ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1880/2021 от 20.08.2021 Минераловодского городского суда (Ставропольский край)

Дело ..............а-1880/2021

УИД 26RS0..............-70

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

20 августа 2021 года ..............

Судья Минераловодского городского суда .............. Казанчев И.Т., рассмотрев в порядке упрощенного (письменного) производства административное исковое заявление Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы .............. по .............. к ФИО1 о взыскании недоимки по транспортному налогу и пени,

У С Т А Н О В И Л:

в суд поступило административное исковое заявление Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы .............. по .............. к ФИО1 о взыскании недоимки по транспортному налогу за 2015 год в размере 16 064 рублей и пени в размере 26 рублей 51 копейки.

В обоснование требований указано, что административный ответчик в 2015 году был собственником легкового транспортного средства, в связи с чем, ему начислен транспортный налог за 2015 год, который не уплачен в установленный законом срок. Поскольку сумма налога своевременно не уплачена, инспекцией начислена пеня. В связи с наличием недоимки по транспортному налогу за 2015 год и пени, налоговый орган обратился к мировому судье с заявлением о вынесении соответствующего судебного приказа, который в последующем был отменен на основании возражений относительно его исполнения, поступивших от ФИО1

Статьей 291 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) определены случаи, когда административное дело может быть рассмотрено судом в порядке упрощенного (письменного) производства: всеми лицами, участвующими в деле, заявлены ходатайства о рассмотрении административного дела в их отсутствие и их участие при рассмотрении данной категории административных дел не является обязательным; ходатайство о рассмотрении административного дела в порядке упрощенного (письменного) производства заявлено административным истцом и административный ответчик не возражает против применения такого порядка рассмотрения административного дела; указанная в административном исковом заявлении общая сумма задолженности по обязательным платежам и санкциям не превышает двадцать тысяч рублей; в иных случаях.

В случае, если для рассмотрения административного дела в порядке упрощенного (письменного) производства необходимо выяснить мнение административного ответчика относительно применения такого порядка, в определении о подготовке к рассмотрению административного дела суд указывает на возможность применения правил упрощенного (письменного) производства и устанавливает десятидневный срок для представления в суд возражений относительно применения этого порядка (ч. 2 ст. 292 КАС РФ).

В соответствии с ч. 5.1 ст. 292 КАС РФ, в определении о рассмотрении административного дела в порядке упрощенного (письменного) производства суд устанавливает срок для представления сторонами в суд и направления ими друг другу доказательств и возражений относительно предъявленных требований, который должен составлять не менее пятнадцати дней со дня вынесения соответствующего определения. В определении о рассмотрении административного дела в порядке упрощенного (письменного) производства суд также устанавливает срок, в течение которого стороны вправе представить в суд и направить друг другу дополнительно документы, содержащие объяснения по существу заявленных требований и возражений в обоснование своей позиции, и который должен составлять не менее тридцати дней со дня вынесения соответствующего определения.

Такие документы не должны содержать ссылки на доказательства, которые не были представлены в срок, указанный в настоящей части. Период между датой окончания срока представления доказательств и возражений и датой окончания срока представления иных документов должен составлять не менее пятнадцати дней.

Изучив доводы административного искового заявления и исследовав приложенные к нему документы, с учетом того, что указанная в административном исковом заявлении общая сумма задолженности по обязательным платежам и санкциям не превышает
20 000 рублей, то определением судьи от .............. административное исковое заявление было принято к производству с назначением его к рассмотрению в порядке упрощенного (письменного) производства, участникам судебного разбирательства и их представителям разъяснено право в срок до .............. представить в суд и направить друг другу доказательства и возражения относительно предъявленных требований; в срок до .............. представить в суд и направить друг другу дополнительные документы, содержащие объяснения по существу заявленных требований и возражений.

В установленный судом срок письменные возражения относительно предъявленных требований в суд не поступили.

Административные дела рассматриваются в порядке упрощенного (письменного) производства в срок, не превышающий десяти дней со дня истечения сроков, указанных
в части 5.1 настоящей статьи (ч. 6 ст. 292 КАС РФ).

Административные дела в порядке упрощенного (письменного) производства рассматриваются без проведения устного разбирательства, судебные заседания по ним не назначаются, в связи с этим аудиопротоколирование не осуществляется, протокол в письменной форме не составляется, правила об отложении судебного разбирательства, о перерыве в судебном заседании, об объявлении судебного решения не применяются, резолютивная часть решения отдельно не изготавливается.

Решение суда, принятое по результатам рассмотрения административного дела в порядке упрощенного (письменного) производства, может быть обжаловано в апелляционном порядке в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения (ст. 294 КАС РФ).

Согласно положениям, ч. 1 ст. 292 КАС РФ, в порядке упрощенного (письменного) производства административные дела рассматриваются без проведения устного разбирательства. При рассмотрении административного дела в таком порядке судом исследуются только доказательства в письменной форме (включая отзыв, объяснения и возражения по существу заявленных требований).

Согласно ч. 1 ст. 59 КАС РФ доказательствами по административному делу являются полученные в предусмотренном настоящим Кодексом и другими федеральными законами порядке сведения о фактах, на основании которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения административного дела.

В соответствии с ч. 1 ст. 14 КАС РФ административное судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.

Как указано в ч. 1 ст. 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.

В соответствии со ст. 57 Конституции Российской Федерации, каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

Принципы налогообложения и сборов в Российской Федерации, в том числе виды налогов и сборов, основания возникновения (изменения, прекращения) и порядок исчисления обязанностей по уплате налогов и сборов, а также права и обязанности налогоплательщиков и налоговых органов, установлены НК РФ.

Согласно ст. 3 НК РФ, каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы.

Пункт 2 статьи 44 НК РФ предусматривает, что обязанность по уплате налога возлагается на налогоплательщика с момента возникновения установленных законодательством о налогах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога.

В соответствии со ст. 357 НК РФ налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со ст. 358 НК РФ.

Объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства (далее - транспортные средства), зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Налоговым периодом признается календарный год.

Налоговые ставки по правилам п. 1 ст. 361 НК РФ устанавливаются законами субъектов РФ соответственно в зависимости от мощности двигателя, тяги реактивного двигателя или валовой вместительности транспортного средства в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства, один килограмм силы тяги реактивного двигателя, одну регистровую тонну транспортного средства и одну единицу транспортного средства.

Пункт 1 статьи 362 НК РФ предусматривает, что сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками, являющимися физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые предоставляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации.

Согласно выписки из сведений, поступивших из Управления ГИБДД ГУВД по .............., административный ответчик в 2015 году являлся собственником следующих транспортных средств:

- автомобиля марки/модели «ВАЗ 21140» с государственным регистрационным знаком «Р322ХО26»;

- автомобиля марки/модели «БМВ Х5» с государственным регистрационным знаком «Н667СА26».

Инспекцией на основании вышеуказанных норм, административному ответчику в отношении указанных транспортных средств исчислен транспортный налог за 2015 год в сумме 16 064 рубля.

В случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление.

При определении подлежащей уплате налогоплательщиком суммы налогов, указанных в п. 3 ст. 13, п. 3 ст. 14, пунктах 1 и 2 ст. 15 НК РФ, налоговым органом учитываются имеющиеся у налогоплательщика на дату формирования налогового уведомления суммы излишне уплаченных таких налогов и (или) пеней по таким налогам путем уменьшения суммы указанных налогов, подлежащих уплате, последовательно начиная с меньшей суммы, если до наступления такой даты налоговым органом не получено заявление налогоплательщика о зачете (возврате) указанных сумм излишне уплаченных налогов.

В налоговом уведомлении должны быть указаны сумма налога, подлежащая уплате, объект налогообложения, налоговая база, срок уплаты налога, а также сведения, необходимые для перечисления налога в бюджетную систему Российской Федерации.

В налоговом уведомлении могут быть указаны данные по нескольким подлежащим уплате налогам.

Налоговое уведомление может быть передано физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом или передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи.

В случае направления налогового уведомления по почте заказным письмом налоговое уведомление считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.

Административному ответчику направлено налоговое уведомление от ..............
...............

Налогоплательщик в силу п. 6 ст. 58 НК РФ обязан уплатить налог в течение одного месяца со дня получения налогового уведомления, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом налоговом уведомлении.

В соответствии с п. 3 ст. 75 НК РФ пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора.

Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора. Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации (п. 4 ст. 75 НК РФ).

В установленные сроки налогоплательщик не оплатил сумму налогов, в связи с чем инспекцией начислена пеня и в порядке досудебного урегулирования на основании статей 69 и 70 НК РФ направлено требование об уплате задолженности ..............,
в котором указано, что по состоянию на .............. у ФИО1 имеется недоимка по транспортному налогу за 2015 год в сумме 16 064 рубля и пени в сумме 26 рублей
51 копейка. Срок исполнения требования до ...............

В сроки, указанные в требованиях, недоимка по налогам и пени погашена не была.

В соответствии со ст. 48 НК РФ (в редакции, подлежащей применению к спорным правоотношениям) заявление о взыскании подается налоговым органом в суд, если общая сумма налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3 000 рублей.

Согласно ч. 2 ст. 48 НК РФ заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей.

Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов не превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.

Рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве.

В соответствии с ч. 2 ст. 286 КАС РФ административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций.

Поскольку в требовании .............. установлен срок до .............., то налоговый орган должен был обратиться в суд в приказном порядке о взыскании указанной недоимки в течение шести месяцев со дня истечения указанного, то есть до ...............

Заявление налогового органа о выдаче судебного приказа поступило в адрес мирового судьи судебного участка ............................ и ............................, то есть, с пропуском установленного законом срока.

Пропущенный по уважительной причине срок, установленный п. 2 ст. 48 НК РФ, может быть восстановлен судом.

На основании определения от .............. мировым судьей судебного участка ..............
.............. и .............. вынесен судебный приказ о взыскании с ФИО1 недоимки по налогам и пени
..............а-280-22-275/2018.

В условиях, когда налоговым органом пропущен срок на обращение в суд
для получения судебного приказа, но мировым судьей указанное обстоятельство не выяснено, сам факт выдачи судебного приказа не может свидетельствовать о том,
что такой срок не пропущен.

Тем более, факт вынесения судебного приказа в рассматриваемом случае не может свидетельствовать о восстановлении срока, предусмотренного п. 2 ст. 48 НК РФ, поскольку правовая природа судебного приказа не предполагает возможности восстановления срока, на что указано Пленумом Верховного Суда Российской Федерации.

Так, в разъяснениях, данных в п. 26 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ............................ «О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации о приказном производстве», указано, что истечение сроков на судебное взыскание обязательных платежей и санкций, в частности срока, установленного в п. 2 ст. 48 НК РФ, является препятствием для выдачи судебного приказ.

Из приведенных разъяснений Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ............................ не следует, что в случаях, когда мировым судьей при выдаче судебного приказа не был проверен вопрос соблюдения налоговым органом срока обращения в суд, установленного в п. 2 ст. 48 НК РФ, для получения судебного приказа, данный вопрос не может быть предметом проверки районного суда после отмены судебного приказа при рассмотрении соответствующего административного искового заявления.

Кроме того, лишение районного суда возможности проверить обстоятельства, связанные с соблюдением налоговым органом срока на обращение с заявлением о выдаче судебного приказа, в условиях, когда такой судебный приказ выдавался мировым судьей без надлежащей проверки вопроса соблюдения налоговым органом срока обращения в суд, влечет нарушение права налогоплательщика, по заявлению которого такой приказ был отменен.

Представляя возражения относительно исполнения судебного приказа, налогоплательщик тем самым оспаривает действия налогового органа.

При этом, налогоплательщик не имеет иной возможности указать на нарушение его прав налоговым органом, который без уважительных причин пропустил срок на обращение с заявлением о выдаче судебного приказа, кроме как в рамках рассмотрения районным судом дела, по которому он является административным ответчиком.

Согласно ч. 4 ст. 289 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на административного истца, а суд при рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций проверяет, в том числе, имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, соблюден ли срок обращения в суд (ч. 6 ст. 289 КАС РФ).

В данной связи, от представителя административного истца в суд поступило ходатайство о восстановлении пропущенного срока на подачу заявления о вынесении судебного приказа.

Вместе с тем, из рассматриваемого письменного ходатайства не представляется возможным установить причины, по которым налоговый орган не смог обратиться с заявлением о выдаче судебного приказа о взыскании с административного ответчика рассматриваемой в настоящем деле недоимки по налогу и пени в период с ..............
по ...............

При изложенных обстоятельствах, суд не усматривает оснований для удовлетворения ходатайства административного ответчика о восстановлении пропущенного срока на подачу заявления о вынесении судебного приказа о взыскании с административного ответчика указанной выше недоимки по налогам и пени.

Вместе с тем, суды кассационной инстанции указывают на следующее:

- если судебный приказ вынесен мировым судьей, который не усмотрел правовых оснований к отказу в принятии заявления налогового органа, то налоговый орган обратился к мировому судье в пределах срока (кассационные определения судебной коллегии по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции от ............................А-5239/2020, от ............................А-5237/2020 и др.);

- факт вынесения мировым судебного приказа, если срок для обращения с заявлением о выдаче судебного приказа был пропущен, свидетельствует о восстановлении пропущенного срока обращения с таким заявлением (кассационное определение судебной коллегии по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции от ............................а-15685/2020).

Поскольку, при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, суд принимает за основу приведенную выше позицию судов кассационной инстанции,
при рассмотрении настоящего административного иска, ограничиваясь проверкой соблюдения срока на обращение в суд после отмены судебного приказа.

В силу ч. 3 ст. 48 НК РФ требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.

На основании определения мирового судьи судебного участка ............................ и .............. от .............. судебный приказ ..............а-280-22-275/2018 от .............. отменен в связи с возражениями относительно его исполнения, поступившими от ФИО3

В силу ч. 3 ст. 48 НК РФ требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.

На основании определения мирового судьи судебного участка ............................ и .............. от .............. судебный приказ ..............а-297-22-278/2019 от .............. отменен в связи с возражениями относительно его исполнения, поступившими от ФИО4

В силу ч. 3 ст. 48 НК РФ требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.

Поскольку, судебный приказ был отменен .............., то налоговый орган
был вправе обратиться в суд с соответствующим административным исковым заявлением не позднее ...............

С рассматриваемым административным исковым заявлением налоговый орган обратился в Минераловодский городской суд ............................
(согласно дата-штампу на конверте), то есть, с существенным нарушением установленного законом срока.

Пропущенный по уважительной причине срок, установленный п. 3 ст. 48 НК РФ, может быть восстановлен судом.

Согласно ч. 4 ст. 289 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на административного истца, а суд при рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций проверяет, в том числе, имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, соблюден ли срок обращения в суд (ч. 6 ст. 289 КАС РФ).

В данной связи, от представителя административного истца в суд поступило ходатайство о восстановлении пропущенного срока на подачу административного искового заявления в суд.

Вместе с тем, из рассматриваемого письменного ходатайства не представляется возможным установить причины, по которым налоговый орган не смог обратиться с рассматриваемым административным исковым заявлением в период с ..............
по ...............

При изложенных обстоятельствах, суд не усматривает оснований для удовлетворения ходатайства административного ответчика о восстановлении пропущенного срока на подачу административного искового заявления в суд, что позволяет прийти к выводу об утрате налоговым органом права на принудительное взыскание такой недоимки.

С учетом изложенного, руководствуясь статьями 291-292 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Отказать в удовлетворении ходатайства административного истца о восстановлении пропущенного срока на подачу заявления о вынесении судебного приказа о взыскании с ФИО1 недоимки по налогам и пени.

Отказать в удовлетворении ходатайства административного истца о восстановлении пропущенного срока на подачу в суд административного искового заявления о взыскании с ФИО1 недоимки по налогам и пени.

Отказать в удовлетворении административных исковых требований Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы .............. по .............. к ФИО1 о взыскании недоимки по транспортному налогу и пени.

Не подлежит удовлетворению административное исковое требование о взыскании с ФИО1 недоимки по транспортному налогу за 2015 год в размере
16 064 рублей и пени в размере 26 рублей 51 копейки.

Решение суда, принятое по результатам рассмотрения административного дела в порядке упрощенного (письменного) производства, может быть обжаловано в ..............вой суд в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения, с подачей жалобы через Минераловодский городской суд ...............

Судья И.Т. Казанчев