр объектов размещения отходов, указанных в подпункте «а» пункта 10 настоящих Правил и расположенных в границах территории субъекта Российской Федерации, а также информацию о количестве образующихся и поступающих из других субъектов Российской Федерации отходов.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 апреля 2016 г. № 269 «Об определении нормативов накопления твердых коммунальных отходов» утверждены Правила определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов (далее также– Правила № 269).
Норматив определяется исходя из данных о массе, объеме отходов и выражается в количественных показателях массы и объема на одну расчетную единицу (пункт 13 Правил № 269). Расчетные единицы определяются по каждой категории объектов уполномоченным органом (пункт 14 Правил № 269).
В соответствии с пунктом 30 Правил № 1130 основаниями для корректировки территориальной схемы являются: а) изменение условий реализации территориальной схемы, в том числе соответствующие изменения законодательства Российской Федерации, выявление новых источников образования отходов, мест накопления отходов, объектов обработки, утилизации, обезвреживания, размещения отходов; б) выявление способов оптимизации потоков с учетом действующих и вновь введенных объектов обработки, утилизации, обезвреживания, размещения отходов; в) ввод в эксплуатацию новых объектов обработки, утилизации, обезвреживания, размещения отходов; г) вывод из эксплуатации (ликвидация) объектов по обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов; д) заключение соглашений между субъектами Российской Федерации по вопросам обращения с отходами; е) изменение сведений, предусмотренных пунктом 9 настоящих Правил.
В соответствии с пунктом 29 Правил № 1130 корректировка территориальных схем осуществляется путем внесения в нее изменений по мере необходимости.
Вместе с тем, согласно доводам административного истца со стороны административного ответчика имеется незаконное бездействие по надлежащей организации деятельности по обращению с отходами, поскольку установленные законодательством требования к разработке, составу и содержанию Территориальной схемы обращения с ТКО административным ответчиком в полной мере не соблюдены, в Территориальной схеме обращения с ТКО нормативы накопления отходов по массе не определены, разработка проекта корректировки Территориальной схемы обращения с ТКО, не смотря на наличие с декабря 2020 г. объективной необходимости, до настоящего времени не осуществляется, в связи с чем административный истец обратился в суд с рассматриваемым иском.
Суд считает данные утверждения Орловского природоохранного межрайонного прокурора обоснованными.
Так, из ответа Департамента жилищно- коммунального хозяйства, топливно-энергетического комплекса и энергосбережения Орловской области в адрес Орловского природоохранного межрайонного прокурора от 11 февраля 2022 г. следует, что нормативы накопления ТКО по массе и объему получены из отчета о выполнении работ по определению нормативов ТКО на территории Орловской области в 2016-2017 г. В дальнейшем установлен норматив накопления ТКО для категорий «Многоквартирный дом», «Индивидуальный жилой дом, расположенный на территории городского округа или городского поселения, или сельского поселения, являющегося административным центром муниципального района», «Индивидуальный жилой дом, расположенный на территории сельского поселения, не являющегося административным центром муниципального района» выраженное только в количественных показателях объема, и данные изменения были внесены без проведения дополнительных замеров.
Факт несоответствия требований к разработке, составу и содержанию Территориальной схемы установлен и вступившим в законную силу решением Орловского областного суда от 18 августа 2020 г. по административному делу №3а-95/2020 по административным исковым заявлениям ООО «Экоград» и АО «ЭкоСити» к Департаменту строительства, топливно-энергетического комплекса, жилищно-коммунального хозяйства, транспорта и дорожного хозяйства Орловской области о признании недействующей Территориальной схемы обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, Орловской области, утвержденной приказом Департамента строительства, топливно-энергетического комплекса, жилищно-коммунального хозяйства, транспорта и дорожного хозяйства Орловской области от 16 сентября 2019 г. № 443.
Так, при разрешение указанного спора судом установлено, на момент утверждения оспариваемой Территориальной схемы, нормативы накопления твердых коммунальных отходов на территории Орловской области были утверждены только по объему (куб. м/год). Расчетные единицы в количественных показателях массы (кг/год) по каждой категории объектов Правительством Орловской области не утверждены. Между тем, пункт 4.4 Территориальной схемы содержит Таблицу 10 «Нормативы накопления ТКО на территории Орловской области», в графе 5 которой приведены нормативы накопления ТКО по массе (кг/год) по всем категориям объектов.
Показатели пунктов 1 (многоквартирный дом), 2 (индивидуальный жилой дом, расположенный на территории городского округа или городского поселения, или сельского поселения, являющегося административным центром муниципального район), 3 (индивидуальный жилой дом, расположенный на территории сельского поселения, не являющегося административным центром муниципального района) раздела II «Домовладения» таблицы 10 Территориальной схемы накопления ТКО, предусматривающие нормативы накопления ТКО (кг/год) на 1 проживающего, не основаны на сезонных замерах, представленных в Отчете по определению нормативов по категории «Домовладения».
Нормативы накопления ТКО по массе установлены в графе 5 Таблицы 10 территориальной схемы в отсутствие у Департамента полномочия на их утверждение. Сведения, указанные в Таблице 10 раздела 4.4. территориальной схемы (норматив накопления кг/год), показатель средней расчетной плотности ТКО - 129 кг на куб. м., общее расчетное количество твердых коммунальных отходов, образующихся на территории Орловской области в течение года - 347115,98 тонн; таблица 11.1, Приложения А1, Б2, Б3 в части количества образуемых твердых коммунальных отходов, определенные с применением норматива накопления ТКО по массе (кг/год) и показателя средней расчетной плотности ТКО, не соответствуют статье 13.3 Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», а также правовым предписаниям, приведенным в подпункте «г» пункта 4 Правил № 1130.
В указанном решении судом сделан вывод о том, что вопреки требованиям статьи 13.3 Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» и предписаний, содержащихся в подпункте «а» пункта 12 Правил № 1130, раздел 10 «Схема потоков от источников их образования до объектов обработки, утилизации, обезвреживания отходов, включенных в государственный реестр объектов размещения отходов», а также Приложение В1 «Перспективная логистическая модель (схема потоков ТКО на период 2019 - 2029 годов)», ссылка на которое имеется в разделе 10 Территориальной схемы, не содержат графического отображения движения отходов от источников образования до объектов, используемых для их обработки, утилизации, обезвреживания.
В связи с чем, решением Орловского областного суда от 18 августа 2018 г. признаны не действующими с момента вступления решения суда в законную силу положения Территориальной схемы обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, Орловской области, утвержденной приказом Департамента строительства, топливно-энергетического комплекса, жилищно-коммунального хозяйства, транспорта и дорожного хозяйства Орловской области от 16 сентября 2019 г. № 443: раздел 4.4. в части графы 5 таблицы 10 (норматив накопления кг/год), показателя средней расчетной плотности ТКО - 129 кг на куб. м и общего расчетного количества твердых коммунальных отходов, образующихся на территории Орловской области в течение года, 347115,98 тонн; таблицу 11.1, а также Приложения А1, Б2, Б3 в части количества образуемых твердых коммунальных отходов, определенных с применением норматива накопления кг/год и показателя средней расчетной плотности ТКО; Приложения Б2 «Сводная информация об объектах обращения с твердыми коммунальными отходами, эксплуатация которых предполагается на протяжении срока действия территориальной схемы» и В1 «Перспективная логистическая модель (схема потоков ТКО на период 2019 - 2029 г.г.)» в части включения в данные приложения МСК ООО «ЭкоПолис» Орловский район и перспективного полигона ООО «ЭкоПолис» Орловский район; раздел 10 «Схема потоков отходов от источников их образования до объектов обработки, утилизации, обезвреживания отходов, включенных в государственный реестр объектов размещения отходов» с Приложением В1 в части отсутствия графического отображения движения отходов.
Согласно ответу административного ответчика от 23 сентября 2021 г., с целью определения нормативов накопления ТКО Департаментом проводился сбор коммерческих предложений, в соответствии с которыми стоимость таких работ составляет от 3.6 млн. рублей до 9.0 млн. рублей. С учетом дефицита областного бюджета, финансирование стоимость мероприятия по корректировке нормативов накопления ТКО на территории Орловской области была определена в размере 2.5 млн. рублей. Объявленный административным ответчиком 16 марта 2021 г. электронный аукцион о проведении указанных работ, в виду отсутствия заявок, признан несостоявшимся. После чего, в мае и сентября 2021 г. в адрес заместителя Губернатора и Председателя Правительства Орловской области и Департамента финансов Орловской области поступали предложения о выделении требуемого финансирования на определение нормативов накопления ТКО.
16 февраля 2022 г. Департаментом жилищно- коммунального хозяйства, топливно-энергетического комплекса и энергосбережения Орловской области по итогам электронного аукциона заключен государственный контракт № 2022-419 на выполнение научно исследовательских работ по проекту «Определение нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории Орловской области».
В соответствии с Техническим заданием на выполнение работ по определению нормативов накопления твердых коммунальных отходов потребителей категории «Домовладения» на территории Орловской области, являющемся приложением к государственному контракту, срок выполнения работ по контракту установлен с момента его заключения до 30 ноября 2022 г. (пункт 2.4.2 Технического задания).
Также из материалов дела следует, что 01 декабря 2020 г. Департаментом строительства, топливно-энергетического комплекса, жилищно-коммунального хозяйства, транспорта и дорожного хозяйства Орловской области отдан приказ № 646 «О согласовании временного изменения схемы потоков твердых коммунальных отходов». Как указано в его вводной части, приказ отдан в связи с отсутствием введенных в эксплуатацию объектов мусоросортировочного комплекса ООО «ЭкоПолис», перспективных полигонов захоронения ТКО ООО «Русресурс», ООО «ЭкоПолис», с целью надлежащей организации деятельности по сбору, транспортированию, обработке и захоронению ТКО, недопущения ухудшения санитарно- эпидемиологической обстановки на территории Орловской, на основании пункта 10.2 Территориальной схемы обращения с ТКО.
Данным приказом административным ответчиком согласовано временное, на период до начала деятельности по обработке ТКО мусоросортировочного комплекса ООО «ЭкоПолис» изменение схемы потоков ТКО в части направления отходов для обработки вместо объекта обработки ТКО мусоросортировочного комплекса ООО «ЭкоПолис» на объект переработки ТКО- мусоросортировочный комплекс АО «ЭкоСити», а также согласовано временное изменение потоков ТКО в части, на период до начала деятельности по захоронению ТКО на объектах захоронения отходов- перспективного полигона захоронения ТКО ООО «Русресурс», перспективного полигона захоронения ТКО ООО «ЭкоПолис».
С аналогичной целью, на основании также пункта 10.2 Территориальной схемы обращения с ТКО, в связи с технологическими ограничениями деятельности по обработке ТКО на объекте обработки- мусоросортировочный комплекс АО «ЭкоСити» приказом Департамента строительства, топливно-энергетического комплекса, жилищно-коммунального хозяйства, транспорта и дорожного хозяйства Орловской области №253 от 19 мая 2021 г. согласовано временное изменение схемы потоков твердых коммунальных отходов, с направлением собранных на территории Заводского района города Орла и прилегающих территориях Орловского района Орловской области ТКО на мусоросортировочный комплекс ООО «Экоград» (п. Нарышкино Урицкого района).
06 июля 2021 г. административным ответчиком вновь издан приказ № 20 «О согласовании временного изменения схемы потоков твердых коммунальных отходов», согласно которому в связи с прекращением деятельности по обработке ТКО на объекте обработки мусоросортировочного комплекса оператора ООО «Русресурс» (Мценский район), с целью надлежащей организации деятельности по сбору, транспортированию, обработке и захоронению ТКО, недопущения ухудшения санитарно- эпидемиологической обстановки на территории Орловской, на основании пункта 10.2 Территориальной схемы обращения с ТКО, согласовано временное, на период до возобновления деятельности на объекте ООО «Русресурс» изменение схемы потоков ТКО, в части направления собранных на территории Болховского, Верховского, Залегощенского, Корсаковского, Мценского, Новодеревеньковского, Новосильского районов Орловской области, города Мценска на мусоросортировочный комплекс АО «ЭкоСити».
Неоднократные согласования временных изменений схемы потоков ТКО, как следует из самих приказов, произведены административным ответчиком на основании положений пункта 10.2 «Система транспортирования твердых коммунальных отходов» раздела 10 Территориальной схемы обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами Орловской области, утвержденную приказом Департамента строительства, топливно-энергетического комплекса, жилищно-коммунального хозяйства, транспорта и дорожного хозяйства Орловской области от 16 сентября 2019 г. № 443, предусматривающего, что изменение региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами схемы потоков отходов, установленной территориальной схемой обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, Орловской области возможно по предварительному согласованию с Департаментом строительства, топливно-энергетического комплекса, жилищно-коммунального хозяйства, транспорта и дорожного хозяйства Орловской области в случаях: технологических ограничений и сбоев работы объектов инфраструктуры по обращению с отходами, используемых для обеспечения сбора, транспортирования, обработки, утилизации, обезвреживания, захоронения твердых коммунальных отходов; форс-мажорных обстоятельств, обуславливающих невозможность соблюдения утвержденной схемы потоков отходов; отсутствия действующих и введенных в эксплуатацию объектов, предназначенных для обеспечения обработки, утилизации, обезвреживания, захоронения твердых коммунальных отходов (абзац 7 пункта 10.2 Территориальной схемы обращения с ТКО).
Вместе с тем, вступившим в законную силу решением Орловского областного суда от 13 октября 2021 г. по административному делу № 3а-161/2021 по иску АО «ЭкоСити» к Департаменту строительства, топливно-энергетического комплекса, жилищно-коммунального хозяйства, транспорта и дорожного хозяйства Орловской области абзац седьмой пункта 10.2 «Система транспортирования твердых коммунальных отходов» раздела 10 Территориальной схемы обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами Орловской области, признан недействующим с момента вступления решения суда в законную силу.
Указанным решением Орловского областного суда от 13 октября 2021 г. признан недействующим и приказ Департамента строительства, топливно-энергетического комплекса, жилищно-коммунального хозяйства, транспорта и дорожного хозяйства Орловской области от 19 мая 2021 г. № 253 «О согласовании временного изменения схемы потоков твердых коммунальных отходов».
Принимая во внимание, что разработка и утверждение Территориальной схемы обращения с отходами, включая и организацию обеспечения определения нормативов накопления ТКО являются полномочиями административного ответчика, до настоящего времени по категории объектов «Многоквартирный дом», «Индивидуальный жилой дом, расположенный на территории городского округа или городского поселения, или сельского поселения, являющегося административным центром муниципального район», «Индивидуальный жилой дом, расположенный на территории сельского поселения, не являющегося административным центром муниципального района» нормативы накопления ТКО по массе по указанной категории объектов не определены, разработка и утверждение корректировки Территориальной схемы обращения с ТКО не произведены, суд приходит к выводу о наличии незаконного бездействия Департамента строительства, топливно-энергетического комплекса и энергосбережения Орловской области в надлежащей организации деятельности по обращению с отходами на территории Орловской области.
В этой связи суд соглашается с доводами Орловского природоохранного межрайонного прокурора отсутствие в Территориальной схеме обращения с ТКО обязательных для включения сведений, неадаптированность схемы к сложившейся ситуации на территории области свидетельствует о ненадлежащей организации административным ответчиком деятельности в указанной сфере в соответствии с нормами действующего законодательства, что влечет нарушение неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, создает угрозу причинения вреда здоровью граждан и природным объектам.
На основании изложенного суд считает необходимым признать незаконным бездействие Департамента по организации деятельности по накоплению, сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов, выразившееся в не разработке и утверждении корректировки территориальной схемы обращения с отходами Орловской области, в том числе с твердыми коммунальными отходами, не определении нормативов накопления ТКО.
В соответствии с пунктом 1 части 3 статьи 227 КАС РФ в случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца и на срок устранения таких нарушений.
Вместе с тем суд считает требуемые Орловским природоохранным прокурором пятимесячный срок выполнения возложенных решением суда обязанностей по обеспечению разработку и утверждение корректировки территориальной схемы обращения с отходами Орловской области, не обоснованным. Доказательств реальной возможности исполнения Департаментом строительства, топливно-энергетического комплекса и энергосбережения Орловской области решение суда в такие сроки, административным истцом не представлено.
При определения срока исполнения обязанностей по устранению допущенного бездействия суд принимает во внимание срок выполнения условий заключенного административным ответчиком государственного контракта от 16 февраля 2022 г. на выполнение научно- исследовательских работ по проекту «Определение нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории Орловской области», а также необходимость соблюдения предусмотренных законом сроков на выполнение мероприятий по проведению общественных обсуждений корректированного проекта территориальной схемы обращения с ТКО, предусмотренных пунктами 20-24 Правил № 1130.
На основании изложенного, суд считает необходимым обязать административного ответчика в срок до 30 декабря 2022 г. обеспечить определение нормативов накопления ТКО по массе по категории объектов «Многоквартирный дом», «Индивидуальный жилой дом, расположенный на территории городского округа или сельского поселения, являющегося административным центром муниципального района», «Индивидуальный жилой дом, расположенный на территории сельского поселения, не являющегося административным центом муниципального района» в соответствии со статьей 24.10 Федерального закона «Об отходах производства и потребления», подпункта «г» пункта 4 Правил № 1130, Правил № 269 и направлении их на утверждение Правительству Орловской области; обязать административного ответчика в срок до 01 июля 2023 г. обеспечить разработку и утверждение корректировки Территориальной схемы обращения с ТКО, утвержденной приказом Департамента строительства, топливно- энергетического комплекса, жилищно- коммунального хозяйства, транспорта и дорожного хозяйства Орловской области от 16 сентября 2019 г. № 443, в соответствии с о статьей 13.3 Федеральным законом «Об отходах производства и потребления», Правилами № 1130.
Довод представителя административного ответчика об отсутствии незаконного бездействия со стороны административного ответчика в связи с принимаемыми мерами по определению стоимости работ по определению нормативов накопления ТКО, по получению дополнительного финансирования на эти цели, суд не принимает во внимание, поскольку данные доводы не свидетельствуют о надлежащей организации деятельности в обеспечении определения нормативов накопления ТКО, разработке и утверждению корректировки территориальной схемы обращения с отходами Орловской области, в том числе с твердыми коммунальными отходами, определении нормативов накопления ТКО, с учетом того, что до настоящего времени работы по корректировке Территориальной схемы накопления ТКО не осуществляются, и при этом государственный контракт по осуществлению работ по определению нормативов накопления ТКО на территории Орловской области заключен только в феврале 2022 г., после обращения административного истца с рассматриваемым иском в суд.
Довод административного ответчика о том, что заявленными административными исковыми требованиями Орловский природоохранный межрайонный прокурора фактически ставится вопрос о признании недействующим в части нормативного правового акта Территориальной схемы обращения с КГО, суд также считает необоснованными, поскольку требования административного истца фактически таковыми не являются, направлены на оценку деятельности Департамента в сфере предоставленных ему полномочий по обращению с отходами.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС, суд
РЕШИЛ:
исковое заявление Орловского природоохранного межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Департаменту жилищно- коммунального хозяйства, топливно- энергетического комплекса и энергосбережения Орловской области о признании незаконным бездействия по организации деятельности по накоплению, сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов удовлетворить.
Признать незаконным бездействие Департамента жилищно- коммунального хозяйства, топливно- энергетического комплекса и энергосбережения Орловской области по организации деятельности по накоплению, сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов, выразившееся в не разработке и утверждении корректировки территориальной схемы обращения с отходами Орловской области, в том числе с твердыми коммунальными отходами, не определении нормативов накопления твердых коммунальных отходов.
Обязать Департамент жилищно- коммунального хозяйства, топливно- энергетического комплекса и энергосбережения Орловской области в срок до 30 декабря 2022 г. обеспечить определение нормативов накопления твердых коммунальных отходов по массе по категории объектов «Многоквартирный дом», «Индивидуальный жилой дом, расположенный на территории городского округа или сельского поселения, являющегося административным центром муниципального района», «Индивидуальный жилой дом, расположенный на территории сельского поселения, не являющегося административным центом муниципального района» в соответствии со статьей 24.10 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», подпункта «г» пункта 4 Правил разработки, общественного обсуждения, утверждения, корректировки территориальных схем в области обращения с отходами производства и потребления, в том числе с твердыми коммунальными отходами, а также требованиями к составу и содержанию таких схем, утвержденных постановлением Правительства РФ от 22 сентября 2018 г. № 1130, постановлением Правительства РФ от 04 апреля 2016 г. № 269 «Об определении нормативов накопления твердых коммунальных отходов», и направлении их на утверждение Правительству Орловской области.
Обязать Департамент жилищно- коммунального хозяйства, топливно- энергетического комплекса и энергосбережения Орловской области в срок до 01 июля 2023 г. обеспечить разработку и утверждение корректировки территориальной схемы обращения с отходами Орловской области, в том числе с твердыми коммунальными отходами, утвержденной приказом Департамента строительства, топливно- энергетического комплекса, жилищно- коммунального хозяйства, транспорта и дорожного хозяйства Орловской области от 16 сентября 2019 г. № 443, в соответствии с Федеральным законом от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», Постановлением Правительства РФ от 22 сентября 2018 г. № 1130 «О разработке, общественном обсуждении, утверждении, корректировке территориальных схем в области обращения с отходами производства и потребления, в том числе с твердыми коммунальными отходами, а также о требованиях к составу и содержанию таких схем».
Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в течение месяца со дня изготовления мотивированного текста решения в Орловский областной суд.
Мотивированный текст решения суда изготовлен 21 марта 2022 г.
Председательствующий Т.Н.Горбачева