ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1884/2023 от 24.07.2023 Кировского районного суда г. Томска (Томская область)

Дело (УИД) 70RS0001-01-2023-002092-86

Дело №2а-1884/2023

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

24.07.2023 Кировский районный суд г.Томска в составе:

председательствующего Ершовой Е.Ю.,

при секретаре Сухушиной В.А.,

помощник судьи Захарова А.И.,

с участием представителя административного истца Томского межрайонного природоохранного прокурора ФИО4,

представителя заинтересованного лица Департамента лесного хозяйства Томской области ФИО6, действующего на основании доверенности /________/ от /________/ сроком по /________/,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Томске административное дело по административному иску Томского межрайонного природоохранного прокурора Томской области в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации Города Томска о признании незаконным бездействия, возложении обязанности подготовить и направить материалы, обосновывающие необходимость создания особо охраняемой природной территории местного значения, сведения о местонахождении, площади, категории и режиме охраны и использования особо охраняемой природной территории, об описании ее границ, подготовить для предоставления документы, содержащие необходимые сведения о границах и ограничениях по использованию особо охраняемой природной территории местного значения, проект положения о особо охраняемой природной территории местного значения,

УСТАНОВИЛ:

Томский межрайонный природоохранный прокурор, действующий в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, обратился в суд с административным иском к Администрации г.Томска, в котором просит признать незаконным бездействие административного ответчика в части неисполнения предусмотренной законом обязанности по осуществлению полномочий в сфере организации и функционирования особо охраняемой природной территории местного значения «/________/»; обязать администрацию г.Томска в срок не позднее восьми месяцев с момента вступления судебного решения в законную силу подготовить и направить в Думу Города Томска материалы, обосновывающие необходимость создания особо охраняемой природной территории местного значения «/________/»: согласование с исполнительным органом государственной власти /________/, осуществляющим управление в области охраны окружающей среды в случае, если создаваемая особо охраняемая природная территория будет занимать более чем пять процентов от общей площади земельных участков, находящихся в собственности муниципального образования «/________/»; сведения о местонахождении, площади, категории и режиме охраны и использования данной особо охраняемой природной территории, общую характеристику ландшафта, состав и характеристику насаждений, водных и почвенных ресурсов, данные о наличии редких и охраняемых видов растительного и животного мира; сведения о границах такой территории, которые должны содержать графическое описание местоположения границ такой территории, перечень координат характерных точек этих границ в системе координат, используемой для ведения Единого государственного реестра недвижимости; проект положения о особо охраняемой природной территории местного значения. В обоснование заявленных требований указано, что Томской межрайонной природоохранной прокуратурой дана оценка вопросам исполнения органами местного самоуправления законодательства об особо охраняемых территориях. Установлено, что на территории /________/ расположена особо охраняемая природная территория (далее – ООПТ) местного значения «/________/» на площади /________/ га, образованная в соответствии с решением Думы г.Томска от 29.05.20074 /________/ Об особо охраняемых природных территориях в г.Томске». Названная ООПТ включена в Список особо охраняемых природных территорий г.Томска в соответствии с п. 50 приложения к решению Думы г.Томска от /________//________/. Решение о включении территории «/________/» принято на основании материалов комплексного экологического обследования участков территорий, находящихся в пределах Томска для последующего придания им статуса ООПТ местного значения. В соответствии с заключением государственной экологической экспертизы от /________//________/, территория «/________/» имеет особую рекреационную, оздоровительную, научную, природоохранную, учебно-воспитательную, эстетическую ценность и представляет собой территорию, расположенную рядом с /________/. в растительном покрове доминируют разновозрастные травянистые, беломошниковые и зеленомошниковые сосняки. В блюдцеобразных понижениях отмечаются болотные системы от невысоких рямов по березовых согр с фрагментами темнохвойной тайги. Создание ООПТ местного значения и проведение ландшафтных работ, а также ее благоустройство благоприятно отразится на здоровье населения и улучшит социальные условия рекреации. Сохранение растительности и особенно древесной, улучшит гидрологический режим водных объектов. Кроме того, сохранение растительности препятствует развитию оврагообразования и других эрозийных процессов на склонах и уклонах. Создание ООПТ местного значения не окажет отрицательного воздействия на окружающую среду и будет способствовать сохранению ландшафтного и биологического разнообразия, уникальных природных объектов и комплексов, природно-культурного и исторического наследия. В настоящее время «/________/» является ООПТ. Несмотря на продолжительное время, прошедшее с момента принятия решения о создании ООПТ местного значения «/________/», указанная территория в настоящее время не утратила своей научной и эстетической ценности. Согласно результатам аналитической работы, проведенной департаментом архитектуры и градостроительства администрации г.Томска в /________/ годах, данная ООПТ существует в настоящее время, ее площадь соответствует указанной в решении Думы Города Томска от /________//________/ «Об особо охраняемых природных территориях в городе Томске» площади. Прокурорской проверкой выявлено, что нарушения требований законодательства границы ООПТ местного значения «/________/» не установлены. Согласно письму заместителя Мэра г.Томска по архитектуре и строительству от /________//________/, на сегодняшний день из списка ООПТ, утвержденного решением Дум г.Томска от /________//________/, не утверждены границы и положения для /________/ территорий, включая территорию «/________/». Проведение обследования ООПТ, анализ и оценка состояния территорий, подготовка предложений по дальнейшему развитию ООПТ запланированы на /________/ гг. в ходе выполнения комплексных работ в рамках разработки нового генерального плана муниципального образования. В соответствии с письмом и.о. заместителя Мэра г.Томска по архитектуре и строительству от /________/, департаментом архитектуры и строительства администрации г.Томска в период с /________/ год велась аналитическая работа относительно территории ООПТ на предмет актуальности и целесообразности проведения дальнейших работ по подготовке материалов обоснования статуса ООПТ. Изучением указанных аналитических материалов установлено, что территория «/________/» существует в настоящее время, ее площадь изменений не претерпела. Материалы, являющиеся основанием для установления границ ООПТ, администрацией г.Томска не подготовлены в соответствии с п.4.3 Положения в Думу города не направлены. В связи с этим до настоящего времени схема и границы ООПТ и положение о ней не утверждены. Бездействие администрации г.Томска исключает соблюдение правового режима использования земель в границах ООПТ, в том числе принятие мер, направленных на выявление, пресечение и предупреждение нарушений законодательства об ООПТ, их защиту от негативного воздействия, и нарушает права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду. При этом ненадлежащее обеспечение режима охраны ООПТ «/________/», обусловленное отсутствием ее границ, препятствует сохранению уникального, ценного природного комплекса и нарушает права неопределенного круга лиц, в том числе на владение информацией, об особенностях и условиях нахождения, пользования землей на ООПТ местного значения. С учетом характера и объема мероприятий, необходимых для обеспечения надлежащего функционирования ООПТ «/________/», степени экологической опасности, устранение ответчиком изложенных нарушений должно быть осуществлено не позднее восьми месяцев с момента вступления судебного решения в законную силу. Требования Томского межрайонного природоохранного прокурора основаны на признании незаконным бездействия администрации г.Томска в части неисполнения предусмотренной законом обязанности по подготовке и направлению предусмотренной законом обязанности по подготовке и направлению необходимой документации для разработки положения и определения границ обеспечивающих организацию и функционирование ООПТ «/________/», расположенной на территории /________/ г.Томска, что свидетельствует о том, что правовые последствия оспариваемого прокурором бездействия возникнут на территории именного этого района.

Определением Кировского районного суда г.Томска от /________/ к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечен Департамент архитектуры и градостроительства администрации г.Томска, Дума г.Томска.

Определением Кировского районного суда г.Томска от /________/ к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Федеральное агентство лесного хозяйства, ОГАУ «Томское лесохозяйственное производственное объединение», Департамент лесного хозяйства /________/.

В судебном заседании помощник Томского межрайонного природоохранного прокурора ФИО4 административное исковое заявление поддержала по изложенным в нем основаниям.

Административный ответчик Администрация г.Томска, извещена надлежащим образом, в суд своего представителя не направила, о причинах неявки суд не уведомила. Представитель административного ответчика администрации г.Томска ФИО5, действующая на основании доверенности /________/ от /________/ сроком на /________/, представила отзыв на административный иск, в котором требования Томского межрайонного природоохранного прокурора /________/ не признала, просила в его удовлетворении отказать в полном объеме. Указала, что ссылка Томского межрайонного природоохранного прокурора /________/ относительно того, что ненадлежащее обеспечение режима охраны ООПТ «/________/» препятствует сохранению уникального, ценного природного комплекса и нарушает права неопределенного круга лиц, в том числе на владение информацией, а именно: кадастровой, об особенностях и условиях нахождения, пользования землей на ООПТ местного значения - является необоснованной. Соответствующих требований о возложении на администрацию г.Томска обязанности по выполнению конкретных действий в целях восстановления нарушенных прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц не заявлено. Фактически требования прокурора сводятся к целесообразности действия по созданию ООПТ. В соответствии с ответом департамента архитектуры и градостроительства администрации г.Томска от /________//________/, по имеющимся в департаменте архитектуры и градостроительства администрации г.Томска сведениям в /________/ году на основании муниципального контракта от /________//________/ между Департаментом архитектуры и строительства администрации г.Томска и ООО «ТОМЗЕМГЕО», а также в соответствии с техническим заданием на выполнение работ по корректировке границ земель особо охраняемых природных территорий в целях постановки на кадастровый учет, подрядной организацией проводились следующие работы: инвентаризация особо охраняемых природных территорий в г.Томске согласно утвержденному списку (Решение Думы г.Томска от /________//________/) с целью выявления произошедших изменений (сбор и анализ правоустанавливающих, геодезических, картографических и других исходных документов); определение площадей земельных участков; внесение произошедших изменений в проекты территориального землеустройства; согласование с комитетом природных ресурсов по /________/ и управлением окружающей среды администрации г.Томска; составление описаний; получение кадастрового плана в ФГУ «Земельная кадастровая палата» по /________/. Указанные работы проводились относительно всех территорий ООПТ, отраженных в решении Думы г.Томска от /________//________/ «Об особо охраняемых природных территорий в г.Томске». На основании проведенных работ были приняты следующие решения Думы г.Томска «Об образовании особо охраняемых природных территориях местного значения муниципального образования «/________/»: от /________//________/ (утверждены описания границ, плана-схемы и положения об ООПТ применительно к /________/ территориям); /________/ от /________/ (утверждены описания границ, плана-схемы и положения об ООПТ применительно к /________/ территория). Таким образом, администрацией г.Томска были надлежащим образом проведены работы по организации и функционированию особо охраняемых природных территорий, в связи с чем бездействие административного ответчика отсутствуют. Требования административного истца об обязании администрации г.Томска направить материалы, обосновывающие необходимость создания ООПТ местного значения «/________/» являются необоснованными, а утверждения о том, что несмотря на длительное время, прошедшее с момента принятия решения о создании указанной ООПТ, данная территория в настоящее врем не утратила научной и эстетической ценности являются необоснованным. Требования Томского межрайонного природоохранного прокурора /________/ являются неисполнимыми, поскольку согласно ответу департамента архитектуры и градостроительства администрации г.Томска от /________//________/, в границах ООПТ «/________/» расположены земли лесного фонда, не внесенные в ЕГРН (Тимирязевское лесничество, приказ Рослесхоза от /________//________/), и лесные участки Тимирязевского лесничества, внесенные в ЕГРН (/________/).

Представитель заинтересованного лица Департамента лесного хозяйства Томской области ФИО6, действующий на основании доверенности /________/ от /________/ сроком по /________/, в судебном заседании возражений по существу административного иска не высказал. Полагал административный иск обоснованным.

Заинтересованное лицо Департамент архитектуры и градостроительства администрации г.Томска, извещен надлежащим образом, своего представителя в суд не направил. Представитель заинтересованного лица департамента архитектуры и градостроительства администрации г.Томска ФИО7, действующая на основании доверенности /________/ от /________/ сроком на /________/ год, представила отзыв на административное исковое заявление, в котором указала, что административный иск не подлежит удовлетворению, поскольку решение Думы г.Томска от /________//________/ «Об особо охраняемых природных территорий в г.Томске» носит декларативный характер. Довод административного истца о том, что «/________/», площадью /________/ га в настоящее время является ООПТ несостоятелен и не может быть принят во внимание. В границах территории «/________/» расположены земли лесного фонда, не внесенные в ЕГРН (Тимирязевское лесничество, приказ Рослесхоза от /________//________/), и лесные участки Тимирязевского лесничества, внесенные в ЕГРН (/________/), в свою очередь противоречит п.8 ст.2 ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях». В границах населенных пунктов представляется целесообразным территории, имеющие особое природное значение, выделять в качестве особо охраняемых территорий (ООТ), а не ООПТ. Заявленный в административном иске срок не обоснован, не подкреплен ссылкой на нормативно-правовой акт и является недостаточным.

Заинтересованное лицо Дума г.Томска извещено надлежащим образом, своего представителя в суд не направило. Представителем заинтересованного лица Думы г.Томска ФИО8, действующей на основании доверенности /________/ от /________/ сроком на /________/ год, представлен отзыв на административный иск, в котором указано на необходимость рассмотрения дела без участия представителя заинтересованного лица. Отметила, что решением Думы г.Томска от /________//________/ «Об особо охраняемых природных территориях в г.Томске», имеющим обязательное значение, утвержден список особо охраняемых природных территорий г.Томска, согласно приложению к указанному решению, содержащая указание на природную территорию местного значения «/________/» - /________/; в случае удовлетворения заявленных требований проект решения Думы г.Томска с приложением предусмотренных Порядком и иными муниципальными правовыми актами документов будет рассмотрен в установленном порядке Думой г.Томска после его внесения в Думу г.Томска субъектом правотворческой инициативы.

Заинтересованные лица Федеральное агентство лесного хозяйства, ОГАУ «Томское лесохозяйственное производственное объединение» извещены надлежащим образом, в суд своих представителей не направили, о причинах их неявки суд не уведомили.

Изучив материалы дела, выслушав представителей сторон, определив на основании ст. 150 КАС РФ о рассмотрении дела в отсутствии неявившихся лиц, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с частью 1 статьи 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

Частью 4 статьи 218 КАС РФ установлено, что в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, органы государственной власти, Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации, уполномоченный по правам человека в субъекте Российской Федерации, иные органы, организации и лица, а также прокурор в пределах своей компетенции могут обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В силу статьи 42 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на благоприятную окружающую среду.

В силу статьи 52 от /________/ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», Федерального закона установление, изменение, прекращение существования зон с особыми условиями использования территорий, создаваемых в целях охраны окружающей среды, осуществляются в соответствии с данным Федеральным законом, Земельным кодексом Российской Федерации и другими федеральными законами.

Статьей 58 Федерального закона от /________/ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» установлено, что природные объекты, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, находятся под особой охраной. Для охраны таких природных объектов устанавливается особый правовой режим, в том числе создаются особо охраняемые природные территории.

Согласно части 2 статьи 7 Федерального закона от /________/ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», (далее - Федеральный закон № 7-ФЗ) к вопросам местного значения городского округа относится организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа.

Согласно статье 72 Конституции Российской Федерации, вопросы особо охраняемых природных территорий находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, которые не могут противоречить федеральным законам (часть 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).

Федеральным законом от /________/ № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» определено, что особо охраняемые природные территории – это участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, которые изъяты решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны. Особо охраняемые природные территории относятся к объектам общенационального достояния.

Целью правового регулирования является сохранение уникальных и типичных природных комплексов и объектов, достопримечательных природных образований, объектов растительного и животного мира, их генетического фонда, изучение естественных процессов в биосфере и контроль за изменением ее состояния, экологическое воспитание населения (преамбула поименованного закона).

Частью 4 статьи 2 Федерального закона № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» предусмотрено, что особо охраняемые природные территории могут иметь федеральное, региональное или местное значение и находиться в ведении соответственно федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных статьей 28 настоящего Федерального закона, также в ведении государственных научных организаций и государственных образовательных организаций высшего образования. Органы местного самоуправления создают особо охраняемые природные территории местного значения на земельных участках, находящихся в собственности соответствующего муниципального образования; решают предусмотренные Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» вопросы использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения, городского округа, в соответствии с положениями о соответствующих особо охраняемых природных территориях (части 8, 9 статьи 2 Федерального закона № 33-ФЗ).

В соответствии с пунктом 27 части 1 статьи 14, пунктом 2 части 1 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления» к вопросам местного значения городского поселения относятся в том числе создание и осуществление муниципального контроля в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий местного значения.

Согласно абзацу 2 пункта 7 статьи 2 Федерального закона от 14.03.1995 № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» (в редакции, действующей на дату принятия решения Думы Города Томска от 29.05.2007 № 502) особо охраняемые природные территории местного значения определяются в порядке, установленном законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Обязательным приложением к решению о создании особо охраняемой природной территории являются сведения о границах такой территории, которые должны содержать графическое описание местоположения границ такой территории, перечень координат характерных точек этих границ в системе координат, используемой для ведения Единого государственного реестра недвижимости (часть 12 статьи 2).

Из положений статьи 94 Земельного кодекса Российской федерации следует, что порядок отнесения земель к землям особо охраняемых территорий регионального и местного значения, порядок использования и охраны земель, особо охраняемых территорий регионального и местного значения устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Согласно статье 5 Закона Томской области от 12.08.2005 № 134-ОЗ «Об особо охраняемых территориях в Томской области» (в редакции, действующей на дату принятия решения от Думы Города Томска от 29.05.2007 № 502) для определения особо охраняемой природной территории местного значения органы местного самоуправления устанавливают перечень категорий особо охраняемых природных территорий местного значения, утверждают порядок их создания, охраны, содержания, использования и упразднения.

Согласно положениям пунктов 1.25, 1.31 статьи 8 Устава города Томска, принятого решением Думы города Томска от 04.05.2010 № 1475 к вопросам местного значения Города Томска как городского округа относятся: организация использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах городского округа, а также осуществление муниципального контроля в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий местного значения, при этом в силу требований пунктов 1.31, 1.40 статьи 40 Устава указанные вопросы отнесены к компетенции администрации Горда Томска.

Судом установлено, что решением Думы Города Томска от 29.05.2007 № 502 «Об особо охраняемых природных территориях в Городе Томске» утвержден перечень территорий, которые могут иметь особое природоохранное значение, в том числе, в пункте /________/ приложения в качестве такой особо охраняемой природной территории подлежащей созданию указан «/________/». Как следует, из преамбулы решения Думы Города Томска от /________//________/, оно принято в целях сохранения и улучшения качества окружающей среды, обеспечения реализации прав граждан на благоприятную окружающую среду. При этом пунктом 2 вышеуказанного решения рекомендовано администрации Города Томска скорректировать проект генерального плана муниципального образования «Город Томск» с учетом списка особо охраняемых природных территорий города Томска, утвержденного указанным решением.

Решением Думы Города Томска от /________//________/ «Об утверждении Положения «Об особо охраняемых природных территориях местного значения муниципального образования «Город Томск» утверждено Положение «Об особо охраняемых природных территориях местного значения муниципального образования «Город Томск» согласно которому на администрацию Города Томска возложена обязанность в срок до /________/ представить в Думу Города Томска материалы и документы для утверждения особо охраняемых территорий местного значения муниципального образования «Город Томск» в соответствии со Списком особо охраняемых природных территорий города Томска, утвержденным решением Думы города Томска от /________//________/.

Таким образом, данное решение возложило на уполномоченный орган, в данном случае администрацию Города Томска, скорректировать проект Генерального плана, а с учетом положений решения /________/ от /________/ также подготовить документы для утверждения положений об особо охраняемых территориях местного значения в соответствии с установленным порядком.

Согласно решению Думы Города Томска /________/ от /________/ «Об утверждении положения «Об особо охраняемых природных территориях местного значения муниципального образования «Город Томск» особо охраняемые природные территории местного значения муниципального образования «Город Томск - участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними в границах муниципального образования «Город Томск», где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, которые изъяты решениями органов власти полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны (пункт 1.2).

Организация и определение особо охраняемых природных территорий осуществляются администрацией Города Томска в пределах ее полномочий. Решения об образовании особо охраняемой природной территории, утверждении границ, положения об особо охраняемой природной территории принимаются Думой города Томска по представлению администрации города Томска (пункт 4.1, 4.4).

Таким образом, именно положение об особо охраняемой природной территории определяет правой режим использования земель такой территории.

Как следует из письма заместителя мэра г.Томска от /________//________/, от /________//________/, в настоящее время не утверждены границы и Положение для /________/ территорий. В период с /________/ год департаментом архитектуры и градостроительства администрации г.Томска велась аналитическая работа относительно территорий ООПТ из указанного списка на предмет актуальности и целесообразности проведения дальнейших работ по подготовке материалов обоснования статуса ООПТ. По итогу проведенной работы в /________/ году состоялось два заседания Первой рабочей группы Градостроительного совета при администрации г.Томска (/________/), на которое были приглашены представители Думы г.Томска, прокуратуры, отраслевых органов местного самоуправления, органов власти Томской области, общественные организации, а также представители экспертного сообщества г.Томска. На заседании было представлено видение департамента архитектуры и градостроительства администрации г.Томска по дальнейшему развитию территории ООПТ в границах муниципального образования «/________/». В /________/ годах департаментом архитектуры и градостроительства администрации г.Томска запланированы мероприятия по разработке нового Генерального плана муниципального образования «Город Томск». В рамках выполнения комплексных работ будет проведено обследования территорий ООПТ, выполнен анализ, дана оценка состояния таких территорий и подготовлены предложения по дальнейшему развитию ООПТ. Также в рамках выполнения работ по проекту Генерального плана муниципального образования «/________/» будут разработаны материалы (материалы по обследованию, характеристики территорий, проекты Положений об ООПТ) согласно нормам действующего законодательства. Далее материалы буду направлены на рассмотрение в Думу г.Томска.

Согласно заключению экспертной комиссии /________/ от /________/, по материалам: «Комплексное экологическое обследование участков территорий, находящихся в пределах Томска, для последующего придания им статуса особо охраняемых природных территорий местного значения», Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по /________/ по материалам комплексного экологического обследования территорий, находящихся в пределах Томска, для последующего придания им статуса особо охраняемых природных территорий местного значения в растительном покрове ООПТ «/________/» доминируют разновозрастные травянистые, беломошниковые и зеленомошниковые сосняки. В блюдцеобразных понижениях отмечаются болотные системы от невысоких рямов до березовых согр с фрагментами темнохвойной тайги. Площадь территории – /________/ га. ООПТ «/________/» имеет рекреационную, оздоровительную, научную, природоохранную, учебно-воспитательную, эстетическую ценность. Создание указанных в перечне особо охраняемых природных территорий будет способствовать сохранению историко-культурных качеств и упорядочиванию использования уникальных ландшафтов в черте г. Томска, позволит сбалансировать хозяйственно-градостроительную деятельность с возможностями природной среды города и свести к минимуму отрицательное влияние техногенной деятельности человека на природную среду.

Из заключения эксперта НП «Центр организации работ и услуг природоохранного назначения» по результатам обследования особо охраняемой территории «/________/», проведенного в период с /________/ по /________/, следует, что экспертом установлен объем и состав рассмотренных материалов и документов, проведенные обширные натурные обследования, результаты опросов и ответов на поставленные уточняющие вопросы, обобщения информации об объекте экспертизы позволяют выразить объективное и достоверное мнение по поставленной цели и согласованным критериям экспертизы соответствия целевому назначению особо охраняемой природной территории «/________/»: в соответствии с согласованным планом и программой экспертизы проведена оценка соответствия целевому назначению особо охраняемой природной территории «/________/»; рассмотренные аспекты объекта экспертизы соответствуют утвержденным критериям экспертизы. Нарушений в процессе проведения экспертизы не выявлено; администрация г. Томска не выполнила решение Думы Города Томска /________/ от /________/ в части создания особо охраняемой природной территории «/________/»; необходимость создания особо охраняемой природной территории «/________/» определена в соответствии с материалами «Комплексного экологического обследования участков территорий, находящихся в пределах Томска, для последующего придания им статуса особо охраняемых природных территорий местного значения», а также в соответствии с государственной экологической экспертизой; особо охраняемая природная территория «/________/» представляет собой научную, рекреационную, природоохранную, оздоровительную учебно-воспитательную, эстетическую ценность; территория ООПТ «/________/» является чрезвычайно значимой в части сохранения томского водозабора; экспертом предложена площадь ООПТ «/________/» - /________/ га. В результате проведения экспертизы предложены следующие рекомендации: администрации г. Томска подготовить и направить в Думу г.Томска документы для создания особо охраняемой природной территории «/________/»; в положении об особо охраняемой природной территории «/________/» предусмотреть возможность использования территории в научных, рекреационных, природоохранных, противоэрозионных, эстетических целях; установить площадь особо охраняемой природной территории «/________/» в /________/ га.

Актом осмотра от /________/ заместителем Томского межрайонного природоохранного прокурора установлено фактическое наличие и соответствие площади ООПТ, в том числе «/________/». Площадь ООПТ согласно схеме -/________/ га.

До настоящего времени каких-либо действий со стороны администрации г.Томска, направленных на создание особо охраняемой природной территории «/________/», суду не представлено, доказательств обратного в материалах дела не имеется.

Указанное бездействие администрации г.Томска свидетельствует о несоблюдении требований действующего природоохранного законодательства, чем нарушает гарантированное Конституцией Российской Федерации право неопределённого круга лиц на благоприятную окружающую среду, закреплённое ст. 42 Конституции Российской Федерации.

Доводы административного ответчика об отсутствии бездействия со стороны администрации г.Томска являются необоснованными.

В письме департамента архитектуры и градостроительства администрации г.Томска от /________//________/ указано, что в /________/ году на основании муниципального контракта от /________//________/ между Департаментом архитектуры и градостроительства администрации г.Томска и ООО «ТОМЗЕМГЕО», а также в соответствии с техническим заданием на выполнение работ по корректировки границ земель особо охраняемых природных территорий в целях постановки на кадастровый учет, подрядной организацией проводились определенные работы (инвентаризация ООПТ в г.Томске согласно утвержденному списку (решение Думы г.Томска от /________//________/) с целью выявления произошедших изменений (сбор и анализ правоустанавливающих, геодезических, картографических и других исходных документов); определение площади земельных участков; внесение произошедших изменений в проект территориального землеустройства; согласование с комитетом природных ресурсов по /________/ и управление окружающей среды администрации г.Томска; составление описаний; получение кадастрового плана в ФГУ «Земельная кадастровая палата» по /________/). На основании проведенных работ приняты следующие решения Думы г.Томска «Об образовании особо охраняемых природных территорий местного значения муниципального образования «Город Томск»: от /________//________/ (утверждение описания границ, плана-схемы и положения об ООПТ применительно к /________/ территориям); - /________/ от /________/ (утверждены описания границ, плана-схемы и положения об ООПТ применительно к 12 территориям). Администрацией г.Томска велась аналитическая работа относительно территорий ООПТ из списка, указанных в решении Думы г.Томска от /________//________/, на предмет актуальности и целесообразности проведения дальнейших работ по подготовке материалов обоснования статуса ООПТ. Материалы проведенной работы были представлены на заседании Первой Рабочей группы Градостроительного совета при администрации г.Томска (19 и /________/). Так, при анализе выявлено, что в границах ООПТ «/________/» расположены земли лесного фонда, не внесенные в ЕГРН (Тимирязевское лесничество, приказ Рослесхоза от /________//________/), и лесные участки Тимирязевского лесничества, внесенные в ЕГРН (/________/). В рамках проведенного анализа, границы ООПТ предлагалось установить при разработке нового Генерального плана муниципального образования «Город Томск» с учетом исключения территорий земель лесного фонда. Документация по планировке территорий в границах, указанных ООПТ, отсутствует.

В подтверждение доводов, изложенных в письме представлена схема расположения земельного участка, выписки из ЕГРН от /________//________/, из которых следует, что земельный участок с кадастровым номером: /________/ по адресу: /________/., правообладателем которого является ОГАУ «Томское лесохозяйственное производственное объединение», а также земельный участок с кадастровым номером: /________/ по адресу: /________/, правообладателем которого является РФ, относятся к категории земель лесного фонда и расположены в границах ООПТ «/________/».

Вместе с тем, соответствующие мероприятия, указанные в представленном письме департамента архитектуры и градостроительства администрации г.Томска от /________//________/, не свидетельствует об осуществлении действий по обеспечению надлежащего режима охраны ООПТ «/________/». Соответствующие доводы надлежащими доказательствами не подтверждены.

Таким образом, вопреки утверждениям административного ответчика и заинтересованного лица департамента архитектуры и градостроительства администрации г.Томска, суд приходит к выводу о правомерности заявленных административных требований Томского межрайонного природоохранного прокурора /________/ о признании незаконным бездействия администрации г.Томска в части неисполнения предусмотренной законом обязанности по осуществлению полномочий в сфере организации и функционирования особо охраняемой природной территории «/________/».

Разрешая вопрос о способе устранения нарушения прав и законных интересов неопределённого круга лиц в результате бездействия административного ответчика, суд учитывает, что в силу части 8 статьи 2 Федерального закона /________/ ФЗ от /________/, в случае, если создаваемая особо охраняемая природная территория будет занимать более чем пять процентов от общей площади земельных участков, находящихся в собственности муниципального образования, решение о создании особо охраняемой природной территории орган местного самоуправления согласовывает с органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации. Кроме того, положение об особо охраняемой природной территории должно содержать сведения о границах такой территории, которые должны содержать графическое описание местоположения границ такой территории, перечень координат характерных точек этих границ в системе координат, используемой для ведения Единого государственного реестра недвижимости. Форма графического описания местоположения границ особо охраняемой природной территории, требования к точности определения координат характерных точек границ особо охраняемой природной территории, формату электронного документа, содержащего указанные сведения, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере ведения Единого государственного реестра недвижимости, осуществления государственного кадастрового учета недвижимого имущества, государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, предоставления сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости. Такие требования утверждены приказом Росреестра от /________//________/.

Из требований положения «Об особо охраняемых природных территориях местного значения муниципального образования «Город Томск», утвержденного решением Думы г. Томска от /________//________/, для принятия решения о создании, изменении, упразднении особо охраняемой природной территории администрация города Томска направляет в Думу города Томска: документы, обосновывающие необходимость создания такой территории; характеристику территории (графическое описание местоположения границ, перечень координат характерных точек границ в системе координат, используемой для ведения Единого государственного реестра недвижимости, общая характеристика ландшафта, состав и характеристика насаждений, водных и почвенных ресурсов, данные о наличии редких и охраняемых видов растительного и животного мира); проект Положения об особо охраняемой природной территории.

С учетом изложенного, суд полагает необходимым возложить на административного ответчика обязанность подготовить и направить в Думу Города Томска материалы, обосновывающие необходимость создания особо охраняемой природной территории местного значения «/________/»: согласовать с исполнительным органом государственной власти /________/, осуществляющим управление в области охраны окружающей среды в случае, если создаваемая особо охраняемая природная территория будет занимать более чем пять процентов от общей площади земельных участков, находящихся в собственности муниципального образования «Город Томск»; сведения о местонахождении, площади, категории и режиме охраны и использования данной особо охраняемой природной территории, общую характеристику ландшафта, состав и характеристику насаждений, водных и почвенных ресурсов, данные о наличии редких и охраняемых видов растительного и животного мира; сведения о границах такой территории, которые должны содержать графическое описание местоположения границ такой территории, перечень координат характерных точек этих границ в системе координат, используемой для ведения Единого государственного реестра недвижимости; проект положения о особо охраняемой природной территории местного значения.

Согласно пункту 9 статьи 227 КАС РФ, в случае признания решения, действия (бездействия) незаконными орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспоренное решение или совершившие оспоренное действие (бездействие), обязаны устранить допущенные нарушения или препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов административного истца и восстановить данные права, свободы и законные интересы указанным судом способом в установленный им срок.

Как указано в пункте 26 постановления Пленума Верховного Суда РФ от /________//________/ «О некоторых вопросах применения судами положений главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации», для обеспечения исполнимости судебного решения, в котором указано на принятие административным ответчиком (органом или лицом, наделенными публичными полномочиями) конкретного решения, совершение определенного действия, в резолютивной части решения суда указывается разумный срок принятия решения, совершения действия.

При определении срока в течение, которого ответчик должен исполнить возложенную обязанность судебная коллегия учитывает представленное письмо ОГБУ «Областной комитет охраны окружающей среды и природопользования» от /________/, а также положения Федерального закона от /________/ №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что разумным сроком, в течение которого административный ответчик должен исполнить указанную обязанность является 8 месяцев с момента вступления в законную силу настоящего судебного акта.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 227 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

административные исковые требования Томского межрайонного природоохранного прокурора /________/ в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации Города Томска о признании незаконным бездействия, возложении обязанности подготовить и направить материалы, обосновывающие необходимость создания особо охраняемой природной территории местного значения, сведения о местонахождении, площади, категории и режиме охраны и использования особо охраняемой природной территории, об описании ее границ, подготовить для предоставления документы, содержащие необходимые сведения о границах и ограничениях по использованию особо охраняемой природной территории местного значения, проект положения о особо охраняемой природной территории местного значения - удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации Города Томска в части неисполнения предусмотренной законом обязанности по осуществлению полномочий в сфере организации и функционирования особо охраняемой природной территории местного значения «/________/».

Возложить на администрацию Города Томска обязанность в течение 8 месяцев с момента вступления в законную силу настоящего решения суда подготовить и направить в Думу Города Томска материалы, обосновывающие необходимость создания особо охраняемой природной территории местного значения «/________/»:

согласование с исполнительным органом государственной власти /________/, осуществляющим управление в области охраны окружающей среды в случае, если создаваемая особо охраняемая природная территория будет занимать более чем пять процентов от общей площади земельных участков, находящихся в собственности муниципального образования «Город Томск»;

сведения о местонахождении, площади, категории и режиме охраны и использования особо охраняемой природной территории, общую характеристику ландшафта, состав и характеристика насаждений, водных и почвенных ресурсов, данные о наличии редких и охраняемых видов растительного и животного мира;

сведения о границах такой территории, которые должны содержать графическое описание местоположения границ такой территории, перечень координат характерных точек этих границ в системе координат, используемой для ведения Единого государственного реестра недвижимости;

проект положения об особо охраняемой территории местного значения «/________/».

Решение может быть обжаловано в Томский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Кировский районный суд г. Томска в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.

Председательствующий Е.Ю. Ершова

Решение в окончательной форме изготовлено 04.08.2023