ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1885/2022 от 04.04.2022 Южно-сахалинского городского суда (Сахалинская область)

Дело № 2а-1885/2022

УИД 65RS0001-01-2021-005483-94

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Южно-Сахалинский городской суд Сахалинской области

В составе: председательствующего судьи – Павловой О.Ю.,

при секретаре – Баевой И.Ю.,

с участием представителя административного истца –

ФИО,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению администрации города Южно-Сахалинска о признании незаконным предписания Хабаровского территориального отдела государственного авиационного надзора Межрегионального территориального управления Федеральной службы по надзору в сфере транспорта по Дальневосточному федеральному округу об устранении выявленных нарушений от 22 сентября 2021 года

УСТАНОВИЛ:

Администрация города Южно-Сахалинска обратилась в Южно-Сахалинский городской суд с настоящим административным исковым заявлением, в обоснование указав, что 22 сентября 2021 года Хабаровским территориальным отделом Государственного авиационного надзора в адрес административного истца выдано предписание которым предписано принять исчерпывающие меры по устранению выявленных нарушений на ) ограничений использования объектов недвижимости и осуществления деятельности, которые допущены в Правилах землепользования и застройки городского округа, влияющих на безопасность полетов воздушных судов и приведение в соответствие с требованиями статьи 47 Воздушного кодекса Российской Федерации; на период устранения нарушений принять меры в рамках имеющихся полномочий, направленные на исключение негативного влияния на безопасность полетов воздушных судов; об устранении нарушений проинформировать Хабаровский ТО ГАН в срок до 01 декабря 2022 года. С указанным предписанием администрация не согласна, считает его необоснованным и незаконным. По мнению истца, предписание в части принятия мер на период устранения нарушений является неисполнимым и незаконно возложенным, поскольку пункт 8.24 Федеральных авиационных правил, утвержденных приказом Минтранса России от 31 июля 2009 года № 128, указанный в обоснование нарушений требований, не распространяет свое действие на администрацию города. Пункт первый предписания также является неисполнимым, поскольку одной из мер, в результате принятия которой возможна ликвидация условий, способствующих скоплению птиц на аэродромах, является прекращений эксплуатации свалки ТБО, что в настоящее время не представляется возможным до начала эксплуатации нового полигона ТБО. Определением суда от 09 января 2020 года в рамках дела по иску Сахалинского межрайонного природоохранного прокурора о прекращении эксплуатации свалки, завершении строительства нового полигона, рекультивации существующего, предоставлена отсрочка исполнения решения сроком до 31 декабря 2021 года. Кроме того, эксплуатантом действующей городской свалки на постоянной основе проводятся мероприятия по защите от птиц полигона ТБО в городе Южно-Сахалинске путем засыпки (изоляции) отходов грунтом, в целях сокращения площади поверхности, на которой происходит кормление птиц. По изложенным основаниям административный истец (с учетом уточнения от 26 января 2022 года) просит суд признать незаконным предписание Хабаровского ТО ГАН об устранении выявленных нарушений от 22 сентября 2021 года .

Определением суда от 27 января 2022 года к участию в деле в качестве административного соответчика привлечено Межрегиональное территориальное управление Федеральной службы по надзору в сфере транспорта по Дальневосточному федеральному округу (далее – МТУ Ространснадзора по ДФО).

В судебном заседании представитель административного истца ФИО доводы иска поддержала, просила удовлетворить.

Представители административных ответчиков в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения административного дела извещены, от Хабаровского ТО ГАН поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя.

В соответствии со статьей 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации дело рассмотрено при имеющейся явке участников.

Заслушав участника, исследовав имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, проанализировав нормы действующего законодательства, регулирующего спорные правоотношения, суд приходит к следующему.

Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Разрешая заявленные требования, суд не усматривает оснований для их удовлетворения в силу следующего.

Федеральный государственный контроль (надзор) в области гражданской авиации предусмотрен положениями статьи 28 Воздушного кодекса Российской Федерации и осуществляется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в соответствии с положением, утверждаемым Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 20 февраля 2019 года № 164 «О федеральных органах исполнительной власти, уполномоченных на осуществление функций, предусмотренных пунктом 7 статьи 47 Воздушного кодекса Российской Федерации» таким федеральным органом в отношении приаэродромных территорий аэродромов гражданской авиации определена Федеральная служба по надзору в сфере транспорта.

Согласно Положению о Межрегиональном территориальном управлении Федеральной службы по надзору в сфере транспорта по Дальневосточному федеральному округу, утвержденному приказом Ространснадзора от 26 марта 2021 года , Управление осуществляет функции по федеральному государственному контролю (надзору) в области гражданской авиации на территории, в числе прочего, Сахалинской области, включая осуществление контроля и надзора за соблюдением законодательства Российской Федерации, в том числе международных договоров Российской Федерации о гражданской авиации (в том числе использования воздушного пространства Российской Федерации; аэронавигационного обслуживания пользователей воздушного пространства Российской Федерации, авиационно-космического поиска и спасания), государственного надзора за соблюдением юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями и их уполномоченными представителями (далее - контролируемые лица) требований, установленных международными договорами Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации в области гражданской авиации, использования воздушного пространства Российской Федерации, посредством организации и проведения контрольных (надзорных) мероприятий в отношении контролируемых лиц либо транспортных и технических средств в процессе их эксплуатации.

Правила обеспечения и выполнения полетов в гражданской авиации установлены, в том числе, Федеральными авиационными правилами «Подготовка и выполнение полетов в гражданской авиации Российской Федерации», утвержденными приказом Минтранса России от 31 июля 2009 года № 128, пунктом 8.24 которых предусмотрено орнитологическое обеспечение полетов, которое включает в себя комплекс мероприятий, направленных на предотвращение столкновений воздушных судов с птицами, в частности: орнитологическое обследование района аэродрома; ликвидацию условий, способствующих скоплению птиц на аэродромах, и проведение мероприятий по их отпугиванию; сбор и оценку сведений о фактической орнитологической обстановке в районе аэродрома в целях определения опасности, создаваемой птицами для полетов воздушных судов.

В соответствии со статьей 47 Воздушного кодекса Российской Федерации приаэродромная территория устанавливается актом уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти в целях обеспечения безопасности полетов воздушных судов, перспективного развития аэропорта и исключения негативного воздействия оборудования аэродрома и полетов воздушных судов на здоровье человека и окружающую среду в соответствии с настоящим Кодексом, земельным законодательством, законодательством о градостроительной деятельности с учетом требований законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Указанным актом на приаэродромной территории устанавливаются ограничения использования земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимости и осуществления экономической и иной деятельности (пункт 1).

Приаэродромная территория является зоной с особыми условиями использования территорий (пункт 2).

На приаэродромной территории выделяются соответствующие подзоны, в которых устанавливаются ограничения использования объектов недвижимости и осуществления деятельности, в частности, шестая подзона, в которой запрещается размещать объекты, способствующие привлечению и массовому скоплению птиц (подпункт 6 пункта 3).

Понятие приаэродромной территории приведено в пункте 2 Федеральных правил использования воздушного пространства Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 марта 2010 года № 138 - как прилегающий к аэродрому участок земной или водной поверхности, в пределах которого (в целях обеспечения безопасности полетов и исключения вредного воздействия на здоровье людей и деятельность организаций) устанавливается зона с особыми условиями использования территории.

Согласно подпункту «д» пункта 3 Правил выделения на приаэродромной территории подзон, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 02 декабря 2017 года № 1460 (в редакции, действовавшей на дату принятия оспариваемого предписания 22 сентября 2021 года), выделение шестой подзоны осуществляется по границам, установленным на удалении 15 километров от контрольной точки аэродрома.

Согласно пункту 2 статьи 104 Земельного кодекса Российской Федерации в целях, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, в границах зон с особыми условиями использования территорий устанавливаются ограничения использования земельных участков, которые распространяются на все, что находится над и под поверхностью земель, если иное не предусмотрено законами о недрах, воздушным и водным законодательством, и ограничивают или запрещают размещение и (или) использование расположенных на таких земельных участках объектов недвижимого имущества и (или) ограничивают или запрещают использование земельных участков для осуществления иных видов деятельности, которые несовместимы с целями установления зон с особыми условиями использования территорий.

Согласно подпункту 7 пункта 5 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки, предназначенные, в частности, для строительства, реконструкции и (или) эксплуатации объектов воздушного транспорта, сооружений навигационного обеспечения воздушного движения.

Пунктом 7 статьи 47 Воздушного кодекса Российской Федерации установлено, что в случае выявления в правилах землепользования и застройки поселения, городского округа, межселенной территории нарушений установленных на приаэродромной территории ограничений использования объектов недвижимости и осуществления деятельности оператор аэродрома гражданской авиации либо организация, осуществляющая эксплуатацию аэродрома экспериментальной авиации или уполномоченная федеральным органом исполнительной власти, в ведении которого находится аэродром государственной авиации, обязаны подготовить заключение о нарушении установленных на приаэродромной территории ограничений использования объектов недвижимости и осуществления деятельности и направить его в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти.

Уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти в течение десяти дней со дня поступления заключения о нарушении установленных на приаэродромной территории ограничений использования объектов недвижимости и осуществления деятельности обязан направить в орган местного самоуправления соответствующего муниципального образования предписание об устранении нарушений установленных на приаэродромной территории ограничений использования объектов недвижимости и осуществления деятельности, которые допущены в правилах землепользования и застройки поселения, городского округа, межселенной территории, в том числе о сносе самовольной постройки. Такое предписание может быть обжаловано органом местного самоуправления соответствующего муниципального образования в суд.

Как установлено в ходе рассмотрения дела, приказом Росавиации от 26 декабря 2019 года (с изменениями, внесенными приказом Росавиации от 28 мая 2021 года ) установлена приаэродромная территория ), на которой выделена шестая подзона.

17 сентября 2021 года (входящий ) в адрес Хабаровского территориального отдела государственного авиационного надзора МТУ Ространснадзора по ДФО поступило заключение АО «Аэропорт Южно-Сахалинск» от 09 сентября 2021 года о выявленном нарушении установленных на приаэродромной территории аэродрома ) ограничений использования объектов недвижимости и осуществления деятельности, которым установлено, что на удалении 5 170 метров на северо-запад от торца (искусственная взлетно-посадочная полоса) аэродрома ) в шестой подзоне приаэродромной территории аэродрома установленной приказом Росавиации от 26 декабря 2019 года (с изменениями, внесенными приказом Росавиации от 28 мая 2021 года ), в нарушение подпункта 6 пункта 3 статьи 47 Воздушного кодекса Российской Федерации расположен полигон твердых бытовых отходов (ТБО).

Согласно пункту 9.2 Отчета о научно-исследовательской работе по теме «», утвержденного директором ИБПС ДВО РАН от 30 сентября 2021 года, расположение аэродрома Южно-Сахалинск на пролетном пути вблизи залива , окружение его речной сетью, близость крупного города, полигона ТБО являются основными факторами, привлекающими птиц к аэропорту.

По результатам рассмотрения заключения о выявленном нарушении установленных на приаэродромной территории аэродрома ограничений использования объектов недвижимости и осуществления деятельности в адрес администрации города Южно-Сахалинска в порядке пункта 7 статьи 47 Воздушного кодекса Российской Федерации Хабаровским территориальным отделом государственного авиационного надзора МТУ Ространснадзора по ДФО направлено предписание от 22 сентября 2021 года об устранении выявленных нарушений, которым администрации города Южно-Сахалинска предписано принять исчерпывающие меры по устранению выявленных нарушений на приаэродромной территории аэродрома ) ограничений использования объектов недвижимости и осуществления деятельности, которые допущены в Правилах землепользования и застройки городского округа, влияющих на безопасность полетов воздушных судов и приведение в соответствие с требованиями статьи 47 Воздушного кодекса Российской Федерации (пункт 1); на период устранения нарушений принять меры в рамках имеющихся полномочий, направленные на исключение негативного влияния на безопасность полетов воздушных судов (пункт 2); об устранении нарушений проинформировать Хабаровский ТО ГАН в срок до 01 декабря 2022 года.

30 ноября 2021 года администрация города Южно-Сахалинска обратилась с письменным запросом о разъяснении способа и продлении срока исполнения предписания до 31 декабря 2022 года.

Письмом от 28 декабря 2021 года Хабаровский территориальный отдел государственного авиационного надзора МТУ Ространснадзора по ДФО разъяснил администрации города Южно-Сахалинска, что исполнение предписания возможно в том числе, путем прекращения эксплуатации действующей свалки ТБО, и, учтя доводы заявителя, продлил срок исполнения предписания до 31 декабря 2022 года.

При таком положении, с учетом вышеприведенных нормативных положений оспариваемое административным истцом предписание об устранении выявленных нарушений является обоснованным, вынесено административным органом в рамках предоставленных полномочий.

Доводы иска о незаконности выданного предписания ввиду отсутствия у администрации города Южно-Сахалинска обязанности по проведению мероприятий, направленных на предотвращение столкновений судов с птицами, а именно, ликвидации условий, способствующих скоплению птиц на аэродромах, и проведение мероприятий по их отпугиванию, суд отклоняет, поскольку необходимость принятия органом местного самоуправления мер по устранению нарушений, установленных на приаэродромной территории ограничений использования объектов недвижимости и осуществления деятельности (в рассматриваемом случае полигона твердых бытовых отходов, являющегося одним из основных факторов, привлекающих птиц к аэропорту), прямо предусмотрена пунктом 7 статьи 47 Воздушного кодекса Российской Федерации.

При этом ссылка в оспариваемом предписании на пункт 8.24 Федеральных авиационных правил «Подготовка и выполнение полетов в гражданской авиации Российской Федерации», утвержденных приказом Минтранса России от 31 июля 2009 года , не свидетельствует о незаконности предписания, поскольку не возлагает на администрацию города Южно-Сахалинска обязанность по исполнению указанного нормативного правового акта в качестве лица, осуществляющего организацию, обеспечение, выполнение полетов гражданских воздушных судов.

Приведенные административным истцом обстоятельства, свидетельствующие, по его утверждению, о невозможности прекращения в настоящее время с учетом сложившихся обстоятельств (сроков строительства нового полигона ТБО) эксплуатации действующей свалки ТБО, расположенной в шестой приаэродромной подзоне, принимаемых эксплуатантом свалки мерах по защите полигона ТБО от птиц путем засыпки (изоляции) отходов грунтом, в целях сокращения площади поверхности, на которой происходит кормление птиц, на законность оспариваемого предписания не влияют.

По смыслу положений статьей 218 и 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации решения и действия (бездействие) органа, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, могут быть признаны незаконными при наличии одновременно двух условий: несоответствия решения, действия (бездействия) закону и нарушения таким решением, действием (бездействием) прав и законных интересов лица, обратившегося в суд за судебной защитой.

При недоказанности хотя бы одного из названных условий административное исковое заявление не может быть удовлетворено.

Поскольку в ходе судебного разбирательства не установлено нарушения прав и законных интересов административного истца со стороны административных ответчиков, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.

На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 177-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Председательствующий судья О.Ю. Павлова

Решение в окончательной форме принято ДД.ММ.ГГГГ.

Председательствующий судья О.Ю. Павлова