ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-187/19 от 22.03.2019 Мичуринского районного суда (Тамбовская область)

Дело № 2а-187/2019

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

22 марта 2019 года г. Мичуринск Тамбовская область

Мичуринский районный суд Тамбовской области в составе председательствующего судьи Чепурновой О.Н.,

при секретаре судебного заседания Хорошковой Е.Е.,

с участием представителя истца ФИО1,

представителя ответчика ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО3 к администрации Мичуринского района Тамбовской области, заместителю главы администрации района ФИО4 о возложении на администрацию Мичуринского района Тамбовской области обязанности утверждения уведомления об окончании строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома,

УСТАНОВИЛ:

ФИО3 обратился в суд с административным иском о возложении на администрацию Мичуринского района Тамбовской области обязанности утвердить уведомление об окончании строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома от 30.10.2018 г. № 622, указав в обоснование административного иска следующее.

В соответствии с договором купли-продажи земельного участка и объекта незавершенного строительства от 21.09.2010 г. истец приобрел земельный участок площадью 2312 кв.м. и находящийся на нем объект незавершенного строительства (жилой дом). Договор прошел государственную регистрацию.

При обращении в архитектурный отдел администрации Мичуринского района Тамбовской области с заявлением о вводе в эксплуатацию достроенного в 2018 году жилого дома, истцом было получено уведомление о несоответствии построенных или реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома требованиям законодательства о градостроительной деятельности.

В результате данного отказа, истец не имеет возможности ввести объект завершенного строительства в эксплуатацию. Считает данный отказ незаконным, так как указанные в уведомлении правила землепользования и застройки Старотарбеевского сельсовета Мичуринского района от 29.12.2016 г. введены в действие после того как данный дом был построен. На момент возведения, подобных нарушений не было.

Право собственности продавца на земельный участок зарегистрировано в 2010 году.

В целях восстановления нарушенных прав истец просит возложить на администрацию Мичуринского района Тамбовской области обязанность утвердить уведомление об окончании строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома от 30.10.2018 г. № 622 в течение 30 дней в порядке ч. 3 ст. 227 КАС РФ.

В судебное заседание административный истец ФИО3 не явился, будучи уведомленным о времени, месте и дате судебного заседания надлежащим образом.

Представитель административного истца ФИО1 в судебном заседании поддержал требования, просил удовлетворить их. Указав в обоснование, что на момент возведения строения разрешение на строение продавцом получено не было. Строение возведено без нарушений ГОСТов и на момент начала возведения не требовалось соблюдения правил, указанных в уведомлении.

Представитель административного ответчика ФИО2 в судебном заседании просила отказать в удовлетворении иска. Указав в письменном отзыве, что в соответствии с п. 1 ч. 19 ст. 55 ГрК РФ, уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта РФ или орган местного самоуправления в течение семи рабочих дней со дня поступления уведомления об окончании строительства проводит проверку соответствия указанных в уведомлении об окончании строительства параметров построенных или реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома действующим на дату поступления уведомления о планируемом строительстве предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установленным правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, и обязательным требованиям к параметрам объектов капитального строительства, установленным настоящим Кодексом, другими федеральными законами (в том числе в случае, если указанные предельные параметры или обязательные требования к параметрам объектов капитального строительства изменены после дня поступления в соответствующий орган уведомления о планируемом строительстве и уведомление об окончании строительства подтверждает соответствие параметров построенных или реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома предельным параметрам и обязательным требованиям к параметрам объектов капитального строительства, действующим на дату поступления уведомления о планируемом строительстве). Административный истец в администрацию района с уведомлением о планируемом строительстве, либо за продлением ранее выданного разрешения на строительство индивидуального жилого дома, местоположением <адрес> не обращался.

Представитель административного ответчика считает, что возведенный ФИО3 жилой дом является самовольным строением, признание права собственности на которую, может быть осуществлено в судебном порядке. Просит отказать в удовлетворении иска, так как оснований для выдачи уведомления об окончании строительства или реконструкции объекта у администрации района не имелось.

Административный соответчик должностное лицо - заместитель администрации Мичуринского района ФИО4 в судебное заседание не явился. О времени, месте и дате судебного заседания извещен надлежащим образом. С ходатайством об отложении судебного заседания, иными ходатайствами не обращался.

В соответствии с ч. 2 ст. 289 КАС РФ, неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению административного дела, если суд не признал их явку обязательной.

Судом принято решение о рассмотрении административного дела в отсутствие административного истца, административного соответчика, извещенных о времени, дате и месте судебного заседания.

Исследовав административное дело, выслушав стороны, суд приходит к выводу, что административный иск не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно п. 2 ч. 2 ст. 1 КАС РФ суды в порядке, предусмотренном указанным кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.

В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложена какая-либо обязанность.

Как следует из пп. 2, 3 ч. 1 ст. 124 КАС РФ административное исковое заявление может содержать требования:

о признании незаконным полностью или в части решения, принятого административным ответчиком, либо совершенного им действия (бездействия);

об обязанности административного ответчика принять решение по конкретному вопросу или совершить определенные действия в целях устранения допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца.

В соответствии со ст. 78 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» решения и действия (бездействие) органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления могут быть обжалованы в суд в установленном законом порядке.

Согласно п. 20 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 6 октября 2003 г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относятся: утверждение генеральных планов поселения, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов поселения документации по планировке территории, выдача разрешений на строительство (за исключением случаев, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, иными федеральными законами), разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции объектов капитального строительства, расположенных на территории поселения, утверждение местных нормативов градостроительного проектирования поселений, резервирование земель и изъятие земельных участков в границах поселения для муниципальных нужд, осуществление муниципального земельного контроля в границах поселения, осуществление в случаях, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, осмотров зданий, сооружений и выдача рекомендаций об устранении выявленных в ходе таких осмотров нарушений, направление уведомления о соответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома (далее - уведомление о планируемом строительстве) параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке, уведомления о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке, уведомления о соответствии или несоответствии построенных или реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома требованиям законодательства о градостроительной деятельности при строительстве или реконструкции объектов индивидуального жилищного строительства или садовых домов на земельных участках, расположенных на территориях поселений, принятие в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации решения о сносе самовольной постройки, решения о сносе самовольной постройки или ее приведении в соответствие с предельными параметрами разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установленными правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, или обязательными требованиями к параметрам объектов капитального строительства, установленными федеральными законами (далее также - приведение в соответствие с установленными требованиями), решения об изъятии земельного участка, не используемого по целевому назначению или используемого с нарушением законодательства Российской Федерации, осуществление сноса самовольной постройки или ее приведения в соответствие с установленными требованиями в случаях, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации.

ФИО3 является собственником земельного участка, категория земель: земли населенных пунктов – для ведения личного подсобного хозяйства, площадью 2312 кв.м., объекта незавершенного строительства, общей площадью застройки 76 кв.м., степенью готовности объекта незавершенного строительства 18 %, местоположением: <адрес>

Согласно техническому плану здания, жилой дом, площадью 141,7 кв.м., 2017 года завершения строительства, с кадастровым номером , местоположением: <адрес>, образовался путем реконструкции объекта незавершенного строительства.

Установлено, что ФИО3 обратился в администрацию Мичуринского района 30.10.2018 г. с уведомлением об окончании строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома, вх. № 622.

Заместителем главы администрации района ФИО4 от имени администрации Мичуринского района, по результатам рассмотрения уведомления и также в ходе проведенной проверки уведомления ФИО3, вынесено уведомление о несоответствии построенных или реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома требованиям законодательства и градостроительной деятельности. Указано, что установлены несоответствия объекта капитального строительства предельным параметрам разрешенного строительства, конструкции объектов капитального строительства требованиям правил землепользования и застройки Старотарбеевского сельсовета Мичуринского района Тамбовской области от 29.12.2016 г. Жилой дом располагается на расстоянии 1.0 метра от границы земельного участка. Минимальные отступы зданий в зоне жилой застройки, строений и сооружений от границ земельных участков, от красных линий проездов – 3.0 метра.

В соответствии с п. 5.3.4. «СП 30-102-99. Планировка и застройка территорий малоэтажного жилищного строительства» (принятого Постановлением Госстроя России от 30.12.1999 № 94), а также в соответствии с п. 2.2.21 Постановления администрации Тамбовской области от 24.09.2007 №1038 «Об утверждении нормативов градостроительного проектирования Тамбовской области», действовавшего на момент начала возведения строения и заключения договора купли-продажи, до границы соседнего приквартирного участка расстояния по санитарно-бытовым условиям должны быть не менее: от усадебного, одно- двухквартирного и блокированного дома – 3 м. с учетом требований п. 4.1.5 настоящего Свода правил; от постройки для содержания скота и птицы – 4 м; от других построек (бани, гаража и др.) – 1 м; от стволов высокорослых деревьев – 4 м; среднерослых – 2 м; от кустарника – 1 м.

Согласно п. 1 ч. 19 ст. 55 ГрК РФ уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления в течение семи рабочих дней со дня поступления уведомления об окончании строительства: проводит проверку соответствия указанных в уведомлении об окончании строительства параметров построенных или реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома действующим на дату поступления уведомления о планируемом строительстве предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установленным правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, и обязательным требованиям к параметрам объектов капитального строительства, установленным настоящим Кодексом, другими федеральными законами (в том числе в случае, если указанные предельные параметры или обязательные требования к параметрам объектов капитального строительства изменены после дня поступления в соответствующий орган уведомления о планируемом строительстве и уведомление об окончании строительства подтверждает соответствие параметров построенных или реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома предельным параметрам и обязательным требованиям к параметрам объектов капитального строительства, действующим на дату поступления уведомления о планируемом строительстве). В случае, если уведомление об окончании строительства подтверждает соответствие параметров построенных или реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома предельным параметрам и обязательным требованиям к параметрам объектов капитального строительства, действующим на дату поступления уведомления об окончании строительства, осуществляется проверка соответствия параметров построенных или реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома указанным предельным параметрам и обязательным требованиям к параметрам объектов капитального строительства, действующим на дату поступления уведомления об окончании строительства.

Согласно исковому заявлению, пояснениям представителя административного истца, сведениям, представленным административным ответчиком ФИО3, либо прежний собственник на момент начала возведения строения, не обращался в администрацию района за разрешением на строительство.

Из технического заключения о состоянии строительных конструкций жилого дома с мансардой, расположенного по адресу: <адрес> также следует о несоответствии возведенного здания градостроительным регламентам, имеется несоответствие минимально необходимого расстояния между соседними домами. Расстояние от обследуемого дома до границ смежных землепользователей должно быть не менее трех метров.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что уведомление администрации Мичуринского района о несоответствии построенного дома предельным параметрам разрешенного строительства является правомерным, принятым в пределах полномочий, в соответствии с требованиями закона и нормативных актов, и как следствие, суд отказывает в удовлетворении административного иска.

Срок обращения с административным исковым заявлением, предусмотренный ч. 1 ст. 219 КАС РФ, судом проверен и административным истцом не пропущен.

Руководствуясь ст.ст. 175-180, ст. 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении административного иска ФИО3 к администрации Мичуринского района Тамбовской области, заместителю главы администрации района ФИО4 о возложении на администрацию Мичуринского района Тамбовской области обязанности утверждения уведомления об окончании строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома отказать.

Решение может быть обжаловано в Тамбовский областной суд в апелляционном порядке в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.

Мотивированное решение изготовлено 26 марта 2019 года.

Председательствующий: Чепурнова О.Н.