Дело № 2а-1894/2019
64RS0044-01-2019-002025-34
Решение
Именем Российской Федерации
10 июля 2019 года город Саратов
Заводской районный суд города Саратова в составе: председательствующего судьи Домниной А.В., при секретаре судебного заседания Романовой Т.В., с участием представителя административного истца ФИО1 – ФИО2, представителя заинтересованного лица Военного комиссариата Саратовской области по Заводскому, Октябрьскому и Фрунзенскому районам ФИО3, рассмотрев административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к Комиссии Центрального военного округа Министерства обороны Российской Федерации о признании незаконным решения комиссии Центрального военного округа Министерства обороны РФ по рассмотрению обращений для оформления и выдачи удостоверений ветерана боевых действий от 26 ноября 2018 года об отказе в выдаче удостоверения «Ветерана боевых действий», об обязании отменить решение об отказе в выдаче удостоверения, подготовить заключение о выдаче ФИО1 удостоверения,
установил
ФИО1 обратился в суд с иском к Комиссии Центрального военного округа Министерства обороны Российской Федерации о признании незаконным решения комиссии Центрального военного округа Министерства обороны РФ по рассмотрению обращений для оформления и выдачи удостоверений ветерана боевых действий от 26 ноября 2018 года об отказе в выдаче удостоверения «Ветерана боевых действий», об обязании отменить решение об отказе в выдаче удостоверения, подготовить заключение о выдаче ФИО1 удостоверения, мотивируя требования тем, что являясь капитаном запаса Вооруженных сил 22.10.2018 г. обратился с заявлением к ответчику для оформления и выдачи удостоверения ветерана боевых действий, в связи с тем, что он принимал участие в боевых действиях на территории Чеченской республики в составе в/ч <№> в период с <Дата> по <Дата> Согласно выписки из протокола №654 от 26.11.2018 г. заседания Комиссии Центрального военного округа Министерства обороны Российской Федерации ФИО1 было отказано в выдаче удостоверения, ввиду того, что войсковая часть <№> в которой служил административный истец в Перечень органов военного управления, соединений, воинских частей, воинских частей и организаций вооруженных сил РФ, принимавших (привлекавших) участие и привлекаемых к выполнению задач в зоне вооруженного конфликта в Чеченской республике не входит. Факт непосредственного участия ФИО1 в выполнении боевых задач по разоружению вооруженных формирований в Чеченской республике в составе в/ч 14012, подтверждается: Выпиской из приказа командира войсковой части 14012 №61 от 24.03.19995 г.; справкой временной администрации на территории действия чрезвычайного положения №663/663 от 22.03.1995 г.; выпиской из приказа командира в/ч 14012 №40 от 24.02.1995 г. В связи с чем, административный истец просит признать решение об отказе в выдаче удостоверения «Ветеран боевых действий» незаконным, и обязать административного ответчика отменить решение от 26.11.2018 г. и принять решение, согласно которому подготовить заключение о выдаче ФИО1 удостоверения «Ветеран боевых действий».
В судебное заседание административный истец ФИО1, не явился, извещен надлежащим образом.
В судебном заседании представитель административного истца ФИО1 – ФИО2 просил суд удовлетворить заявленные исковые требования по основаниям, указанным в административном иске.
Административный ответчик в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, представил возражения на исковое заявления, согласно которым просит в удовлетворении иска отказать, административным истцом не подтвержден факт выполнения задач в условиях вооруженного конфликта в Чеченской республике и на прилегающих к ней территорий Российской Федерации, отнесенных к зоне вооруженного конфликта.
Представитель заинтересованного лица Военного комиссариата Саратовской области по Заводскому, Октябрьскому и Фрунзенскому районам ФИО3 в судебном заседании полагала, что исковые требования удовлетворению не подлежат, поскольку сведений подтверждающих выполнение задач в условиях вооруженного конфликта в Чеченской республике у ФИО1 не имеется.
В судебное заседание представитель заинтересованного лица Министерства обороны Российской Федерации не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, представил возражения на исковое заявление, согласно которым правовых оснований для удовлетворения иска не имеется, поскольку отказ в признании ФИО1 ветераном боевых действий является законным и обоснованным, поскольку в момент обращения им не был подтвержден факт выполнения задач в условиях вооруженного конфликта в Чеченской республике и на прилегающих к ней территорий Российской Федерации, отнесенных к зоне вооруженного конфликта.
В силу ст.150 КАС РФ дело рассмотрено в отсутствие неявившихся сторон.
Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующему.
В соответствии с положениями части 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В силу п.1 ч.1 ст.3 Федерального закона от 12.01.1995 г. №5-ФЗ «О ветеранах» к ветеранам боевых действий относятся: военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), военнообязанные, призванные на военные сборы, лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, войск национальной гвардии и органов государственной безопасности, работники указанных органов, работники Министерства обороны СССР и работники Министерства обороны Российской Федерации, сотрудники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, направленные в другие государства органами государственной власти СССР, органами государственной власти Российской Федерации и принимавшие участие в боевых действиях при исполнении служебных обязанностей в этих государствах, а также принимавшие участие в соответствии с решениями органов государственной власти Российской Федерации в боевых действиях на территории Российской Федерации.
В соответствии с п. 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 19.12.2003 г. №763 «Об удостоверении ветерана боевых действий» выдачу удостоверения ветерана боевых действий единого образца осуществлять: лицам, указанным в подпунктах 1 - 7 Федерального закона "О ветеранах", кроме гражданских лиц, участвовавших в операциях при выполнении правительственных боевых заданий по разминированию территорий и объектов на территории Союза ССР и территориях других государств с 10 мая 1945 г. по 31 декабря 1951 г., - федеральным органам исполнительной власти и федеральным государственным органам, направлявшим (привлекавшим) указанных лиц для выполнения задач в районах боевых действий, вооруженных конфликтов и контртеррористических операций и выполнения правительственных боевых заданий, либо федеральным органам исполнительной власти и федеральным государственным органам, осуществляющим в настоящее время функции в установленной сфере деятельности упраздненных государственных органов, направлявших (привлекавших) указанных лиц для выполнения задач в районах боевых действий, вооруженных конфликтов и контртеррористических операций и выполнения правительственных боевых заданий.
В разделе III приложения к Федеральному закону от 12.01.1995 г. №5-ФЗ «О ветеранах» указана позиция - выполнение задач в условиях вооруженного конфликта в Чеченской Республике и на прилегающих к ней территориях Российской Федерации, отнесенных к зоне вооруженного конфликта: с декабря 1994 года по декабрь 1996 года.
В соответствии с п.8 приказа Министра обороны Российской Федерации от 29.09.2017 г. №595 «Об утверждении порядка выдачи удостоверений ветерана бевых действий в Министерстве обороны Российской Федерации» выдача удостоверений ветерана боевых действий осуществляется лицам, указанным в подпунктах 1 - 7 пункта 1 статьи 3 Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах».
Пунктом 8 названного Порядка определено, что к обращению об оформлении и выдаче удостоверения ветерана боевых действий прикладываются в том числе документы, подтверждающие непосредственное участие в боевых действиях (выполнении задач) в условиях вооруженного конфликта в Чеченской Республике и на прилегающих к ней территориях Российской Федерации, отнесенных к зоне вооруженного конфликта - выписки из приказов командиров (начальников) воинских частей- подразделений, штабов, органов, оперативных и иных групп, подтверждающие даты или периоды выполнения заявителем указанных задач, либо документы, подтверждающие получение в связи с этим ранения, контузии или увечья, либо реализованный наградной материал.
Из содержания приведённых нормативных положений следует, что периоды непосредственного участия, военнослужащих и других лиц, названных в Федеральном законе от 12 января 1995 г. № 53-Ф3 «О ветеранах», в боевых действиях устанавливаются на основании соответствующих приказов командиров воинских частей, начальников штабов, оперативных и иных групп, архивных сведений.
В судебном заседании установлено и следует из материалов дела, что 22.10.2018г. ФИО1 обратился с заявлением к ответчику для оформления и выдачи удостоверения «Ветеран боевых действий», в связи с тем, что он принимал участие в боевых действиях на территории Чеченской республики в составе в/ч <№> в период с 26.02.1995 г. по 22.03.1995 г.
Согласно выписки из протокола №654 от 26.11.2018 г. заседания Комиссии Центрального военного округа Министерства обороны Российской Федерации ФИО1 было отказано в выдаче удостоверения «Ветеран боевых действий», ввиду того, что войсковая часть 14012 в которой служил административный истец в Перечень органов военного управления, соединений, воинских частей, воинских частей и организаций вооруженных сил РФ, принимавших (привлекавших) участие и привлекаемых к выполнению задач в зоне вооруженного конфликта в Чеченской республике не входит.
Согласно ответу Минобороны России от 303.07.2019 г. №42/3/8870, войсковая часть <№> в Перечне государств, городов, территорий и периодов ведения боевых действий с участием граждан Российской Федерации отсутствует, в связи с чем Комиссии Центрального военного округа Министерства обороны Российской Федерации по рассмотрению обращений для оформления и выдачи удостоверений ветерана боевых действии отказала ФИО1 в выдаче удостоверения.
Представленные ФИО1 документы: Выписка из приказа командира войсковой части <№><№> от 24.03.1995 г.; справка временной администрации на территории действия чрезвычайного положения №663/663 от 22.03.1995 г.; выписка из приказа командира в/ч <№><№> от 24.02.1995 г. не подтверждают того, что войсковая часть 14012 в которой служил административный истец входит в Перечень органов военного управления, соединений, воинских частей, воинских частей и организаций вооруженных сил РФ, принимавших (привлекавших) участие и привлекаемых к выполнению задач в зоне вооруженного конфликта в Чеченской республике.
В силу ч. 1 Постановления Правительства РФ от 31 марта 1994 года N 280 "О порядке установления факта выполнения военнослужащими и иными лицами задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах и предоставления им дополнительных гарантий и компенсаций" задачами военнослужащих в зоне военного конфликта является: нормализация обстановки, восстановление законности и правопорядка на соответствующей территории.
Таким образом, по смыслу указанных правовых норм в их системной взаимосвязи следует, что для признания гражданина ветераном боевых действий должно быть установлено одновременно два обстоятельства, а именно: факт его нахождения в районе боевых действий по направлению уполномоченного органа и факт его непосредственного участия в боевых действиях, причем факт непосредственного участия в боевых действиях, должен быть подтвержден определенными средствами доказывания - архивными справками, составленными на основании первичной документации воинских частей принимавших участие в боевых действиях.
Непосредственное участие военнослужащих в боевых действиях при рассмотрении спора судом может быть подтверждено только определёнными средствами доказывания. В момент обращения ФИО1 не был подтвержден факт выполнения задач в условиях вооруженного конфликта в Чеченской Республике и на прилегающих к ней территориях Российской Федерации, отнесенных к зоне вооруженного конфликта.
При выдаче удостоверений ветерана боевых действий комиссия Центрального военного округа по рассмотрению обращений граждан для оформления и выдачи удостоверений ветерана боевых действий руководствуется Перечнем органов военного управления, соединений, воинских частей, воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации, Железнодорожных войск Российской Федерации, принимавших (привлекавших) участие в привлекаемых к выполнению задач в зоне вооруженного конфликта в Чеченской Республике, утвержденным директивой Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации от 24 октября 2002 года № 314/12/0710. Согласно данного Перечня войсковая часть 14012 не участвовала в боевых действиях в период с 26 февраля 1995 года по 22 марта 1995 года.
Ни Комиссии, ни суду не были представлены доказательства, подтверждающие, что войсковая часть 14012 в которой служил административный истец входит в Перечень органов военного управления, соединений, воинских частей, воинских частей и организаций вооруженных сил РФ, принимавших (привлекавших) участие и привлекаемых к выполнению задач в зоне вооруженного конфликта в Чеченской республике, а также непосредственное участие истца в боевых действиях на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации.
Таким образом, поскольку доказательства, бесспорно свидетельствующие о непосредственном участии ФИО1 в боевых действиях, заявителем не представлены, суд не усматривает оснований для признания незаконным заключения Комиссии.
Исходя из положений частей 9, 11 статьи 226 КАС РФ, на административного истца возложена обязанность доказывания нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца, соблюдения сроков обращения в суд; на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшими оспариваемые решения либо совершившими оспариваемые действия (бездействие) - доказывания соответствия содержания оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Поскольку оспариваемое решение принято в соответствии с законом, в пределах полномочий должностного лица, а оснований для возложения обязанности на административного ответчика о признании решения об отказе в выдаче удостоверения «Ветеран боевых действий» незаконным, и обязании отменить решение от 26.11.2018 г. и принять решение о выдаче удостоверения, согласно которому подготовить заключение о выдаче ФИО1 удостоверения «Ветеран боевых действий» не подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь статей 175 - 180, 227 КАС РФ, суд
решил
в удовлетворении административных исковых требований ФИО1 к Комиссии Центрального военного округа Министерства обороны Российской Федерации о признании незаконным решения комиссии Центрального военного округа Министерства обороны РФ по рассмотрению обращений для оформления и выдачи удостоверений ветерана боевых действий от 26 ноября 2018 года об отказе в выдаче удостоверения «Ветерана боевых действий», об обязании отменить решение об отказе в выдаче удостоверения, подготовить заключение о выдаче ФИО1 удостоверения - отказать.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме в Саратовский областной суд через Заводской районный суд г.Саратова.
Мотивированное решение изготовлено 15 июля 2019 года.
Судья А.В. Домнина
<№>
<№>
<№>
<№>
<№>
<№>
<№>
<№>
<№>
<№>
<№>
<№>