ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1881/2021 от 14.01.2021 Октябрьского районного суда г. Красноярска (Красноярский край)

Дело № 2а-1881/2021

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

14 января 2021 года Октябрьский районный суд г. Красноярска в составе председательствующего судьи Федоренко Л.В.,

при секретаре Андреасян К.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1, действующей в интересах несовершеннолетней ФИО2, к администрации г. Красноярска о признании бездействия незаконным, возложении обязанности,

У С Т А Н О В И Л :

ФИО1, в интересах несовершеннолетней ФИО2, обратилась в суд с указанным административным иском к административному ответчику администрации г. Красноярска, мотивируя требования тем, что административным ответчиком было отказано в предоставлении места ее несовершеннолетней дочери в группе полного дня в муниципальном дошкольном образовательном учреждении на территории Октябрьского района г. Красноярска при распределении мест в дошкольные образовательные учреждения на 2020-2021 годы. Для постановки на учет как нуждающейся в общедоступном бесплатном дошкольном образовании ФИО2, она обратилась с заявлением в Территориальный отдел главного управления образования города Красноярска по октябрьскому району г. Красноярска 08 июля 2016 года, с указанной даты состоит на учете. В июне 2020 года она обратилась с заявлением о предоставлении места ее дочери места в группе полного дня в муниципальном дошкольном образовательном учреждении на территории Октябрьского района г. Красноярска в 2020 году. По состоянию на 30 октября 2020 года ее ребенку не было предоставлено место в детском саду. Данные действия, по мнению истца, нарушают права и законные интересы ее несовершеннолетнего ребенка, а именно право на общедоступное и бесплатное дошкольное образование. Просит признать незаконным бездействие администрации г. Красноярска, выразившееся в непредоставлении места несовершеннолетней ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в группе полного дня в муниципальном дошкольном образовательном учреждении на территории Октябрьского района г. Красноярска в 2020 году; возложить на администрацию г. Красноярска обязанность предоставить несовершеннолетней ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, место в группе полного дня в муниципальном дошкольном образовательном учреждении на территории Октябрьского района г. Красноярска с учетом территориальной доступности в течение месяца со дня вступления решения суда в силу.

Административный истец ФИО1 в судебном заседании административные исковые требования поддержала в полном объеме, по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении.

В судебном заседании представитель административного ответчика администрации г. Красноярска ФИО3, действующая на основании доверенности, административные исковые требования не признала, полагала со стороны административного ответчика незаконного бездействия не допущено, также полагала администрация является ненадлежащим ответчиком по делу, поскольку комплектация мест в дошкольные учреждеения осуществляется Главным управлением образования администрации г. Красноярска.

Представитель заинтересованного лица Главного управления образования администрации г. Красноярска ФИО4, действующий на основании доверенности, административные исковые требования не признал, в возражениях указал, что функции и полномочия учредителя в отношении муниципальных учреждений осуществляет администрация города. Главным управлением образования администрации города места в подведомственных муниципальных дошкольных образовательных учреждениях предоставляются в порядке очереди с учетом требований нормативных правовых актов федерального и муниципального уровня. Законодательно определено, что в приеме в государственную или муниципальную образовательную организацию может быть отказано только по причине отсутствия в ней свободных мест. Установление законодательно внеочередного, первоочередного и преимущественного порядка приема в дошкольные учреждения для отдельной категории граждан дополнительно признает и закрепляет процесс комплектования дошкольных учреждений исходя из принципа очередности. Комплектование детей в муниципальные дошкольный учреждения осуществляется в пределах административного района, являющегося местом их регистрации и жительства. ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, поставлена на учет для определения в муниципальное дошкольное образовательное учреждение общеразвивающей направленности в Октябрьском районе – 08.12.2016 года. Документы, подтверждающие льготное право на предоставление места в МДОУ ребенку истца во внеочередном, первоочередном, преимущественном порядке не представлены. На 2020-2021 учебный год ребенок относится к возрастной группе от 4 до 5 лет. По состоянию на 12 января 2021 года ФИО2 состоит в очереди за № 259. До получения места в группе, функционирующей в режиме полного дня, в муниципальном дошкольном образовательном учреждении, истец может воспользоваться альтернативными вариантами в части предоставления ребенку, как дошкольного образования, так и услуги по присмотру и уходу. Предоставление ребенку истца в группе полного дня дошкольного учреждения вне очереди, явилось бы нарушением конституционных прав других граждан, состоящих в очереди, так как согласно ст. 17 Конституции РФ осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц. Таким образом, главным управлением образования обеспечивается комплектование подведомственных муниципальных дошкольных образовательных учреждений в строгом соответствии с требованиями действующего законодательства в сфере образования и правовых актов города, со стороны главного управления не отказано в реализации права ребенка истца на дошкольное образование, каких-либо препятствий для осуществления его прав не создано, при наличии свободного места в муниципальном дошкольном образовательном учреждении, расположенном на территории района города, который является местом жительства и регистрации ребенка истца, с соблюдением порядка очередности место ребенку истца будет предоставлено.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующему.

Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии с ч. 2 ст. 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений:

1) об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление;

2) об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.

Согласно статье 3 Конвенции о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 года) во всех действиях в отношении детей независимо от того, предпринимаются они государственными или частными учреждениями, занимающимися вопросами социального обеспечения, судами, административными или законодательными органами, первоочередное внимание уделяется наилучшему обеспечению интересов ребенка. Государства - участники обязуются обеспечить ребенку такую защиту и заботу, которые необходимы для его благополучия, принимая во внимание права и обязанности его родителей, опекунов или других лиц, несущих за него ответственность по закону, и с этой целью принимают все соответствующие законодательные или административные меры.

Статьей 43 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что каждый имеет право на образование. Гарантируется общедоступность и бесплатность, в том числе дошкольного образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях. Российская Федерация устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты.

В силу гарантированных Конституцией Российской Федерации основных прав и свобод человека и гражданина, в частности права на получение бесплатного дошкольного образования в государственных или муниципальных образовательных учреждения, всем детям гарантируется общедоступность бесплатного дошкольного образования, принадлежащее ребенку право на образование не может быть поставлено в зависимость от прав других детей.

Специальным законом, регулирующим общественные отношения, возникающие в сфере образования, является Федеральный закон от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Закон об образовании), который устанавливает основные принципы государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования, относя к таковым, в частности, обеспечение права каждого человека на образование, недопустимость дискриминации в сфере образования (пункт 2 части 1 статьи 3).

Право на образование в Российской Федерации гарантируется независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного, социального и должностного положения, места жительства, а также других обстоятельств. В Российской Федерации гарантируется общедоступность и бесплатность в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, в том числе дошкольного образования (статья 5 названного закона).

В соответствии со статьей 9, частью 5 статьи 63 Закона об образовании организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях отнесена к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов, которые ведут учет детей, имеющих право на получение общего образования каждого уровня и проживающих на территориях соответствующих муниципальных образований, и форм получения образования, определенных родителями (законными представителями) детей.

В соответствии со статьей 67 Закона об образовании получение дошкольного образования в образовательных организациях может начинаться по достижении детьми возраста двух месяцев (часть 1). Правила приема на обучение по основным образовательным программам должны обеспечивать прием всех граждан, которые имеют право на получение общего образования соответствующего уровня (часть 2). Правила приема в государственные и муниципальные образовательные учреждения на обучение по основным общеобразовательным программам должны обеспечивать также прием в образовательную организацию граждан, имеющих право на получение общего образования соответствующего уровня и проживающих на территории, за которой закреплена указанная образовательная организация (часть 3). В приеме в государственную или муниципальную организацию может быть отказано только по причине отсутствия в ней свободных мест. В случае отсутствия мест в государственной или муниципальной образовательной организации родители (законные представители) ребенка для решения вопроса о его устройстве в другую общеобразовательную организацию обращаются непосредственно в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий государственное управление в сфере образования, или орган местного самоуправления, осуществляющий управление в сфере образования (часть 4).

Согласно пункту 13 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях, создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях относятся к вопросам местного значения городского округа.

В соответствии с пунктами 4, 5 части 1 статьи 9 Закона об образовании органы местного самоуправления осуществляют создание, реорганизацию и ликвидацию муниципальных образовательных учреждений, а также обеспечивают содержание зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в Постановлении от 15 мая 2006 года N 5-П, государство и муниципальные образования, исходя из конституционного требования общедоступности дошкольного образования независимо от места жительства, обязаны сохранять в достаточном количестве имеющиеся дошкольные образовательные учреждения и при необходимости расширять их сеть.

Кроме того, как указано в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 5 июля 2017 года N 18-П доступность образования предполагает доступность не только экономическую (в частности, установление бесплатного начального образования), но и физическую, под которой понимается безопасная физическая досягаемость образования либо посредством посещения учебного заведения, находящегося на разумном географическом удалении, либо путем получения доступа к современным технологиям.

Судом установлено, что ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, поставлена на учет для определения в муниципальное дошкольное образовательное учреждение общеразвивающей направленности в Октябрьском районе – 08 июля 2016 года. Права на льготное предоставление места в МДОУ ребенку истца во внеочередном, первоочередном, преимущественном порядке не имеет.

По состоянию на 2020-2021 учебный год, ФИО2 относится к возрастной группе от 4 до 5 лет.

Согласно справке Главного управления образования администрации г. Красноярска ФИО2 состоит в очереди за № 259.

ФИО1, являющаяся матерью ФИО2, обратилась в Главное управление образования администрации г.Красноярска, Территориальный отдел Главного управления образования администрации города по Октябрьскому району города, с заявлением по вопросу предоставления места в дошкольном учреждении ее дочери ФИО2.

В ответ на ее обращения, 25 ноября 2020 года и 26 ноября 2020 года ей предоставлены ответы, согласно которым, указано, что комплектование МБДОУ в 2020 году осуществлялось в период с мая по сентябрь. Доукомплектование учреждений в остальное время проводится при наличии свободных мест. Предложена возможность рассмотреть посещение ее дочерью группы кратковременного пребывания; посещение ее дочерью частного дошкольного учреждения, заключившего контракт с МБДОУ на оказание муниципальной услуги по присмотру и уходу.

Аналогичный ответ на обращение административного истца был предоставлен Главным управлением образования администрации г. Красноярска был предоставлен 10 декабря 2020 года.

Вместе с тем, из вышеуказанных норм права следует, что закрепляя право на общедоступное, бесплатное дошкольное образование в государственных или муниципальных учреждениях, действующее законодательство определяет обязанность государства и муниципальных образований обеспечивать прием на обучение по основным общеобразовательным программам всех граждан, которые имеют право на получение общего образования соответствующего уровня. Орган местного самоуправления должен предвидеть соответствующую потребность в местах в дошкольных образовательных учреждениях, своевременно принимать меры к увеличению числа либо вместимости существующих образовательных учреждений и их финансированию для создания всех необходимых санитарных и иных условий по осуществлению ими образовательной деятельности.

В связи с указанным, поскольку административным истцом были соблюдены необходимые условия для получения места в детском саду для ребенка, уполномоченный орган обязан был обеспечить ФИО2 местом в дошкольном учреждении для получения бесплатного дошкольного образования, при этом, административным ответчиком не предоставлено такое место ребенку истца, что свидетельствует о неисполнении административным ответчиком возложенной на него законом обязанности и о нарушении конституционного права несовершеннолетнего на доступное и бесплатное дошкольное образование.

Предложенные альтернативные варианты не свидетельствуют о возможности реализации указанного права.

В связи с чем, суд полагает административные исковые требования ФИО1 о признании незаконным бездействия администрации г.Красноярска, выразившееся в непредоставлении места ФИО2 в группе полного дня в муниципальном дошкольном образовательном учреждении на территории г.Красноярска обоснованны и подлежат удовлетворению.

В качестве восстановительной меры, полагает необходимым возложить на администрацию г. Красноярска обязанность предоставить ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, место в группе полного дня в муниципальном дошкольном образовательном учреждении в территориальной доступности от места проживания, поскольку как указано в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 5 июля 2017 года № 18-П доступность образования предполагает доступность не только экономическую, но и физическую, под которой понимается безопасная физическая досягаемость образования либо посредством посещения учебного заведения, находящегося на разумном географическом удалении, либо путем получения доступа к современным технологиям.

При этом, довод административного ответчика о том, что администрация г. Красноярска является ненадлежащим ответчиком, не может быть принят судов во внимание, поскольку в соответствии с п. 4,5 ст. 9 Закона об образовании, орган местного самоуправления осуществляет создание, реорганизацию и ликвидацию муниципальных образовательных учреждений, а также обеспечивают содержание зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий. Таким образом, орган местного самоуправления должен предвидеть соответствующую потребовать в местах в дошкольных образовательных учреждениях, своевременно принимать меры к увеличению числа либо вместимости существующих образовательных учреждений и их финансированию для создания всех необходимых санитарных и иных условий по осуществлению ими образовательной деятельности.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Административные исковые требования ФИО1, действующей в интересах несовершеннолетней ФИО2, к администрации г. Красноярска о признании бездействия незаконным, возложении обязанности – удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации г. Красноярска, выразившееся в непредоставлении места несовершеннолетней ФИО2, 00.00.0000 года года рождения, в группе полного дня в муниципальном дошкольном образовательном учреждении на территории г.Красноярска.

Возложить на администрацию г. Красноярска обязанность предоставить ФИО2, 00.00.0000 года года рождения, место в группе полного дня в муниципальном дошкольном образовательном учреждении в территориальной доступности от места проживания.

Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд в течение одного месяца с даты изготовления решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Октябрьский районный суд г. Красноярска.

Судья (подпись) Л.В. Федоренко

Копия верна: Л.В. Федоренко