Дело №2а-1889/2017 РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 19 декабря 2017 года г. Бахчисарай Бахчисарайский районный суд Республики Крым в составе: председательствующего судьи Готовкиной Т.С. при секретаре судебного заседания Симоновой Ю.К., рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда в г.Бахчисарай административное дело №2а-1889/2017 по административному иску Прокурора Бахчисарайского района Республики Крым в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Бахчисарайского района Республики Крым, заинтересованное лицо – Министерство образования, науки и молодежи Республики Крым о признании бездействия незаконным и понуждении к совершению определенных действий, - УСТАНОВИЛ: Прокурор Бахчисарайского района Республики Крым в интересах неопределенного круга лиц обратился в Бахчисарайский районный суд Республики Крым с административным иском к Администрации Бахчисарайского района Республики Крым о признании бездействия должностных лиц администрации Бахчисарайского района Республики Крым, связанное с не созданием отдельного структурного подразделения администрации Бахчисарайского района, обеспечивающего деятельность Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав Бахчисарайского района, незаконным; возложении обязанности в течение 3 месяцев после вступления решения суда в законную силу создать отдельное структурного подразделения администрации Бахчисарайского района, обеспечивающее деятельность Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав Бахчисарайского района. Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ. к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено Министерство образования, науки и молодежи Республики Крым. Исковые требования мотивированы тем, что постановлением Главы администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ создана Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав в Бахчисарайском районе, утвержден ее состав и Положение о деятельности Комиссии. При этом, в силу норм действующего законодательства, деятельность муниципальной комиссии обеспечивается структурным подразделением органа местного самоуправления муниципального образования, действующего на основании положения, утвержденного главой местной администрации. Однако отдельного структурного подразделения администрации Бахчисарайского района, обеспечивающего деятельность Комиссии, не создано; в силу действующего Положения о Комиссии ее деятельность обеспечивается сектором, обеспечивающим деятельность комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав управления по делам несовершеннолетних и защите их прав администрации Бахчисарайского района; при этом в силу норм действующего законодательства не допускается возложение на работников структурных подразделений, обеспечивающих деятельность муниципальной комиссии, обязанностей, не связанных с их непосредственной деятельностью. В судебном заседании помощник прокурора Юрченко Т.А. исковые требования поддержала и просила суд удовлетворить последние. Ответчик явку своего представителя в судебное заседание не обеспечил. О дате и времени судебного заседания извещен надлежащим образом, что подтверждается имеющимся в материалах дела почтовым уведомлением. В суд поступили возражения ответчика относительно заявленных требований, в которых последний указывал, что в структуре администрации уже создано и функционирует структурное подразделение – сектор, обеспечивающий деятельность комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав отдела по делам несовершеннолетних и защите их прав администрации Бахчисарайского района в составе 2 единиц. Сектор является структурным подразделением отдела по делам несовершеннолетних и защите их прав и основной функцией сектора является обеспечение деятельности комиссии по делам несовершеннолетних, что указано в положении о секторе. Заработную плату указанные сотрудники получают за счет средств субвенции бюджету по соглашению от ДД.ММ.ГГГГ№. Также указано, что администрация не имеет права осуществлять переданные государственные полномочия за счет собственных ресурсов ввиду наличия ряда объективных обстоятельств. Третье лицо явку своего представителя в судебное заседание также не обеспечило. О дате и времени судебного заседания извещено надлежащим образом, что подтверждается материалами дела. Каких-либо ходатайств в суд не направляло. Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников по делу в порядке ст.150 КАС РФ. Суд, рассмотрев материалы дела, заслушав пояснения представителя административного истца, исследовав и оценив в их совокупности представленные суду доказательства, установил следующее. Постановлением администрации Бахчисарайского района от ДД.ММ.ГГГГ. № образована комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав Бахчисарайского района; утверждены состав комиссии, Положение о комиссии (л.д.25-33). Поручением Главы Республики Крым ФИО 1 от ДД.ММ.ГГГГ№ Главам администраций муниципальных образований Республики Крым поручена создать и укомплектовать кадрами в пределах штатной численности органов местного самоуправления муниципальных образований в Республике Крым структурное подразделение для обеспечения деятельности муниципальных комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав в соответствии с Законом Республики Крым от 01.09.2014г. №58-ЗРК «О комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав в Республике Крым» (л.д.9). Указан срок до ДД.ММ.ГГГГ Ранее, Постановлением Республиканской комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав от ДД.ММ.ГГГГ. № рекомендовано руководителям муниципальных районов и городских округов Республики Крым создать структурное подразделение, обеспечивающее деятельность муниципальной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, в составе органа местного самоуправления за счет имеющихся вакантных должностей (л.д.10). Постановлением администрации Бахчисарайского района Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ№ утверждено Положение о секторе, обеспечивающем деятельность комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, отдела по делам несовершеннолетних и защите их прав администрации Бахчисарайского района Республики Крым (далее Положение) (л.д.34-43). Как усматривается из утвержденного Положения (л.д.37-43), последнее является Положением об управлении по делам несовершеннолетних и защите их прав администрации Бахчисарайского района. В п.2 Положения указано, что Управление по делам несовершеннолетних и защите их прав администрации Бахчисарайского района (далее Управление) является структурным подразделением Администрации Бахчисарайского района; подотчетно и подконтрольно руководителю органа, его создавшего, управлению по защите прав детей Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым. Согласно Разделу 3 Положения, Управление состоит из следующих подразделений: отдел семейных форм воспитания; сектор социальной защиты детей; сектор, обеспечивающий работу комиссии по делам несовершеннолетних. Разделом 4.3 Положения предусмотрены функции и полномочия сектора, обеспечивающего работу комиссии по делам несовершеннолетних. Согласно информационного письма Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ№, адресованного исполнительно-распорядительным органам муниципальных образований в Республике Крым, финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счет предоставленных местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов. Органы местного самоуправления имеют право дополнительно использовать соответствующие материальные ресурсы и финансовые средства для осуществления переданных им государственных полномочий в случаях и порядке, предусмотренных уставом муниципального образования. Ввиду указанного, в письме содержится просьба рассмотреть вопрос о введении штатных единиц структурных подразделений, обеспечивающих деятельность комиссий, посредством перераспределения установленной штатной численности органа местного самоуправления муниципального образования (л.д.14-15). Согласно информационного письма Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ№, адресованного Главам администраций муниципальных образований Республики Крым, создание отдельных структурных подразделений, обеспечивающих деятельность муниципальных комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, за счет уменьшения количества штатных единиц, занимающихся вопросами опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних, не является законным (л.д.16-17). В силу ч.1 ст.7 Закона Республики Крым от 01.09.2014г. №58-ЗРК «О комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав в Республике Крым» муниципальные комиссии образуются главами местных администраций муниципальных районов или городских округов и являются постоянно действующими органами системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Численный состав муниципальной комиссии определяется с учетом числа органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, объема и содержания выполняемой работы и не может быть менее 9 человек. Деятельность муниципальной комиссии обеспечивается структурным подразделением органа местного самоуправления муниципального образования, действующим на основании положения, утвержденного главой местной администрации. Работники структурного подразделения являются муниципальными служащими, замещающими муниципальные должности муниципальной службы в Республике Крым. С учетом правового статуса муниципальных комиссий и межведомственного характера их деятельности не допускается возложение на работников структурных подразделений, обеспечивающих деятельность муниципальных комиссий, обязанностей, не связанных с их непосредственной деятельностью (ч.ч.5-7 ст.7 Закона №58-ЗРК). Согласно ч.ч.1, 2 ст.19.2 Закона №58-ЗРК Финансирование расходов, связанных с осуществлением органами местного самоуправления переданных им отдельных государственных полномочий, осуществляется за счет предоставления бюджетам муниципальных образований субвенций из бюджета Республики Крым в порядке, предусмотренном бюджетным законодательством. Размеры субвенций, предоставляемых из бюджета Республики Крым на осуществление переданных органам местного самоуправления отдельных государственных полномочий, определяются законом Республики Крым о бюджете Республики Крым на соответствующий финансовый год. Количество штатных единиц структурных подразделений, обеспечивающих деятельность комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, образуемых в муниципальных районах, городских округах Республики Крым, определяется в зависимости от численности несовершеннолетних: до <данные изъяты> тысяч несовершеннолетних - 2 штатные единицы; свыше <данные изъяты> тысяч несовершеннолетних - 3 штатные единицы. Органы местного самоуправления имеют право перераспределять расходы на содержание работников структурных подразделений в пределах общего объема субвенций, предоставленных им из бюджета Республики Крым, на реализацию переданных в соответствии с настоящим Законом государственных полномочий (ч.ч.4, 5 ст.19.2 Закона №58-ЗРК). Согласно ч.1 ст.218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров. В силу ч.11 ст.226 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 (соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения) и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие). При рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконным решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме (ч.8 ст.226 КАС РФ). Как было установлено в ходе судебного разбирательства по делу, сектор, обеспечивающий деятельность комиссии по делам несовершеннолетних и защиту их прав администрации Бахчисарайского района, входит в структуру Управления по делам несовершеннолетних и защите их прав администрации Бахчисарайского района; в его полномочия входят, в частности функции, направленные на непосредственное осуществление вопросов деятельности органов опеки и попечительства, что подтверждается соответствующим Положением (обратная сторона л.д.39, л.д.40-42). Таким образом, отдельного структурного подразделения, как то предусмотрено положениями действующего законодательства, обеспечивающего деятельность комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав в администрации Бахчисарайского района не создано; деятельность указанного выше сектора, который входит в структуру Управления по делам несовершеннолетних и защите их прав администрации Бахчисарайского района, нельзя расценивать как создание полномочного структурного подразделения, обеспечивающего деятельность Комиссии, в соответствии с нормами действующего законодательства. Ввиду вышеизложенного, суд приходит к выводу, что исковые требования являются законными и подлежат удовлетворению. На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. 227 КАС РФ, суд, - РЕШИЛ: Исковые требования Прокурора Бахчисарайского района Республики Крым в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить. Признать бездействие администрации Бахчисарайского района Республики Крым, связанное с не созданием отдельного структурного подразделения администрации Бахчисарайского района, обеспечивающего деятельность Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав Бахчисарайского района, незаконным. Обязать Администрацию Бахчисарайского района Республики Крым (<адрес>) в течение трех месяцев с даты вступления решения суда в законную силу создать отдельное структурного подразделения администрации Бахчисарайского района, обеспечивающее деятельность Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав Бахчисарайского района. Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Крым путем подачи апелляционной жалобы через Бахчисарайский районный суд Республики Крым в течение 1 месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме. Мотивированное решение изготовлено 22.12.2017. Судья: Т.С. Готовкина |