ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-188/2021ПОДЛИ от 08.02.2020 Кимрского городского суда (Тверская область)

Дело № 2а-188/2021 подлинник

УИД: №*

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

08 февраля 2020 года г. Кимры

Кимрский городской суд Тверской области в составе:

председательствующего судьи Светличной С.П.,

при помощнике ФИО7,

с участием ст. помощника Кимрского межрайонного прокурора ФИО8,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Кимрского межрайонного прокурора Тверской области, действующего в защиту интересов неопределенного круга лиц, к Администрации <адрес> сельского поселения Кимрского района Тверской области о признании незаконным бездействия и возложении обязанности поставить на учет в качестве бесхозяйного недвижимого имущества объекты газового хозяйства,

У С Т А Н О В И Л:

Кимрский межрайонный прокурор Тверской области, действующий в защиту интересов неопределенного круга лиц, обратился в суд с вышеуказанным административным исковым заявлением.

Данные требования мотивировал тем, что Кимрской межрайонного прокуратурой проведена проверка исполнения федерального законодательства <адрес><адрес>, по результатам которой установлено, что газопроводы, находящиеся по адресу: <адрес>, в муниципальную собственность не оформлены, обладают признаками бесхозяйного имущества.

Согласно полученной от филиала АО «Газораспределение Тверь» информации, в адрес ФИО4ФИО9 неоднократно направлялись уведомления о необходимости признания права собственности на участки вышеуказанных газопроводов.

Согласно полученной информации из ТУ <адрес> в информационной базе федерального имущества отсутствуют сведения о вышеуказанных газопроводах.

Указанные газопроводы представляют собой линейно-протяженный объект, прочно связанный с землей и его перемещение без несоразмерного ущерба его назначению, равно как и перемещение средств редуцирования газа и электрохимической защиты, представляющих собой объекты недвижимого имущества невозможно. Собственник спорных недвижимых объектов не установлен, право собственности на объекты за кем-либо не зарегистрировано.

Согласно ч. 3 ст. 225 ГК РФ бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.

По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.

Таким образом, орган местного самоуправления является единственным органом обладающим правом подачи заявления о постановке на учет имущества в качестве бесхозяйного, следовательно, обязан совершить действия по подаче такого заявления в силу возложенных на него законом полномочий.

Для предотвращения чрезвычайных ситуаций, обеспечения бесперебойного транспортирования природного газа по сетям газораспределения конечным потребителям – жителям <адрес><адрес>, обеспечения технического контроля за состоянием объектов газового хозяйства необходимо определить эксплуатирующую организацию, что не представляется возможным осуществить без предшествующего определения правового статуса данного недвижимого имущества.

В связи с тем, что вышеуказанные газопроводы являются бесхозяйными, надлежащее содержание их не осуществляется, что создает угрозу жизни и здоровья населения, нарушает права неопределенного круга лиц и требует незамедлительного принятия мер по передаче газопроводов в муниципальную собственность в целях их надлежащего содержания.

Просит суд признать незаконным бездействие <адрес> сельского поселения <адрес> по постановке на учет в качестве бесхозяйного имущества газопроводов: <адрес>

В судебном заседании прокурор ФИО8 требования поддержала, настаивала на их удовлетворении.

Представитель административного ответчика – ФИО4ФИО10 и ФИО2 заинтересованных лиц: филиала АО «Газпром газораспределение Тверь» <адрес>, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> в судебное заседание не явились, будучи надлежащим образом извещены судом о дате, времени и месте рассмотрения административного дела.

ФИО2ФИО11<адрес> и филиала АО «Газпром газораспределение Тверь» в <адрес> представили в адрес суда письменные ходатайства о рассмотрении дела в их отсутствии. При этом ФИО2 сельского поселения <адрес> указал, что признает заявленные требования, не возражает против их удовлетворения, ФИО2 филиала АО «Газпром газораспределение Тверь» в <адрес> – не возражает против удовлетворении заявленных требований.

В соответствии с положениями ст. 150 Кодекса административного судопроизводства РФ (КАС РФ) суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствии не явившихся лиц, против чего не возражал представитель Кимрской межрайонной прокуратуры.

Суд, заслушав представителя Кимрской межрайонной прокуратуры, проанализировав материалы дела, исследовав собранные по делу доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, приходит к следующим выводам.

В силу ч. 1 ст. 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов, в том числе неопределённого круга лиц.

Исходя из ч. 4 ст. 218 КАС РФ, в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, прокурор в пределах своей компетенции может обратиться в суд с административным исковым заявлением о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделённых государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагает, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативно-правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Как следует из ч. 1 ст. 41 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь.

Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду (ст. 42 Конституции РФ).

В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (в редакции от 30 октября 2018 года) к вопросам местного значения городского поселения относятся организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.

К вопросам местного значения сельского поселения относятся вопросы, предусмотренные пунктами 1 – 3, 9, 10, 12, 14, 17, 19 (за исключением использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населённых пунктов поселения), 21, 28, 30, 33 части 1 настоящей статьи. Законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных частью 1 настоящей статьи вопросов местного значения городских поселений (за исключением вопроса местного значения, предусмотренного пунктом 23 части 1 настоящей статьи) (ч. 3 ст. 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»).

В соответствии со ст. 1 Закона Тверской области от 19.11.2014 года № 92 «О закреплении вопросов местного значения за сельскими поселениями Тверской области» дополнительно к установленным ч. 3 ст. 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» с 01.01.2015 года за сельскими поселениями Тверской области закрепляются вопросы местного значения, предусмотренные пунктами 4 - 8, 11, 13, 13.1, 15, 18, 19 (в части использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения), 20 (за исключением осуществления муниципального земельного контроля в границах поселения), 22, 24, 26, 27, 31, 32, 33.1 - 34, 37, 38, 39 части 1 статьи 14 названного Федерального закона.

Таким образом, к вопросам местного значения сельского поселения относится организация в границах поселения газоснабжения в пределах полномочий, установленных законодательством РФ.

В соответствии с ч. 3 ст. 7 Федерального закона от 31.03.1999 года № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации» организация газоснабжения населения является полномочием органов местного самоуправления городских поселений, городских округов и осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и муниципальными нормативными правовыми актами.

В силу п. 5 постановления Правительства РФ от 20.11.2000 года № 878 «Об утверждении Правил охраны газораспределительных сетей» газораспределительные сети относятся к категории опасных производственных объектов, что обусловлено взрыво- и пожароопасными свойствами транспортируемого по ним газа.

В соответствии с положениями приказа Ростехнадзора от 15.11.2013 года № 542 «Об утверждении федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности сетей газораспределения и газопотребления» при эксплуатации опасных производственных объектов должен выполняться комплекс мероприятий, включающих систему технического обслуживания и ремонта, обеспечивающих содержание таких объектов в исправном и безопасном состоянии.

Таким образом, орган местного самоуправления является единственным органом обладающим правом подачи заявления о постановке на учет имущества в качестве бесхозяйного, следовательно, обязан совершить действия по подаче такого заявления в силу возложенных на него законом полномочий.

В судебном заседании установлено, что в ходе проведения Кимрской межрайонного прокуратурой проверки исполнения федерального законодательства было выявлено, что газопроводы по адресу: <адрес>, обладают признаками бесхозяйного имущества.

Из полученной от филиала АО «Газораспределение Тверь» информации следует, что в адрес ФИО4 сельского поселения неоднократно направлялись уведомления о необходимости признания права собственности на участки вышеуказанных газопроводов.

Согласно сведениям, полученным от Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в <адрес>, в информационной базе федерального имущества отсутствуют сведения о вышеуказанных газопроводах.

Указанные газопроводы представляет собой линейно-протяженный объект, прочно связанный с землей и его перемещение без несоразмерного ущерба его назначению, равно как и перемещение средств редуцирования газа и электрохимической защиты, представляющих собой объекты недвижимого имущества невозможно. Собственник спорных недвижимых объектов не установлен, право собственности на объекты за кем-либо не зарегистрировано.

Согласно ч. 3 ст. 225 ГК РФ бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.

По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.

Для предотвращения чрезвычайных ситуаций, обеспечения бесперебойного транспортирования природного газа по сетям газораспределения конечным потребителям – жителям ФИО5ФИО12<адрес>, обеспечения технического контроля за состоянием объектов газового хозяйства необходимо определить эксплуатирующую организацию, что не представляется возможным осуществить без предшествующего определения правового статуса данного недвижимого имущества.

Поскольку Администрацией Маловасилевского ФИО13<адрес> не предпринимаются действия по постановке указанных объектов на учет как бесхозяйных, суд приходит к выводу, что со стороны ФИО4ФИО14 имеет место бездействие, что является незаконным.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что исковые требования Кимрского межрайонного прокурора, действующего в защиту интересов неопределенного круга лиц, подлежат удовлетворению.

Согласно ч. 2 ст. 178 КАС РФ при принятии решения суд определяет нормы права, подлежащие применению в данном административном деле, устанавливает права и обязанности лиц, участвующих в деле, решает, подлежит ли административный иск удовлетворению; при необходимости устанавливает порядок и срок исполнения решения.

Учитывая позицию административного ответчика, суд считает возможным установить срок для исполнения указанных в административном исковом заявлении обязанностей в сроки, установленные Кимрским межрайонным прокурором.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 62, 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Административное исковое заявление Кимрского межрайонного прокурора Тверской области, действующего в защиту интересов неопределенного круга лиц, к ФИО4ФИО15 - удовлетворить.

Признать незаконным бездействие ФИО4 сельского поселения <адрес> по постановке на учет в качестве бесхозяйного имущества газопроводов, расположенных по адресу: <адрес>

Возложить на ФИО4ФИО16 обязанность в течении 12 месяцев со дня вступления решения в законную силу обратиться в регистрирующий орган с заявлением о принятии на учет бесхозяйных недвижимых объектов газораспределительных систем, газопроводов, расположенных по адресу: <адрес>

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Тверского областного суда через Кимрский городской суд Тверской области в течение месяца, со дня его принятия в окончательной форме.

Решение в окончательной форме принято 08 февраля 2021 года.

Судья Светличная С.П.

Дело № 2а-188/2021 подлинник

УИД: №*