Дело № 2а-1870/2020 64RS0004-01-2020-002312-48
Решение
именем Российской Федерации
24 сентября 2020 года город Балаково
Балаковский районный суд Саратовской области в составе
судьи Курцевой И.А.,
при секретаре судебного заседания Лариной Н.В.,
с участием представителя административного истца ФИО1,
рассмотрев в судебном заседании административное дело по административному иску ФИО2 к Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области о признании незаконным решения об отказе во включении в региональный реестр пострадавших граждан, о возложении обязанности включить в региональный реестр пострадавших граждан,
установил:
ФИО2 обратился в суд с административным иском к Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области (далее Министерство), в котором просил признать незаконным распоряжение Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области №-р от ДД.ММ.ГГГГ в части отказа ФИО2 во включении в региональный реестр пострадавших граждан, обязать Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области включить ФИО2 в региональный реестр пострадавших граждан, указав в обоснование требований следующее.
ДД.ММ.ГГГГ между ЗАО «Саратовгесстрой» и ФИО2 был заключен договор долевого участия в строительстве многоэтажного жилого <адрес> из блок-секций повторного применения в микрорайоне № Г г. Балаково, по условиям которого ФИО2 принял на себя обязательство передать ЗАО «Саратовгесстрой» денежные средства в размере 1 510 280 руб., а ЗАО «Саратовгесстрой» после ввода жилого дома в эксплуатацию передать ФИО2 одну однокомнатную <адрес>, площадью <данные изъяты> кв.м, расположенную <адрес>.
ЗАО «Саратовгесстрой» свои обязательства по строительству дома и передачи квартиры не исполнило. Решением Арбитражного суда Саратовской области от ДД.ММ.ГГГГ по делу № ЗАО «Саратовгесстрой» признан несостоятельным (банкротом), открыто конкурсное производство.
Определением Арбитражного суда Саратовской области от ДД.ММ.ГГГГ требования участника строительства ФИО2 о передаче жилого помещения: № (по проектной документации), расположенной в № признаны обоснованными, включены в реестр требований кредиторов застройщика и не погашены, что подтверждается выпиской из реестра требований кредиторов. Таким образом, права ФИО2 были нарушены и до настоящего времени не восстановлены.
В целях защиты своих прав ФИО2 обратился в Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области с заявлением о включении в региональный реестр пострадавших граждан. Ведение указанного реестра предусмотрено ст. 5.1 Закона Саратовской области «О защите права на жилище участников строительства многоквартирных домов на территории Саратовской области». Данной статьей определены критерии для включения участников долевого строительства в целях обеспечения реализации мер содействия в восстановлении нарушенного права на жилище в региональный реестр граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и которые признаны пострадавшими в соответствии с ч.ч. 1, 2 указанной статьи. Данным критериям ФИО2 соответствует: его денежные средства были привлечены для строительства многоквартирного дома на территории области, который на момент такого привлечения денежных средств не введен в эксплуатацию; его денежные средства привлечены для строительства многоквартирного дома на территории области, не включенного в единый реестр проблемных объектов; он не состоит в региональном реестре пострадавших граждан в отношении одного и того же и (или) иного объекта незавершенного строительства; строительство многоквартирного дома было приостановлено на срок более девяти месяцев со дня истечения срока передачи жилого помещения, установленного договором.
Вместе с тем, ДД.ММ.ГГГГФИО2 отказано во включении в региональный реестр пострадавших граждан. В качестве основания для отказа указано, что объект <адрес><адрес> включен в план-график («дорожную карту»), а также в единый реестр проблемных объектов.
Отказ Министерства является незаконным и необоснованным так, как <адрес>, в которой должна была находиться одна однокомнатная <адрес> принадлежащая ФИО2, не включена в единый реестр проблемных объектов. Административный ответчик не учел данное обстоятельство при принятии решения об отказе ФИО2 во включении в региональный реестр пострадавших граждан, в связи с этим решение Министерства является незаконным и необоснованным, носящим формальный характер и подлежащим отмене.
Административный истец ФИО2, извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, о причинах неявки суду не сообщил, представил письменные объяснения (л.д. 94-101), из которых следует, что ФИО2 исполнил свои обязательства по оплате жилого помещения по договору долевого участия в строительстве на сумму 981 280 руб. Внесение денежных средств застройщику было им приостановлено, поскольку стало очевидно, что строительство многоквартирного дома не будет завершено. После объявления ЗАО «Саратовгесстрой» банкротом, участники долевого строительства имели на выбор 2 варианта защиты своих прав: создание ЖСК и достройка дома своими силами, в том числе с обязанностями по внесению средств на погашение текущих платежей застройщика и достройку дома; отказ от участия в кооперативе для достройки дома и обращение в страховую компанию, страховавшую ответственность застройщика на случай банкротства. Требования участников долевого строительства, проголосовавших за участие в ЖСК, были погашены в рамках передачи объекта кооперативу, а требования участников долевого строительства. Проголосовавших против ЖСК, были включены в денежный реестр кредиторов в рамках дела о банкротстве застройщика. В рамках дела о банкротстве ЗАО «Саратовгесстрой» требования ФИО2 не были погашены. Страховая компания также оказалась неспособной исполнить принятые на себя обязательства и была объявлена банкротом. Требования ФИО2 о выплате страхового возмещения были включены в реестр требований кредиторов страховщика, но до настоящего времени не исполнены. Таким образом, права ФИО2 не были восстановлены ни в рамках дела о банкротстве застройщика, ни в рамках дела о банкротстве страховщика.
В настоящее время восстановление прав дольщиков, пострадавших при банкротстве ЗАО «Саратовгесстрой», планируется посредством реализации инвестиционного проекта, участниками которого могут быть только граждане, включенные в региональный реестр пострадавших граждан. Вместе с тем, Министерство строительства и ЖКХ Саратовской области отказывает ФИО2 во включении в реестр пострадавших граждан, так как он не исполнил обязанность по оплате цены квартиры в полном объеме. По мнению административного истца, факт не полной оплаты цены договора долевого участия в строительстве не является препятствием для включения ФИО2 в региональный реестр пострадавших граждан и восстановления его прав посредством участия в инвестиционном проекте, поскольку он является добросовестным участником гражданского оборота, пострадавшим от действия недобросовестного застройщика.
Представитель административного истца ФИО1 в судебном заседании просила удовлетворить административный иск по основаниям, указанным в иске. Дополнила, что основанием оспариваемого отказа Министерства во включении административного истца в реестр пострадавших граждан является то обстоятельство, что <адрес> включена в единый реестр проблемных объектов, что не соответствует действительности. Других оснований для отказа в оспариваемом ответе не указано, в том числе, отсутствует ссылка на неполное исполнение ФИО2 своих обязательств по внесению денежных средств по договору долевого участия в строительстве, поэтому ссылка Министерства на данное обстоятельство является необоснованной.
Представитель административного ответчика, извещенного о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, представил письменные возражения на административное исковое заявление (л.д. 70-71), в которых просил рассмотреть дело в его отсутствие, отказать в удовлетворении административного иска по следующим основаниям. Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства по результатам рассмотрения представленных ФИО2 документов приняло решение об отказе во включении ФИО2 в региональный реестр пострадавших граждан в связи с тем, что статус заявителя не соответствует требованиям абз. 3 ч.1.2 ст. 5.1 Закона Саратовской области от ДД.ММ.ГГГГ№-ЗСО «О защите прав на жилище участников строительства многоквартирных домов на территории Саратовской области». Заявитель не полностью исполнил обязательство по оплате денежных средств по договору долевого участия в строительстве. Цена договора, заключенного между ЗАО «Саратовгесстрой» и ФИО2 составляет 1 510 280 руб., участник долевого строительства внес 981 280 руб. По ошибке отказ был основан на том, что многоквартирный дом включен в единый реестр проблемных объектов (далее – ЕРПО). По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ все блок секции блок секции (А, Б, В, Г, Д, Е, Ж, И, К, Л) объекта ЗАО «Саратовгесстрой» были включены в ЕРПО. ДД.ММ.ГГГГ был направлен запрос руководителю направления «Государственные сервисы – ЕИСЖС АО «ДОМ.РФ» о том, что часть объекта (блок- секции В, Г, Д, Е) была введена в эксплуатацию в 2018, но исключить из ЕРПО сведения не получилось. Запрос был зарегистрирован ДД.ММ.ГГГГ технической поддержкой, однако, только ДД.ММ.ГГГГ пришел запрос от службы поддержки ЕРПО о направлении разрешения на строительство и на ввод в эксплуатацию блок - секций В, Г, Д, Е для исключения из ЕРПО. На следующий день Министерство направило все необходимые документы в службу поддержки и блок-секции были исключены. На этот момент решение по заявлению ФИО2 уже было принято.
Руководствуясь положениями ч. 6 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ), суд рассмотрел дело в отсутствие неявившихся лиц, явка которых не признана судом обязательной.
Заслушав объяснения представителя административного истца, исследовав письменные доказательства, суд пришёл к выводу об удовлетворении административных исковых требований по следующим основаниям.
Частью 1 ст. 218 КАС РФ предусмотрено, что гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии со ст. 226 КАС РФ для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, необходимо наличие двух обязательных условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ между ЗАО «Саратовгесстрой» и ФИО2 был заключен договор долевого участия в строительстве <адрес>, по условиям которого ФИО2 принял на себя обязательство передать ЗАО «Саратовгесстрой» денежные средства в размере 1 510 280 руб., а ЗАО «Саратовгесстрой» после ввода жилого дома в эксплуатацию передать ФИО2 одну однокомнатную <адрес>, <адрес> (л.д. 12-18).
ФИО2 частично выполнил свои обязательства по оплате денежных средств по договору, внеся сумму в размере 981 280 руб., что подтверждается квитанциями (л.д. 19-20).
ЗАО «Саратовгесстрой» свои обязательства по строительству дома и передачи квартиры не исполнило. Решением Арбитражного суда Саратовской области от ДД.ММ.ГГГГ по делу № ЗАО «Саратовгесстрой» признан несостоятельным (банкротом), открыто конкурсное производство (л.д. 21-35).
Определением Арбитражного суда Саратовской области от ДД.ММ.ГГГГ требования участника строительства ФИО2 о передаче жилого помещения: однокомнатной <адрес>, общей <адрес> (стр.) признаны обоснованными, включены в реестр требований кредиторов застройщика и не погашены, что подтверждается выпиской из реестра требований кредиторов (37-52, 53).
ФИО2 обратился в Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области с заявлением о включении в региональный реестр пострадавших граждан.
Решением от ДД.ММ.ГГГГ№-р Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области ФИО2 отказано во включении в региональный реестр пострадавших граждан, что подтверждается письменным уведомлением № (л.д. 54). В качестве основания для отказа указано, что объект жилой <адрес> (б/с А, Б, В, Г, Д, Е) в <адрес> включен в План-график («дорожную карту»), а также в единый реестр проблемных объектов.
Согласно ч.ч. 3, 4 ст. 23 Федерального закона Российской Федерации от 30.12.2004 № 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» (далее Федеральный закон № 214-ФЗ) государственный контроль (надзор) в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого осуществляется данное строительство (далее - контролирующий орган).
Уполномоченный орган, в том числе, издает в пределах своей компетенции нормативные правовые акты, необходимые для осуществления государственного регулирования в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости.
Для реализации мероприятий по восстановлению прав граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, включенных в единый реестр проблемных объектов, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) утверждается соответствующий план-график реализации таких мероприятий.
Согласно ч.ч. 1, 1.1, 1.2 Закона Саратовской области от 02.08.2012 N 122-ЗСО "О защите права на жилище участников строительства многоквартирных домов на территории Саратовской области", в соответствии с федеральным законодательством для реализации мероприятий по восстановлению прав граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов на территории области, включенных в единый реестр проблемных объектов, указанный в статье 23.1 Федерального закона от 30 декабря 2004 года N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" (далее - единый реестр проблемных объектов), Губернатор области утверждает соответствующий план-график реализации таких мероприятий.
В целях обеспечения реализации мер содействия в восстановлении нарушенных прав на жилище участников строительства в рамках реализации масштабных инвестиционных проектов в соответствии со статьей 5.2 настоящего Закона уполномоченный орган в порядке, определенном Правительством области, ведет реестр граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и которые признаны пострадавшими в соответствии с частью 1.2 настоящей статьи (далее - региональный реестр пострадавших граждан).
В целях ведения регионального реестра пострадавших граждан пострадавшим может быть признан гражданин:
чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирного дома на территории области, который на момент такого привлечения денежных средств не введен в эксплуатацию в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности;
надлежащим образом полностью исполнивший обязательства по оплате денежных средств по договору, направленному на привлечение денежных средств гражданина для строительства многоквартирного дома с последующим возникновением у гражданина права собственности на жилое помещение в таком многоквартирном доме в целях, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности (далее - договор), либо по соглашению (договору) об уступке прав требований по договору;
чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирного дома на территории области, не включенного в единый реестр проблемных объектов, или не состоящий в региональном реестре пострадавших граждан в отношении одного и того же и (или) иного объекта незавершенного строительства (далее - для целей настоящей статьи пострадавший гражданин);
одновременно с вышеуказанным соответствующий одному или нескольким критериям:
а) привлечение денежных средств пострадавшего гражданина для строительства многоквартирного дома, строительство которого не начато до дня истечения срока передачи жилого помещения, установленного договором, или приостановлено на срок более девяти месяцев со дня истечения срока передачи жилого помещения, установленного договором;
б) привлечение денежных средств пострадавшего гражданина для строительства многоквартирного дома, в отношении которого выдано заключение уполномоченных органов о несоответствии процессов строительства многоквартирного дома требованиям технических регламентов, проектной документации, иным обязательным требованиям, что препятствует вводу многоквартирного дома в эксплуатацию и очевидно свидетельствует о том, что в предусмотренный договором срок жилое помещение в многоквартирном доме не будет передано пострадавшему гражданину;
в) признание пострадавшего гражданина потерпевшим в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации в рамках уголовного дела по факту нарушения прав граждан, повлекшего неполучение пострадавшим гражданином жилого помещения, при наличии вступившего в законную силу приговора суда, в соответствии с которым установлена вина лиц, выполнявших управленческие, организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в организации, которая являлась застройщиком и (или) иным лицом, привлекшим денежные средства пострадавшего гражданина для строительства многоквартирного дома;
г) установление в судебном решении факта нарушения прав пострадавшего гражданина в связи с привлечением застройщиком или иным лицом денежных средств для строительства многоквартирного дома двух или более лиц в отношении одного и того же жилого помещения, расположенного в составе многоквартирного дома, и неисполнения перед пострадавшим гражданином обязательства по передаче такого жилого помещения либо по возврату в полном объеме денежных средств в связи с невозможностью передачи такого жилого помещения;
д) наличие не исполненного перед пострадавшим гражданином обязательства по передаче жилого помещения либо по возврату денежных средств в связи с невозможностью передачи такого жилого помещения или денежных средств застройщиком или иным лицом, привлекшим денежные средства пострадавшего гражданина для строительства многоквартирного дома, признанным несостоятельным (банкротом) и в отношении которого завершена процедура конкурсного производства, либо застройщиком или иным лицом, привлекшим денежные средства пострадавшего гражданина для строительства многоквартирного дома, ликвидированным или исключенным из единого государственного реестра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в установленном законом порядке.
Пунктами 7, 8, 11, 14 Постановление Правительства Саратовской области от 31.07.2019 N 539-П "О порядке ведения регионального реестра пострадавших граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены на территории Саратовской области" (вместе с "Положением о порядке ведения регионального реестра пострадавших граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены на территории Саратовской области"), установлено, что решение о включении, об отказе во включении, о внесении изменений в региональный реестр пострадавших граждан принимается уполномоченным органом по результатам рассмотрения письменного заявления гражданина по форме согласно приложению N 1 к настоящему Положению.
Для принятия решения о включении в региональный реестр пострадавших граждан необходим: 1) документ, удостоверяющий личность; 2) договор, подтверждающий возникновение правоотношений между пострадавшим гражданином и лицом, привлекшим денежные средства для строительства многоквартирного дома, не исполнившим обязательства по передаче жилого помещения пострадавшему гражданину; 3) платежные документы, подтверждающие исполнение пострадавшим гражданином полностью обязательств по договору; 4) вступивший в законную силу судебный акт о включении требований пострадавшего гражданина к застройщику многоквартирного дома в реестр требований кредиторов о передаче жилых помещений в случае введения в отношении застройщика одной из процедур, применяемых в деле о банкротстве застройщика (при наличии); 5) выписка из реестра требований кредиторов, содержащая информацию о том, что требование заявителя в размере денежных средств, оплаченных застройщику, включенное в реестр требований кредиторов недобросовестного застройщика в рамках дела о несостоятельности (банкротстве) недобросовестного застройщика, не удовлетворено по причине недостаточности имущества должника (при наличии); 6) документ, подтверждающий погашение требований заявителя, включенных в реестр требований о передаче жилых помещений в рамках дела о несостоятельности (банкротстве) недобросовестного застройщика, в соответствующей части путем передачи недостроенного многоквартирного дома жилищно-строительному кооперативу (при наличии); 7) документ, подтверждающий право собственности заявителя на долю в многоквартирном доме, строительство которого не завершено, зарегистрированного органом, осуществляющим государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав (при наличии); 8) судебное решение, устанавливающее факт нарушения прав пострадавшего гражданина в связи с привлечением застройщиком или иным лицом денежных средств для строительства многоквартирного дома двух или более лиц в отношении одного и того же жилого помещения, расположенного в составе многоквартирного дома, и неисполнения перед пострадавшим гражданином обязательства по передаче такого жилого помещения либо по возврату в полном объеме денежных средств в связи с невозможностью передачи такого жилого помещения (при наличии).
Решение о включении заявителя, об отказе во включении, о внесении изменений в региональный реестр пострадавших граждан, принимается уполномоченным органом в течение 15 рабочих дней с даты поступления заявления.
Заявитель не подлежит включению в региональный реестр пострадавших граждан при наличии одного из следующих условий:
1) статус заявителя не соответствует требованиям части 1.2 статьи 5.1 Закона;
2) непредставление или представление не в полном объеме документов из числа предусмотренных подпунктами 1 - 3 пункта 8 настоящего Положения.
Как следует из содержания оспариваемого решения Министерства о включении ФИО2 в региональный реестр пострадавших граждан от ДД.ММ.ГГГГ, основанием отказа явилось включение блок - секции «В», в числе других блок - секций многоквартирного, где расположена квартира ФИО2, в План-график («дорожную карту»), а также в единый реестр проблемных объектов.
В силу ч.ч. 1.1. – 1.3. ст. 23.1 Федерального закона от 30.12.2004 N 214-ФЗ единый реестр проблемных объектов представляет собой систематизированный перечень сведений о проблемных объектах. При этом под проблемными объектами понимаются многоквартирные дома и (или) иные объекты недвижимости, в отношении которых застройщиком более чем на шесть месяцев нарушены сроки завершения строительства (создания) многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости и (или) обязанности по передаче объекта долевого строительства участнику долевого строительства по зарегистрированному договору участия в долевом строительстве либо застройщик признан банкротом и в отношении его открыто конкурсное производство в соответствии с Федеральным законом от 26 октября 2002 года N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)", если при банкротстве застройщика применяются правила параграфа 7 главы IX указанного Федерального закона (далее - проблемные объекты).
Единый реестр застройщиков, единый реестр проблемных объектов формируются в электронной форме в единой информационной системе жилищного строительства средствами, предусмотренными программно-аппаратным комплексом этой системы, на основании сведений, размещаемых субъектами информации.
При формировании единого реестра проблемных объектов единая информационная система жилищного строительства должна обеспечивать возможность категорирования проблемных объектов исходя из:
1) наличия или отсутствия договоров участия в долевом строительстве, заключенных в отношении проблемных объектов;
2) наличия определения арбитражного суда о передаче объекта незавершенного строительства жилищно-строительному кооперативу или иному специализированному потребительскому кооперативу либо определения арбитражного суда о передаче приобретателю имущества и обязательств застройщика, вынесенных в соответствии со статьями 201.10 и 201.15-1 Федерального закона от 26 октября 2002 года N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)";
3) отнесения проблемного объекта к объекту капитального строительства жилого назначения в соответствии с разрешением на строительство.
Основанием исключения проблемных объектов из единого реестра проблемных объектов является, в частности, ввод соответствующего объекта в эксплуатацию.
Постановлением Правительства РФ от 25.09.2018 N 1133 "Об установлении адреса сайта единой информационной системы жилищного строительства в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", установлен адрес сайта https://наш.дом.рф/ в качестве адреса сайта единой информационной системы жилищного строительства в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Как следует из письменных возражений административного ответчика и представленных документов указанна блок – секция была включена в единый реестр проблемных объектов ошибочно. ДД.ММ.ГГГГ Министерством был направлен запрос руководителю направления «Государственные сервисы – ЕИСЖС АО «ДОМ.РФ» о том, что часть объектов, в том числе блок - секция «В» была введена в 2018 в эксплуатацию, однако исключить из ЕРПО сведения не получилось (л.д. 81). ДД.ММ.ГГГГ запрос зарегистрирован технической поддержкой (л.д. 82). Согласно ответу на запрос от службы поддержки ЕРПО от ДД.ММ.ГГГГ следует, что административному ответчику предложено направить в службу технической поддержки разрешение на строительство и разрешение на ввод объекта в эксплуатацию ЗАО «Саратовгесстрой», в том числе в отношении блок - секции «В», для исключения из ЕРПО (л.д. 83), после направления Министерством указанных документов блок - секция «В» исключена из ЕРПО.
Таким образом, на момент принятия Министерством решения об отказе ФИО2 во включении в реестр пострадавших граждан по основанию, что объект долевого участия в строительстве включен в единый реестр проблемных объектов, объект строительств - <адрес> не мог быть включен в ЕРПО, так как был введен в эксплуатацию в 2018. О том, что указанный объект долевого участия в строительстве включен в ЕРПО ошибочно, было известно административному ответчику на момент принятия оспариваемого решения, что следует из переписки об исключении данного объекта из ЕРПО.
При таких обстоятельствах, учитывая, что других оснований отказа ФИО2 во включении в реестр пострадавших граждан в оспариваемом решении Министерства не указано, в том числе таких, как неисполнение участником долевого строительства обязательств по оплате договора в полном объеме, суд признает оспариваемое решение незаконным.
В целях восстановления прав административного истца, учитывая, что отказ Министерства признан судом незаконным, административного ответчика следует обязать включить ФИО2 в региональный реестр пострадавших граждан.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
удовлетворить административный иск.
Признать незаконным распоряжение Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области от ДД.ММ.ГГГГ№ в части отказа ФИО2 во включении в региональный реестр пострадавших граждан.
Обязать Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области включить ФИО2 в региональный реестр пострадавших граждан.
Взыскать с Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области в пользу ФИО2 судебные расходы по оплате государственной пошлины в сумме 300 руб.
В течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме на него может быть подана апелляционная жалоба в Судебную коллегию по административным делам Саратовского областного суда через Балаковский районный суд Саратовской области.
Судья И.А. Курцева
В окончательной форме решение изготовлено 08.10.2020.
Судья И.А. Курцева