ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-187/2022 от 24.08.2022 Харовского районного суда (Вологодская область)

Дело № 2а-187/2022

УИД 35RS0025-01-2022-000293-26

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

24 августа 2022 года г. Харовск

Харовский районный суд Вологодской области в составе судьи Юдиной Л.Н.,

при секретаре Макаровой О.А.,

с участием помощника прокурора Харовского района Латынской Ю.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску прокурора Харовского района, действующего в защиту неопределенного круга лиц к Департаменту лесного комплекса Вологодской области о признании незаконным бездействия по размещению свалки отходов, обязании принять меры по ликвидации объекта размещения отходов,

у с т а н о в и л:

Прокурор Харовского района, действующий в защиту неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к Департаменту лесного комплекса Вологодской области о признании незаконным бездействия по размещению свалки отходов, обязании принять меры по ликвидации объекта размещения отходов, указав в обоснование следующее.

Прокуратурой Харовского района 23.06.2022 года с привлечением в качестве специалиста консультанта отдела городского хозяйства администрации Харовского муниципального района проведено обследование территории участка лесного фонда Харовского лесничества, Шапшинского сельского участкового лесничества, Х. В ходе выезда установлено, что на указанной территории располагается объект размещения отходов производства и потребления (отходы от разборки деревянных зданий, отходы кладбищ, ТКО) общей площадью 0.11 га; отходы размещены в основном по периметру лесной поляны (акт осмотра, обследования территории от 23.06.2022 года.

Указанный участок лесного фонда также был обследован 26.05.2021 года специалистом администрации Харовского муниципального района совместно с заместителем начальника Харовского территориального отдела – государственного лесничества Департамента лесного комплекса Вологодской области (акт осмотра, обследования территории от 26.05.2021 года). В результате обследования выявлен несоответствующий требованиям санитарно-эпидемиологического и природоохранного законодательства, общей площадью 11 га (отходы от разборки деревянных зданий, отходы кладбищ, ТКО). Информация о наличии несоответствующего требованиям законодательства объекта размещения отходов на землях лесного фонда была получена уполномоченным должностным лицом Департамента лесного комплекса Вологодской области 26.05.2021 года.

Земельный участок, на котором располагаются отходы, относится к землям лесного фонда и соответственно в силу ч. 1 ст. 8 Лесного кодекса РФ находится в федеральной собственности.

Полномочия по охране лесов, в том числе от засорения отходами производства и потребления, осуществление мер пожарной безопасности в лесах, полномочия по содержанию земель лесного фонда на территории Вологодской области осуществляет Департамент лесного комплекса Вологодской области. Неисполнение Харовским территориальным отделом – государственным лесничеством Департамента лесного комплекса Вологодской области своих обязанностей по охране лесов, пожарной безопасности в лесах, выражающееся в непринятии мер по ликвидации объекта размещения отходов производства и потребления на землях лесного фонда, нарушает права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду.

В своем административном исковом заявлении прокурор Харовского района, действующий в защиту неопределенного круга лиц со ссылками на ч. 1 ст. 39 Кодекс административного судопроизводства РФ, ст.ст.42, 72 Конституции РФ, ст. 209 Гражданского кодекса РФ, пп. 2 ч.1 ст.13, ст.42 Земельного кодекса РФ, ст.ст.1, 5, ч.1 ст.19, ч.1-3 ст.60.12, ч.1,3 ст.53, ч.1, 2 ст.60.2, ст.83 Лесного кодекса РФ, ст.11 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», ст.22 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», п.9 Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных постановление Правительства РФ от 07.10.2020 № 1614, пп.«д» п.2, пп.«а» п.20 Правил санитарной безопасности в лесах, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 09.12.2020 № 2047, ст.2 Закона Вологодской области от 10.01.2007 № 1539-ОЗ «О разграничении полномочий органов государственной власти области в сфере лесных отношений», п.1.1, п.2.1, п.2.2.6 Положения о Департаменте лесного комплекса Вологодской области, утвержденного постановлением Правительства Вологодской области от 24.09.2012 № 1108 просил суд признать незаконным бездействие Департамента лесного комплекса Вологодской области, выражающееся в непринятии мер по ликвидации объекта размещения отходов производства и потребления, расположенного на территории участка лесного фонда Харовского лесничества, Шапшинского сельского участкового лесничества, Х, а также просил обязать Департамент лесного комплекса Вологодской области в целях устранения нарушений прав неопределенного круга лиц принять меры по ликвидации объекта размещения отходов на территории участка лесного фонда Харовского лесничества, Шапшинского сельского участкового лесничества, Х в течении 2 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

Определением суда от 17.08.2022 года к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечена администрация сельского поселения Шапшинское Харовского муниципального района.

Извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного заседания представитель административного ответчика Департамента лесного комплекса Вологодской области, представитель заинтересованного лица администрации сельского поселения Шапшинское Харовского муниципального района, в суд не явились. В материалах дела имеются заявления представителей Департамента лесного комплекса Вологодской области, администрации сельского поселения Шапшинское Харовского муниципального района о рассмотрении дела в их отсутствие.

Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся представителей административного ответчика и заинтересованного лица.

В судебном заседании помощник прокурора Харовского района Латынская Ю.С. поддержала заявленные исковые требования к Департаменту лесного комплекса Вологодской области по основаниям, изложенным в иске.

В предыдущих судебных заседаниях представитель административного ответчика Департамента лесного комплекса Вологодской области ФИО1 заявленные прокурором исковые требования не признал по основаниям, изложенным в письменном отзыве, считает, что обязанность по ликвидации несанкционированной свалки отходов, находящейся на территории лесного фонда в Х должна быть возложена на администрацию сельского поселения Шапшинское Харовского муниципального района, поскольку в составе отходов производства и потребления находятся отходы кладбищ, а организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения относится к вопросам местного значения сельского поселения. До настоящего времени объект размещения отходов, о котором Департаменту было известно в мае 2021, находящийся на землях лесного фонда, не ликвидирован.

В письменном отзыве на иск Департамент лесного комплекса Вологодской области заявленные прокурором Харовского района исковые требования не признал, подробно изложив свои доводы и указав, что в административном исковом заявлении полностью отсутствует правовое обоснование заявленных требований к Департаменту лесного комплекса Вологодской области, что свидетельствует об их необоснованности и незаконности. Департаменту не представляется возможным осуществить ликвидацию несанкционированных свалок бытовых отходов и иных отходов за счет средств субвенций из федерального бюджета в рамках выполнения мероприятий, обязанность по ликвидации несанкционированной свалки лежит на администрации сельского поселения.

Изучив материалы дела, выслушав лиц, участвующих в деле, суд считает, что административные исковые требования прокурора Харовского района подлежат удовлетворению.

Право граждан на благоприятную окружающую среду закреплено в ст. 42 Конституции РФ и ст. 11 Федерального закона от 10.01.2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».

Статьей ст. 42 Земельного кодекса РФ установлены обязанности собственников земельных участков по их использованию, в том числе: не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категорий; осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности; использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту.

Охрана и защита лесов осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со ст.ст. 81 - 84 Лесного кодекса РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими федеральными законами.

В соответствии со ст. 50.7 Лесного кодекса РФ леса подлежат охране от пожаров, от загрязнения (в том числе радиоактивного и нефтяного) и от иного негативного воздействия, защите от вредных организмов, а также подлежат воспроизводству. Охрана и защита лесов направлены на выявление негативно воздействующих на леса процессов, явлений, а также на их предупреждение и ликвидацию. Охрана, защита, воспроизводство лесов осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81-84 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими федеральными законами.

В силу абз. 3 ч. 2 ст. 2 Федерального закона от 30.03.1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» органы государственной власти и органы местного самоуправления, организации всех форм собственности, индивидуальные предприниматели, граждане обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств.

В соответствии с ч.1 ст. 22 названного Федерального закона отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В силу ч. 1-3 ст. 60.12 Лесного кодекса РФ леса подлежат охране от загрязнения и иного негативного воздействия в соответствии с настоящим Кодексом, Федеральным законом от 10.01.2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» и другими федеральными законами. При использовании лесов, охране лесов от пожаров, защите, воспроизводстве лесов, в том числе при выполнении лесосечных работ, должны выполняться меры по охране лесов от загрязнения (в том числе нефтяного, радиоактивного и другого) и иного негативного воздействия. Охрана лесов от загрязнения и иного негативного воздействия осуществляется физическими и юридическими лицами, органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии с настоящим Кодексом и Федеральным законом от 10.01.2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».

В соответствии с ч. 1, ч. 3 ст. 53 Лесного кодекса РФ меры пожарной безопасности в лесах включают в себя, помимо прочего: предупреждение лесных пожаров, иные меры пожарной безопасности в лесах. Правила пожарной безопасности в лесах и требования к мерам пожарной безопасности в лесах в зависимости от целевого назначения земель и целевого назначения лесов устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Пунктом 9 Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 07.10.2020 года № 1614, запрещается засорение леса отходами производства и потребления.

Согласно ч. 1, ч. 2 ст. 60.2 Лесного кодекса РФ защита лесов включает в себя выполнение мер санитарной безопасности в лесах и ликвидацию очагов вредных организмов.

Согласно ч. 3 ст. 60.3 Лесного кодекса РФ правила санитарной безопасности в лесах устанавливаются Правительством Российской Федерации.

В соответствии с пп. «а» п. 20 Правил санитарной безопасности в лесах, утвержденных постановлением Правительства РФ от 09.12.2020 года № 2047, в лесах не допускается загрязнение лесов отходами производства и потребления и выбросами, радиоактивными и другими вредными веществами, иное неблагоприятное воздействие на леса, установленное законодательством об охране окружающей среды.

В нарушение указанных выше норм Департамент лесного комплекса Вологодской области допустил засорение отходами территории земель лесного фонда, надлежащие меры в области охраны лесов не принимаются.

Как установлено судом и следует из материалов дела, на территории участка лесного фонда Харовского лесничества, Шапшинского сельского участкового лесничества, Х располагается объект размещения отходов производства и потребления (отходы от разборки деревянных зданий, отходы кладбищ, ТКО) общей площадью 0,11 га, отходы размещены в основном по периметру лесной поляны.

Указанные обстоятельства в ходе судебного разбирательства подтвердил представитель административного ответчика Департамента лесного комплекса Вологодской области ФИО1, а также данный факт подтверждается актами осмотра, обследования территории от 26.05.2021 года, от 23.06.2022 года с приложением фототаблиц.

Согласно информации от 24.08.2022 года, представленной Департаментом лесного комплекса Вологодской области, земельный участок, на котором размещены отходы производства и потребления, относится к землям лесного фонда Харовского лесничества, Шапшинского сельского участкового лесничества, Х. Также данный факт подтвердил в ходе судебного заседания представитель административного ответчика Департамента лесного комплекса Вологодской области ФИО1

Земельный участок, на котором располагаются отходы, относится к землям лесного фонда и соответственно в силу ч. 1 ст. 8 Лесного кодекса РФ находится в федеральной собственности.

На собственников земельных участков пп. 2 ч. 1 ст. 13 Земельного кодекса РФ в целях охраны земель возложена обязанность проводить мероприятия по защите земель от загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия.

В силу ст. 72 Конституции РФ в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся природопользование; охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности.

В силу ч. 1 ст. 19 Лесного кодекса РФ мероприятия по сохранению лесов, осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах своих полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 настоящего Кодекса.

На основании п. 6 ч. 1 ст. 83 Лесного кодекса РФ полномочия по осуществлению на землях лесного фонда охраны лесов (в том числе осуществления мер пожарной безопасности и тушения лесных пожаров, за исключением выполнения взрывных работ в целях локализации и ликвидации лесных пожаров и осуществления мероприятий по искусственному вызыванию осадков в целях тушения лесных пожаров), защите лесов (за исключением лесозащитного районирования и государственного лесопатологического мониторинга), воспроизводству лесов (за исключением лесосеменного районирования, формирования федерального фонда семян лесных растений и государственного мониторинга воспроизводства лесов), лесоразведения переданы Российской Федерацией органам государственной власти субъектов Российской Федерации.

В силу ст. 2 Закона Вологодской области от 10.01.2007 года № 1539-ОЗ «О разграничении полномочий органов государственной власти области в сфере лесных отношений» к полномочиям органов исполнительной государственной власти области в сфере использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, лесоразведения, помимо прочего, относится осуществление мероприятий по сохранению лесов, в том числе работ по охране, защите, воспроизводству лесов, лесоразведению.

В соответствии с п. 1.1 Положения о Департаменте лесного комплекса Вологодской области, утвержденного постановлением Правительства Вологодской области от 24.09.2012 года № 1108, Департамент является постоянно действующим органом исполнительной государственной власти области в сфере организации и обеспечения использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов на землях лесного фонда, ведения государственного лесного реестра, осуществления федерального государственного лесного надзора (лесной охраны), федерального государственного пожарного надзора в лесах, обеспечения инвестиционного и инновационного развития лесопромышленного комплекса области.

Согласно п. 2.1 Положения целью деятельности Департамента как органа исполнительной государственной власти области является осуществление управленческих и административных полномочий в сфере организации и обеспечения использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, лесоразведения на землях лесного фонда, ведения государственного лесного реестра, осуществления федерального государственного лесного контроля (надзора) на землях лесного фонда, обеспечения инвестиционного и инновационного развития лесопромышленного комплекса области.

Пунктом 2.2.6 Положения установлено, что Департамент осуществляет на землях лесного фонда охрану лесов (в том числе осуществляет меры пожарной безопасности и тушение лесных пожаров, за исключением выполнения взрывных работ в целях локализации и ликвидации лесных пожаров и осуществления мероприятий по искусственному вызыванию осадков в целях тушения лесных пожаров), защиту лесов (за исключением лесозащитного районирования и государственного лесопатологического мониторинга), воспроизводство лесов (за исключением лесосеменного районирования, формирования федерального фонда семян лесных растений и государственного мониторинга воспроизводства лесов), лесоразведение.

С учетом приведенных положений действующего законодательства, проведение санитарно-оздоровительных мероприятий, в том числе по очистке лесов от бытовых отходов, обязанность по ликвидации выявленной несанкционированной свалки, расположенной на землях лесного фонда, находящегося в федеральной собственности, возложена на Департамент лесного комплекса Вологодской области.

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу об обоснованности заявленных прокурором в защиту неопределенного круга лиц административных исковых требований о возложении обязанности по ликвидации несанкционированной свалки бытовых отходов находящейся на участке лесного фонда Харовского лесничества, Шапшинского сельского участкового лесничества, Х на Департамент лесного комплекса Вологодской области.

Доводы представителя административного ответчика Департамента лесного комплекса Вологодской области ФИО1 о необходимости возложения обязанности по ликвидации несанкционированной свалки бытовых отходов, находящейся на участке лесного фонда, на администрацию сельского поселения Шапшинское Харовского муниципального района как на орган местного самоуправления, основанный на том, что в полномочия Департамента лесного комплекса Вологодской области не входит очистка лесов от бытовых отходов, а несанкционированная свалка бытовых отходов возникла по причине ненадлежащего исполнения администрацией сельского поселения полномочия по организации деятельности мест погребения являются несостоятельными.

Из положений ч. 1 ст. 84 Лесного кодекса РФ следует, что полномочия органов местного самоуправления в области лесных отношений сводятся к принятию мер по предотвращению вредного воздействия (включая захламление) на те лесные участки, которые находятся в муниципальной собственности.

Утвержденные Правительством Российской Федерации Правила санитарной безопасности в лесах также предусматривают обеспечение органами местного самоуправления проведения соответствующих санитарно-оздоровительных мероприятий лишь в отношении лесов, расположенных на землях, находящихся в собственности муниципальных образований.

Как следует из правой позиции, выраженной в п. 3.1, п. 3.2 постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 26.04.2016 года № 13-П на органы местного самоуправления возложены полномочия по предотвращению вредного воздействия (включая захламление) лишь на тех лесных участках, которые находятся в муниципальной собственности (часть 1 статьи 84 Лесного кодекса РФ), тогда как в отношении лесных участков в составе земель лесного фонда такого рода полномочия осуществляются уполномоченными органами государственной власти (статьи 81-83 Лесного кодекса РФ), Конституционный Суд Российской Федерации пришел к выводу, что пункт 24 части 1 статьи 16 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" по своему конституционно-правовому смыслу в системе правового регулирования не может рассматриваться как предполагающий возложение на органы местного самоуправления городских округов обязанности по ликвидации за счет средств местного бюджета несанкционированного складирования бытовых и промышленных отходов, размещенных неустановленными лицами на лесных участках в составе земель лесного фонда, расположенных на территории этих городских округов, без наделения органов местного самоуправления соответствующими государственными полномочиями. Также отражено, что касается полномочий органов местного самоуправления в области лесных отношений, то, как следует из части 1 статьи 84 Лесного кодекса РФ, лесное законодательство строится на основе использования единообразного, не дифференцированного по видам муниципальных образований подхода к их определению, предполагающего принятие органами местного самоуправления мер по предотвращению вредного воздействия (включая захламление) на те лесные участки, которые находятся в муниципальной собственности. Осуществление же охраны и защиты лесов, расположенных на землях находящегося в федеральной собственности лесного фонда, без каких-либо специальных оговорок в отношении расположения соответствующих лесных участков на территории муниципального образования того или иного вида закреплено за органами государственной власти субъектов Российской Федерации (пункты 4, 6 и 7 части 1 статьи 83 Лесного кодекса РФ), исключая случаи, когда такие полномочия Российской Федерации в силу части 2 статьи 83 Лесного кодекса РФ не передаются для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации.

Срок для ликвидации несанкционированных свалок отходов – в течение двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу суд считает достаточным и разумным.

Учитывая изложенное, административные исковые требования прокурора Харовского района в защиту неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействие Департамента лесного комплекса Вологодской области, выразившееся в непринятии мер по ликвидации объекта размещения отходов производства и потребления, расположенного на территории участка лесного фонда и возложении обязанности на административного ответчика по ликвидации объекта размещения отходов на территории участка лесного фонда подлежат удовлетворению.

Отсутствие в бюджете денежных средств на оплату работ по ликвидации несанкционированной свалки отходов не может являться основанием для освобождения административного ответчика от исполнения обязанности по ликвидации объекта размещения отходов на территории участка лесного фонда.

Руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд

р е ш и л:

иск прокурора Харовского района, действующего в защиту неопределенного круга лиц удовлетворить.

Признать незаконным бездействие Департамента лесного комплекса Вологодской области, выразившееся в непринятии мер по ликвидации объекта размещения отходов производства и потребления, расположенного на территории участка лесного фонда Харовского лесничества, Шапшинского сельского участкового лесничества, Х.

Обязать Департамент лесного комплекса Вологодской области в целях устранения нарушений прав неопределенного круга лиц принять меры по ликвидации объекта размещения отходов на территории участка лесного фонда Харовского лесничества, Шапшинского сельского участкового лесничества, Х в течении 2 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в Вологодский областной суд через Харовский районный суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья Л.Н. Юдина

Мотивированное решение изготовлено 29.08.2022 года.