ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-186/2022 от 27.01.2022 Октябрьского районного суда г. Пензы (Пензенская область)

Дело № 2а-186/2022 (2а-2963/2021)

УИД 58RS0027-01-2021-004740-53

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

27 января 2022 года г. Пенза

Октябрьский районный суд г.Пензы в составе:

председательствующего судьи Романовой В.А.,

при секретаре Стружкиной В.Б.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Пензе административное дело по административному иску Москвичевой Веры Евгеньевны к Управлению Росреестра по Пензенской области о признании решения об отказе государственной регистрации права собственности на объект недвижимого имущества незаконным,

у с т а н о в и л :

Москвичева В.Е. обратилась в суд с вышеуказанным административным иском к Управлению Росреестра по Пензенской области, указывая на то, что ей на праве собственности принадлежит квартира, расположенная в многоквартирном доме по адресу: <адрес> (номер регистрационной записи /036/2017-5 от 19.12.2017). Разрешение на ввод в эксплуатацию многоквартирного жилого дома по адресу: <адрес>, было дано главой администрации Пензы 31.03.2017 года. 07 декабря 2020 г. она обратилась в Управление Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Пензенской области с заявлением о государственной регистрации общей долевой собственности на земельном участке с кадастровым номером , на котором расположен указанный многоквартирный дом. 17 ноября 2020 года в ее адрес поступило уведомление о приостановлении государственной регистрации права. Основанием для приостановления государственной регистрации права собственности являлось расположение двух домов на одном земельном участке, <адрес> дома, находящегося на стадии строительства. 17 марта 2021 года ей было отказано в государственной регистрации права, о чем было направлено в ее адрес соответствующее уведомление.

Полагает, что оспариваемое решение нарушает ее права как собственника на владение, пользование и распоряжение имуществом. На земельном участке с кадастровым номером 58:29:4004004:126 расположены два многоквартирных дома и одно нежилое помещение, которые находятся в долевой собственности, о чем свидетельствует регистрационная запись от 12.08.2019 г. Считает, что решением об отказе в государственной регистрации права собственности нарушены ее права и законные интересы, так как она не имеет возможности оформить надлежащих образом право общей долевой собственности на земельный участок и провести собрание собственников по вопросу изменения пользования или введения ограничения пользования земельным участком, на котором расположен многоквартирный дом.

Просит признать незаконным решение об отказе в государственной регистрации права от 15 марта 2021 года № КУВД-001/2020-27808216/2, вынесенное Отделом по Ленинскому и Октябрьскому районам Пензенской области Управления Росреестра по Пензенской области в отношении земельного участка с кадастровым номером: , являющимся общим имуществом собственников помещений в МКД по адресу: <адрес>; обязать Отдел по Ленинскому и Октябрьскому районам Пензенской области Управления Росреестра по Пензенской области осуществить государственную регистрацию права собственности на объект недвижимого имущества - земельный участок с кадастровым номером , являющимся общим имуществом собственников помещений в МКД по адресу: <адрес>; взыскать с административного ответчика в свою пользу расходы по оплате государственной пошлины.

В ходе судебного разбирательства 24 января 2022 года представителем административного истца по доверенности ФИО5 заявлено ходатайство о восстановлении пропущенного срока на подачу административного искового заявления, указывая на то, что 07 декабря 2020 г. Москвичева В.Е. обратилась в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пензенской области с заявлением о государственной регистрации общей собственности на земельном участке с кадастровым номером , на котором расположен указанный многоквартирный дом. 17 ноября 2020 года в адрес Москвичевой В.Е. поступило уведомление о приостановлении государственной регистрации права. 15 марта 2021 года Москвичевой В.Е. было отказано в государственной регистрации права, о чем направлено в ее адрес соответствующее уведомление. 14 июня 2021 года Москвичевой В.Е. было направлено административное исковое заявление о признании незаконным решения об отказе в государственной регистрации права собственности на объект недвижимого имущества в Железнодорожный районный суд г. Пензы (по месту нахождения административного ответчика - <адрес>А). 23 июня 2021 года судьей Железнодорожного районного суда г. Пензы вынесено определение о возврате административного искового заявления в связи с его неподсудностью данному суду. В виду ограничения доступа граждан в суд в связи с пандемией, вызванной распространением короновирусной инфекции, все заявления и ходатайства направлялись Москвичевой В.Е. в суд почтой России. Как только пакет документов, приложенный к административному исковому заявлению о признании незаконным решения об отказе в государственной регистрации права собственности на объект недвижимого имущества (в том числе оригинал квитанции об оплате государственной пошлины за рассмотрение дела) был получен Москвичевой В.Е. из Железнодорожного районного суда г. Пензы, он был по почте направлен в Октябрьский районный суд г. Пензы 13 июля 2021 года.Определением судьи Октябрьского районного суда г. Пензы от 21 сентября 2021 года административное исковое заявление возвращено Москвичевой В.Е. Апелляционным определением Пензенского областного суда от 18 ноября 2021 года определение судьи Октябрьского районного суда г. Пензы от 21 сентября 2021 года отменено, материал возвращен на стадию принятия административного искового заявления к производству суда. В связи с чем полагает пропуск трехмесячного срока на обжалование, предусмотренный ч. 1 ст. 19 КАС РФ, по уважительной причине. Руководствуясь ч. 6,7 ст. 219 КАС РФ, просит суд восстановить пропущенный срок обращения в суд с административным исковым заявлением.

Определением судьи Октябрьского районного суда г. Пензы от 21 сентября 2021 года административное исковое заявление возвращено Москвичевой В.Е. на основании п. 2 ч. 1 ст. 219 КАС РФ.

Апелляционным определением Пензенского областного суда от 18 ноября 2021 года определение судьи Октябрьского районного суда г. Пензы от 21 сентября 2021 года отменено, материал возвращен на стадию принятия административного искового заявления к производству суда.

Административный истец Москвичева В.Е. в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом, в письменном заявлении просила о рассмотрении дела в ее отсутствие.

Представитель административного истца ФИО5, действующий на основании доверенности и документов о высшем образовании, в судебном заседании административные исковые требования, доводы, изложенные в административном исковом заявлении, ходатайстве о восстановлении пропущенного срока обращения в суд с административным иском, отзыве на возражения, поддержал в полном объеме. Согласно представленному им письменному отзыву на возражения административного ответчика Управления Росреестра пояснил, что земельный участок, на котором расположен МКД по адресу: <адрес>, сформирован и поставлен на кадастровый учет с определением границ участка еще в 2015 году, что подтверждается кадастровой выпиской земельном участке кадастровым номером от 23.12.2015 года. В связи с чем полагает довод представителя административного ответчика о том, что спорный земельный участок не был сформирован на момент подачи Москвичевой В.Е. заявления о государственной регистрации права общей долевой собственности необоснованным. На момент обращения с заявлением, а также на момент вынесения уведомления о приостановлении регистрации (15 декабря 2020 года) и сообщения об отказе в регистрации (15 марта 2021 года) на данном земельном участке иных объектов, кроме вышеназванного МКД, не имелось; соседний МКД введен в эксплуатацию 31.03.2021 г. Полагает, что на момент обращения с заявлением имелись все условия, предусмотренные ч. 2 и 5 ст. 16 Федерального закона от 29.12.2004 года №189-ФЗ, необходимые для регистрации права общей долевой собственности на придомовый земельный участок (земельный участок поставлен на кадастровый учет, оформлены права собственности на помещения в доме, отсутствовали иные объекты недвижимости на земельном участке).Просил административный иск удовлетворить.

Представитель административного истца ФИО6, действующая на основании доверенности и документов о высшем образовании, в судебном заседании административные исковые требования, доводы, изложенные в административном исковом заявлении, ходатайстве о восстановлении пропущенного срока обращения в суд с административным иском, отзыве на возражения, поддержала в полном объеме. Просила административный иск удовлетворить.

Представитель административного ответчика Управления Росреестра по Пензенской области ФИО7, действующая на основании доверенности и документов о высшем образовании, в судебном заседании с административным исковым заявлением не согласна по доводам, изложенным в письменных возражениях, согласно которым 08.12.2020 Москвичева В.Е. обратилась в Управление с заявлением № КУВД 001/2020-27808216 о государственной регистрации права на земельный участок с кадастровым номером . 15.12.2021 в соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 26 федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее - Закон № 218-ф3) государственная регистрация права по указанному заявлению была приостановлена в связи с тем, что не были представлены документы, необходимые для проведения государственной регистрации прав, а именно: документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета земельного участка, сформированного под многоквартирным домом. Поскольку в течение срока приостановления не были устранены причины, препятствующие осуществлению государственной регистрации прав, 15.03.2021 на основании статьи 27 Закона N 218-ФЗ по данному заявлению было принято решение об отказе в осуществлении государственная регистрации права. Считает оспариваемое решение обоснованным и не нарушающим права заявителя. Ссылаясь на ч. 5 ст. 40 Закона № 218-ФЗ, п. 4 ч. 1 ст. 36 ЖК РФ, указывает, что в условиях, когда земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом, не образован (не сформирован), либо в условиях, когда на одном земельном участке расположено несколько многоквартирных домов, положения части 5 статьи 40 Закона № 218-ФЗ в части необходимости осуществления одновременно с государственной регистрацией правасобственностина квартиру или нежилое помещение в многоквартирном доме также и государственной регистрации права собственности земельный участок, на относящийся к общему имуществу в многоквартирном доме, не могут быть применены ввиду факта отсутствия самого земельного участка, который относится к общему имуществу в конкретном многоквартирном доме. В этой связи в указанных условиях отсутствие (непредставление) заявления об осуществлениигосударственной регистрации права общей долевой собственности на земельный участок не должно препятствовать осуществлению государственной регистрации права на жилое (нежилое) помещение в многоквартирном доме. В части возможности защиты жилищных прав граждан в условиях, когда земельный участок под многоквартирным домом не поставлен на государственный кадастровый учет, полагает необходимым обратить внимание на п. 67 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29 апреля 2010 года № 10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении вопросов, связанных с защитой права собственности и других вещных прав». Обжалуемый отказ Управления основан на позиции по данному вопросу Минэкономразвития России, отраженной в письме от 05.10.2017 N Д23и-5777 «Об условиях признания земельного участка входящим в состав общего имущества многоквартирного дома, в т.ч. если на одном земельном участке расположено несколько многоквартирных домов». Данной позицией Минэкономразвития России руководствуются и налоговые органы, что подтверждается письмом ФНС России от 25.10.2017 N БС-4-21/21517 «Об условиях признания земельного участка входящим в состав общего имуществамногоквартирного дома для применения подпункта 6 пункта 2 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации».Полагает ссылку стороны административного истца на вывод, который содержится в определении Верховного Суда РФ от 12.02.2021 N 307-ЭС21-803 по делу № А13-20545/2019 о том, что действующим законодательством не установлен запрет на формирование единого земельного участка, на котором расположены два и более отдельно стоящих многоквартирных дома, ошибочным, так как при рассмотрении дела № А13-20545/2019 данный вывод был сделан в целях подтверждения законности использования одного земельного участка несколькими многоквартирными домами и соответственно необходимости принятия решения об установке шлагбаума на земельномучастке, на котором расположены два многоквартирных дома, общим собранием собственников данных домов, а не собственниками только одного из домов. Позиция Верховного Суда РФ в определении от 12.02.2021 № 307-ЭС21-803 по делу № A13-20545/2019 не определяет условия признания земельного участка входящим в состав общего имущества многоквартирного дома в целях осуществления учетно-регистрационных действий в соответствии с частью 5 статьи 40 Закона N 218-ФЗ. Кроме того, в уведомлении об отказе в государственной регистрации № КУВД-001/2020-27808216 от 15.03.2021 заявителю было указано о наличии на спорном земельном участке недостроенного многоквартирного дома, что исключает возможность государственной регистрации прав на земельный участок, входящий в состав общего имущества МКД, в порядке части 5 статьи 40 Закона № 218-ФЗ. В соответствии с частью 5 статьи 40 Закона № 218-ФЗ государственная регистрация права собственности на земельный участок, входящий в состав общего имущества МКД производится одновременно при государственной регистрации права собственности на первое помещение в многоквартирном доме. В свою очередь, государственная регистрация права собственности на помещение в многоквартирном доме в силу части 4 статьи 1 и части 4 статьи 40 Закона № 218-ФЗ возможна только после постановки на государственный кадастровый учет самого многоквартирного дома, веденного в эксплуатацию в установленном порядке. В то же время на спорном земельном участке многоквартирный дом с кадастровым номером 58:29:1007014:5310 был поставлен на государственный кадастровый учет 06.04.2021, т.е. после принятого отказа по заявлению № КУВД-001/2020-27808216.Просит применить срок исковой давности к административным исковым требованиям, в удовлетворении административного иска отказать.

Суд, выслушав пояснения представителей сторон, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

В силу ч.1,2 ст. 46 Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

В соответствии с ч.1 ст.218 Кодекса административного судопроизводства РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Согласно ст.226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

По смыслу положений ст.227 КАС РФ для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.

При отсутствии указанной выше совокупности условий для признания оспариваемых решения, действия (бездействие) незаконными, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.

Как установлено судом и следует из материалов дела, за Москвичевой В.Е. зарегистрировано собственности на квартиру, расположенную по адресу: <адрес>.

08 декабря 2020 Москвичева В.Е. обратилась в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пензенской области с заявлением № КУВД 001/2020-27808216, в котором просит осуществить государственную регистрацию прав на земельный участок с кадастровым номером , площадью 19404,0 кв.м.

В пункте 10 указанной формы заявлении указав способ получения документов – «лично, в многофункциональном центре», что нашло свое подтверждение в судебном заседании, копия указанного заявления имеется в материалах дела.

15 декабря 2020 года Отделом по Ленинскому и Октябрьскому районам г. Пензы Управления Росреестра по Пензенской области в соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 26 Федерального закона от 13 июля 2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» осуществление действий по государственной регистрации прав в отношении объектов недвижимости, расположенных в пределах кадастрового квартала (смежных кадастровых кварталов) , начиная с 15 декабря 2020 года, было приостановлено в связи с тем, что не были представлены документы, необходимые для проведения государственной регистрации прав, а именно: документы, необходимые для проведения государственной регистрации прав; согласно п. 4 ч. 1 ст. 36 ЖК РФ земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иными предназначенными для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объектами принадлежит на праве общей долевой собственности собственникам помещений в многоквартирном доме как общее имущество.

При проведении правовой экспертизы данных на государственную регистрацию документов было установлено, что на данном земельном участке расположено несколько многоквартирных домов и в том числе недостроенный многоквартирный дом. По данному факту был направлен запрос в администрацию г. Пензы.

Осуществление действий по государственной регистрации прав приостановлено до 15 марта 2021 года, заявителю следовало предоставить документы, подтверждающие, что данный земельный участок предоставлен для строительства одного дома, в котором расположена квартира, принадлежащая заявителю (административному истцу).

Заявитель, являющийся административным истцом, предупрежден, что в осуществлении государственной регистрации прав будет отказано в случае, если в течение срока приостановления не будет устранены причины, препятствующие осуществлению государственной регистрации прав. Указанные в ст. 26 Закона (ст. 27 Закона). Данные обстоятельства не оспорены стороной административного истца.

Согласно разрешению на ввод объекта в эксплуатацию № 58-29-017-2017 от 31.03.2017 г. администрацией города Пензы в соответствии со ст. 55 ГрК РФ разрешен ввод в эксплуатацию ОАО «Пензастрой» построенного жилого дома переменной этажности со встроенными объектами обслуживания: корпус № 2 (стр. № 4а), расположенного по адресу: Российская Федерация, <адрес> нумерация помещений (квартир) с № 1 по № 156 (Постановление администрации города Пензы от 16.09.2016 № 1568/9) на земельном участке с кадастровым номером , строительный адрес: <адрес>, 10 мкр. жилого района Арбеково; в отношении объекта капитального строительства выдано разрешение на строительство № RU58304000-009, дата выдачи 28.01.2015, орган, выдавший разрешение на строительство: администрация города Пензы.

Согласно разрешению на ввод объекта в эксплуатацию № 58-29-017-2021 от 31.03.2017 г. администрацией города Пензы в соответствии со ст. 55 ГрК РФ разрешен ввод в эксплуатацию Фонду защиты прав граждан-участников долевого строительства Пензенской области, построенного жилого дома переменной этажности со встроенными объектами обслуживания: корпус № 1 (стр. № 41), расположенного по адресу: Российская Федерация, <адрес> (Распоряжение Управления градостроительства и архитектуры города Пензы от 15.03.2021 № 73/14р) на земельном участке с кадастровым номером , строительный адрес: <адрес>. жилого района Арбеково; в отношении объекта капитального строительства выдано разрешение на строительство № RU58304000-008, дата выдачи ДД.ММ.ГГГГ, орган, выдавший разрешение на строительство: администрация города Пензы.

В соответствии с выпиской ЕГРН № 99/2021/439007926 от 17.12.2021 земельный участок с кадастровым номером , строительный адрес: <адрес>, 10 мкр. жилого района Арбеково, имеет площадь 19404+/-28 кв.м., кадастровые номера расположенных в пределах земельного участка объектов недвижимости – ...; кадастровые номера объектов недвижимости, из которых образован объект недвижимости – ....

Согласно выписке ЕГРН № 99/2021/439011959 от 17.12.2021 земельный участок с кадастровым номером , строительный адрес: <адрес>, имеет площадь 11154+/-36,96 кв.м.; кадастровые номера расположенных в пределах земельного участка объектов недвижимости ; кадастровые номера объектов недвижимости, из которых образован объект недвижимости - .

15 марта 2021 года в адрес Москвичевой В.Е. направлено уведомление об отказе в государственной регистрации прав № КУВД-001/2020-2780216/2, в котором на основании ст. 27 Федерального закона от 13 июля 2015 г. № 218 «О государственной регистрации недвижимости» Москвичева В.Е. уведомлена о том, что в связи с истечением 15 марта 2021 года срока приостановления, указанного в направленном уведомлении от 15 декабря 2020 года о приостановлении государственной регистрации прав в отношении объектов недвижимости, расположенных в пределах кадастрового квартала (смежных кадастровых кварталов) , и неустранении проведенной в данном уведомлении причины, препятствующей осуществлению государственной регистрации прав.

Согласно ч. 5 ст. 40 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» от 13.07.2015 N 218-ФЗ при государственной регистрации права собственности на первое помещение в многоквартирном доме одновременно без соответствующего заявления осуществляется государственная регистрация права общей долевой собственности собственников помещений в многоквартирном доме на помещения и земельный участок, составляющие общее имущество в нем, если сведения о таких объектах недвижимости содержатся в Едином государственном реестре недвижимости (без указания в Едином государственном реестре недвижимости имен (наименований) собственников помещений в многоквартирном доме и размеров принадлежащих им долей в праве общей долевой собственности). Государственная регистрация права собственности на многоквартирный дом не осуществляется.

В силу Письма Министерства экономического развития РФ о 05 октября 2017 года № Д23и-5777 «О применении статьи 40 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ«О государственной регистрации недвижимости» в соответствии с частью 5 статьи 40 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее - Закон N 218-ФЗ) при государственной регистрации права собственности на квартиру или нежилое помещение в многоквартирном доме одновременно осуществляется государственная регистрация доли в праве общей собственности на помещения и земельный участок, составляющие общее имущество в нем.

Согласно пункту 4 части 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, в том числе земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты.

Согласно части 4 статьи 16 Федерального закона о 29 декабря 2004 года N 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» формирование земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, осуществляется органами государственной власти или органами местного самоуправления. При этом необходимо отметить, что с учетом постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 28 мая 2010 года N 12-П с заявлением о формировании земельного участка под многоквартирным домом в органы местного самоуправления или в органы государственной власти вправе обратиться собственник помещения в многоквартирном доме.

Как предусмотрено частью 5 статьи 16 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации», со дня проведения государственного кадастрового учета земельного участка, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, такой земельный участок переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме.

Как предусмотрено ч. 5 ст. 16 Федерального закона от 29 декабря 2004 года № 189-ФЗ «О введении в действе Жилищного кодекса Российской Федерации» со дня проведения государственного кадастрового учета земельного участка, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, такой земельный участок переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме.

Исходя из положений, указанных в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 28 мая 2010 года N 12-П, а также в пунктах 66 и 67 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29 апреля 2010 года N 10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении вопросов, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», можно сделать вывод о том, что в нормах пункта 4 части 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации подразумевается земельный участок, на котором расположен один многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества.

Таким образом, в условиях, когда земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом, не образован (не сформирован), либо в условиях, когда на одном земельном участке расположено несколько многоквартирных домов, положения части 5 статьи 40 Закона N 218-ФЗ в части необходимости осуществления одновременно с государственной регистрацией права собственности на квартиру или нежилое помещение в многоквартирном доме также и государственной регистрации права собственности на земельный участок, относящийся к общему имуществу в многоквартирном доме, не могут быть применены ввиду факта отсутствия самого земельного участка, который относится к общему имуществу в конкретном многоквартирном доме. В этой связи в указанных условиях отсутствие (непредставление) заявления об осуществлении государственной регистрации права общей долевой собственности на земельный участок не должно препятствовать осуществлению государственной регистрации права на жилое (нежилое) помещение в многоквартирном доме.

В соответствии с п.139 Приказа Минэкономразвития России от 16.12.2015 № 543«Об установлении порядка ведения Единого государственного реестра неделимости, формы специальной регистрационной надписи на документе, выражающем содержание сделки, состава сведений, включаемых в специальную регистрационную надпись на документе, выражающем содержание сделки, и требований к ее заполнению, а также требований к формату специальной регистрационной надписи на документе, выражающем содержание сделки, в электронной форме, порядка изменения в ЕГРН сведений о местоположении границ земельного участка при исправлении реестровой ошибки» если жилое или нежилое помещение, машино-место входит в состав введенного в эксплуатацию многоквартирного дома, расположенного на земельном участке, сформированном (предоставленном) для строительства и (или) эксплуатации исключительно такого многоквартирного дома и принадлежащем застройщику на праве собственности, при наличии заявления о регистрации права общей долевой собственности наземельный участок, как на общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме, также осуществляются следующие действия:запись о государственной регистрации права собственности застройщика на земельный участок погашается на основании разрешения на ввод в эксплуатацию многоквартирного дома в порядке, предусмотренном пунктом 16 Порядка. Одновременно в отношении данного земельного участка вносятся записи о государственной регистрации права общей долевой собственности участника долевого строительства и застройщика. При этом в записи о государственной регистрации права общей долевой собственности застройщика при указании размера доли в праве вносятся либо слова «доля в праве общей долевой собственности пропорциональна размеру общей площади помещений, машино-мест, не переданных участникам долевого строительства», либо слова «доля в праве общей долевой собственности пропорциональна размеру общей площади помещений, машино-мест, не переданных участникам долевого строительства, а также помещений, машино-мест», далее указываются сведения о помещении, машино-месте (помещениях, машино-местах), принадлежащем (принадлежащих) застройщику;

Вышеуказанные действия осуществляются, если жилое или нежилое помещение, машино-место входит в состав введенного в эксплуатацию многоквартирного дома, расположенного на земельном участке, сформированном (предоставленном) для строительства и (или) эксплуатации исключительно такого многоквартирного дома и принадлежащем застройщику на праве собственности, при наличии заявления о регистрации права общей долевой собственности на земельный участок, как общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме.

На земельном участке находятся два многоквартирных дома, поставленных на кадастровый учёт, в том числе многоквартирный дом, в котором находится квартира, принадлежащая административному истцу.

Таким образом, расположение на одном земельном участке нескольких многоквартирных домов, говорит об отсутствии сформированного земельного участка под конкретным многоквартирным домом по смыслу статьи 16 Федерального Закона «О введении в действие Жилищного Кодекса Российской Федерации» №189-ФЗ.

В связи с тем, что земельный участок, на котором находится многоквартирный дом с находящейся в нем квартирой административного истца, сформирован для нескольких домов, тогда как участок, необходимый для эксплуатации конкретного многоквартирного жилого дома истца не сформирован. Возможность индивидуализации части участка применительно к одному дому отсутствует, так как в этом случае могут быть нарушены права остальных собственников того же участка. Земельный участок может использоваться всеми собственниками без его раздела, с другими собственниками административный истец свои требования не согласовывал.

Исходя из изложенного, государственная регистрация права общей долевой собственности на вышеуказанные объекты недвижимости не могла быть осуществлена.

Таким образом, суд считает отказ административного ответчика в государственной регистрации права на земельный участок с кадастровым номером от 15 марта 2021 года № КУВД 001/2020-27808216/2 законным и обоснованным, поскольку государственная регистрация права собственности на помещение в многоквартирном доме в силу части 4 статьи 1 и части 4 статьи 40 Закона № 218-ФЗ возможна только после постановки на государственный кадастровый учет самого многоквартирного дома, веденного в эксплуатацию в установленном порядке. В то же время на спорном земельном участке многоквартирный дом с кадастровым номером 58:29:1007014:5310 был поставлен на государственный кадастровый учет 06.04.2021, т.е. после принятого отказа по заявлению № КУВД-001/2020-27808216.

В силу ч. 1 ст. 219 КАС РФ если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Административный истец просит суд признать незаконным решение об отказе в государственной регистрации права от 15 марта 2021 года № КУВД-001/2020-27808216/2.

Следовательно, последним днем срока на обжалование указанного решения является 15 июня 2021 года.

Согласно имеющейся в материалах дела копии конверта, в котором поступило административное исковое заявление в адрес Железнодорожного районного суда г. Пензы, административный истец изначально обратился в суд 15 июня 2021 года, то есть в установленный законом срок.

Определением судьи Железнодорожного районного суда г. Пензы административный иск Москвичевой В.Е. к Управлению Росреестра по Пензенской области о признании решения об отказе государственной регистрации права собственности на объект недвижимого имущества незаконным возвращено как неподсудное данному суду.

Согласно Приказу Минэкономразвития России от 25.03.2016 N 173 «Об утверждении порядков и способов направления органом регистрации прав уведомлений, а также подлежащих выдаче после осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав представленных заявителем документов» утвержден Порядок и способы направления органом регистрации прав уведомлений о приостановлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, уведомлений об отказе в государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав и подлежащих выдаче после осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав подлинников представленных заявителем документов, уведомлений о прекращении осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав и представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав документов, уведомлений участников общей долевой собственности о внесенных в Единый государственный реестр недвижимости изменениях в части размеров принадлежащих им земельных долей, уведомлений залогодержателя о выдаче электронной закладной, уведомлений о государственной регистрации права собственности субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок или земельную долю, уведомлений об исправлении реестровой ошибки в случае, указанном в части 7 статьи 61 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (приложение N 1).

Согласно пп. 1 п. 1 Порядок устанавливает порядок и способы направления органом регистрации прав: уведомлений о приостановлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав (часть 7 статьи 29 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».

В соответствии с пп. 1,2 п.3 Порядка если необходимые для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав заявления и документы были представлены в орган регистрации прав в форме документов на бумажном носителе, уведомления, указанные в подпунктах 1 - 3 пункта 1 настоящего Порядка, а также документы, указанные в подпунктах 2, 3 пункта 1 настоящего Порядка (если выдача (направление) таких документов одновременно с соответствующим уведомлением предусмотрена Законом), выдаются (направляются) заявителю, а также в предусмотренных Законом случаях стороне сделки, которая не представляла заявление о государственной регистрации прав, одним из способов, указанных в заявлении: лично при обращении в орган регистрации прав или в многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг, в которые было подано заявление; почтовым отправлением по адресу, указанному в заявлении.

В силу п. 9 Порядка днем направления предусмотренных настоящим Порядком уведомлений в форме документов на бумажном носителе считается дата, указанная в реквизитах соответствующего документа.

Согласно выписке из журнала регистрации исходящей корреспонденции Москвичевой В.Е. 15 марта 2021 года по адресу: <адрес>, был направлен отказ в регистрации.

Согласно выписке из журнала регистрации исходящей корреспонденции Москвичевой В.Е. 15 марта 2021 года по адресу: <адрес>, был направлен отказ в регистрации.

Следовательно, уведомления о приостановлении государственной регистрации и об отказе в государственной регистрации были направлены в адрес административного истца Управлением Росреестра по Пензенской области надлежащим образом.

Исходя из установленных по делу обстоятельств, суд считает, что решение об отказе в государственной регистрации права от 15 марта 2021 года № КУВД-001/2020-27808216/2, вынесенное Отделом по Ленинскому и Октябрскому районам Пензенской области Управления Росреестра по Пензенской области в отношении земельного участка с кадастровым номером: , являющимся общим имуществом собственников помещений в МКД по адресу: <адрес>, не противоречит положениям нормативных актов, регулирующих возникшие правоотношения.

Руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд

р е ш и л :

Административные исковые требования Москвичевой Веры Евгеньевны к Управлению Росреестра по Пензенской области о признании решения об отказе государственной регистрации права собственности на объект недвижимого имущества незаконным оставить без удовлетворения.

Решение суда может быть обжаловано в Пензенский областной суд через Октябрьский районный суд г. Пензы в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.

Мотивированное решение изготовлено 10 февраля 2022 года.

Председательствующий