Дело № 2а-1885/2016
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
«17» мая 2016 года г.Магнитогорск
Правобережный районный суд г. Магнитогорска Челябинской области в составе:
председательствующего Белик С.В.
при секретаре Белоноговой Л.П.
с участием административного истца ФИО1,
представителя административного ответчика ФИО2
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО1 к администрации г.Магнитогорска о признании незаконным отказа администрации г.Магнитогорска в предоставлении права бесплатного проезда,
установил:
ФИО1 обратилась в суд с административным исковым заявлением к администрации г.Магнитогорска о признании незаконным отказа администрации г.Магнитогорска от Дата. в предоставлении ей права бесплатного проезда на всех видах транспорта общего пользования городского и пригородного сообщения, возложении обязанности на администрацию г.Магнитогорска бесплатно обеспечить ее (ФИО1) бесплатным проездом на всех видах транспорта общего пользования городского и пригородного сообщения в городе Магнитогорске. В обоснование административного иска указала, что является инвалидом 2 группы с Дата. На основании ст.30 ФЗ от 24.11.1995г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» ей предоставлялось право бесплатного проезда на всех видах транспорта общего пользования городского и пригородного сообщения, кроме такси. В настоящее время в письме от Дата. (полученном ею Дата.) административный ответчик отказывает ей в праве бесплатного проезда на всех видах транспорта общего пользования городского сообщения, со ссылкой на Закон Челябинской области от 24.09.2009г. № 465-ЗО и указывает на необходимость приобретения единого социального проездного билета. Данный отказ полагает незаконным, поскольку предложенный административным ответчиком механизм обеспечения ее проездом не сохраняет ранее достигнутый уровень ее социальной защиты, так как предусматривает замену бесплатного проезда на всех видах транспорта общего пользования городского сообщения в городе Магнитогорске, которым ранее пользовалась, на платный (л.д.4-5).
В судебном заседании административный истец ФИО1 требования и доводы иска поддержала.
В судебном заседании представитель административного ответчика ФИО2, действующая по доверенности, имеющая высшее юридическое образование, подтвержденное дипломом № от Дата. НОУ «Современный Гуманитарный Институт», возражала против удовлетворения иска, представила письменные возражения.
Привлеченное судом к участию в деле в качестве заинтересованного лица Министерство социальных отношений Челябинской области о слушании дела было надлежащим образом извещено, представитель в судебное заседание не явился.
Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав все материалы дела, суд не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.
В соответствии с ч.1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
В судебном заседании установлено, что ФИО1 является инвалидом второй группы, что подтверждено справкой серии ...№ от Дата. (л.д.15).
Дата., Дата. ФИО1 обратилась в администрацию г.Магнитогорска с заявлениями о предоставлении права бесплатного проезда на всех видах транспорта общего пользования городского сообщения в г.Магнитогорске на основании ФЗ от 24.11.1995г. № 181-ФЗ (л.д.8, 10).
Письмом администрации г.Магнитогорска от Дата№ (полученным ФИО1 Дата.) ФИО1 на ее обращение по вопросу проезда федеральных льготников в городском пассажирском транспорте было сообщено, что она является федеральным льготником, которым на основании Закона Челябинской области от 24.09.2009г. № 465-ЗО на территории Челябинской области установлен единый порядок предоставления мер социальной поддержки по проезду в городском пассажирском транспорте (кроме такси) и автомобильном транспорте общего пользования пригородных маршрутов, путем введения единого социального проездного билета (ЕСПБ). Для осуществления проезда гражданин должен приобрети ЕСПБ, на основании которого федеральный льготник имеет право проезда на всех видах городского пассажирского транспорта (кроме такси) и автомобильном транспорте общего пользования пригородных маршрутов без ограничения числа поездок. Стоимость ЕСПБ составляет 230руб. Реализация ЕСПБ осуществляется единовременно на период от 1 до 3 месяцев (л.д.6-7).
Суд не находит оснований для признания указанного отказа незаконным, нарушающим права и законные интересы истца.
Для признания незаконными оспариваемых решений либо действий государственных (муниципальных) органов необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя.
Социальная защита, включая социальное обеспечение, находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (пункт "ж" части 1 ст. 72, части 2 ст. 76 Конституции Российской Федерации).
К полномочиям органов государственной власти субъекта РФ по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов социальной поддержки и социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, социальной поддержки ветеранов труда, жертв политических репрессий, малоимущих граждан, в том числе за счет предоставления субвенций местным бюджетам для выплаты пособий, компенсаций на оплату проезда на общественном транспорте.
Правовую основу регулирования отношений, связанных с оказанием социальной поддержки инвалидам составляет Федеральный закон РФ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» № 181-ФЗ от 24.11.1995 года.
Меры социальной поддержки инвалидов в виде бесплатного проезда на всех видах транспорта общего пользования городского и пригородного сообщения, кроме такси, были предусмотрены ст. 30 Закона в редакции до 31.12.2004 года.
В связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ статья 30 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ признана утратившей силу с 01.01.2005г., указанный Федеральный закон дополнен статьями 28.1 предусматривающими вместо прежних льгот в натуральной форме право на ежемесячную денежную выплату (ЕДВ).
Согласно ст.5 п.6 указанного ФЗ № 181-ФЗ органы государственной власти субъектов Российской Федерации в области социальной защиты и социальной поддержки инвалидов имеют право предоставления дополнительных мер социальной поддержки инвалидам за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.
Законом Челябинской области от 24.09.2009 года N 465-З0 "О дополнительных мерах социальной поддержки по оплате проезда отдельных категорий граждан, оказание мер социальной поддержки которым осуществляется за счет средств федерального бюджета» предусмотрены меры социальной поддержки по оплате проезда отдельных категорий граждан.
В соответствии со ст.4 указанного Закона, для осуществления проезда на всех видах городского пассажирского транспорта (кроме такси) на территории Челябинской области граждане, указанные в статье 2 настоящего Закона (в том числе инвалиды), приобретают единый социальный проездной билет либо самостоятельно активируют персонифицированную социальную электронную карту в муниципальных образованиях, в которых введена электронная система учета поездок, путем внесения денежных средств. Для осуществления проезда на автомобильном транспорте общего пользования (кроме такси) пригородных маршрутов на территории Челябинской области граждане, указанные в статье 2 настоящего Закона, приобретают единый социальный проездной билет. Стоимость единого социального проездного билета на территории Челябинской области либо сумма, которая ежемесячно вносится на персонифицированную социальную электронную карту, на проезд на всех видах городского пассажирского транспорта (кроме такси) составляет 230 рублей в месяц. Стоимость единого социального проездного билета на территории Челябинской области на проезд на автомобильном транспорте общего пользования (кроме такси) пригородных маршрутов составляет 285 рублей в месяц. Дополнительные меры социальной поддержки по оплате проезда отдельных категорий граждан, установленные настоящим Законом, а также финансирование расходов на изготовление единых социальных проездных билетов и персонифицированных социальных электронных карт являются расходными обязательствами Челябинской области.
Материалами дела подтверждается, что ФИО1 воспользовалась своим правом на приобретение единого социального проездного билета на право проезда в городском пассажирском транспорте (л.д.14).
Проанализировав приведенные законы в их взаимосвязи, установив, что ФИО1 получает ЕДВ в соответствии со ст. 28.1 Федерального закона N 181-ФЗ от 24.11.1995 года "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (которая, по своему целевому назначению, направлена на сохранение ранее достигнутого уровня социальной защиты и включает, в том числе, выплату на проезд на всех видах транспорта общего пользования городского и пригородного сообщения), пользуется правом на дополнительные меры социальной поддержки инвалидам, по оплате проезда на всех видах городского пассажирского транспорта (кроме такси) и на автомобильном транспорте общего пользования (кроме такси) пригородных маршрутов на основании единого социального проездного билета (установленным ст.4 Закона Челябинской области от 24.09.2009г. № 465-ЗО), суд отклоняет доводы истца о том что ответчик обязан предоставить ей право бесплатного проезда на всех видах транспорта общего пользования городского и пригородного сообщения без приобретения единого социального проездного билета, оснований для вывода о снижении уровня принадлежащих истцу правовых гарантий, не имеется.
С учетом изложенного, суд не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.
Руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд, -
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении требований ФИО1 о признании незаконным отказа Администрации г.Магнитогорска от Дата. № в предоставлении права бесплатного проезда на всех видах транспорта общего пользования городского и пригородного сообщения, возложении обязанности на администрацию г.Магнитогорска бесплатно обеспечить ФИО1 бесплатным проездом на всех видах транспорта общего пользования городского и пригородного сообщения в городе Магнитогорске, отказать.
Решение может быть обжаловано в Челябинский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Правобережный районный суд г.Магнитогорска.
Председательствующий: Белик С.В