Административное дело № 2а-1872/2020
УИД- 18RS0002-01-2021-001764-54
публиковать
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Ижевск 05 мая 2021 года
Первомайский районный суд г. Ижевска Удмуртской Республики в составе председательствующего – судьи Арсаговой С.И., при секретаре Уткиной М.А., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ООО «Агентство Финансового Контроля» к судебному приставу-исполнителю Первомайского РОСП г. Ижевска ФИО1, УФССП России по Удмуртской Республике о признании незаконным бездействия
УСТАНОВИЛ:
ООО «Агентство Финансового Контроля» (далее по тексту - истец, ООО «АФК») обратилось в суд с административным исковым заявлением к судебному приставу-исполнителю Первомайского РОСП г. Ижевска ФИО1, УФССП России по Удмуртской Республике об оспаривании бездействия должностного лица службы судебных приставов, указывая, что с целью принудительного исполнения судебного решения о взыскании задолженности в пользу ООО «АФК» в Первомайское РОСП г. Ижевска УФССП России по УР был предъявлен исполнительный документ № от <дата>, выданный судебным участкам № Первомайского района г. Ижевска, о взыскании задолженности в размере 83 786,29 руб. с должника ФИО8, которая достигла пенсионного возраста и с <дата> является получателем пенсии. <дата> судебным приставам-исполнителем ФИО1 возбуждено исполнительное производство №-ИП. По состоянию на <дата> задолженность перед ООО «АФК» должником ФИО8 не погашена и составляет 79 670,42 руб. <дата> судебным приставом-исполнителем ФИО1 было вынесено постановление об удержании из доходов должника и копия исполнительного документа направлена по месту предполагаемых удержаний. Однако, в нарушение ч.3 ст. 98 ФЗ № «Об исполнительном производстве», денежные средства из доходов не удерживаются, на расчетный счет взыскателя не поступают. Считает, что судебный пристав-исполнитель Первомайского РОСП г. Ижевска ФИО1 проявляет бездействие в реализации предоставленных ей полномочий. Судебный пристав-исполнитель допускает факт волокиты при исполнении судебного решения, что привело к нарушению прав взыскателя ООО «АФК» на своевременное и правильное исполнение требований, содержащихся в исполнительном документе, предусмотренных ст. 2 ФЗ № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», задолженность должника ФИО8 не погашена и составляет 79670,42 руб. бездействие судебного пристава-исполнителя носит длящийся характер, тем самым в соответствии с ч.3 ст. 219 КАС РФ срок обращения с административным исковым заявлением в суд не истек. Жалоба в вышестоящий орган или вышестоящему должностному лицу, указанному в подаваемом административном исковом заявлении не подавалась, действия направленные на примирение, не предпринимались. Просит:
1.Признать незаконным бездействие судебного пристава-исполнителя Первомайского РОСП г. Ижевска УФССП России по УР ФИО1 в рамках исполнительного производства №-ИП, выраженное в не принятии им мер принудительного исполнения, направленных на своевременное и правильное исполнение требований содержащихся в исполнительном документе, предусмотренных ст. 68, ч.1 ст. 98 и ч.2 ст. 99 ФЗ № ФЗ «Об исполнительном производстве», а именно отсутствие контроля за правильностью удержания и перечисления денежных средств из доходов должника.
2.В целях восстановления нарушенных прав административного истца, обязать судебного пристава-исполнителя Первомайского РОСП г. Ижевска УФССП России по УР ФИО1 принять меры принудительного исполнения для своевременного, полного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, предусмотренных п. 16 ч.1 ст. 64 ФЗ № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», а именно, провести проверку правильности удержания и перечисления денежных средств по исполнительному документу.
3.В случае выявления факта нарушения порядка правильности удержания и перечисления денежных средств из доходов должника и в целях восстановления нарушенных прав административного истца обязать судебного пристава-исполнителя ФИО1 произвести мероприятия по перечислению денежных средств взыскателю, удержанных из ежемесячных доходов должника.
4.Привлечь судебного пристава-исполнителя ФИО1 к административной ответственности в соответствии со ст. 2.4 КоАП РФ.
Определением суда от <дата> прекращено производство по административному делу в части требования о привлечении судебного пристава-исполнителя ФИО1 к административной ответственности в соответствии со ст. 2.4 КоАП РФ.
Протокольными определениями суда к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены взыскатели по сводному исполнительного производству в отношении должника ФИО8 – ООО «Феникс», ООО «Домашние деньги», ФИО9, ИП ФИО10
Дело рассмотрено в отсутствие административного истца, административных ответчиков участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о судебном заседании, в том числе, заинтересованных лиц, в том числе, должника по исполнительному производству ФИО8
В материалах дела имеется возражение представителя судебного пристава –исполнителя ФИО2 – ФИО3, из которого следует, что на исполнении в Первомайском РОСП г. Ижевска находится материалы сводного исполнительного производства №-СД в отношении должника ФИО8 В ходе исполнения требований исполнительного документа судебным приставом-исполнителем направлены запросы в кредитные учреждения на наличие счетов и денежных средств, ПФР по УР о месте работы должника, Управление федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии о правах на объекты недвижимого имущества, ГИБДД по УР о правах на объекты движимого имущества, Государственную инспекцию по маломерным судам о наличии у должника лодок, катеров, яхт и других водо-транспортных средств, в том числе направлен запрос в ФНС по УР к ЕГРЭЛ/ЕГРИП. По ответам кредитных учреждений установлены счета должника в отделении № 8618 Сбербанка России, на которые обращено взыскание. В иных кредитных учреждениях денежные средства на счетах и во вкладах не обнаружены. В пенсионном фонде УР есть сведения о заработной плате, иных выплатах и вознаграждениях застрахованного лица. Обращено взыскание на пенсию должника, направлено в УПФР по УР, поступающие денежные средства распределяются в соответствии с очередностью удовлетворения требований всех взыскателей в рамках сводного исполнительного производства. Взысканные денежные средства перечисляются пропорционально причитающейся каждому взыскателю сумме, указанной в исполнительном документе после удовлетворения требований предыдущей очереди в полном объеме в соответствии со ст. 111 ФЗ «Об исполнительном производстве». Пропорция считается следующим образом:
Сумма долга по исполнительным листам одного взыскателя/ общая сумма долга по всем исполнительным листам одной очереди сводного исполнительного производства х Общая сумма платежа= сумма подлежащая перечислению в адрес взыскателя.
Следовательно 83786,29/3 028 923,29* 7 450= 206, 1067 руб.
В <дата> из ОПФР из пенсии должника поступила сумма 2847, 96 руб. из которых 83, 76 руб. перечислена ООО «АФК», соответственно распределение денежных средств производится в соответствии со ст. 111 ФЗ «Об исполнительном производстве».
В данном случае выполнить обязанность по устранению допущенных нарушений прав и законных интересов административного истца невозможно ввиду того, что его права и законные интересы не нарушаются. Действия судебного пристава-исполнителя не нарушают права и законные интересы административного истца, не создают препятствия к осуществлению административным истцом его прав и свобод, не возлагают на административного истца незаконно какую-либо обязанность, не привлекают к ответственности. Просит в удовлетворении требований ООО «АФК» о признании незаконным действий судебного пристава-исполнителя отказать в полном объеме.
Исследовав и проанализировав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Настоящее гражданское дело подлежит рассмотрению в порядке главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) «Производство по административным делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих», поскольку заявителем оспариваются бездействие представителя органа государственной власти – судебного пристава-исполнителя.
Из анализа положений статей 218, 226, 227 КАС РФ следует, что для принятия судом решения о признании действий (бездействия) должностного лица незаконными необходимо наличие двух условий - это несоответствие оспариваемого решения, действия (бездействия) закону и нарушение прав и свобод административного истца, обратившегося в суд с соответствующим требованием.
Административное судопроизводство своей целью преследует не просто судебную оценку и ревизию поведения административного ответчика, но преодоление негативных последствий такого поведения применительно к административному истцу; по своей сути административное судопроизводство направлено не на сам факт признания незаконными тех или иных решений, действий (бездействия) государственного органа, судебная защита имеет целью именно восстановление нарушенного права административного истца (статьи 3 и 4 КАС РФ, статья 46 Конституции Российской Федерации).
В соответствии с ч.3 ст.219 КАС РФ административное исковое заявление о признании незаконными решений, действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя может быть подано в суд в течение десяти дней со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Как следует из административного иска, оспариваемое бездействие имеет место и на дату предъявления административного искового заявления, является длящимся, в связи с чем суд приходит к выводу, что процессуальный срок, установленный для обращения в суд, административным истцом соблюден.
Согласно разъяснениям, изложенным в абзаце 3 пункта 15 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17.11.2015 N 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства" бездействие судебного пристава-исполнителя может быть признано незаконным, если он имел возможность совершить необходимые исполнительные действия и применить необходимые меры принудительного исполнения, направленные на полное, правильное и своевременное исполнение требований исполнительного документа в установленный законом срок, однако, не сделал этого, чем нарушил права и законные интересы стороны исполнительного производства.
Суд, исследовав материалы дела, считает установленными следующие обстоятельства, имеющие значение для разрешения дела.
На исполнении судебного пристава Первомайского РОСП г.Ижевска ФИО1 находится сводное исполнительное производство №-СД в отношении должника ФИО8, в которое включены исполнительные производства о взыскании денежных средств с ФИО8:
ИП №-ИП от <дата> в пользу взыскателя ФИО9 (сумма долга 2866932,26 рублей)
ИП №-ИП от <дата> в пользу взыскателя ООО Феникс (сумма долга 35074,99 рублей)
ИП № от <дата> в пользу взыскателя ИП ФИО6 (сумма долга 30 108,10 рублей)
ИП № от <дата> в пользу взыскателя ООО Домашние деньги (сумма долга 13 021,65 рублей)
ИП № от <дата> в пользу взыскателя УФССП по УР (сумма долга 52 414,32 рублей)
ИП № от <дата> в пользу взыскателя ООО «АФК» (сумма долга 83 786,29 рублей)
Таким образом, всего общая сумма задолженности ФИО8 по исполнительному производству составляет 3 028 923,29 рублей.
На долю административного истца по состоянию на <дата> приходится 2,77% задолженности, взыскиваемой в рамках исполнительного производства с ФИО8
В рамках ведения исполнительного производства №-СД в пользу взыскателя ООО «АФК», <дата> судебным приставом-исполнителем Первомайского РОСП г. Ижевска вынесено постановление об обращении взыскания на пенсию должника в размере 50 %.
<дата>, <дата> в отношении должника вынесены постановление о временном ограничении на выезд должника из Российской Федерации.
В рамках исполнительного производства судебным приставом-исполнителем в целях установления имущества должника сделаны запросы в кредитные организации, ГИМС, Гостехнадзор, Росреестр, операторам связи ФНС, ГИБДД.
Установлено, что должник является получателем пенсии; иного имущества не имеет.
Из справки о движении денежных средств следует, что взысканные денежные средства по сводному исполнительному производству распределяются в порядке очередности, предусмотренном ст. 111 Федерального закона «Об исполнительном производстве», пропорционально сумме задолженности по каждому из взыскателей.
Начиная с <дата> года ежемесячно в адрес административного истца производится перечисление взысканных с должника денежных средств, пропорционально отношению суммы задолженности перед административным истцом к общей сумме долга по исполнительному производству.
В частности, <дата> от должника поступили денежные средств в сумме 269,96 рублей, 7,47 рублей из которых (296,69х2,77%) направлены административному истцу.
<дата> от должника поступили денежные средств в сумме 7450,88 рублей, 206,11 рублей из которых (7450,88 х2,77%) направлены административному истцу.
Аналогичным образом, причитающаяся доля (2,77%) от каждого из поступающих от должника платежей перечислялась ООО «АФК» ежемесячно с <дата> по дату предъявления административного иска, что подтверждается справкой о движении денежных средств.
Согласно ст. 2 Федерального закона от 02.10.2007 года №229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее - Закон) задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций, а также в целях обеспечения исполнения обязательств по международным договорам Российской Федерации.
Ч.2 ст. 5 Закона установлено, что непосредственное осуществление функций по принудительному исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц возлагается на судебных приставов-исполнителей структурных подразделений Федеральной службы судебных приставов и судебных приставов-исполнителей структурных подразделений территориальных органов Федеральной службы судебных приставов (далее - подразделения судебных приставов).
В соответствии с ч. 1 ст. 36 Закона содержащиеся в исполнительном документе требования должны быть исполнены судебным приставом-исполнителем в двухмесячный срок со дня возбуждения исполнительного производства, за исключением требований, предусмотренных частями 2 - 6.1 настоящей статьи.
При этом, указанные сроки совершения исполнительных действий носят организационный характер и не являются пресекательными. Выход за пределы срока совершения исполнительных действий не может расцениваться в качестве безусловного основания для признания незаконным бездействия судебного пристава-исполнителя.
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 98 Закона судебный пристав-исполнитель обращает взыскание на заработную плату и иные доходы должника-гражданина в случае отсутствия или недостаточности у должника денежных средств и иного имущества для исполнения требований исполнительного документа в полном объеме.
При исполнении исполнительного документа (нескольких исполнительных документов) с должника-гражданина может быть удержано не более пятидесяти процентов заработной платы и иных доходов. Удержания производятся до исполнения в полном объеме содержащихся в исполнительном документе требований (ч. 2 ст. 99 Закона).
Частью 1 ст. 101 Закона предусмотрены виды доходов, на которые не может быть обращено взыскание, к которым относятся, в частности, пенсии по случаю потери кормильца, выплачиваемые за счет средств федерального бюджета, и страховое обеспечение по обязательному социальному страхованию, за исключением пенсий по старости и по инвалидности, пособия по временной нетрудоспособности.
Согласно подп. 1 п. 1 ст. 26 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее - Закон N 173-ФЗ) удержания из трудовой пенсии производятся на основании исполнительных документов. Удержано может быть не более 50 процентов, а в установленных законодательством Российской Федерации случаях не более 70 процентов трудовой пенсии. Удержания на основании решений органов, осуществляющих пенсионное обеспечение, производятся в размере, не превышающем 20 процентов трудовой пенсии (п. 3 ст. 26 Закона N 173-ФЗ).
Из анализа вышеприведенных норм следует, что действующее законодательство не содержит запрета на обращение взыскания на такой вид дохода должника как пенсия по старости, при этом размер удержаний не может превышать 50 процентов.
Бездействие при исполнении судебным приставом-исполнителем своих должностных обязанностей предполагает полное отсутствие или несовершение каких-либо действий, прямо предусмотренных Федеральным законом от 02 октября 2007 года N 229 - ФЗ «Об исполнительном производстве».
Как следует из разъяснений, приведенных в пункте 15 постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 ноября 2015 года №50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства» содержащиеся в исполнительном документе требования должны быть исполнены судебным приставом-исполнителем в установленные частями 1 - 6 статьи 36 Закона об исполнительном производстве сроки. Неисполнение требований исполнительного документа в срок, предусмотренный названным Законом, само по себе не может служить основанием для вывода о допущенном судебным приставом-исполнителем незаконном бездействии.
Бездействие судебного пристава-исполнителя может быть признано незаконным, если он имел возможность совершить необходимые исполнительные действия и применить необходимые меры принудительного исполнения, направленные на полное, правильное и своевременное исполнение требований исполнительного документа в установленный законом срок, однако не сделал этого, чем нарушил права и законные интересы стороны исполнительного производства. Например, незаконным может быть признано бездействие судебного пристава-исполнителя, установившего отсутствие у должника каких-либо денежных средств, но не совершившего всех необходимых исполнительных действий по выявлению другого имущества должника, на которое могло быть обращено взыскание, в целях исполнения исполнительного документа (в частности, не направил запросы в налоговые органы, в органы, осуществляющие государственную регистрацию имущества и (или) прав на него, и т.д.).
Недостижение в рамках исполнительного производства желаемого для административного истца в срок, предусмотренный ч.1 ст.36 Федерального закона от 02.10.2007 года №229-ФЗ «Об исполнительном производстве» результата само по себе не означает, что меры, направленные на исполнение требований исполнительного документа, судебным приставом-исполнителем в нарушение закона не приняты, а права взыскателя нарушены.
Суд отмечает, что в рамках сводного исполнительного производства поступающие от должника средства в погашение задолженности распределяются в соответствии с требованиями закона: в пользу административного истца, как следует из справки о движении денежных средств по депозитному счету производятся регулярные перечисления денежных средств, удержанных с должника, пропорционально размеру требований кредиторов одной очереди.
При осуществлении перечислений судебным приставом –исполнителем учитывается размер текущей задолженности ФИО8 по сводному исполнительному производству на дату каждого из перечислений, а также наличие/отсутствие взыскателей предыдущих очередей по отношению к ООО «АФК».
Таким образом, суд полагает, что по настоящему административному делу совокупность оснований для признания незаконными оспариваемых действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя отсутствует, в пользу взыскателя ООО «АФК» регулярно поступают взысканные денежные средства, которые перечисляются пропорционально причитающейся каждому взыскателю сумме, указанной в исполнительном документе после удовлетворения требований предыдущей очереди в полном объеме в соответствии со ст. 111 ФЗ «Об исполнительном производстве».
Следовательно, на момент рассмотрения дела судом, нарушения каких-либо прав административного истца (в рамках заявленного основания и предмета иска) не установлено, а поэтому требования ООО «АФК» к судебному приставу-исполнителю Первомайского РОСП г. Ижевска УФССП России по УР ФИО1, УФССП России по УР об признании незаконным бездействия судебного пристава-исполнителя, восстановлении нарушенного права удовлетворению не подлежат.
В рамках исполнительного производства судебным приставом-исполнителем предприняты предусмотренные законом исполнительные действия по контролю за правильностью удержания и перечисления денежных средств взыскателю ООО «АФК», каких-либо данных, позволяющих прийти к выводу о неправомерном бездействии судебного пристава-исполнителя в части отсутствия контроля за правильностью удержания и перечисления денежных средств из доходов должника не установлено.
При изложенных обстоятельствах, оснований для удовлетворения административного иска (как основного требования о признании бездействия незаконным, так и проистекающего из него требований о восстановлении нарушенного прав) не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-180, 227 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении административного иска ООО «Агентство Финансового Контроля» к судебному приставу-исполнителю Первомайского РОСП г. Ижевска ФИО1, УФССП России по Удмуртской Республике о признании бездействия незаконным - отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Удмуртской Республики (через Первомайский районный суд г. Ижевска), в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено <дата>
Судья: С.И. Арсагова