ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-188/2021 от 03.03.2021 Гудермесского городского суда (Чеченская Республика)

Дело №2а-188/2021

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

ЧР, г. Гудермес 03 марта 2021 года

Гудермесский городской суд Чеченской Республики в составе:

председательствующего судьи – Хамзатова Р.Б.,

с участием: помощника прокурора <адрес> ЧР – ФИО4-М.,

при секретаре – ФИО3,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело а-188/2021 по административному исковому заявлению прокурора <адрес> ЧР о признании информации, размещенной в сети «Интернет», информацией, распространение которой на территории РФ запрещенной,

У С Т А Н О В И Л:

<адрес> ЧР обратился в суд с административным исковым заявлением в защиту интересов неопределенного круга лиц о признании информации, размещенной в сети «Интернет», информацией, распространение которой на территории РФ запрещенной, мотивируя административное исковое заявление тем, что прокуратурой района ДД.ММ.ГГГГ в ходе мониторинга сети «Интернет» выявлен интернет-ресурс: https://vk.com/wall-154986576_13, на котором размешены материалы, содержащие способы изготовления взрывного устройства в домашних условиях.

Согласно ст. 2 Конституции Российской Федерации, человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.

В силу п. 3 ст. 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ-Ф3 «О противодействии терроризму» (далее - Федеральный закон № 35-ФЗ) террористическим актом является совершение взрыва, поджога или иных действий, устрашающих население и создающих опасность гибели человека, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных тяжких последствий, в целях дестабилизации деятельности органов власти или международных организаций либо воздействия на принятие ими решений, а также угроза совершения указанных действий в тех же целях.

В соответствии п. «а» ч. 4 ст. 3 Федерального закона -Ф3 противодействием терроризму является деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также физических и юридических лиц по предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма).

В нарушение требований закона на вышеуказанном сайте имеются в свободном доступе материалы, содержание которых описывает способы изготовления взрывного устройства в домашних условиях.

Статьей 205 Уголовного кодекса РФ установлена уголовная ответственность за противоправное деяние - террористический акт. Статьей 223 Уголовного кодекса РФ установлена уголовная ответственность за противоправное деяние - незаконное изготовление оружия.

Кроме того, статьей 20.8 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение правил производства, приобретения, продажи, передачи, хранения, перевозки, ношения, коллекционирования, экспонирования, уничтожения или учета оружия и патронов к нему, а также нарушение правил производства, продажи, хранения, уничтожения или учета взрывчатых веществ и взрывных устройств, пиротехнических изделий.

В силу ч. 1 ст. 10 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (далее - Федеральный закон № 149-ФЗ) распространение информации в Российской Федерации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации.

Частью 1 ст. 9 Федерального закона № 149-ФЗ предусмотрено, что ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционною строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

В соответствии с ч. 1 ст. 15.1 Федерального закона № 149-ФЗ в целях ограничения доступа к сайтам в сети «Интернет», содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено».

Согласно п. 2 ч. 5 ст. 15.1 Федерального закона № 149-ФЗ основанием для включения в Реестр является вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

В соответствии с ч. 3-5 ст. 15.1 Федерального закона № 149-ФЗ постановлением правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О единой автоматизированной информационной системе «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» утверждены Правила создания, формирования и ведения единой автоматизированной информационной системы.

Пунктом 5 названных Правил предусмотрено три основания для включения в единый реестр указателей страниц сайтов в сети «Интернет», содержащих запрещенную информацию, а именно:

решения уполномоченных федеральных органов исполнительной власти, к которым отнесены: МВД РФ - в части информации об обороте наркотиков; Роспотребнадзор - о способах совершения самоубийства; ФИО2 - о порнографии несовершеннолетних; обороте наркотиков; информации, решение о запрете которой принято уполномоченными органами или судом; ФНС - по азартным играм; Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка - по дистанционной продаже алкогольной продукции; Федеральное агентство по делам молодежи - по склонению несовершеннолетних к совершению противоправных действий;

вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», запрещенной информацией;

постановление судебного пристава-исполнителя об ограничении доступа к информации, порочащей честь, достоинство или деловую репутацию гражданина.

При этом названные Правила возможность включения в единый реестр информации о способах изготовления зажигательных смесей и иных взрывных устройств, на основании решений уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или постановления судебного пристава-исполнителя не предусматривают.

Таким образом, досудебное урегулирование настоящего административного спора законодательством не предусмотрено, поскольку указанные в Правилах уполномоченные органы или судебный пристав-исполнитель не правомочны принимать решения (постановления) о включении названной информации (о способах изготовления зажигательных смесей и иных взрывных устройств) в единый реестр.

Размещение названной информации на интернет-сайтах нарушает установленные законом ограничения, основы конституционного строя, права и законные интересы неопределенного круга лиц, в том числе право граждан на гарантированную Конституцией Российской Федерации жизнь в правовом государстве, в силу чего является незаконным и подлежит запрещению к распространению на территории Российской Федерации.

Кроме того, распространение подобных сведений создает угрозу для большого количества людей, а несвоевременное реагирование на такие факты снижает уровень общественной безопасности.

Доступ на вышеуказанную страницу (https://vk.com/wall-154986576_13) свободный, не требует предварительной регистрации и пароля, сгенерированного модераторами. Ознакомиться с содержанием указанных страниц может любой пользователь информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» с устройства, имеющего доступ в сеть. Информация на указанном сайте распространяется бесплатно, срок пользования не ограничен, как и отсутствует ограничение на передачу, распространение и копирования информации, указанной на сайте.

Страница (https://vk.com/wall-154986576_13) содержит подробную инструкцию по изготовлению взрывчатой смеси «Коктейль Молотова».

Указанное подтверждается актом осмотра сайта, произведенного ФИО1 прокуратуры района в присутствии двух участвующих лиц, скриншотами интернет-ресурса и рапортом об обнаружении названной страницы.

В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 265.2 КАС РФ в административном исковом заявлении о признании информации запрещенной должны быть указаны сведения, предусмотренные пунктами 1, 2, 9 части 2 статьи 125 КАС РФ, а также в случае установления лица, действия которого послужили поводом для подачи указанного административного искового заявления, - административного ответчика сведения, предусмотренные пунктом 3 части 2 статьи 125 КАС РФ, то есть наименование административного ответчика.

Между тем принятыми прокуратурой района мерами установить лицо, действия которого послужили поводом для подачи настоящего административного искового заявления, то есть административного ответчика, не представилось возможным. В этой связи сведения об административном ответчике в соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 265.2 КАС РФ в настоящем исковом заявлении не указаны.

В соответствии с п. 4 ст. 27 Федерального закона «О прокуратуре» и ч. 1 ст. 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц, а также интересов Российской Федерации.

В силу ст. 265.1 КАС РФ с административным исковым заявлением о признании информации, размещенной в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено, вправе обратиться прокурор, иные лица, которым такое право предоставлено законодательством Российской Федераций, об информации, информационных технологиях и о защите информации.

Обращаясь с заявлением о признании информации, распространяемой в сети «Интернет», запрещенной к распространению на территории Российской Федерации, прокурор выступает в интересах как неопределенного круга лиц, так и Российской Федерации в защиту основ конституционного строя и нравственности, формирования правового сознания граждан, в целях пресечения совершения гражданами преступлений и правонарушений.

На основании ч. 4 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), прокурор в пределах своей компетенции может обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В судебном заседании помощник прокурора <адрес> ЧР ФИО4-М. иск поддержал и просил его удовлетворить по изложенным доводам и основаниям.

ФИО1 по Чеченской Республике в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещался судом надлежащим образом, просил рассмотреть указанное дело в их отсутствие.

В соответствии со ст. 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося заинтересованного лица, неявка которого не препятствует рассмотрению дела по существу.

Заслушав прокурора, изучив материалы дела, суд приходит к следующему выводу.

Согласно сведений из ФИО1 по Чеченской Республике об авторе оспариваемой информации и владельцев Интернет-ресурса не располагают, тем самым у суда нет необходимости в привлечении к участию в деле ответчика.

Исследовав материалы административного дела, дав им надлежащую правовую оценку, суд находит административные иски прокурора законными, обоснованными, подлежат удовлетворению, по следующим основаниям.

Согласно ч.4 ст.218 Кодекса административного судопроизводства РФ (КАС РФ) прокурор вправе в пределах своей компетенции обратиться в суд с административным исковым заявлением о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагает, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В связи с изложенным, административный иск прокурора является приемлемым для рассмотрения и разрешения судом по существу заявленных требований.

Доводы прокурора о том, что бездействия вышеуказанного ответчика противоречит федеральному законодательству и подлежит устранению, суд считает обоснованными и законными, нашедшими свое полное подтверждение в судебном заседании.

С учётом изложенного суд приходит к выводу, что заявление прокурора об оспаривании бездействия ответчика является законным, обоснованным, и подлежит полному удовлетворению.

В соответствии с ч.1 ст.157 КАС РФ заявление административного ответчика о признании административного иска заносится в протокол судебного заседания, изложенное в письменной форме заявление приобщается к административному делу, о чем указывается в протоколе судебного заседания.

В силу ч.3 ст. 157 КАС РФ суд принимает признание иска административным ответчиком и административных исковых требований прокурора, поскольку такое признание не противоречит их интересам и интересам иных заинтересованных лиц.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

1. Административный иск прокурора <адрес> ЧР к ФИО1 по ЧР о признании информации, размещенной в сети «Интернет», информацией, распространение которой на территории РФ запрещено, удовлетворить.

2. Признать информацию, размещенную в сети «Интернет» на Интернет- ресурсе https://vk.com/wall-154986576_13, информацией, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено.

3.Обязать ФИО1 по Чеченской Республике ограничить доступ к указанной странице.

4.Решение суда направить в ФИО1 по ЧР для включения их в Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

5. Решение подлежит немедленному исполнению.

Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Верховный Суд ЧР через Гудермесский городской суд в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Председательствующий: Р.Б. Хамзатов