ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1883/19 от 26.09.2019 Хабаровского районного суда (Хабаровский край)

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Хабаровск 26 сентября 2019 года

Хабаровский районный суд Хабаровского края в составе:

единолично судьи Карбовского С.Р.,

при секретаре Былковой С.О.,

с участием представителя административного истца – заместителя Хабаровского межрайонного природоохранного прокурора - Стерликова Е.В.,

представителя административного ответчика – администрации Хабаровского муниципального района – Марковой Г.В.,

представителя административного ответчика - администрации Корсаковского сельского поселения Хабаровского муниципального района – Потылико А.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Хабаровского межрайонного природоохранного прокурора к администрации Хабаровского муниципального района Хабаровского края, администрации Корсаковского сельского поселения Хабаровского муниципального района Хабаровского края о признании бездействия незаконным и возложении обязанности,

У С Т А Н О В И Л:

Хабаровский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд с исковым заявлением к администрации Хабаровского муниципального района Хабаровского края, администрации Корсаковского сельского поселения Хабаровского муниципального района Хабаровского края о признании бездействия незаконным и возложении обязанности.

В обоснование заявленных требований истец указал, что Хабаровской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка соблюдения требований Федерального закона от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле», а также санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в ходе которой выявлены нарушения закона.

Проверкой установлено, что в собственности администрации Хабаровского муниципального района находится земельный участок с кадастровым номером общей площадью 212 983 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>-1,в 250 м на восток от жилого <адрес>, относящийся к категории земли населенных пунктов с видом разрешенного использования «под размещение кладбищ». На указанном земельном участке на всей площади участка расположено кладбище, на котором осуществляются захоронения в настоящее время. Площадь кладбища соответственно составляет 212983 кв.м.

Установлено, что в нарушение п.2.7 СанПиН 2.1.2882-11 администрацией Хабаровского района и Корсаковского сельского поселения мер к разработке проекта кладбища, расположенного на земельном участке с кадастровым номером , общей площадью 212 983 кв.м., по адресу: <адрес>-1,в 250 м на восток от жилого <адрес>, не принято, проект не разработан и не утвержден; в нарушение п.п. 3.1, 4.1 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 проект обоснования санитарно-защитной зоны кладбища не разработан, на согласование в Управление Роспотребнадзора по Хабаровскому краю не направлен.

Следовательно, санитарно-защитная зона кладбища Корсаковского сельского поселения не установлена.

Факт организации и введения в эксплуатацию кладбища при образовании сельского поселения в 1926 году до введения в действие указанных СанПиН не имеет правового значения, поскольку его содержание и эксплуатацию администрация сельского поселения осуществляет и в настоящее время. В силу этого, и в целях обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду, администрация должна руководствоваться указанными СанПиН, которые обязательны для исполнения всеми юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, чья деятельность связана с содержанием кладбищ.

Содержание и благоустройство мест захоронений является неотъемлемым элементом благоустройства территории сельского поселения, так как ритуально-похоронное дело является одной из наиболее социально значимых отраслей в сфере услуг и охватывает практически все население.

Непринятие администрацией Хабаровского муниципального района своевременных мер к передаче земельного участка сельскому поселению и непринятие администрацией Корсаковского сельского поселения необходимых мер по надлежащему содержанию кладбища в соответствии с утвержденным в установленном порядке проектом влечет нарушение прав неопределенного круга лиц на санитарно-эпидемиологическое благополучие.

Па основании и. 2.1 СанПиН 2.1.2882-11 размещение, расширение и реконструкция кладбищ, зданий, сооружений, помещений похоронного назначения осуществляются в соответствии с законодательством в области градостроительной деятельности и санитарными правилами и нормативами.

Принимая во внимание, что наличие проектной документации на кладбище в силу положений СанПиН 2.1.2882-11 является обязательным независимо от того, требуется ли в настоящее время реконструкция действующего объекта, архитектурно-строительное проектирование должно осуществляться, в том числе, в соответствии с законодательством в области градостроительной деятельности.

Вопросы градостроительной деятельности не отнесены Федеральным законом № 131-ФЗ к вопросам местного значения сельских поселений, такие полномочия не закреплялись законами субъекта РФ за сельскими поселениями Хабаровского края, следовательно, должны решаться органами местного самоуправления муниципальных районов.

В Хабаровском муниципальном районе Хабаровского края указанные функции исполняет районная администрация, следовательно, обязанность разработки проекта кладбища, расположенного в Корсаковском сельском поселении, в соответствии с требованиями СанПиН 2.1.2882-11 "Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения", СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов", должна быть возложена на администрацию Хабаровского муниципального района Хабаровского края.

Учитывая, что функция федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора за соблюдением санитарного законодательства возложена на Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) и её территориальные органы (пункты 4, 5.1 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 N 322), проект кладбища необходимо утвердить, получив положительное санитарно-эпидемиологическое заключение органов Роспотребнадзора.

На основании изложенного, и руководствуясь ст. 39 КАС РФ, ст. 27 Федерального Закона «О прокуратуре Российской Федерации», уточнив в ходе судебного заседания заявленные требования, которые были приняты судом к производству, административный истец Хабаровский межрайонный природоохранный прокурор просит суд (с учетом уточнения):

- признать незаконным бездействие администрации Хабаровского муниципального района Хабаровского края и администрации Корсаковского сельского поселения Хабаровского муниципального района Хабаровского края в части непринятия мер к разработке проекта кладбища, расположенного по адресу: <адрес>-1,в 250 м на восток от жилого <адрес>, в соответствии с требованиями СанПиН 2.1.2882-11 "Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения"; в части непринятия мер к разработке проекта санитарно-защитной зоны в соответствии с требованиями СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов";

- возложить на администрацию Корсаковского сельского поселения Хабаровского муниципального района Хабаровского края обязанность в срок:

- до 01.09.2020 года принять необходимые меры к разработке проекта кладбища, расположенного по адресу: <адрес>-1,в 250 м на восток от жилого <адрес>, в соответствии с требованиями СанПиН 2.1.2882-11 "Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения";

- до 01.09.2021 года принять необходимые меры к разработке проекта санитарно-защитной зоны кладбища, расположенного по адресу: <адрес>-1,в 250 м на восток от жилого <адрес>, в соответствии с требованиями СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов", и не позднее одного месяца по истечении указанного срока направить проект санитарно-защитной зоны кладбища, расположенного по адресу: <адрес>-1,в 250 м на восток от жилого <адрес>, на согласование в Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Хабаровскому краю;

- до 31.12.2022 года принять необходимые меры к внесению сведений в Единый государственный реестр недвижимости о санитарно-защитной зоне кладбища, расположенного по адресу: <адрес>-1,в 250 м на восток от жилого <адрес>, в том числе об ограничениях использования земельных участков, расположенных в границах данной зоны.

Представитель административного истца – заместитель Хабаровского межрайонного природоохранного прокурора - Стерликов Е.В. в судебном заседании заявленные требования поддержал на основании доводов, изложенных в иске, с учетом уточнения.

Представитель административного ответчика – администрации Хабаровского муниципального района – Маркова Г.В. заявленные исковые требования не признала, в части возложения на администрацию Хабаровского муниципального района обязанности по устранению нарушений.

Представитель административного ответчика - администрации Корсаковского сельского поселения Хабаровского муниципального района – Потылико А.Ю. возражала против удовлетворения исковых требований межрайонного природоохранного прокурора на основании доводов, изложенных в отзыве на иск.

Выслушав пояснения представителя административного истца, представителей административных ответчиков, исследовав в ходе судебного разбирательства собранные по делу письменные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующим выводам.

В силу части 1 ст. 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

На основании ч. 4 ст.218 КАС РФв случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, прокурор в пределах своей компетенции может обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

К бездействию относится неисполнение, в т.ч. органом местного самоуправления обязанности, возложенной на них нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия этих лиц (должностными инструкциями, положениями, регламентами, приказами).

Как следует из ч. 1 ст.132 КонституцииРоссийской Федерации органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения.

В соответствии с пунктом 22 части 1 статьи14Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" организация ритуальных услуг и мест захоронения относятся к вопросам местного значения городского поселения.

В силу частей 3, 4 статьи14 вышеуказанного Федерального закона, к вопросам местного значения сельского поселения относятся вопросы, предусмотренные пунктами 1 - 3, 9, 10, 12, 14, 17, 19 (за исключением использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения), 20 (в части принятия в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации решения о сносе самовольной постройки, решения о сносе самовольной постройки или приведении ее в соответствие с установленными требованиями), 21, 28, 30, 33 части 1 настоящей статьи. Законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных частью 1 настоящей статьи вопросов местного значения городских поселений (за исключением вопроса местного значения, предусмотренного пунктом 23 части 1 настоящей статьи).

Иные вопросы местного значения, предусмотренные частью 1 настоящей статьи для городских поселений, не отнесенные к вопросам местного значения сельских поселений в соответствии с частью 3 настоящей статьи, на территориях сельских поселений решаются органами местного самоуправления соответствующих муниципальных районов. В этих случаях данные вопросы являются вопросами местного значения муниципальных районов.

Отдельные вопросы местного значения, предусмотренные частью 1 статьи 14 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" закрепляет за сельскими поселениями Хабаровского края Закон Хабаровского края от 26.11.2014 N 16 "О закреплении за сельскими поселениями Хабаровского края вопросов местного значения".

Согласно статье 1 указанного Закона, за сельскими поселениями Хабаровского края закреплены вопросы местного значения, предусмотренные пунктами 4 (в части организации снабжения населения топливом), 5, 8, 15, 22, 31, 33.1, 33.2, 34, 38 части 1 статьи 14 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что организация ритуальных услуг и мест захоронения в Корсаковском сельском поселении Хабаровского муниципального района Хабаровского края относится к вопросу местного значения Косаковского сельского поселения Хабаровского муниципального района Хабаровского края.

Судом установлено и подтверждается материалами дела, что в собственности администрации Косаковского сельского поселения Хабаровского муниципального района Хабаровского края находится земельный участок с кадастровым номером общей площадью 212 983 +/- 162 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>-1,в 250 м на восток от жилого <адрес>, относящийся к категории «земли населенных пунктов», с видом разрешенного использования «для размещения кладбищ» (выписка из Единого реестра недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ). Указанный земельный участок передан в собственность сельского поселения на основании Постановления о передаче имущества из муниципальной собственности Хабаровского муниципального района в муниципальную собственность Корсаковского сельского поселения Хабаровского муниципального района № 885 от 30.07.2019 года, о чем 05.08.2019 года внесена запись в ЕГРП.

Далее судом установлено, что в ходе проведенной Хабаровской межрайонной природоохранной прокуратурой проверки соблюдения требований Федерального закона от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле», выявлено, что на всей площади вышеуказанного земельного участка расположено кладбище, площадь которого составляет 212983 кв.м. В настоящее время на указанном кладбище осуществляются захоронения.

Также проверкой установлено, что в нарушение п.2.7 СанПиН 2.1.2882-11 администрацией Хабаровского района и Корсаковского сельского поселения мер к разработке проекта кладбища, расположенного на земельном участке с кадастровым номером , общей площадью 212 983 кв.м., по адресу: <адрес>-1,в 250 м на восток от жилого <адрес>, не принято, проект не разработан и не утвержден; в нарушение п.п. 3.1, 4.1 СанПиН 2.2.1/2.ДД.ММ.ГГГГ-03 проект обоснования санитарно-защитной зоны кладбища не разработан, на согласование в Управление Роспотребнадзора по <адрес> не направлен.

Указанные обстоятельства подтверждаются письмом администрации Хабаровского муниципального района Хабаровского края № 2.1-33-3613 от 15.07.2019 года и письмом № 2.1-33-3854 от 29.07.2019 года, согласно которому, проект кладбища Косаковского сельского поселения не разрабатывался, указанное кладбище существовало со дня основания поселения (не позднее 1926 года); письмом администрации Корсаковского сельского поселения Хабаровского муниципального района Хабаровского края от 15.07.2019 года; письмом Управления Роспотребнадзора № 02.1-7650 от 15.07.2019 года, согласно которому проект санитарно-защитной зоны кладбища Корсаковского сельского поселения в Управление не предоставлялся, санитарно-эпидемиологическое заключение на санитарно-защитную зону данного объекта отсутствует; и письмом ФГБУ «ФКП Росреестра» по Хабаровскому краю № 15/2.12.-03680/19 от 11.09.2019 года, согласно которому по состоянию на 10.09.2019 года в Едином государственном реестре недвижимости отсутствуют сведения о границе санитарно-защитной зоны кладбища Корсаковского сельского поселения, сведения для внесения в ЕГРН об указанной зоне не предоставлялись.

В силу части 1 статьи 4 Федерального закона от 12.01.1996 N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" местами погребения являются отведенные в соответствии с этическими, санитарными и экологическими требованиями участки земли с сооружаемыми на них кладбищами для захоронения тел (останков) умерших, стенами скорби для захоронения урн с прахом умерших (пеплом после сожжения тел (останков) умерших, далее - прах), крематориями для предания тел (останков) умерших огню, а также иными зданиями и сооружениями, предназначенными для осуществления погребения умерших.

Согласно ст.8Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.

Санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается в том числе посредством обязательного соблюдения санитарных правил (абз.3 п.1 ст.2 Федерального закона).

В силу части 1 ст.17Федерального закона № 8-ФЗ от 12.01.1996 «О погребении и похоронном деле» деятельность на местах погребения осуществляется в соответствии с санитарными и экологическими требованиями и правилами содержания мест погребения, устанавливаемыми органами местного самоуправления (ч.4 ст.17 указанного ФЗ).

Согласно ст.18Федерального закона № 8-ФЗ от 12 января 1996 года «О погребении и похоронном деле», общественные кладбища предназначены для погребения умерших с учетом их волеизъявления либо по решению специализированной службы по вопросам похоронного дела. Общественные кладбища находятся в ведении органов местного самоуправления. На общественных кладбищах для погребения умершего предоставляется участок земли в соответствии с пунктом 5 ст. 16 настоящего Федерального закона.

Согласно п.п. 4 и 5 ст.16Федерального закона № 8-ФЗ от 12.01.1996 «О погребении и похоронном деле», предоставление земельного участка для размещения места погребения осуществляется органами местного самоуправления в соответствии с земельным законодательством, а также в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации. Размер бесплатно предоставляемого участка земли на территориях других кладбищ для погребения умершего устанавливается органом местного самоуправления.

Отвод земельного участка для размещения места погребения осуществляется органами местного самоуправления в соответствии с земельным законодательством, а также в соответствии с проектной документацией, утвержденной в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации. Размер земельного участка для кладбища определяется с учетом количества жителей конкретного города или иного поселения, но не может превышать сорока гектаров.

Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.06.2011 г. № 84 утверждены СанПиН 2.1.2882-11 "Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения", которыми устанавливаются санитарно-эпидемиологические требования к условиям размещения, проектирования, строительства, реконструкции, реставрации (в том числе воссозданию) и эксплуатации кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения независимо от их вида, организационно-правовых форм и форм собственности.

Требования СанПин 2.1.2882-11 «Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения» обязательны для исполнения всеми юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, деятельность которых связана с размещением, проектированием, строительством, реконструкцией, реставрацией (в т.ч. воссозданием и эксплуатацией кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения и имеющим право на занятие данными видами деятельности (п.п. 1.1-1.2).

Согласно п. 2.7 СанПин 2.1.2882-11, устройство кладбища осуществляется в соответствии с утвержденным в установленном порядке проектом, в котором необходимо предусмотреть следующее: наличие водоупорного слоя для кладбищ традиционного типа; систему дренажа; обваловку территории; характер и площадь зеленых насаждений; организацию подъездных путей и автостоянок; планировочное решение зоны захоронений для всех типов кладбищ с разделением на участки, различающиеся по типу захоронений, при этом площадь мест захоронения должна быть не более 70% общей площади кладбища; разделение территории кладбища на функциональные зоны (входную, ритуальную, административно-хозяйственную, захоронений, зеленой защиты по периметру кладбища); канализование, водоснабжение, теплоэлектроснабжение, благоустройство территории.

Согласно п. 6.4 СанПин 2.1.2882-11 при отсутствии централизованных систем водоснабжения и канализации допускается устройство шахтных колодцев для полива и строительство общественных туалетов выгребного типа в соответствии с требованиями санитарных норм и правил.

Согласно п. 6.6 СанПин 2.1.2882-11 на участках кладбищ, крематориев, зданий и сооружений похоронного назначения необходимо предусмотреть зону зеленых насаждений, стоянки автокатафалков и автотранспорта, урны для сбора мусора, площадки для мусоросборников с подъездами к ним.

В соответствии с п. 6.7 СанПин 2.1.2882-11 площадки для мусоросборников должны быть ограждены и иметь твердое покрытие (асфальтирование, бетонирование).

Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 25.04.2014 года № 31 введена в действие новая редакция санитарно-эпидемиологических правил и норм СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов".

В п. 1.5 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 предусмотрено, что указанные санитарные правила предназначены для юридических и физических лиц, деятельность которых связана с размещением, проектированием, строительством и эксплуатацией объектов, а также для органов, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор.

Как следует из материалов дела и установлено судом, на территории Корсаковского сельского поселения, на земельном участке с кадастровым номером , общей площадью 212 983 кв.м., расположенным по адресу: <адрес>-1,в 250 м на восток от жилого <адрес>, имеется действующее кладбище, используемое для захоронения умерших.

Исходя из того, что администрация сельского поселения является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления и в соответствии с Законом Хабаровского края от 26.11.2014 N 16 "О закреплении за сельскими поселениями Хабаровского края вопросов местного значения" и Уставом поселения (пункт 17 статьи 5 Устава), администрация Корсаковского сельского поселения Хабаровского муниципального района Хабаровского края наделяется полномочиями по решению вопросов местного значения, предусмотренных Уставом, а также иными полномочиями в соответствии с Федеральными законами, законами Хабаровского края, в том числе и полномочиями по организации ритуальных услуг и содержанию мест захоронения.

При таких обстоятельствах, принятие необходимых мер к разработке проекта кладбища и проекта санитарно-защитной зоны кладбища в соответствии с требованиями СанПиН 2.1.2882-11, СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200, до его передачи в 2019 году Корсаковского сельского поселения Хабаровского муниципального района Хабаровского края, было отнесено к полномочиям администрации Хабаровского муниципального района Хабаровского края, а после передачи к полномочиям администрации Корсаковского сельского поселения Хабаровского муниципального района Хабаровского края, в связи с чем, требования о признании незаконным бездействия администрации Хабаровского муниципального района Хабаровского края в части непринятия мер к разработке проекта кладбища, расположенного по адресу: <адрес>-1,в 250 м на восток от жилого <адрес>, и в части непринятия мер к разработке проекта санитарно-защитной зоны указанного кладбища, является обоснованным.

Поскольку судом в ходе рассмотрения дела установлено бездействие администрации Корсаковского сельского поселения Хабаровского муниципального района Хабаровского края в части разработки проекта кладбища и проекта санитарно-защитной зоны кладбища в соответствии с установленными требованиями, при том, что исполнение указанных обязанностей возложено на администрацию сельского поселения в силу закона, суд приходит к выводу о том, что данное бездействие является незаконным, а требования Хабаровского межрайонного природоохранного прокурора о возложении на администрацию Корсаковского сельского поселения обязанности принять необходимые меры к разработке проекта кладбища, расположенного по адресу: <адрес>-1,в 250 м на восток от жилого <адрес>, в соответствии с требованиями СанПиН 2.1.2882-11 "Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения"; проекта санитарно-защитной зоны указанного кладбища, в соответствии с требованиями СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов", и не позднее одного месяца по истечении указанного срока направить проект санитарно-защитной зоны кладбища на согласование в Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Хабаровскому краю; а также принять необходимые меры к внесению сведений в Единый государственный реестр недвижимости о санитарно-защитной зоне кладбища, в том числе об ограничениях использования земельных участков, расположенных в границах данной зоны, - подлежащими удовлетворению.

В соответствии с частями 8 и 9 ст.227 КАС РФрешение по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) приводится в исполнение по правилам, указанным в ст. 187 настоящего Кодекса.

В соответствии со ст. 187 КАС РФ при принятии решения суда с учетом характера соответствующих требований суд вправе установить в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

В связи с чем, суд считает необходимым установить срок принятия административным ответчиком администрацией Корсаковского сельского поселения Хабаровского муниципального района Хабаровского края указанных в решении суда мер, с учетом обстоятельств дела:

- до 01.09.2020 года принять необходимые меры к разработке проекта кладбища, расположенного по адресу: <адрес>-1,в 250 м на восток от жилого <адрес>, в соответствии с требованиями СанПиН 2.1.2882-11 "Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения";

- до 01.09.2021 года принять необходимые меры к разработке проекта санитарно-защитной зоны кладбища, расположенного по адресу: <адрес>-1,в 250 м на восток от жилого <адрес>, в соответствии с требованиями СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов", и не позднее одного месяца по истечении указанного срока направить проект санитарно-защитной зоны кладбища, расположенного по адресу: <адрес>-1,в 250 м на восток от жилого <адрес>, на согласование в Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по <адрес>;

- до 31.12.2022 года принять необходимые меры к внесению сведений в Единый государственный реестр недвижимости о санитарно-защитной зоне кладбища, расположенного по адресу: <адрес>-1,в 250 м на восток от жилого <адрес>, в том числе об ограничениях использования земельных участков, расположенных в границах данной зоны.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Административные исковые требования Хабаровского межрайонного природоохранного прокурора – удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации Корсаковского сельского поселения Хабаровского муниципального района Хабаровского края: в части непринятия мер к разработке проекта кладбища, расположенного по адресу: Хабаровский край, Хабаровский район, с. Корсаково-1,в 250 м на восток от жилого <адрес>, в соответствии с требованиями СанПиН 2.1.2882-11 "Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения"; в части непринятия мер к разработке проекта санитарно-защитной зоны в соответствии с требованиями СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов".

Возложить на администрацию Корсаковского сельского поселения Хабаровского муниципального района Хабаровского края обязанность в срок:

до 01.09.2020 года принять необходимые меры к разработке проекта кладбища, расположенного по адресу: <адрес>-1,в 250 м на восток от жилого <адрес>, в соответствии с требованиями СанПиН 2.1.2882-11 "Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения";

до 01.09.2021 года принять необходимые меры к разработке проекта санитарно-защитной зоны кладбища, расположенного по адресу: <адрес>-1,в 250 м на восток от жилого <адрес>, в соответствии с ФИО1 СанПиН 2.2.1/2.ДД.ММ.ГГГГ-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов", и не позднее одного месяца по истечении указанного срока направить проект санитарно-защитной зоны кладбища, расположенного по адресу: <адрес>-1,в 250 м на восток от жилого <адрес>, на согласование в Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Хабаровскому краю;

до 31.12.2022 года принять необходимые меры к внесению сведений в Единый государственный реестр недвижимости о санитарно-защитной зоне кладбища, расположенного по адресу: <адрес>-1,в 250 м на восток от жилого <адрес>, в том числе об ограничениях использования земельных участков, расположенных в границах данной зоны.

В удовлетворении административных исковых требований к администрации Хабаровского муниципального района Хабаровского края отказать.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Хабаровский краевой суд через Хабаровский районный суд Хабаровского края в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья /подпись/ Карбовский С.Р.

Мотивированное решение изготовлено 02 октября 2019 года.

Копия верна: судья Карбовский С.Р.