ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1885/2022УИД360001-01-2022-002016-81 от 23.08.2022 Железнодорожного районного суда г. Воронежа (Воронежская область)

Дело № 2а-1885/2022 УИД 36RS0001-01-2022-002016-81

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

23 августа 2022 года г. Воронежа

Железнодорожный районный суд г. Воронежа в составе председательствующего судьи Кривотулова И.С.

при секретаре Бухтояровой В.М.,

рассмотрев административное дело по иску Казакова Леонида Серафимовича к Межрайонной ИФНС России № 15 по Воронежской области, Управлению Федеральной налоговой службы по Воронежской области о признании не подлежащим исполнению требование об уплате задолженности, возложении обязанности устранить допущенные нарушения прав и законных интересов,

установил:

Казаков Л.С. обратился в суд с иском к Межрайонной ИФНС России № 15 по Воронежской области о признании незаконным и не подлежащим исполнению требования № 3527 от 28.01.2022 года Межрайонной ИФНС России № 15 по Воронежской области об уплате задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату страховой пенсии в размере 32448 рублей и пени в размере 156 рублей 29 копеек, по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в размере 8426 рублей и пени в размере 40 рублей 59 копеек; возложении обязанности устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Казакова Л.С.

Свои исковые требования мотивирует тем, что Межрайонной ИФНС России № 15 по Воронежской области в его адрес направлено требование № 3527 от 28.01.2022 года об уплате задолженности по страховым взносам на ОПС в фиксированном размере в Пенсионный фонд Российской Федерации и страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, а также пени. Указанное требование считает не подлежащим исполнению, поскольку постановка на учет адвоката, которым он, Казаков Л.С. является, осуществляется налоговым органом по месту его жительства на основании сведений, предоставляемых адвокатской палатой субъекта Российской Федерации. Таким образом, требование об уплате взносов в отношении него, Казакова Л.С., могло быть направлено МИ ФНС № 16 по Воронежской области, в котором он состоит на налоговом учете. Такими полномочиями МИ ФНС № 15 по Воронежской области не наделена. Кроме того утверждает, что в силу прямого указания норм налогового законодательства, ссылки на который приводит в иске, в случае превышения дохода налогоплательщика, являющегося адвокатом, за расчетный период суммы в размере 300 000 рублей, могут взыскиваться страховые взносы. Если же доход от профессиональной деятельности не превышает указанной суммы, взносы не подлежат уплате, потому при отсутствии доказательств превышения дохода адвоката величины в 300 000 рублей, требование № 3527 от 28.01.2022 года является незаконным и не подлежит исполнению. До обращения с иском в суд им, Казаковым Л.С., в Управление Федеральной налоговой службы по Воронежской области направлялась жалоба, которая решением налогового органа от 14.04.2022 года оставлена без удовлетворения.

Определением судьи Железнодорожного районного суда г. Воронежа от 21.06.2022 года к участию в рассмотрении дела в качестве административного соответчика привлечено Управление Федеральной налоговой службы по Воронежской области (л.д. 1-2).

В судебном заседании представитель Межрайонной ИФНС России № 15 по Воронежской области Нагаева О.Ю., действующая по доверенности, поддержала доводы письменных возражений на иск, приобщенные к материалам дела.

Административный истец, его представитель, а также представитель Управления Федеральной налоговой службы по Воронежской области, извещенные о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, в судебное заседание не явились, о причинах неявки не сообщили, потому суд счел возможным рассмотреть дело без их участия.

Изучив материалы дела, заслушав представителя ответчика, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии со ст.218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Согласно части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений: 1) об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление; 2) об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.

В соответствии с частью 9 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

На основании части 11 указанной статьи, обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 статьи 226, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 статьи 226, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

Как следует из содержания иска и не оспаривалось сторонами, Казаков Л.С. имеет статус адвоката. Межрайонной ИФНС России № 15 по Воронежской области в адрес Казакова Л.С. направлено требование № 3527 об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов (для физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями) по состоянию на 28.01.2022 года. В требовании Казаков Л.С. поставлен в известность о необходимости уплаты числящейся недоимки в виде задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату страховой пенсии в размере 32448 рублей и пени в размере 156 рублей 29 копеек, по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в размере 8426 рублей и пени в размере 40 рублей 59 копеек (л.д. 12-13).

Не согласившись с указанным требованием и выражая несогласие с обязанностью по уплате взносов и пени, Казаков Л.С. обратился в Управление Федеральной налоговой службы по Воронежской области с жалобой о признании незаконным указанного налогового требования. По результатам рассмотрения жалобы принято решение об оставлении жалобы без удовлетворения.

Оценивая основания заявленного иска о незаконности указанного требования, которое, по мнению Казакова Л.С., не подлежит исполнению, суд руководствуется и учитывает следующее.

Согласно ст. 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

Законодательство Российской Федерации о налогах и сборах состоит из Кодекса и принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах, сборах, страховых взносах (п.1 ст. 1 НК РФ).

На основании п. 1 ст. 3 НК РФ каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения.

В соответствии с пп. 2 п. 1 ст. 3 ФЗ от 15.12.2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», страхователями по обязательному пенсионному страхованию являются индивидуальные предприниматели, адвокаты, арбитражные управляющие, нотариусы, занимающиеся частной практикой.

Пунктом 3 ст. 8 НК РФ установлено, что под страховыми взносами понимаются обязательные платежи на обязательное пенсионное страхование, обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, на обязательное медицинское страхование, взимаемые с организаций и физических лиц в целях финансового обеспечения реализации прав застрахованных лиц на получение страхового обеспечения по соответствующему виду обязательного социального страхования.

С 1 января 2017 вопросы исчисления и уплаты обязательных страховых взносов регулируются Главой 34 НК РФ, введенной в действие Федеральным законом от 3 июля 2016 № 243-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование".

Объект обложения страховыми взносами, база для начисления страховых взносов, суммы, не подлежащие обложению страховыми взносами, порядок исчисления, порядок и сроки уплаты страховых взносов, порядок обеспечения исполнения обязанности по уплате страховых взносов регулируются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, если иное не установлено настоящим Федеральным законом (п. 2 ст. 10 ФЗ от 15.12.2001 г. № 167-ФЗ).

Плательщиками страховых взносов признаются следующие лица, являющиеся страхователями в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования: индивидуальные предприниматели, адвокаты, медиаторы, нотариусы, занимающиеся частной практикой, арбитражные управляющие, оценщики, патентные поверенные и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой (далее - плательщики, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам) – п.п. 2 п. 1 ст. 419 НК РФ.

В силу п. 1 ст. 420 НК РФ объектом обложения страховыми взносами для плательщиков, указанных в абзацах втором и третьем подпункта 1 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей, признаются выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования (за исключением вознаграждений, выплачиваемых лицам, указанным в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса).

Расчетным периодом согласно п. 1 ст. 423 НК РФ признает календарный год, при этом плательщики, указанные в подпункте 2 пункта 1 НК РФ уплачивают страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в размере, определяемом в порядке п. 1 ст. 430 НК РФ, а именно (страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в размере, который определяется в следующем порядке, если иное не предусмотрено настоящей статьей: в случае, если величина дохода плательщика за расчетный период не превышает 300 000 рублей, - в фиксированном размере 26 545 рублей за расчетный период 2018 года, 29 354 рублей за расчетный период 2019 года, 32 448 рублей за расчетный период 2020 года; в случае если величина дохода плательщика за расчетный период превышает 300 000 рублей, - в фиксированном размере 26 545 рублей за расчетный период 2018 года (29 354 рублей за расчетный период 2019 года, 32 448 рублей за расчетный период 2020 года) плюс 1,0 процента суммы дохода плательщика, превышающего 300 000 рублей за расчетный период. В части уплаты страховых взносов на обязательное медицинское страхование: в фиксированном размере 5 840 рублей за расчетный период 2018 года, 6 884 рублей за расчетный период 2019 года и 8 426 рублей за расчетный период 2020 года.

Таким образом, страховые взносы предусмотренные Главой 34 НК РФ в отношении лиц указанных в пп. 2 п. 1 ст. 419 НК РФ, являются установленными, при этом минимальный фиксированный размер взносов за отчетный период ограничен доходом, размер которого не должен превышать 300 000 рублей, вне зависимости от размера такого дохода, составляющего сумму, меньшую, чем 300 000 рублей.

Согласно абз. 2 п. 2 ст. 432 НК РФ суммы страховых взносов за расчетный период уплачиваются плательщиками не позднее 31 декабря текущего календарного года, если иное не предусмотрено указанной статьей. Страховые взносы, исчисленные с суммы дохода плательщика, превышающей 300 000 рублей за расчетный период, уплачиваются плательщиком не позднее 1 июля года, следующего за истекшим расчетным периодом.

В соответствии с пп. 2 п. 4 ст. 430 НК РФ календарным месяцем начала деятельности для адвоката, медиатора, нотариуса, занимающегося частной практикой, арбитражного управляющего, оценщика, патентного поверенного и иных лиц, занимающихся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой, признается календарный месяц, в котором указанные лица поставлены на учет в налоговом органе.

Согласно п. 7 ст. 430 Кодекса плательщики, в том числе адвокаты, указанные в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 НК РФ, не исчисляют и не уплачивают страховые взносы на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование за периоды, в которых приостановлен статус адвоката и в течение которых ими не осуществлялась соответствующая деятельность, при условии представления ими в налоговый орган по месту учета заявления об освобождении от уплаты страховых взносов и подтверждающих документов.

На основании абз. 2 п. 6 ст. 83 НК РФ постановка на учет адвоката осуществляется налоговым органом по месту его жительства на основании сведений, сообщаемых адвокатской палатой субъекта Российской Федерации в соответствии со статьей 85 Кодекса.

Федеральным законом № 502-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" статья 6 и статья 7 Федерального закона № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» были дополнены положениями в части исключения из числа страхователей и застрахованных лиц адвокатов, являющихся получателями пенсии за выслугу лет или пенсии по инвалидности в соответствии с Законом Российской Федерации от 12.02.1993 № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей» (далее - Закон РФ № 4468-1) и не вступивших добровольно в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию. Адвокаты, получающие пенсии за выслугу лет или по инвалидности в соответствии с Законом РФ № 4468-1, не являются плательщиками страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, с момента вступления Федерального закона № 502-ФЗ в силу с 10.01.2021 года.

Для отнесения физического лица к пенсионеру, получающему пенсию за выслугу лет или по инвалидности, в соответствии с Законом РФ № 4468-1 и в целях прекращения у адвоката обязанности по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование необходимо обратиться в налоговый орган по месту жительства с заявлением о прекращении обязанности по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование по установленной форме (КНД 1150118) с представлением копии пенсионного удостоверения.

С заявлением указанной формы и соответствующими подтверждающими документами адвокат Казаков Л.С. в инспекцию не обращался, доказательств такого обращения материалы административного дела не содержат, при этом Казаков Л.С. не лишен права на обращение с таким заявлением в налоговый орган.

Изложенное позволяет суду прийти к выводу о том, что Казаков Л.С. является налогоплательщиком указанных в налоговом требовании страховых взносов и обязан был уплатить обязан был в срок до 10.01.2022 оплатить сумму страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере 32448,00 рублей за 2021 год, а также сумму страховых взносов на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере 8426,00 рублей за тот же налоговый период.

Согласно п. 2 ст. 69 Кодекса требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки.

На основании п. 4 ст. 69 НК РФ требование об уплате налога должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком. Требование об уплате налога, направляемое физическому лицу, должно содержать также сведения о сроке уплаты налога, установленном законодательством о налогах и сборах.

Приказом ФНС России от 14.08.2020 № ЕД-7-8/583@ "Об утверждении форм документа о выявлении недоимки, требований об уплате (возврате) налогов, сборов, страховых взносов, пени, штрафов, процентов, а также документов, используемых налоговыми органами при применении обеспечительных мер и взыскании задолженности по указанным платежам" (далее - Приказ ФНС России от 14.08.2020 № ЕД-7-8/583@) в целях исполнения налоговыми органами обязанности по принудительному взысканию налогов, сборов, страховых взносов, пени, штрафов, процентов в бюджетную систему Российской Федерации, утверждена форма требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов (для физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями) согласно приложению № 3 к указанному приказу.

В связи с наличием задолженности по уплате налогов, сборов МИФНС России № 15 по Воронежской области в адрес Казакова Л.С. было выставлено оспариваемое требование от 28.01.2022 № 3527, которое составлено по форме, установленной Приказом ФНС России от 14.08.2020 №ЕД-7-8/583@, имеет ссылку на положения законодательства о налогах и сборах, устанавливающих обязанность налогоплательщика уплатить налог.

Суд не может согласиться с доводами административного иска об отсутствии полномочий у Межрайонной ИФНС России № 15 по Воронежской области на выставление ему налогового требования ввиду следующего.

В соответствии с приказом УФНС России по Воронежской области от 17.08.2020 № 02-05-05/106@ «О структуре Управления Федеральной налоговой службы по Воронежской области» функции по управлению долгом централизованы на базе Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 15 по Воронежской области.

Приказом УФНС России по Воронежской области от 11.12.2020 №02-05-17/159@ «Об утверждении регламента взаимодействия Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 15 по Воронежской области и территориальных налоговых органов Воронежской области в условиях централизации функций по управлению долгом» проведение мероприятий в соответствии со ст. 69 НК РФ по формированию и направлению Требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов входит в функции Долгового центра, то есть не относится к компетенции территориального налогового органа по месту учета налогоплательщика.

Согласно пункту 1.2 указанного Регламента, Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 15 по Воронежской области – Долговой центр, является территориальным налоговым органом, на базе которого осуществлена централизация функций по управлению долгом в отношении юридических лиц, а также индивидуальных предпринимателей и физических лиц.

Аналогичные функции закреплены в Положении о Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 15 по Воронежской области, утвержденной исполняющим обязанности руководителя Управления Федеральной налоговой службы по Воронежской области от 17.11.2020 года.

Таким образом, формирование и направление Казакову Л.С. требования №3527 от 28.01.2022 года Межрайонная ИФНС России № 15 по Воронежской области действовала в пределах предоставленных ей полномочий, потому каких-либо прав административного истца, нуждающихся в восстановлении, не нарушила.

Доводы иска в части не конституционности положений пункта 3 статьи 420 НК РФ не могут быть предметом оценки районного суда при рассмотрении настоящего административного дела, поскольку относятся к компетенции высшего органа конституционного контроля. Таких требований Казаковым Л.С. не заявлялось, доказательств обращения в Конституционный Суд Российской Федерации с заявлением о проверке соответствия приведенных норм налогового законодательства Конституции Российской Федерации, административным истцом не предоставлено также как и доказательств рассмотрения такого заявления высшим органом конституционного контроля.

Учитывая изложенное, суд находит заявленные исковые требования не обоснованными и не подлежащими удовлетворению, поскольку основания иска не нашли свое подтверждение в ходе рассмотрения дела. Нарушений прав административного истца действиями одного из ответчиков формированием и направлением налогового требования судом не установлено.

По иным основаниям Казаковым Л.С. действия Межрайонной ИФНС России № 15 по Воронежской области, связанные с формированием и выставлением налогового требования, в том числе порядок начисления пени и ее размер, в ходе рассмотрения дела не оспариваются.

Суд также принимает во внимание то, что иных доказательств суду не предоставлено, и в соответствии с требованиями ст.176 КАС РФ основывает решение только на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании.

Учитывая изложенное и руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ суд

решил:

исковые требования Казакова Леонида Серафимовича к Межрайонной ИФНС России № 15 по Воронежской области, Управлению Федеральной налоговой службы по Воронежской области о признании незаконным и не подлежащим исполнению требование № 3527 от 28.01.2022 года Межрайонной ИФНС России № 15 по Воронежской области об уплате задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату страховой пенсии в размере 32448 рублей и пени в размере 156 рублей 29 копеек, по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в размере 8426 рублей и пени в размере 40 рублей 59 копеек; возложении обязанности устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Казакова Леонида Серафимовича – оставить без удовлетворения.

Решение суда может быть обжаловано в судебную коллегию Воронежского областного суда в месячный срок со дня изготовления решения в окончательной форме через районный суд.

Председательствующий судья Кривотулов И.С.

Решение в окончательной форме изготовлено 25.08.2022 года.