ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-188/2017 от 04.05.2017 Шатойского районного суда (Чеченская Республика)

Дело а-188/17

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

<адрес> 04 мая 2017года

Шатойский районный суд ЧР в составе:

председательствующего судьи Ибрагимова В.У.,

при секретаре - ФИО1,

с участием старшего помощника Шатойского межрайонного прокурора ФИО3,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску заместителя Шатойского межрайонного прокурора ФИО2 о признании бездействия администрации Итум-Калинского сельского поселения Итум-Калинского муниципального района незаконным и обязании разместить в единой информационной системе в сети Интернет на официальном сайте http://www.zakupki.gov.ru. Правила нормирования, требования к отдельным видам товаров, работ, услуг (в том числе их предельные цены и (или) нормативные затраты на обеспечение функций муниципальных органов),

УСТАНОВИЛ:

Заместитель Шатойского межрайонного прокурора ФИО2 обратился в Шатойский районный суд ЧР с административным иском в интересах неопределенного круга лиц о признании бездействия администрации Итум-Калинского сельского поселения незаконным и обязании разместить в единой информационной системе в сети Интернет на официальном сайте http://www.zakupki.gov.ru. Правила нормирования, требования к отдельным видам товаров, работ, услуг (в том числе их предельные цены и (или) нормативные затраты на обеспечение функций муниципальных органов), обосновывая свои требования следующим.

Шатойской межрайонной прокуратурой в марте 2017г. проведена проверка исполнения законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, в ходе которой, в деятельности администрации Итум-Калинского сельского поселения Итум-Калинского муниципального района (далее – Администрация), выявлены нарушения требующие принятия мер к их устранению и недопущению впредь.

Так, согласно ст. 72 Бюджетного кодекса РФ закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд с учетом положений настоящего Кодекса.

Отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок регулируются Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Федеральный закон № 44-ФЗ).

В силу ч. 4 ст. 19 Федерального закона № 44-ФЗ, местные администрации в соответствии с общими правилами нормирования, предусмотренными частью 3 настоящей статьи, устанавливают правила нормирования в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд (далее - правила нормирования), в том числе: требования к порядку разработки и принятия правовых актов о нормировании в сфере закупок, содержанию указанных актов и обеспечению их исполнения; правила определения требований к закупаемым муниципальными органами, соответственно их территориальными органами и подведомственными указанным органам казенными учреждениями и бюджетными учреждениями отдельным видам товаров, работ, услуг (в том числе предельные цены товаров, работ, услуг) и нормативных затрат на обеспечение функций муниципальных органов (включая соответственно территориальные органы и подведомственные казенные учреждения).

Общие требования к порядку разработки и принятия правовых актов о нормировании в сфере закупок, содержанию указанных актов и обеспечению их исполнения утверждены постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ, а общие правила определения требований к закупаемым заказчиками отдельным видам товаров, работ, услуг (в том числе их предельных цен) – постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ.

Частью 6 ст. 19 Федерального закона № 44-ФЗ определено, что Правила нормирования, требования к отдельным видам товаров, работ, услуг (в том числе их предельные цены и (или) нормативные затраты на обеспечение функций муниципальных органов подлежат размещению в единой информационной системе.

Между тем Администрацией в нарушение обозначенных требований закона Правила нормирования, требования к отдельным видам товаров, работ, услуг (в том числе их предельные цены и (или) нормативные затраты на обеспечение функций муниципальных органов в единой информационной системе в сети Интернет на официальном сайте http://www.zakupki.gov.ru. не размещены.

Данные обстоятельства явились, в том числе основанием для внесения межрайонной прокуратурой в адрес главы администрации ДД.ММ.ГГГГ представления об устранении нарушений законодательства об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления между тем проверкой установлено, что указанные требования исполнены в части, то есть указанные правовые акты, регулирующие правила нормирования в сфере закупок товаров, работ, услуг, для обеспечения муниципальных нужд, приняты, однако не размещены в единой информационной системе в сети Интернет на официальном сайте http://www.zakupki.gov.ru.

Несоблюдение требований законодательства в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд влечет за собой нарушение требований п. 12 ст. 7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ-Ф3 «О противодействии коррупции» об обеспечении добросовестности, открытости, и объективности при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд.

На основании изложенного заместитель прокурора просит суд признать незаконным бездействие администрации Итум-Калинского сельского поселения выразившееся в не размещении в единой информационной системе в сети Интернет на официальном сайте http://www.zakupki.gov.ru Правил нормирования, требований к отдельным видам товаров, работ, услуг (в том числе их предельные цены и (или) нормативные затраты на обеспечение функций муниципальных органов), и обязать устранить указанные нарушения.

В судебном заседании старший помощник прокурора ФИО3 поддержал требования заместителя Шатойского межрайонного прокурора, просил их удовлетворить по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении.

Представитель административного ответчика – глава администрации Итум-Калинского сельского поселения, надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился. Представил в суд заявление о рассмотрении дела без его участия, в котором указал, что административные исковые требования признает в полном объеме.

На основании ч. 6 ст. 226 КАС РФ, суд находит возможным рассмотрение дела в отсутствие представителя административного ответчика.

Исследовав материалы дела, выслушав старшего помощника прокурора ФИО3 суд считает, что требования заместителя Шатойского межрайонного прокурора ЧР подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

На основании ч. 4 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства РФ, прокурор в пределах своей компетенции может обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии с требованиями ч. 8 ст. 226 КАС РФ, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решений, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.

Согласно требованиям ч. 9 ст. 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Согласно ст. 72 Бюджетного кодекса РФ закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд с учетом положений настоящего Кодекса.

Отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок регулируются Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Федеральный закон № 44-ФЗ).

Согласно ч. 4 ст. 19 Федерального закона № 44-ФЗ, местные администрации в соответствии с общими правилами нормирования, предусмотренными частью 3 настоящей статьи, устанавливают правила нормирования в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд (далее - правила нормирования), в том числе: требования к порядку разработки и принятия правовых актов о нормировании в сфере закупок, содержанию указанных актов и обеспечению их исполнения; правила определения требований к закупаемым муниципальными органами, соответственно их территориальными органами и подведомственными указанным органам казенными учреждениями и бюджетными учреждениями отдельным видам товаров, работ, услуг (в том числе предельные цены товаров, работ, услуг) и нормативных затрат на обеспечение функций муниципальных органов (включая соответственно территориальные органы и подведомственные казенные учреждения).

В соответствии с ч.1 ст. 19 Федерального закона № 44-ФЗ под нормированием в сфере закупок понимается установление требований к закупаемым заказчиком товарам, работам, услугам (в том числе предельной цены товаров, работ, услуг) и (или) нормативных затрат на обеспечение функций государственных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами, муниципальных органов (включая соответственно территориальные органы и подведомственные казенные учреждения).

В соответствии с ч.2 ст. 19 Федерального закона № 44-ФЗ под требованиями к закупаемым заказчиком товарам, работам, услугам понимаются требования к количеству, потребительским свойствам и иным характеристикам товаров, работ, услуг, позволяющим обеспечить муниципальные нужды, но не приводящие к закупкам, которые имеют избыточные потребительские свойства или являются предметами роскоши в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Общие требования к порядку разработки и принятия правовых актов о нормировании в сфере закупок, содержанию указанных актов и обеспечению их исполнения утверждены постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ, а общие правила определения требований к закупаемым заказчиками отдельным видам товаров, работ, услуг (в том числе их предельных цен) – постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ.

Частью 6 ст. 19 Федерального закона № 44-ФЗ определено, что Правила нормирования, требования к отдельным видам товаров, работ, услуг (в том числе их предельные цены и (или) нормативные затраты на обеспечение функций муниципальных органов подлежат размещению в единой информационной системе.

В судебном заседании установлено, что в нарушение вышеуказанных требований законодательства, администрацией Итум-Калинского сельского поселения не размещены на официальном сайте http://www.zakupki.gov.ru Правила нормирования, требования к отдельным видам товаров, работ, услуг (в том числе их предельные цены) и (или) нормативные затраты на обеспечение функций муниципальных органов.

ДД.ММ.ГГГГ в адрес главы Администрации было внесено представление об устранении нарушений законодательства об обеспечении доступа к информации о деятельности органов местного самоуправления, с требованием принять правовые акты, регулирующие правила нормирования в сфере закупок товаров, работ, услуг, для обеспечения муниципальных нужд и разместить их в единой информационной системе в сети Интернет на официальном сайте http://www.zakupki.gov.ru., однако, в ходе проведенной в марте 2017года контрольной проверки установлено, что вышеуказанные нарушения устранены в части, т.е. указанные правовые акты приняты, однако не размещены на официальном сайте http://www.zakupki.gov.ru.

Таким образом, бездействие администрации Итум-Калинского сельского поселения в данной сфере правоотношений, а именно, несоблюдение требований законодательства в сфере закупок товаров, работ, услуг для муниципальных нужд, нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц, так как препятствует обеспечению доступа граждан к информации о деятельности органов местного самоуправления, а также препятствует деятельности государственных органов по повышению эффективности противодействия коррупции, одним из направлений которой (в соответствии с ч. 12 ст. 7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 273-ФЗ «О противодействии коррупции») является обеспечение добросовестности, открытости, и объективности при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд.

Указанные обстоятельства подтверждаются материалами дела.

Доказательств опровергающих доводы административного искового заявления суду не представлено.

При вышеизложенных обстоятельствах суд считает, что административное исковое заявление заместителя прокурора Шатойской межрайонной прокуратуры ЧР обоснованно и подлежит удовлетворению.

Руководствуясь ст. ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление заместителя Шатойского межрайонного прокурора ФИО2 – удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации Итум-Калинского сельского поселения Итум-Калинского муниципального района ЧР в части не размещения в единой информационной системе в сети Интернет на официальном сайте http://www.zakupki.gov.ru Правил нормирования, требований к отдельным видам товаров, работ, услуг (в том числе их предельные цены) и (или) нормативные затраты на обеспечение функций муниципальных органов.

Обязать администрацию Итум-Калинского сельского поселения Итум-Калинского муниципального района ЧР в соответствии с ч. 6 ст. 19 Федерального закона № 44-ФЗ разместить в единой информационной системе в сети Интернет на официальном сайте http://www.zakupki.gov.ru. Правила нормирования, требования к отдельным видам товаров, работ, услуг (в том числе их предельные цены) и (или) нормативные затраты на обеспечение функций муниципальных органов.

В течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу, административному ответчику необходимо сообщить в суд и в Шатойскую межрайонную прокуратуру об исполнении данного решения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию Верховного Суда ЧР в течение месяца со дня его вынесения через Шатойский районный суд ЧР.

Председательствующий: (подпись) В.У. Ибрагимов

Копия верна

Судья: В.У. Ибрагимов