ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1880/19 от 25.03.2019 Центрального районного суда г. Хабаровска (Хабаровский край)

Дело № 2А-1880/2019

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

25 марта 2019 года г. Хабаровск

Центральный районный суд города Хабаровска в составе: председательствующего судьи Ярошенко Т.П.,

при секретаре Пак В.Э.,

с участием: представителя административного истца Клименко К.В., представителя административного ответчика Управления государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Дальневосточному федеральному округу Хомякова Ф.П., ответчиков Бельковой О.В., Одушкина Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Федерального казенного предприятия «Аэропорты Дальнего Востока» к Управлению государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Дальневосточному федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (УГАН НОТБ ДФО Ространснадзора), заместителю начальника отдела надзора за аэропортовой деятельностью и организацией воздушных перевозок УГАН НОТБ ДФО Ространснадзора Бельковой Ольге Витальевне, ведущему эксперту отдела надзора за соблюдением летных стандартов, деятельностью авиации общего назначения и сертификацией эксплуатантов воздушного транспорта УГАН НОТБ ДФО Ространснадзора Одушкину Евгению Александровичу о признании незаконными акта проверки, предписания, их отмене в части,

установил:

Федеральное казенное предприятие «Аэропорты Дальнего Востока» обратилось в суд с административным иском к Управлению государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Дальневосточному федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (УГАН НОТЕ ДФО Ространснадзора) о признании незаконными акта проверки, предписания, их отмене полностью или в части, обосновывая исковые требования следующим. ДД.ММ.ГГГГ по результатам проверки, проведенной УГАН НОТБ ДФО Ространснадзора, получены акт проверки от ДД.ММ.ГГГГ и предписание Бельковой О.В. от ДД.ММ.ГГГГ. В обжалуемых предписании и акте выявленные нарушения не тождественны требованиям предписания <данные изъяты>, что противоречит цели проверки. Проверяющие должностные лица подменили нетождественные понятия оператора аэродрома и авиапредприятия. С актом, предписанием административный истец не согласен по доводам, изложенным в административном иске, просит акт проверки от ДД.ММ.ГГГГ. признать незаконным полностью или в части и отменить; предписание заместителя начальника отдела надзора за АД и ОВП УГАН НОТЕ ДФО Ространснадзора Бельковой О.В. от ДД.ММ.ГГГГ. признать не законным полностью или в части и отменить.

В ходе рассмотрения административного дела представитель истца исковые требования уточнил, просил признать незаконным и отменить акт проверки от ДД.ММ.ГГГГ года в части выявленных нарушений: не предоставлен сертификат оператора аэродрома на ФИО5 (п. 2 акта); у ФИО5 отсутствует документ о подготовке по обеспечению безопасности полетов (п. 1 акта); в аэропорту Охотск отсутствует эколого-орнитологическое обследование территории аэродрома из-за отсутствия заключения о птицеопасности (п. 3 акта); на спец автотранспорте в аэропорту Охотск отсутствуют радиостанции внутриаэропортовой радиотелефонной связи с руководителем полетов (диспетчером службы УВД ) (п. 4 акта). Просил признать незаконным и отменить предписание от ДД.ММ.ГГГГ в части принятия мер по устранению нарушений: предоставить документ о прохождении ФИО5 курсов, связанных с обеспечение безопасности полетов (п. 1 предписания); предоставить сертификат оператора аэродрома на ФИО5 (п. 2 предписания); устранить нарушения эколого-орнитологического обследования территории аэродрома в виде получения заключения о птицеопасности (п. 3 предписания); приобрести стационарные радиостанции на автотранспорт аэропорта Охотск (п. 4 предписания).

Определением Центрального районного суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в административном деле в качестве соответчиков были привлечены заместитель начальника отдела надзора за аэропортовой деятельностью и организацией воздушных перевозок УГАН НОТБ ДФО Ространснадзора Белькова О.В., ведущий эксперт отдела надзора за соблюдением летных стандартов, деятельностью авиации общего назначения и сертификацией эксплуатантов воздушного транспорта УГАН НОТБ ДФО Ространснадзора Одушкин Е.А.

В судебном заседании представитель административного истца Клименко К.В., действующий на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, исковые требования с учетом уточнения поддержал, подтвердил обстоятельства и доводы, изложенные в исковом заявлении.

В судебном заседании представитель ответчика УГАН НОТБ ДФО Ространснадзора Хомяков Ф.П., действующий на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, ответчики заместитель начальника отдела надзора за аэропортовой деятельностью и организацией воздушных перевозок УГАН НОТБ ДФО Ространснадзора Белькова О.В., ведущий эксперт отдела надзора за соблюдением летных стандартов, деятельностью авиации общего назначения и сертификацией эксплуатантов воздушного транспорта УГАН НОТБ ДФО Ространснадзора Одушкин Е.А. исковые требования не признали, ссылаясь на доводы и основания, изложенные в возражениях.

Выслушав представителя административного истца Клименко К.В., представителя административного ответчика Хомякова Ф.П., административных соответчиков Белькову О.В., Одушкина Е.А., исследовоав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

В соответствии с ч.9. ч. 11 ст. 226 КАС РФ если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

Согласно Положению об Управлении государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Дальневосточному федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, утвержденного приказом Ространснадзора от ДД.ММ.ГГГГ, Управление государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Дальневосточному федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта является территориальным органом Федеральной службы по надзору в сфере транспорта межрегионального уровня, осуществляющим функции Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (Ространснадзор), предусмотренные настоящим Положением, по контролю (надзору) за деятельностью в сфере гражданской авиации, использования воздушного пространства Российской Федерации, аэронавигационного обслуживания пользователей воздушного пространства Российской Федерации, авиационной безопасности, авиационно-космического поиска и спасания, поискового, аварийно-спасательного и противопожарного обеспечения полетов, за деятельностью в сфере транспортной безопасности на территории Дальневосточного федерального округа (Республика Саха (Якутия), Приморский край, Хабаровский край, Амурская область, Камчатский край, Магаданская область, Сахалинская область, Еврейская автономная область, Чукотский автономный округ) (далее - поднадзорная территория, включая воздушное пространство в пределах зоны ответственности Хабаровской зоны ЕС ОрВД).

Согласно предписанию от ДД.ММ.ГГГГ, выданному в результате проведенной на основании указанного распоряжения внеплановой выездной проверки ФКП "Аэропорты Дальнего Востока" филиал "Аэропорт Охотск" по выполнению требований воздушного законодательства Российской Федерации в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, выявлены следующие нарушения.

В пункте 5 предписания установлено, что у начальника аэродромной службы ФИО7 отсутствует сертификат но безопасности полётов. Документ не предоставлен.Основание: нарушены требования п.49, п.50 ФАП -286, Распоряжения ФАВТ от ДД.ММ.ГГГГ «О специальной подготовке руководителей и специалистов организаций гражданской авиации, связанных с обеспечением безопасности полётов на воздушном транспорте» (гражданской авиации).

Согласно п. 12 предписания у начальника аэродромной службы ФИО5 отсутствует сертификат оператора аэродрома. КПК операторов аэродрома не проходила, а приказом директора аэропорта Охотск ФИО8 от ДД.ММ.ГГГГ назначена исполнять обязанности оператора аэродрома без соответствующего документа, что я является нарушением. Основание: нарушены требования п. 49 ФАП-286, п.8.11.1 - 8.13 ФАП-128.

В соответствии с п. 16 предписания в аэропорту Охотск отсутствует эколого-орнитологическое обследование территории аэродрома и заключение о птицеопасности. Основание: Нарушены требования п. 8.24. ФАП-128 и главы 4 «Мероприятия по орнитологическому обеспечению полётов» Руководства по орнитологическому обеспечению полётов в гражданской авиации, утверждённого приказом МГА от ДД.ММ.ГГГГ (далее РООП ГА-89).

В соответствии с п. 18 предписания на спецавтотранснорте в аэропорту Охотск: на автомобилях АПА-5Д. АПК, Шнекороторы-2ед., КПМ-3 ед. и тракторной технике: бульдозер, К-700, автогрейдер, работающих на лётом поле, отсутствуют стационарные радиостанции, что является грубейшим нарушением безопасности полётов. Основание: Нарушены требования п. 8.16. ФАП-128 и п.5.1.6.Руководства по организации работы и обслуживания спецантофаиспорта аэропортов Российской Федерации, утверждённым ФАС России от ДД.ММ.ГГГГ/и и введённого в действие с ДД.ММ.ГГГГ (далее РОРОС-95).

Согласно предписанию ФКП «Аэропорты Дальнего Востока» указано на необходимость исполнения указанных пунктов и принятию мер для устранения имеющихся нарушений в срок до ДД.ММ.ГГГГ.

Распоряжением от ДД.ММ.ГГГГ о проведении внеплановой проверки ФКП "Аэропорты Дальнего Востока" филиал "Аэропорт Охотск" было установлено провести внеплановую проверку в отношении ФКП "Аэропорты Дальнего Востока" филиал "Аэропорт Охотск", место проведения проверки: <данные изъяты>, аэропорт, назначено лицо, уполномоченное на проведение проверки - Белькова О.В. - заместитель начальника отдела надзора за аэропортовой деятельностью и организацией воздушных перевозок УГАН НОТБ ДФО Ространснадзора, при участии Одушкина Е.А. - ведущего эксперта отдела надзора за соблюдением летных стандартов, деятельностью авиации общего назначения и сертификацией эксплуатантов воздушного транспорта УГАН НОТБ ДФО Ространснадзора.

В соответствии с п. 5 распоряжения, проверка проводится в рамках осуществления функций по федеральному государственному контролю (надзору) в сфере гражданской авиации, использовании воздушного пространства Российской Федерации, аэронавигационного обслуживания пользователей воздушного пространства Российской Федерации, авиационно-космического поиска и спасания, номер контрольно-надзорной функции в Федеральном реестре государственных и муниципальных услуг .

Согласно п. 6 распоряжения, проверка проводится с целью проведения мероприятий по контролю (надзору) в отношении ФКП "Аэропорты Дальнего Востока" филиал "Аэропорт Охотск" в связи с проверкой исполнения ранее выданного предписания от ДД.ММ.ГГГГ (п. 2,3,5,8,12,13,16,17,18,20,21) со сроком исполнения до ДД.ММ.ГГГГ.

На основании распоряжения от ДД.ММ.ГГГГ была проведена внеплановая выездная проверка в отношении Федерального казенного предприятия "Аэропорты Дальнего Востока" филиал "Аэропорт Охотск" с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

При проведении проверки от ФКП "Аэропорты Дальнего Востока" филиал "Аэропорт Охотск" присутствовали директор филиала ФКП "Аэропорты Дальнего Востока" "Аэропорт Охотск" ФИО9, заместитель директора филиала ФКП "Аэропорты Дальнего Востока" "Аэропорт Охотск" ФИО10, начальник аэродромной службы филиала ФКП "Аэропорты Дальнего Востока" "Аэропорт Охотск" ФИО5

Согласно акту проверки УГАН НОТБ ДФО Ространснадзора в ходе проверки выявлены нарушения: 1. Не предоставлен документ, подтверждающий прохождение курсов по программе подготовки (повышении квалификации) руководителей и специалистов организации ГА, занимающих должности, связанные с обеспечением безопасности полетов, начальником аэродромной службы ФИО5, в должностные обязанности которой входит осуществление систематического контроля за обеспечением безопасности проведения работ и движения ВС на территории летного поля, обеспечение безопасности полетов. 2. Не представлен сертификат оператора аэродрома, начальником аэродромной службы ФИО5, назначенной приказом директора аэропорта Охотск ФИО9 от ДД.ММ.ГГГГ к самостоятельной работе на аэродроме Охотск в качестве персонала оператора аэродрома. 3. В аэропорту Охотск отсутствует эколого-орнитологическое обследование территории аэродрома. 4. На спецавтотранспорте в аэропорту Охотск: на автомобилях АПА- 5Д, АПК, Шнекороторы-2ед., КПМ-3ед., и тракторной технике: бульдозер, К-700, автогрейдер, работающих на лётном поле, отсутствуют радиостанции внутриаэропортовой радиотелефонной связи с руководителем полетов (диспетчером службы управления воздушным движением).

Не исполнены п. 5, п. 12, п. 16, п. 18 ИП от ДД.ММ.ГГГГ. Акт проверки подписан проверяющим, а также представителем юридического лица без каких-либо замечаний, пояснений.

Акт проверки поступил в ФКП "Аэропорты Дальнего Востока" ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно предписанию от ДД.ММ.ГГГГ, выданному заместителем начальника отдела надзора за АД и ОВП Бельковой О.В. и полученному генеральным директором ФКП "Аэропорты дальнего Востока" ФИО11, УГАН НОТБ ДФО Ространснадзора про проведении проверки ФКП "Аэропорты Дальнего Востока" филиал "Аэропорт Охотск" по выполнению требований воздушного законодательства Российской Федерации, выявлены следующие нарушения:

1. Не предоставлен документ, подтверждающий прохождение курсов по программе подготовки (повышении квалификации) руководителей и специалистов организации ГА, занимающих должности, связанные с обеспечением безопасности полетов, начальником аэродромной службы ФИО5, в должностные обязанности которой входит осуществление систематического контроля за обеспечением безопасности проведения работ и движения ВС на территории летного поля, обеспечение безопасности полетов. Нарушены требования: ст. 8, ст.52 Воздушного кодекса РФ; п. 49, п. 50 Федеральных авиационных правил «Требования к операторам аэродромов гражданской авиации. Форма и порядок выдачи документа, подтверждающего соответствие операторов аэродромов гражданской авиации требованиям федеральных авиационных правил», утвержденные Минтрансом России от ДД.ММ.ГГГГ (далее - ФАП-286); Распоряжение ФАВТ от ДД.ММ.ГГГГ «О специальной подготовке руководителей и специалистов организаций гражданской авиации, связанных с обеспечение безопасности полетов на воздушном транспорте (гражданской авиации); п. 4.13 должностной инструкции начальника аэродромной службы, утвержденной приказом ФКП «Аэропорты Дальнего Востока» от ДД.ММ.ГГГГ.

2. Не представлен сертификат оператора аэродрома, начальником аэродромной службы ФИО5, назначенной приказом директора аэропорта Охотск ФИО9 от ДД.ММ.ГГГГ к самостоятельной работе на аэродроме Охотск в качестве персонала оператора аэродрома. Нарушены требования: ст.8, ст.52 Воздушного кодекса РФ; п. 49, п. 50 ФАП-286, п.8.11.1 - 8.13 Федеральных авиационных правил «Подготовка и выполнение полетов в гражданской авиации Российской Федерации», утвержденных Приказом Минтранса РФ от ДД.ММ.ГГГГ (далее - ФАП ).

3. В аэропорту Охотск отсутствует эколого-орнитологическое обследование территории аэродрома. Нарушены требования: ст.2 Воздушного кодекса РФ; п. 8.24. ФАП-128; глава 4 «Мероприятия по орнитологическому обеспечению полётов» Руководства до орнитологическому обеспечению полётов в гражданской авиации, утверждённого приказом МГА от ДД.ММ.ГГГГ (РООП-ГА).

4. На спецавтотранспорте в аэропорту Охотск: на автомобилях АПА- 5Д, АПК, Шнекороторы-2ед., КПМ-3 ед., и тракторной технике: бульдозер, К-700, автогрейдер, работающих на лётном поле, отсутствуют радиостанции внутриаэропортовой радиотелефонной связи с руководителем полетов (диспетчером службы управления воздушным движением). Нарушены требования: п. 8.19. ФАП-128; п. 5.1.6. Руководства по организации работы и обслуживания спецавтотранспорта аэропортов Российской Федерации, утверждённым ФАС России от 07апреля 1997 г. № 30/и и введённого в действие с 01.01.98 (РОРОС-95).

Предписано в срок до ДД.ММ.ГГГГ устранить выявленные нарушения.

Согласно ответу ФКП "Аэропорты Дальнего Востока" от ДД.ММ.ГГГГ на предписание

по пункту 5 (отсутствие у начальника аэродромной службы сертификата по безопасности полетов) указано, что распоряжение ФАВТ от ДД.ММ.ГГГГ регламентирует специальную подготовку (повышение квалификации) подлежащих периодической аттестации руководителей и специалистов организаций гражданской авиации, занимающих должности, связанные с обеспечением безопасности полетов, в порядке и по категориям должностей, установленным совместным приказом Минтранса России и Митруда России от 11.03.1994 года № 13/11. Приказом Министерства транспорта РФ и Министерства труда и социальной защиты РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 142/230н "О признании утратившим силу некоторых приказов Минтранса России и Минтруда России по вопросам аттестации должностных лиц, предприятий транспорта" приказ Минтранса России и Минтруда России от 11.03.1994 года № 13/11 отменен. В действующем на данный момент приказе Министерства транспорта РФ от 04.08.2015 года № 240 "Об утверждении Перечня специалистов авиационного персонала гражданской авиации Российской Федерации" отсутствуют специалисты аэродромных служб. Исходя из этого наличие у начальника аэродромной службы ФИО5 сертификата по безопасности полетов не предусмотрено. ФИО5 в <данные изъяты> прошла курс первоначальной подготовки в ДВЦПАП по программе специалиста аэродромной службы. Ответственность за обеспечение безопасности полетов в филиалах ФКП «Аэропорты Дальнего Востока» возложена на их руководителей (приказ и.о. генерального директора ФКП «АП ДВ» ФИО12 от ДД.ММ.ГГГГ). В рамках функционирования СУВГГ ФКП «АП ДВ» уполномоченным представителем по СУБП являются директора филиалов (РУБП ФКП «АП ДВ» п. 4.3.2), Для исполнения возложенных обязанностей по обеспечению безопасности полетов директора филиалов проходят периодическое обучение по специальной подготовке руководителей и специалистов, осуществляющих деятельность по обеспечению безопасности полетов. Подготовка сотрудников филиалов по направлениям аэропортовой деятельности, не входящих в перечень специалистов авиационного персонала в соответствии с приказом Минтранса РФ от 04.08.2015 № 240, по вопросам обеспечения безопасности полетов проводится в рамках прохождения в установленные сроки КПК по направлению деятельности; теоретической и практической подготовки в межсезонный период (ОЗП-ВЛП) в соответствии с приказом Росавиации от 29.10.15 № 689 «Методические рекомендации по подготовке организаций ГА к работе в осенне-зимний (весенне-летний) период»; в соответствии с требованиями ФАП-286 «Требования к операторам аэродромов гражданской авиации » в рамках функционирования СУБД по подготовке персонала (ФАП-286 п. 61, раздел 5.2, п.п. «и»); дополнительных занятий (инструктажей) с сотрудниками филиалов по направлению аэропортовой деятельности по указанию уполномоченных органов в области ГА или руководства ФКП «АП ДВ».

По пункту 12 (отсутствие у начальника аэродромной службы сертификата оператора аэродрома) в письме указано, что в соответствии с Федеральными авиационными правилами "Требования к операторам аэродромов гражданской авиации. Форма и порядок выдачи документа, подтверждающего соответствие операторов аэродромов гражданской авиации требованиям федеральных авиационных правил", утв. приказом Министерства транспорта РФ от 25.09.2015 года № 286 сертификат оператора аэродрома выдается на юридическое лицо, приказом от ДД.ММ.ГГГГФИО5 допущена в качестве персонала оператора аэродрома, после прохождения стажировки в аэропорту Охотск и курсов специалистов аэродромной службы в ДВ ЦПАП.

По пункту 16 (отсутствие эколого-орнитологического обследования территории аэродрома) в письме указано, что во исполнение ч.2 ст.49 и ч.2 ст.69 ВК РФ, пунктов 8.24-8.26 ФАП № 128, п.2 Приказа МГА СССР от 26.12.1988 № 209 «Об утверждении Руководства по орнитологическому обеспечению полётов в ГА» (по состоянию на 27.11.2018), п.3.2 Письма ФАВТ от 29.06.2016г. № АН1.02-2302 «Информация по безопасности полётов № 11» в аэропорту Охотск всеми специалистами служб и подразделений (авиапредприятия, ОРВД, метеорологии, оператора аэродрома), выполняющих, в т.ч. сезонные, работы, наблюдения и обследования по предупреждению столкновений ВС с птицами, исполняются, в т.ч. повторно, требования пунктов 2.3, 2.5-2.7, 3.1.1-3.1.9, 3.2.1, Раздела 4. РООГ1 ГА - 89. в части их касающейся по орнитологическому обеспечению полётов, в том числе: 1 раз в 5 дней проводятся визуальные наблюдения за птицами (по 2 ч утром и вечером с мест, расположенных возле торцов ВПП). В этот же день производятся обход ВПП для подсчёта птиц на лётном поле; устанавливаются маршруты, высоты, интенсивность и суточная активность перелётов птиц, места их концентрации; численность и видовой состав скапливающихся птиц, их поведение (гнездятся, кормятся, отдыхают, ночуют); периоды суток скопления; особенности среды обитания, способствующие концентрации птиц; в остальные дни по этим же характеристикам обследуется приаэродромная территория в радиусе 10-30 км (в зависимости от дальности перелётов местных птиц), особое внимание уделяется выявлению и описанию различных объектов концентрации птиц (сельхозугодий, ското- и звероферм, водоёмов, элеваторов, свалок и т.д); особенно тщательно обследуются крупные водоёмы (в радиусе 10 - 15 км); участки местности осматриваются в утренние, околополуденные и вечерние часы для выявления суточных изменений орнитологической обстановки; при наличии производится отпугивание птиц; проводятся уточнения орнитологического обследования сроков и мест скоплений перелётов птиц на аэродроме и прилегающей территории, причин концентрации массовых перелётов птиц в районе аэродрома; проводится анализ деятельности служб и подразделений аэропорта по выполнению мер защиты ВС от столкновений с птицами; занятия орнитологической направленности проводятся. Данных о столкновениях ВС с птицами нет. Возможности привлекать к работе во внештатной группе на договорных условиях дипломированных и квалифицированных специалистов учебных и научных организаций, расположенных в крупных городах, при наличии в них кафедр (отделов) орнитологической направленности которые способны дать консультацию и оказать практическую помощь аэропорту при орнитологическом обеспечении полётов, нет. Специалистов (орнитологов) из местных биологических учреждений нет. Дополнительной информации для перечня дополнительных мер нет. Эколого-орнитологическое обследование территории аэродрома и заключение о птицеопасности документами, на которые ссылается ФИО13 не предусмотрено. Иные нормативные акты Одушкин Е.А. назвать отказывается.

По пункту 18 предписания (отсутствие стационарных радиостанций на спец автомобилях) в письме указано, что спецтранспорт, привлекаемый к работам на летном поле оборудован проблесковыми маяками. Все работы на летном поле, в том числе и с привлечением спец автотранспорта производятся только под руководством и контролем ИТР аэродромной службы. В 2018 году приобретено 6 радиостанций. В настоящее время все автомобили, привлекаемые к работам на летном поле оснащены радиостанциями.

В соответствии со ст. 8 Воздушного кодекса Российской Федерации обязательной сертификации органом, уполномоченным Правительством Российской Федерации, в порядке, установленном федеральными авиационными правилами, подлежат в том числе аэродромы, предназначенные для осуществления коммерческих воздушных перевозок на самолетах пассажировместимостью более чем двадцать человек, а также аэродромы, открытые для выполнения международных полетов гражданских воздушных судов; пилотируемые гражданские воздушные суда, авиационные двигатели, воздушные винты и бортовое авиационное оборудование гражданских воздушных судов, за исключением пилотируемых гражданских воздушных судов, которым сертификат летной годности выдается на основании сертификата типа, аттестата о годности к эксплуатации либо иного акта об утверждении типовой конструкции гражданского воздушного судна, выданного до ДД.ММ.ГГГГ, или акта оценки конкретного воздушного судна на соответствие конкретного воздушного судна требованиям к летной годности гражданских воздушных судов и требованиям в области охраны окружающей среды от воздействия деятельности в области авиации, а также сверхлегких пилотируемых гражданских воздушных судов с массой конструкции 115 килограммов и менее; (в ред. Федеральных законов от 13.07.2015 N 254-ФЗ, от 30.12.2015 N 462-ФЗ); беспилотные авиационные системы и (или) их элементы, за исключением беспилотных авиационных систем и (или) их элементов, включающих в себя беспилотные гражданские воздушные суда, на которые сертификат летной годности выдается на основании сертификата типа или акта оценки конкретного воздушного судна на его соответствие требованиям к летной годности гражданских воздушных судов и требованиям в области охраны окружающей среды от воздействия деятельности в области авиации, а также беспилотных авиационных систем и (или) их элементов, включающих беспилотные гражданские воздушные суда с максимальной взлетной массой 30 килограммов и менее; светосигнальное и метеорологическое оборудование, устанавливаемое на сертифицированных аэродромах, предназначенных для взлета, посадки, руления и стоянки гражданских воздушных судов, а также радиотехническое оборудование и оборудование авиационной электросвязи, используемые для обслуживания воздушного движения.

Согласно п. 3, п. 4 ст. 8 Воздушного кодекса Российской Федерации юридические лица, осуществляющие разработку и изготовление воздушных судов и другой авиационной техники, аэронавигационное обслуживание полетов воздушных судов пользователей воздушного пространства Российской Федерации, обеспечение авиационной безопасности, юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие коммерческие воздушные перевозки и (или) выполняющие определенные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере гражданской авиации, авиационные работы, техническое обслуживание гражданских воздушных судов, образовательные организации и организации, осуществляющие обучение специалистов соответствующего уровня согласно перечням специалистов авиационного персонала, а также операторы аэродромов гражданской авиации осуществляют свою деятельность при наличии выданного органами, уполномоченными Правительством Российской Федерации, документа, подтверждающего соответствие указанных юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, операторов требованиям федеральных авиационных правил. Форма и порядок выдачи данного документа устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере гражданской авиации.

Специалисты авиационного персонала гражданской авиации подлежат обязательной аттестации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

В соответствии с п. 1, п. 2 ст. 52 Воздушного кодекса Российской Федерации к авиационному персоналу относятся лица, которые имеют профессиональную подготовку, осуществляют деятельность по обеспечению безопасности полетов воздушных судов или авиационной безопасности, по организации, выполнению, обеспечению и обслуживанию воздушных перевозок и полетов воздушных судов, выполнению авиационных работ, организации использования воздушного пространства, организации и обслуживанию воздушного движения и включены в перечни специалистов авиационного персонала. Перечни специалистов авиационного персонала по видам авиации утверждаются уполномоченными органами, осуществляющими государственное регулирование деятельности соответственно в области гражданской авиации, государственной авиации и экспериментальной авиации.

Требования к специалистам согласно перечням специалистов авиационного персонала устанавливаются федеральными авиационными правилами.

Авиационный персонал включает в себя авиационный персонал гражданской авиации, авиационный персонал государственной авиации и авиационный персонал экспериментальной авиации.

В соответствии с п. 3 указанной статьи на должности специалистов авиационного персонала, осуществляющих деятельность по организации использования воздушного пространства, организации и обслуживанию воздушного движения, принимаются граждане Российской Федерации.

В соответствии с положениями ст. 53 Воздушного кодекса Российской Федерации к выполнению функций членов экипажа гражданского воздушного судна, за исключением сверхлегкого пилотируемого гражданского воздушного судна с массой конструкции 115 килограммов и менее, беспилотного гражданского воздушного судна с максимальной взлетной массой 30 килограммов и менее, сотрудников по обеспечению полетов гражданской авиации, а также функций по техническому обслуживанию воздушных судов, по диспетчерскому обслуживанию воздушного движения допускаются лица из числа специалистов авиационного персонала гражданской авиации, имеющие выданные уполномоченным органом в области гражданской авиации соответствующие свидетельства.

Правила проведения проверки соответствия лиц, претендующих на получение указанных в пункте 1 настоящей статьи свидетельств, требованиям федеральных авиационных правил, включающих в себя требования к подготовке авиационного персонала гражданской авиации для обслуживания пассажиров из числа инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности и использования технических средств и оборудования, указанных в пункте 10 статьи 37 настоящего Кодекса, а также правила выдачи указанных свидетельств устанавливаются Правительством Российской Федерации.

К выполнению функций членов экипажа экспериментального воздушного судна, парашютистов-испытателей, сотрудников по организации полетов, обеспечению полетов, управлению полетами экспериментальной авиации и техническому обслуживанию воздушных судов экспериментальной авиации допускаются лица из числа аттестованных специалистов авиационного персонала экспериментальной авиации, имеющие соответствующие свидетельства, выданные в порядке, установленном федеральными авиационными правилами.

Государственный контроль за деятельностью авиационного персонала осуществляется уполномоченным органом в области гражданской авиации, уполномоченным органом в области использования воздушного пространства, уполномоченным органом в области обороны или уполномоченным органом в области оборонной промышленности.

Согласно п. 49 Федеральных авиационных правил, утв. Приказом Минтранса России от 25.09.2015 № 286 "Об утверждении Федеральных авиационных правил "Требования к операторам аэродромов гражданской авиации. Форма и порядок выдачи документа, подтверждающего соответствие операторов аэродромов гражданской авиации требованиям федеральных авиационных правил" оператор аэродрома гражданской авиации: назначает руководителей структурных подразделений, способных обеспечить выполнение функций по осуществляющим видам деятельности в соответствии с требованиями Правил; должен иметь квалифицированный персонал, необходимый для осуществления своей деятельности; дополнительно может привлекать для осуществления своей деятельности персонал, имеющий компетенцию, соответствующую выполняемой работе; обеспечивает техническую подготовку работников с целью формирования у них знаний и навыков, проведение теоретических занятий, стажировки и проверки их знаний и навыков.

Согласно п. 50 указанных правил оператор аэродрома гражданской авиации обеспечивает наличие достаточного количества лиц руководящего состава, имеющих полномочия и компетенцию, необходимые для обеспечения выполнения заявленных (разрешенных) видов работ (далее - руководящий персонал).

Лицо из числа руководящего персонала оператора аэродрома гражданской авиации:

должно иметь практический опыт в организации выполнения или контроля работ в соответствии с возложенными на него обязанностями;

должно иметь квалификацию в соответствии с процедурами, определенными в руководстве по аэродрому, и подробно ознакомлено в производственных условиях с методами, технологиями, техникой, оборудованием, инструментами, материалами для выполнения заявленных (разрешенных) в сфере деятельности работ.

Согласно п. 57, п. 59 Федеральных авиационных правил, утв. Приказом Минтранса России от 25.09.2015 № 286 "Об утверждении Федеральных авиационных правил "Требования к операторам аэродромов гражданской авиации. Форма и порядок выдачи документа, подтверждающего соответствие операторов аэродромов гражданской авиации требованиям федеральных авиационных правил" оператор аэродрома гражданской авиации организует эксплуатацию и техническое обслуживание аэродрома и его оборудования, содержание в состоянии, соответствующем требованиям федеральных авиационных правил и обеспечивающем безопасность полетов воздушных судов.

Оператор аэродрома гражданской авиации, подлежащего обязательной сертификации, разрабатывает и обеспечивает функционирование системы управления безопасностью полетов на аэродроме.

Оператор аэродрома гражданской авиации разрабатывает, утверждает и обеспечивает соблюдение его работниками руководства по аэродрому и требований Правил.

Оператор аэродрома гражданской авиации обновляет руководство по аэродрому при изменении воздушного законодательства Российской Федерации, регулирующего его деятельность, а также условий деятельности оператора аэродрома гражданской авиации.

Руководство по аэродрому должно быть доступно для использования всеми работниками оператора аэродрома гражданской авиации.

Распоряжением Росавиации от ДД.ММ.ГГГГ "О специальной подготовке руководителей и специалистов организаций гражданской авиации, связанных с обеспечением безопасности полетов на воздушном транспорте (гражданской авиации)" (вместе с "Рекомендациями по оформлению сертификата") определено проводить специальную подготовку (повышение квалификации) подлежащих периодической аттестации руководителей и специалистов организаций гражданской авиации, занимающих должности, связанные с обеспечением безопасности полетов, в порядке и по категориям должностей, установленным совместным Приказом Минтранса России и Минтруда России от 11 марта 1994 г. N 13/11 (наименования должностей по перечню должностей авиационного персонала гражданской авиации); руководителям образовательных учреждений гражданской авиации проводить подготовку по закрепленным за образовательными учреждениями направлениям и ранее утвержденным учебным планам и программам с выдачей государственных документов о повышении квалификации; обеспечить специальную подготовку (повышение квалификации) других категорий и должностей авиационного персонала, связанных с обеспечением безопасности полетов, по заявкам организаций гражданской авиации.

Согласно Положению об аэродромной службе Руководства по аэродрому «Охотск» филиала «Аэропорт Охотск» Федерального казенного предприятия «Аэропорты Дальнего Востока» от 2017 года, аэродромная служба предназначена для осуществления подготовки и содержания лётных полей, территории аэропорта, поддержания их в постоянной эксплуатационной готовности к полётам и производственной деятельности подразделений аэропорта Охотск с обеспечением высокой регулярности и безопасности полётов. Обучение и повышение квалификации персонала, связанного с обеспечением безопасности полетов осуществляется в учебных заведениях и учебных центрах гражданской авиации, аккредитованных в установленном порядке в соответствии с программой деятельности Предприятия, а также директором аэропорта и его заместителем.

В соответствии с п. 1.1, 1.2 должностной инструкции начальника аэродромной службы, утв. приказом ФКП "Аэропорты Дальнего Востока" от ДД.ММ.ГГГГ, начальник аэродромной службы относится к категории руководителей, организует работу аэродромных рабочих и водителей аэродромной техники по содержанию аэродрома в эксплуатационной готовности к полетам воздушных судов. На должность начальника АС назначается лицо, имеющее высшее образование и подготовку по утвержденным в установленном порядке программам в сертифицированном учебном заведении.

Согласно п. 4.13 должностной инструкции начальник аэродромной службы несет ответственность за безопасность полетов на аэродроме.

Согласно приказу директора филиала ФКП "Аэропорты дальнего Востока" от ДД.ММ.ГГГГ начальник аэродромной службы ФИО5 допущена к самостоятельной работе на аэродроме Охотск в качестве персонала оператора аэродрома.

Начальник аэродромной службы имеет право исполнять должностные обязанности, связанные с обеспечение безопасности полетов, специалиста аэродромной службы при условии наличия соответствующего обучения и образования.

Согласно диплому ЖВ ФИО5 (до заключения брака - Кривенко) в <данные изъяты> окончила Астраханский технический институт рыбной промышленности и хозяйства по специальности "Ихтиология и рыбоводство", присвоена квалификация "ихтиолога-рыбовода".

Таким образом, положения акта проверки от ДД.ММ.ГГГГ. о не предоставлении документа, подтверждающего прохождение курсов по программе подготовки (повышения квалификации) руководителей и специалистов организаций ГА, занимающих должности, связанные с обеспечением безопасности полетов, начальником аэродромной службы ФИО5, в должностные обязанности которой входит осуществление систематического контроля за обеспечением безопасности проведения работ и движения ВС на территории летного поля, обеспечение безопасности полетов, а также пункт 1 предписания от ДД.ММ.ГГГГ о принятии мер в срок до ДД.ММ.ГГГГ мер по устранению нарушений по непредоставлению документа, подтверждающего прохождение курсов по программе подготовки (повышения квалификации) руководителей и специалистов организаций ГА, занимающих должности, связанные с обеспечением безопасности полетов, начальником аэродромной службы ФИО5, являются законными и обоснованными.

Пункт 5 предписания «У начальника аэродромной службы ФИО5 отсутствует сертификат по безопасности полётов. Документ не предоставлен» и пункт 1 предписания «Не представлен документ, подтверждающий прохождение курсов по программе подготовки (повышения квалификации) руководителей и специалистов организаций ГА, занимающих должности, связанные с обеспечением безопасности полетов, начальником аэродромной службы ФИО5, в должностные обязанности которой входит осуществление систематического контроля за обеспечением безопасности проведения работ и движения ВС на территории летного поля, обеспечение безопасности полетов» являются тождественными, поскольку формулировка указанного нарушения в предписании (п. 1) не меняет смысла нарушения, указанного в предписании (п. 5).

К авиационному персоналу относятся лица, которые имеют профессиональную подготовку, осуществляют деятельность по обеспечению безопасности полетов воздушных судов или авиационной безопасности, по организации, выполнению, обеспечению и обслуживанию воздушных перевозок и полетов воздушных судов, выполнению авиационных работ, организации использования воздушного пространства, организации и обслуживанию воздушного движения и включены в перечни специалистов авиационного персонала (часть 1 ст. 52 Воздушного кодекса Российской Федерации).

Специалисты, осуществляющие аэродромное обеспечение полетов, в Перечень специалистов авиационного персонала гражданской авиации Российской Федерации, утвержденный приказом Минтранса России от ДД.ММ.ГГГГ, не входят, что противоречит Воздушному кодексу Российской Федерации в части узости перечня.

Требования, предъявляемые к предназначенным для взлета, посадки, руления и стоянки гражданских воздушных судов аэродромам, вертодромам и посадочным площадкам, а также правила их эксплуатации в зависимости от видов полетов воздушных судов и характеристик обслуживаемых воздушных судов устанавливаются федеральными авиационными правилами (ст. 48 Воздушного кодекса Российской Федерации).

Согласно п. 49 ФАП от ДД.ММ.ГГГГ оператор аэродрома гражданской авиации: должен иметь квалифицированный персонал, необходимый для осуществления своей деятельности.

Пункт 50 ФАП от ДД.ММ.ГГГГ устанавливает, что оператор аэродрома гражданской авиации обеспечивает наличие достаточного количества лиц руководящего состава, имеющих полномочия и компетенцию, необходимые для обеспечения выполнения заявленных (разрешенных) видов работ (далее - руководящий персонал). Лицо из числа руководящего персонала оператора аэродрома гражданской авиации должно иметь квалификацию в соответствии с процедурами, определенными в руководстве по аэродрому, и подробно ознакомлено в производственных условиях с методами, технологиями, техникой, оборудованием, инструментами, материалами для выполнения заявленных (разрешенных) в сфере деятельности работ.

Пунктом 54 ФАП от ДД.ММ.ГГГГ предусмотрено, что программа подготовки персонала оператора аэродрома гражданской авиации состоит из первоначальной и периодической подготовки и предназначена для обеспечения подготовки и поддержания квалификации каждого работника оператора аэродрома гражданской авиации к выполнению возложенных на него обязанностей. Теоретическая подготовка персонала оператора аэродрома гражданской авиации осуществляется в образовательных учреждениях, в учреждениях, осуществляющих повышение квалификации лиц авиационного персонала, или в порядке индивидуальной подготовки у специалистов, обладающих необходимой квалификацией.

Пунктами 55, 56 ФАП от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что оператор аэродрома гражданской авиации разрабатывает и выполняет программу подготовки персонала, обеспечивающую получение знаний и навыков работниками организации, необходимых для выполнения заявленных (разрешенных) видов работ, и включающую процедуры подтверждения получения указанных знаний и навыков; документирует прохождение подготовки ее работниками с указанием объема и существа подготовки, даты ее начала, продолжительности и места проведения подготовки.

Документы о подготовке персонала оператора аэродрома гражданской авиации или их копии хранятся не менее двух лет после увольнения работника из организации. Документы о прохождении подготовки должны предоставляться работнику по его запросу. По требованию уполномоченного органа оператор аэродрома гражданской авиации обязан предоставить документы о подготовке персонала.

В соответствии с п. 8.12 Федеральных авиационных правил «Подготовка и выполнение полетов в гражданской авиации Российской Федерации», утвержденных Приказом Минтранса РФ от ДД.ММ.ГГГГ подготовка аэродрома к полетам воздушных судов, контроль над его техническим состоянием, своевременный ремонт, определение значений коэффициента сцепления осуществляется главным оператором аэропорта.

Согласно приказу директора аэропорта Охотск ФИО9 от ДД.ММ.ГГГГ «О делегировании части полномочий оператора аэродрома» в целях выполнения требований п. 50 ФАП-286, начальник аэродромной службы ФИО5, допущена к самостоятельной работе на аэродроме Охотск в качестве персонала оператора аэродрома.

Пункт 12 предписания «У начальника аэродромной службы ФИО5 отсутствует сертификат оператора аэродрома. КПК операторов аэродрома не проходила, а приказом директора аэропорта Охотск ФИО14 от ДД.ММ.ГГГГ назначена исполнять обязанности оператора аэродрома без соответствующего документа, что является нарушением» и пункт 2 ИП «Не представлен сертификат оператора аэродрома, начальником аэродромной службы ФИО5, назначенной приказом директора аэропорта Охотск ФИО9 от ДД.ММ.ГГГГ к самостоятельной работе на аэродроме Охотск в качестве персонала оператора аэродрома» являются тождественными, поскольку формулировка нарушения в предписании (п. 2) не меняет смысла нарушения, указанного в предписании (п. 12), а именно, что к исполнению должностных обязанностей, приказом директора аэропорта Охотск допущен специалист аэродромной службы, не имеющий курсов повышения квалификации по соответствующему направлению деятельности.

Таким образом, положения акта проверки от ДД.ММ.ГГГГ. о не предоставлении сертификата оператора аэродрома, начальником аэродромной службы ФИО5, назначенной приказом директора аэропорта Охотск ФИО9 от ДД.ММ.ГГГГ к самостоятельной работе на аэродроме Охотск в качестве персонала оператора аэродрома, а также пункт 2 предписания от ДД.ММ.ГГГГ о принятии мер в срок до ДД.ММ.ГГГГ мер по устранению нарушений по непредоставлению сертификата оператора аэродрома, начальником аэродромной службы ФИО5, являются законными и обоснованными.

Аэродром - участок земли или акватория с расположенными на нем зданиями, сооружениями и оборудованием, предназначенный для взлета, посадки, руления и стоянки воздушных судов. Аэропорт - комплекс сооружений, включающий в себя аэродром, аэровокзал, другие сооружения, предназначенный для приема и отправки воздушных судов, обслуживания воздушных перевозок и имеющий для этих целей необходимое оборудование (п.1, п. 3 ст. 40 Воздушного кодекса Российской Федерации).

Пунктом 1.2.2.15 Правил расследования авиационных происшествий и инцидентов с гражданскими воздушными судами в Российской Федерации, утвержденных Постановление Правительства РФ от 18.06.1998 N 609 (далее - ПРАПИ от 18 июня 1998 года № 609), определено, что организация гражданской авиации - авиационное предприятие, аэропорт, авиационно-техническая база, авиаремонтный завод, научно-исследовательский институт, учебное заведение и любая другая организация, занимающаяся деятельностью, связанной с выполнением полетов и их обеспечением в гражданской авиации.

Требования, предъявляемые к предназначенным для взлета, посадки, руления и стоянки гражданских воздушных судов аэродромам, вертодромам и посадочным площадкам, а также правила их эксплуатации в зависимости от видов полетов воздушных судов и характеристик обслуживаемых воздушных судов устанавливаются федеральными авиационными правилами (ст. 48 Воздушного кодекса Российской Федерации).

Согласно п. 1 ст. 49 Воздушного кодекса Российской Федерации аэродромы гражданской авиации, вертодромы гражданской авиации допускаются к эксплуатации с даты их регистрации в Государственном реестре аэродромов и вертодромов гражданской авиации Российской Федерации.

Аэродром Охотск входит в перечень аэродромов, находящихся на территории деятельности Дальневосточного межрегионального территориального управления воздушного транспорта Федерального агентства воздушного транспорта, как аэродром федерального значения.

Эксплуатацию аэродрома гражданской авиации, вертодрома гражданской авиации и их соответствие требованиям федеральных авиационных правил обеспечивает оператор, которым признается лицо, владеющее аэродромом гражданской авиации или вертодромом гражданской авиации на праве собственности, на условиях аренды или на ином законном основании и эксплуатирующее такой аэродром или такой вертодром в целях обеспечения взлета, посадки, руления и стоянки гражданских воздушных судов (п. 2 ст. 49 ВК Воздушного кодекса Российской Федерации).

Оператор аэродрома гражданской авиации в соответствии с требованиями ФАП , организует эксплуатацию и техническое обслуживание аэродрома и его оборудования, содержание в состоянии, соответствующем требованиям федеральных авиационных правил и обеспечивающем безопасность полетов воздушных судов; организует наблюдение за явлениями погоды, влияющими на безопасность полетов, разрабатывает план мероприятий в случае аварийной обстановки на аэродроме или в районе аэродрома, предусматривающий координацию действий, предпринимаемых службами аэродрома при возникновении чрезвычайных обстоятельств на аэродроме или в районе аэродрома, разрабатывает и обеспечивает функционирование системы управления безопасностью полетов на аэродроме.

Пункт 2 Постановления Правительство РФ «О порядке обеспечения доступа к услугам субъектов естественных монополий в аэропортах» от 22 июля 2009 года № 599 (далее - Постановление от 22 июля 2009 года № 599) определяет, что «главный оператор» - хозяйствующий субъект, имеющий сертификат аэропорта и свидетельство о государственной регистрации и годности аэродрома к эксплуатации; «оператор» - хозяйствующий субъект, имеющий сертификаты на осуществление аэропортовой деятельности, имеющий и (или) использующий на любом законном основании комплекс сооружений, включающий в себя аэродром, и (или) аэровокзал, и (или) другие объекты инфраструктуры аэропорта, предназначенные для оказания комплекса или части услуг в аэропортах.

Пунктом 9 Раздела II «Цели, предмет и виды деятельности предприятия» Устава федерального казенного предприятия «Аэропорты Приамурья», утвержденного распоряжением Правительства РФ от 08.08.2012 № 1427-р (далее - Устав) определено, что «предприятие создано в целях обеспечения деятельности аэропортов, посадочных площадок и аэропортового обслуживания авиационных перевозок и авиационных работ на территории Амурской области. Предметом деятельности предприятия является осуществление аэропортовой и сопутствующей ей деятельности».

Согласно изменениям, внесенным в устав ФКП «Аэропорты Приамурья», утвержденных распоряжением Правительства Российской Федерации от 21.06.2014 № 1114-р, ФКП «Аэропорты Приамурья» переименовано в ФКП «Аэропорты Дальнего Востока», предприятие имеет следующие филиалы и представительства: филиал «Аэропорт Охотск», Хабаровский край, пос. Охотск-2, аэропорт.

В соответствии с п. 10 Раздела II Устава для достижения целей, указанных, в п. 9 настоящего Устава, предприятие осуществляет в установленном законодательством РФ порядке следующие виды деятельности: обеспечение обслуживания пассажиров, багажа, грузов и почты; аэродромное обеспечение полетов... и т.д».

Пунктом 1.2. ФАП №128 определено, что Правила обязательны для исполнения эксплуатантами и владельцами воздушных судов, зарегистрированных в Государственном реестре гражданских воздушных судов Российской Федерации, воздушных судов, зарегистрированных в иностранных государствах и включенных в сертификат (свидетельство) эксплуатанта, выданный Российской Федерацией, а также иными физическими и юридическими лицами, осуществляющими организацию, обеспечение, выполнение полетов гражданских воздушных судов и аэронавигационное обслуживание в воздушном пространстве Российской Федерации.

Согласно п. 8.24 ФАП № 128 от 31.07.2009 года орнитологическое обеспечение полетов включает комплекс мероприятий, направленных на предотвращение столкновений воздушных судов с птицами, и включает: орнитологическое обследование района аэродрома; ликвидацию условий, способствующих скоплению птиц на аэродромах, и проведение мероприятий по их отпугиванию; проведение визуальных и радиолокационных системных наблюдений для обеспечения контроля за орнитологической обстановкой; _ сбор и "оценку сведений о фактической орнитологической обстановке в районе аэродрома в целях определения опасности, создаваемой птицами для полетов воздушных судов; доведение до летных экипажей воздушных судов информации об орнитологической обстановке (предупреждение о ее усложнении и возникновении орнитологической опасности на аэродромах, в районах аэродромов, на маршрутах, в районах полетов); проведение занятий по авиационной орнитологии со специалистами ОВД, аэродромной службы и других служб, связанных с орнитологическим обеспечением полетов.

Пунктом 2.2. Руководства по орнитологическому обеспечению полётов в гражданской авиации, утверждённого приказом Приказ МГА СССР от 26.12.1988 N 209 "Об утверждении Руководства по орнитологическому обеспечению полетов в гражданской авиации (РООП ГА-89)" (далее - РООП ГА-89) определено - «РООП ГА-89 является основным нормативным документом, определяющим порядок организации и осуществления мероприятий по предотвращению столкновений ВС с птицами. Все другие документы по орнитологическому обеспечению полетов могут лишь развивать и конкретизировать положения настоящего Руководства».

Руководство определяет функции командно-руководящего и летного состава, работников службы движения, аэродромной службы и других служб авиапредприятий в части, их касающейся, по орнитологическому обеспечению полетов. Требования РООП ГА распространяются на все авиапредприятия ГА, выполняющие летную работу (п. 2.3. РООП ГА-89).

В соответствии с п. 2.4, п. 2.8 РООП ГА-89, орнитологическое обеспечение полетов направлено на предотвращение столкновений ВС с птицами в районах аэродромов и на авиатрассах; на аэродромах должны приниматься всевозможные меры по предотвращению столкновений воздушных судов с птицами вплоть до временного прекращения полетов.

Работники аэродромной службы выявляют (с помощью орнитологов из местных биологических учреждений) и устраняют условия, способствующие концентрации птиц на аэродроме, при необходимости проводят сбор сбитых самолетами птиц и отправку их на исследование для определения видовой принадлежности, отпугивают птиц от аэродрома выстрелами из ракетниц (п. 3.1.3. РООП ГА-89).

План мероприятий разрабатывается командиром авиапредприятия с привлечением необходимых специалистов аэропорта и местных биологических учреждений (п. 3.3.2. РООП ГА-89).

Согласно п. 4.1.1, п. 4.1.2 РООП ГА-89 эколого-орнитологическое обследование осуществляется в целях определения характера орнитологической обстановки на аэродроме и прилегающей к нему территории и выявления условий, способствующих концентрации птиц; для обследования и составления орнитологических карт-схем и графиков привлекаются специалисты из местных биологических учреждений и работников авиапредприятия.

В соответствии с п. 3.2. Письма ФАВТ от ДД.ММ.ГГГГ «Информация по безопасности полетов » руководителям аэропортов рекомендовано привлекать к работе во внештатной группе на договорных условиях дипломированных и квалифицированных специалистов учебных и научных организаций, расположенных в крупных городах, при наличии в них кафедр (отделов) орнитологической направленности, которые способны дать консультацию и оказать практическую помощь аэропорту при орнитологическом обеспечении полетов.

Согласно письму директора ООО «Два Крыла», руководителя Отраслевой группы авиационной орнитологии от ДД.ММ.ГГГГ (вх. от ДД.ММ.ГГГГ), Эколого-орнитологическое обследование - мероприятие, требующее больших затрат рабочего времени в соответствии с пп. 4.1.3 - 4.1.16 РООП ГА -89. Непосредственное участие в проведении эколого-орнитологического обследования штатных специалистов аэропорта не может отразиться на выполнении других должностных обязанностей. Для данных специалистов необходимо освободить не менее 50% рабочего времени для участия в работах по обследованию. При не соблюдении условий по аспектам необходимой квалификации и опыта исполнителей, а также выделения рабочего времени, проведение мероприятия по эколого-орнитологическому обследованию приобретает формальный характер, что недопустимо в области обеспечения безопасности полетов воздушных судов. Неточные или ошибочные характеристики орнитологической обстановки, полученные в ходе проведения эколого-орнитологического обследования силами специалистов, не имеющих соответствующей квалификации, необходимого опыта и достаточного ресурса рабочего времени, обуславливают негативное влияние на уровень обеспечения безопасности полетов воздушных судов в районе аэродрома.

Таким образом, положения акта проверки от ДД.ММ.ГГГГ об отсутствии в аэропорту Охотск эколого-орнитологического обследования территории аэродрома, пункт 3 предписания от ДД.ММ.ГГГГ о принятии мер в срок до ДД.ММ.ГГГГ по устранению нарушений в связи с отсутствием в аэропорту Охотск эколого-орнитологического обследования территории аэродрома являются законными и обоснованными.

Указанное в предписании (п. 16) «В аэропорту отсутствует эколого-орнитологическое обследование территории аэродрома и заключение о птицеопасности» и указанное в Предписании (п. 3) «в аэропорту отсутствует эколого-орнитологическое обследование территории аэродрома» не является основанием для признания обжалуемых акта и предписания незаконными и подлежащими отмене, поскольку допущенная детализация в части заключения о птицеопасности является результатом проведения эколого-орнитологического обследования территории и не меняет сути нарушения.

Пункт 18 ИП «На спецавтотранспорте в аэропорту Охотск: на автомобилях АПА-5Д, АПК, Шнекороторы-2ед., КПМ- 3 ед., и тракторной технике: бульдозер, К-700, автогрейдер, работающих на лётном поле, отсутствуют стационарные радиостанции, что является грубейшим нарушением безопасности полётов» и пункт 4 ИП «На спецавтотранспорте в аэропорту Охотск: на автомобилях АПА-5Д, АПК, Шнекороторы-2ед., КПМ- 3 ед., и тракторной технике: бульдозер, К-700, автогрейдер, работающих на лётном поле, отсутствуют радиостанции внутриаэропортовой радиотелефонной связи с руководителем полетов (диспетчером службы управления воздушным движением)» является тождественным, указывает на наличие нарушений п. 8.19 ФАП № 128, п. 5.1.6 Руководства по организации работы и обслуживания спецавтотранспорта аэропортов Российской Федерации, утв. ФАС России от ДД.ММ.ГГГГ/и и введенного в действие с ДД.ММ.ГГГГ, не меняет смысла выявленных нарушений.

Согласно пункту 4.1 Федеральных авиационных правил «Порядок осуществления радиосвязи в воздушном пространстве Российской Федерации», утвержденных Приказом Минтранса России от 26.09.2012 N 362 "Об утверждении Федеральных авиационных правил "Порядок осуществления радиосвязи в воздушном пространстве Российской Федерации" (далее - ФАП № 362), правила ведения радиотелефонной связи должны соблюдаться всеми лицами, участвующими в обеспечении производства полетов на аэродроме, организующими и контролирующими выполнение работ на летном поле с использованием спецтранспорта и средств механизации. Лица, выполняющие такие работы, а также водители транспортных средств, обязаны вести непрерывное прослушивание установленной частоты внутрипортовой радиосвязи, а при работах на летной полосе постоянно прослушивать радиообмен на частоте диспетчера старта.

В соответствии с п. 8.19. ФАП №128, спецмашины, выезжающие на летную полосу и рулежные дорожки, оборудуются габаритными и проблесковыми огнями, радиостанциями внутриаэропортовой связи, буксировочными устройствами и средствами пожаротушения. Машина ответственного за проведение работ на аэродроме лица аэродромной службы главного оператора аэропорта дополнительно оборудуется радиостанцией для прослушивания радиообмена на частоте посадки (взлета).

Пунктом 2.36. Федеральных авиационных правил «Радиотехническое обеспечение полетов воздушных судов и авиационная электросвязь в гражданской авиации», утвержденных приказом Минтранса России от ДД.ММ.ГГГГ (далее - ФАП ) определено, что для обеспечения деятельности органов и центров (пунктов) ОВД и деятельности служб аэропортов организуются сети внутриаэропортовой электросвязи. В этих целях разрабатывается схема внутриаэропортовой радиосвязи с указанием на ней всех радиосетей (радионаправлений) с соответствующими позывными. Схема согласуется со всеми заинтересованными организациями.

Внутриаэропортовая электросвязь должна обеспечивать:возможность оперативного руководства деятельностью органов ОВД, служб аэропорта и авиакомпаний в процессе планирования, подготовки и обслуживания рейсов воздушных судов, организации перевозок и обслуживания пассажиров; взаимодействие органов ОВД и служб аэропорта, оповещение расчетов аварийно-спасательной команды при авиационных происшествиях и инцидентах; получение необходимой информации предприятиями, пассажирами и другими лицами, пользующимися услугами воздушного транспорта.

Пунктом 5.1.6. Руководства по организации работы и обслуживания спецавтотранспорта аэропортов Российской Федерации, утверждённым ФАС России от ДД.ММ.ГГГГ/и и введённого в действие с ДД.ММ.ГГГГ (далее - РОРОС-95), определено, что машины, работающие на летном поле и рулежных дорожках, должны быть оборудованы средствами радиосвязи, габаритными и проблесковыми огнями, укомплектованы буксировочными устройствами. Спецмашины, предназначенные для обслуживания ВС, должны быть оборудованы средствами радиосвязи и укомплектованы упорными колодками, а машины, предназначенные для выполнения погрузо-разгрузочных работ, трапы, грузовые автомобили дополнительно должны быть оборудованы амортизирующими устройствами.

В соответствии с п. 2 Инструкции по организации движения спецтранспорта и средств механизации на гражданских аэродромах Российской Федерации, утвержденной приказом Минтранса России от ДД.ММ.ГГГГ (далее - Инструкция от ДД.ММ.ГГГГ), выполнение требований настоящей Инструкции является обязательным для держателя сертификата на аэропортовую деятельность и свидетельства о государственной регистрации и годности аэродрома к эксплуатации (далее - главный оператор аэропорта) и организаций, осуществляющих деятельность в аэропорту на основании договора, заключенного с главным оператором аэропорта (далее - организации) и осуществляющих эксплуатацию спецмашин на аэродроме.

Согласно п. 14. Инструкции от ДД.ММ.ГГГГ, спецмашины, выезжающие на летную полосу и рулежные дорожки, оборудуются габаритными и проблесковыми огнями, радиостанциями внутриаэропортовой связи, буксировочными устройствами и средствами пожаротушения. Машина лица, ответственного за проведение работ на аэродроме, дополнительно оборудуется радиостанцией для прослушивания радиообмена на частоте посадки (взлета).

Согласно п. 1.4. «Типовой технологии взаимодействия службы движения с аэродромной и другими наземными службами аэропорта, обеспечивающими полеты», утвержденной указанием МГА от ДД.ММ.ГГГГ (далее - Технология от ДД.ММ.ГГГГ), аэродромные машины и механизмы, используемые для выполнения работ на летной полосе и рулежных дорожках, должны быть оборудованы средствами аэродромной радиосвязи с руководителем полетов и диспетчером стартового диспетчерского пункта (СДП местных воздушных линий), проблесковыми (импульсными) и габаритными огнями.

Машина ответственного за проведение работ на летной полосе и РД помимо радиостанции, работающей в диапазоне внутриаэропортовой связи, должна быть оборудована радиоприемником для прослушивания радиообмена на частоте посадки (п. 1.5 Технологии от ДД.ММ.ГГГГ).

Пункт 1.8. «Технологии взаимодействия АС со службой движения и другими наземными службами обеспечивающими полеты» Раздела 4.8. «Безопасное проведение работ по текущему ремонту элементов аэродрома» Руководства по аэродрому Охотск (часть 4), аэродромные машины и механизмы, выезжающие на лётную полосу и РД, должны быть оборудованы средствами внутриаэропортовой радиосвязи, проблесковыми и габаритными огнями, включаемые во время работы независимо от времени суток, буксировочными средствами. Наличие и работоспособность оборудования, средств связи проверяется при выпуске спецмашин на линию механиком ССТ.

На момент проведения внеплановой выездной по распоряжению от ДД.ММ.ГГГГ, была представлена служебная записка директора филиала Аэропорт Охотск ФИО9 «О приобретении радиостанций» от ДД.ММ.ГГГГ.

Представленная в материалы дела накладная от ДД.ММ.ГГГГ о приобретении 6 радиостанций не может быть принята судом во внимание, поскольку в материалах дела отсутствуют сведения, документы об установлении указанных радиостанций на перечисленные в акте, предписании автомобили, соответствие данных радиостанций требованиям законодательства о воздушной безопасности.

В связи с указанным положения акта проверки от ДД.ММ.ГГГГ о том, что на спецавтотранспорте в аэропорту Охотск: на автомобилях АПА-5Д, АПК, Шнекороторы-2ед., КПМ- 3 ед., и тракторной технике: бульдозер, К-700, автогрейдер, работающих на лётном поле, отсутствуют радиостанции внутриаэропортовой радиотелефонной связи с руководителем полетов (диспетчером службы управления воздушным движением), пункт 4 предписания от ДД.ММ.ГГГГ о принятии мер в срок до ДД.ММ.ГГГГ по устранению нарушений в связи с отсутствием на спецавтотранспорте в аэропорту Охотск: на автомобилях АПА-5Д, АПК, Шнекороторы-2ед., КПМ- 3 ед., и тракторной технике: бульдозер, К-700, автогрейдер, работающих на лётном поле, отсутствуют радиостанции внутриаэропортовой радиотелефонной связи с руководителем полетов (диспетчером службы управления воздушным движением) являются законными и обоснованными.

Доводы административного искового заявления и представителя административного истца о признании незаконными акта проверки, предписания, их отмены, судом не принимаются, поскольку они не основаны на положениях действующего воздушного законодательства, направлены на не согласие с ними по формальным причинам, не связанным с законностью предписания.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу о законности акта проверки Управления государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по ДФО Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (УГАН НОТБ ДФО Ространснадзора ) от ДД.ММ.ГГГГ, предписания, выданного заместителем начальника отдела надзора за аэропортовой деятельностью и организацией воздушных перевозок УГАН НОТБ ДФО Ространснадзора Бельковой О.В. от ДД.ММ.ГГГГ, а также отмечает, что невыполнение ФКП "Аэропорты Дальнего Востока" обязательных требований воздушного законодательства Российской Федерации может привести к созданию факторов опасностей при аэродромном диспетчерском обслуживании, созданию угрозы жизни и здоровью граждан.

Суд применительно к частям 9, 11 ст. 226 КАС РФ приходит к выводу, что административным ответчиком доказано, что обжалуемые акт и предписание приняты в рамках предоставленной ему законом компетенции, порядок принятия оспариваемого решения соблюден, основания для принятия оспариваемых решений имелись, содержание оспариваемых решений соответствует нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения, в связи с чем, судом принято решение об отказе в удовлетворении административного искового заявления.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 174-180, 227 КАС РФ, суд

решил:

в удовлетворении административных исковых требований Федерального казенного предприятия «Аэропорты Дальнего Востока» к Управлению государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Дальневосточному федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (УГАН НОТБ ДФО Ространснадзора), заместителю начальника отдела надзора за аэропортовой деятельностью и организацией воздушных перевозок УГАН НОТБ ДФО Ространснадзора Бельковой Ольге Витальевне, ведущему эксперту отдела надзора за соблюдением летных стандартов, деятельностью авиации общего назначения и сертификацией эксплуатантов воздушного транспорта УГАН НОТБ ДФО Ространснадзора Одушкину Евгению Александровичу о признании незаконными акта проверки, предписания, их отмене в части - отказать.

Решение может быть обжаловано в Хабаровский краевой суд через Центральный районный суд г. Хабаровска в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.

Мотивированное решение составлено 29.03.2019 года.

Председательствующий /подпись/

Копия верна.

Председательствующий Т.П. Ярошенко