Дело № 2а-1894/2023
Поступило в суд: 20.06.2023 г.
УИД 54RS0013-01-2023-002516-33
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
06 октября 2023 года г. Бердск
Бердский городской суд Новосибирской области в составе: председательствующего судьи Лихницкой О.В., при секретаре Уваровой Ю.В., с участием административного истца Дмитриевой Н.А., представителя административного ответчика Ковтун О.А., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Дмитриевой Н. А. к Администрации города Бердска Новосибирской области о признании незаконным отказа и обязании предварительно согласовать предоставление земельного участка,
Установил :
Дмитриева Н.А. обратилась с административным иском к Администрации города Бердска о признании незаконным отказа от 23.03.2023 года №5014/65-Исх. об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка для индивидуального жилищного строительства, площадью 1401 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, на праве аренды на 20 лет, основание предоставлении земельного участка без проведения торгов: пп.15 п.2 ст. 39.6 ЗК РФ, и обязании административного ответчика предварительно согласовать предоставление указанного выше земельного участка без проведения торгов на основании пп.15 п.2 ст. 39.6 ЗК РФ, путем размещения данного земельного участка на официальных источниках с целью предварительного приема заявок от других лиц.
В обоснование иска административный истец указала, что 15.05.2023 года истцом посредством портала Госуслуг в адрес уполномоченной организации Управление земельных отношений Администрации города Бердска было подано заявление №2730824247 о предварительном согласовании представления земельного участка для индивидуального жилищного строительства, площадью 1401 кв.м. по адресу: <адрес>, на праве аренды на 20 лет, основание предоставления без проведения торгов: пп.15 п.2 ст. 39.6 ЗК РФ, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для индивидуального жилищного строительства, код по классификатору ВРИ 2.1 с приложенной схемой КПТ.
23.05.2023 года Администрацией города Бердска вынесено решение №5015/65-Исх об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка по следующим основаниям: «Схема расположения земельного участка на кадастровом квартале территории не может быть утверждена по основаниям, указанным в п.6 ст. 11.9 ЗК РФ, а именно, образование земельных участков не должно приводить к чересполосице. Предлагаемая схема образует чересполосицу с соседним участком с кадастровым номером №».
С данным отказом административный истец не согласна, поскольку решение вынесено с нарушением требований законодательства РФ. Так, действующим законодательством определение понятия «чересполосица» не установлено. Так как Администрация города Бердска не поясняет в своем ответе, что означает «чересполосица», то, как представляется из письма Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 29.11.2018 года №14-13173/18 «О приостановлении осуществления кадастрового учета в случае выявления при осуществлении учетных действий отсутствия смежности границ при наличии в межевом плане информации о том, что образуемый или уточняемый земельный участок и иные указанные в межевом плане земельные участки являются смежными», «чересполосица» - это часть земной поверхности, представляющая собой земли государственной или муниципальной, неразграниченной государственной собственности, расположены между образованными земельными участками, из которых не может быть образован земельный участок, отвечающий требованиям, установленным ст. 11.9 ЗК РФ».
Между образованным истцом участком и участком с кадастровым номером № находится земельный участок, площадью более 650 кв.м. Согласно Правил землепользования и застройки города Бердска, утвержденных Решением Совета депутатов города Бердска четвертого созыва от 17.09.2020 года №399, утверждена минимальная и максимальная площадь земельных участков для зоны индивидуальной жилой застройки, предназначенной для размещения индивидуальных жилых домов, пригодных для постоянного проживания, высотой не выше трех надземных этажей, индивидуальных гаражей и подсобных сооружений, а также выращивания на приусадебном земельном участке различных сельскохозяйственных культур. Для индивидуального жилищного строительства код 2.1 минимальная площадь земельного участка составляет 600 кв.м., максимальная 2000 кв.м.
Таким образом, истец считает, что на представленной ею схеме отсутствует чересполосица с участком с кадастровым номером №. Отказ Администрации города Бердска в предварительном согласовании предоставления земельного участка лишает истца возможности реализовать свое право на получение земельного участка в аренду без проведения торгов.
Административный истец Дмитриева Н.А. в судебном заседании требования поддержала по основаниям, указанным в административном иске, приведенным выше. Дополнительно пояснила, что с учетом охранной зоны водопровода и газопровода на соседнем земельном участке, площадь застройки, которая может быть использована по назначению, составляет 203 кв.м., что достаточно для постройки дома. Таким образом, чересполосица с соседним участком отсутствует.
Представитель административного ответчика Ковтун О.А., действующая на основании доверенности и диплома о высшем юридическом образовании (л.д.27-29), иск не признала. Поддержала письменные возражения (л.д.30-31, 43-44), согласно которым представленная Дмитриевой Н.А. схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории образует чересполосицу с соседним участком с кадастровым номером №. Истцом не приведены доводы, обосновывающие площадь формируемого земельного участка 1401 кв.м., поскольку, как указывает заявитель, оставшаяся площадь свободной территории составляет 650 кв.м. При таких обстоятельствах, использование территории является нерациональным. Более рациональным будет формирование двух самостоятельных земельных участков площадью примерно по 1000 кв.м. каждый. Формирование двух земельных участков площадью 1401 кв.м. и 650 кв.м. снижает их ликвидность. Коме того, согласно топографическому плану через земельный участок по адресу: <данные изъяты> площадью 2083, 61 кв.м., расположенный рядом с земельным участком с кадастровым номером №, проходят сети водопровода и газопровода из полиэтиленовых труб (Д-110мм). Согласно п.12.35 СП 42.13330.2016 Свод правил. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. Актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89, утв. Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 30.12.2016 года №1034/пр, минимальные расстояния по горизонтали (в свету) от подземных инженерных сетей водопроводов и напорной канализации до фундамента зданий и сооружений составляют 5 метров. В соответствии с пп. «б» п.7 Постановления Правительства от 20.11.2000 года №878 «Об утверждении Правил охраны газораспределительных сетей устанавливаются охранные зоны вдоль трасс подземных газопроводов из полиэтиленовых труб при использовании медного провода для обозначения трассы газопровода – в виде территории, ограниченной условными линиями, проходящими на расстоянии 3 метров от газопровода со стороны провода и 2 метров с противоположной стороны. При таких обстоятельствах, при формировании земельного участка в соответствии с предложенной административным истцом схемой, на земельном участке площадью 650 кв.м. территория, в пределах которой возможно строительство, является незначительной (171 кв.м.), что препятствует рациональному использованию оставшейся территории.
Заслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 1 Кодекса административного судопроизводства РФ (далее КАС РФ) суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе, административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно ч. 8 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме. Вместе с тем, как разъяснено в п. 61 постановления Пленума ВС РФ от 27.09.2016 г. № 36 «О некоторых вопросах применения судами КАС РФ» суд не вправе признать обоснованным оспариваемое решение, действие, бездействие со ссылкой на обстоятельства, не явившиеся предметом рассмотрения соответствующего органа, организации, лица, изменяя таким образом основание принятого решения, совершенного действия, имевшего место бездействия. По результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд принимает решение об удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если они не соответствуют нормативным правовым актам и нарушают права, свободы и законные интересы административного истца (пункт 2 части 2 статьи 227 КАС РФ).
В силу ст. 18 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.
В соответствии с положениями ст. ст. 130, 132 Конституции РФ местное самоуправление в РФ обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью. Органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения.
Согласно ст. 51 ФЗ №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления вправе передавать муниципальное имущество во временное или постоянное пользование физическим и юридическим лицам, органам государственной власти РФ и органам местного самоуправления иных муниципальных образований, отчуждать, совершать иные сделки в соответствии с федеральными законами.
Из административного искового заявления и пояснений административного истца следует, что Дмитриева Н.А. 15.05.2023 года обратилась в Администрацию города Бердска с заявлением №2730824247 о предварительном согласовании представления земельного участка для индивидуального жилищного строительства, площадью 1401 кв.м. по адресу: <адрес>, на праве аренды на 20 лет, основание предоставления без проведения торгов: пп.15 п.2 ст. 39.6 ЗК РФ, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для индивидуального жилищного строительства, код по классификатору ВРИ 2.1, с приложенной схемой КПТ.
23.05.2023 года Администрацией города Бердска вынесено решение №5015/65-Исх об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка по следующим основаниям: «Схема расположения земельного участка на кадастровом квартале территории не может быть утверждена по основаниям, указанным в п.6 ст. 11.9 ЗК РФ, а именно, образование земельных участков не должно приводить к чересполосице. Предлагаемая схема образует чересполосицу с соседним участком с кадастровым номером №».
Общие правила и условия образования земельных определены статьей 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации, согласно которой земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности (пункт 1).
Образование земельных участков допускается при наличии в письменной форме согласия землепользователей, землевладельцев, арендаторов, залогодержателей исходных земельных участков. Такое согласие не требуется в случаях образования земельных участков из земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и предоставленных государственным или муниципальным унитарным предприятиям, государственным или муниципальным учреждениям; образования земельных участков на основании решения суда, предусматривающего раздел, объединение, перераспределение или выдел земельных участков в государственных или муниципальных нужд (пункт 4 статьи 11.2 ЗК РФ).
На основании пп.15 п.2 ст. 39.6 ЗК РФ договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, ведения гражданами садоводства для собственных нужд, гражданам и крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности в соответствии со статьей 39.18 настоящего Кодекса.
Согласно п.1 ст. 39.18 ЗК РФ, в случае поступления заявления гражданина о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства для собственных нужд, заявления гражданина или крестьянского (фермерского) хозяйства о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности уполномоченный орган в срок, не превышающий двадцати дней с даты поступления любого из этих заявлений, совершает одно из следующих действий:
- обеспечивает опубликование извещения о предоставлении земельного участка для указанных целей (далее - извещение) в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов уставом поселения, муниципального округа или городского округа, по месту нахождения земельного участка и размещает извещение на официальном сайте, а также на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет";
- принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка или об отказе в предоставлении земельного участка в соответствии с пунктом 8 статьи 39.15 или статьей 39.16 настоящего Кодекса.
На основании пп.1 п.8 ст. 39.15 ЗК РФ, уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка, если схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в пункте 16 статьи 11.10 настоящего Кодекса.
Согласно пп.3 п.16 ст. 11.10 ЗК РФ основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса требований к образуемым земельным участкам.
В соответствии с п.5, 6 ст. 11.9 ЗК РФ не допускается раздел, перераспределение или выдел земельных участков, если сохраняемые в отношении образуемых земельных участков обременения (ограничения) не позволяют использовать указанные земельные участки в соответствии с разрешенным использованием.
Образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
Административному истцу было отказано в предварительном согласовании предоставления земельного участка в аренду без проведения торгов на основании п.6 ст. 11.9 ЗК РФ.
Из представленной истцом схемы расположения земельных участков, следует, что истец просит предоставить ей земельный участок площадью 1401 кв.м. по адресу: <адрес>. Между испрашиваемым земельным участком и земельным участком с кадастровым номером № образуется вытянутый земельный участок площадью около 670 кв.м. (длиной 38 м., шириной, 17,7 метра), который, по мнению истца, соответствует минимальной площади участка, установленной Правилами землепользования и застройки города Бердска, утвержденных Решением Совета депутатов города Бердска четвертого созыва от 17.09.2020 года №399, согласно которых минимальная площадь предоставляемого участка для индивидуального жилищного строительства не должна быть менее 600 кв.м. Следовательно, считает, что образуемый участок площадью 650 кв.м. не является чересполосицей.
Действующим законодательством не установлено четкое определение «чересполосицы». Вместе с тем, исходя из норм Земельного кодекса РФ, предполагается, что чересполосица - это часть земной поверхности, представляющие собой земли государственной или муниципальной, неразграниченной государственной собственности, расположенные между образованными земельными участками (в том числе ограниченные земельными участками), из которых не может быть образован земельный участок, отвечающий требованиям ст. 11.9 ЗК РФ.
Согласно представленному административным ответчиком топографическому плану (л.д.38, 45) по земельному участку, образуемому между испрашиваемым истцом участком и участком с кадастровым номером № под землей проходит водовод, а также газопровод.
Согласно п.12.35 СП 42.13330.2016 Свод правил. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. Актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89, утв. Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 30.12.2016 года №1034/пр, минимальные расстояния по горизонтали (в свету) от подземных инженерных сетей водопроводов и напорной канализации до фундамента зданий и сооружений составляет 5 метров. В соответствии с пп. «б» п.7 Постановления Правительства от 20.11.2000 года №878 «Об утверждении Правил охраны газораспределительных сетей устанавливаются охранные зоны вдоль трасс подземных газопроводов из полиэтиленовых труб при использовании медного провода для обозначения трассы газопровода – в виде территории, ограниченной условными линиями, проходящими на расстоянии 3 метров от газопровода со стороны провода и 2 метров с противоположной стороны.
Административным истцом представлена схема расположения земельных участков на кадастровом плане территории (л.д.53), согласно которой, с учетом охранных зон, на которых не допускается строительство, а также отступов от смежных границ земельного участка, площадь застройки составит 203 кв.м. (л.д.54).
Административным ответчиком представлена схема, согласно которой с учетом указанных выше ограничений площадь застройки на образуемом участке площадью 670 кв.м. составит 171 кв.м. (л.д.53).
При таких обстоятельствах, при формировании земельного участка в соответствии с предложенной административным истцом схемой, на земельном участке площадью 670 кв.м. территория, в пределах которой возможно строительство, является незначительной (как по расчетам административного ответчика, так и по расчетам административного истца), что препятствует рациональному использованию оставшейся территории. То есть, имеющиеся в отношении образуемого земельного участка обременения (ограничения) не позволяют использовать данный земельный участок в полной мере в соответствии с разрешенным использованием – для индивидуального жилищного строительства, с учетом того, что минимальный размер участка для индивидуального жилищного строительства не должен быть менее 600 кв.м.
При таких обстоятельствах исковые требования административного истца не подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд
Решил :
В удовлетворении административного искового заявления Дмитриевой Н. А. к Администрации города Бердска о признании незаконным отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка от 23.05.2023 года №5014/65-Исх. и обязании предварительно согласовать предоставление земельного участка для индивидуального жилищного строительства, площадью 1401 кв.м., расположенного по адресу: <адрес> на праве аренды на 20 лет без проведения торгов на основании пп.15 п.2 ст. 39.6 ЗК РФ, отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Новосибирский областной суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья О.В. Лихницкая
Полный текст решения изготовлен 22 октября 2023 года.