ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1874/2017 от 10.08.2017 Темрюкского районного суда (Краснодарский край)

К делу 2а-1874/2017

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Темрюк 10 августа 2017 года

Темрюкский районный суд Краснодарского края в составе:

председательствующего судьи Метелкина Е.В.,

при секретаре Кожемякиной Я.Л.,

с участием прокурора – помощника Азово-Черноморского межрайонного природоохранного прокурора Тищенко А.А.,

представителя административного ответчика – администрации Темрюкского городского поселения Масехиной М.И., действующей на основании доверенности,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Азово-Черноморского межрайонного природоохранного прокурора о признании незаконными бездействия, выразившегося в нарушении законодательства об охране зеленых насаждений при несанкционированной вырубке (уничтожении) зеленых насаждений Нешевой М.Г., Маркеловым С.П., Свист А.А., об обязании произвести расчет размера платы за проведение компенсационного озеленения при несанкционированной вырубке и в течение 2-х месяцев со дня вступления решения суда в законную силу принять меры по взысканию указанной платы с Нешевой М.Г., Маркеловым С.П., Свист А.А.,

У С Т А Н О В И Л :

Азово-Черноморский межрайонный природоохранный прокурор обратился в Темрюкский райсуд с административным исковым заявлением к администрации Темрюкского городского поселения о признании незаконными бездействия, выразившегося в нарушении законодательства об охране зеленых насаждений при несанкционированной вырубке (уничтожении) зеленых насаждений Нешевой М.Г., Маркеловым С.П., Свист А.А., об обязании произвести расчет размера платы за проведение компенсационного озеленения при несанкционированной вырубке и в течение 2-х месяцев со дня вступления решения суда в законную силу принять меры по взысканию указанной платы с Нешевой М.Г., Маркеловым С.П., Свист А.А.

В обоснование административного иска Азово-Черноморский межрайонный природоохранный прокурор ссылается на то, что Азово-Черноморской межрайонной природоохранной прокуратурой по результатам проведения проверки деятельности администрации Темрюкского городского поселения <адрес> установлены нарушения в области охраны зеленых насаждений, выразившиеся в непринятии должностными лицами администрации мер, направленных на расчет и взыскание платы за несанкционированную вырубку (уничтожение) зеленых насаждений. В соответствии с ч.ч. 1-5 ст. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ-КЗ «Об охране зеленых насаждений в <адрес>» лица, осуществляющие хозяйственную и иную деятельность на территории муниципальных образований <адрес>, для которой требуется вырубка (уничтожение) зеленых насаждений, для получения порубочного билета подают в местную администрацию поселения, городского округа, на территории которого необходимо осуществить вырубку, заявление о необходимости выдачи указанного билета. Местная администрация поселения, городского округа, на территории которого необходимо осуществить вырубку (уничтожение) зеленых насаждений, в течение 15 рабочих дней со дня подачи заявления запрашивает (в случае необходимости) дополнительные документы в рамках межведомственного информационного взаимодействия и производит расчет размера платы. Администрация поселения, городского округа в соответствии с актом обследования по установленной форме, а также после внесения платы выдает заявителю порубочный билет в течение трех дней. Плата вносится на единый счет местного бюджета с указанием назначения платежа. Проверкой установлено, что в 2015 году Нешевой М.Г., Маркеловым С.П., Свист А.А. без соблюдения вышеуказанной процедуры оформления порубочных билетов произведены вырубки деревьев - туи, ореха, тополя, что послужило основанием для их привлечения органом местного самоуправления к административной ответственности, предусмотренной ст. 7.<адрес> от 23.07.2003 № 608-КЗ «Об административных правонарушениях», квалифицируемого как незаконное уничтожение, повреждение зеленых насаждений на территории городских и сельских поселений. При этом, несмотря на выявленные должностными лицами администрации факты незаконного уничтожения деревьев меры, направленные на расчет и взыскание соответствующей платы с виновных лиц, не принимались. В связи с чем, в адрес главы Темрюкского городского поселения <адрес> природоохранной прокуратурой ДД.ММ.ГГГГ вносилось представление об устранении нарушений законодательства об охране зеленых насаждений с требованием о незамедлительном устранении выявленных нарушений, причин и условий им способствующих. Однако, администрацией акт прокурорского реагирования рассмотрен формально, конкретных мер, направленных на устранение, отраженных в нем нарушений, не принято. Из поступившего ответа администрации от ДД.ММ.ГГГГ (исх. ) следовало, что рассчитывать плату за проведение компенсационного озеленения не целесообразно, ввиду того, что в приведенных случаях произведена санитарная рубка (обрезка), в том числе, удаление аварийно-опасных, сухостойных деревьев. Вместе с тем, обследование зеленых насаждений должностными лицами администрации с составлением соответствующих актов не осуществлялось, состояние зеленых насаждений не оценивалось, расчет платы не производился. Таким образом, в отсутствие подтверждающих документов, вышеупомянутые лица необоснованно освобождены от уплаты компенсационной стоимости за незаконную рубку деревьев.

В судебном заседании прокурор Тищенко А.А. поддержал заявленные требования Азово-Черноморского межрайонного природоохранного прокурора и доводы, изложенные в административном исковом заявлении, просил их удовлетворить.

Представитель административного ответчика – администрации Темрюкского городского поселения Масехина М.И., действующая на основании доверенности, в судебном заседании с административным иском не согласилась, пояснив суду, что после того как исковое заявление поступило в суд, Администрацией Темрюкского городского поселения был произведен расчет платы за проведение компенсационного озеленения, копии писем о выплате направлены в адрес Нешевой, Свист, Маркелову. В дальнейшем, они будут обращаться в суд за взысканием денежных средств.

Суд, выслушав прокурора, представителя административного ответчика, исследовав материалы дела, считает, что административное исковое заявление Азово-Черноморского межрайонного природоохранного прокурора подлежит удовлетворению частично.

В соответствии с ч.1 ст.39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами. Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Исходя из материалов дела, в апреле 2017 года Азово-Черноморской межрайонной природоохранной прокуратурой была проведена проверка деятельности администрации Темрюкского городского поселения <адрес>, в ходе которой установлены нарушения в области охраны зеленых насаждений, выразившиеся в непринятии должностными лицами администрации мер, направленных на расчет и взыскание платы за несанкционированную вырубку (уничтожение) зеленых насаждений.

Так, в 2015 году Нешевой М.Г., Маркеловым С.П., Свист А.А. без соблюдения процедуры оформления порубочных билетов были произведены вырубки деревьев - туи, ореха, тополя, что послужило основанием для их привлечения органом местного самоуправления к административной ответственности, предусмотренной ст. 7.<адрес> от 23.07.2003 -КЗ «Об административных правонарушениях», квалифицируемого как незаконное уничтожение, повреждение зеленых насаждений на территории городских и сельских поселений, что подтверждается постановлением по делу об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ, постановлением по делу об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ, постановлением по делу об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ.

Пунктом 1 ч. 2 ст. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ-КЗ «Об охране зеленых насаждений в <адрес>» установлен запрет на повреждение и уничтожение зеленых насаждений.

Согласно ч. 3 ст. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ-КЗ «Об охране зеленых насаждений в <адрес>» перед вырубкой (уничтожением) зеленых насаждений субъект хозяйственной и иной деятельности должен получить порубочный билет и внести плату за проведение компенсационного озеленения при уничтожении зеленых насаждений на территории поселений, городских округов <адрес>, которая исчисляется в порядке, прилагаемом к <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ-КЗ «Об охране зеленых насаждений в <адрес>». При несанкционированной вырубке (уничтожении) зеленых насаждений плата рассчитывается в пятикратном размере.

В соответствии с ч. 3.1 ст. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ-КЗ «Об охране зеленых насаждений в <адрес>», при несанкционированном повреждении деревьев и кустарников (в том числе при обрезке) плата рассчитывается в двукратном размере при повреждении до 30 процентов (включительно) зеленого насаждения, в пятикратном размере - при повреждении более 30 процентов зеленого насаждения.

В силу ст. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ-КЗ «Об охране зеленых насаждений в <адрес>» лица, осуществляющие хозяйственную и иную деятельность на территории муниципальных образований <адрес>, для которой требуется вырубка (уничтожение) зеленых насаждений, для получения порубочного билета подают в местную администрацию поселения, городского округа, на территории которого необходимо осуществить вырубку, заявление о необходимости выдачи указанного билета. В заявлении указывается основание необходимости вырубки (уничтожения) зеленых насаждений. К заявлению прилагаются: градостроительный план земельного участка; информация о сроке выполнения работ; банковские реквизиты заявителя; документы, подтверждающие необходимость производства работ, требующих вырубки (уничтожения) зеленых насаждений на определенном земельном участке. Местная администрация поселения, городского округа, на территории которого необходимо осуществить вырубку (уничтожение) зеленых насаждений, в течение 15 рабочих дней со дня подачи заявления запрашивает (в случае необходимости) дополнительные документы в рамках межведомственного информационного взаимодействия и производит расчет размера платы. Местная администрация поселения, городского округа в соответствии с актом обследования по установленной форме, а также после внесения платы выдает заявителю порубочный билет в течение трех дней. Плата вносится на единый счет местного бюджета с указанием назначения платежа.

ДД.ММ.ГГГГ Азово-Черноморской межрайонной природоохранной прокуратурой внесено представление в адрес главы Темрюкского городского поселения <адрес> о принятии мер к устранению выявленных нарушений законодательства об охране зеленых насаждений с требованием о незамедлительном устранении выявленных нарушений, причин и условий им способствующих.

Согласно письма администрации Темрюкского городского поселения от ДД.ММ.ГГГГ исх. , указанные в постановлении от 29.01.2015г. по делу об административном правонарушении спиленные деревья частично погибли, высохли и потеряли эстетический вид, в постановлении от 11.06. 2015г. - деревья имели значительный возраст, высоту и несли угрозу зданию, в третьем случае (06.08.2015г. ) собственник земельного участка несанкционировано произвел санитарную и омолаживающую обрезку фруктовых деревьев, ранее высаженных им на прилегающей территории домовладения; при этом во всех случаях спиленные и обрезанные деревья произрастали на прилегающей территории земельных участков, принадлежащих виновным лицам и относились к малоценным породам, в связи с чем рассчитывать плату за проведение компенсационного озеленения в пятикратном размере было нецелесообразно.

Согласно ч. 12.1 ст. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ-КЗ «Об охране зеленых насаждений в <адрес>» санитарные рубки - рубки, проводимые с целью улучшения санитарного состояния зеленых насаждений (в том числе удаление аварийно-опасных, сухостойных и больных деревьев и кустарников), производимые по результатам обследования зеленых насаждений органами местного самоуправления поселений, городских округов <адрес>. Частью 9.1 ст. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ-КЗ «Об охране зеленых насаждений в <адрес>» предусмотрено, что основанием для санитарной рубки, не являющихся сухостойными деревьев и кустарников, является акт их обследования местной администрацией поселения, городского округа с привлечением специалиста, обладающего необходимыми профессиональными знаниями.

Исходя из материалов дела, обследование зеленых насаждений должностными лицами администрации Темрюкского городского поселения с составлением соответствующих актов не осуществлялось, состояние зеленых насаждений не оценивалось, расчет платы не производился.

Таким образом, административным ответчиком акт прокурорского реагирования от ДД.ММ.ГГГГ в части расчета и взыскания платы за несанкционированную вырубку (уничтожение) зеленых насаждений с виновных лиц рассмотрен формально, конкретных мер, направленных на устранение, отраженных в нем нарушений, не было принято, а лица, привлеченные к административной ответственности: Нешева М.Г., Маркелов С.П. и Свист А.А. необоснованно были освобождены от уплаты компенсационной стоимости за незаконную рубку деревьев.

При таких обстоятельствах, бездействие администрации по принятию мер, направленных на расчет и взыскание платы за несанкционированную вырубку (уничтожение) зеленых насаждений, а также по проведению компенсационного озеленения, нарушает права неопределенного круга лиц, установленные ст. 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», на благоприятную окружающую среду, судебная защита которого гарантирована ч. 1 ст. 46 Конституции Российской Федерации.

В судебное заседание административным ответчиком представлены документы, согласно которых после обращения Азово-Черноморского межрайонного природоохранного прокурора с настоящим административным иском в суд, администрация Темрюкского городского поселения <адрес> произвела расчет платы за несанкционированную вырубку (уничтожение) зеленых насаждений Нешевой М.Г., Маркеловым С.П., Свист А.А. и ДД.ММ.ГГГГ направила в адрес Нешевой М.Г., Маркелова С.П., Свист А.А. письмо о необходимости в добровольном порядке произвести соответствующие компенсационные выплаты.

В связи с чем, суд пришел к выводу о необходимости отказать в удовлетворении административного иска Азово-Черноморского межрайонного природоохранного прокурора в части обязания произвести расчет размера платы за проведение компенсационного озеленения при несанкционированной вырубке, а в остальной части удовлетворить административный иск.

В соответствии с ч.2 ст.227 КАС РФ, по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений: 1) об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление; 2) об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 180, ст.227 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Удовлетворить административное исковое заявление Азово-Черноморского межрайонного природоохранного прокурора о признании незаконными бездействия, выразившегося в нарушении законодательства об охране зеленых насаждений при несанкционированной вырубке (уничтожении) зеленых насаждений Нешевой М.Г., Маркеловым С.П., Свист А.А., об обязании произвести расчет размера платы за проведение компенсационного озеленения при несанкционированной вырубке и в течение 2-х месяцев со дня вступления решения суда в законную силу принять меры по взысканию указанной платы с Нешевой М.Г., Маркеловым С.П., Свист А.А. – частично.

Признать незаконным бездействие администрации Темрюкского городского поселения <адрес>, выразившееся в нарушении законодательства об охране зеленых насаждений при несанкционированной вырубке (уничтожении) зеленых насаждений Нешевой М.Г., Маркеловым С.П., Свист А.А.

Обязать администрацию Темрюкского городского поселения Темрюкского района в течение 2-х месяцев со дня вступления решения суда в законную силу принять меры по взысканию с Нешевой М.Г., Маркелова С.П., Свист А.А. платы компенсационного озеленения, подлежащей внесению в бюджет городского поселения.

В остальной части в удовлетворении административного искового заявления Азово-Черноморского межрайонного природоохранного прокурора – отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Краснодарский краевой суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий: Е.В. Метелкин

Решение суда в окончательной форме принято 15 августа 2017 года.