РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
26 января 2018 года город Тула
Зареченский районный суд г.Тулы в составе:
председательствующего Малеевой Т.Н.,
при секретаре Корниенко М.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело №2а-187/2018 по административному исковому заявлению ФИО1 к начальнику отдела - старшему судебному приставу отдела судебных приставов Зареченского района города Тулы Управления Федеральной службы судебных приставов России по Тульской области ФИО2, заместителю начальника отдела – заместителю старшего судебного пристава отдела судебных приставов Зареченского района г. Тулы УФССП России по Тульской области ФИО3, отделу судебных приставов Зареченского района города Тулы Управления Федеральной службы судебных приставов России по Тульской области, Управлению Федеральной службы судебных приставов России по Тульской области о признании действий (бездействия) незаконными,
установил:
ФИО1 обратился в суд с административным иском к начальнику отдела - старшему судебному приставу ОСП Зареченского района г.Тулы УФССП России по ТО ФИО2 о признании ее действий (бездействия) незаконными и необоснованными, обязании устранить допущенные нарушения в обоснование которого ссылается на то, что ДД.ММ.ГГГГ он направил заявление начальнику отдела - старшему судебному приставу ОСП Зареченского района г. Тулы УФССП России по ТО ФИО2 в котором просил возбудить исполнительное производство на основании судебного приказа № от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому с ФИО4 в его пользу взыскана задолженность по договору займа от ДД.ММ.ГГГГ в размере 200 000 руб., а также расходы по оплате государственной пошлины в размере 2 600 руб., а всего 202 600 руб. Кроме того в данном заявлении содержалось ходатайство о производстве описи имущества должника по месту жительства, а также просьба сообщить информацию о судебном приставе-исполнителе, которому будет передано заявление и направить в адрес заявителя копию постановления о возбуждении исполнительного производства либо об отказе в его возбуждении. Данное заявление от ДД.ММ.ГГГГ поступило в ОСП Зареченского района г.Тулы ДД.ММ.ГГГГ. Однако каких-либо уведомлений о передаче его заявления конкретному должностному лицу службы судебных приставов, копия постановления о возбуждении исполнительного производства либо об отказе в его возбуждении от административного ответчика не поступило. Полагает действия (бездействие) ФИО2 по исполнительному производству, взыскателем по которому является он, а должником ФИО4, незаконными и необоснованными, поскольку считает, что начальник отдела получив заявление о возбуждении исполнительного производства от ДД.ММ.ГГГГ, не передал его для рассмотрения и разрешения по существу должностному лицу службы судебных приставов, имеющему соответствующие полномочия для рассмотрения заявления о возбуждении исполнительного производства и не уведомил письменно об этом взыскателя. Исходя из изложенного просит признать действия (бездействие) начальника отдела - старшего судебного пристава ОСП Зареченского района г.Тулы УФССП России по ТО ФИО2, выразившееся в не уведомлении взыскателя ФИО1 о лице, которому передано для рассмотрения и разрешения по существу заявление от ДД.ММ.ГГГГ, в не возбуждении в установленные законом сроки исполнительного производства, в не направлении в установленные законом сроки копии постановления о возбуждении исполнительного производства либо об отказе в его возбуждении - незаконными и необоснованными. Обязать административного ответчика рассмотреть в установленном законом порядке его заявление от ДД.ММ.ГГГГ, направив в установленные законом сроки копию постановления, вынесенного по результатам рассмотрения его заявления.
Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве административных соответчиков привлечены заместитель начальника отдела –заместитель старшего судебного пристава отдела судебных приставов Зареченского района г. Тулы УФССП России по Тульской области ФИО3, отдел судебных приставов Зареченского района города Тулы Управления Федеральной службы судебных приставов России по Тульской области и Управление Федеральной службы судебных приставов России по Тульской области.
Административный истец ФИО1 в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте его проведения извещался своевременно и надлежащим образом, в представленном суду заявлении просил о рассмотрении дела в свое отсутствие.
Заинтересованное лицо ФИО4 в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте его проведения извещался своевременно и надлежащим образом.
В соответствии со ст.150 КАС РФ суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
В судебном заседании административный ответчик и представитель административного ответчика ОСП Зареченского района г. Тулы УФССП России по Тульской области начальник отдела - старший судебный пристав ОСП Зареченского района г.Тулы ФИО2 просила в заявленных требованиях отказать за необоснованностью, поскольку никаких нарушений действующего законодательства с ее стороны допущено не было. Кроме того пояснила, что ДД.ММ.ГГГГ в ОСП Зареченского района г.Тулы поступило заявление ФИО1 и судебный приказ №. Поскольку в сроки, исчисляемые днями, не включаются нерабочие дни, а срок регистрации документа составляет 3 дня, то ДД.ММ.ГГГГ исполнительный документ был зарегистрирован в ОСП Зареченского района г. Тулы УФССП России по Тульской области. ДД.ММ.ГГГГ по поступившему документу заместителем начальника отдела – заместителем старшего судебного пристава ОСП Зареченского района г. Тулы УФССП России по Тульской области ФИО3 было вынесено постановление о возбуждении исполнительного производства, которое было направлено в адрес органа, вынесшего исполнительный документ и в адрес взыскателя ДД.ММ.ГГГГ посредством простого почтового отправления. Впоследствии постановление было повторно направлено в адрес взыскателя и органа выдавшего исполнительный документ ДД.ММ.ГГГГ заказной корреспонденцией. Поскольку поступившее от ФИО1 заявление было зарегистрировано и передано судебному приставу-исполнителю в срок, предусмотренный действующим законодательством, по данному заявлению так же в срок соответствующим должностным лицом было вынесено постановление, следовательно организация работы подразделения судебных приставов была осуществлена ею надлежащим образом. Кроме того ФЗ «Об исполнительном производстве» не предусматривает уведомление взыскателя отдельным документом о том, какому должностному лицу передается его заявление на исполнение. В ее функции как руководителя подразделения судебных приставов входит распределение поступивших заявлений, а соответствующее должностное лицо принимает решение, о котором уведомляет участников исполнительного производства. Кроме того заявление взыскателя о возбуждении исполнительного производства не является документом, подлежащим рассмотрению в порядке предусмотренном ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ», а подлежит рассмотрению в рамках ФЗ «Об исполнительном производстве».
Административный ответчик заместитель начальника отдела - заместитель старшего судебного пристава ОСП Зареченского района г. Тулы УФССП России по Тульской области ФИО3 в судебном заседании заявленные административные исковые требования не признала и просила отказать в их удовлетворении в полном объеме. Кроме того пояснила, что ДД.ММ.ГГГГ в ОСП Зареченского района г. Тулы поступил судебный приказ № о взыскании с ФИО4 задолженности по договору займа в размере 202 600 рублей в пользу ФИО1 Поскольку в сроки, исчисляемые днями, не включаются нерабочие дни, то ДД.ММ.ГГГГ данный исполнительный документ был передан ей для принятия решения в порядке ст.ст. 30, 31 ФЗ "Об исполнительном производстве". Постановлением от ДД.ММ.ГГГГ по данному заявлению возбуждено исполнительное производство №. Копия постановления о возбуждении исполнительного производства направлена в адрес взыскателя простой почтовой корреспонденцией ДД.ММ.ГГГГ. Также ДД.ММ.ГГГГ повторно простой и заказной корреспонденцией в адрес взыскателя и в адрес мирового судьи судебного участка №<данные изъяты> района <адрес> были направлены постановления о возбуждении исполнительного производства. Также пояснила, что информацию о ходе исполнительного производства можно получить с использованием сервиса «Личный кабинет стороны исполнительного производства», размещенного на официальном сайте УФССП России по Тульской области, который является общедоступным. Кроме того в соответствии со ст. 50 ФЗ «Об исполнительном производстве» стороны исполнительного производства вправе знакомиться с материалами исполнительного производства.
Представитель административного ответчика УФССП России по Тульской области по доверенности ФИО5 в судебном заседании заявленные административные исковые требования не признала и просила отказать в их удовлетворении в полном объеме, поскольку нарушений действующего законодательства, а также прав административного истца со стороны старшего судебного пристава либо пристава-исполнителя допущено не было.
Выслушав участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно пункту 1 статьи 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. При этом, как указано в пункте 2 той же статьи решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Согласно ст.10 Федерального закона от 21.07.1997 №118-ФЗ «О судебных приставах» старший судебный пристав возглавляет структурное подразделение Федеральной службы судебных приставов или службы судебных приставов субъекта Российской Федерации. При этом ч.2 ст. 10 указанного закона содержит перечень обязанностей старшего судебного пристава, в том числе: организует работу подразделения судебных приставов; обеспечивает принятие мер по своевременному и полному исполнению судебными приставами-исполнителями судебных актов, актов других органов и должностных лиц, утверждает постановления судебных приставов-исполнителей в случаях, предусмотренных Федеральным законом "Об исполнительном производстве"; организует розыск должника, его имущества или розыск ребенка, а также розыск на основании судебного акта по гражданскому делу гражданина - ответчика и (или) ребенка; издает указания и распоряжения по вопросам организации деятельности подразделения судебных приставов; имеет право отменить или изменить не соответствующее требованиям законодательства Российской Федерации решение должностного лица подразделения судебных приставов; является распорядителем денежных средств, находящихся на счете по учету средств, поступающих во временное распоряжение подразделения судебных приставов (депозитный счет подразделения судебных приставов); осуществляет в пределах своей компетенции контроль в установленной сфере деятельности; осуществляет производство по делам об административных правонарушениях в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях; осуществляет иные полномочия, предусмотренные настоящим Федеральным законом, Федеральным законом "Об исполнительном производстве", а также принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами.
Таким образом, в должностные обязанности старшего судебного пристава ФИО2 входит, в том числе, организация работы подразделения судебных приставов, обеспечение принятия мер по своевременному и полному исполнению судебными приставами-исполнителями судебных актов, осуществление в пределах своей компетенции контроля в установленной сфере деятельности.
Обязанность принимать меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов, рассматривать заявления сторон по поводу исполнительного производства и их ходатайства, выносить соответствующие постановления, разъясняя сроки и порядок их обжалования предусмотрена ст.12 «Обязанности и права судебных приставов-исполнителей» ФЗ «О судебных приставах».
Аналогичные положения закреплены в ст.5 Федерального закона от 02.10.2007 №229-ФЗ «Об исполнительном производстве» согласно которым непосредственное осуществление функций по принудительному исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц возлагается на судебных приставов-исполнителей структурных подразделений Федеральной службы судебных приставов и судебных приставов-исполнителей структурных подразделений территориальных органов Федеральной службы судебных приставов (подразделения судебных приставов).
Таким образом из анализа данных норм закона усматривается, что в должностные обязанности старшего судебного пристава входит, в том числе, организация работы подразделения судебных приставов, осуществление в пределах своей компетенции контроля в установленной сфере деятельности, а решение о возбуждении исполнительного производства либо об отказе в возбуждении исполнительного производства принимается судебным приставом –исполнителем.
Поскольку административным истцом в ОСП Зареченского района г.Тулы УФССП России по ТО было направлено заявление о возбуждении исполнительного производства с приложением исполнительного документа, в связи с чем оно было передано на рассмотрение судебному приставу-исполнителю, поэтому в данном случае доводы о нарушении старшим судебным приставом положений ч.4 ст.64.1 Федерального закона от 02.10.2007 №229-ФЗ «Об исполнительном производстве» являются несостоятельными.
Помимо изложенного согласно положениям ст.15 Федерального закона от 02.10.2007 №229-ФЗ «Об исполнительном производстве» сроки исчисляются годами, месяцами и днями. В сроки, исчисляемые днями, не включаются нерабочие дни. Если настоящим Федеральным законом не установлено иное, то течение срока, исчисляемого годами, месяцами или днями, начинается на следующий день после календарной даты или дня наступления события, которыми определено начало срока.
В силу положений ст. 16 Федерального закона от 02.10.2007 №229-ФЗ «Об исполнительном производстве» срок, исчисляемый годами, оканчивается в соответствующие месяц и день последнего года установленного срока. Срок, исчисляемый месяцами, оканчивается в соответствующий день последнего месяца установленного срока. Если окончание срока, исчисляемого месяцами, приходится на месяц, который соответствующего числа не имеет, то срок оканчивается в последний день этого месяца. Срок, исчисляемый днями, оканчивается в последний день установленного срока. Если настоящим Федеральным законом или иным федеральным законом не установлено иное, то в случаях, когда последний день срока приходится на нерабочий день, днем окончания срока считается первый следующий за ним рабочий день.
Согласно ч.1 ст.30 Федерального закона от 02.10.2007 №229-ФЗ «Об исполнительном производстве» судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство на основании исполнительного документа по заявлению взыскателя, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
В силу ч.7 ст.30 Федерального закона от 02.10.2007 №229-ФЗ «Об исполнительном производстве» заявление взыскателя и исполнительный документ передаются судебному приставу-исполнителю в трехдневный срок со дня их поступления в подразделение судебных приставов.
Часть 8 ст.30 Федерального закона от 02.10.2007 №229-ФЗ «Об исполнительном производстве» устанавливает, что судебный пристав-исполнитель в трехдневный срок со дня поступления к нему исполнительного документа выносит постановление о возбуждении исполнительного производства либо об отказе в возбуждении исполнительного производства.
Согласно п. 4.4.2 Инструкции по делопроизводству в Федеральной службе судебных приставов, утвержденной Приказа ФССП России от 10.12.2010 N 682 "Об утверждении Инструкции по делопроизводству в Федеральной службе судебных приставов" регистрация обращений граждан, за исключением содержащих информацию о совершенных или готовящихся преступлениях, либо содержащих заявления, ходатайства лиц, участвующих в исполнительном производстве, - в течение трех дней, жалоб, поданных в порядке подчиненности, а также заявлений, ходатайств лиц, участвующих в исполнительном производстве, - не позднее следующего рабочего дня с момента поступления.
Из материалов дела усматривается, что заявление ФИО1 о возбуждении исполнительного производства с судебным приказом № от ДД.ММ.ГГГГ поступили в ОСП Зареченского района г.Тулы УФССП РФ по ТО ДД.ММ.ГГГГ (пятница). ДД.ММ.ГГГГ, то есть в понедельник данное заявление было зарегистрировано и предано судебному приставу-исполнителю для принятия в трехдневный срок решения в порядке ст.ст.30,31 ФЗ «Об исполнительном производстве». ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем ФИО3 было вынесено постановление о возбуждении исполнительного производства в отношении должника ФИО4 в пользу взыскателя ФИО1 на сумму 202 600 руб.
Таким образом, в соответствии с вышеприведенными правовыми нормами, в данном случае старшим судебным приставом, а также судебным приставом-исполнителем ОСП Зареченского района г.Тулы были соблюдены сроки регистрации заявления ФИО1 о возбуждении исполнительного производства и вынесения постановления о возбуждении исполнительного производства.
Исходя из положений ч.11 ст.30 Федерального закона от 02.10.2007 №229-ФЗ «Об исполнительном производстве» если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных статьями 112 и 116 настоящего Федерального закона.
В силу ч.17 ст.30 Федерального закона от 02.10.2007 №229-ФЗ «Об исполнительном производстве» копия постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства не позднее дня, следующего за днем вынесения указанного постановления, направляется взыскателю, должнику, а также в суд, другой орган или должностному лицу, выдавшим исполнительный документ.
Из представленных суду документов усматривается, что копия постановления о возбуждении исполнительного производства от ДД.ММ.ГГГГ была направлена ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается списком почтовой корреспонденции с отметкой «Почта России».
Таким образом, в ходе рассмотрения дела установлено и никем не оспаривалось, что копия постановления о возбуждении исполнительного производства от ДД.ММ.ГГГГ была направлена заявителю с нарушением срока, предусмотренного ч.17 ст.30 Федерального закона "Об исполнительном производстве".
Исходя из изложенного суд приходит к выводу о том, что постановление о возбуждении исполнительного производства было вынесенное надлежащим должностным лицом в рамках представленных ему полномочий, однако копия указанного постановления была направлена ФИО1 с нарушением срока, предусмотренного статьей ст.30 Федерального закона «Об исполнительном производстве», что само по себе не является бездействием и не влечет за собой нарушения каких-либо прав или законных интересов заявителя.
Кроме того из представленных суду документов следует, что ДД.ММ.ГГГГ повторно простым почтовым отправлением в адрес взыскателя, а также на судебный участок №<данные изъяты> судебного района <адрес> была направлена копия постановления о возбуждении исполнительного производства от ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается списком почтовой корреспонденции с отметкой «Почта России». Помимо того, согласно списку внутренних почтовых отправлений со штриховым почтовым идентификатором от ДД.ММ.ГГГГ вышеуказанное постановление было направлено заказной корреспонденцией в адрес взыскателя и на судебный участок №<данные изъяты> судебного района <адрес> и согласно отчетам об отслеживании почтовых отправлений ДД.ММ.ГГГГ поступила на судебный участок №<данные изъяты> судебного района <адрес> и также с ДД.ММ.ГГГГ ожидает адресата (ФИО1) в месте вручения.
Довод административного истца о том, что со стороны административного ответчика начальника отдела - старшего судебного пристава ОСП Зареченского района г. Тулы УФССП России по ТО ФИО2 имело место бездействие, выразившееся в не уведомлении взыскателя в письменной форме о должностном лице которому было передано его заявление для рассмотрения в соответствии с Федеральным законом от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" не могут быть приняты судом, поскольку указанным законом регламентируется порядок рассмотрения всех обращений граждан, за исключением обращений, которые подлежат рассмотрению в порядке, установленном федеральными конституционными законами и иными федеральными законами.
При этом поступившее от административного истца заявление о возбуждении исполнительного производства и судебный приказ рассматривались в рамках ст.ст.30,31 Федерального закона от 02.10.2007 №229-ФЗ «Об исполнительном производстве».
Доводы административного истца о не уведомлении его о лице, которому передано его заявление от ДД.ММ.ГГГГ, о не возбуждении в установленные законом сроки исполнительного производства также не могут быть приняты судом поскольку статьей 6.1 Федерального закона от 02.10.2007 №229-ФЗ "Об исполнительном производстве", а также приказа ФССП России от 12 мая 2012 года N 248 информация об исполнительном производстве размещается в открытом доступе в сети "Интернет". В связи с чем, суд приходит к выводу, что взыскатель не был лишен возможности ознакомиться с ходом исполнительного производства в сети "Интернет" размещенного на официальном сайте УФССП России по Тульской области.
Кроме того, статья 50 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" закрепляет права и обязанности сторон исполнительного производства, согласно которой стороны исполнительного производства вправе в частности знакомиться с материалами исполнительного производства.
В силу ч.1 ст.218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Аналогичные положения содержатся в части 1 статьи 121 Федерального закона от 02.10.2007 №229-ФЗ "Об исполнительном производстве" в соответствии с которой постановления судебного пристава-исполнителя и других должностных лиц службы судебных приставов, их действия (бездействие) по исполнению исполнительного документа могут быть обжалованы сторонами исполнительного производства, иными лицами, чьи права и интересы нарушены такими действиями (бездействием), в порядке подчиненности и оспорены в суде.
Действия (бездействие) судебного пристава-исполнителя признаются незаконными, если они не соответствуют требованиям закона и нарушают гражданские права и охраняемые законом интересы заявителя.
При этом заявитель, обращаясь в суд с заявлением об оспаривании постановления должностного лица службы судебных приставов, его действий (бездействия) должен указать и доказать, какие именно его права и законные интересы были нарушены оспариваемым постановлением или действием (бездействием) судебного пристава-исполнителя и указать способ их восстановления.
Из анализа норм права следует, что суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, а также права либо свободы гражданина не были нарушены.
Таким образом, оценив собранные по делу доказательства в их совокупности, проанализировав положения действующего законодательства, судом не могут быть приняты доводы ФИО1 о бездействии административных ответчиков, поскольку в ходе рассмотрения дела административным истцом не было представлено доказательств подтверждающих нарушение его прав и законных интересов, в связи с чем суд приходит к выводу, что заявленные требования удовлетворению не подлежат.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд
решил:
в удовлетворении административных исковых требований ФИО1 к начальнику отдела - старшему судебному приставу отдела судебных приставов Зареченского района города Тулы Управления Федеральной службы судебных приставов России по Тульской области ФИО2, заместителю начальника отдела – заместителю старшего судебного пристава отдела судебных приставов Зареченского района г. Тулы УФССП России по Тульской области ФИО3, отделу судебных приставов Зареченского района города Тулы Управления Федеральной службы судебных приставов России по Тульской области, Управлению Федеральной службы судебных приставов России по Тульской области о признании действий (бездействия) незаконными отказать.
Решение может быть обжаловано в Тульский областной суд путем подачи апелляционной жалобы в Зареченский районный суд города Тулы в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Мотивированное решение составлено 30 января 2018 года.
Председательствующий Т.Н. Малеева