2а-1878/2021
49RS0001-01-2021-001940-65 14 июля 2021 года
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
МАГАДАНСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД МАГАДАНСКОЙ ОБЛАСТИ
в составе председательствующего судьи Гриценко Е.В.,
при помощнике судьи Призенко Д.А.
с участием административного истца адвоката Данилушкина М.В.,
представителя административного ответчика ФИО1,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Магадане в помещении Магаданского городского суда Магаданской области административное дело по административному исковому заявлению Данилушкина Максима Владимировича к Управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Магаданской области, заместителя начальника отдела – начальника отделения документационного обеспечения отдела делопроизводства и режима УМВД России по Магаданской области ФИО2 о признании незаконным бездействия, возложении обязанности,
УСТАНОВИЛ:
Адвокат Данилушкин М.В. обратился в Магаданский городской суд Магаданской области с названным административным исковым заявлением.
В обоснование требований указано, что 26 апреля 2021 года увидел трещину на лобовом стекле личного автомобиля находящегося на парковке. Снег около автомобиля был вытоптан.
В связи с этим написал обращение на адрес электронной почты mvd49_request@mvd.ru, размещенный на информационном ресурсе административного ответчика.
Полагает, что нарушено право чувствовать себя защищенным как адвокат, иметь адвокатскую практику в спокойной, нестрессовой обстановке, право на уважение административного истца как адвоката со стороны государства.
В качестве правового обоснования указываются основные положения о роли адвокатов, принятые Восьмым Конгрессом ООН по предупреждению преступности, Нью-Йорк, 1990 г.; ст. 18 Конституции Российской Федерации; ст. 18 Федерального закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре».
На основании изложенного просит признать бездействие административного ответчика в части нереагирования на обращение адвоката с просьбой о принятии мер, направленных на обеспечение сохранности имущества адвоката Данилушкина М.В. противоправным; признать бездействие административного ответчика в части непринятия мер, направленных на обеспечение сохранности имущества адвоката Данилушкина М.В. противоправным; обязать административного ответчика обеспечивать гарантии независимости адвоката Данилушкина М.В. (номер в реестре 49/270), как того требует закон.
13 июля 2021 года судом приняты уточнения требований административного искового заявления в части возложения обязанности на административного ответчика: разработать в срок до 31 декабря 2021 года и утвердить методологию, тактику и стратегию риск-менеджмента лиц, занятых в адвокатской профессии (постоянно или преимущественно находящихся на территории Магаданской области) и их семей и их имущества, разработать финансовый план фондирования этого проекта, службе тыла проработать вопрос о материально-технической обеспеченности охранных и профилактических мероприятий, утвердить протокол коммуникаций между представителями адвокатского сообщества и органами внутренних дел.
В судебном заседании административный истец поддержал требования административного искового заявления с учетом принятого уточнения.
Представитель административного ответчика УМВД России по Магаданской области возражала против удовлетворения административных исковых требований по основаниям, изложенным в возражении на исковое заявление.
Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав представленные в материалы дела доказательства приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 218, частью 2 статьи 227 КАС РФ, для признания решения, действия (бездействия) органа государственной власти, должностного лица незаконным необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие такого решения, действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту; наличие нарушения прав и законных интересов заявителя, поскольку административное исковое заявление об оспаривании незаконных решений, действий (бездействия) может быть удовлетворено лишь с целью восстановления нарушенных прав, свобод и законных интересов административного истца с указанием на способ устранения допущенных нарушений.
Согласно части 1 статьи 12 Федерального закона от 2 мая 2006 года № 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" (далее по тексту - Федеральный закон № 59-ФЗ) письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствие с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения.
Из содержания пункта 4 части 1 статьи 10 Федерального закона № 59-ФЗ следует, что государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо по результатам рассмотрения обращения гражданина дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов.
Приказом МВД России от 12 сентября 2013 г. N 707 утверждена Инструкция об организации рассмотрения обращений граждан в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации, изданная в целях установления в системе МВД России единого порядка рассмотрения обращений граждан РФ в соответствии с Федеральным законом от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" (далее Инструкция), согласно пункту 3 которой рассмотрение обращений в системе МВД России включает в себя: прием и первичную обработку обращений; регистрацию и учет обращений; принятие организационных решений о порядке рассмотрения обращений; рассмотрение обращений по существу и принятие по решений; подготовку и направление ответов на обращения; хранение обращений и материалов по их рассмотрению; личный прием граждан; анализ рассмотрения обращений; контроль за рассмотрением обращений.
Согласно пункту 76.3. Инструкции по обращению, относящемуся к компетенции органов внутренних дел, в течение семи дней со дня регистрации принимается решение о направлении обращения для рассмотрения по существу в подчиненный территориальный орган, если в обращении или связанной с ним по смыслу учетной форме не содержится информации о результатах рассмотрения в нем обозначенных гражданином вопросов и (или) их решение не относится к исключительной компетенции данного органа внутренних дел (подразделения): в центральном аппарате Министерства - в территориальный орган на межрегиональном или региональном уровне либо его самостоятельное подразделение; в территориальных органах на межрегиональном и региональном уровнях - в подчиненный территориальный орган на районном уровне либо его самостоятельное подразделение. Запрещается направлять в подчиненные подразделения повторные обращения, а также обращения, за рассмотрением которых осуществляется текущий контроль.
В пункте 7 Инструкции даны понятия: заявление - это сообщение о нарушении законов и иных нормативных правовых актов, недостатках в работе государственных органов, должностных; жалоба - это просьба гражданина о восстановлении или защите его нарушенных прав, свобод.
В соответствии с пунктами 37, 66, 76, 76.3 Инструкции все обращения, поступившие в орган внутренних дел в порядке, установленном пунктом 27 Инструкции, подлежат обязательной регистрации в срок, не превышающий трех дней со дня их поступления, за исключением жалоб на решения и действия (бездействие) органов внутренних дел и их должностных лиц при предоставлении государственных услуг, которые регистрируются не позднее следующего рабочего дня со дня их поступления.
Согласно п. 27 Инструкции к рассмотрению принимаются обращения, направленные посредством: операторов почтовой связи с доставкой ими письменной корреспонденции в здание органа внутренних дел, официальных сайтов, факсимильной связи, Федеральной фельдъегерской связи и специальной связи, дежурной части территориального органа МВД России, почтового ящика, установленного в круглосуточно доступных для граждан местах зданий МВД России, его территориальных органов на межрегиональном, окружном и региональном уровнях, а также органов внутренних дел, где нет дежурных частей, полученные в ходе личного приема.
Все обращения, поступившие в орган внутренних дел в порядке, установленном пунктом 27 Инструкции, подлежат обязательной регистрации в срок, не превышающий трех дней со дня их поступления. В случае поступления обращений в день, предшествующий праздничным или выходным дням, регистрация их производится в рабочий день, следующий за праздничными или выходными днями (п. 37).
Как установлено в судебном заседании, 26 апреля 2021 года административный истец направил обращение на электронную почту ответчика mvd49_request@mvd.ru, указанную на официальном сайте.
На указанное обращение заместителем начальника ОДиР УМВД России по Магаданской области ФИО2 дан ответ, согласно которому обращение необходимо направить на официальный сайт УМВД49 в раздел «обращения граждан», а также сообщено, что обращение, направленное по электронной почте, рассматриваться не будет.
Не согласившись с ответом, административный истец направил повторное обращение на электронную почту административного ответчика, на который получил аналогичный ответ о необходимости направления обращения на официальный сайт УМВД 49 в раздел «обращения граждан».
Приказом УМВД России по Магаданской области от 15 июня 2011 года № 90 л/с ФИО2 назначена на должность заместителя начальника отдела – начальника отделения документационного обеспечения отдела делопроизводства и режима УМВД России по Магаданской области.
В соответствии с п. 21 Должностного регламента (должностной инструкции) заместитель начальника отдела обязан организовывать прием, регистрацию и распределение обращений граждан.
Пункт 27 Инструкции содержит исчерпывающий перечень способов подачи обращений в органы внутренних дел, в который направление обращения посредством электронной почты не включено, следовательно, у заместителя начальника ОДиР УМВД России по Магаданской области ФИО2 не имелось оснований для принятия данного обращения в работу, его регистрации. Кроме того, административным ответчиком был дан ответ заявителю с разъяснением способа обращения – направление его на официальный сайт УМВД49 в раздел «обращение граждан».
По смыслу Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (часть 1 статьи 4; часть 2 статьи 225) защите подлежит только нарушенное право.
В силу пункта 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации ненормативные правовые акты, решения и действия (бездействие) могут быть признаны незаконными только при одновременном нарушении ими законных прав и охраняемых законом интересов административного истца и несоответствии их закону или иному нормативному правовому акту.
Следовательно, при разрешении публично-правового спора для удовлетворения заявленных административных исковых требований необходима совокупность двух условий: несоответствие оспариваемого решения, действия, бездействия закону или иному нормативному правовому акту, регулирующему спорное правоотношение, и возникновение вследствие этого нарушения прав либо свобод административного истца.
Между тем, в данном случае, одновременное наличие таких обстоятельств не установлено и не усматривается.
Действия заместителя начальника ОДиР соответствуют требованиям Инструкции, Должностного регламента, нарушения правовых норм в действиях указанного должностного лица не имеется, в связи с чем отсутствуют основания для удовлетворения требования административного истца в части признания незаконным бездействия административного ответчика в части нереагирования на обращение адвоката с просьбой о принятии мер, направленных на обеспечение сохранности имущества адвоката Данилушкина М.В.
Оценивая доводы административного истца о том, что административным ответчиком нарушено его право на обеспечение сохранности принадлежащего адвокату имущества, суд приходит к следующему.
Ч. 4 ст. 18 ФЗ "Об адвокатской деятельности и адвокатуре РФ" предусматривается, что адвокат, члены его семьи и их имущество находятся под защитой государства. Органы внутренних дел обязаны принимать необходимые меры по обеспечению безопасности адвоката, членов его семьи, сохранности принадлежащего им имущества.
Полиция предназначена для защиты жизни, здоровья, прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства, для противодействия преступности, охраны общественного порядка, собственности и для обеспечения общественной безопасности (часть 1 статьи 1 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. N 3-ФЗ "О полиции" (далее - Закон о полиции).
Основными направлениями деятельности полиции, как это определено в статье 2 Закона о полиции, являются также защита личности, общества, государства от противоправных посягательств; предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений; выявление и раскрытие преступлений, производство дознания по уголовным делам.
На основании пункта 1 части 1 статьи 12 Федерального закона от 07.02.2011 N 3-ФЗ "О полиции" на полицию возлагаются обязанности принимать и регистрировать заявления и сообщения об административных правонарушениях и осуществлять в соответствии с подведомственностью проверку таких заявлений и сообщений.
Вместе с тем, из анализа указанных норм суд приходит к выводу о заявительном характере обеспечения безопасности адвоката, членов его семьи, сохранности принадлежащего им имущества. Из обращения административного истца, направленного в адрес административного ответчика, не усматривается ходатайства о применении мер по обеспечению сохранности имущества адвоката, кроме того, обращение подано ненадлежащим способом, исходя из чего суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований административного искового заявления в части признания противоправным непринятия мер, направленных на обеспечение сохранности имущества административного истца.
Относительно требования в части возложения обязанности на административного ответчика: разработать в срок до 31 декабря 2021 года и утвердить методологию, тактику и стратегию риск-менеджмента лиц, занятых в адвокатской профессии (постоянно или преимущественно находящихся на территории Магаданской области) и их семей и их имущества, разработать финансовый план фондирования этого проекта, службе тыла проработать вопрос о материально-технической обеспеченности охранных и профилактических мероприятий, утвердить протокол коммуникаций между представителями адвокатского сообщества и органами внутренних дел, суд приходит к следующему.
Полномочия Управления Министерства внутренних дел по Магаданской области определены Положением об Управлении Министерства внутренних дел Российской Федерации по Магаданской области, утвержденным приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 28 июля 2017 года № 558 (далее по тексту – Положение).
Согласно пп. 7 п. 13 Положения УМВД России по Магаданской области в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, законами Магаданской области по вопросам охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности, принятыми в пределах ее компетенции, нормативными правовыми актами МВД России, а также настоящим Положением.
Согласно пп. 21 п. 13 Положения УМВД России по Магаданской области обеспечивает в соответствии с законодательством Российской Федерации государственную защиту потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства, судей, прокуроров, следователей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов, а также других защищаемых лиц.
УМВД России по Магаданской области в целях осуществления своих полномочий имеет право, в том числе участвовать в разработке и рассмотрении концепций, программ, инициатив общественных объединений и граждан по наиболее актуальным вопросам деятельности органов внутренних дел на территории Магаданской области (пп. 5 п. 14 Положения).
Поскольку суд пришел к выводу об отсутствии нарушения прав административного истца при подаче обращения ненадлежащим способом, устранение нарушения прав истца способом, указанным в требованиях в части возложения обязанности на административного ответчика: разработать в срок до 31 декабря 2021 года и утвердить методологию, тактику и стратегию риск-менеджмента лиц, занятых в адвокатской профессии (постоянно или преимущественно находящихся на территории Магаданской области) и их семей и их имущества, разработать финансовый план фондирования этого проекта, службе тыла проработать вопрос о материально-технической обеспеченности охранных и профилактических мероприятий, утвердить протокол коммуникаций между представителями адвокатского сообщества и органами внутренних дел не подлежит удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд
РЕШИЛ:
в удовлетворении административных исковых требований Данилушкина Максима Владимировича к Управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Магаданской области, заместителю начальника отдела – начальнику отделения документационного обеспечения отдела делопроизводства и режима Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Магаданской области ФИО2 о признании незаконным бездействия, возложении обязанности, отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Магаданский областной суд через Магаданский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Установить день составления решения суда в окончательной форме – 23 июля 2021 г.
Судья Е.В. Гриценко