ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1892/20 от 25.02.2021 Елизовского районного суда (Камчатский край)

Дело № 2а-332/2021

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

25 февраля 2021 года г. Елизово, Камчатский край

Елизовский районный суд Камчатского края в составе председательствующего судьи Анофриковой С.Н., при секретаре Брилевой В.О., с участием административного истца Табакар Г.Я., представителя административного истца Саркисян А.А., представителя административного ответчика Кравец Я.В., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к межведомственной комиссии Корякского сельского поселения о признании незаконным заключения межведомственной комиссии,

установил:

Административный истец Табакар Г.Я. обратился в суд с административным иском к межведомственной комиссии Корякского сельского поселения о признании незаконным заключений межведомственной комиссии Корякского сельского поселения от 22 октября 2020 года и 07 декабря 2020 года об отсутствии основания для признания многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу Камчатский край, Елизовский район, район с. Коряки ул. Геологов дом 4 аварийным и подлежащим сносу, просит обязать межведомственную комиссию Корякского сельского поселения в течение 1 месяца со дня вступления решения суда в законную силу повторно рассмотреть заявление Табакар Г.Я. с проведением оценки многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу Камчатский край, Елизовский район, район с. Коряки ул. Геологов дом 4 на предмет наличия или отсутствия оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу.

В обоснование заявленных требований административный истец указал, что он является собственником <адрес> многоквартирном жилом <адрес>. По многочисленным жалобам жильцов дома и заключения государственной жилищной инспекции от 06 октября 2020 года № 8ж о неудовлетворительном состоянии конструкции жилого дома, межведомственной комиссии Корякского сельского поселения 22 октября 2020 года было проведено формальное обследование дома, а именно, проведен только внешний осмотр дома, реальное состояние конструкции дома не обследовали и принято заключение об отсутствии оснований для признания многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу Камчатский край, Елизовский район, район с. Коряки ул. Геологов дом 4 аварийным и подлежащим сносу. Вместе с тем в заключении не указано на основании каких документов вынесено заключение об отсутствии оснований для признания дома аварийным, поскольку осмотр дома проводился только внешне, дополнительные обследования не проводились и такое заключение не может являться законным и обоснованным. В последующим жильцы дома 4 по ул. Геологов в с. Коряки для обследования дома привлекли специализированную организацию ООО «Герлео-Тех» на предмет пригодности (непригодности) к дальнейшему использованию жилого дома или сноса, согласно проведенному обследованию установлено, что затраты на реабилитацию объекта составляют 85 % стоимости нового объекта, поэтому рекомендуется вывод здания из эксплуатации и демонтаж (снос). Проведенное обследование ООО «Герлео-Тех» было представлено в администрацию Корякского сельского поселения для рассмотрения заявления Табакар Г.Я. о признании дома аварийным, рассмотрев поданное заявление и приложенные к нему документы межведомственной комиссией 07 декабря 2020 года вынесено заключение об отсутствии основания для признания многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу Камчатский край, Елизовский район, район с. Коряки ул. Геологов дом 4 аварийным и подлежащим сносу и рекомендовано провести ремонт дома. С заключение межведомственной комиссией Табакар Г.Я. не согласен, так как дом находится в аварийном состоянии и необходим его снос, а не ремонт.

В судебном заседание административный истец и представитель административного истца поддержали заявленные в административном исковом заявление требования по изложенным в нем основаниям.

Представитель административного ответчика межведомственной комиссии Корякского сельского поселения Кравец Я.В. в судебном заседании заявленные в административном исковом заявление требования не признала по основаниям, изложенным в отзыве (л.д. 171-176 том 1).

Заинтересованные лица Колесова О.А., Бурочкина Р.О. в судебном заседании полагали, что требования административного истца подлежат удовлетворению.

Заинтересованные лица Шпилева Е.Н., Чернышова Н.Б., Бурочкина Р.О., Шуршина А.С., Маскаева Л.П., Кораблев М.Ю., Плотников А.Г., Данищук И.В., Леонова Е.Г., в судебном заседании не участвовали, о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом, в представленном суду отзыве указывают, что требования истца обоснованы (л.д. 224-227 том 1).

Выслушав лиц участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему

В соответствии с ч.1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

В соответствии со статьей 16 Федерального закона от 16 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относится обеспечение граждан, проживающих в городском округе жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством.

Согласно положениям статьи 2 Жилищного кодекса Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе обеспечивают контроль за исполнением жилищного законодательства, использованием и сохранностью жилищного фонда, соответствием жилых помещений установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства.

В силу содержания пункта 6 статьи 13 Жилищного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области жилищных отношений относится признание в установленном порядке жилых помещений жилищного фонда субъекта Российской Федерации непригодными для проживания.

Частью 4 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации определено, что жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.

Реализуя свои полномочия в сфере регулирования жилищных отношений Правительство Российской Федерации Постановлением от 28 января 2006 года № 47 утвердило Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, которое действует в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 25 марта 2015 года № 269 (далее по тексту Положение).

Положение устанавливает требования к жилому помещению, порядок признания жилого помещения пригодным для проживания и основания, по которым жилое помещение признается непригодным для проживания, и в частности многоквартирный дом признается аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (пункт 1 Положения).

В соответствии с пунктом 7 названного Положения оценка и обследование помещения в целях признания его жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома в целях признания его аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляются межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях, и проводятся на предмет соответствия указанных помещений и дома установленным в настоящем Положении требованиям.

Пунктом 42 Положения установлено, что Комиссия на основании заявления собственника помещения, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего полномочия собственника в отношении оцениваемого имущества, правообладателя или гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов государственного надзора (контроля) по вопросам, отнесенным к их компетенции, проводит оценку соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям и принимает решения в порядке, предусмотренном пунктом 47 настоящего Положения.

Согласно пункту 47 Положения по результатам работы комиссия принимает одно из следующих решений об оценке соответствия помещений и многоквартирных домов установленным в настоящем Положении требованиям, в том числе о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу.

Основанием для признания жилого помещения непригодным для проживания является наличие выявленных вредных факторов среды обитания человека, которые не позволяют обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан вследствие: ухудшения в связи с физическим износом в процессе эксплуатации здания в целом или отдельными его частями эксплуатационных характеристик, приводящего к снижению до недопустимого уровня надежности здания, прочности и устойчивости строительных конструкций и оснований; изменения окружающей среды и параметров микроклимата жилого помещения, не позволяющих обеспечить соблюдение необходимых санитарно-эпидемиологических требований и гигиенических нормативов в части содержания потенциально опасных для человека химических и биологических веществ, качества атмосферного воздуха, уровня радиационного фона и физических факторов наличия источников шума, вибрации, электромагнитных полей (пункт 33 Положения).

Пунктом 34 Положения определено, что жилые помещения, расположенные в полносборных, кирпичных и каменных домах, а также в деревянных домах и домах из местных материалов, имеющих деформации фундаментов, стен, несущих конструкций и значительную степень биологического повреждения элементов деревянных конструкций, которые свидетельствуют об исчерпании несущей способности и опасности обрушения, являются непригодными для проживания вследствие признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.

Согласно пункту 43 Положения при оценке соответствия находящегося в эксплуатации помещения установленным в Положении требованиям проверяется его фактическое состояние. При этом проводится оценка степени и категории технического состояния строительных конструкций и жилого дома в целом, степени его огнестойкости, условий обеспечения эвакуации проживающих граждан в случае пожара, санитарно-эпидемиологических требований и гигиенических нормативов, содержания потенциально опасных для человека химических и биологических веществ, качества атмосферного воздуха, уровня радиационного фона и физических факторов источников шума, вибрации, наличия электромагнитных полей, параметров микроклимата помещения, а также месторасположения жилого помещения.

Пунктом 44 Положения установлено, что процедура проведения оценки соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям включает, в том числе, составление акта обследования помещения (в случае принятия комиссией решения о необходимости проведения обследования) и составление комиссией на основании выводов и рекомендаций, указанных в акте, заключения. При этом признание комиссией многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу может основываться только на результатах, изложенных в заключение специализированной организации, проводящей обследование.

На основании полученного заключения соответствующий федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления принимает решение и издает распоряжение с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ - пункт 49.

Судом установлено, что административному истцу Табакар Г.Я. на праве собственности принадлежит <адрес> многоквартирном жилом <адрес> (л.д.191).

Постановлением Главы администрации Корякского сельского поселения № 40 от 27.03.2015 г. утвержден состав и положение о межведомственной комиссии по признанию помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции в муниципальном жилищном фонде и частного жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания на территории Корякского сельского поселения (т. 1 л.д. 154-158).

По вопросу признания многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу Камчатский край, Елизовский район, район с. Коряки ул. Геологов дом 4 аварийным и подлежащим сносу межведомственной комиссией были проведены заседания, что подтверждается протоколами от 22.10.2020 г. и от 07.12.2020 г. (т. 1 л.д. 159-160, 161-162).

22 октября 2020 года межведомственной комиссией Корякского сельского поселения принято решение об отсутствии основания для признания многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу Камчатский край, Елизовский район, район с. Коряки ул. Геологов дом 4 аварийным и подлежащим сносу (том 2 л.д. 5-10).

На общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме № 4 по ул. Геологов с. Коряки от 1.11.2020 г. было принято решение о заключении договора со специализированной организацией на проведение обследования всего многоквартирного дома с целью выявления оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (т. 1 л.д. 166-168).

18.11.2020 г. Табакар Г.Я. обратился с заявлением в межведомственную комиссию Администрации Корякского сельского поселения о признании многоквартирного дома по адресу с. Коряки ул. Геологов дом 4 аварийным и подлежащим сносу (л.д. 18-20).

Заключением межведомственной комиссии Корякского сельского поселения от 07 декабря 2020 года принято решение об отсутствии основания для признания многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу Камчатский край, Елизовский район, район с. Коряки ул. Геологов дом 4 аварийным и подлежащим сносу (том 1 л.д. 73-74).

Вместе с тем из заключения проведенного специализированной организацией ООО «Герлео-Тех» на предмет пригодности (непригодности) к дальнейшему использованию, целесообразности (нецелесообразности) проведения реконструкции или сноса жилого дома, расположенного по адресу Камчатский край, Елизовский район, район с. Коряки ул. Геологов дом 4 установлено, что категории технического состояния несущих конструкций здания следующее: фундаментов, стен – аварийное; перекрытий, покрытия – недопустимое, затраты на реабилитацию объекта составляют 85% стоимости нового объекта, поэтому рекомендуется вывод здания из эксплуатации и демонтаж (снос) (том 1 л.д. 21-71).

Проведенное обследование ООО «Герлео-Тех» было представлено в администрацию Корякского сельского поселения для рассмотрения заявления Табакар Г.Я. о признании дома аварийным, рассмотрев поданное заявление и приложенные к нему документы межведомственной комиссией 07 декабря 2020 года вынесено заключение об отсутствии основания для признания многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу Камчатский край, Елизовский район, район с. Коряки ул. Геологов дом 4 аварийным и подлежащим сносу (том 1 л.д. 72-79, 161-162).

Выводы эксперта ООО «Герлео-Тех», наряду с иными доказательствами, свидетельствуют о необоснованности заключения межведомственной комиссии, основанного лишь на визуальном осмотре членами комиссии жилого помещения и дома в целом без применения необходимых приборов и инструментов, без привлечения специалистов, что при подготовке оспариваемых заключения комиссии и постановления органа местного самоуправления привело к существенным нарушениям требований пунктов 7, 43, 44, 47, 49 Положения, и, как следствие, к принятию комиссией преждевременного заключения, не основанного на детальной и всесторонней оценке технического состояния многоквартирного дома.

Доводы представителя административного ответчика о том, что выводы межведомственной комиссии отраженные в заключениях от 22 октября 2020 г. и 7 декабря 2020 г. сделаны на основании Протокола № 1922 изменения усилия выдергивания анкерных болтов для крепления навесной фасадной системы от 3 августа 2020 г. выполненного Лабораторией неразрушающего контроля ООО «Камчатский Технический Центр диагностики инженерных сооружений» (т. 1 л.д. 129-130), технического заключения по оценке технического состояния ограждающих конструкций многоквартирного жилого дома № 08.20-13 от 01.09.2020 г. выполненного ООО ПО «Стройэкспертиза-ПК» (т. 1 л.д. 131-150) сделаны без учета пункта 44 Положения. В соответствии с абз. 7 п. 44 Положения решение межведомственной комиссии в части выявления оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции может основываться только на результатах, изложенных в заключении специализированной организации, проводящей обследование. Специализированная организация - это юридическое лицо, являющееся членом саморегулируемой организации, основанной на членстве лиц, выполняющих инженерные изыскания и имеющих право на осуществление работ по обследованию состояния грунтов оснований зданий и сооружений, их строительных конструкций (абз. 3 п. 44 Положения). Доказательств того, что ООО ПО «Стройэкспертиза-ПК» является специализированной организацией материалы дела не содержат. Целью обследования выполненного ООО ПО «Стройэкспертиза-ПК» и отраженного в техническом заключении по оценке технического состояния ограждающих конструкций многоквартирного жилого дома № 08.20-13 от 01.09.2020 г. являлась оценка технического состояния жилого дома на предмет необходимости проведения капитального ремонта конструктивных элементов ограждающих конструкций жилого дома при устройстве вентилируемого фасада здания. Протокол № 1922 заключением специализированной организации не является.

Административным ответчиком, вопреки требованиям части 2 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, не представлены объективные доказательства законности оспариваемых заключений, что в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации является снованием для удовлетворения административного искового заявления Табакар Г.Я.

Поскольку судом установлено, что при вынесении заключений межведомственной комиссии Корякского сельского поселения от 22 октября 2020 г. и 7 декабря 2020 г. нарушена процедура проведения оценки соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям суд приходит к выводу о признании их незаконными и возложении на ответчика обязанности повторно рассмотреть заявление Табакар Г.Я.

Руководствуясь ст. ст. 175-180, 228 КАС РФ, суд

решил:

Признать незаконными заключения межведомственной комиссии Корякского сельского поселения от 22 октября 2020 г. и 7 декабря 2020 г. об отсутствии основания для признания многоквартирного дома, расположенного по адресу Камчатский край Елизовский район с. Коряки ул. Геологов дом 4 аварийным и подлежащим сносу.

Обязать межведомственную комиссию Корякского сельского поселения в течение 1 месяца со дня вступления решения суда в законную силу повторно рассмотреть заявление Табакар Г.Я. с проведением оценки многоквартирного жилого дома по адресу Камчатский край Елизовский район с. Коряки ул. Геологов дом 4 на предмет наличия или отсутствия оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Камчатский краевой суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме – 4 марта 2021 года.

Судья С.Н.Анофрикова