ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1878/2021 от 17.12.2021 Феодосийского городского суда (Республика Крым)

Дело № 2а-1878/2021

УИД: 91RS0022-01-2021-002738-67

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

Феодосийский городской суд Республики Крым в составе:

председательствующего судьи Чибижековой Н.В.,

с участием секретаря Аблязовой Э.Р.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО1 ФИО9 к Администрации города Феодосии Республики Крым о признании действий незаконными и обязании совершить определенные действия, -

УСТАНОВИЛ:

Административный истец – ФИО1, через своего представителя ФИО3, обратилась в суд с административным исковым заявлением к Администрации города Феодосии Республики Крым, в котором просит признать незаконным возврат ее заявления от 26 марта 2021 года о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка, оформленный в виде письма Администрации города Феодосии Республики Крым от 31 марта 2021 года за исх. и обязать ответчика рассмотреть ее заявление ( от 26 марта 2021 года) о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка с кадастровым номером , поданное во исполнение пункта 4.1 Постановления Администрации города Феодосии Республики Крым от 04 марта 2021 года «О предоставлении земельного участка в аренду гражданке ФИО1 в порядке завершения оформления прав».

В обоснование требований указано, что решением 32-й сессии 6-го созыва Щебетовского поселкового совета от 17 сентября 2012 года ей дано разрешение на составление проекта землеустройства по отводу земельного участка ориентировочной площадью 0,015га, расположенного по адресу: <адрес> для огородничества с последующим предоставлением в аренду, из земель, не переданных в собственность или постоянное пользование. 18 марта 2014 года подписан и 21 марта 2014 года ратифицирован Договор между Российской Федерацией и Республикой Крым о принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов (далее – Договор). С целью завершения оформления прав на земельный участок ею была заказана и оплачена в полном объеме работа по изготовлению межевого плана на земельный участок. По результатам проведенных кадастровых работ земельный участок поставлен на государственный кадастровый учет и ему присвоен кадастровый . Далее, в порядке завершения оформления прав, начатого до принятия Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года № 6-ФКЗ, ею было подано регламентное заявление в Администрацию города Феодосии Республики Крым. 04 марта 2021 года постановлением Администрации города Феодосии «О предоставлении земельного участка в аренду гражданке ФИО1 в порядке завершения оформления прав» ей был предоставлен земельный участок площадью 154 кв.м. с кадастровым номером в аренду сроком на 49 лет, для огородничества. 26 марта 2021 года она обратилась в Администрацию города Феодосии с заявлением о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка. Однако письмом от 31 марта 2021 года за ей было отказано в предоставлении муниципальной услуги, так как земельный участок расположен в зоне застройки индивидуальными жилыми домами Ж-1, а градостроительными регламентами ПЗЗ в указанной зоне по условно разрешенному виду использования земельного участка «Ведение огородничества» предусмотрены минимальные и максимальные размеры земельных участков, которым земельный участок с кадастровым номером соответствует. Считает, что возврат заявления от 26 марта 2021 года о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка, поданного во исполнение пункта 4.1 постановления Администрации города Феодосии «О предоставлении земельного участка в аренду гражданке ФИО1 в порядке завершения оформления прав» является незаконным и необоснованным. Действующим законодательством и административным регламентом «Предоставление разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства», утвержденным постановлением Администрации города Феодосии № 1493 от 17 июня 2020 года, не предусматрен возврат без рассмотрения по указанным в письме основаниям. Кроме того, согласно пункту 8 статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации земельные участки и объекты капитального строительства, виды разрешенного использования, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры и предельные параметры которых не соответствуют градостроительному регламенту, могут использоваться без установления срока приведения их в соответствие с градостроительным регламентом, за исключением случаев, если использование таких земельных участков и объектов капитального строительства опасно для жизни или здоровью человека, для окружающей среды, объектов культурного наследия.

Ссылаясь на вышеприведенное, указывая, что возврат ее заявления от 26 марта 2021 года о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка, оформленный в виде письма Администрации города Феодосии Республики Крым от 31 марта 2021 года за исх. принят с нарушением требований действующего законодательства, просила административный иск удовлетворить.

В соответствии с пунктом 5 статьи 41 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации определением Феодосийского городского суда Республики Крым к участию в деле в качестве административного соответчика по делу привлечено – Муниципальное казенное учреждение «Управление имущественных и земельных отношений Администрации города Феодосии Республики Крым» (протокол судебного заседания от 29 июля 2021 года).

В отзыве на административное исковое заявление представитель административного ответчика Администрации города Феодосии Республики Крым – ФИО4, действующий на основании доверенности, просил в удовлетворении административного иска ФИО1 отказать, ссылаясь на то, что возврат заявления административного истца от 26 марта 2021 года о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка, оформленный в виде письма Администрации города Феодосии Республики Крым от 31 марта 2021 года за исх. , принят обоснованно, в соответствии с нормами действующего законодательства, поскольку градостроительный регламент территориальной зоны Ж-1, в которой расположен спорный земельный участок, предусматривает вид разрешенного использования земельного участка «Ведение огородничества» в качестве условно разрешенного, а также несоответствие спорного земельного участка предельным параметрам, установленным градостроительными регламентом, обращение ФИО1 рассмотрено Администрацией города Феодосии в пределах предоставленных полномочий по существу поставленных вопросов и в установленные законом сроки, в связи с чем, правовые основания для удовлетворения требований о признании незаконными действий администрации отсутствуют.

Административный истец – ФИО1 и ее представитель – ФИО3, действующий на основании нотариально удостоверенной доверенности, в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщили, каких-либо ходатайств не заявили.

Административный ответчик – Администрация города Феодосии Республики Крым о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, его представителем – ФИО4, действующим на основании доверенности, подано ходатайство, в котором он просил рассмотреть административное дело в отсутствие представителя Администрации города Феодосии Республики Крым.

Административный ответчик – Муниципальное казенное учреждение «Управление имущественных и земельных отношений Администрации города Феодосии Республики Крым» о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, своего представителя для участия в судебном заседании не направил и о причинах его неявки суду не сообщил, каких-либо ходатайств не заявил.

Извещение о времени и месте рассмотрения административного дела также размещено на интернет-портале Государственной автоматизированной системы Российской Федерации «Правосудие».

В соответствии со статьями 150 и 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, их представителей, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению и разрешению административного дела, если суд не признал их явку обязательной. Судом явка лиц, участвующих в деле, обязательной не признавалась.

Учитывая положения статей 150 и 226 Кодекса административного судопроизводство Российской Федерации, суд считает возможным рассмотреть административное дело в отсутствие административного истца, ее представителя и представителей административных ответчиков.

Исследовав материалы административного дела, доводы административного искового заявления и отзыва на административное исковое заявление, всесторонне и полно выяснив все фактические обстоятельства и оценив представленные доказательства, имеющие значение для рассмотрения административного дела, суд полагает, что административный иск подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Статьями 45, 46 Конституции Российской Федерации установлено, что государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется. Каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом. Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

В силу статьи 18 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

Согласно статье 36 Конституции Российской Федерации граждане и их объединения вправе иметь в частной собственности землю.

В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее – орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Частями 9, 11 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлено, что если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения. Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, – на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

Как установлено судом и следует из материалов дела, решением 32-й сессии 6-го созыва Щебетовского поселкового совета г. Феодосии от 17 сентября 2012 года , ФИО1 дано разрешение на составление проекта землеустройства по отводу земельного участка ориентировочной площадью 0,015га, расположенного в <адрес>, для огородничества, с последующим предоставлением в аренду, из земель, не переданных в собственность или постоянное пользование.

По информации из Единого государственного реестра недвижимости сведения об объекте недвижимости – земельном участке площадью 154 +/-4 кв.м., расположенном по адресу: <адрес>, вид разрешенного использования – для индивидуального жилищного строительства, категория земель – земли населенных пунктов, 14 января 2016 года внесены как «временные» (дата истечения временного характера сведений об объекте недвижимости 01 марта 2022 года», и данному земельному участку присвоен кадастровый . Правообладатель – муниципальное образование городской округ ФИО6, собственность: 1 от 17 марта 2021 года.

Согласно пункту 2 статьи 10 и пункту 2 статьи 11 Земельного кодекса Российской Федерации субъекты Российской Федерации осуществляют управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности субъектов Российской Федерации; органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.

Согласно статье 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 – 11 настоящего Кодекса.

В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 36 Устава муниципального образования городской округ ФИО6 к полномочиям администрации города Феодосии Республики Крым по решению вопросов местного значения относятся владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа Феодосия, в порядке, установленном Городским советом.

Частью 1.1 статьи 12.1 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года № 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской федерации новых субъектов – Республики Крым и города федерального значения Севастополя» установлено, что до 1 января 2023 года на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя особенности регулирования имущественных и земельных отношений, а также отношений в сфере кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним могут быть установлены нормативными правовыми актами Республики Крым и нормативными правовыми актами города федерального значения Севастополя по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление нормативно-правового регулирования в соответствующей сфере.

Согласно части 5 статьи 3 Закона Республики Крым № 38-ЗРК от 31 июля 2014 года «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым» переоформление прав, указанных в частях 2, 3 и 4 настоящей статьи, должно быть завершено до 1 сентября 2019 года. Условия и порядок переоформления прав на данные земельные участки устанавливаются нормативным правовым актом Совета министров Республики Крым.

В соответствии с частью 1 статьи 13 Закона Республики Крым № 38-ЗРК от 31 июля 2014 года «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым» завершение оформления права на земельные участки, начатого до вступления в силу Федерального конституционного закона, осуществляется на основании неисполненных решений органа местного самоуправления, органа исполнительной власти о даче разрешения на разработку проекта землеустройства по отводу земельного участка, технической документации по землеустройству относительно установления (восстановления) границ земельного участка в натуре (на местности), принятых с 14 октября 2008 года по 21 марта 2014 года (далее – решение о разрешении на разработку документации), в соответствии с которыми не утверждена документация по землеустройству.

Предоставление земельных участков, указанных в части 1 настоящей статьи осуществляется без проведения торгов и предварительного согласования места размещения объекта, бесплатно – в собственность гражданам Российской Федерации, а также юридическим лицам, указанным в частях 2 и 3 статьи 3 настоящего Закона (пункт 1 части 2 статьи 13 Закона Республики Крым № 38-ЗРК от 31 июля 2014 года «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым»).

На основании части 5 статьи 13 Закона Республики Крым № 38-ЗРК от 31 июля 2014 года «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым» порядок предоставления земельных участков в соответствии с положениями настоящей статьи определяется Советом министров Республики Крым.

Постановлением Совета министров Республики Крым от 02 сентября 2014 года № 313 утвержден Порядок переоформления прав или завершения оформления прав на земельные участки на территории Республики Крым.

Пунктами 5-7 Порядка переоформления прав или завершения оформления прав на земельные участки на территории Республики Крым, утвержденного постановлением Совета министров Республики Крым от 02 сентября 2014 года № 313, предусмотрен перечень необходимых документов, обязанность по предоставлению которых возложена на заявителя с целью предоставления земельного участка в порядке завершения оформления прав.

Постановлением Администрации города Феодосии Республики Крым № 2788 от 30 сентября 2020 «Об утверждении административного регламента предоставления муниципальной услуги «Переоформление прав или завершение оформления прав на земельные участки на территории муниципального образования городской округ ФИО6» утвержден Административный регламент «Переоформление прав или завершение оформления прав на земельные участки на территории муниципального образования городской округ ФИО6».

Административный регламент устанавливает правила предоставления земельных участков, находящихся в собственности Республики Крым или муниципальной собственности, физическим и юридическим лицам в порядке переоформления прав или завершения оформления прав на земельные участки, начатого до вступления в силу Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года № 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской федерации новых субъектов – Республики Крым и города федерального значения Севастополя», на основании документов, указанных в абзаце втором части первой статьи 13 Закона Республики Крым от 31 июля 2014 года № 38-ЗРК «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым».

Как установлено судом и следует из материалов дела, 21 декабря 2020 года ФИО1, в порядке завершения оформления прав, обратилась в Администрацию города Феодосии Республики Крым с регламентным заявлением, в котором просила предоставить ей аренду на 49 лет земельный участок площадью 154 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, кадастровый , категория земель – земли населенных пунктов, для ведения огородничества, на основании статьи 13 Закона Республики Крым № 38-ЗРК от 31 июля 2014 года «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым» и решения 32-й сессии 6-го созыва Щебетовского поселкового совета г. Феодосии от 17 сентября 2012 года .

В соответствии с пунктом 14 статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов при наличии хотя бы одного из следующих оснований: разрешенное использование земельного участка не соответствует целям использования такого земельного участка, указанным в заявлении о предоставлении земельного участка, за исключением случаев размещения линейного объекта в соответствии с утвержденным проектом планировки территории.

Постановлением Администрации города Феодосии Республики Крым от 04 марта 2021 года «О предоставлении земельного участка в аренду гражданке Российской Федерации ФИО1 в порядке завершения оформления прав» ФИО1 в порядке завершения оформления прав в аренду на 49 лет был предоставлен земельный участок площадью 154 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, кадастровый для огородничества. Согласно пункту 4.1 указанного постановления ФИО1 обязана обратиться с заявлением о получении разрешения на условно разрешенный вид использования заявленного земельного участка – ведение огородничества (код 13.1).

26 марта 2021 года ФИО1, в соответствии с возложенной на нее Постановлением Администрации города Феодосии Республики Крым № 570 от 04 марта 2021 года «О предоставлении земельного участка в аренду гражданке Российской Федерации ФИО1 в порядке завершения оформления прав» обязанностью, обратилась в Администрацию города Феодосии Республики Крым с заявлением о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства.

Постановлением Администрации города Феодосии Республики Крым от 17 июня 2020 утвержден Административный регламент предоставления муниципальной услуги «Предоставление разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства» в новой редакции.

31 марта 2021 года Администрацией города ФИО6 в адрес ФИО1 направлено письмо за исх. № 01/02/31/12, в котором указано о возврате ее заявления от 26 марта 2021 года о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка, по причине того, что размер земельного участка с кадастровым номером не соответствует градостроительному регламенту, так как согласно решению органа местного самоуправления размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность из находящихся в государственной и муниципальной собственности земель для ведения огородничества в г. Феодосия, следующие: 0,06 га – минимальный размер, 0,2 га – максимальный размер, указав, что для получения документов, приложенных к заявлению, ей необходимо обратиться в Сектор муниципальных услуг Управления организационной работы и документационного обеспечения Администрации города Феодосии Республики Крым.

Пунктом 9.1 Административного регламента предоставления муниципальной услуги «Предоставление разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства» предусмотрен исчерпывающий перечень документов, необходимых для предоставления муниципальной услуги.

Необходимые документы, указанные в перечне, заявителем ФИО1 были предоставлены.

В соответствии с пунктом 12.2.1. Административного регламента предоставления муниципальной услуги «Предоставление разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства» в течение десяти рабочих дней со дня поступления заявления о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объект капитального строительства Администрация возвращает заявление заявителю в случае если:

Предоставление не в полном объеме документов, указанных в пункте 9.1 Административного регламента;

Заявитель не соответствует требованиям, указанным в пункте 2.1 Административного регламента;

Неправильное (неполное) заполнение формы заявления, несоответствие информации (сведения, данные);

Заявление подано в иной уполномоченный орган;

Наличие в заявлении и прилагаемых к заявлению документах неоговоренных исправлений, серьезных повреждений, не позволяющих однозначно истолковать их содержание, подчисток либо приписок, зачеркнутых слов;

Текст заявления не подается прочтению;

Отсутствие у лица полномочий на подачу заявления.

При этом исчерпывающий перечень оснований для отказа в предоставлении муниципальной услуги установлен подпунктами 1-7 пункта 13.2 Административного регламента предоставления муниципальной услуги «Предоставление разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства».

Таким образом, возвращая ФИО1 ее заявление от 26 марта 2021 года о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка письмом от 31 марта 2021 года за исх. , Администрацией города Феодосии Республики Крым был нарушен порядок рассмотрения указанного заявления ФИО1, установленный Административным регламента предоставления муниципальной услуги «Предоставление разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства».

Законодательство о градостроительной деятельности состоит из Градостроительного кодекса Российской Федерации, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. По вопросам градостроительной деятельности принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить Градостроительному кодексу Российской Федерации (статья 3 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

В силу положений подпунктов 1 – 3 пункта 1, подпункта 3 пункта 2 статьи 30, статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации, в целях создания условий для устойчивого развития территорий муниципальных образований, сохранения окружающей среды и объектов культурного наследия, создания условий для планировки территорий муниципальных образований, обеспечения прав и законных интересов физических и юридических лиц, в том числе правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства, разрабатываются Правила землепользования и застройки которые включают в себя градостроительные регламенты, определяющие правовой режим земельных участков.

Деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель устанавливается исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства, является одним из основных принципов земельного законодательства. Собственники и иные владельцы земельных участков обязаны использовать их в соответствии с целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием (статьи 1, 7, 42 Земельного кодекса Российской Федерации).

Градостроительное зонирование территории регламентируется Градостроительным кодексом Российской Федерации, в пункте 7 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации содержится понятие территориальных зон, то есть зон, для которых в правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты.

Согласно статье 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации границы территориальных зон устанавливаются на карте градостроительного зонирования, а виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства указываются в градостроительном регламенте. Карта градостроительного зонирования и градостроительные регламенты входят в состав правил землепользования и застройки. Правила землепользования и застройки, наряду с прочим, включают в себя положения об изменении видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства физическими и юридическими лицами.

Порядок установления территориальных зон, их виды и состав регулируются нормами статей 34, 35 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

Градостроительный регламент территориальной зоны определяет основу правового режима земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверху земельных участков и используется в процессе застройки и последующей эксплуатации зданий, сооружений.

Статьей 7 Земельного кодекса Российской Федерации определено, что земли в Российской Федерации используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.

Пунктом 1 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли в Российской Федерации подразделены по целевому назначению на следующие категории: 1) земли сельскохозяйственного назначения; 2) земли населенных пунктов; 3) земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; 4) земли особо охраняемых территорий и объектов; 5) земли лесного фонда; 6) земли водного фонда; 7) земли запаса.

Правовой режим земельного участка и объекта капитального строительства определяется также положениями градостроительного законодательства.

Градостроительное зонирование представляет собой зонирование территорий муниципальных образований в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов (пункт 6 статьи 1, глава 4 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Пунктом 9 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации определено, что градостроительный регламент устанавливает в пределах границ соответствующей территориальной зоны виды разрешенного использования земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства, а также применительно к территориям, в границах которых предусматривается осуществление деятельности по комплексному и устойчивому развитию территории, расчетные показатели минимально допустимого уровня обеспеченности соответствующей территории объектами коммунальной, транспортной, социальной инфраструктур и расчетные показатели максимально допустимого уровня территориальной доступности указанных объектов для населения.

В соответствии с пунктом 1 части 6 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации виды разрешенного использования земельного участка определяются в градостроительном регламенте, входящем в состав правил землепользования и застройки.

Согласно пункту 2 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации границы территориальных зон должны отвечать требованиям принадлежности каждого земельного участка только к одной зоне. Правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков). Для земельных участков, расположенных в границах одной территориальной зоны, устанавливается единый градостроительный регламент. Градостроительный регламент территориальной зоны определяет основу правового режима земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе застройки и последующей эксплуатации зданий, строений, сооружений.

Земельный участок и прочно связанные с ним объекты недвижимости не соответствуют установленному градостроительному регламенту территориальных зон в случае, если: виды их использования не входят в перечень видов разрешенного использования; их размеры не соответствуют предельным значениям, установленным градостроительным регламентом. Указанные земельные участки и прочно связанные с ними объекты недвижимости могут использоваться без установления срока приведения их в соответствие с градостроительным регламентом, за исключением случаев, если их использование опасно для жизни и здоровья людей, окружающей среды, памятников истории и культуры (пункт 4 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации).

В силу пункта 4 части 1 статьи 34 Градостроительного кодекса Российской Федерации при подготовке правил землепользования и застройки границы территориальных зон устанавливаются с учетом сложившейся планировки территории и существующего землепользования.

Решением 121 сессии Феодосийского городского совета Республики Крым 1 созыва от 29 марта 2019 года № 1171 утверждены Правила землепользования и застройки муниципального образования городской округ ФИО6

Согласно выкопировке из карты градостроительного зонирования правил землепользования и застройки муниципального образования городской округ ФИО6, земельный участок, по адресу: <адрес> кадастровым номером , согласно условным обозначениям находится в зоне Ж-1 – зона застройки индивидуальными жилыми домами.

В соответствии с указанными Правила землепользования и застройки муниципального образования городской округ ФИО6 в зоне застройки индивидуальными домами – Ж-1 по условно разрешенному виду использования земельного участка «Ведение огородничества» предусмотрены следующие предельные (минимальные и максимальные) размеры земельных участков: – предоставляемых гражданам: минимальные размеры – 0,06 га; максимальные размеры – 0,2 га.

Между тем, в соответствии с пунктом 8 статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации земельные участки или объекты капитального строительства, виды разрешенного использования, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры и предельные параметры которых не соответствуют градостроительному регламенту, могут использоваться без установления срока приведения их в соответствие с градостроительным регламентом, за исключением случаев, если использование таких земельных участков и объектов капитального строительства опасно для жизни или здоровья человека, для окружающей среды, объектов культурного наследия.

Аналогичная правовая позиция изложена в пункте 6 Обзора практики рассмотрения судами дел, связанных с изменением вида разрешенного использования земельного участка, утвержденного Президиума Верховного Суд Российской Федерации от 14 ноября 2018 года.

Как следует из ответа Феодосийского городского управления Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым в адрес заместителя главы Администрации города Феодосии ФИО5, в период с 21 марта 2014 года по 25 декабря 2020 года права, ограничения и обременения права ФИО1 ФИО10 на земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, в Едином государственном реестре недвижимости не регистрировались.

По информации Министерства культуры Республики Крым, поступившей в адрес Муниципального казенного учреждения «Управление имущественных и земельных отношений Администрации города Феодосии Республики Крым», на территории земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес> объекты культурного наследия отсутствуют.

По сообщению заместителя министра-заместителя Главного государственного инспектора Министерства экологии и природных ресурсов Республики Крым ФИО11 в адрес Администрации города Феодосии Республики Крым, земельный участок с кадастровым номером , расположенный по адресу: <адрес>, не отнесен к землям лесного фонда, не расположен на особо охраняемых природных территориях регионального значения Республики Крым, не находится в водоохранных зонах Черного и Азовского морей.

При таких обстоятельствах суд считает, что в данном случае у Администрации города ФИО2 Республики ФИО2 не имелось законных оснований для возврата заявления ФИО1 ФИО12 от 26 марта 2021 года о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка письмом от 31 марта 2021 года за исх. .

О своем нарушенном праве административный истец узнал 31 марта 2021 года, с настоящим административным иском обратился 02 июля 2021 года, следовательно, административное заявление подано в установленный законом срок.

Проанализировав вышеизложенное, приняв во внимание вышеприведенные правовые нормы и их системное толкование, дав надлежащую юридическую оценку правоотношениям по настоящему административному делу, исследовав имеющиеся в деле доказательства, оценив их относимость, допустимость, достоверность, а также достаточность и взаимосвязь в их совокупности, установив фактические обстоятельства дела, а именно, что у Администрации города Феодосии Республики Крым отсутствовали законные основания для возврата письмом от 31 марта 2021 года за исх. заявления ФИО1 ФИО14 от 26 марта 2021 года о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка, исчерпывающий перечень которых, установлен в пункте 12.2.1. Административного регламента предоставления муниципальной услуги «Предоставление разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства», суд, принимая во внимание положения части 3 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, приходит к выводу, что в целях устранения допущенных нарушений прав и законных интересов административного истца, на административного ответчика – Администрацию города Феодосии Республики Крым следует возложить обязанность повторно рассмотреть по существу заявление ФИО1 ФИО15 от 26 ФИО16 2021 года о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка с кадастровым номером , поданного во исполнение пункта 4.1 Постановления Администрации города Феодосии Республики Крым от 04 марта 2021 года «О предоставлении земельного участка в аренду гражданке ФИО1 в порядке завершения оформления прав», и, как следствие, о наличии правовых оснований для удовлетворения исковых требований ФИО1 в полном объеме.

Мотивированное решение изготовлено 28 декабря 2021 года.

Руководствуясь статьями 175 – 180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд –

РЕШИЛ:

Административный иск ФИО1 ФИО17 – удовлетворить.

Признать незаконным возврат Администрацией города Феодосии Республики Крым заявления ФИО1 ФИО18 от 26 марта 2021 года о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка, оформленный в виде письма Администрации города Феодосии Республики Крым от 31 марта 2021 года за исх. .

Обязать Администрацию города Феодосии Республики Крым рассмотреть по существу заявление ФИО1 ФИО19 от 26 марта 2021 года о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка с кадастровым номером , поданного во исполнение пункта 4.1 Постановления Администрации города Феодосии Республики Крым от 04 марта 2021 года «О предоставлении земельного участка в аренду гражданке ФИО1 в порядке завершения оформления прав».

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Крым через Феодосийский городской суд Республики Крым в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Председательствующий судья: подпись Чибижекова Н.В.