ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1880/18 от 19.06.2018 Киевского районного суда г. Симферополя (Республика Крым)

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

19 июня 2018 года город Симферополь

Киевский районный суд г. Симферополя Республики Крым в составе:

председательствующего судьи Хулаповой Г.А.,

при секретаре Кавера Е.Н.,

с участием представителя административного истца – ФИО3, действующего на основании доверенности <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ,

не явились:

административный истец ФИО1,

представитель административного ответчика Администрации города Симферополя Республики Крым,

заинтересованное лицо – Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к Администрации города Симферополя Республики Крым о признании незаконным отказа в предварительном согласовании земельного участка и утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории и обязании совершить определенные действия,

установил:

ФИО1 обратилась с исковым заявлением к Администрации города Симферополя Республики Крым в котором просила признать незаконным Постановление Администрации г. Симферополя Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ «Об отказе в предварительном согласовании земельного участка и утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории» и обязать Администрацию г. Симферополя Республики Крым предоставить ей бесплатно в собственность, земельный участок, общей площадью кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, с разрешенным видом использования - для индивидуального жилищного строительства.

Исковые требования мотивированы тем, что ДД.ММ.ГГГГ истец обратилась в Администрацию г. Симферополя. ДД.ММ.ГГГГ Администрацией г. Симферополя вынесено Постановлением отказано в удовлетворении заявления истца по тем основаниям, что в приложенной выписке из ЕГРН, право собственности на жилой дом, расположенный на испрашиваемом земельном участке, возникло ДД.ММ.ГГГГ. Однако, ДД.ММ.ГГГГ согласно Договору купли-продажи, зарегистрированного в БТИ ДД.ММ.ГГГГ, истцом приобретено долей домовладения в <адрес>. Согласно договору, домовладение состоит из жилых каменных домов обозначенных литерами А.Б.В. ДД.ММ.ГГГГ Киевским районным судом г. Симферополя по исковому заявлению истца осуществил выдел доли домовладения в натуре, принадлежащих долей домовладения, а именно выделил помещение в жилом доме литера В. ДД.ММ.ГГГГ истцом зарегистрировано в Госкомрегистре Республики Крым право собственности на жилой дом литера В. Таким образом, истец считает, что ее право собственности на жилой дом возникло в 1994 году, в 2014 году на основании Решения суда был произведен лишь выдел доли домовладения в натуре, в 2017 году было зарегистрировано право собственности на выделенную долю, а именно – на литеру В.

В ходе рассмотрения дела судом привлечен к участию в деле в качестве заинтересованного лица Государственный комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым.

В судебном заседании представитель административного истца административный иск поддержала, настаивала на удовлетворении исковых требований.

Представитель административного ответчика и заинтересованное лицо - Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым в судебное заседание не явились, о причинах неявки суд не известили.

В соответствии с ч. 6 ст. 226 КАС РФ неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле и надлежащим образом извещенных о времени, дате и месте рассмотрения дела, не является препятствием для рассмотрения административного иска по существу.

Проверив материалы дела, суд считает, что исковые требования подлежат частичному удовлетворению по следующим основаниям.

Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ истец обратилась с заявлением в Администрацию города Симферополя Республики Крым об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, предварительно согласовать предоставление земельного участка площадью кв.м. по адресу: <адрес> цель использования – для индивидуального жилищного строительства в целях его предоставления бесплатно в собственность на основании п. 7 ст. 18 (л.д. 8).

Ответчиком ДД.ММ.ГГГГ вынесено постановление об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка и в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, приложенной к заявлению от ДД.ММ.ГГГГ, площадью кв.м., расположенного по адресу <адрес> гражданке ФИО1 по тем основаниям, что предоставление земельного участка на заявленном виде прав не допускается, так как согласно приложенной выписке из Единого государственного реестра недвижимости, право собственности на жилой дом (кадастровый ) возникло ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 7).

Истец полагает, что ответчик безосновательно отказал в предварительном согласовании земельного участка и в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории.

Так, судом установлено, что согласно договору купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ административным истцом приобретено долей домовладения, расположенного в <адрес>.

Решением Киевского районного суда г. Симферополя от ДД.ММ.ГГГГ осуществил выдел доли домовладения в натуре, принадлежащих долей домовладения, а именно выделил помещение в жилом доме литера В. Определен порядок пользования земельным участком площадью кв.м., расположенным по <адрес>, между собственниками домовладения ФИО1, ФИО4, ФИО5, ФИО6ФИО1 выделено в отдельное пользование часть земельного участка с учетом площади занятой под строениями, общей площадью кв.м., что соответствует долей от всей площади земельного участка.

В силу пункта 7 статьи 18 Закона Республики Крым от 15.01.2015 года № 66-ЗРК/2015 "О предоставлении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и некоторых вопросах земельных отношений" гражданин Российской Федерации вправе приобрести бесплатно в собственность земельный участок, который находится в его фактическом пользовании, если на таком земельном участке расположен жилой дом, право собственности на который возникло у гражданина до 18 марта 2014 года, либо после указанной даты при условии, что право собственности на жилой дом перешло к гражданину в порядке наследования и право собственности наследодателя на жилой дом возникло до указанной даты. В случае если такой земельный участок не допускается предоставлять в собственность, гражданин вправе заключить договор аренды земельного участка без проведения торгов. При этом правила статей 3-6 настоящего Закона в отношении указанных случаев не применяются.

Статьей 12 Федерального конституционного закона «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов – Республики Крым и города федерального значения Севастополя» от 21 марта 2014 года № 6-ФКЗ регламентировано, что до 1 января 2019 года на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя особенности регулирования имущественных, градостроительных, земельных и лесных отношений, а также отношений в сфере кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним могут быть установлены нормативными правовыми актами Республики Крым и нормативными правовыми актами города федерального значения Севастополя по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление нормативно-правового регулирования в соответствующей сфере.

Частью 2 статьи 46 Конституции Российской Федерации регламентировано, что решение и действия (или бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

В силу части 1 статьи 4 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнении этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.

В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящими в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Согласно части 8 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверки законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконным решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.

В порядке статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.

Обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений. По таким административным делам административный истец, прокурор, органы, организации и граждане, обратившиеся в суд в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц или неопределенного круга лиц, не обязаны доказывать незаконность оспариваемых ими нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия), но обязаны: 1) указывать, каким нормативным правовым актам, по их мнению, противоречат данные акты, решения, действия (бездействие); 2) подтверждать сведения о том, что оспариваемым нормативным правовым актом, решением, действием (бездействием) нарушены или могут быть нарушены права, свободы и законные интересы административного истца или неопределенного круга лиц либо возникла реальная угроза их нарушения; 3) подтверждать иные факты, на которые административный истец, прокурор, органы, организации и граждане ссылаются как на основания своих требований.

Таким образом, принимая во внимание вышеизложенное, суд считает, что постановление Администрации города Симферополя Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ «об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка и в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, приложенной к заявлению от ДД.ММ.ГГГГ, площадью кв.м., расположенного по адресу <адрес> гражданке ФИО1 является незаконным и подлежит отмене.

В соответствии со ст. 2 Закона Республики Крым от 15.01.2015 года № 66-ЗРК/2015 "О предоставлении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и некоторых вопросах земельных отношений", уполномоченные органы Заявления о предоставлении земельных участков, об утверждении схемы расположения земельных участков на кадастровом плане территории, об установлении сервитута, о заключении соглашения о перераспределении земельных участков и иные заявления, связанные с возникновением, изменением, прекращением прав на земельные участки, рассматривают следующие уполномоченные органы (далее - уполномоченные органы): Совет министров Республики Крым или уполномоченный Советом министров Республики Крым исполнительный орган государственной власти Республики Крым в случаях, установленных Советом министров Республики Крым, - в отношении земельных участков, находящихся в государственной собственности, в порядке, установленном Советом министров Республики Крым; уполномоченный орган местного самоуправления - в отношении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности соответствующего публичного образования.

Таким образом, следует возложить обязанность на Администрацию города Симферополя в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу рассмотреть вопрос об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, предварительно согласовать предоставление земельного участка площадью кв.м. по адресу: <адрес> цель использования – для индивидуального жилищного строительства в целях его предоставления бесплатно в собственность на основании п. 7 ст. 18 .

В остальной части в удовлетворении заявленных требований отказать.

Руководствуясь ст. ст. 176, 178-179, 180, 218, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

Административное исковое заявление ФИО1 к Администрации города Симферополя Республики Крым о признании незаконным отказа в предварительном согласовании земельного участка и утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории и обязании совершить определенные действия – удовлетворить частично.

Признать незаконным и отменить постановление Администрации городаСимферополя Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ «Об отказе в предварительном согласовании земельного участка и в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории».

Обязать Администрацию города Симферополя Республики Крым в течение месяца со дня вступления настоящего решения в законную силу рассмотреть вопрос об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, предварительно согласовать предоставление земельного участка площадью кв.м. по адресу: <адрес> цель использования – для индивидуального жилищного строительства в целях его предоставления бесплатно в собственность на основании п. 7 ст. 18

В остальной части иска - отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Крым путем подачи через Киевский районный суд г. Симферополя Республики Крым апелляционной жалобы в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья Г.А. Хулапова

Мотивированное решение составлено и подписано 20 июня 2018 года.

Судья Г.А. Хулапова