ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1871/2021 от 06.04.2021 Индустриального районного суда г. Барнаула (Алтайский край)

Дело № 2а-1871/2021

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

06 апреля 2021 года город Барнаул

Индустриальный районный суд города Барнаула Алтайского края в составе:

председательствующего судьи Огнивенко О.Б.,

при секретаре Фонаковой Ю.Е.,

с участием представителя административного истца ФИО1,

представителя административного ответчика ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО3, действующей через представителя ФИО1, к Управлению имущественных отношений Алтайского края о признании незаконным решения, возложении обязанности.

У С Т А Н О В И Л :

Административный истец ФИО3, действующая через представителя ФИО1, обратилась в суд с административным исковым заявлением, в котором просит признать незаконным решение Управления имущественных отношений Алтайского края, выраженное в письме от 20.11.2020 № 48/12753 об отказе ФИО3 в предварительном согласовании предоставления в собственность без торгов земельного участка, общей площадью 1040 кв.м., в кадастровом квартале ***, расположенном по адресу: <адрес> (согласно схемы), для индивидуального жилищного строительства; возложить обязанность на Управление имущественных отношений Алтайского края принять решение о предварительном согласовании предоставления в собственность без торгов земельного участка, общей площадью 1040 кв.м., в кадастровом квартале ***, расположенном по адресу: <адрес> (согласно схемы), для индивидуального жилищного строительства по заявлению ФИО3 от ДД.ММ.ГГГГ; взыскать с административного ответчика в пользу административного истца сумму в размере 2 200 рублей, уплаченную за совершение нотариального действия - оформления доверенности; взыскать с административного ответчика в пользу административного истца сумму в размере 300 рублей, уплаченную государственную пошлину.

Впоследствии административный истец, действуя через представителя ФИО1, уточнила исковые требования в части признания незаконным решения об отказе в предварительном согласовании предоставления в собственность без торгов земельного участка, просила признать незаконным решение Управления имущественных отношений Алтайского края, выраженное в письме от ДД.ММ.ГГГГ*** о возврате заявления ФИО3 о предварительном согласовании предоставления в собственность без торгов земельного участка, общей площадью 1040 кв.м, в кадастровом квартале ***, расположенного по адресу: <адрес> (согласно схеме), для индивидуального жилищного строительства.

В обоснование административного искового заявления административный истец указывает, что как состоящая на учете граждан, имеющих трех и более детей и желающих приобрести земельный участок, она обратилась в Управление имущественных отношений Алтайского края с заявлением о предварительном согласовании предоставления в собственность без торгов обозначенного земельного участка для индивидуального жилищного строительства в соответствии со ст. 11.10, пп. 6 ст. 39.5, ст. 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации, законом Алтайского края от 09.11.2015 года № 98-ЗС «О бесплатном предоставлении в собственность земельных участков».

Ответом Управления имущественных отношений Алтайского края № 48/12753 от 20.11.2020 ей возвращено заявление ввиду того, что Алтайкрайимущество является неуполномоченным органом по рассмотрению заявлений граждан, состоящих на учете в органе местного самоуправления в целях бесплатного предоставления в собственность земельных участков для индивидуального жилищного строительства или ведения личного подсобного хозяйства, по месту постоянного проживания за территорией городского округа-города Барнаула Алтайского края со ссылкой на п. 3 ст. 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации.

С указанным отказом административный истец не согласен, считает его незаконным и необоснованным ввиду нижеследующего.

ДД.ММ.ГГГГ административный истец, действующая через представителя, обратилась в Алтайкрайимущество, а именно с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка, которое было направлено почтой России ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается почтовой квитанцией.

Административный ответчик заявление административного истца получил ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается отчетом об отслеживании почтовых отправлений.

В п. 3 ст. 2 Закона Алтайского края от 02.11.20202 № 82-ЗС «О внесении изменений в закон Алтайского края «О бесплатном предоставлении в собственность земельных участков» указано, если до дня вступления в силу настоящего Закона подано заявление о предварительном согласовании предоставления земельного участка, о предоставлении земельного участка бесплатно в собственность без торгов или принято решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка, предоставление таких земельных участков осуществляется в соответствии с ч. 3.3 ст. 3 закона Алтайского края от 09.11.2015 № 98-ЗС «О бесплатном предоставлении в собственность земельных участков» в редакции, действующей до дня вступления в силу настоящего Закона.

В силу ст. 3 Закона Алтайского края от 09.11.2015 № 98-ЗС «О бесплатном предоставлении в собственность земельных участков» право на бесплатное предоставление в собственность земельных участков для индивидуального жилищного строительства или ведения личного подсобного хозяйства имеют граждане, имеющие трех и более детей, нуждающиеся в жилых помещениях, совместно проживающие с детьми, состоящие на учете в целях бесплатного предоставления в собственность земельных участков для индивидуального жилищного строительства или ведения личного подсобного хозяйства (часть 3).

В судебном заседании административный истец ФИО3 не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежаще.

Представитель административного истца ФИО1 в судебном заседании на удовлетворении административного искового заявления настаивала в полном объеме по основаниям, изложенным в уточненном административном исковом заявлении.

Представитель административного ответчика ФИО2 в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных исковых требований по основаниям, изложенным в письменном отзыве на административное исковое заявление, а именно поскольку согласно пп. 6 ст. 39.5 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), ч.ч. 3.3 ст. 3 закона Алтайского края от 09.11.2015 № 98-ЗС «О бесплатном предоставлении в собственность земельных участков» (далее - Закон № 98-ЗС) многодетные граждане, состоящие на учете в органах местного самоуправления, имеют право на предоставление в собственность бесплатно самостоятельно выбранного ими земельного участка для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства независимо от места постоянного проживания таких граждан на территории Алтайского края, в том числе на территории иных муниципальных районов или городских округов Алтайского края, за исключением территории городского округа - города Барнаула Алтайского края. Гражданам, состоящим на учете на территории города Барнаула, земельные участки в соответствии с настоящей частью могут быть предоставлены на территории иных муниципальных районов или городских округов Алтайского края, а также в следующих населенных пунктах, входящих в состав территории города Барнаула: селах <адрес>

Соответствующие изменения вступили в силу с ДД.ММ.ГГГГ, поскольку закон вступает в силу через 10 дней после его официального опубликования (был опубликован ДД.ММ.ГГГГ на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru (п. 3 ст. 2 Закона Алтайского края от 02.11.2020 № 82-ЗС).

Ранее, до внесения таких изменений, ч. 3.3 ст. 3 Закона *** - ЗС было предусмотрено, что граждане, имеющие трех и более детей и состоящие на учете в целях бесплатного предоставления в собственность земельных участков для индивидуального жилищного строительства или ведения личного подсобного хозяйства, имеют право на предоставление в собственность бесплатно самостоятельно выбранного ими земельного участка для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства независимо от места постоянного проживания таких граждан на территории <адрес>.

Пунктом 3 ст. 2 Закона Алтайского края от 02.11.2020 № 82-ЗС «О внесении изменений в закон Алтайского края «О бесплатном предоставлении в собственность земельных участков» установлено, что в случае, если до дня вступления в силу настоящего Закона подано заявление о предварительном согласовании предоставления земельного участка, о предоставлении земельного участка бесплатно в собственность без торгов или принято решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка, предоставление таких земельных участков осуществляется в соответствии с ч. 3.3 ст. 3 Закона № 98 - ЗС в редакции, действующей до дня вступления в силу настоящего Закона.

В соответствии с п. 3 ст. 39.15 Кодекса заявление о предварительном согласовании предоставления земельного участка подлежит возврату, если оно не соответствует положениям п. 1 ст. 39.15 Кодекса, подано в иной уполномоченный орган или к заявлению не приложены документы, предоставляемые в соответствии с п. 2 ст. 39.15 Кодекса.

Статья 4 Закона - № 98-ЗС определяет порядок учета граждан, имеющих право на бесплатное предоставление земельного участка для индивидуального жилищного строительства и личного подсобного хозяйства.

Часть 1 статьи 4 Закона - № 98-ЗС устанавливает, что учет граждан, в целях бесплатного предоставления в собственность земельных участков для индивидуального жилищного строительства или ведения личного подсобного хозяйства осуществляют органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов, на территории которых они постоянно проживают, на основании заявлений данных граждан с учетом особенностей, установленных настоящим Законом.

Далее представитель административного ответчика указала, что из представленных на рассмотрение документов следует, что регистрация административного истца по месту постоянного проживания на территории городского округа - город Барнаул Алтайского края отсутствует. ФИО3 состоит на учете в целях бесплатного предоставления в собственность земельных участков для индивидуального жилищного строительства или ведения личного подсобного хозяйства в ином муниципальном районе <адрес>. Этот же адрес указан в административном исковом заявлении.

Полагает, что, исходя из вышеуказанных норм права, административный истец должен стоять на учете в целях бесплатного предоставления в собственность земельных участков для индивидуального жилищного строительства или ведения личного подсобного хозяйства в <адрес> - по месту своей регистрации.

Указывает, что ФИО3 ДД.ММ.ГГГГ почтой направила в <адрес>имущество заявление о предварительном согласовании предоставления в собственность без торгов земельного общей площадью 1040 кв.м., местоположением: <адрес>, (согласно схеме), для индивидуального жилищного строительства.

Данное заявление поступило в Управление и зарегистрировано ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ указанное заявление возвращено ФИО3 без рассмотрения в связи с тем, что у заявителя отсутствует регистрация по месту постоянного проживания на территории городского округа - города Барнаула Алтайского края (административный истец зарегистрирован и проживает в <адрес>).

В связи с чем считает, что Алтайкрайимущество является не уполномоченным органом по рассмотрению заявления административного истца по ч. 3.3 ст. 3 Закона - № 98-ЗС и в соответствии с п. 3 ст. 39.15 Кодекса заявление было возвращено. Алтайкрайимущество не является уполномоченным органом по рассмотрению подобного заявления.

Указывает, что в силу п. 3 ст. 39.15 Кодекса Российской Федерации заявление о предварительном согласовании предоставления земельного участка подлежит возвращению заявителю уполномоченным органом в течение десяти дней со дня поступления заявления, если оно не соответствует требованиям пункта 1 настоящей статьи, подано в иной уполномоченный орган или к заявлению не приложены документы, предусмотренные пунктом 2 настоящей статьи. При этом заявителю должны быть указаны причины возврата заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка.

Данный возврат является законным и обоснованным по следующим основаниям.

Согласно п. 4 ст. 39.15 Кодекса Российской Федерации рассмотрение заявлений о предварительном согласовании предоставления земельных участков осуществляется в порядке их поступления.

В соответствии с п. 2.4.1 приказа Главалтайимущества от 11.08.2016 № 61 (ред. от 16.06.2020) «Об утверждении Административного регламента предоставления государственной услуги «Предварительное согласование предоставления земельного участка» срок предоставления государственной услуги, с учетом необходимости обращения в органы и организации, участвующие в ее предоставлении, составляет 30 дней со дня поступления заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка без проведения торгов.

По смыслу вышеприведенных правовых норм услуга по предварительному согласованию предоставления земельного участка осуществляется не с момента направления соответствующего заявления, как полагает представитель административного истца, а с момента поступления (регистрации) такого заявления в уполномоченный орган.

Поскольку заявление ФИО3 поступило в Алтайкрайимущество на рассмотрение 13.11.2020 (что подтверждается отчетом об отслеживании и входящим штампом Алтайкрайимущества), то есть уже после вступления в силу изменений, принятых Законом Алтайского края от 02.11.2020 № 82-ЗС, и в иной уполномоченный орган (не по месту ее регистрации), заявление правомерно в силу прямого указания закона было возвращено без рассмотрения.

Вышеизложенная позиция Алтайкрайимущества согласуется с определениями Первого кассационного суда общей юрисдикции от ДД.ММ.ГГГГ***, от ДД.ММ.ГГГГ***, с кассационным определением Второго кассационного суда общей юрисдикции от ДД.ММ.ГГГГ***а-818/2019.

Кроме того, требование административного истца обязать Алтайкрайимущество предоставить административному истцу спорный земельный участок для индивидуального жилищного строительства в соответствии с частью 5 статьи 3 Законом № 98-ЗС также не подлежит удовлетворению, поскольку судебные органы не могут подменять собой уполномоченные органы на предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Суд, рассматривая спор о защите нарушенного права, проверяет наличие такого права у заявителя, а не принимает решение за орган власти, дав, тем самым, возможность заявителю приобрести права на земельный участок, обойдя установленную законом процедуру предоставления, поскольку суд не может предрешать существа решения, которое должно быть принято. Иное повлечет ограничение права органа государственной власти на самостоятельное решение вопросов в пределах представленных законодательством Алтайкрайимуществу полномочий и нарушает установленный статьей 10 Конституции РФ принцип разделения властей.

Кроме того, указывает, что административным истцом заявлено требование о взыскании с Алтайкрайимущества суммы 2200 руб. уплаченную за совершение нотариального действия.

В этой связи Алтайкрайимущество считает необходимым отметить следующее.

Согласно пункту 2 Постановления пленума Верховного суда РФ № 1 от 21.01.2016 «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела» расходы на оформление доверенности представителя могут быть признаны судебными издержками, если такая доверенность выдана для участия представителя в конкретном деле или конкретном судебном заседании по делу.

Заявляя соответствующие требования, административному истцу надлежало приложить копию доверенности, для того, чтобы у Алтайкрайимущества была возможность дать ей правовую оценку. При отсутствии такой копии полагает, что если в доверенности не указано конкретное дело, для представления интересов которого представителю выдана доверенность, заявленные требования не подлежат удовлетворению.

Кроме того, в административном исковом заявлении в нарушение требований п. 1 ч. 2 ст. 62, ч. 2 ст. 220 КАС РФ истцом не указано, каким именно положениям нормативных правовых актов не соответствует решение Алтайкрайимущества.

Учитывая изложенное, Алтайкрайимущество считает заявленные требования незаконными и необоснованными и просит отказать в их удовлетворении в полном объеме.

Заинтересованное лицо ФИО4 в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежаще, представил в суд заявление о рассмотрении административного искового заявления в его отсутствие.

В соответствии с положениями ст. 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судом определено о рассмотрении административного дела в отсутствие административного истца ФИО3, заинтересованного лица ФИО4

Выслушав лиц участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, проанализировав представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.

Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии с ч. 9 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет, в том числе: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

По смыслу положений статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий: несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца. При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.

Административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов (ч. 1 ст. 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

Пропущенный по указанной в части 6 настоящей статьи или иной уважительной причине срок подачи административного искового заявления может быть восстановлен судом, за исключением случаев, если его восстановление не предусмотрено настоящим Кодексом (ч. 7 ст. 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

В ходе рассмотрения дела установлено, что предусмотренный действующим законодательством срок на обжалование отказа в принятии заявления от ДД.ММ.ГГГГ*** в рассматриваемом случае не пропущен, поскольку с настоящим иском административный истец ФИО3 обратилась в суд ДД.ММ.ГГГГ, то есть в предусмотренные законодательством сроки.

Пунктом 6 статьи 39.5 Земельного кодекса Российской Федерации определено, что предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину или юридическому лицу в собственность бесплатно на основании решения уполномоченного органа осуществляется в случае предоставления земельного участка гражданам, имеющим трех и более детей, в случае и в порядке, которые установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Органами государственной власти субъектов Российской Федерации может быть предусмотрено требование о том, что такие граждане должны состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях или у таких граждан имеются основания для постановки их на данный учет, а также установлена возможность предоставления таким гражданам с их согласия иных мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями взамен предоставления им земельного участка в собственность бесплатно.

Согласно ч.3, 3.3 статьи 3 Закона Алтайского края от 9 ноября 2015 года № 98-ЗС «О бесплатном предоставлении в собственность земельных участков» право на бесплатное предоставление в собственность земельных участков для индивидуального жилищного строительства или ведения личного подсобного хозяйства имеют граждане, имеющие трех и более детей, нуждающиеся в жилых помещениях, совместно проживающие с детьми, состоящие на учете в целях бесплатного предоставления в собственность земельных участков для индивидуального жилищного строительства или ведения личного подсобного хозяйства и проживающие на территории Алтайского края не менее двух лет до даты подачи заявления о постановке на учет в целях бесплатного предоставления в собственность земельных участков.

Граждане, указанные в части 3 настоящей статьи, имеют право на предоставление в собственность бесплатно самостоятельно выбранного ими земельного участка для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства независимо от места постоянного проживания таких граждан на территории Алтайского края, в том числе на территории иных муниципальных районов или городских округов Алтайского края, за исключением территории городского округа - города Барнаула Алтайского края (далее - город Барнаул). Гражданам, состоящим на учете на территории города Барнаула, земельные участки в соответствии с настоящей частью могут быть предоставлены на территории иных муниципальных районов или городских округов Алтайского края, а также в следующих населенных пунктах, входящих в состав территории города Барнаула: селах Власиха, Гоньба, Лебяжье, станциях Власиха, Железнодорожная Казарма 242 км, Железнодорожная Казарма 250 км, Железнодорожная Казарма 253 км, Ползуново, поселках Бельмесево, Березовка, Борзовая Заимка, Землянуха, Казенная Заимка, Конюхи, Лесной, Мохнатушка, Научный Городок, Новомихайловка, Плодопитомник, Пригородный, Садоводов, Центральный, Черницк, Ягодное.

Предоставление земельного участка в случае, указанном в части 3.3 настоящей статьи, осуществляется без учета очередности в порядке, предусмотренном статьями 39.14 - 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации, а также является основанием для снятия граждан с учета в целях бесплатного предоставления в собственность земельных участков для индивидуального жилищного строительства или ведения личного подсобного хозяйства и не дает права на повторное предоставление земельного участка для индивидуального жилищного строительства или ведения личного подсобного хозяйства в соответствии с настоящим Законом (ч. 3.4 Закона Алтайского края от 9 ноября 2015 года № 98-ЗС «О бесплатном предоставлении в собственность земельных участков»).

В судебном заседании установлено, что 13.11.2020 ФИО3 обратилась в Управление имущественных отношений Алтайского края с заявкой *** о предоставлении ей в собственность без торгов земельного участка общей площадью 1040 кв.м., в кадастровом квартале ***, расположенном по адресу: <адрес> (согласно схемы), для индивидуального жилищного строительства в соответствии с ст. 11.10, п.п. 6 ст. 39.5, ст. 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации и Законом Алтайского края от 09.11.2015 № 98-ЗС.

Письмом от ДД.ММ.ГГГГ*** заместителя начальника Управления имущественных отношений <адрес>ДАННЫЕ ФИО5 заявителю ФИО3 возвращено заявление о предварительном согласовании о предоставлении земельного участка без торгов на основании п. 3 ст. 39.15 Земельного кодекса РФ.

В обоснование отказа указано, регистрация заявителя по месту постоянного проживания на территории г. Барнаула отсутствует, ФИО3 состоит на учете в целях бесплатного предоставления в собственность земельных участков для индивидуального жилищного строительства или ведения личного подсобного хозяйства в ином муниципальном районе Алтайского края.

Таким образом, Алтайкрайимущество является не уполномоченным органом по рассмотрению заявлений граждан, состоящих на учете в органе местного самоуправления в целях бесплатного предоставления в собственность земельных участков для индивидуального жилищного строительства или ведения личного подсобного хозяйства по месту постоянного проживания за территорией городского округа - город Барнаул Алтайского края.

Согласно ст. 15 Земельного кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.

В соответствии со ст. 39.1 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются, в том числе на основании решения органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование.

Статьей 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 настоящего Кодекса.

В соответствии со статьей 1 Закона Алтайского края от 23 декабря 2014 года № 102-ЗС «О перераспределении полномочий между органами местного самоуправления муниципального образования город Барнаул Алтайского края и органами государственной власти Алтайского края» орган исполнительной власти Алтайского края в сфере управления и распоряжения земельными участками осуществляет полномочия органов местного самоуправления муниципального образования город Барнаул Алтайского края по предоставлению земельных участков, находящихся в границах муниципального образования город Барнаул Алтайского края, государственная собственность на которые не разграничена, за исключением земельных участков, предоставляемых для завершения строительства индивидуальных жилых домов, для эксплуатации индивидуальных жилых домов, в том числе самовольно созданных, а также земельных участков, предоставляемых для эксплуатации погребов, гаражей и гаражных боксов, машино-мест, парковочных мест, иных объектов, расположенных в составе объектов недвижимости гаражного назначения, для размещения металлических, сборных железобетонных гаражей, индивидуальных погребов и хозяйственных построек, палаток, лотков, киосков, комплексов мелкорозничной торговли и иных объектов розничной торговли, общественного питания, бытового обслуживания, право собственности на которые не подлежит государственной регистрации в установленном законом порядке; а также земельных участков, предоставляемых гражданам для огородничества, садоводческим, огородническим некоммерческим организациям или их членам в собственность.

В силу пункта 1.1 указа Губернатора Алтайского края от 3 ноября 2016 года № 131 «Об утверждении Положения об управлении имущественных отношений Алтайского края» Управление имущественных отношений Алтайского края в соответствии с полномочиями, предусмотренными нормативными правовыми актами Российской Федерации, Алтайского края и настоящим Положением, является органом исполнительной власти Алтайского края, осуществляющим функции по управлению государственным имуществом Алтайского края, в том числе по управлению и распоряжению земельными участками, находящимися в собственности Алтайского края, а также земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, по участию в проведении государственной политики на территории Алтайского края в указанной сфере.

Согласно п. 3. ч. 1 Земельного кодекса в течение десяти дней со дня поступления заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка уполномоченный орган возвращает заявление заявителю, если оно не соответствует требованиям пункта 1 настоящей статьи, подано в иной уполномоченный орган или к заявлению не приложены документы, предусмотренные пунктом 2 настоящей статьи. При этом заявителю должны быть указаны причины возврата заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка.

Исходя из изложенного полномочия Управления имущественных отношений Алтайского края распространяются на земельные участки, в отношении которых те или иные лица подают заявления о предварительном согласовании предоставления в собственность, а не на конкретных лиц, которые согласно закону, имеют право на получение земельных участков в собственность без торгов.

Управление имущественных отношений Алтайского края в рассматриваемом случае является уполномоченным органом по предварительному согласованию предоставления в собственность без торгов земельного участка, общей площадью 1040 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>. Данное обстоятельство подтверждается вынесенным распоряжением *** от ДД.ММ.ГГГГ о предварительном согласовании предоставления в собственность без торгов земельного участка по указанному выше адресу иному гражданину ФИО6

Согласно ответу из КГКУ УСЗН по городу Заринску и <адрес>*** от ДД.ММ.ГГГГ семья ФИО3 состоит на учете в управлении с ДД.ММ.ГГГГ. Статус многодетной семьи был утрачен ДД.ММ.ГГГГ, так как старший ребенок достиг совершеннолетия.

Согласно ответу Администрации Заринского района Алтайского края *** от ДД.ММ.ГГГГ ФИО3 в <адрес> в елях бесплатного предоставления в собственность земельных участков для индивидуального жилищного строительства или ведения личного подсобного хозяйства не состоит.

В обоснование возврата ФИО3 заявления о предварительном согласовании предоставления в собственность без торгов земельного участка указано, что заявитель состоит на учете в целях бесплатного предоставления в собственность земельных участков для индивидуального жилищного строительства или ведения личного подсобного хозяйства в ином муниципальном районе Алтайского края. В письменном отзыве на административное исковое заявление уточнено, что заявитель состоит на учете по <адрес>.

Данный вывод не нашел подтверждения в судебном заседании, основан на предположениях исходя из данных о месте постоянного проживания, указанном в заявлении, не подтвержден ответами на советующие запросы в компетентные органы.

Отказ административного истца в принятии заявления ФИО3 от ДД.ММ.ГГГГ*** фактически сводится к анализу наличия у заявителя права на получение участка, расположенного в населенном пункте, входящем в состав территории города Барнаула. То есть в данном письме Управление имущественных отношений Алтайского края устанавливает наличие или отсутствие оснований, предусмотренных п. 6 ст. 39.5 Земельного кодекса Российской Федерации, ч. 3, ч. 3.3 статьи 3 Закона Алтайского края от 9 ноября 2015 года № 98-ЗС «О бесплатном предоставлении в собственность земельных участков», необходимых для решения вопроса о наличии у заявителя права на приобретение конкретного участка.

Согласно пп. 1 ст. 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации, если с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, которое в соответствии с земельным законодательством не имеет права на приобретение земельного участка без проведения торгов, уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов.

Таким образом, решение вопроса о возможности предварительного согласования приобретения земельного участка без проведения торгов ФИО3 возможно только в рамках рассмотрения заявления по существу, а не при принятии заявления к рассмотрению.

При таких обстоятельствах возврат заявления ФИО3 о предварительном согласовании предоставления в собственность без торгов земельного участка, оформленный письмом от ДД.ММ.ГГГГ***, признается судом незаконным.

Данное решение, безусловно, нарушает право административного истца на рассмотрение вопроса о возможности приобретения данного участка в собственность в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.

В целях восстановления прав административного истца суд полагает необходимым возложить на Управление имущественных отношений Алтайского края обязанность повторно рассмотреть заявление ФИО3 от ДД.ММ.ГГГГ*** о предварительном согласовании предоставления в собственность без торгов земельного участка. При этом принятие конкретного решения по результатам рассмотрения данного заявления относится к полномочиям Управления имущественных отношений Алтайского края, в связи с чем оснований для возложения на административного ответчика обязанности по принятию решения непосредственно о предоставлении спорного земельного участка истцу у суда не имеется.

В силу ч. 1 ст. 111 Кодекса об административном судопроизводстве стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных статьей 107 и частью 3 статьи 109 настоящего Кодекса.

В связи с чем суд удовлетворяет требования административного истца о взыскании с административного ответчика в пользу административного истца сумму в размере 2 200 рублей, уплаченную за совершение нотариального действия - оформления доверенности; взыскании с административного ответчика в пользу административного истца сумму в размере 300 рублей, уплаченную государственную пошлину. При этом суд исходит из того, что указанная доверенность использовалась административным истцом при рассмотрении данного иска.

На основании изложенного, суд удовлетворяет требование административного истца в части.

Руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л :

Уточненное административное исковое заявление ФИО3, действующей через представителя ФИО1, удовлетворить частично.

Признать незаконным решение Управления имущественных отношений Алтайского края, выраженное в письме от ДД.ММ.ГГГГ*** о возврате заявления ФИО3 о предварительном согласовании предоставления в собственность без торгов земельного участка, общей площадью 1040 кв.м, в кадастровом квартале ***, расположенного по адресу: <адрес> (согласно схеме), для индивидуального жилищного строительства.

Возложить обязанность на Управление имущественных отношений Алтайского края повторно рассмотреть заявление ФИО3 от 11.11.2020 о предварительном согласовании предоставления в собственность без торгов указанного земельного участка.

Взыскать с Управления имущественных отношений Алтайского края в пользу ФИО3 расходы, понесенные в связи с нотариальным действием - оформлением доверенности в размере 2 200 рублей.

Взыскать с Управления имущественных отношений Алтайского края в пользу ФИО3 расходы, понесенные в связи с уплатой государственной пошлины, в размере 300 рублей.

В остальной части в удовлетворении заявленных требований отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Алтайского краевого суда в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Индустриальный районный суд г. Барнаула Алтайского края.

Судья: О.Б. Огнивенко

Мотивированное решение изготовлено 15.04.2021.

Верно, судья: О.Б. Огнивенко

Верно, секретарь судебного заседания: Ю.Е. Фонакова

По стоянию на 15.04.2021 решение в законную силу не вступило.

Оригинал решения хранится в материалах административного дела № 2а-1871/2021 Индустриального районного суда города Барнаула Алтайского края, УИД: 22RS0065-02-2021-001076-84.

Верно, секретарь судебного заседания: Ю.Е. Фонакова