Дело 2а-1888/2022
ИД 29RS0024-01-2022-002110-16
26 сентября 2022 года г. Архангельск
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Соломбальский районный суд г. Архангельска в составе
председательствующего судьи Ждановой К.И.,
при секретаре судебного заседания Федоровцевой А.А.,
с участием помощника прокурора города ФИО3, представителя администрации ГО «<адрес>» ФИО4,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Архангельске административное дело по административному исковому заявлению заместителя прокурора г. Архангельска ФИО2 к администрации ГО «Город Архангельск» о признании незаконным бездействия по обращению в орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество, с заявлением о постановке на учет тепловых сетей, расположенных на территории города Архангельска, возложении обязанности обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество, с заявлением о постановке на учет тепловых сетей, расположенных на территории города Архангельска,
установил:
заместитель прокурора г. Архангельска ФИО2 обратился в суд с административным исковым заявлением о признании незаконным бездействия администрации ГО «<адрес>», обязании обратиться с заявлением о постановке на учет тепловых сетей.
С учетом уточнения требований просил признать незаконным бездействие администрации ГО «Город Архангельск» по обращению в орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество, с заявлением о постановке на учет тепловых сетей, расположенных на территории города Архангельска:
1. участок тепловой сети от проекции стены здания <адрес> до места врезки в уз. С-17-2 на ИТП данного здания;
2. тепловая сеть от УТ1-8л до 3 УТ 1-8/0 в районе домов <адрес> (протяженностью 3 м);
3. тепловая сеть от узла врезки в ТТ от ТК-2УТ2-4 до ТК-2УТ2-5 до наружной стены здания <адрес> (в районе <адрес>);
4. тепловая сеть от тепловой камеры С-19-4-8-3 до стены здания <адрес>.
Обязать администрацию ГО «Город Архангельск» обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество, с заявлением о постановке на учет вышеназванных тепловых сетей, расположенных на территории города Архангельска. Установить срок для исполнения решения суда шесть месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
Представитель административного истца помощник прокурора г. Архангельска ФИО3 в судебном заседании требования поддержал, просил удовлетворить.
Представитель административного ответчика администрации ГО «Город Архангельск» ФИО4 в судебном заседании пояснила, что администрация не уклоняется от работы по постановке на учет бесхозяйственных тепловых сетей, со сроком возложения обязанности не согласна, считает его неразумным, поскольку для сбора информации и подготовки документов требуется не менее года.
Представители заинтересованных лиц Департамента муниципального имущества г. Архангельска, ООО «РСК "Метелица+», ООО «Эрстройтех», ПАО «ТГК-2» в судебное заседание не явились, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
По определению суда дела рассмотрено при имеющейся явке.
Выслушав представителя административного истца, представителя административного ответчика, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Исходя из положений части 1 статьи 218, пункта 1 части 2 статьи 227 КАС РФ, входящих в состав главы 22 Кодекса, обязательным условием для удовлетворения судом требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными является установление их противоправности и одновременно нарушение ими прав, свобод либо законных интересов административного истца.
При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.
В соответствии с частью 8 статьи 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.
В соответствии пунктом 4 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 131-ФЗ) к вопросам местного значения городского поселения в том числе относятся: владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения; организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации; осуществление муниципального контроля за исполнением единой теплоснабжающей организацией обязательств по строительству, реконструкции и (или) модернизации объектов теплоснабжения.
В силу пункта 1 статьи 50 Федерального закона № 131-ФЗ в собственности муниципальных образований может находиться имущество, предназначенное для решения установленных настоящим Федеральным законом вопросов местного значения.
Следовательно, к организации централизованного теплоснабжения в границах соответствующего муниципального образования относится обеспечение надлежащего содержания имущества, предназначенного для этих целей и относящегося к муниципальному имуществу, и содействие надлежащего содержания такого имущества иных форм собственности.
Из взаимосвязи положений пункта 5 статьи 8 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» и пунктов 6, 6.1 статьи 15 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» следует, что в случае выявления бесхозяйных объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе водопроводных и канализационных сетей, путем эксплуатации которых обеспечиваются водоснабжение и (или) водоотведение, эксплуатация таких объектов осуществляется гарантирующей организацией либо организацией, которая осуществляет горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение и водопроводные и (или) канализационные сети которой непосредственно присоединены к указанным бесхозяйным объектам (в случае выявления бесхозяйных объектов централизованных систем горячего водоснабжения или в случае, если гарантирующая организация не определена в соответствии со статьей 12 настоящего Федерального закона), со дня подписания с органом местного самоуправления передаточного акта указанных объектов до признания на такие объекты права собственности или до принятия их во владение, пользование и распоряжение оставившим такие объекты собственником в соответствии с гражданским законодательством. В течение шестидесяти дней с даты выявления бесхозяйного объекта теплоснабжения орган местного самоуправления поселения, городского округа или муниципального округа обязан обеспечить проведение проверки соответствия бесхозяйного объекта теплоснабжения требованиям промышленной безопасности, экологической безопасности, пожарной безопасности, требованиям безопасности в сфере теплоснабжения, требованиям к обеспечению безопасности в сфере электроэнергетики (далее в настоящей статье - требования безопасности), проверки наличия документов, необходимых для безопасной эксплуатации объекта теплоснабжения, обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество (далее - орган регистрации прав), для принятия на учет бесхозяйного объекта теплоснабжения, а также обеспечить выполнение кадастровых работ в отношении такого объекта теплоснабжения. До даты регистрации права собственности на бесхозяйный объект теплоснабжения орган местного самоуправления поселения, городского округа или муниципального округа организует содержание и обслуживание такого объекта теплоснабжения.
Под бесхозяйным объектом понимается вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался. Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет, а в случае постановки на учет линейного объекта по истечении трех месяцев со дня постановки на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь (статья 225 ГК РФ).
По смыслу указанной правовой нормы иные органы данным правом не обладают, следовательно, органы местного самоуправления обязаны принимать меры по постановке бесхозяйного имущества на учет.
Судом установлено, что в ходе проведенной прокуратурой города проверки в сфере исполнения жилищного законодательства, законодательства в сфере жилищно – коммунального хозяйства, закона об организации местного самоуправления выявлены нарушения, требующие незамедлительного принятия мер по их устранению, а именно в 2021 году и истекшем периоде 2022 года на территории города Архангельска выявлено 52 бесхозяйных объектов водоснабжения, водоотведения, теплоснабжения, электроснабжения право муниципальной собственности на которые не зарегистрировано.
В апреле 2022 года ПАО «ТГК-2» в администрацию городского округа «Город Архангельск» направлено обращение о 36 выявленных в системе централизованного теплоснабжения, присоединенной к Архангельской ТЭЦ участков тепловой сети, обладающих признаками бесхозяйных.
Таким образом, работа по выявлению бесхозяйных объектов инженерных сетей, имеющих социальное значение для неопределенного круга лиц, зачислению их в реестр муниципальной собственности и дальнейшей передачи их в эксплуатацию и обслуживание хозяйствующим субъектам должностными лицами администрации города осуществляется не своевременно и не эффективно.
08.06.2022 прокуратурой города в адрес Главы администрации МО «Город Архангельск» выдано предписание № 7-33-2022 с требованием безотлагательного его рассмотрения и принятия действенных мер по устранению выявленных нарушений путем принятия мер по активации работы по выявлению бесхозяйных объектов инженерных сетей на территории города. Своевременному зачислению их в реестр муниципальной собственности и дальнейшей передачи их в эксплуатацию и обслуживание хозяйствующим субъектам.
20.07.2022 администрация ГО «Город Архангельск» сообщила, что обязанность по обращению в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на бесхозяйную вещь, а затем по регистрации права муниципальной собственности на бесхозяйные объекты энергетики и коммунальной сферы у органа местного самоуправления отсутствует; информации, позволяющей идентифицировать бесхозяйные объекты теплосетевого хозяйства, не имеется.
Таким образом, в ходе проверки установлено, что администрация ГО «Город Архангельск» длительное время не исполняет свои полномочия в данной сфере, меры по постановке указанных объектов теплоснабжения на учет в качестве бесхозяйного имущества не принимает.
В судебном заседании установлено и не оспаривалось участниками процесса, что участок тепловой сети от проекции стены здания <адрес> до места врезки в уз. С-17-2 на ИТП данного здания; тепловая сеть от УТ1-8л до 3 УТ 1-8/0 в районе домов <адрес> (протяженностью 3 м); тепловая сеть от узла врезки в ТТ от ТК-2УТ2-4 до ТК-2УТ2-5 до наружной стены здания <адрес> (в районе <адрес>); тепловая сеть от тепловой камеры С-19-4-8-3 до стены здания <адрес> не являются муниципальной собственностью и фактически являются бесхозяйными.
Бездействие администрации ГО «Город Архангельск» по постановке указанных объектов теплоснабжения на учет в качестве бесхозяйного имущества нарушает права неопределенного круга лиц на безопасность и бесперебойное теплоснабжение.
В силу приведенных выше норм законодательства и установленных обстоятельств администрация ГО «Город Архангельск» обязана поставить на учет указанное бесхозяйное недвижимое имущество в виде указанных выше объектов теплоснабжения.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о необходимости удовлетворения требований заместителя прокурора города Архангельска.
Срок, в течение которого административный истец просит принять меры по постановке на учет тепловых сетей, суд считает разумным, учитывая сроки обнаружения указанных нарушений и исходя из необходимости соблюдения прав неопределенного круга лиц, уд полагает, что требования административного истца подлежат исполнению административным ответчиком в течение 6 месяцев с момента вступления настоящего решения в законную силу.
В соответствии с пунктом 19 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации органы местного самоуправления освобождены от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции.
Руководствуясь статьями 175 – 180 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд
решил:
административное исковое заявление заместителя прокурора г. Архангельска ФИО2 к администрации ГО «Город Архангельск» о признании незаконным бездействия по обращению в орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество, с заявлением о постановке на учет тепловых сетей, расположенных на территории города Архангельска, возложении обязанности обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество, с заявлением о постановке на учет тепловых сетей, расположенных на территории города Архангельска, удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации городского округа «Город Архангельск», выразившееся в непринятии надлежащих мер по обращению в орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество, с заявлением о постановке на учет тепловых сетей, расположенных на территории города Архангельска:
1. участок тепловой сети от проекции стены здания <адрес> до места врезки в уз. С-17-2 на ИТП данного здания;
2. тепловая сеть от УТ1-8л до 3 УТ 1-8/0 в районе домов <адрес> (протяженностью 3 м);
3. тепловая сеть от узла врезки в ТТ от ТК-2УТ2-4 до ТК-2УТ2-5 до наружной стены здания <адрес> (в районе <адрес>);
4. тепловая сеть от тепловой камеры С-19-4-8-3 до стены здания <адрес>.
Обязать администрацию городского округа «Город Архангельск» обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество, с заявлением о постановке на учет тепловых сетей, расположенных на территории города Архангельска:
1. участок тепловой сети от проекции стены здания <адрес> до места врезки в уз. С-17-2 на ИТП данного здания;
2. тепловая сеть от УТ1-8л до 3 УТ 1-8/0 в районе домов <адрес> (протяженностью 3 м);
3. тепловая сеть от узла врезки в ТТ от ТК-2УТ2-4 до ТК-2УТ2-5 до наружной стены здания <адрес> (в районе <адрес>);
4. тепловая сеть от тепловой камеры С-19-4-8-3 до стены здания <адрес>.
Установить срок для исполнения решения суда шесть месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
Обязать администрацию городского округа «Город Архангельск» сообщить в Соломбальский районный суд г. Архангельска и прокурору г. Архангельска об исполнении решения.
Решение может быть обжаловано в Архангельский областной суд через Соломбальский районный суд города Архангельска в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Мотивированное решение составлено 07 октября 2022 года.
Председательствующий К.И. Жданова