ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1887/20 от 12.08.2020 Анапского городского суда (Краснодарский край)

Дело №2а-1887/2020

УИД 23RS0003-01-2020-003633-73

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

12 августа 2020 года Анапский городской суд Краснодарского края в составе:

председательствующей Абраменко С.В.

при секретаре Акобян А.М.

с участием административных истцов Дудник Л.П., Кармановой Л.Л., Ефимовой Ю.В.,

представителя административных истцов – Кузнецова Д.А., участвующего на основании доверенностей и ордеров,

представителя административного ответчика Главы администрации (губернатора) Краснодарского края Кондратьева В.И. – Евсеенко В.Е., действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,

представителя административного ответчика Департамента по надзору в строительной сфере Краснодарского края –Пичугиной Т.И., действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление Князевой В.С., Корниенко К.Г., Залегаевой М.Н., Ахматовой Т.А., Дудник Л.П., Черевко А.В., Кравченко С.А., Гусевой Н.А., Пустоговой М.В., Савицкой Т.В., Лазарева А.В., Лазаревой Ю.С. Лебедевой О.П., Кудрявцевой Л.С., Крыловой Е.Л., Тютюнниковой М.В., Гарбузова А.В., Свечниковой Т.А., Шастало Д.В., Зубрицкого А.Б., Жукова П.В., Вишняковой М.А., Бойко О.В., Михайлова А.И., Волошиной Г.С., Баранковой И.Г., Чумаковой Е.П., Гарькун Н.Ф., Жданова А.Е., Ахметшина И.Н., Кармановой Л.Л., Овсянникова С.М., Овсянниковой Л.А., Жибарь И.А., Стрелковой Т.Ю., Ефимовой Ю.В. к Главе администрации (губернатору) Краснодарского края Кондратьеву В.И., Департаменту по надзору в строительной сфере Краснодарского края о признании бездействий незаконными, суд

у с т а н о в и л :

Административные истцы обратились в суд с административным исковым заявлением к Главе администрации (губернатору) Краснодарского края Кондратьеву В.И., Департаменту по надзору в строительной сфере Краснодарского края о признании бездействий незаконными.

В обоснование заявленных требований указали, что в период с 2013 года по 2016 год застройщик ООО «Анапский проект» осуществлял строительство многоквартирного жилого дома по адресу: <адрес>, на основании разрешения на строительство от ДД.ММ.ГГГГ.

Строительство многоквартирного жилого дома осуществлялось с привлечением денежных средств граждан на основании заключаемых договоров долевого участия в строительстве с последующей их регистрацией Анапским отделом Росреестра.

Решением Арбитражного суда Краснодарского края от ДД.ММ.ГГГГ застройщик ООО «Анапский проект» был признан несостоятельным (банкротом).

В рамках дела о банкротстве Арбитражным судом Краснодарского края был сформирован реестр требований кредиторов, в результате чего, требования о передаче квартир по каждому участнику строительства были признаны законными и обоснованными.

Собранием кредиторов ООО «Анапский проект» ДД.ММ.ГГГГ был утвержден план внешнего управления, согласно которому завершение строительства и введение в эксплуатацию проблемного объекта по адресу: <адрес>, необходимо осуществить с привлечением инвестора.

Согласно акта экспертизы от ДД.ММ.ГГГГ общая стоимость работ по завершению строительства многоквартирного дома составляет 609 916 477 рублей.

Законодательным собранием Краснодарского края был принят Закон «О дополнительных мерах по защите прав пострадавших граждан участников строительства многоквартирных домов на территории Краснодарского края и внесения изменений в некоторые законодательные акты» от 04 мая 2018 года № 3792-КЗ.

Указанным законом предусматривается, обеспечение прав пострадавших участников строительства на квартиры путем передачи в собственность пострадавшим участникам строительства квартир в проблемном объекте, завершенном строительством и введенном в эксплуатацию, осуществляется инвестором, к которому в установленном законодательством Российской Федерации порядке перешли права и обязанности застройщика проблемного объекта в отношении проблемного объекта и земельного участка, на котором расположен данный проблемный объект, или который стал приобретателем имущества и обязательств застройщика проблемного объекта в соответствии с нормами Федерального закона № 127-ФЗ.

Уполномоченным органом, который принимает меры по поиску инвестора, является структурное подразделение Администрации Краснодарского края – Департамент по надзору в строительной сфере Краснодарского края, который включил недостроенный многоквартирный жилой дом по адресу: <адрес>, в реестр проблемных объектов.

Однако, в период с 2018 года и до настоящего времени Администрацией Краснодарского края, ее структурным подразделением _ Департаментом по надзору в строительной сфере, а также Губернатором Краснодарского края, как лицом, осуществляющим общее руководство и контроль над деятельностью Администрации Краснодарского края, поиск и представление инвестора ООО «Анапский проект» осуществлен не был. Данный факт свидетельствует о бездействии со стороны органов государственной власти Краснодарского края в решении проблемы обманутых дольщиков.

В целях привлечения инвесторов для достройки проблемных объектов региональным законодательством предусмотрен порядок предоставления таким инвесторам в аренду без торгов земельного участка, который призван компенсировать затраты инвестора на завершение строительства проблемного объекта.

На официальном сайте Департамента по надзору в строительной сфере Краснодарского края был опубликован перечень земельных участков, которые могут быть использованы инвесторами с целью компенсации затрат на строительство проблемного объекта. В частности, был указан земельный участок по адресу: <адрес>, с кадастровым номером , общей площадью 4134429 кв.м., который находится в собственности Краснодарского края.

На сегодняшний день инвестор- ООО «Славянский дома» готов реализовать масштабный инвестиционный проект и завершить строительство вышеуказанного жилого комплекса, при условии предоставления части земельного участка с кадастровым номером , находящегося в собственности Краснодарского края.

Поскольку <адрес> не предоставила кандидатуру инвестора, способного завершить строительство, на заседании комитета кредиторов ООО «Анапский проект» была утверждена кандидатура инвестора – ООО «Славянский дома» Комитетом кредиторов ООО «Анапский проект» и арбитражным управляющим ООО «Анапский проект» Кравченко М.М. было заключено соглашение о намерениях в завершении строительства многоквартирного жилого дома по адресу: <адрес>. Данное соглашение было направлено Губернатору Краснодарского края для подписания. До настоящего времени мотивированный ответ на данное обращение не получен.

Уклонение Главы администрации (губернатора) Краснодарского края от заключения предложенного соглашения о намерениях в завершении строительства многоквартирного жилого дома по указанному адресу свидетельствует об искусственном создании препятствий для получения инвестором компенсационного земельного участка, выстраивания административных барьеров в вопросе разрешения проблемы обманутых дольщиков в г. Анапа.

На основании изложенного, административные истцы просят суд признать бездействие Главы администрации (губернатора) Краснодарского края и департамента по надзору в строительной сфере Краснодарского края по поиску и предоставлению для завершения строительства многоквартирного жилого дома по адресу: <адрес> - незаконным.

Признать бездействие Главы администрации (губернатора) Краснодарского края по заключению с комитетом кредиторов ООО «Анапский проект», арбитражным управляющим ООО «Анапский проект», инвестором ООО «Славянский дом» соглашения о намерении в завершении строительства многоквартирного жилого дома по адресу: <адрес> – незаконным.

В судебном заседании административные истцы Дудник М.Н., Карманова Л.Л., Ефимова Ю.В., а также, представитель административных истцов Кузнецов Д.А., поддержали заявленные требования по изложенным в административном исковом заявлении основаниям и просили их удовлетворить.

Административные истцы Князева В.С., Корниенко К.Г., Залегаева М.Н., Ахматова Т.А., Черевко А.В., Кравченко С.А., Гусева Н.А., Пустогова М.В., Савицкая Т.В., Лазарев А.В., Лазарева Ю.С., Лебедева О.П., Кудрявцева Л.С., Крылова Е.Л., Тютюнникова М.В., Гарбузов А.В., Свечникова Т.А., Шастало Д.В., Зубрицкий А.Б., Жуков П.В., Вишнякова М.А., Бойко О.В., Михайлов А.И., Волошина Г.С., Баранкова И.Г., Чумакова Е.П., Гарькун Н.Ф., Жданов А.Е., Ахметшин И.Н., Овсянников С.М., Овсянникова Л.А., Жибарь И.А., Стрелкова Т.Ю. в судебное заседание не явились, извещены судом о слушании административного дела надлежащим образом, суду представили письменные заявления с просьбой о рассмотрении дела в их отсутствие.

Представитель административного ответчика Главы администрации (губернатора) Краснодарского края Кондратьева В.И. - Евсеенко В.Е., в судебном заседании заявленные требования не признала, просила в их удовлетворении административным истцам отказать, по основаниям, изложенным в письменных возражениях и приобщенных к материалам дела. Кроме того, представитель административного ответчика просила суд применить последствия пропуска срока на обращение в суд с настоящими требованиями.

Представитель административного ответчика Департамента по надзору в строительной сфере Краснодарского края - Пичугина Т.И., в судебном заседании заявленные исковые требования также не признала, просила в их удовлетворении административным истцам отказать, по основаниям, изложенным в письменных возражениях и приобщенных к материалам дела. Также, заявила о пропуске срока административными истцами для подачи административного искового заявления в суд.

Заинтересованное лицо ООО «Анапский проект» в лице арбитражного управляющего Кравченко М.М. в судебное заседание не явился, о дне и времени слушания дела извещен надлежащим образом, причину своей неявки суду не сообщил, с заявлением об отложении дела слушанием в суд не обращался. С учетом того, что указанное лицо извещено о дате и времени слушания дела, с учетом мнения участников судебного разбирательства, суд считает возможным рассмотрение настоящего административного дела в отсутствие арбитражного управляющего Кравченко М.М., не явившегося в судебное заседание по неизвестной причине.

Арбитражным управляющим Кравченко М.М. в суд представлен письменным отзыв на заявленное требование из которого следует, что он с требованием административных истцов согласен, считает его обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям. Арбитражным судом Краснодарского края вынесено решение от ДД.ММ.ГГГГ об открытии процедуры конкурсного производства в отношении ООО «Анапский проект». Конкурсным управляющим утвержден Кравченко М.М., введена процедура внешнего управления, внешним управляющим утвержден Кравченко М.М. В рамках дела о банкротстве составлен реестр требований участников строительства.

Инвестор ООО «Славянский дом» обратился к участникам строительства с предложением завершить строительство, при этом инвестор выбрал на сайте Департамента по надзору в строительной сфере Краснодарского края земельный участок, который должен покрыть затраты инвестора, связанные с исполнением обязанностей, так как, администрация Краснодарского края должна передать инвестору в аренду без проведения торгов сроком на 20 лет с размером годовой аренды 0,1% от кадастровой стоимости этих земельных участков в год земельный участок по адресу: <адрес>, формируемый площадью 30 0000 кв.м. из участка с кадастровым номером общей площадью 4134429 кв.м. Земельный участок находится в собственности Краснодарского края и является свободным от прав третьих лиц. Сторонами договора аренды, указанного выше земельного участка будут являться инвестор и Администрация Краснодарского края. ДД.ММ.ГГГГ заседанием комитета кредиторов было принято и рассмотрено предложение инвестора ООО «Славянский дом» и принято решение о заключении соглашения о намерениях в завершении строительства объекта незавершенного строительства ООО «Анапский проект « - ЖК многоквартирный жилой дом по <адрес>.

Указанное соглашение о намерениях завершения строительства многоквартирного дома было направлено для согласования, принятия решения и подписания Главе администрации (губернатору) Краснодарского края Кондратьеву В.И., в связи с тем, что компенсационный земельный участок, предложенный инвестору Департаментом надзора в строительной сфере по Краснодарскому краю находится в ведении субъекта РФ – Краснодарского края. Однако, до настоящего времени ответа не получено.

Представитель заинтересованного лица ООО «Славянский дом» в судебное заседание не явился, о дне и времени слушания дела извещен надлежащим образом, причину своей неявки суду не сообщил, с заявлением об отложении дела слушанием в суд не обращался. С учетом того, что указанное лицо извещено о дате и времени слушания дела, с учетом мнения участников судебного разбирательства, суд считает возможным рассмотрение настоящего административного дела в отсутствие представителя заинтересованного лица ООО «Славянский дом».

Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, суд находит заявленные требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно ст. 46 Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

В силу положений ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия(бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии с ч.8 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действий (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действий(бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия(бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действий(бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.

Глава администрации (губернатор) Краснодарского края является высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации. Полномочия Главы администрации (губернатора) Краснодарского края распространяются на всю территорию Краснодарского края, включая место нахождение спорного объекта недвижимости- незавершенного строительством многоквартирного жилого дома по адресу: <адрес>.

Из разъяснений п.8 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27 сентября 2016 года № 36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации» следует что, в случае, если полномочия органа государственной власти, иного государственного органа, органа местного самоуправления, организации, наделенной отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего распространяются на несколько районов, административное исковое заявление подается в суд того района, на территории которого возникли или могут возникнуть правовые последствия оспариваемых административным истцом действий (бездействия), либо на территории которого исполняется оспариваемое решение ( часть 2 статьи 22 КАС РФ).

В судебном заседании установлено, что ООО «Анапский проект» являлся застройщиком и осуществлял строительство многоквартирного жилого дома по адресу: <адрес> (литер 1 и литер 2) на основании разрешения на строительство от ДД.ММ.ГГГГ.

Строительство многоквартирного жилого дома осуществлялось с привлечением денежных средств граждан, на основании заключаемых договоров долевого участия в строительстве. Срок исполнения обязательств по договорам долевого участия переносился на ДД.ММ.ГГГГ (литер1), на ДД.ММ.ГГГГ ( литер2).

Решением Арбитражного суда Краснодарского края от ДД.ММ.ГГГГ по делу ООО «Анапский проект» признано несостоятельным (банкротом, открыто в отношении него конкурсное производство. Утвержден конкурсным управляющим ООО «Анапский проект» арбитражный управляющий Кравченко М.М.

Определением Арбитражного суда Краснодарского края по делу от ДД.ММ.ГГГГ прекращена процедура конкурсного производства в отношении ООО «Анапский проект» и введена процедура - внешнее управление на срок 18 месяцев. Внешним управляющим ООО «Анапский проект» утвержден Кравченко М.М.

Прекращены полномочия руководителя и иных органов управления должника, за исключением полномочий органов управления должника, предусмотренных п.п. 2,3 ст. 94 ФЗ « О несостоятельности(банкротстве», управление делами должника возложено на внешнего управляющего.

Определением Арбитражного суда Краснодарского края по делу от ДД.ММ.ГГГГ продлен срок внешнего управления, рассмотрение итогов назначено на ДД.ММ.ГГГГ.

В рамках дела о банкротстве был сформирован реестр требований кредиторов.

Собранием кредиторов ООО «Анапский проект» ДД.ММ.ГГГГ был утвержден план внешнего управления, согласно которому завершение строительства и введение в эксплуатацию проблемного объекта по адресу: <адрес>, необходимо осуществлять с привлечением инвестора.

Поскольку, по мнению истца, ни Администрацией Краснодарского края, ни Департаментом по надзору в строительной сфере, а также Губернатором Краснодарского края, поиск и предоставление инвестору ООО «Анапский проект» осуществлен не был, на сегодняшний день инвестор ООО «Славянский дом» готов реализовать масштабный инвестиционный проект и завершить строительство вышеуказанного жилого многоквартирного комплекса при условии предоставления части земельного участка с кадастровым номером по адресу: <адрес>.

В соответствии со ст. 168 Федерального закона № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» ( далее Федеральный закон № 127-Фз) к отношениям, связанным с банкротством застройщика применяются положения настоящего Федерального закона, регулирующие банкротство должников- юридических лиц, если иное не предусмотрено настоящей главой.

Из п. 1 ст. 201.15-1 Федерального закона № 127 –ФЗ следует, что при урегулировании обязательств застройщика применяется возмездная передача его имущества ( в том числе имущественных прав) и обязательств иному застройщику, который будет являться приобретателем. В качестве встречного представления приобретатель исполняет за застройщика полученные от него в порядке перевода долга, обязательства перед участниками строительства по передаче жилых помещений, машино-мест и нежилых помещений. К обязательствам застройщика, которые могут быть переданы приобретателю в соответствии с настоящей статьей, относятся обязательства перед участниками строительства, требования которых включены в реестр требований участников строительства, за исключением требований участников строительства по взысканию неустоек (штрафов, пеней) и иных финансовых санкций ( далее - обязательства застройщика). Приобретателем может быть Фонд или Фонд субъекта Российской Федерации на основании принятого Фондом или Фондом субъекта Российской Федерации решения о финансировании мероприятий по завершению строительства объектов незавершенного строительства, которые приняты по основаниям и в порядке, которые установлены Федеральным законом от 29 июля 2017 года № 218-ФЗ « О публично-правовой компании по защите прав граждан - участников долевого строительства при несостоятельности (банкротстве) застройщиков и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и Федеральным законом от 30 декабря 2004 года № 214 – ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации». В случае если Фондом или Фондом субъекта Российской Федерации принято решение о нецелесообразности такого финансирования, либо решение Фонда или Фонда субъекта Российской Федерации не было получено конкурсным управляющим в течение шести месяцев со дня принятия арбитражным судом решения о признании застройщика банкротом и об открытии конкурсного производства, приобретателем может быть также юридическое лицо, отвечающее требованиям, предъявляемым к застройщику в соответствии с Федеральным законом от 30 декабря 2004 года № 214-ФЗ « Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации».

Согласно ч.6 ст. 201.15-1 Федерального закона № 127 –ФЗ лицо, имеющее намерение стать приобретателем земельного участка с находящимися на нем неотделимыми улучшениями (прав на такой земельный участок) и исполнить обязательства застройщика перед участниками строительства, требования которых включены в реестр требований участников строительства ( далее - лицо, имеющее намерение стать приобретателем), которым в том числе является Фонд или Фонд субъекта Российской Федерации, направляет заявление о таком намерении в арбитражный суд, рассматривающий дело о банкротстве, конкурсному управляющему( внешнему управляющему) и в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий государственное регулирование в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости. Заявление о намерении направляется и рассматривается в порядке, предусмотренном ст. 201.15 настоящего Федерального закона, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

Меры поддержки пострадавших участников строительства многоквартирных домов на территории Краснодарского края предусматривают, что инвестор их обеспечивает посредством:

передачи в собственность пострадавшим участникам строительства

квартир в проблемном объекте, завершенном строительством и введенном в эксплуатацию;

передачи в собственность пострадавшим участникам строительства

квартир в ином многоквартирном доме;

выплаты пострадавшим участникам строительства денежной

компенсации.

Для того чтобы стать инвестором нужно пройти процедуру признания критериев реализации инвестиционного проекта масштабным. Данная процедура регламентирована постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 09 июня 2015 года № 522.

ООО «Славянский дом» с соответствующим заявлением в департамент не обращался. Процедура, регламентированная постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 09 июня 2015 года № 522, не была проведена в связи с отсутствием заявления от инвестора проекта. Инициировать указанную процедуру вместо инициатора проекта, орган государственной власти не вправе.

Кроме того, процедурам, указанным в постановлении № 522, должны предшествовать процедуры, регламентированные законом № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», то есть, потенциальный инвестор принимает на себя права и обязанности застройщика. До перехода прав и обязанностей от застройщика к потенциальному инвестору, последний не имеет статуса инвестора.

Таким образом, заявленные требования административных истцов фактически направлены на изменение застройщика с ООО «Анапский проект» на ООО «Славянский дом», не предусмотрены действующим законодательством РФ в ином порядке, чем в порядке, установленном Федеральным законом № 127 – ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)».

Кроме того, требования административных истцов не могут быт

удовлетворены, поскольку отсутствует законодательно закрепленная обязанность административных ответчиков по поиску и предоставлению инвестора для завершения строительства многоквартирного жилого дома по адресу: <адрес>, а также по заключению с комитетом кредиторов ООО «Анапский проект», арбитражным управляющим ООО «Анапский проект», инвестором ООО «Славянский дом» соглашения о намерении в завершении строительства жилого дом.

Нормы Закона Краснодарского края от 04 мая 2018 года № 3792-КЗ «О дополнительных мерах по защите прав пострадавших участников строительства многоквартирных домов на территории Краснодарского края и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Краснодарского края», Закона Краснодарского края от 04 марта 2015 года № 3123 –КЗ «О предоставлении юридическим лицам земельных участков, которые находятся в государственной собственности Краснодарского края или муниципальной собственности, либо государственная собственность на которые не разграничена, в аренду без проведения торгов для размещения (реализации) масштабных инвестиционных проектов, объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения», постановления главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 08 июня 2015 года № 522 «Об утверждении Порядка принятия решения о соответствии масштабного инвестиционного проекта, объекта объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения критериям, установленным Законом Краснодарского края от 04 марта 2015 года № 3123 –КЗ, при соблюдении которых допускается предоставление земельных участков. Которые находятся в государственной собственности Краснодарского края или муниципальной собственности либо государственная собственность на которые не разграничена, в аренду без проведения торгов» не содержит положений, обязывающих административных ответчиков заключать соглашения с комитетом кредиторов застройщика, арбитражным управляющим застройщика, инвестором.

Система исполнительных органов государственной власти Краснодарского края установлена Законом Краснодарского края от 21 октября 2015 года № 3255-КЗ «О системе исполнительных органов государственной власти Краснодарского края и структуре высшего исполнительного органа государственной власти Краснодарского края -администрации Краснодарского края».

В соответствии со ст. 41 Устава Краснодарского края глава администрации (губернатор) края возглавляет исполнительную власть края, компетенция которого определена федеральным законодательством, Уставом Краснодарского края, а также закона края. В тоже время действующим законодательством на главу администрации (губернатора) Краснодарского края не возложены обязанности по поиску и предоставлению инвестора для завершения строительства многоквартирных домов.

В соответствии с п. 1.1, 1.2 Положения о департаменте по надзору в строительной сфере Краснодарского края, утвержденного постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 21 декабря 2015 года № 1245, департамент по надзору в строительной сфере Краснодарского края является органом исполнительной власти Краснодарского края, уполномоченным на осуществление регионального государственного строительного надзора за строительством, реконструкцией объектов капитального строительства; на осуществление регионального государственного контроля (надзора) в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, а также за деятельностью жилищно- строительных кооперативов, связанной со строительством многоквартирных домов.

В соответствии с ч.18 ст. 23 Федерального закона от 30 декабря 2004 года № 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» контролирующий орган осуществляет контроль (надзор) за привлечением денежных средств граждан для строительства жилищно-строительными кооперативами многоквартирных домов в соответствии с федеральными законами, регулирующих деятельность таких кооперативов, с учетом положений настоящего Федерального закона о контроле за деятельностью застройщиков, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства для строительства (создания) многоквартирных домом и (или) иных объектов недвижимости.

Согласно ч.5 ст. 2 Закона Краснодарского края от 04 марта 2015 года № 3123 – КЗ «О предоставлении юридическим лицам земельных участков, которые находятся в государственной собственности Краснодарского края или муниципальной собственности либо государственная собственность на которые не разграничена, в аренду без проведения торгов для размещения (реализации) масштабных инвестиционных проектов, объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначении», уполномоченный орган принимает меры по поиску инвестора с момента включения проблемного объекта в единый реестр проблемных объектов, предусмотренный часть 1(1) статьи 23(1) Федерального закона № 214-ФЗ.

Согласно ст.7 Закона Краснодарского края от 04 мая 2018 года № 3792-КЗ «О дополнительных мерах по защите прав пострадавших участников строительства многоквартирных домов на территории Краснодарского края и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Краснодарского края» инвестору, в случае если его расходы (затраты), необходимые на исполнение обязательств по обеспечению прав пострадавших участников строительства на квартиры, а также на переход в установленном законодательством Российской Федерации порядке прав и обязанностей застройщика проблемного объекта в отношении проблемного объекта и земельного(ых) участка (ов), на котором(ых) расположен данный проблемный объект, либо на приобретение имущества ( в том числе имущественных прав) и обязательств застройщика проблемного объекта в соответствии с нормами Федерального закона № 127 –ФЗ, больше рыночной стоимости жилых и не жилых помещений в проблемном объекте, свободных от прав граждан, заключивших договоры участия в долевом строительстве с застройщиком, определенной на дату государственной регистрации перехода к инвестору прав и обязанностей застройщика проблемного объекта в отношении проблемного объекта и земельного(ых) участка(ов), на котором(ых) расположен данный проблемный объект, либо на дату государственной регистрации перехода к инвестору прав на земельный(е) участок(ки), на котором(ых) расположен данный проблемный объект, с находящимися на нем неотделимыми улучшениями, предоставляется право на заключение договора аренды иного земельного участка, находящегося в государственной собственности Краснодарского края или муниципальной собственности, либо государственная собственность на который не разграничена, без проведения торгов в целях реализации масштабного инвестиционного проекта, соответствующего критериям, установленным пунктами «ж», «з» ст. 1 Закона № 3123-КЗ.

Как указывалось выше, переход прав и обязанностей от застройщика к инвестору в рамках процедуры банкротства, не осуществлен.

Методика определения расходов (затрат) инвестора, необходимых на исполнение обязательств по обеспечению прав пострадавших участников строительства на квартиры, а также на переход к инвестору в установленном законодательством Российской Федерации порядке прав и обязанностей застройщика проблемного объекта в отношении проблемного объекта и земельного(ых) участка(ов), на котором(ых) расположен данный проблемный объект, либо на приобретение имущества ( в том числе имущественных прав) и обязательств застройщика проблемного объекта в соответствии с нормами Федерального закона № 127-ФЗ, устанавливается уполномоченным органом.

В целях принятия решения о соответствии масштабных инвестиционных проектов, для реализации которых допускается предоставление земельных участков, которые находятся в государственной собственности Краснодарского края или муниципальной собственности либо государственная собственность на которые не разграничена, в аренду без проведения торгов, критерию, установленному пунктом «ж» ст. 1 Закона, инициатором проекта представляются в уполномоченный орган, определенный подпунктом 1.2.5 настоящего (департамент по надзору в строительной сфере Краснодарского края) соответствующие документы.

Из изложенного следует, что инициатор проекта- потенциальный инвестор, даже приняв на себя права и обязанности застройщика, должен провести оценку затрат, обратиться в органы государственной власти и при наличии свободного от прав третьих лиц компенсационного земельного участка иметь возможность претендовать на его предоставление в аренду без проведения торгов. Процедура, регламентированная постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 09 июня 2015 года № 522, не была проведена в связи с отсутствием заявления от инициатора проекта, в связи с чем, отсутствует на нарушаемую уполномоченным органом норму права, в результате чего, были нарушены конкретные права и интересы административных ответчиков.

Более того, в судебном заседании установлено, что земельный участок по адресу <адрес>, используется ГБУПО КК «Анапский сельскохозяйственный техникум» на праве постоянного (бессрочного) пользования (регистрационная запись от ДД.ММ.ГГГГ).

Согласно пп.2 ст. 39.16 ЗК РФ уполномоченный оргна принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, в том случае, если указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок предоставлен на праве постоянного (бессрочного) пользования, безвозмездного пользования, пожизненного наследуемого владения или аренды.

Не предоставление земельного участка по адресу: <адрес>, потенциальному инвестору «»» «Славянский дом» не имеет причинно-следственной связи с тем, что проблемный объект: многоквартирные жилые дома литер1 и 2 по адресу <адрес>, не имеет инвестиционной привлекательности, уполномоченным органом принято иное решение по защите прав и интересов дольщиков ООО «Анапский проект», а именно, посредством работы Фонда.

Деятельность публично- правовой компании «Фонд защиты прав граждан- участников долевого строительства ( далее – Фонд) регулируется Федеральным законом от 29 июля 2017 года № 218-ФЗ «О публично-правовой компании по защите прав граждан- участников долевого строительства при несостоятельности (банкротстве) застройщиков и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» ( далее – Федеральный закон № 218-ФЗ).

Разрешение вопроса по восстановлению прав граждан участников долевого строительства объекта, входит в компетенцию Федерального Фонда, созданного Правительством Российской Федерации 20 октября 2017 года с целью урегулирования отношений между застройщиками и дольщиками. Краевой Фон- Фонд защиты прав граждан- участников долевого строительства в Краснодарском крае, создан в соответствии с постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 23 октября 2019 года № 713 «О Фонде защиты прав граждан- участников долевого строительства в Краснодарском крае» с целью обеспечения условий для завершения строительства проблемных объектов на территории Краснодарского края с привлечением средств региональных и местных бюджетов.

Согласно ст. 9.1 Федерального закона № 218-ФЗ в целях урегулирования обязательств застройщика перед участниками строительства, в том числе, финансирования и осуществления мероприятий по завершению строительства объектов незавершенного строительства и объектов инфраструктуры, для строительства которых привлекались денежные средства участников строительства, к Фонду, в порядке, установленном статьями 201.15-1, 201.15-2, 201.15-2-1 и 201.15-2-2 Федерального закона от 26 октября 2002 года № 127 –ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», переходят имущество застройщика, включая права на земельные участки с находящимися на них неотделимыми улучшениями, объекты инфраструктуры, земельные участка (права на земельные участки), предназначенные для размещения объектов инфраструктуру, указанных в пункте 5 части 1 статьи 3 настоящего Федерального закона, в том числе, необходимых для обеспечения ввода в эксплуатацию объектов строительства, и обязательства перед участниками строительства. Указанные в настоящей части мероприятия осуществляются Фондом за счет своего имущества, в том числе, за счет денежных средств, перечисленных в качестве имущественного взноса Российской Федерации и иных публично-правовых образований в соответствии со статьей 13.1 настоящего Федерального закона. Фонд при передаче ему обязательств перед участниками строительства в порядке, установленном статьями 201.15-1 и 201-15-2 Федерального закона от 26 октября 2002 года № 127 –ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)». Не несет ответственность, в том числе, предусмотренную частью2 статьи 6 Федерального закона от 30 декабря 2004 года № 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации, за допущенные застройщиком, признанным банкротом, нарушения предусмотренного договоров срока передачи участнику строительства жилого помещения, машино-места, нежилого помещения и обязана передать участнику строительства такие объекты недвижимости не позднее трех со дня вынесения арбитражным судом определения, предусмотренного пунктом 3 ст. 201.15-2 Федерального закона от 26 октября 2002 года № 127- ФЗ «О несостоятельности (банкротстве).

В силу ч.1 ст. 13.1 Федерального закона № 218-ФЗ имущество Фонда может использоваться на следующие цели:

урегулирование обязательств застройщика перед участниками

строительства, обязательств застройщика по строительству объектов инфраструктуры, в том числе, финансирование мероприятий, указанных в части 2 настоящей статьи;

финансирование деятельности Фонда, связанной с осуществлением

функция и полномочий, предусмотренных настоящим Федеральным законом. Средства компенсационного фонда используются на финансирование указанной деятельности Фонда за счет части доходов, получаемых от инвестирования средств компенсационного фонда;

финансирование мероприятий, осуществляемых Фондом в

соответствии со ст. 9.1 настоящего Федерального закона, в том числе, по исполнению обязательств застройщика по передаче участникам строительства жилых помещений, машино-мест и нежилых помещений в соответствии с условиями договора, на основании решения о финансировании, принятого Фондом в порядке, установленной настоящей статьей;

3.1) выплата возмещения гражданам по основаниям и в порядке, которые установлены ст. 13 настоящего Федерального закона;

3.2) финансирование мероприятий, осуществляемых некоммерческой организацией в организационно-правовой форме фонда, созданной субъектом Российской Федерации ( далее – Фонд субъекта Российской Федерации), в соответствии со ст. 21.1 Федерального закона от 30 декабря 2004 года № 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации», в том числе по исполнению обязательств застройщика по передаче участникам строительства жилых помещений, машино-мест и нежилых помещений в соответствии с условиями договора, на основании решения о финансировании, принятого Фондом в порядке, установленном настоящей статьей;

возмещение расходов, понесенных Фондом за счет собственных

денежных средств в соответствии с целями, предусмотренными настоящей частью, в том числе на уплату процентов и погашение основной суммы долга по целевым кредитам, предусмотренные кредитным договором иные платежи, включая платежи, связанные с предоставлением кредита, и (или) уплату процентов и погашение основной суммы долга по целевым займам ( за исключением неустойки (штрафа, пеней) за нарушение условий договора ( целевого займа) на финансирование мероприятий по завершению строительства объектов незавершенного строительства, по завершению строительства ( строительству) объектов инфраструктуры.

Согласно ч.1.1 ст. 13.1 Федерального закона № 218-ФЗ, публично-правовое образование в целях финансирования указанных в части 2 настоящей статьи мероприятий, предоставляет имущественный взнос в имущество Фонда на основании соглашения с Фондом, типовая форма которого утверждена Правительством Российской Федерации.

Согласно ч.2 ст. 13.1 Федерального закона № 218-ФЗ в соответствии с указанными в части 1 настоящей статьи целями, имущество Фонда в целях финансирования мероприятий по завершению строительства объектов незавершенного строительства может использоваться:

на финансирование мероприятий по завершению строительства

объектов незавершенного строительства, по завершению строительства (строительству) объектов инфраструктуры, в том числе мероприятий, связанных с содержанием жилых и (или) нежилых помещений, машино-мест в многоквартирном доме и (или) ином объекте недвижимости со дня получения разрешения на ввод в эксплуатацию таких объектов недвижимости и до государственной регистрации права собственности участников строительства на указанные помещения и машино-места;

на перечисление денежных средств застройщику в соответствии с

пунктом 3 статьи 201.15-1 Федерального закона от 26 октября 2002 года № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», погашение требований по текущим платежам, требований кредиторов первой и второй очереди, требований кредиторов, не являющихся участниками строительства, по обязательствам, обеспеченным залогом прав застройщика на земельный участок находящимися на нем неотделимыми улучшениями, включенных в реестр требований кредиторов, в целях обеспечения в соответствии со статьями 201.11 и 201.15-1 Федерального закона от 26 октября 2002 года № 127- ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» возможности передачи участникам строительства жилых помещений, машино- мест и нежилых помещений в многоквартирном доме и (или) ином объекте строительства, строительство которых завершено, или передачи Фонду или Фонду субъекта Российской Федерации прав на земельный участок с находящимися на нем неотделимыми улучшениями;

2.1) на финансирование мероприятий, связанных с соблюдением условий и требований, предусмотренных пунктами 4 и 5 статьи 201.15-2-2 Федерального закона от 26 октября 2002 года № 127-ФЗ «О несостоятельности Банкротстве)»;

3) на погашение расходов в соответствии с пунктом 3 статьи 59, пунктом 3.2 статьи 201.1 Федерального закона от 26 октября 2002 года № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»;

4) на финансирование деятельности и мероприятий, осуществляемых Фондом или Фондом субъекта Российской Федерации в порядке, установленном статьей 13.3 настоящего Федерального закона;

5) на выплату возмещения гражданам в соответствии со статьей 13 настоящего Федерального закона;

6) на иные мероприятия, связанные с указанными в части 1 настоящей статьи целями, в соответствии с решением Правительства Российской Федерации.

Как установлено в судебном заседании, с 2017 по 2020 года департаментом по надзору в строительной сфере Краснодарского края о поиске инвестора для завершения строительства. Однако, в 2020 году было принято решение об обращении с ходатайством в Фонд защиты прав граждан - участников долевого строительства, о возможности восстановления прав граждан- участников долевого строительства объекта ЖК «Анапский проект» ( <адрес>)

В соответствии с ч.5 ст. 21.3 Федерального закона № 214-ФЗ Фонд субъекта Российской Федерации принимает решение о финансировании или нецелесообразности финансирования указанных в части 1 настоящей статьи мероприятий в соответствии с целями, указанными в части 1 статьи 21.1 настоящего Федерального закона. Соответствующее решение должно быть принято Фондом субъекта Российской Федерации не позднее четырех месяцев со дня принятия арбитражным судом решения о признании застройщика банкротом и открытия конкурсного производства. Указанный срок может быть продлен не более чем на два месяца на основании решения высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего и исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации). О принятом решении Фонд субъекта Российской Федерации уведомляет арбитражного управляющего и публично-правовую компанию, указанную в части 1 ст. 23.2 настоящего Федерального закона, в соответствии со статьей 13.1 Федерального закона от 29 июля 2017 года № 218- ФЗ «О публично-правовой компании по защите прав граждан- участников долевого строительства при несостоятельности (банкротстве) застройщиков и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в срок не позднее трех рабочих дней, следующих за днем принятия соответствующего решения.

Согласно ч.6 ст. 21.3 Федерального закона № 214-ФЗ, решение Фонда субъекта Российской Федерации о финансировании должно предусматривать финансирование завершения строительства (создания) всех расположенных на территории субъекта Российской Федерации - учредителя Фонда субъекта Российской Федерации многоквартирных домом и (или) иных объектов недвижимости и объектов инфраструктуры застройщика, в отношении которого арбитражным судом принято решение о признании застройщика банкротом и об открытии конкурсного производства. Фонд субъекта Российской Федерации принимает решение о нецелесообразности финансирования ( за исключением случаев, если решением органа государственной власти субъекта Российской Федерации установлено иное) по основаниям, указанным в части 3.3 статьи 13.1 Федерального закона от 29 июля 2017 года № 218-ФЗ «О публично-правовой компании по защите прав граждан- участников долевого строительства при несостоятельности (банкротстве) застройщиков и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Из ответа от ДД.ММ.ГГГГ Департамента по надзору в строительной сфере Краснодарского края в адрес представителя административных истцом по настоящему делу Кузнецова Д.А. следует, что между администрацией Краснодарского края и Фондом ДД.ММ.ГГГГ подписано дополнительное соглашение и дополнительно включено 23 объекта, в том числе, многоквартирный жилой дом по адресу: <адрес>, застройщиком которого является ООО «Анапский проект».

В рамках проводимых мероприятий Наблюдательным советом Федерального фонда будет определен дальнейший порядок восстановления прав граждан - участников долевого строительства.

Фонд принимает решение о финансировании достройки объектов на основании:

- информации, сведений и документов, размещенных в единой информационной системе жилищного строительства в совокупности с установленными требованиями;

- документов, полученных от застройщика в ходе осуществления проверки финансово-хозяйственной деятельности;

- документов застройщика, в том числе бухгалтерской (финансовой) отчетности застройщика, представленных в установленном порядке конкурсным управляющим;

-иных документов и информации, полученных Фондом в целях подготовки соответствующего решения, в данном случае, имеется ввиду работа Фонда по обследованию проблемных объектов и выдачи предварительного экспертного (технического, финансового) заключения о целесообразности достройки проблемного объекта.

Фонд принимает решение о нецелесообразности финансирования мероприятий по завершению строительства, если размер предельной суммы выплат меньше, либо равен размеру денежных средств, необходимых для завершения строительства, определенному в установленном порядке, и денежных средств, необходимых для погашения требований кредиторов, за вычетом рыночной стоимости жилых помещений, машино-мест и нежилых помещений, в отношении которых отсутствуют требования участников строительства.

В отношении объекта ООО «Анапский проект» Фондом будут инициированы мероприятия по определению рыночной стоимости 1 кв.м. равнозначных жилых помещений, инструментальному обследованию и строительно-технической экспертизе для определения степени готовности объектов незавершенного строительства, объектов инфраструктуры, размера денежных средств и периодов времени, необходимых для завершения строительства объектов.

Изложенное приводит суд к необходимости отказа административным истцам в удовлетворении настоящего иска.

Кроме того, суд считает необходимым принять и удовлетворить заявление административных ответчиков о пропуске административными истцами срока на обращение в суд с настоящими требованиями.

Согласно ч.1 ст. 219 КАС РФ если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

В соответствии с частью 9 п.1,2 ст. 226 КАС РФ если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление: соблюдены ли сроки обращения в суд.

Согласно ч.11 ст. 226 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд.

Как следует из текста заявления административных истцов, о нарушении их прав им стало известно в 2018 году, однако, административный иск подан в суд в июне 2020 года, то есть, за пределами трехмесячного срока для обращения в суд.

Согласно ч.8 ст. 219 КАС РФ пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможностью восстановления пропущенного ( в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 174-180, 219 КАС РФ, суд

р е ш и л :

В удовлетворении административного искового заявления Князевой В.С., Корниенко К.Г., Залегаевой М.Н., Ахматовой Т.А., Дудник Л.П., Черевко А.В., Кравченко С.А., Гусевой Н.А., Пустоговой М.В., Савицкой Т.В., Лазарева А.В., Лазаревой Ю.С., Лебедевой О.П., Кудрявцевой Л.С., Крыловой Е.Л., Тютюнниковой М.В., Гарбузова А.В., Свечниковой Т.А., Шастало Д.В., Зубрицкого А.Б., Жукова П.В., Вишняковой М.А., Бойко О.В., Михайлова А.И., Волошиной Г.С., Баранковой И.Г., Чумаковой Е.П., Гарькун Н.Ф., Жданова А.Е., Ахметшина И.Н., Кармановой Л.Л., Овсянникова С.М., Овсянниковой Л.А., Жибарь Т.Ю., Стрелковой Т.Ю., Ефимовой Ю.В. к Главе администрации (губернатору) Краснодарского края Кондратьеву Вениамину Ивановичу, Департаменту по надзору в строительной сфере Краснодарского края о признании бездействий незаконными - отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Краснодарского краевого суда в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий //подпись//