ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1876/2022 от 06.10.2022 Емельяновского районного суда (Красноярский край)

дело № 2а-1876/2022

24RS0048-01-2021-020386-91

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

6 октября 2022 года п. Емельяново

Емельяновский районный суд Красноярского края в составе:

председательствующего - судьи Демидовой В.В.,

при секретаре Лошмановой А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Третьякова Игоря Игоревича к ФКУ ИК-15 ГУФСИН России по Красноярскому краю, ФКУ ИК-7 ГУФСИН России по Красноярскому краю, ГУФСИН России по Красноярскому краю, ФСИН России о взыскании компенсации за ненадлежащие условия содержания,

УСТАНОВИЛ:

Третьяков И.И. обратился в суд с иском к Министерству финансов РФ в лице УФК по Красноярскому краю, ГУФСИН России по Красноярскому краю в лице ФКУ ИК-7 ГУФСИН России по Красноярскому краю, ИК-15 ГУФСИН России по Красноярскому краю о взыскании компенсации за ненадлежащие условия содержания. Требования мотивировал тем, что с 9.01.2077 признан злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания и переведен из обычных условий отбывания наказания в строгие условия отбывания наказания ОСУОН. С 26.01.2021 отбывает наказание в ИК-7 ОСУОН. Строгие условия отбывания им наказания в ИК-15, ИК-7 аналогичны условиям содержания осужденных, переведенных или осужденных к наказанию в виде тюремного режима в запираемой камере, тогда как судом тюремный вид наказания ему не назначался. Просил признать его содержание в запираемом помещении для дневного содержания осужденных в ОСУОН ИК-15, ИК-7 не законными, взыскать компенсацию морального вреда 1000000 рублей, отменить нахождение в ОСУОН за ненадлежащие условия содержания.

Впоследствии судом произведена замена ненадлежащего административного ответчика Министерства финансов РФ в лице УФК по Красноярскому краю на ФСИН России, привлечено административным соответчиком ГУФСИН России по Красноярскому краю (л.д. 52).

В судебном заседании административный истец Третьяков И.И. заявленные требования поддержал, настаивал, что его права нарушаются и нарушались помещением в запираемое дневное помещение. Судом после получения административным истцом копий материалов, представленных административными ответчиками, предлагалось уточнить административные исковые требования, указав, какие иные права были нарушены с учетом представленных доказательств. Административный истец от уточнения административных исковых требований отказался, просил признать незаконным его содержание в запираемом дневном помещении, взыскать компенсацию морального вреда 1000000 рублей, в качестве восстановительной меры просил отменить нахождение в ОСУОН за ненадлежащие условия содержания.

Иные лица, участвующие в административном деле, в судебное заседание не явились, извещались своевременно и надлежащим образом (л.д.237-240 т.2).

Представитель административного ответчика ИК-7 ГУФСИН России по Красноярскому краю представила в суд письменный отзыв на административное исковое заявление, в котором указала, что Третьяков И.И. осужден к 9 годам 2 месяцам отбывания наказания в виде лишения свободы в колонии строгого режима. 18.01.2017 Третьяков И.И. признан злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания с содержанием в отряде строгих условий отбывания наказания (ОСУОН, отряд № 9). В соответствии с п. 145 ПВР ИУ запираемые помещения, в которых содержатся осужденные, отбывающие наказание в строгих условиях, оборудуются комплексом коммунально-бытовых объектов с обеспечением изоляции содержащихся в них лиц от осужденных, отбывающих наказание в других условиях. Таким образом, в целях соблюдения изоляции от осужденных, вставших на путь исправления от осужденных, переведенных в строгие условия содержания за злостные нарушения порядка отбывания наказания в учреждении ответчика ИК- 7 отряд ОСУОН № 9 размещен как отдельно стоящее здание, с локализаций забором, которое оборудовано комплексом коммунально-бытовых объектов расположенных в здании отряда. В дневных и ночных помещениях отряда ОСУОН № 9 размещены сантехническое оборудование, для отправления естественных нужд человека, которые оборудованы специальной перегородкой, в каждом помещении пребывания осужденных (дневных, и ночных). Также все камеры оборудованы умывальником с подачей горячего и холодного водоснабжения. Здание отряда оборудовано душевой, где два раза в неделю, по графику производиться помывка осужденных с обязательно дезинфекцией душевой после каждого посещения осужденными. В здании ОСУОН оборудована комната воспитательной работы, которая оснащена телевизором, столами, скамейками. В здании ОСУОН оборудовано помещение для отправления религиозных обрядов, различных религиозных конфессий. Оборудованы помещения для хранения личных вещей осужденных. Помещения для хранения продуктов питания, разрешенных ПВР ИУ к употреблению, не требующих термической обработки. Все помещения, как для хранения личных вещей, так и продуктов питания закреплены за каждым осужденным, т.е. поименованы. Каждое помещение дневного пребывания оборудовано столами, табуретами, специализированными бачками с чистой питьевой водой, настенными полками, радиоточкам, телевизорами. По желанию осужденных они просматривают телепередачи, а также в соответствии с распорядком дня по средствам студии кабельного телевидения ИК-7 производится трансляция видеороликов, формирующих законопослушное поведение у осужденных, в том числе лекционные материалы о порядке содержания осужденных в учреждении. Ежедневно производится обход сотрудниками учреждения, в соответствии с графиком, где осужденные могут задать интересующие их вопросы. От осужденного Третьякова И.И. какие- либо жалобы, вопросы, предложения не поступали. Также оборудованы помещения с целью привлечения осужденных к оплачиваемому труду в порядке ст. 103 УИК РФ. Оборудованы специальные прогулочные помещения. Куда в соответствии с распорядком дня ОСУОН выводятся осужденные для прогулки. Прогулка производится ежедневно не менее чем 1,5 часа, с учетом температурного режима на улице. Учреждение посещают представители общественной наблюдательной комиссии, правозащитники, представители надзорных органов, религиозных организаций, которые в свою очередь проводят прием осужденных по личным вопросам, беседы. При проведении приема по личным вопросам и проведении обхода выше указанными организациями, результаты отражаются в «журнале приема по личным вопросам сотрудниками ГУФСИН России по Красноярскому краю, сторонними организациями».

Суд, исследовав материалы дела, заслушав административного истца, полагает административные исковые требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

В силу ч.1 ст. 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать те обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен КАС РФ.

Как установлено ч. 3 ст. 123 УИК РФ осужденные, отбывающие наказание в строгих условиях, проживают в запираемых помещениях.

Рассматривая дело по заявленным административным исковым требованиям, учитывая, что административный истец признан злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания, законность признания Третьяковым И.И. не оспаривалась, отбывание наказания осужденного в строгих условиях, проживание в запираемых помещениях соответствует требованиям части 3 статьи 123 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации и не может рассматриваться как отбывание наказания в тюрьме и свидетельствовать о нарушении условий его содержания, суд полагает необходимым в удовлетворении административных исковых требований Третьякова И.И. к ФКУ ИК-15 ГУФСИН России по Красноярскому краю, ФКУ ИК-7 ГУФСИН России по Красноярскому краю, ГУФСИН России по Красноярскому краю, ФСИН России о признании незаконным его содержания в запираемом дневном помещении, взыскании компенсации морального вреда 1000000 рублей, отмене нахождения в ОСУОН за ненадлежащие условия содержания отказать.

На основании вышеизложенного и руководствуясь ст.ст. ст.ст. 175-180 КАС, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении административных исковых требований Третьякова Игоря Игоревича к ФКУ ИК-15 ГУФСИН России по Красноярскому краю, ФКУ ИК-7 ГУФСИН России по Красноярскому краю, ГУФСИН России по Красноярскому краю, ФСИН России о взыскании компенсации за ненадлежащие условия содержания отказать.

Решение может быть обжаловано сторонами путем подачи апелляционной жалобы в Красноярский краевой суд через Емельяновский районный суд в течение одного месяца со дня изготовления мотивированного решения.

Председательствующий: Демидова В.В.

Мотивированное решение изготовлено 7.10.2022