Дело № 2а-1886/2020 КОПИЯ
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
07 сентября 2020 года г. Хабаровск
Центральный районный суд города Хабаровска в составе
председательствующего судьи Чижовой Н.А.,
при секретаре судебного заседания Бальченко А.А.,
с участием: представителя административного истца ФИО1, представителей ответчика ФИО2, ФИО3, представителя заинтересованного лица ФИО4,
рассмотрев в судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО6 к Центру Государственной инспекции по маломерным судам (управление) Главного управления МЧС России по Хабаровскому краю о признании незаконным отказ в принятии заявления об исключении из реестра маломерных судов, обязании аннулировать записи о регистрации маломерных судов в реестре маломерных судов,
УСТАНОВИЛ:
ФИО6 обратился в суд с административным иском к Центру Государственной инспекции по маломерным судам (управление) Главного управления МЧС России по Хабаровскому краю о признании незаконным отказ в принятии заявления об исключении из реестра маломерных судов, обязании аннулировать записи о регистрации маломерных судов в реестре маломерных судов.
Заявленные требования обоснованы тем, что 25.03.2020 ФИО6 обратился к Руководителю инспекционного отделения Центра ГИМС (по Хабаровскому району) (Управления) ГУ МЧС России по Хабаровскому краю ст. госинспектору ФИО5 с заявлениями об исключении из реестра маломерных судов резиновой лодки «Омега», регистрационный номер № и судна «Комбат», регистрационный номер № (заявления вх. № от ДД.ММ.ГГГГ, вх. № от ДД.ММ.ГГГГ), так как данные судна ему не принадлежат и им на регистрационный учет не ставились, документов на данные судна у него не имеется. ДД.ММ.ГГГГ ВрИО руководителя инспекционного отделения по Хабаровскому району ФИО11 отказал в принятии заявлений об исключении из реестра маломерных судов, сославшись на п. 35 Приказа МЧС России от 24 июня 2016 г. N 339 "Об утверждении Административного регламента Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий предоставления государственной услуги по государственной регистрации маломерных судов, поднадзорных Государственной инспекции по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий" (далее - Регламент).
ФИО6 считает отказы в принятии заявлений об исключении из реестра маломерных судов необоснованными и нарушающими его права и обязанности.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО6 получил информационное письмо от ИФНС России по Железнодорожному району г. Хабаровска № от ДД.ММ.ГГГГ, что он, согласно сведениям ГИМС, является собственником моторной лодки № с ДД.ММ.ГГГГ и ему начислен транспортный налог.
ФИО6 обратился в Прокуратуру Хабаровского края с жалобой по вопросу неправомерного начисления транспортного налога за моторную лодку №. После обращения в Прокуратуру Хабаровского края, ФИО6 получил информационное письмо от ФКУ «Центр ГИМС МЧС России по Хабаровскому краю» от 10.02.2017 № 131, в котором указано, что маломерное моторное судно «Комбат» регистрационный номер № было зарегистрировано ДД.ММ.ГГГГ в инспекторском участке Хабаровского района Центра ГИМС МЧС России по Хабаровскому краю, которая располагалась в 2007 году в п. Николаевка Смидовичского района Еврейской АО, которая в 2011 была упразднена и лиц проводивших регистрацию уже нет, финансовых документов так же нет, а информация о регистрации осталась в судовых журналах, карточках-заявлениях судовладельцев, а также в АИС ГИМС МЧС России. Так же согласно базе данных АИС ГИМС МЧС России ФИО6 зарегистрировал на себя ДД.ММ.ГГГГ, маломерное гребное судно, резиновая лодка «Омега» регистрационный номер № Регистрация судна произведена в том же инспекторском участке Хабаровского района Центра ГИМС МЧС России по Хабаровскому краю. Так же ФИО6 получил ответ от УФМС Росси по Хабаровскому краю от ДД.ММ.ГГГГ№, в котором отказано в изменении исчисляемой суммы налога, так как сведения о зарегистрированной маломерной лодке регистрационный номер № соответствуют информации ГИМС МЧС России по Хабаровскому краю. В адрес ФИО6 поступил отказ от Прокуратуры Центрального района г. Хабаровска от ДД.ММ.ГГГГ№ о проведении почерковедческой экспертизы, связи с отсутствием полномочий о проведении данной экспертизы.
Так же в адрес ФИО6 поступило определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении № от ДД.ММ.ГГГГ. В определении указано, что согласно полученных ответов в инспекторском участке маломерных судов п. Николаевка ФКУ ГИМС, судов под регистрационным номером № регистрация не проводилась, в числе зарегистрированных подобное судно не значиться. Согласно ответу ИФМС России по Железнодорожному району г. Хабаровска от ДД.ММ.ГГГГ. № Транспортный налог за маломерное моторное судно «Комбат» регистрационный номер № не начислялся и к оплате не предъявлялся. ФИО6 не когда не приобретал моторной лодки регистрационный номер № с ДД.ММ.ГГГГ, а так же маломерной резиновой лодки регистрационный номер № с ДД.ММ.ГГГГ, о том, что до 2016 г. ФИО6 не получал транспортный налог по данным лодкам подтверждается налоговым уведомлением № на уплату транспортного налога физическим лицом за 2007 г., налоговым уведомлением № на уплату транспортного налога физическим лицом за 2010 г., требование № об уплате налогов физического лица за 2012 г. ФИО6 приобретал и регистрировал только одно маломерное моторное судно регистрационный номер № с ДД.ММ.ГГГГ, которое регистрировалось инспекторском участке Центрального района г. Хабаровска Центра ГИМС МЧС России по Хабаровскому краю (в тоже время, когда происходила регистрация спорных лодок). Данное маломерное моторное судно снято регистрационного учета ФИО6 ДД.ММ.ГГГГ, в связи продажей, что подтверждается Сведениями о маломерных судах и об их владельцах (форма КНД1114238) от ДД.ММ.ГГГГ. Действия сотрудников отделения Центра ГИМС (по Хабаровскому району) (Управления) ГУ МЧС России по Хабаровскому краю, нарушают права ФИО6, незаконно возлагают обязанности производить оплату транспортного налога за моторную лодку регистрационный номер № с ДД.ММ.ГГГГ, а так же за маломерную резиновую лодку регистрационный номер № с ДД.ММ.ГГГГ.
В связи с чем, просит признать незаконным отказ инспекционного отделения Центра ГИМС (по Хабаровскому району) (Управления) ГУ МЧС России по Хабаровскому краю в принятии заявлений об исключении из реестра маломерных судов резиновую лодку «Омега» регистрационный номер № и судно «Комбат» регистрационный номер №. (заявления вх. № от ДД.ММ.ГГГГ, вх. № от ДД.ММ.ГГГГ), так как судна ФИО6 не принадлежат, им на регистрационный учет не ставились, документов на данные судна у него не имеются. Обязать инспекционное отделение Центра ГИМС (по Хабаровскому району) (Управления) ГУ МЧС России по Хабаровскому краю аннулировать записи в реестре маломерных судов: о регистрации за ФИО6 маломерного моторного судно «Комбат» регистрационный номер № от ДД.ММ.ГГГГ.; о регистрации за ФИО6 маломерного судно резиновую лодку «Омега» регистрационный номер № от ДД.ММ.ГГГГ.
В ходе рассмотрения дела истец уточнил требования, указав, что в рамках дела была проведена судебная экспертиза вышеуказанных документов. Согласно Заключения эксперта № от ДД.ММ.ГГГГ данного АНО «Хабаровская лаборатория судебной независимой экспертизы», подписи в реестре маломерных судов, записи №№ в колонке «Ф.И.О. и подпись регистратора, а так же регистрационных карточках-заявлениях судовладельца от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ выполнены не ФИО6, а иным лицом.» Данное заключение доказывает, что Истец не регистрировал на себя резиновую лодку «Омега» регистрационный номер № и судно «Комбат» регистрационный номер №, а значит у него не могло быть, судовых билетов на каждое судно, отказ инспекционного отделения Центра ГИМС (по Хабаровскому району) (Управления) ГУ МЧС России по Хабаровскому краю в принятии заявлений об исключении из реестра маломерных судов резиновую лодку «Омега» регистрационный номер № и судно «Комбат» регистрационный номер № (заявления вх. № от ДД.ММ.ГГГГ, вх. № от ДД.ММ.ГГГГ) является незаконным. В связи с чем просит признать незаконным отказ инспекционного отделения Центра ГИМС (по Хабаровскому району) (Управления) ГУ МЧС России по Хабаровскому краю в принятии заявлений об исключении из реестра маломерных судов резиновую лодку «Омега» регистрационный номер № и судно «Комбат» регистрационный номер № (заявления вх. № от ДД.ММ.ГГГГ, вх. № от ДД.ММ.ГГГГ), так как ФИО6 не получал судовые билеты на каждое судно и не мог их приобщить к заявлениям; признать незаконным регистрацию маломерных судов: резиновую лодку «Омега» регистрационный номер № и судно «Комбат» регистрационный номер № ФИО6 так как, им на регистрационный учет они не ставились, документов на данные судна у него не имеются, заявления о регистрации судовладельцем судно от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ в инспекционный участок Хабаровского района Центра ГИМС МЧС России по Хабаровскому краю он не подавал; обязать инспекционное отделение Центра ГИМС (по Хабаровскому району) (Управления) ГУ МЧС России по Хабаровскому краю аннулировать записи в реестре маломерных судов: о регистрации за ФИО6 маломерного моторного судно «Комбат» регистрационный номер № от ДД.ММ.ГГГГ; о регистрации за ФИО6 маломерного судно резиновую лодку «Омега» регистрационный номер № от ДД.ММ.ГГГГ; взыскать с Центра ГИМС (Управления) ГУ МЧС России по Хабаровскому краю расходы по получению заключения эксперта № от ДД.ММ.ГГГГ в АНО «Хабаровская лаборатория судебной независимой экспертизы» в размере 16 500 руб.
Определениями суда к участию в деле в качества заинтересованных лиц привлечено Главное управление МЧС России о Хабаровскому краю, Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 3 по Хабаровскому краю.
В судебном заседании представитель административного истца поддержал заявленные требования в полном объеме, сославшись на обстоятельства указанные в административном иске и уточнении к нему.
Представители административного ответчика, Главного управления МЧС России о Хабаровскому краю в судебном заседании возражали против удовлетворения требований, указав, что считают требования административного истца не подлежащими удовлетворению. Порядок государственной регистрации маломерных судов, используемых в некоммерческих целях, вещных прав на суда, ограничений (обременений) этих прав, а также порядок исключения судов из реестра маломерных судов установлен Правилами государственной регистрации маломерных судов, поднадзорных Государственной инспекции по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, утвержденными приказом МЧС России от 24.06.2016 № 340 (действуют с 01.01.2017). Состав, последовательность и сроки процедур (действий) МЧС России по предоставлению государственной услуги по государственной регистрации судов установлены Административным регламентом предоставления государственной услуги по государственной регистрации маломерных судов, поднадзорных Государственной инспекции по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, утвержденным приказом МЧС России от 24.06.2016 № 339 (действует с 01.01.2017). Согласно пункту 17 Правил государственной регистрации маломерных судов, поднадзорных ГИМС МЧС России, исключение судна из реестра маломерных судов осуществляется органом регистрации, осуществившим государственную регистрацию судна, по заявлению собственника либо уполномоченного им на то лица при наличии у него доверенности, оформленной в соответствии с законодательством Российской Федерации. Пунктами 18, 19 Административного регламента предоставления государственной услуги по государственной регистрации маломерных судов, поднадзорных ГИМС МЧС России, установлен исчерпывающий перечень документов, необходимых в соответствии с нормативными правовыми актами для предоставления государственной услуги, подлежащих представлению заявителем для исключения судна из реестра маломерных судов: заявление; документ, удостоверяющий личность; доверенность, подтверждающая полномочия на осуществление действий от имени заявителя (в случаях, если заявитель не является собственником) (п. 18); судовой билет; документ, подтверждающий основания для исключения судна из реестра маломерных судов (п.п. г) п. 19). Согласно пункту 35 Административного регламента предоставления государственной услуги по государственной регистрации маломерных судов, поднадзорных ГИМС МЧС России, представление заявителем неполного комплекта документов для предоставления государственной услуги в соответствии с Административным регламентом является одним из оснований для отказа в приеме документов, необходимых для предоставления государственной услуги. Согласно сведениям, имеющимся в реестре маломерных судов, за административным истцом зарегистрированы на праве собственности спорные маломерные суда: резиновая лодка «Омега», заводской №, идентификационный № и лодка «Комбат» из ПВХ, регистрационный номер № В регистрационных делах судовладельца ФИО6 имеются: регистрационная карточка - заявление владельца судна от ДД.ММ.ГГГГ, с указанием даты и места рождения заявителя, его места проживания и паспортных данных, о постановке на учет приобретенного им маломерного судна - лодки «Омега» зав. №, материал корпуса - резина, год постройки 2006, длина судна 3,5 м, ширина судна - 1,2 м, высота борта 0,5 м, с указанием адреса стоянки в с. Новокаменка. Из документов, подтверждающих законность приобретения судна, указан паспорт на лодку. После регистрации судна ДД.ММ.ГГГГ ему был присвоен регистрационный № судоводителю был выдан судовой билет №; регистрационная карточка - заявление владельца судна от ДД.ММ.ГГГГ, с указанием даты и места рождения заявителя, его адреса проживания и паспортных данных, идентификационного номера налогоплательщика, о регистрации маломерного судна - лодки «СОМВАТ», материал корпуса - ПВХ, длина 3,8 м, ширина - 1,6 м, высота борта 0,42 м, грузоподъемность 720 кг, пассажировместимость 5 чел., подвесной лодочный мотор «Suzuki», заводской номер № мощность двигателя 30 л.с., с указанием адреса стоянки в с. Новокаменка. Из документов, подтверждающих законность приобретения судна, указаны паспорт на лодку и паспорт на двигатель. После регистрации судна ему был присвоен регистрационный номер № судоводителю был выдан судовой билет №. Регистрация была проведена должностным лицом инспекторского участка Хабаровского района Центра ГИМС МЧС России по Хабаровскому краю, который в 2007 году располагался в <адрес>. Инспекторский участок Хабаровского района с местонахождением в п. Николаевка ЕАО был упразднен с высвобождением его работников. Документы, связанные с регистрацией (квитанции об оплате государственной пошлины за совершение регистрационных действий и выдачу судовых билетов) были уничтожены в связи с истечением срока хранения. Главному управлению МЧС России по Хабаровскому краю как функциональному правопреемнику переданы реестры маломерных судов, регистрационные дела судовладельцев, автоматизированная информационная система (АИС) ГИМС ликвидированного ФКУ «Центр ГИМС МЧС России по Хабаровскому краю». Заявителю было правомерно отказано в приеме документов для предоставления государственной услуги по исключению судов из реестра маломерных судов на основании пункта 35 Административного регламента. На основании чего просят суд требования ФИО6 о признании незаконным отказа инспекторского отделения ГИМС (по Хабаровскому району) Центра ГИМС (управления) Главного управления МЧС России по Хабаровскому краю в приеме заявлений об исключении из реестра маломерных судов резиновой лодки «Омега», регистрационный № и судна «Комбат», регистрационный номер №, и обязании аннулировать записи в реестре маломерных судов о регистрации за ним резиновой лодки «Омега», регистрационный № от ДД.ММ.ГГГГ, и судна «Комбат», регистрационный номер №, от ДД.ММ.ГГГГ оставить без удовлетворения. Также просили применить срок исковой давности для обращения в суд с административным иском, поскольку административный истец получил ответ от ФКУ «Центр ГИМС МЧС России по Хабаровскому краю», с административным иском обратился 06.003.2020.
Представитель заинтересованного лица ФИО4 в судебном заседании вопрос о разрешении административного иска оставила на усмотрение суда.
Административный истец, представитель Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 3 по Хабаровскому краю извещенные о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, в судебное заседание не явились.
В соответствии со ст. ст. 150, 226 КАС РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, неявка которых не является препятствием к рассмотрению дела по существу.
Выслушав пояснения представителей сторон, заинтересованных лиц, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Как установлено судом, 25.02.2020 административный истец обратился с заявлениями к руководителю инспекционного отделения Центра ГИМС (по Хабаровскому району) (Управления) ГУ МЧС России по Хабаровскому краю об исключении из реестра маломерных судов: судна «КОМБАТ» регистрационный норме №, судна «Омега» регистрационный № в связи с тем, что данные судна им на учет не ставились, ему не принадлежат и документов на данные судна у заявителя не имеется.
В принятии заявлений отказано на основании п. 35 Административного регламента Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий предоставления государственной услуги по государственной регистрации маломерных судов, поднадзорных Государственной инспекции по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, утв. приказом МЧС России от 24 июня 2016 г. N 339 (далее Регламент). Согласно указанному пункту Регламента основанием для отказа в приеме документов, необходимых для предоставления государственной услуги: представление заявителем неполного комплекта документов для предоставления государственной услуги в соответствии с настоящим Административным регламентом.
Также в ходе рассмотрения дела установлено, что согласно сведениям, имеющимся в реестре маломерных судов, за административным истцом зарегистрированы на праве собственности вышеуказанные маломерные суда.
Установлено, что в регистрационных делах судовладельца ФИО6 имеются регистрационные карточки – заявления владельца судна от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ, содержащие данные о заявителе, характеристики маломерных судов. Указано на присвоение маломерным судам регистрационных номеров и выдачу заявителю судового билета.
Регистрация проводилась должностным лицом инспекторского участка Хабаровского района Центра ГИМС МЧС России по Хабаровскому краю. В связи изданием распоряжения Правительства Российской Федерации от 05.09.2011 № 1536-р созданы ФКУ «Центр ГИМС МЧС России по Еврейской автономной области» и ФКУ «Центр ГИМС МЧС России по Хабаровскому краю». Инспекторский участок Хабаровского района был упразднен с высвобождением его работников. Документы, связанные с регистрацией были уничтожены в связи с истечением срока хранения.
В соответствии с приказом МЧС России от 01.04.2019 № 201 ДСП «О ликвидации некоторых учреждений, находящихся в ведении МЧС России» в отношении ФКУ «Центр ГИМС МЧС России по Хабаровскому краю» проведена процедура ликвидации, деятельность учреждения прекращена 30.08.2019.
Исполнение государственной функции по надзору за пользованием маломерными судами на водных объектах и базами (сооружениями) для их стоянок и предоставление государственных услуг, включая государственную регистрацию маломерных судов, поднадзорных ГИМС МЧС России, ранее оказываемых ФКУ «Центр ГИМС МЧС России по Хабаровскому краю», с 01.07.2019 осуществляет Главное управление МЧС России по Хабаровскому краю, в штат которого с указанной даты введено помимо прочих новое структурное подразделение - Центр Государственной инспекции по маломерным судам (управление).
Приказом МЧС России от 25.03.2019 № 157 «О внесении изменений в приложения № 1, № 2 к приказу МЧС России от 06.08.2004 № 372» внесены соответствующие изменения в приказ МЧС России от 06.08.2004 № 372 «Об утверждении Положения о территориальном органе Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий - органе, специально уполномоченном решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъекту Российской Федерации», определяющий полномочия Главного управления МЧС России по Хабаровскому краю.
Главному управлению МЧС России по Хабаровскому краю как функциональному правопреемнику переданы реестры маломерных судов, регистрационные дела судовладельцев, автоматизированная информационная система (АИС) ГИМС ликвидированного ФКУ «Центр ГИМС МЧС России по Хабаровскому краю».
Приказ МЧС России от 24.06.2016 N 339 утвержден административный регламент определяющий состав, сроки и последовательность административных процедур (действий) при предоставлении Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее - МЧС России) государственной услуги по государственной регистрации маломерного судна, используемого в некоммерческих целях (далее - государственная услуга), и устанавливающий порядок взаимодействия между органами Государственной инспекции по маломерным судам МЧС России (далее - ГИМС МЧС России), ее должностными лицами с заявителями, учреждениями и организациями при предоставлении государственной услуги.
Пунктом 18 Регламента уставлен перечень документов, необходимых для предоставления государственной услуги.
Согласно подп. «г» п. 19 Регламента в дополнение к документам, указанным в пункте 18 настоящего Регламента, в зависимости от требуемого результата предоставления государственной услуги заявитель представляет для исключения судна из реестра маломерных судов: судовой билет; документ, подтверждающий основания для исключения судна из реестра маломерных судов.
В силу п. 24 Регламента в качестве документа, подтверждающего основания для исключения судна из реестра маломерных судов, представляется один из нижеперечисленных документов: договор в отношении судна, совершенный в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения судна на момент совершения сделки; судебный акт, вступивший в законную силу; решение государственного органа о реквизиции судна; справка о прекращении гражданства Российской Федерации, выданная на имя собственника судна; документ, подтверждающий реорганизацию или ликвидацию юридического лица, являющегося собственником судна; документ, подтверждающий гибель, конструктивную гибель судна, пропажу судна без вести, а также утрату судном качества судна в результате перестройки либо любых других изменений.
Согласно доводам административного истца у него отсутствовала возможность предоставления указанных документов, поскольку спорные судна ему не принадлежат, он их на учет не ставил и каких-либо документов не имеет.
Для подтверждения своих доводов административной истец ходатайствовал о назначении судебной почерковедческой экспертизы.
Согласно выводам изложенным в заключении эксперта от ДД.ММ.ГГГГ№ АНО «Хабаровская лаборатория судебной и независимой экспертизы» (судебная экспериза) подписи в реестре маломерных судов, записи №№ в колонке «Ф.И.О. и подписи регистратора», а также регистрационных карточках-заявлениях судовладельца от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, выполнены не ФИО6, а иным лицом.
Только на указанные документы административный ответчик ссылался как на подтверждающие законность и обоснованность регистрации масломерных судов за ФИО6
В силу п. 11 ст. 226 КАС РФ обязанность доказывания соблюдения требований нормативных правовых актов, устанавливающих: порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) лежит на органе, наделенном государственными полномочиями и принявшем оспариваемое решения либо совершившее оспариваемые действия (бездействие).
Таким образом, именно на административном ответчике лежит обязанность доказывания соблюдения требований нормативных правовых актов должностными лицами при совершении действий по государственной регистрации маломерных судов.
Ссылки административного ответчика на ликвидацию учреждения осуществлявшего регистрации, не сохранение документов за истечением срока хранения и невозможность установления обстоятельств регистрации не могут рассматриваться как основания для освобождения ответчика от указанной обязанности.
Обязанность по осуществлению ведения единого реестра зарегистрированных маломерных судов в период осуществления регистрации спорных маломерных судов возложена Приказом МЧС России от 29.04.2005 N 368 на государственных инспекторов по маломерным судам, соответственно ответственность за надлежащее оформление документов, послуживших основанием для осуществления регистрации, возложена на соответствующее должностное лицо.
Совокупность же представленных суду доказательств и установленные на их основе обстоятельства свидетельствуют о том, что маломерные суда зарегистрированы в реестре маломерных судов за административным истцом необоснованно без наличия к тому законных оснований, регистрация сохраняется до настоящего времени, что нарушает права административного истца и налагает на него незаконные обязанности по настоящее время.
Доводы о том, что при регистрации спорных маломерных судов в регистрационных делах имелись сведения о дате и месте рождения, месте жительства и паспортные данные административного истца, характеристики маломерных судов и о месте их стоянки, о документах подтверждающих законность приобретения – паспортах на лодки и двигатель, а также на оплату государственной пошлины за регистрацию, факта того, что указанные сведения были предоставлены самим административным истцом и принадлежность ему указанных документов и суден достоверно не доказывают. Иных надлежащих доказательств административным ответчиком не представлено.
При указанных обстоятельствах, ссылка административного ответчика наличие предусмотренного п. 35 Регламента основания для отказа в приеме документов: представление заявителем неполного комплекта документов для предоставления государственной услуги для исключения судна из реестра маломерных судов, при том, что административный истец не имеет возможности представить указанные документы по независящим от него обстоятельствам, лишь формально обосновывает отказ в принятии заявления и не свидетельствует о соблюдении требований нормативных правовых актов при осуществлении и сохранении регистрации маломерных судов за административным истцом в реестре.
В силу п. 24 Регламента в качестве документа, подтверждающего основания для исключения судна из реестра маломерных судов может быть представлен вступивший в законную силу судебный акт.
В силу подп. 1 п. 2 ст. 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
С учетом изложенного суд полагает требования административного иска подлежащими удовлетворению частично в части признания незаконной регистрации маломерных судов: резиновой лодки «Омега» регистрационный номер № и судна «Комбат» регистрационный номер № за ФИО6; обязания Центр Государственной инспекции по маломерным судам (управление) Главного управления МЧС Россию по Хабаровскому краю аннулировать записи в реестре маломерных судов о регистрации за ФИО6 маломерного моторного судна «Комбат» регистрационный номер № от ДД.ММ.ГГГГ; маломерного судна резиновую лодку «Омега» регистрационный номер № от ДД.ММ.ГГГГ.
Ссылка административного ответчика на пропуск срока обращения с административным иском, суд полагает, не может являться основанием к отказу в административном иске, поскольку установленное судом нарушение прав административного истца является продолжаемым на момент обращения административного истца с административным иском.
В силу п. 1 ст. 219 КАС РФ, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Из представленных суду материалов следует, что административный истец для выяснения обстоятельств регистрации за ним маломерных судов обращался в досудебном порядке к административному ответчику, в налоговые органы, прокуратуру. Отказ административного ответчика в приеме документов имел место ДД.ММ.ГГГГ, административный иск подан ДД.ММ.ГГГГ, то есть в пределах установленного трехмесячного срока.
В силу ст. 111 КАС РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных статьей 107 и частью 3 статьи 109 настоящего Кодекса. По делам о взыскании обязательных платежей и санкций судебные расходы распределяются между сторонами пропорционально удовлетворенным требованиям.
Согласно ч. 1 ст. 103 КАС РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением административного дела.
В силу подп. 1 ст. 106 КАС РФ к издержкам, связанным с рассмотрением административного дела, относятся суммы, в том числе подлежащие выплате экспертам.
В соответствии с частью 3 статьи 108 названного Кодекса эксперты получают вознаграждение за выполненную ими по поручению суда работу, если эта работа не входит в круг их служебных обязанностей в качестве работников государственного учреждения. Размер вознаграждения экспертам определяется судом по согласованию со сторонами и по соглашению с экспертами.
В силу статьи 49 КАС РФ эксперт или государственное судебно-экспертное учреждение не вправе отказаться от проведения порученной им экспертизы в установленный судом срок, мотивируя это отказом стороны, на которую судом возложена обязанность по оплате расходов, связанных с проведением экспертизы, произвести оплату экспертизы до ее проведения (часть 11).
По административному делу назначено проведение судебной почерковедческой экспертизы в АНО «ХЛСиНЭ», расходы по оплате экспертизы судом возложены на административного истца ФИО6
Расходы по проведению экспертизы составили <данные изъяты>, расчет стоимости экспертизы произведен исходя из стоимости экспертного часа утвержденного приказом генерального директора АНО «ХЛСиНЭ» от ДД.ММ.ГГГГ№ и количества часов, затраченных на производство судебной экспертизы в соответствии с ее видом, категорией сложности и решаемых вопросов.
ФИО6 понесены расходы по оплате экспертизы в размере <данные изъяты>, что подтверждается платежным поручение от ДД.ММ.ГГГГ№.
От генерального директора АНО «ХЛСиНЭ» ФИО8 поступило ходатайство о возмещении расходов по экспертизе в оставшейся части <данные изъяты>
С учетом изложенного с Главного управления МЧС России по Хабаровскому краю подлежат взысканию в пользу ФИО6 расходы по оплате судебной экспертизы в размере <данные изъяты>. и в пользу АНО «Хабаровская лаборатория судебной независимой экспертизы» расходы по проведению судебной экспертизы в размере <данные изъяты>
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд
решил:
административный иск удовлетворить частично.
Признать незаконной регистрацию маломерных судов: резиновой лодки «Омега»
регистрационный номер № судна «Комбат» регистрационный номер № за ФИО6.
Обязать Центр Государственной инспекции по маломерным судам (управление) Главного управления МЧС Россию по Хабаровскому краю аннулировать записи в реестре маломерных судов о регистрации за ФИО6 маломерного моторного судна «Комбат» регистрационный номер № от ДД.ММ.ГГГГ; маломерного судна резиновую лодку «Омега» регистрационный номер № от ДД.ММ.ГГГГ.
Взыскать с Главного управления МЧС России по Хабаровскому краю в пользу ФИО6 расходы по оплате судебной экспертизы в размере 16 500 руб.
Взыскать с Главного управления МЧС России по Хабаровскому краю в пользу АНО «Хабаровская лаборатория судебной независимой экспертизы» расходы по проведению судебной экспертизы в размере 16 500 руб.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Хабаровский краевой суд через Центральный районный суд г. Хабаровска в течение месяца со дня составления мотивированного решения – 14.09.2020.
Председательствующий: (подпись) Н.А. Чижова