ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1882/2021 от 09.07.2021 Биробиджанского районного суда Еврейской автономного области (Еврейская автономная область)

Дело № 2а-1882/2021

УИД 79RS0002-01-2021-005188-91

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

9 июля 2021 г. г. Биробиджан

Биробиджанский районный суд Еврейской автономной области в составе судьи Перминой В.А.,

при секретаре Щербаковой В.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Биробиджане административное дело по административному исковому заявлению Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Еврейской автономной области к судебному приставу-исполнителю отдела судебных приставов по г. Биробиджану № 1 Управления Федеральной службы судебных приставов России по Хабаровскому краю и Еврейской автономной области ФИО1, Управлению Федеральной службы судебных приставов России по Хабаровскому краю и Еврейской автономной области о признании незаконным постановления о взыскании исполнительского сбора, -

у с т а н о в и л:

Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Еврейской автономной области (далее УФСИН России по ЕАО) обратилось в суд с административным исковым заявлением к ОСП по г. Биробиджану № 1 УФССП России по Хабаровскому краю и ЕАО о признании незаконным постановления о взыскании исполнительского сбора. Свои требования мотивировало тем, что 19 апреля 2021 г. в отношении УФСИН России по ЕАО на основании решения Биробиджанского районного суда ЕАО от 1 июля 2016 г. по делу возбуждено исполнительное производство № . 9 июня 2021 г. в рамках указанного исполнительного производства судебным приставом-исполнителем принято постановление о взыскании с административного истца исполнительского сбора в размере 50 000 рублей, по мотивам не исполнения решения суда. Вместе с тем, УФСИН по ЕАО и подведомственные учреждения являются бюджетными учреждениями, которые финансируются из федерального бюджета Российской Федерации. Строительство и реконструкция объектов уголовно-исполнительной системы осуществляется в строгом соответствии с федеральной целевой программой, утверждаемой Правительством РФ. Строительство склада для хранения вооружения, боеприпасов и спецсредств внесено в федеральную целевую программу утвержденную Постановлением Правительства РФ от 6 апреля 2018 г. № 420 «О федеральной целевой программе «Развитие уголовно-исполнительной системы (2018 - 2026 годы)» далее ФЦП) с дислокацией данного склада вооружения в ФКУ ЛИУ-2 УФСИН России по ЕАО, срок окончания работ предполагался в 2020 г. Однако, Постановлением Правительства РФ от 2 декабря 2020 г. № 1992 «О внесении изменений в федеральную целевую программу «Развитие уголовно-исполнительной системы (2018 - 2026 годы)» внесены изменения, в связи с чем, срок окончания работ по указанному объекту определен до конца 2022 г. ФСИН России денежные средства в рамках ФЦП для строительства склада хранения вооружения по решению суда доведены до УФСИН России по ЕАО в полном объеме. После получения положительного заключения государственной экспертизы проектно-сметной документации по указанному объекту в 2021 г. будет проведена процедура заключения государственного контракта для осуществления его строительства. Выбор подрядчика должен осуществляться в соответствии с положениями Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Фактически строительство объекта будет производиться в 2022 г. Считает, что указанные обстоятельства носят исключительный характер, в связи с чем, исполнительный сбор взысканию не подлежит. Просит признать незаконным постановление от 9 июня 2021 г. о взыскании с УФСИН России по ЕАО исполнительского сбора в рамках исполнительного производства N в размере 50 000 рублей.

Определением судьи от 18 июня 2021 г. произведена замена ненадлежащего административного ответчика ОСП по г. Биробиджану № 1 УФССП по Хабаровскому краю и ЕАО на надлежащего - Управление ФССП России по Хабаровскому краю и ЕАО, а также привлечена к участию в деле в качестве ответчика судебный пристав-исполнитель ОСП по г. Биробиджану № 1 УФССП России по Хабаровскому краю и ЕАО ФИО1

В судебное заседание представитель административного истца УФСИН России по ЕАО, административные ответчики: представитель УФССП России по Хабаровскому краю и ЕАО, судебный пристав-исполнитель ОСП по г. Биробиджану № 1 УФССП России по Хабаровскому краю и ЕАО ФИО1 не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

Суд, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса, и изучив материалы дела, приходит к следующим выводам.

Согласно ст. 360 КАС РФ постановления главного судебного пристава Российской Федерации, главного судебного пристава субъекта Российской Федерации, старшего судебного пристава, их заместителей, судебного пристава-исполнителя, их действия (бездействие) могут быть оспорены в суде в порядке, установленном гл. 22 названного Кодекса.

Согласно ч.1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений органа государственной власти, должностного лица, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца (ч.2 ст. 227 КАС РФ).

Частью 1 статьи 13 Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 118-ФЗ «О судебных приставах» установлено, что судебный пристав обязан использовать предоставленные ему права в соответствии с законом и не допускать в своей деятельности ущемления прав и законных интересов граждан и организаций.

Согласно ч. 1, 2 ст. 112 Федерального закона от 2 октября 2007 г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства.

Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.

В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя устанавливается в размере пяти тысяч рублей, с должника-организации - пятидесяти тысяч рублей (ч. 3 ст. 112 указанного Федерального закона).

Из приведенных законоположений следует, что для принятия решения о взыскании исполнительского сбора судебный пристав-исполнитель устанавливает наличие следующих обстоятельств: истечение срока, установленного должнику для добровольного исполнения требований исполнительного документа; неисполнение требований исполнительного документа должником; непредоставление должником доказательств того, что исполнение было невозможно вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.

Из материалов дела усматривается, ДД.ММ.ГГГГ г. решением Биробиджанского районного суда ЕАО на ФКУ «Управление строительства № 101 Федеральной службы исполнения наказаний» и УФСИН России по ЕАО в срок до 1 января 2019 г. возложена обязанность создать путем строительства склад для хранения вооружения, боеприпасов и спецсредств в соответствии с требованиями Наставления по организации снабжения, хранения, учета и обеспечения сохранности вооружения и боеприпасов в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, утвержденного приказом ФСИН России от 28 апреля 2006 г. № 211. Решение суда вступило в законную силу 1 июля 2016 г.

5 декабря 2018 г. определением этого же суда УФСИН России по ЕАО предоставлена отсрочка исполнения указанного решения суда на срок до 1 января 2021 г.

ДД.ММ.ГГГГ г. судебным приставом-исполнителем ОСП по г. Биробиджану № 1 УФССП России по Хабаровскому краю и ЕАО возбуждено исполнительное производство № в отношении УФСИН России по ЕАО. Должнику установлен 5-дневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, с момента получения должником копии настоящего постановления. С данным постановлением должник ознакомлен 28 апреля 2021 г.

27 апреля 2021 г. УФСИН России по ЕАО вновь обратилось в суд с заявлением о предоставлении отсрочки исполнения решения Биробиджанского районного суда ЕАО от 25 мая2016 г., в удовлетворении которого было отказано.

9 июня 2021 г. судебным приставом-исполнителем ОСП по г. Биробиджану № 1 УФССП России по Хабаровскому краю и ЕАО ФИО1 вынесено постановления о взыскании исполнительного сбора с УФСИН России по ЕАО в размере 50 000 руб.

При вынесении оспариваемого постановления о взыскании исполнительского сбора судебный пристав-исполнитель ОСП по г. Биробиджану № 1 УФССП России по Хабаровскому краю и ЕАО ФИО1 действовала в соответствии с требованиями Федерального закона от 2 октября 2007 г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», в пределах своей компетенции, прав и законных интересов УФСИН России по ЕАО не нарушала. Судебному приставу-исполнителю не представлено доказательств того, что неисполнение требований исполнительного документа вызвано чрезвычайными и непредотвратимыми обстоятельствами.

При таких обстоятельствах оснований для признания постановления о взыскании исполнительского сбора от 9 июня 2021 г. незаконным и его отмене не имеется, в связи с чем, заявленные требования административного истца удовлетворению не подлежат.

Между тем, исходя из разъяснений, изложенных в п. 74 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17 ноября 2015 г. № 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства», суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, иных существенных обстоятельств не только уменьшить размер исполнительского сбора, но и освободить должника от его взыскания не только при разрешении требований об уменьшении размера исполнительского сбора или освобождении от его взыскания, но и при разрешении требований об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора при установлении обстоятельств, свидетельствующих о необходимости освободить должника от его взыскания на основании исследованных в судебном заседании доказательств, даже если стороны на данные обстоятельства не ссылались.

Поскольку суд не связан основаниями и доводами требований об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя, он вправе установить обстоятельства, свидетельствующие о необходимости уменьшить размер исполнительского сбора, освободить должника от его взыскания на основании исследованных в судебном заседании доказательств, даже если стороны на данные обстоятельства не ссылались (части 6, 7, 9 статьи 112 Закона об исполнительном производстве, часть 3 статьи 62 КАС РФ, часть 4 статьи 200 АПК РФ).

В соответствии с п.1 ст. 401 ГК РФ лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.

Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.

Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство (п.2 ст. 401 ГК РФ).

По смыслу приведенных норм, освобождение должника от взыскания исполнительского сбора должно быть связано с отсутствием его вины в нарушении установленных сроков для добровольного исполнения требований исполнительного документа.

В соответствии с разъяснениями, содержащимися в абз. 2 п. 75 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17 ноября 2015 г. № 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства» лица, не являющиеся субъектами предпринимательской деятельности, могут быть освобождены от уплаты исполнительского сбора исходя из положений п. 1 ст. 401 ГК РФ, если они приняли все меры для надлежащего исполнения содержащегося в исполнительном документе требования.

Таким образом, суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора в случае, если установит, что при той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от должника по характеру лежащей на нем обязанности и условиям оборота, должник принял все меры для надлежащего исполнения в установленный судебным приставом-исполнителем срок требований исполнительного документа.

Из материалов дела следует, что строительство склада для хранения вооружения, боеприпасов и спецсредств внесено в федеральную целевую программу утвержденную Постановлением Правительства РФ от 6 апреля 2018 г. № 420 «О федеральной целевой программе «Развитие уголовно-исполнительной системы (2018 - 2026 годы)» с дислокацией данного склада вооружения в ФКУ ЛИУ-2 УФСИН России по ЕАО, срок окончания работ предполагался в 2020 г.

2 декабря 2020 г. Постановлением Правительства РФ № 1992 «О внесены изменения в указанную федеральную целевую программу, срок окончания работ по объекту «Строительство склада хранения вооружения ФКУ ЛИУ-2 УФСИН России по ЕАО, п. Бира ЕАО» определен в новой редакции до конца 2022 г.

Между тем, 27 декабря 2019 г. между УФСИН России и ФГУП «Главное промышленно-строительное управление» ФСИН России» заключен государственный контракт на выполнение проектных и изыскательских работ, согласно которому государственный заказчик поручает, а подрядчик обязуется выполнить проектные и изыскательские работы по объекту «Строительство склада хранения вооружения ФКУ ЛИУ-2 УФСИН России по ЕАО, п. Бира, ЕАО». Цена контракта составляет <данные изъяты> рублей.

Лимиты бюджетных обязательств доведены до УФСИН России по ЕАО для осуществления разработки проектно-сметной документации в 2019 г. и строительства объекта склада вооружения в 2021-2022 гг.

В настоящее время по указанному контракту выполнение работ приостановлено, в связи с получением отрицательного заключения государственной экспертизы по объекту «Строительство склада хранения вооружения ФКУ ЛИУ-2 УФСИН России по ЕАО, п. Бира, ЕАО», которое обжалуется в Арбитражном суде.

Как установлено в судебном заседании, после получения положительного заключения государственной экспертизы проектно-сметной документации по данному объекту в 2021 г. будет проводиться процедура заключения государственного контракта для осуществления его строительства.

Вместе с тем, выбор подрядчика должен осуществляться в соответствии с положениями Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», что требует соблюдения установленных процедур, порядка и сроков.

Учитывая установленные в ходе рассмотрения настоящего дела обстоятельства, суд приходит к выводу о том, что в действиях должника по исполнительному производству – УФСИН России по ЕАО отсутствуют виновные умышленные действия, либо бездействие, направленные на неисполнение судебного акта, в связи с чем имеются основания для освобождения должника от взыскания исполнительского сбора.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд

Р е ш и л:

Административное исковое заявление Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Еврейской автономной области к судебному приставу-исполнителю отдела судебных приставов по г. Биробиджану № 1 Управления Федеральной службы судебных приставов России по Хабаровскому краю и Еврейской автономной области ФИО1, Управлению Федеральной службы судебных приставов России по Хабаровскому краю и Еврейской автономной области о признании незаконным постановления о взыскании исполнительского сбора от 9 июня 2021 г., оставить без удовлетворения.

Освободить Управление Федеральной службы исполнения наказаний России по Еврейской автономной области от уплаты исполнительского сбора в размере 50 000 рублей, взысканного по постановлению судебного пристава-исполнителя отдела судебных приставов по г. Биробиджану № 1 Управления Федеральной службы судебных приставов России по Хабаровскому краю и Еврейской автономной области от 9 июня 2021 г. в рамках исполнительного производства № , возбужденного 19 апреля 2021 г.

Решение может быть обжаловано в суд Еврейской автономной области через Биробиджанский районный суд ЕАО в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья В.А. Пермина