ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1877/20 от 14.08.2020 Октябрьского районного суда г. Ставрополя (Ставропольский край)

2а-1877/2020

26RS0003-01-2020-003022-85

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

14 августа 2020 года г. Ставрополь

Октябрьский районный суд г. Ставрополя Ставропольского края в составе:

председательствующего судьи Эминова А.И.,

при секретаре судебного заседания Золотухиной М.С.,

помощник судьи Амбарцумян К.Л.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело по административному иску Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций к государственному автономному учреждению Ставропольского края «Ставропольское телевидение» - правопреемник соучредителя СМИ – телеканала «СТВ-Плюс», ФИО1 – соучредителю СМИ – телеканала «СТВ-Плюс», ФИО2 – соучредителю СМИ – телеканала «СТВ-Плюс», редакции СМИ – телеканала «СТВ-Плюс» о признании регистрации СМИ недействительной,

У С Т А Н О В И Л :

Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций обратилась в суд с административным иском к государственному автономному учреждению Ставропольского края «Ставропольское телевидение» - правопреемник соучредителя СМИ – телеканала «СТВ-Плюс», ФИО1 – соучредителю СМИ – телеканала «СТВ-Плюс», ФИО2 – соучредителю СМИ – телеканала «СТВ-Плюс», редакции СМИ – телеканала «СТВ-Плюс» о признании регистрации СМИ недействительной. В обосновании требований указали, что Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций выдано свидетельство о государственной регистрации средства массовой информации - телеканала «СТВ-Плюс», регистрационный номер от ДД.ММ.ГГГГ, соучредителям ГУП СК «Ставропольское телевидение», ФИО1, ФИО2 Заявленные в заявлении на регистрацию СМИ периодичность выпуска - ежедневно, круглосуточно, тематика - информационная, информационно­-аналитическая, общественно-политическая, развлекательная, реклама не более 40 % от общего объема, территория распространения - Российская Федерация. Статус данного СМИ является действующим. Согласно выписке из ЕГРЮЛ деятельность ГУП СК «Ставропольское телевидение» прекращена путем реорганизации в форме преобразования. Правопреемником является ГАУ СК «Ставропольское телевидение», как следует из соответствующей выписки из ФИО3 службу по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций поступило письмо ГАУ СК «Ставропольское телевидение» от ДД.ММ.ГГГГ, из которого следует, что вещание СМИ телеканала «СТВ-Плюс» фактически прекращено с ДД.ММ.ГГГГ г. В период ДД.ММ.ГГГГ. на основании Задания о проведении внепланового систематического наблюдения от ДД.ММ.ГГГГ Управлением Роскомнадзора по Северо-Кавказскому федеральному округу совместно с Управлением по <адрес> филиала ФГУП «ГРЧЦ» в Южном и Северо-Кавказском федеральных округах было проведено внеплановое систематическое наблюдение по контролю (надзору) в отношении СМИ - телеканала «СТВ-Плюс», регистрационный номер от ДД.ММ.ГГГГ. В результате проверки сведений о деятельности СМИ - телеканала «СТВ-Плюс» выявлено нарушение. Данные обстоятельства подтверждаются докладной запиской, составленной по результатам проведенного мероприятия систематического наблюдения в отношении СМИ - телеканала «СТВ-Плюс» -дн от ДД.ММ.ГГГГ. На запрос Управления от ДД.ММ.ГГГГ ВГТРК о поступлении обязательных экземпляров СМИ телеканала «СТВ-Плюс», регистрационный номер от ДД.ММ.ГГГГ, был получен ответ от ДД.ММ.ГГГГ, свидетельствующий о том, что в указанное учреждение обязательные экземпляры аудиовизуальной продукции телеканала «СТВ-Плюс», регистрационный номер от ДД.ММ.ГГГГ, не поступали. Согласно сведениям из ЕИС Роскомнадзора лицензии на осуществление вещания телеканала «СТВ-Плюс» не выдавались. Согласно общему правилу пункта 5 ст. 10 Гражданского кодекса Российской Федерации добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность из действий предполагаются, пока не доказано иное. Исходя из данного правила отсутствие действующей лицензии на осуществление вещания СМИ телеканала «СТВ-Плюс» подтверждает факт невыхода в эфир указанного СМИ. Управлением по <адрес> филиала ФГУП «ГРЧЦ» в Южном и Северо-Кавказском федеральных округах по заданию Управления Роскомнадзора по Северо-Кавказскому федеральному округу от ДД.ММ.ГГГГ, было проведено систематическое наблюдение в отношении СМИ телеканала «СТВ-Плюс». Согласно заключению о результатах проведения мероприятия от ДД.ММ.ГГГГ. вещание СМИ телеканала «СТВ-Плюс» не осуществляется более одного года. Административным истцом в целях досудебного урегулирования спора в адреса соучредителей СМИ, СМИ телеканала «СТВ-Плюс» были направлены письма исх. от ДД.ММ.ГГГГ о результатах мероприятия и с предложением представить в Управление решение о прекращении деятельности СМИ (ст. 16 Закона о СМИ). Письма были направлены заказным почтовым отправлением. Однако по истечении срока хранения в связи с неполучением адресатом почтовые отправления были возвращены в Управление. Из всех вышеизложенных обстоятельств Управление делает вывод, что СМИ телеканала «СТВ-Плюс», регистрационный номер от ДД.ММ.ГГГГ, не выходит в свет более одного года. Невыход средства массовой информации в свет более одного года в соответствии с п. 2. ч. 1. ст. 15 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О средствах массовой информации» является основанием для признания недействительной регистрации данного средства массовой информации. Управление Роскомнадзора по Северо-Кавказскому федеральному округу считает, что существование фактически недействующего СМИ препятствует праву других лиц зарегистрировать СМИ с подобным наименованием и формой распространения, поскольку в соответствии с п. 4 ст. 13 Закона о СМИ учредителю будет отказано в регистрации СМИ, если регистрирующим органом ранее было зарегистрировано СМИ с тем же названием и формой распространения. Согласно выписке из ЕГРЮЛ правопреемник соучредителя СМИ «СТВ - Плюс» Государственное автономное учреждение <адрес> «Ставропольское телевидение» находится по адресу: <адрес>, <адрес>. Согласно заявлению о регистрации, свидетельству о регистрации номер от ДД.ММ.ГГГГ редакция СМИ телеканала «СТВ-Плюс» находится по адресу: <адрес>. Согласно вышеуказанным документам, а также копиям паспортов соучредитель СМИ телеканала «СТВ-Плюс» ФИО1 зарегистрирован по адресу: <адрес>, соучредитель СМИ телеканала «СТВ-Плюс» ФИО2 зарегистрирована по адресу: <адрес>. Административный истец просил: признать недействительной регистрацию СМИ - телеканала «СТВ - Плюс», регистрационный номер от ДД.ММ.ГГГГ; направить в адрес представителя Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций - руководителя Управления Роскомнадзора по Северо-Кавказскому федеральному округу: <адрес> копию решения суда с отметкой о дате вступления в законную силу.

Представитель административного истца Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного заседания, в суд не явился, в административном исковом заявлении просил рассмотреть дело в отсутствие представителя Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.

Представитель ответчика Государственного автономного учреждения СК «Ставропольское телевидение», ответчик ФИО4, ответчик ФИО2, представитель ответчика редакции СМИ телеканала «СТВ-Плюс», извещенные заранее и надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в суд не явились, о причинах неявки не уведомили.

Суд, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций выдано свидетельство о государственной регистрации средства массовой информации - телеканала «СТВ-Плюс», регистрационный номер от ДД.ММ.ГГГГ, соучредителям ГУП СК «Ставропольское телевидение», ФИО1, ФИО2 Заявленные в заявлении на регистрацию СМИ периодичность выпуска - ежедневно, круглосуточно, тематика - информационная, информационно­-аналитическая, общественно-политическая, развлекательная, реклама не более 40 % от общего объема, территория распространения - Российская Федерация. Статус данного СМИ является действующим.

Согласно выписке из ЕГРЮЛ деятельность ГУП СК «Ставропольское телевидение» прекращена путем реорганизации в форме преобразования. Правопреемником является ГАУ СК «Ставропольское телевидение», как следует из соответствующей выписки из ЕГРЮЛ.

В Федеральную службу по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций поступило письмо ГАУ СК «Ставропольское телевидение» от ДД.ММ.ГГГГ, из которого следует, что вещание СМИ телеканала «СТВ-Плюс» фактически прекращено с ДД.ММ.ГГГГ.

В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на основании задания о проведении внепланового систематического наблюдения от ДД.ММ.ГГГГ Управлением Роскомнадзора по Северо-Кавказскому федеральному округу совместно с Управлением по <адрес> филиала ФГУП «ГРЧЦ» в Южном и Северо-Кавказском федеральных округах было проведено внеплановое систематическое наблюдение по контролю (надзору) в отношении СМИ - телеканала «СТВ-Плюс», регистрационный номер ЭЛ от ДД.ММ.ГГГГ. В результате проверки сведений о деятельности СМИ - телеканала «СТВ-Плюс» выявлено нарушение.

Данные обстоятельства подтверждаются докладной запиской, составленной по результатам проведенного мероприятия систематического наблюдения в отношении СМИ - телеканала «СТВ-Плюс» -дн от ДД.ММ.ГГГГ.

На запрос Управления от ДД.ММ.ГГГГ ВГТРК о поступлении обязательных экземпляров СМИ телеканала «СТВ-Плюс», регистрационный номер от ДД.ММ.ГГГГ, был получен ответ от ДД.ММ.ГГГГ, свидетельствующий о том, что в указанное учреждение обязательные экземпляры аудиовизуальной продукции телеканала «СТВ-Плюс», регистрационный номер ДД.ММ.ГГГГ, не поступали.

Согласно сведениям из ЕИС Роскомнадзора лицензии на осуществление вещания телеканала «СТВ-Плюс» не выдавались. Согласно общему правилу пункта 5 ст. 10 Гражданского кодекса Российской Федерации добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность из действий предполагаются, пока не доказано иное.

Исходя из данного правила отсутствие действующей лицензии на осуществление вещания СМИ телеканала «СТВ-Плюс» подтверждает факт невыхода в эфир указанного СМИ.

Управлением по Ставропольскому краю филиала ФГУП «ГРЧЦ» в Южном и Северо-Кавказском федеральных округах по заданию Управления Роскомнадзора по Северо-Кавказскому федеральному округу от ДД.ММ.ГГГГ, было проведено систематическое наблюдение в отношении СМИ телеканала «СТВ-Плюс».

Согласно заключению о результатах проведения мероприятия от ДД.ММ.ГГГГ вещание СМИ телеканала «СТВ-Плюс» не осуществляется более одного года.

Административным истцом в целях досудебного урегулирования спора в адреса соучредителей СМИ, СМИ телеканала «СТВ-Плюс» были направлены письма исх. от ДД.ММ.ГГГГ о результатах мероприятия и с предложением представить в Управление решение о прекращении деятельности СМИ (ст. 16 Закона о СМИ).

Письма были направлены заказным почтовым отправлением. Однако по истечении срока хранения в связи с неполучением адресатом почтовые отправления были возвращены в Управление.

Из всех вышеизложенных обстоятельств Управление делает вывод, что СМИ телеканала «СТВ-Плюс», регистрационный номер от ДД.ММ.ГГГГ, не выходит в свет более одного года. Невыход средства массовой информации в свет более одного года в соответствии с п. 2. ч. 1. ст. 15 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О средствах массовой информации» является основанием для признания недействительной регистрации данного средства массовой информации.

Управление Роскомнадзора по Северо-Кавказскому федеральному округу считает, что существование фактически недействующего СМИ препятствует праву других лиц зарегистрировать СМИ с подобным наименованием и формой распространения, поскольку в соответствии с п. 4 ст. 13 Закона о СМИ учредителю будет отказано в регистрации СМИ, если регистрирующим органом ранее было зарегистрировано СМИ с тем же названием и формой распространения.

Согласно выписке из ЕГРЮЛ правопреемник соучредителя СМИ «СТВ - Плюс» Государственное автономное учреждение Ставропольского края «Ставропольское телевидение» находится по адресу: <адрес>, <адрес>. Согласно заявлению о регистрации, свидетельству о регистрации номер от ДД.ММ.ГГГГ редакция СМИ телеканала «СТВ-Плюс» находится по адресу: <адрес>.

Согласно вышеуказанным документам, а также копиям паспортов соучредитель СМИ телеканала «СТВ-Плюс» ФИО1 зарегистрирован по адресу: <адрес>, соучредитель СМИ телеканала «СТВ-Плюс» ФИО2 зарегистрирована по адресу: <адрес>.

В соответствии с п. 5.1.1.1 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ, Роскомнадзор осуществляет полномочия по государственному контролю и надзору за соблюдением законодательства Российской Федерации в сфере средств массовой информации и массовых коммуникаций, телевизионного вещания и радиовещания.

В соответствии с п. 9.1.1. Положения об Управлении Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Северо-Кавказскому федеральному округу, утвержденного приказом руководителя Роскомнадзора от ДД.ММ.ГГГГ, на Управление Роскомнадзора по Северо-Кавказскому федеральному округу возложены функции государственного контроля и надзора за соблюдением законодательства Российской Федерации в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, телевизионного вещания, радиовещания.

В соответствии с и. 5.4.1 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций полномочия по регистрации средств массовой информации отнесены к компетенции Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.

В соответствии с п. 5.1.1.1 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ, Роскомнадзор осуществляет полномочия по государственному контролю и надзору за соблюдением законодательства Российской Федерации в сфере средств массовой информации и массовых коммуникаций, телевизионного вещания и радиовещания.

В соответствии с п. 9.1.1 Положения об Управлении Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Северо-Кавказскому федеральному округу, утвержденного приказом руководителя Роскомнадзора от ДД.ММ.ГГГГ, на Управление Роскомнадзора по Северо-Кавказскому федеральному округу возложены функции государственного контроля и надзора за соблюдением законодательства Российской Федерации в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, телевизионного вещания, радиовещания.

В соответствии с положениями ст. 15 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О средствах массовой информации» регистрация средства массовой информации может быть признана недействительной исключительно судом в порядке административного судопроизводства по заявлению регистрирующего органа в случае, если средство массовой информации не выходит в свет (эфир) более одного года.

Согласно п. 12 Постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О практике применения судами Закона Российской Федерации «О средствах массовой информации» поскольку прекращение деятельности средства массовой информации влечет недействительность его регистрации и устава редакции (часть 6 статьи 16 Закона Российской Федерации «О средствах массовой информации»), решение о прекращении деятельности средства массовой информации затрагивает права и интересы не только учредителя (соучредителей), но и редакции, которая в силу части 1 статьи 8 названного Закона вправе осуществлять производство и выпуск средства массовой информации с момента его регистрации. С учетом этого к участию в деле о прекращении деятельности средства массовой информации привлекается как его учредитель (соучредитель), так и редакция.

Согласно пункту 2 части 1 статьи 12 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 77-ФЗ «Об обязательном экземпляре документов» производители аудиовизуальной продукции в целях ее учета, хранения и использования в государственных архивах и библиотечно-информационных фондах документов доставляют в Федеральное государственное унитарное предприятие «Всероссийская государственная телевизионная и радиовещательная компания» (ВГТРК) по два обязательных экземпляра аудиовизуальной продукции на электронных носителях, созданной для телевидения и радиовещания, не позднее чем через месяц со дня их выхода в эфир.

Так, в соответствии с действующей редакцией статья 15 закона о СМИ, регистрация средства массовой информации может быть признано недействительным исключительно судом в порядке административного судопроизводства по заявлению регистрирующего органа.

В соответствии со статьей 19 КАС РФ, подведомственные судам административные дела, за исключением административных дел, предусмотренных статьями 18, 20 и 21 КАС РФ, рассматриваются районным судом в качестве суда первой инстанции.

На основании части 3 статьи 22 КАС РФ, административное исковое заявление к гражданину или организации, которые в спорных публичных правоотношениях выступают в качестве субъекта, не обладающего административными или иными публичными полномочиями, подается в суд по месту жительства гражданина или по месту нахождения организации, если иное не установлено настоящим Кодексом.

В соответствии с п. 55 Постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О некоторых вопросах применения судами Кодекса Административного Судопроизводства Российской Федерации», копии административного искового заявления и приложенных к нему документов считаются доставленными (врученными) и, соответственно, требования изложенной нормы права соблюденными и в тех случаях, когда они поступили лицу, которому они направлены (адресату), но по обстоятельствам, зависящим от него, не были ему вручены или адресат не ознакомился с ними (п. 1 ст. 165.1 ГК РФ).

При этом, согласно п. 63 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» по смыслу пункта 1 статьи 165.1 ГК РФ юридически значимое сообщение, адресованное гражданину, должно быть направлено по адресу его регистрации по месту жительства или пребывания либо по адресу, который гражданин указал сам (например, в тексте договора), либо его представителю (пункт 1 статьи 165.1 ГК РФ).

С учетом положения пункта 2 статьи 165.1 ГК РФ, юридически значимое сообщение, адресованное гражданину, осуществляющему предпринимательскую деятельность в качестве индивидуального предпринимателя, или юридическому лицу, направляется по адресу, указанному, соответственно в едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей или в едином государственном реестре юридических лиц, либо по адресу, указанному самим индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом.

При этом необходимо учитывать, что гражданин, индивидуальный предприниматель или юридическое лицо несут риск последствий неполучения юридически значимых сообщений, доставленных по адресам, перечисленным в абзаце первом и втором настоящего пункта, а также риск отсутствия по указанным адресам своего представителя. Гражданин, сообщивший кредиторам, а также другим лицам сведения об ином месте своего жительства, несет риск вызванных этим последствий (пункт 1 статьи 20 ГК РФ). Сообщения, доставленные по названным адресам, считаются полученными, даже если соответствующее лицо фактически не проживает (не находится) по указанному адресу.

В силу п. 19 ч. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса РФ, административный истец освобожден от уплаты государственной пошлины при подаче заявлений в суд, соответственно с административного ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в размере 400 руб. в доход местного бюджета.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180, 290 КАС РФ, суд,

Р Е Ш И Л :

административный иск Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций к государственному автономному учреждению Ставропольского края «Ставропольское телевидение» - правопреемник соучредителя СМИ – телеканала «СТВ-Плюс», ФИО1 – соучредителю СМИ – телеканала «СТВ-Плюс», ФИО2 – соучредителю СМИ – телеканала «СТВ-Плюс», редакции СМИ – телеканала «СТВ-Плюс» о признании регистрации СМИ недействительной, - удовлетворить.

Признать недействительной регистрацию СМИ - телеканала «СТВ - Плюс», регистрационный номер , от ДД.ММ.ГГГГ.

Взыскать с государственного автономного учреждения Ставропольского края «Ставропольское телевидение» - правопреемник соучредителя СМИ – телеканала «СТВ-Плюс», ФИО1 – соучредителю СМИ – телеканала «СТВ-Плюс», ФИО2 – соучредителю СМИ – телеканала «СТВ-Плюс», редакции СМИ – телеканала «СТВ-Плюс» в доход местного бюджета госпошлину в размере 400 руб.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Ставропольский краевой суд через Октябрьский районный суд г. Ставрополя Ставропольского края в течение месяца со дня его составления в мотивированной редакции.

Мотивированное решение суда изготовлено 17 августа 2020 года.

Судья А.И.Эминов