ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-188/2022 от 13.04.2022 Локтевского районного суда (Алтайский край)

Дело № 2а-188/2022

22RS0032-01-2022-000152-15

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г.Горняк 13 апреля 2022 года

Локтевский районный суд Алтайского края в составе:

председательствующего судьи Марфутенко В.Г.,

при секретаре Родичевой И.В.,

с участием помощника прокурора Локтевского района - Баранова И.Д.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению прокурора Локтевского района Алтайского края в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации города Горняка Локтевского района Алтайского края о признании бездействия незаконным, о возложении обязанности совершить действия,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Локтевского района Алтайского края обратился в суд в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации города Горняка Локтевского района Алтайского края о признании бездействия незаконным, о возложении обязанности совершить действия.

В обоснование заявленных требований указано, что прокуратурой Локтевского района в порядке соблюдения законодательства о градостроительстве в деятельности администрации города Горняка Локтевского района выявлены существенные нарушения требований закона.

Указывают, что в соответствии со ст.28 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» для обсуждения проектов муниципальных правовых актов по вопросам местного значения с участием жителей муниципального образования представительным органом муниципального образования, главой муниципального образования могут проводиться публичные слушания. Порядок организации и проведения публичных слушаний определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования.

В статье 13 Устава муниципального образования город Горняк Локтевского района Алтайского края (в действующей редакции) закреплено, что на публичные слушания должны выносится вопросы, предусмотренные ч.3 ст. 13 Закона, а также иные вопросы, определяемые нормативным правовым актом Совета депутатов.

Решением Горняцкого городского Совета депутатов от ДД.ММ.ГГГГ утверждено Положение о порядке организации и проведения публичных слушаний и общественных обсуждений в муниципальном образовании ФИО1 района(далее - Решение ).

Решением Горняцкого городского Совета депутатов от ДД.ММ.ГГГГутверждены Правила землепользования и застройки территории муниципального образования ФИО1 района(далее - Решение ).

Постановлением Администрации ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ на
ДД.ММ.ГГГГ были назначены публичные слушания о внесении изменений в
Решение . Указанное постановление было размещено на сайте
администрации ФИО1ДД.ММ.ГГГГ.

Указывают, что в нарушение требований ч.5 ст.5.1 ГрК РФ проект, подлежащий рассмотрению на публичных слушаниях на официальном сайтемуниципального образования , размещен не был.

В целях устранения указанных нарушений закона главе администрации
ФИО1 района ДД.ММ.ГГГГ внесено представление, по
результатам рассмотрения которого мер к устранению нарушений закона до настоящего времени не принято.

Указывают, что проведение публичных слушаний в неустановленном законом порядке повлекло нарушение требований действующего законодательства, а в последующем принятие нормативного правового акта ограничивающего права неопределенного круга лиц.

В связи с чем прокурор просит признать бездействие администрации ФИО1 района по размещению проекта о внесении изменений в Решение Горняцкого городского Совета депутатов от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Правил землепользования и застройки территории муниципального образования ФИО1 района», подлежащего рассмотрению на публичных слушаниях ДД.ММ.ГГГГ на официальном сайте муниципального образования незаконным.

Обязать администрацию ФИО1 района отменить постановление администрации ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ «О проведении публичных слушаний по внесению изменений в правила землепользования и застройки муниципального образования ФИО1 района».

Обязать администрацию ФИО1 района провести, публичные слушания по внесению изменений в Решение Горняцкого городского Совета депутатов от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Правил землепользования и застройки территории муниципального образования ФИО1 района» соответствии с требованиями Градостроительного кодекса Российской Федерации.

В судебном заседании административный истец помощник прокурора Локтевского района Баранов И.Д. поддержал заявленные исковые требования в полном объеме просил их удовлетворить по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении.

Представитель административного ответчика администрации города Горняка Локтевского района Алтайского края Глумова И.А. в судебном заседании возражала против удовлетворения административных требований, просила в их удовлетворении отказать. Свою позицию обосновала по доводам, изложенным в возражениях. В которых указано, что постановление администрации города Горняка Локтевского района Алтайского края от ДД.ММ.ГГГГ «О проведении публичных слушаний по внесению изменений в правила землепользования и застройки муниципального образования ФИО1 района», было отправлено для размещения на сайт администрации ФИО1ДД.ММ.ГГГГ., что подтверждается приложенным скриншотом письма. Сам проект решения «О внесении изменений в правила землепользования и застройки муниципального образования ФИО1 района» был размещен ДД.ММ.ГГГГ. на стенде администрации ФИО1.

В соответствии с ч. 5 ст. 28 Федерального Закона от 06.10.2003г. №131-ФЗ Публичные слушания, общественные обсуждения по проектам генеральных планов, проектам правил землепользования и застройки, проектам планировки территории, проектам межевания территории, проектам правил благоустройства территорий, проектам, предусматривающим внесение изменений в один из указанных утвержденных документов, проектам решений о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства, проектам решений о предоставлении разрешения на отклонение от предельныхпараметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, вопросам изменения одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования при отсутствии утвержденных правил землепользования и застройки проводятся публичные слушания или общественные обсуждения в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности.

Согласно ч. 1 ст. 5.1 ГрК РФ В целях соблюдения права человека на благоприятные условия жизнедеятельности, прав и законных интересов правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства по проектам генеральных планов, проектам правил землепользования и застройки, проектам планировки территории, проектам межевания территории, проектам правил благоустройства территорий, проектам, предусматривающим внесение изменений в один из указанных утвержденных документов, проектам решений о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства, проектам решений о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства (далее также в настоящей статье - проекты) в соответствии с уставом муниципального образования и (или) нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования и с учетом положений настоящего Кодекса проводятся общественные обсуждения или публичные слушания, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.

На основании ч. 3 ст. 13 Устава муниципального образования Город Горняк Локтевского района Алтайского края. На публичные слушания должны выноситься вопросы, предусмотренные частью 3 статьи 28, Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ. Согласно ст. 48 Устава муниципального образования Город Горняк Локтевского района Алтайского края официальным обнародованием муниципальных правовых актов, соглашений считается размещение их полных текстов на информационном стенде администрации города, где они должны находиться в течение не менее семи дней со дня официального обнародования. Датой официального обнародования является первый день официального обнародования на информационном стенде администрации города.

Представитель заинтересованного лица администрации Локтевского района Алтайского края Наумова О.В. в судебном заседании полагала, что административные требования подлежат удовлетворению. Поскольку действительно административным ответчиком допущены нарушения по не размещению проекта муниципального правового акта на сайте администрации Локтевского района, чем органичен доступ ознакомления с ним неопределенного круга лиц.

Выслушав пояснения лиц участвующих в деле, исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.

Согласно ч. 4 ст. 218 КАС РФ в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, прокурор в пределах своей компетенции может обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагает, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В силу требований ст. 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.

Согласно ч. 11 ст. 226 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

В силу ч.1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами. Административное исковое заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина, являющегося субъектом административных и иных публичных правоотношений, может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд.

Исходя из буквального толкования пункта 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации решение об удовлетворении требования о признании оспариваемого бездействия незаконным принимается при установлении двух условий одновременно: бездействие не соответствует нормативным правовым актам и нарушает права, свободы и законные интересы административного истца.

Согласно пункту 1 части 3 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению, суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца и на срок устранения таких нарушений.

В порядке устранения последствий незаконного бездействия суд может обязать орган, допустивший нарушение, надлежащим образом исполнить соответствующую публично-правовую обязанность, т.е. совершить определенные действия.

Судом установлено, что администрацией города Горняка Локтевского района Алтайского края в целях приведения муниципальных правовых актов в соответствии с требованиями действующего законодательства, во исполнение норм Федерального законодательства от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», руководствуясь Уставом муниципального образования город Горняк Локтевского района Алтайского края принято постановлении от ДД.ММ.ГГГГ о проведении публичных слушаний по внесению изменений в правила землепользования и застройки муниципального образования город Горняк Локтевского района Алтайского края, проведение предварительных слушаний назначено на ДД.ММ.ГГГГ в 11-00 часов., местом проведения публичных слушаний определен актовый зал администрации города Горняка, по адресу , г.ФИО1.

Указанное постановление было размещено на сайте
администрации Локтевского района ДД.ММ.ГГГГ.

Однако, сам проект подлежащий рассмотрению на публичных слушаниях на официальном сайте муниципального образования Локтевский район, размещен не был, что не оспаривается административным ответчиком и подтверждено в судебном заседании представителем заинтересованного лица администрации Локтевского района Алтайского края.

Публичные слушания состоялись ДД.ММ.ГГГГ, согласно протоколу их проведения, предложений в комиссию, по обеспечению учета предложений граждан по проекту о внесении изменений в Правила землепользования и застройки муниципального образования города Горняк Локтевского района Алтайского края, организации и проведения публичных слушаний, от граждан не поступало. В связи с чем комиссий было поддержано постановление о внесении изменений в Правила землепользования и застройки муниципального образования города Горняк Локтевского района Алтайского края.

В последующем, Горняцким городским Советом депутатов Локтевского района Алтайского края было принято решение от ДД.ММ.ГГГГ о внесении в изменений в правила землепользования и застройки территории муниципального образования город Горняк Локтевского района Алтайского края утвержденных решением Горняцкого городского Совета депутатов от ДД.ММ.ГГГГ (с последующими изменениями утвержденными решением Горняцкого городского Совета депутатов от ДД.ММ.ГГГГ).

Порядок проведения публичных слушаний для обсуждения проектов муниципальных правовых актов по вопросам местного значения установлен действующим законодательством.

Так в соответствии со ст.28 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Закон) для обсуждения проектов муниципальных правовых актов по вопросам местного значения с участием жителей муниципального образования представительным органом муниципального образования, главой муниципального образования могут проводиться публичные слушания.

Порядок организации и проведения публичных слушаний определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования и должен предусматривать заблаговременное оповещение жителей муниципального образования о времени и месте проведения публичных слушаний, заблаговременное ознакомление с проектом муниципального правового акта, в том числе посредством его размещения на официальном сайте органа местного самоуправления в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" или в случае, если орган местного самоуправления не имеет возможности размещать информацию о своей деятельности в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», на официальном сайте субъекта Российской Федерации или муниципального образования с учетом положений Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» (далее - Федеральный закон № 8-ФЗ), возможность представления жителями муниципального образования своих замечаний и предложений по вынесенному на обсуждение проекту муниципального правового акта, в том числе посредством официального сайта, другие меры обеспечивающие участие в публичных слушаниях жителей муниципального образования, опубликование (обнародование) результатов публичных слушаний, включая мотивированное обоснование принятых решений, в том числе посредством их размещения на официальном сайте.

Уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования может быть установлено, что для размещения материалов и информации, указанных в абзаце первом настоящей части, обеспечения возможности представления жителями муниципального образования своих замечаний и предложений по проекту муниципального правового акта, а также для участия жителей муниципального образования в публичных слушаниях с соблюдением требований об обязательном использовании для таких целей официального сайта может использоваться федеральная государственная информационная система "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)", порядок использования которой для целей настоящей статьи устанавливается Правительством Российской Федерации.

В статье 13 Устава муниципального образования город Горняк Локтевского района Алтайского края (в действующей редакции) закреплено, что на публичные слушания должны выносится вопросы, предусмотренные ч.3 ст. 13 Закона, а также иные вопросы, определяемые нормативным правовым актом Совета депутатов.

Решением Горняцкого городского Совета депутатов от ДД.ММ.ГГГГ утверждено Положение о порядке организации и проведения публичных слушаний и общественных обсуждений в муниципальном образовании город Горняк Локтевского района Алтайского края (далее - Решение ).

В соответствии с п.5 ст.28 Закона по проектам генеральных планов, проектам правил землепользования и застройки, проектам планировки территории, проектам межевания территории, проектам правил благоустройства территорий, проектам, предусматривающим внесение изменений в один из указанных утвержденных документов, проектам решений о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства, проектам решений о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, вопросам изменения одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования при отсутствии утвержденных правил землепользования и застройки проводятся публичные слушания или общественные обсуждения в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности.

Аналогичные положения закреплены в п.1 ст. 5.1 ГрК РФ, п. 1.6 Решения .

Решением Горняцкого городского Совета депутатов от ДД.ММ.ГГГГутверждены Правила землепользования и застройки территории муниципального образования город Горняк Локтевского района Алтайского края (далее - Решение ).

Согласно п.1 ст.5.1 ГрК РФ в целях соблюдения права человека на благоприятные условия жизнедеятельности, прав и законных интересов правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства по проектам генеральных планов, проектам правил землепользования и застройки, проектам планировки территории, проектам межевания территории, проектам правил благоустройства территорий, проектам, предусматривающим внесение изменений в один из указанных утвержденных документов, проектам решений о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства, проектам решений о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства (далее также в настоящей статье - проекты) в соответствии с уставом муниципального образования и (или) нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования и с учетом положений настоящего Кодекса проводятся общественные обсуждения или публичные слушания, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.

Согласно п.4 ст.5.1 ГрК РФ размещение проекта, подлежащего рассмотрению на общественных обсуждениях, и информационных материалов к нему на официальном сайте уполномоченного органа местного самоуправления в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее в настоящей статье - официальный сайт) и (или) в государственной или муниципальной информационной системе, обеспечивающей проведение общественных обсуждений с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее также - сеть "Интернет"), либо на региональном портале государственных и муниципальных услуг (далее в настоящей статье - информационные системы) и открытие экспозиции или экспозиций такого проекта.

Согласно п.5 ст.5.1 ГрК РФ процедура проведения публичных слушаний состоит из следующих этапов: 1) оповещение о начале публичных слушаний; 2) размещение проекта, подлежащего рассмотрению на публичных слушаниях, и информационных материалов к нему на официальном сайте и открытие экспозиции или экспозиций такого проекта; 3) проведение экспозиции или экспозиций проекта, подлежащего рассмотрению на публичных слушаниях; 4) проведение собрания или собраний участников публичных слушаний; 5) подготовка и оформление протокола публичных слушаний; 6) подготовка и опубликование заключения о результатах публичных слушаний.

Постановлением администрации города Горняка от ДД.ММ.ГГГГ на
ДД.ММ.ГГГГ были назначены публичные слушания о внесении изменений в
Решение . Указанное постановление было размещено на сайте
администрации ФИО1ДД.ММ.ГГГГ.

Частью 1 статьи 10 Федерального закона № 8-ФЗ установлено, что в
случае, если орган местного самоуправленид не имеет возможности размещать
информацию о своей деятельности в сети "Интернет", указанная информация
может размещаться на официальном сайте субъекта Российской Федерации, в
границах которого находится соответствующее муниципальное образование.
Информация о деятельности органов местного самоуправления поселений,
входящих в муниципальный район, может размещаться на офицнальнйм сайте
этого муниципального района.

Исходя из анализа норм ГрК РФ и Федерального закона № 8-ФЗ проект, подлежащий рассмотрению на публичных слушаниях, подлежит обязательному
размещению на официальном сайте муниципального образования, а в случае
его отсутствия - на официальном сайте муниципального района или на сайте
субъекта Российской Федерации.I

Подпункт 2 пункта 8.7 Решения прямо закреплено, что проекты
градостроительных решений в целях проведения публичных слушаний и
окончательная редакция проектов с учетом результатов публичных слушании размещаются на официальном интернет сайте администрации Локтевского
района.

Однако, в нарушение требований ч.5 ст.5.1 ГрК РФ проект, подлежащий
рассмотрению на публичных слушаниях на официальном сайтемуниципального образования Локтевский район, размещен не был.

Суд критически относится к доводам административного истца, о достаточности размещения проекта решения «О внесении изменений в правила землепользования и застройки муниципального образования Город Горняк Локтевского района Алтайского края» на стенде администрации города Горняка, поскольку они противоречит вышеуказанной процедуре и действующему законодательству. Не исполнение специалистом ответственного за размещение проекта на официальном сайте вышеуказанной информации и объявление ему устного замечания, не освобождает административного ответчика от исполнения возложенных на него обязанностей в данной области.

Таким образом, суд соглашается с позицией административного истца, что не опубликование проекта нормативно правового акта на официальном интернет сайте администрации Локтевского районаповлекло нарушение требований действующего законодательства.

В связи с чем в данной части административное исковое заявление подлежит удовлетворению.

Разрешая требование административного истца в части возложения обязанности на администрацию города Горняка Локтевского района отменить постановление администрации города Горняка от ДД.ММ.ГГГГ «О проведении публичных слушаний по внесению изменений в правила землепользования и застройки муниципального образования город Горняк Локтевского района Алтайского края», суд не находит оснований для его удовлетворения.

Поскольку для его принятия имелись на то законные основания, так как было ранее указано, для внесения изменений в правила землепользования и застройки муниципального образования город Горняк Локтевского района Алтайского края необходимо проведение предварительных слушаний. Данное постановление было своевременно размещено на официальном сайте муниципального образования Локтевский район, то есть процедура по его принятию соблюдена. Предварительные слушания признаны состоявшимися. Правовых оснований по возложении обязанности на административного ответчика по отмене вышеуказанного постановления у суда не имеется.

Разрешая требование административного истца в части возложения обязанности на администрацию города Горняка Локтевского района провести, публичные слушания по внесению изменений в Решение Горняцкого городского Совета депутатов от 10.04.2015 №11 «Об утверждении Правил землепользования и застройки территории муниципального образования город Горняк Локтевского района Алтайского края» соответствии с требованиями Градостроительного кодекса Российской Федерации, суд так же не находит оснований для его удовлетворения.

Поскольку как указано ранее, публичные слушания признаны состоявшимися без нарушения процедуры их проведения. По результатам их проведения Горняцким городским Советом депутатов Локтевского было принято решение от ДД.ММ.ГГГГ о внесении в изменений в правила землепользования и застройки территории муниципального образования город Горняк Локтевского района Алтайского края утвержденных решением Горняцкого городского Совета депутатов от ДД.ММ.ГГГГ (с последующими изменениями утвержденными решением Горняцкого городского Совета депутатов от ДД.ММ.ГГГГ), которое в настоящее время не отменено и не признанно незаконным. Таким образом, у суда отсутствуют правовые основания для возложения на административного ответчика обязанности по проведению публичных слушаний по внесению изменений в Решение Горняцкого городского Совета депутатов от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Правил землепользования и застройки территории муниципального образования ФИО1 района» соответствии с требованиями Градостроительного кодекса Российской Федерации.

Руководствуясь ст.ст.175 -180 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Административное исковое заявление прокурора Локтевского района- удовлетворить частично.

Признать бездействие администрации города Горняка Локтевского района Алтайского края по размещению на официальном сайте муниципального образования Локтевский район, проекта о внесении изменений в правила землепользования и застройки территории муниципального образования город Горняк Локтевского района Алтайского края утвержденных решением Горняцкого городского Совета депутатов от ДД.ММ.ГГГГ (с последующими изменениями утвержденными решением Горняцкого городского Совета депутатов от ДД.ММ.ГГГГ), подлежащего рассмотрению на публичных слушаниях ДД.ММ.ГГГГ - незаконным.

В удовлетворении остальной части административных исковых требований - отказать.

Апелляционные жалоба, представление на решение могут быть поданы в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, в Алтайский краевой суд через Локтевский районный суд Алтайского края.

Судья В.Г. Марфутенко

Мотивированное решение в окончательной форме изготовлено 04 мая 2022 года