ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-187/20 от 16.09.2020 Первомайского районного суда (Томская область)

Адм.дело № 2а-187/2020

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

с. Первомайское 16 сентября 2020 года

Первомайский районный суд Томской области в составе:

председательствующего – Каракулов Т.Г.,

при секретаре – Губиной Ю.В.,

с участием прокурора – Чубуковой Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению по иску прокурора Первомайского района Томской области в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Первомайского сельского поселения о признании незаконным бездействия и возложении обязанности устранить нарушения прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц,

установил:

Прокурор Первомайского района обратился в суд с административным иском в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Первомайского сельского поселения о признании незаконным бездействия Администрации Первомайского сельского поселения, выразившегося в необращении в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущества с заявлением о постановке на учет в качестве бесхозяйной недвижимой вещи – трансформаторной подстанции ТП – 10/0,4 кВ П-1-16 по адресу <...> неустановлении охранных зон в отношении объектов электросетевого хозяйства, расположенных на ул.Сибирская, ул.Ленинская в с.Первомайское Первомайского района Томской области; возложении обязанности на Администрацию Первомайского сельского поселения устранить нарушения прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, путем обращения в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущества с заявлением о постановке на учет в качестве бесхозяйной недвижимой вещи – трансформаторной подстанции ТП – 10/0,4 кВ П-1-16 по адресу <...>; возложении обязанности на Администрацию Первомайского сельского поселения установить охранные зоны в отношении объектов электроснабжения, расположенных по адресу Томская область, Первомайский район, с.Первомайское: линии электропередач и ВЛ 10 кВ 2009 года, протяженностью 1191 п.м., кадастровый номер имущества 70-07-06/110/2010-549, ул.Сибирская, линии электропередач и ВЛ 10 кВ 2009 года, протяженностью 765 п.м., кадастровый номер имущества 70-07-06/110/2010-548, ул.Сибирская, ; ТП – 10/04 кВ типа КТП-ВВ-5-160/10-0,4-97УХЛ1, площадью 6,1 кв.м, 2009 года, расположенная по ул.Сибирская 19А, кадастровый номер имущества 70-07-06/110/2010-543; ТП-10/04 кВ типа КТП-ВВ-5-160/10-0,4-97УХЛ1, площадью 6,1 кв.м. 2009 года, расположенная по ул.Сибирская 44А, кадастровый номер имущества 70-07-06/110/2010-542; ТП010/04 кВ типа КТП-ВВ-5-160/10-0,4-97УХЛ1, площадью 5,7 кв.м. 2010 года, распложенная по ул.Ленинская д.85А, кадастровый номер имущества 70:12:0203004:1361, исходя из требований к границам установления охранных зон. В соответствии с частью 3 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установить ответчику разумный срок для устранения указанных нарушений, но не более чем до 01.02.2021 года.

В обоснование административного иска указано, что прокуратурой в ходе осуществления надзора за исполнением требований законодательства, регламентирующего функционирование и обеспечение безопасности объектов электросетевого хозяйства выявлены нарушения требований законодательства со стороны сотрудников Администрации Первомайского сельского поселения. В частности, установлено, что в нарушение требований Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», в части реализации вопросов местного значения поселения, Администрацией Первомайского сельского поселения не приняты меры по установлению охранных зон в отношении сооружений, в том числе линейных объектов электроснабжения, расположенных в с. с.Первомайское Первомайского района Томской области в том числе: линии электропередач и BJI 10 кВ 2009 года, протяженностью 1191 п.м., кадастровый номер имущества 70-07-06/110/2010-549, ул. Сибирская; линии электропередач и ВЛИ 0,4 кВ 2009 года, протяженностью 765 п.м., ул. Сибирская, кадастровый номер имущества 70-07-06/110/2010-548; ТП - 10/04 кВ типа ТП-ВВ-5-160/10-0,4-97УХЛ1, площадью6,1 кв.м., 2009 года, расположенная по ул. Сибирская, 19А, кадастровый номер имущества 70-07-06/110/2010-543; ТП - 10/04 кВ типа КТП-ВВ-5-160/10-0,4-97УХЛ1, площадью 6,1 кв.м., 2009 года, ул.Сибирская, 44А, кадастровый номер имущества 70-07-06/110/2010-542; ТП - 10/04 кВ типа КТП-ВВ-5-160/10-0,4-97УХЛ1, площадью 5,7 кв.м., 2010 года, расположенная по ул. Ленинская, 85А, кадастровый номер имущества 70:12:0203004:1361. Кроме того, вопреки требованиям действующего законодательства, орган местного самоуправления не исполняет обязанность по обращению в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на объекты недвижимого имущества, с заявлением о принятии на учет бесхозяйного объекта - трансформаторной подстанции (ТП - 10/0,4 кВ П-1-16 по адресу <...>. Прокуратурой Первомайского района в адрес главы Первомайского сельского поселения неоднократно вносились представления об устранении изложенных выше нарушений, однако никаких мер органом местного самоуправления не принято. Со ссылками на положения Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», статьи 105-106 ЗК РФ, статью 225 ГК РФ просят заявленные требования удовлетворить, возложив на административного ответчика обязанности, указанные в тексте административного искового заявления. Полагают, что срок до 01.02.2021 для устранения нарушений является достаточным.

В судебном заседании прокурор Чубукова Е.А. административный иск поддержала.

Представитель административного ответчика – Глава Первомайского сельского поселения ФИО1, действующий на основании Устава, в судебное заседание не явился, ходатайствовал о рассмотрении дела в свое отсутствие, указал, что заявленные требования не признает, с административным иском не согласен, так как органом местного самоуправления уже предпринимаются меры по устранению допущенных нарушений.

Выслушав прокурора, изучив представленные доказательства, суд считает необходимым заявленные исковые требования удовлетворить.

В соответствии с частями 1 и 2 статьи 35 Конституции Российской Федерации, право частной собственности охраняется законом. Каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами.

Частью первой статьи 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрено, что прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

В соответствии со статьей 46 Конституции Российской Федерации и главой 22 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

По смыслу положений ст. 227 КАС РФ для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделённых отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий – несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов представителя административного истца. При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.

Таким образом, для удовлетворения административного иска необходимо установление судом двух обстоятельств в совокупности: незаконность оспариваемого решения органа (должностного лица); нарушение прав представителя административного истца, являющегося следствием данного незаконного решения, принятого органом (должностным лицом).

Согласно ч. 8 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделённых государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является представителем административного истца, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление.

Согласно ч. 11 ст. 226 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделённых государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

Частью 1 статьи 219 КАС РФ установлено, что если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

В соответствии со статьей 46 (частями 1 и 2) Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

Согласно ч. 1 ст. 4 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.

Прокуратура Российской Федерации – единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации (ч.1 ст.1 Федерального закона № 2202-1 от 17.01.1992 года «О прокуратуре Российской Федерации».

Согласно п.4 ч.1 ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" организация в границах поселения электроснабжения населения, в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации, относится к полномочиям органов местного самоуправления сельских поселений.

В силу ч.3 ст.14 Федерального закона №131-ФЗ, к вопросам местного значения сельского поселения относятся вопросы, предусмотренные пунктами 1 - 3, 9, 10, 12, 14, 17, 19 (за исключением использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения), 20 (в части принятия в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации решения о сносе самовольной постройки, решения о сносе самовольной постройки или приведении ее в соответствие с установленными требованиями), 21, 28, 30, 33 части 1 настоящей статьи. Законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных частью 1 настоящей статьи вопросов местного значения городских поселений (за исключением вопроса местного значения, предусмотренного пунктом 23 части 1 настоящей статьи).

Статьей 1 Закона Томской области от 17.11.2014 N 152-ОЗ "О закреплении отдельных вопросов местного значения за сельскими поселениями Томской области" за сельскими поселениями Томской области закрепляются вопросы местного значения, предусмотренные пунктами 4, 4.1, 5, 6, 8, 13, 13.1, 15, 18, 20, 22, 26, 27, 33.1, 33.2, 38 части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".

В силу ст.105 ЗК РФ могут быть установлены охранная зона объектов электроэнергетики (объектов электросетевого хозяйства и объектов по производству электрической энергии), являющиеся зонами с особыми условиями использования территорий.

В силу ст.106 ЗК РФ положение в отношении каждого вида зон с особыми условиями использования территорий устанавливается Правительством Российской Федерации.

Как следует из положений раздела 2 правил установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 февраля 2009 г. N 160 Охранные зоны устанавливаются для всех объектов электросетевого хозяйства исходя из требований к границам установления охранных зон согласно приложению. Границы охранной зоны в отношении отдельного объекта электросетевого хозяйства определяются организацией, которая владеет им на праве собственности или ином законном основании (далее - сетевая организация).

Таким образом, в случае, если объекты электросетевого хозяйства находятся в собственности муниципальных образований, обязанность по установлению охранных зон в отношении таких объектов возлагается на соответствующие органы местного самоуправления.

Процедурный порядок установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства определен разделом 2 Правил. Он заключается в следующем: сетевая организация обращается в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий федеральный государственный энергетический надзор, с заявлением о согласовании границ охранной зоны в отношении отдельных объектов электросетевого хозяйства и представленными в виде электронного документа и в бумажном виде сведениями о границах охранной зоны, которые должны содержать текстовое и графическое описания местоположения границ такой зоны, а также перечень координат характерных точек этих границ в системе координат, установленной для ведения государственного кадастра недвижимости. В дальнейшем указанный орган принимает решение о согласовании границ охранной зоны и направляет в Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии документ, на основании которого указанный федеральный орган исполнительной власти принимает решение о внесении в государственный кадастр недвижимости сведений о границах охранной зоны.

Конкретные требования к границам охранных зон определены приложением к Правилам установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон.

Из материалов дела судом установлено, что сооружения и линейные объекты, в отношении которых административный истец просит обязать установить охранные зоны, действительно находятся в собственности административного ответчика – Администрации Первомайского сельского поселения. Указанные объекты состоят на кадастровом учете, право собственности в отношении них зарегистрировано в установленном законом порядке в соответствии с требованиями Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".

Указанное обстоятельство подтверждается также ответом Администрации Первомайского сельского поселения от 25.06.2020, направленному в адрес прокурора Первомайского района, согласно которому спорные линейные объекты находятся в собственности сельского поселения и состоят на балансе, как муниципальное имущество.

При этом прокуратурой Первомайского района в соответствии с положениями Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" в адрес административного ответчика направлялось представление от 29.08.2019 об устранении допущенных нарушений в части неустановления охранных зон.

Данное представление было рассмотрено и признано обоснованным. Как следует из ответа Администрации Первомайского сельского поселения от 15.10.2019, направленного в адрес административного истца, органом местного самоуправления начаты работы по установлению охранных зон в отношении объектов электросетевого хозяйства по ул.Сибирская и ул.Ленинская в с.Первомайское.

Вместе с тем, до настоящего времени охранные зоны не установлены, административным ответчиком меры по устранению допущенных нарушений не приняты, что влечет за собой нарушение прав и законных интересов неопределенного круга лиц. Указанные нарушения подлежат устранению, требования административного истца в данной части законны, обоснованы и подлежат удовлетворению.

Рассматривая требование административного истца в части возложения на администрацию Первомайского сельского поселения обязанности по обращению с заявлением о принятии объекта – Трансформаторная подстанция ТП – 10/0,4 кВ П-1-16 по адресу <...> на учет как бесхозяйного имущества, суд приходит к следующим выводам:

В соответствии с ч.1 ст.225 ГК РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен, либо если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.

Согласно п.3 указанной статьи бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого оно находится.

По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.

Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся, в порядке, установленном Порядком принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденным Приказом Минэкономразвития России от 10.12.2015 N931.

Согласно п.5 Положения принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании заявления о постановке на учет бесхозяйных недвижимых вещей: органа местного самоуправления городских, сельских поселений, городских округов, а на межселенных территориях - органа местного самоуправления муниципальных районов в отношении недвижимых вещей, находящихся на территориях этих муниципальных образований.

С соответствии с Уставом муниципального образования Первомайское сельское поселение Первомайского района Томской области, принятым решением Совета Первомайского сельского поселения Первомайского района Томской области от 09.04.2015 № 7, решение вопросов местного значения в границах поселения, а также распоряжение муниципальной собственностью относится к полномочиям органов местного самоуправления поселения, в структуру которых входит исполнительно-распорядительный орган – Администрация.

Прокуратурой Первомайского района в соответствии с положениями Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" в адрес административного ответчика направлялось представление от 29.08.2019 об устранении допущенных нарушений в части необращения с заявлением с целью постановки на учет спорного объекта, как бесхозяйного.

Данное представление было рассмотрено и признано обоснованным. Как следует из ответа Администрации Первомайского сельского поселения от 15.10.2019, направленного в адрес административного истца, органом местного самоуправления не подано указанное заявление, поскольку земельный участок является собственностью муниципального образования «Первомайский район». Для предоставления участка Администрации Первомайского сельского поселения в бессрочное пользование требуется проведение кадастровых работ, которые в настоящее время не завершены.

Вместе с тем, указанный аргумент судом отклоняется, как не имеющий юридического значения, поскольку принадлежность земельного участка, на котором расположен объект, не препятствует обращению Первомайского сельского поселения с заявлением в орган, осуществляющих регистрацию прав на недвижимое имущество, с заявлением о постановке трансформаторной подстанции на учет, как бесхозяйного имущества.

Кроме того, прокуратурой Первомайского района в адрес Администрации Первомайского сельского поселения представление об устранении нарушений также направлялось 25.11.2016. Из текста указанного представления следует, что разрешение на допуск трансформаторной подстанции в эксплуатацию было получено именно Администрацией Первомайского сельского поселения.

Ранее администрацией Первомайского сельского поселения, как следует из материалов дела (ответа Администрации на представление прокурора от 19.10.2017, письма Администрации от 28.04.2018, ответа Асиновского межмуниципального отдела Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Томской области от 03.04.2018) были предприняты действия по оформлению права собственности в отношении спорного объекта, в чем было отказано в связи с отсутствием необходимых документов.

Установлено, что орган местного самоуправления в настоящее время обратился с заявлением о принятии спорного объекта на учет в качестве бесхозяйного имущества, что подтверждается заявлением от 20.08.2020, направленным Администрацией Первомайского сельского поселения в адрес ОГКУ «Томский областной многофункциональный центр по предоставлению государственных и муниципальных услуг». Обязанность именно органа местного самоуправления сельского поселения обратиться с таким заявлением возлагается на него в силу закона в случае, если бесхозяйный объект находится на его территории. Указанная позиция однозначно следует из сложившейся судебной практики (Решение Верховного Суда РФ от 20.02.2020 N АКПИ19-995).

Вместе с тем, суд не располагает сведениями о результатах рассмотрения указанного заявления, что не позволяет признать требования административного иска в указанной части исполненными административным ответчиком в добровольном порядке.

При таких обстоятельствах, требования административного искового заявления являются законными и подлежат удовлетворению.

Срок для исполнения судебного решения до 01.02.2021 суд полагает достаточным и отвечающим принципам административного судопроизводства, установленным в статье 6 КАС РФ.

На основании изложенного, и руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ, ст.227-228 КАС РФ,

РЕШИЛ:

Административный иск Прокурора Первомайского района в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Первомайского сельского поселения удовлетворить.

Признать незаконным бездействие Администрации Первомайского сельского поселения, выразившегося в необращении в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущества с заявлением о постановке на учет в качестве бесхозяйной недвижимой вещи – трансформаторной подстанции ТП – 10/0,4 кВ П-1-16 по адресу <...> неустановлении охранных зон в отношении объектов электросетевого хозяйства, расположенных на ул.Сибирская, ул.Ленинская в с.Первомайское Первомайского района Томской области.

Возложить на Администрацию Первомайского сельского поселения обязанность устранить нарушения прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, путем обращения в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущества с заявлением о постановке на учет в качестве бесхозяйной недвижимой вещи – трансформаторной подстанции ТП – 10/0,4 кВ П-1-16 по адресу <...>.

Возложить на Администрацию Первомайского сельского поселения обязанность установить охранные зоны в отношении объектов электроснабжения, расположенных по адресу Томская область, Первомайский район, с.Первомайское: линии электропередач и ВЛ 10 кВ 2009 года, протяженностью 1191 п.м., кадастровый номер имущества 70-07-06/110/2010-549, ул.Сибирская, линии электропередач и ВЛ 10 кВ 2009 года, протяженностью 765 п.м., кадастровый номер имущества 70-07-06/110/2010-548, ул.Сибирская; ТП – 10/04 кВ типа КТП-ВВ-5-160/10-0,4-97УХЛ1, площадью 6,1 кв.м, 2009 года, расположенная по ул.Сибирская 19А, кадастровый номер имущества 70-07-06/110/2010-543; ТП-10/04 кВ типа КТП-ВВ-5-160/10-0,4-97УХЛ1, площадью 6,1 кв.м. 2009 года, расположенная по ул.Сибирская 44А, кадастровый номер имущества 70-07-06/110/2010-542; ТП010/04 кВ типа КТП-ВВ-5-160/10-0,4-97УХЛ1, площадью 5,7 кв.м. 2010 года, распложенная по ул.Ленинская д.85А, кадастровый номер имущества 70:12:0203004:1361, исходя из требований к границам установления охранных зон.

Установить ответчику разумный срок для устранения указанных нарушений, но не более чем до 01.02.2021 года.

Решение может быть обжаловано в Томский областной суд в течение месяца путем подачи жалобы через Первомайский районный суд Томской области.

Судья