№ 2а-1884/2022
26RS0035-01-2022-002462-04
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Михайловск 29 июля 2022 года
Шпаковский районный суд Ставропольского края в составе:
председательствующего судьи Чернова Г.В.,
при секретаре Канановой Л.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО1 к Комитету по градостроительству, земельным и имущественным отношениям администрации Шпаковского муниципального района Ставропольского края и администрации Шпаковского муниципального района Ставропольского края о признании незаконным решения об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельного участка и отмене распоряжений, обязании устранить допущенные нарушения,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратился в Шпаковский районный суд Ставропольского края с вышеуказанным иском, в обосновании которого указано, что истец на основании договора купли-продажи недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ является собственником земельного участка, общей площадью 1200 кв.м., расположенного по адресу:, кадастровый №. Истец в лице представителя ФИО2 обратился к главе Шпаковского муниципального района Ставропольского края с заявлением об утверждении схемы земельного участка с целью перераспределения земельного участка, находящегося в государственной собственности и земельного участка, находящегося в частной собственности истца. Совместно с заявлением были представлены схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории. Распоряжением Комитета от ДД.ММ.ГГГГ№, в соответствии со статьёй 39.28 ЗК РФ и на основании заявления истца (заявление от ДД.ММ.ГГГГ) утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории с условным номером №, относящегося к территориальной зоне Ж-1 из земель населенных пунктов с местоположением:, разрешенное использование: для ИЖС и личного подсобного хозяйства, площадью 1685 кв.м., образованного из земельного участка с кадастровым номером № и из части земельного участка п1 (государственная собственность на который не разграничена). Уведомлением № от ДД.ММ.ГГГГ Комитетом имущественных по градостроительству, земельным и имущественным отношениям Администрации Шпаковского муниципального округа Ставропольского края (далее по тексту - Комитет) дано согласие на заключение соглашения о перераспределении земельных участков. Распоряжением Комитета № от ДД.ММ.ГГГГ внесено изменение в Распоряжение Комитета от ДД.ММ.ГГГГ№ об утверждении схемы в расположения земельного участка на кадастровом плане территории в части площади земельного участка на 1665 кв.м. Как следует из Выписок из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ № №, на кадастровый учет ДД.ММ.ГГГГ поставлен земельный участок площадью 1665 кв.м., с кадастровым номером №, образованный путем перераспределения земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу:, с землями государственной и (или) муниципальной собственности. В противоречие требованиям пунктов 13, 14 статьи 39.29 ЗК РФ, ответчиком отказано истцу в заключении соглашения о перераспределении вышеназванных земельных участков. Данное решение оформлено письмом Комитета по градостроительству, земельным и имущественным отношениям Администрации Шпаковского муниципального округа Ставропольского края от ДД.ММ.ГГГГ. №. В качестве причин отказа Комитет указывает на нарушение пунктов 6, 7 статьи 11.9 ЗК РФ при образовании земельного участка путем перераспределения из вышеназванных участков. В соответствии с пунктом 1 статьи 11.2 ЗК РФ земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности. В пункте 1 статьи 25 ЗК РФ закреплено положение о том, что право на земельный участок возникает по основаниям, установленным гражданским законодательством, одним из которых, согласно указанной выше норме ГК РФ, является акт (действие) государственного органа или акт (действие) органа местного самоуправления, должностного лица. Пунктом 3 статьи 39.28 ЗК РФ предусмотрено, что перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется в соответствии с утверждённым проектом межевания территории либо при отсутствии такого проекта в соответствии с утверждённой схемой расположения земельного участка. Исходя из содержания пункта 8 статьи 39.29 ЗК РФ, в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о перераспределении земельных участков уполномоченный орган по результатам его рассмотрения совершает одно из следующих действий: 1) принимает решение об утверждении схемы расположения земельного участка и направляет это решение с приложением указанной схемы заявителю; 2) направляет заявителю согласие на заключение соглашения о перераспределении земельных участков в соответствии с утвержденным проектом межевания территории; 3) принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков при наличии оснований, предусмотренных пунктом 9 статьи. Правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей её расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков) (пункт 2 статьи 85 ЗК РФ). Применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства (часть 2 статьи 37 Градостроительного кодекса РФ). Системное толкование статей 1, 2, 3, 8, 30-36, 56 ГрК РФ в их взаимосвязи с положениями части 9 статьи 14 Федерального закона от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» приводит к выводу о том, что включение правил землепользования и застройки, карт территориального зонирования в систему правовых регуляторов в сфере градостроительной деятельности не отменяет обязанности уполномоченных органов публичной власти при подготовке и утверждении таких актов обеспечить достоверность и актуальность содержащейся в указанных документах информации. Согласно письмам Комитета от ДД.ММ.ГГГГ№ и от ДД.ММ.ГГГГ№, составленным на основании данных карты градостроительного зонирования, являющейся приложением к Правилам землепользования и застройки муниципального образования , утвержденных решением Совета ШМР СК № от ДД.ММ.ГГГГ., вновь образованный земельный участок входит в территориальную зону Ж-1 «Зона застройки индивидуальными жилыми домами». Так же, согласно сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, в отношении образованного земельного участка не зарегистрированы сведения о лесах, водных и иных природных объектах в пределах земельного участка, а так же о зонах с особыми условиями использования территории, особой экономической зоны и других зонах, что подтверждается выпиской из ЕГРН об объекте недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ № №.
На основании вышеизложенного просит суд:
- признать незаконным решение Комитета по градостроительству, земельным и имущественным отношениям Администрации Шпаковского муниципального округа Ставропольского края (Комитета) об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу:с землями государственной и (или) муниципальной собственности, отмене Распоряжения Комитета от ДД.ММ.ГГГГ№ и Распоряжения Комитета от ДД.ММ.ГГГГ№;
- обязать Комитет и Администрацию Шпаковского муниципального округа Ставропольского края заключить соглашения о перераспределении земельных участков, образовавших земельный участок с кадастровым номером №, площадью 1665 кв.м., расположенный по адресу:.
В судебное заседание административный истец ФИО1, а также его представитель ФИО2, будучи надлежащим образом извещенными о дате и времени рассмотрения административного дела, не явились, каких-либо сведений об уважительности неявки в судебное заседание суду не представили, не просили о рассмотрении административного дела в их отсутствие.
В судебное заседание представитель административных ответчиков - Комитета имущественных и земельных отношений администрации Шпаковского муниципального округа Ставропольского края и администрации Шпаковского муниципального округа Ставропольского края по доверенностям ФИО3, надлежащим образом извещенная о дате и времени рассмотрения административного дела в судебное заседание не явилась, представила заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие, просила суд в удовлетворении административного иска отказать.
Суд, исследовав материалы дела, а также в соответствии с положениями ст. 226 КАС РФ, считает возможным рассмотреть административный иск в отсутствие неявившихся лиц.
Суд, выслушав участников судебного заседания, а также исследовав материалы административного дела, пришел к следующему выводу.
На основании п. 2 ч.2 ст. 1 КАС РФ суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих
В соответствии со статьей 218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Как установлено в судебном заседании, на основании заявления ФИО1 распоряжением комитета имущественных и земельных отношений администрации Шпаковского муниципального района Ставропольского края «Об утверждении схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории» от ДД.ММ.ГГГГ№ утверждена схема расположения земельного участка площадью 1685 кв.м., на кадастровом плане территории, с условным номером 26:11:071501 :ЗУ1, относящегося к территориальной зоне Ж-1, из земель населенных пунктов с местоположением: РФ,, разрешенное использование: для ИЖС и личного подсобного хозяйства, образованного из земельного участка с кадастровым номером № и из части земельного участка: п1 (государственная собственность на который не разграничена).
Распоряжением комитета имущественных и земельных отношений администрации Шпаковского муниципального района«О внесении изменений и дополнений в распоряжение комитета имущественных и земельных отношений администрации Шпаковского муниципального районаот ДД.ММ.ГГГГ№» от ДД.ММ.ГГГГ№ внесены изменения в части общей площади земельного участка: вместо 1685 кв.м., стало 1665 кв.м.
На основании вышеизложенного, на кадастровый учет был поставлен земельный участок с кадастровым номером №, площадью 1665 кв.м., образованный путем перераспределения земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: , с землями, государственная собственность на которые не разграничена.
В соответствии с частью 1 статьи 11.2 ЗК РФ, земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, между собой и таких земель и (или) земельных участков и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется в случаях и в порядке, которые предусмотрены главой V.4 настоящего Кодекса (ч. 3 ст. 11.7 ЗК РФ).
Перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется на основании соглашения между уполномоченными органами и собственниками земельных участков (ч. 3 ст. 39.28 ЗК РФ).
Согласно части 3 статьи 39.28 ЗК РФ, перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется в соответствии с утвержденным проектом межевания территории либо при отсутствии такого проекта в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка.
Согласно части 6 статьи 11.9 ЗК РФ образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
Изломанность границ земельного надела - специфическое место расположения поворотных точек границ, вызванное объективными условиями рельефа и почвы. По причине имеющихся естественных особенностей ландшафта, границы земельного участка устанавливаются в зависимости от доступности установления межевых отметок на поверхности почвы.
В связи с чем, изломанность границ - это расположение, ухудшающее конфигурацию земельных участков.
В идеале участок должен иметь всего 4 характерных точки и, как следствие 4 границы. На практике же земельные участки не всегда представлены в такой форме и чем больше будет таких поворотных точек, тем больше получается изломанность границы участка.
Образование земельного участка с изломанными (т.е. неправильной формы) границами без наличия к тому оснований, является нерациональным использованием.
Если изломы возникают не по естественным причинам, а искусственно - в результате объединения участков или по иным причинам в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории отказывается.
Таким образом, называя вклинивание и изломанность границ недостатками, указывая на то, что данные обстоятельства опасны не сами по себе, а в силу препятствования рациональному использованию и охране земель.
Согласно представленной схеме расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, земельный участок образуется с изломанными границами, что нарушает требования действующего законодательства Российской Федерации.
Согласно данным карты градостроительного зонирования, являющейся приложением к Правилам землепользования и застройки муниципального образования Татарского сельсовета Шпаковского района Ставропольского края, утвержденных решением Совета Шпаковского муниципального района№ от ДД.ММ.ГГГГ, земельный участок образуется из земельного участка с кадастровым номером № и земель, государственная собственность на которые не разграничена, занимаемых объектами транспортной инфраструктуры, то есть земельный участок формируется на землях общего пользования в территориальной зоне ИТ-1. Зона предприятий автомобильного транспорта, магистральных улиц, дорог, объектов коммунального хозяйства и объектов инженерной инфраструктур, а также в территориальной зоне Ж-1. Зона застройки индивидуальными жилыми домами, что нарушает требования действующего законодательства Российской Федерации.
Земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов (часть 2 статьи 7 ЗК РФ).
Зона Ж-1 - зона застройки индивидуальными жилыми домами. Зона выделена для обеспечения правовых условий формирования жилых районов из индивидуальных жилых домов, а. также блокированных жилых домов.
В зоне допускается размещение отдельно стоящих, встроенных или пристроенных объектов капитального строительства, размещение которых предусмотрено видами разрешенного использования с кодами 3.1.1, 4.4 если их размещение необходимо для обслуживания жилой застройки, а также связано с проживанием граждан, не причиняет вреда окружающей среде и санитарному благополучию, не нарушает права жителей, не требует установления санитарной зоны.
Зона ИТ-1 - зона предприятий автомобильного транспорта, магистральных улиц, дорог, объектов коммунального хозяйства и объектов инженерной инфраструктуры. Зона включает в себя участки, предназначенные для размещения объектов автомобильного транспорта и установления санитарно-защитных зон и санитарных разрывов таких объектов, установления полос отвода автомобильных дорог, а также размещения объектов дорожного сервиса и дорожного хозяйства, объектов благоустройства, при условии соответствия требованиям законодательства о безопасности движения, а также участки предназначенные для размещения сетей инженерно-технического обеспечения, включая линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, для размещения иных объектов инженерной инфраструктуры, установления санитарно-защитных зон и санитарных разрывов таких объектов, установления охранных зон объектов инженерной инфраструктуры, а также размещения иных объектов.
В соответствии с частью 12 статьи 1 ГрК РФ к территории общего пользования относятся территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары). Земельные участки в границах территорий общего пользования, по общему правилу, находятся в государственной или муниципальной собственности, как обеспечивающие комплексное социально-экономическое развитие территорий, реализацию права граждан на благоприятную окружающую среду, на комфортную среду обитания (ч. 12 ст. 85 ЗК РФ, определение Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№).
Градостроительное зонирование территории регламентируется ГрК РФ, в части 7 статьи 1 которого содержится понятие территориальных зон, то есть зон, для которых в правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты.
Действие градостроительного регламента распространяется в равной мере на все земельные участки и объекты капитального строительства, расположенные в пределах границ территориальной зоны, обозначенной на карте градостроительного зонирования (часть 3 статьи 36 ГрК РФ).
Как предусмотрено положениями части 4 статьи 30 ГрК РФ, на карте градостроительного зонирования устанавливаются границы территориальных зон. Границы территориальных зон должны отвечать требованию принадлежности каждого земельного участка только к одной территориальной зоне. Формирование одного земельного участка из нескольких земельных участков, расположенных в различных территориальных зонах, не допускается. Территориальные зоны, как правило, не устанавливаются применительно к одному земельному участку.
Аналогичные положения содержатся в части 1 и части 2 статьи 85 ЗК РФ, согласно которой границы территориальных зон должны отвечать требованиям принадлежности каждого земельного участка только к одной зоне.
В данном случае зонирование образуемого земельного участка не отвечает требованиям принадлежности его только к одной территориальной зоне.
Таким образом, схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, была утверждена с нарушением требования закона, а именно, в соответствии с положениями пункта 3 части 16 статьи 11.10 ЗК РФ основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является разработка схемы земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 ЗК РФ требований к образуемым земельным участкам.
Распоряжением комитета по градостроительству, земельным и имущественным отношениям администрации Шпаковского муниципального округа Ставропольского края от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об отмене распоряжения комитета имущественных и земельных отношений администрации Шпаковского муниципального района Ставропольского края от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об утверждении схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории», распоряжения комитета имущественных и земельных отношений администрации Шпаковского муниципального района Ставропольского края от ДД.ММ.ГГГГ№ «О внесении изменений и дополнений в распоряжение комитета имущественных и земельных отношений администрации Шпаковского муниципального района Ставропольского края от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об утверждении схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории»» отменено распоряжение комитета имущественных и земельных отношений администрации Шпаковского муниципального района Ставропольского края от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об утверждении схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории», распоряжение комитета имущественных и земельных отношений администрации Шпаковского муниципального района Ставропольского края от ДД.ММ.ГГГГ№ «О внесении изменений и дополнений в распоряжение комитета имущественных и земельных отношений администрации Шпаковского муниципального района Ставропольского края от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об утверждении схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории»».
В соответствии с частью 12 статьи 85 ЗК РФ земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации.
В соответствии со статьей 39.29 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков, в том числе если образование земельного участка или земельных участков предусматривается путем перераспределения земельного участка, находящегося в частной собственности, и земель, из которых возможно образовать самостоятельный земельный участок без нарушения требований, предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса.
На основании вышеизложенного, в ответ на заявление ФИО1 комитетом по градостроительству, земельным и имущественным отношения администрации Шпаковского муниципального округа Ставропольского края был дан отказ от ДД.ММ.ГГГГ№.
Согласно части 2 статьи 227 КАС РФ судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.
Из анализа приведенных норм права следует, что для принятия судом решения о признании действий (бездействий) незаконными необходимо наличие двух условий - это несоответствие действия (бездействия) закону и нарушение прав и свобод административного истца, обратившегося в суд с соответствующим требованием.
В части 11 статьи 226 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств о том, соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих полномочия органа, на принятие оспариваемого решения, порядок принятия оспариваемого решения, в случае, если такой порядок установлен, основания для принятия оспариваемого решения, если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами, а также соответствует ли содержание оспариваемого решения, нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения возлагается на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Согласно части 2 статьи 227 КАС РФ судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.
Согласно частям 1 и 2 статьи 46 Конституции РФ каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Принимая во внимание доводы представителя административных ответчиков относительно отсутствия оснований для удовлетворения административных исковых требований ФИО1, суд находит их обоснованными.
Каких-либо иных доказательств, свидетельствующих о законности оспариваемого решения об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельного участка и отмене ранее принятых распоряжений, административным истцом суду не представлено.
В связи с изложенным админстративные исковые требования удовлетворению не подлежат.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд,
РЕШИЛ:
В удовлетворении административного искового заявления ФИО1 к Комитету по градостроительству, земельным и имущественным отношениям администрации Шпаковского муниципального района Ставропольского края и администрации Шпаковского муниципального района Ставропольского края о признании незаконным решения об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельного участка и отмене распоряжений, обязании устранить допущенные нарушения – отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ставропольский краевой суд через Шпаковский районный суд Ставропольского края в течение одного месяца с момента изготовления решения в окончательной форме.
Председательствующий судья Г.В. Чернов
Мотивированное решение изготовлено 11 августа 2022 года